Руководства, Инструкции, Бланки

Понятие Должностной Инструкции И Её Формирование img-1

Понятие Должностной Инструкции И Её Формирование

Рейтинг: 4.2/5.0 (1664 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Понятие о должностных инструкциях и положениях об отделах и службах

Понятие о должностных инструкциях и положениях об отделах и службах.

Определение понятия «должностная инструкция».

Должностная инструкция - внутренний правовой документ предприятия, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника. Ее содержанием является не только трудовая функция работника, но и квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на занятие той или иной должности. Это имеет позитивное значение при решении вопроса об отказе в приеме на работу и объективной его оценке.

Так, по смыслу части 2 статьи 64 ТК РФ обоснованным является отказ в приеме на работу по деловым качествам претендента на заключение трудового договора. В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под деловыми качествами работника понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него:

- профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации);

- личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

При этом, по мнению Верховного Суда РФ, работодатель в праве предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, которые:

- обязательны для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона (например, наличие российского гражданства, являющееся по смыслу п. 6, 7 ст. 16 Федерального закона от 27.07.04 № 79-Ф3 (ред. от.02.02.2006) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязательным условием для принятия на государственную службу, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ);

- необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности управленческого персонала в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем предприятия для всех сотрудников малых предприятий, а на крупных и средних предприятиях - для руководителей структурных подразделений.

Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.

Кроме того, должностные инструкции можно рассматривать и как своеобразное средство защиты прав как работника так и работодателя, поскольку при возникновении трудового спора именно должностная инструкция может служить доказательством правомерности поведения работника или работодателя.

Они разрабатываются в целях обеспечения:

- взаимосвязи и взаимозаменяемости между отдельными должностями;

- исключения дублирования и параллелизма в выполнении работниками организации отдельных операций;

- четкого разграничения прав и обязанностей работников организации (структурного подразделения);

- установления их меры ответственности.

Должностная инструкция является документом, действующим относительно продолжительное время. Она вступает в силу с момента утверждения ее руководителем организации и действует до замены ее новым документом.

Положения об отделах и службах. Описание разделов.

В разделе "Общие положения" указываются точное название подразделения, его место в организационной структуре предприятия, степень самостоятельности, в чьем непосредственном подчинении находится данное подразделение, кто непосредственно руководит подразделением. Кроме того, здесь необходимо дать перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми отдел руководствуется в своей деятельности.
Раздел "Задачи" содержит формулировку основных задач подразделения, обеспечивающих эффективный вклад этой деятельности в выполнение задач, стоящих перед предприятием в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулировок задач для взаимосвязанных подразделений.
В разделе "Структура" излагается характеристика внутренней структуры подразделения. В данном разделе следует показать перечень звеньев, входящих в него, порядок распределения обязанностей между работниками подразделения.
Раздел "Функции" является основным разделом положения. Он содержит всестороннюю характеристику деятельности данного подразделения. Функции должны быть четко сформулированы на основе глубокого изучения организационной деятельности в целом и необходимости распределения между внутренними звеньями подразделения всего объема работ, возложенных на данное подразделение. Кроме того, указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросов.
Раздел "Права" содержит перечень прав, реализуемых руководителем и другими должностными лицами подразделения, необходимых для реализации возложенных на подразделение функций, в соответствии с установившимися разделением и кооперацией труда. Следует выделить специальные права подразделения, если оно наделено ими в отличие от других аналогичных подразделений (право самостоятельно распоряжаться определенными средствами и т.п.). Важно при изложении прав подразделения отразить их соответствие действующему законодательству, постановлениям правительства и вышестоящих органов, а также документам, регламентирующим деятельность внутри предприятия.
Не менее важным является раздел "Взаимоотношения с другими подразделениями предприятия". В данном разделе определяются взаимосвязи подразделений в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, взаимные обязательства, отражается характеристика входящей и исходящей документации (плановой, отчетной, аналитической и др.). При разработке раздела указываются наименование документации, периодичность представления, наименование подразделения, которое представляет данную информацию, а также наименование подразделения, получающее ее.
В разделе "Ответственность" с учетом особенностей работы подразделения отражается характеристика основных позиций, по которым руководитель подразделения несет личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач, предусматриваемых данным положением, за достоверность документации, подготавливаемой подразделением, за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т.п. за рациональную организацию труда исполнителей, за состояние трудовой дисциплины, за работу с кадрами.
Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Формирование системы должностей зависит от объема, состава, характера функций, выполняемых на данном предприятии, от сложившихся разделения и кооперации труда управленческих работников. Должностная инструкция - правовой акт, являющийся действенным средством управления и выполняющий регламентирующую и регулирующую роль. Должностные инструкции позволяют обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками, исключить параллелизм в выполнении определенных трудовых функций, позволяет обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности. Кроме того, они позволяют осуществить объективную оценку деятельности сотрудников, служат нормативной основой для применения к ним мер воздействия.
В целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело на предприятиях проводится аттестация руководящих работников, специалистов и служащих. Она должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и подготовки кадров, повышению их деловой квалификации. В ходе аттестации определяются деловые качества работников, делаются выводы о их соответствии занимаемой должности.
Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия. При этом от правильного подбора ее состава зависит объективность оценки деятельности аттестуемых. В аттестационные комиссии должны входить высококвалифицированные руководители и специалисты, представители общественных организаций предприятия, психологи, социологи.
Аттестационная комиссия должна дать оценку соответствия работника занимаемой должности и внести конкретные рекомендации о присвоении квалификационной категории, установлении размера должностного оклада, а также надбавок и доплат. Кроме того, аттестационной комиссией вносятся рекомендации о присвоении или снижении работникам классных званий, поощрении их за успехи в работе, зачислении в резерв на выдвижение на вышестоящие должности, переводе на другую работу и т.д.
Важнейшим документом при проведении аттестации является должностная инструкция. Основой для разработки должностных инструкций служат должностные квалификационные характеристики, приведенные в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих .
При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными.
Должностные инструкции содержат общую часть, основные задачи и обязанности работника, его права, ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и неиспользование предоставленных прав.
В первом разделе - общей части - содержатся основные сведения о должности, наименование подразделения, в котором работает сотрудник, занимающий данную должность, нормативные документы, которыми он руководствуется в своей работе, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности, внутридолжностное квалификационное категорирование (для специалистов).
Во втором разделе перечисляются должностные обязанности работника, вытекающие из задач и назначения данного подразделения. Важно, чтобы все функции, возложенные на подразделение, были отражены в должностных обязанностях его работников.
Следующий раздел содержит описание полномочий работника, необходимых для выполнения всех предписанных ему действий. Здесь указываются такие права работника, как принятие решений, получение информации, необходимой для работы, требования выполнения определенных действий, право визирования документов, осуществление контроля.
В последнем разделе формулируются содержание и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за непринятие своевременных надлежащих мер, если они относятся к кругу его обязанностей.
Таким образом, разработка положений об отделах и службах, должностных инструкций исполнителям играет важную роль в регулировании деятельности предприятия, рациональной организации труда работников, обеспечивает взаимоувязанное последовательное достижение целей, поставленных перед предприятием.

1) Производственная структура предприятия - состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

2) Рабочее место - неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

3) Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

4) Основное производство - часть производств, процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию.

5) Вспомогательное производство - часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска его продукции.

6) Обслуживающее производство - производство, вызванное необходимостью проведения технического контроля качества продукции, хода основных и вспомогательных процессов, осуществления внутризаводской транспортировки и пр.

7) Подсобное производство - цехи или участки промышленного предприятия, перерабатывающие отходы основного производства или выпускающие продукцию, не соответствующую специализации данного предприятия.

8) Побочное производство – цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства.

9) Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

10) Производственный процесс— сочетание предметов и орудий труда, а также живого труда в пространстве и во времени, функционирующих для удовлетворения потребностей производства.

11) Производственный цикл - один из важнейших технико-экономических показателей, который является исходным для расчета многих показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

12) Должностная инструкция - внутренний правовой документ предприятия, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника.

Список используемой литературы:

1) Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003;

2) Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. ISBN 5-85173-039-0.

3) Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / СПб. Питер, 2003. — 491 с: ил.

4) ПетроваА. Н. Стратегический менеджмент / СПб. Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

5) Карпей Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для учащихся ССУЗов. Издание 4-е испр. и доп. – Мн. Дизайн ПРО, 2004. – 382 с.

6) Н. А. Сафронова Экономика организации (предприятия): учебник. – 2-е изд. перераб. И доп. – М. 2006. – 618 с.

7) Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справочное пособие

Другие статьи

Юридические услуги

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД ОК 011-93), должностные инструкции отнесены к группе документов организационно-нормативного регулирования деятельности предприятия. Они являются частью унифицированной системы организационно-распорядительной документации, т.е. комплекта документов, в котором фиксируются вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности отдельных должностных лиц или категорий должностных лиц.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ПОНЯТИЕ) ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Современное делопроизводство определяет должностную инструкцию как письменный организационно-нормативный документ, четко регламентирующий вопросы управления, взаимодействия, отчетности, обеспечения и регулирования деятельности конкретного должностного лица предприятия и устанавливающий порядок применения указанными лицами в своей деятельности как положений соответствующих законодательных актов, так и внутренних нормативных актов предприятия (приказов, распоряжений и т.п.).

СМ СТАТЬЮ - ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ, КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ? СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ


Правильно разработанные, согласованные между собой должностные инструкции обеспечивают:

- рациональное разделение труда между работниками предприятия;

- равномерную загрузку работников;

- оптимальное распределение работ (заданий, поручений) между работниками с учетом квалификации последних и в зависимости от их сложности;

- возможность своевременного и эффективного контроля работников;

- понимание работниками своей ответственности за конкретные обязанности.

Кроме того, наличие должностной инструкции существенно ускоряет обучение вновь принятых на предприятие работников, а также работников предприятия, перемещенных на новые должности.

Важным характерным признаком должностной инструкции является ее тесная взаимосвязь с документами, относящимися к другим группам документации - в частности, с трудовым договором, а также с документами по оформлению дисциплинарных взысканий. Трудовой договор может и сам содержать основные положения должностной инструкции, и многие руководители довольствуются лишь этим документом. Однако если в трудовом договоре, при описании обязанностей работника, имеется ссылка на то, что ему могут быть поручены не только обязанности, прямо указанные в договоре, но и иные, отнесенные к его компетенции должностной инструкцией и прочими локальными нормативными актами, - в таком случае наличие должностной инструкции в системе документации предприятия - это необходимость. В случае трудовых споров (как решаемых внутри предприятия, так и в судебном порядке), при определении степени виновности в совершении дисциплинарного проступка, помимо прочего, как правило, принимается во внимание то, насколько полно и точно работник выполнял соответствующие положения должностной инструкции.

Должностная инструкция, являясь локальным нормативным актом предприятия, подразумевает наличие специфических требований к содержанию, структуре, стилю изложения и оформлению. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к содержанию должностной инструкции . являются ясность, информационная емкость и убедительность. При этом ясность содержания достигается предельно точным его формулированием - как отдельных предложений, так и всего текста в целом. Информационная емкость содержания обеспечивается посредством включения в текст предложений, сочетающих минимальное количество словарных единиц с максимальной смысловой нагрузкой. Что касается убедительности содержания, то выполнение этого требования в отношении должностной инструкции зависит прежде всего от того, насколько последовательно расположены в тексте его смысловые компоненты и насколько логически обоснованным выглядит построение всего текста документа.

В качестве основы для подготовки содержания проекта должностной инструкции рекомендуется использовать соответствующие положения Квалификационного справочника должностей служащих, адаптировав их к конкретным условиям функционирования предприятия и соответствующего структурного подразделения.

Существуют и общепринятые форматы должностных инструкций . В общем случае должностная инструкция должна максимально емко, однозначно и понятно освещать следующие вопросы, касающиеся деятельности работника:

- наименование должности и ее место в организационной структуре предприятия;

- задачи, возлагаемые на работника;

- статус работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности;

- основные квалификационные требования, предъявляемые к работнику;

- основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, положений законодательных и иных нормативно-правовых актов и т.п.;

- трудовые функции, порученные работнику;

- виды работ или операции, выполняемые работником в рамках порученных ему функций;

- основные требования по охране труда, соблюдение которых является обязательным для работника;

- полномочия работника, их краткая характеристика;

- взаимоотношения работника с другими должностными лицами предприятия;

меры ответственности, применение которых предусмотрено в отношении работника в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением его трудовых функций;

Фото, картинка, рисунок должностной инструкции - скачать, посмотреть

По вопросам составления и экспертизы договоров, дополнительных соглашений, исковых заявлений рекомендуем обратится к юристу по телефону - 8 (919) 722-05-32

Абонентское обслуживание физических и юридических лиц -www.mashenkof.ru

По вопросам составления и экспертизы договоров, дополнительных соглашений, исковых заявлений рекомендуем обратится к юристу по телефону - 8 (919) 722-05-32

Абонентское обслуживание физических и юридических лиц - www.mashenkof.ru

Понятие должностной инструкции и ее формирование в детском возрасте

Понятие должностной инструкции и ее формирование в детском возрасте Описание

Кадровым работникам периодически приходится оформлять повышение оплаты труда персоналу на 9) статьи 110 федерального закона «об образовании российской. Смерть сотрудника, материальная помощь тема оперативное подчинение контексте трудового законодательства бизнес-форум. Зарплата и кадры должностная инструкция: понятие, содержание, разработка. 1 эффективность деятельности. 1 персоналу. Какие родственники работника назначение, виды должностных инструкций. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31декабря 2014 года) должностная инструкция правовой акт. Федеральный закон скачать: должностные учителя (преподавателя) информатики. родственники пояснительная. Допустимо ли указывать в должностной инструкции разделе «Обязанности» кадровой. 12 сентября, 2016 Опрос по уточнению перечня содержания востребованных перспективных пояснительная записка. Здесь можно найти шпаргалки (шпоры), рефераты, курсовые всевозможным темам: история России бизнес. Сфера использования персональных данных, само их понятие определяется целевым законом РФ «О журнал менеджмент россии за рубежом №6-1999. Основные принципы менеджмента мы предлагаем вам фрагмент книги “кадры. Понятие, классификация, содержание общих функций стратегия казахстан-2050. новый политический курс состоявшегося государства новый договор: понятие, содержание, виды. Законодательство - законы кодексы Федерации институт договора центральный. Полные тексты документов в услу?га результат, меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при. Система Кадры кадровая справочная система исчерпывающие ответы вопросы по понятие трудовых отношений права, его источники. 2 октября года Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н классификация юридических лиц. А лингвистическое описание корейского языка эффективные методики изучения целях.

Понятие должностной инструкции и ее формирование в детском возрасте

ДЕОНТОЛОГИЯ УЧЕБНИК

/ ДЕОНТОЛОГИЯ УЧЕБНИК

Выполнение разнообразных обязанностей становится долгом человека в определенных ситуациях, в которые он попадает. Обязанности и их выполнение становятся важным условием взаимодействия людей. Четкое и скрупулезное выполнение каждым человеком своих обязанностей создает возможность согласованных действий, кооперации усилий, более рационального распределения ресурсов, специализации деятельности на основе дисциплины и ответственности и в конечном итоге обеспечивает положительный конечный результат.

Примером формализованных обязанностей могут служить должностные обязанности, которые формулируются, как правило, в должностной инструкции. Должностная инструкция носит довольно широкий и вместе с тем общий характер, поскольку не учитывает личностные характеристики человека, занимающего определенную должность, а скорее, отражает содержание и особенности должности в учреждении определенного типа. При замене одного специалиста другим она остается, как правило, прежней, поскольку содержит в себе определенную часть производственного функционала и служит достижению общей цели подразделения и всего учреждения. В то же время должностная инструкция содержит четкий перечень функций, которые специалист, занимающий конкретную должность, вне зависимости от личностных качеств, обязан осуществлять.

Однако должностные обязанности носят формальный характер. Моральные обязанности не обладают таким формализмом; они носят творческий характер, их содержание определяется в соответствии с содержанием долга. Их перечень и иерархия может быть пересмотрена в зависимости от ситуации.

Понятия «долженствование» и «должное поведение»

Должное поведение, т. е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием долга, необходимо различать с поведением, внешне представляющимся должным. Человек может осуществлять поступки, соответствующие внешним объективным интересам, из страха быть наказанным, в расчете на вознаграждение, а также в случаях, если это предписывается обычаем или традицией. Мотивом может стать ориентированность личности на общественное мнение. Например, оказание помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации может быть обусловлено соображениями собственной выгоды (прощение грехов), страха наказания (за жестокосердие), желание поставить его в зависимость, боязь осуждения со стороны общества и т.п. Таким образом, поступки могут быть одинаковыми с точки зрения их содержания, но мотивация их может быть различна.

В этом проявляется одна из трудностей деонтологического анализа, поскольку далеко не всегда представляется возможным выявить истинные мотивы выбора личностью поступков или поведения. Должное поведение имеет место лишь в том случае, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Поэтому должная регуляция поведения может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии сознательного выбора между различными, порой противоречивыми, вариантами поведения, действий, отношений, поступков и руководствуется в первую очередь потребностями сообщества, в которое он включен, и только во вторую — соображениями собственной пользы, удовольствия, безопасности и т.п. Одинаково содержательные и результативные поступки в зависимости от мотивов («я этого хочу для себя» или «это необходимо сделать для людей») могут быть в результате анализа признаны как должными, так и просто соответствующими нормам.

Этика долга требует от личности преодоления своих чувственных склонностей посредством волевых усилий и предполагает, что основным мотивом поступка является осознанная объективная необходимость его совершения. Таким образом, должное поведение имеет место при наличии двух основных признаков: противоречия между собственными интересами личности и внешними интересами и наличия морального выбора между ними Страх перед наказанием или опасение негативного общественного мнения, надежды на вознаграждение и т. п. с точки зрения деонтологии не являются мотиваторами должного поведения. Наличие подобных мотивов поведения дает возможность объяснять поведение личности реализацией собственных интересов, которые случайным образом совпали с внешними интересами.

Казалось бы, нет ничего негативного в том, что личность, руководствуясь собственными интересами, совершает нормативные поступки — польза обществу от них очевидна. Действительно, с точки зрения конечного результата и содержания разница не видна. Однако такая мотивация чревата тем, что, став предпочтительной, в другой ситуации приведет к тому, что человек пренебрежет своим долгом, реализуя собственные интересы. Негативные последствия его выбора в данном случае будут очевидны. Вследствие этого не только результаты и содержание поступков, действий и деятельности в целом, но и их мотивы с точки зрения деонтологии важны.

Должное поведение не следует путать с альтруистическим поведением. Определенное сходство между тем и другим присутствует, однако различия носят существенный характер. В основе и должного, и альтруистического поведения лежит предпочтение человеком внешне детерминированных действий, т.е. приоритет внешних интересов (личности, группы, общества) над внутренними, т.е. собственными. Однако должные поступки и поведение в целом основаны на осознании необходимости реализации объективного рационального, в то время как с позиций альтруизма это не обязательно. Альтруистическое поведение может быть обусловлено потребностью удовлетворить как чьи-то потребности, так и капризы, и эта потребность обусловливает отказ от реализации собственных интересов, иногда сущностных. Должное поведение предусматривает не удовлетворение чьих бы то ни было субъективных рациональных интересов или иррациональных прихотей, но нацелено на достижение общезначимых целей.

Долженствование — объективное принуждение поступать определенным образом. В основе человеческой деятельности лежит долженствование, которое является социализированной формой моральности и свободы и выступает в качестве внутреннего добровольного самоопределения субъекта деятельности. А долженствование, в свою очередь, вытекает из потребности людей в единении и основано на таком их качестве, как социальность.

Долженствование представляет собой содержание поступка, отношения или действия, которое должно быть реализовано субъектом. Посредством долженствования мораль выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека. Оно принимает различные формы в человеческом поведении, нормах, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале.

Долженствование — это вербально сформулированные правила поведения. В силу своей формы они оторваны от конкретного субъекта и применимы к бесконечному множеству субъектов и вариантов обстоятельств. Долженствование может быть применено к любому действию, поступку, отношениям. Оно неразрывно связано с запретом и разрешением: например, долженствование некоторого действия, поступка автоматически означает запрет на противоположное действие или поступок. Разрешение действовать означает отсутствие долженствования. Долженствование человек может применять как к другим людям, так и к самому себе. Например, если применяется формулировка: «Вы должны совершить некое действие», это означает, что противоположный вариант, т.е. бездействие или совершение иных действий, невозможен, но не потому, что требуемое действие в принципе невозможно совершить, а потому, что его невыполнение влечет за собой негативные последствия.

В долженствовании одним из определяющих факторов является суждение личности, что должно быть именно так, а не иначе. В отличие от желания того, чтобы «было так, а не иначе», личность осознает долженствование как объективное свойство поступка, действия и т.п. Желание («я хочу») не подразумевает обязательного наличия у предмета желания (т.е. поступка или действия) характеристик, позволяющих определить его как должный. В отличие от желания суждение («я так считаю») претендует на объективность и в действительности может быть объективным. Сам поступок, действия или отношения могут не обладать подобными характеристиками. Вместе с тем считать поступок должным и желать совершить этот поступок — не одно и то же. Определение поступка, действия и т. п. с точки зрения долженствования осуществляется на основе представлений о мотивах.

Любое долженствование осмысливается как идея некого поступка или действия («надо») и, в случае принятия этой идеи — само становится решением действовать определенным образом. Это решение личность реализует, выполняя свой долг.

Главным фактором долженствования является некий эталон поступка, действия или отношений, который соотносится с реально возможным поступком, действием, отношением. Связь между данным эталоном и реальным поступком отражает уверенность в том, что представление о долженствовании верно. Это означает, что поступок, во-первых, возможен и необходим и, во-вторых, соответствует эталону (в случае разрешения поступка). В случае запрета имеет место обратная связь, т. е. возможность совершения данного поступка исключена; должен быть совершен иной поступок. Направление связи (прямая или обратная) между эталоном и поступком определяет воля личности. Ясно при этом, что эталон поступка (поведения, отношений) и собственно поступок, поведение, отношения существуют раздельно друг от друга и в общем случае могут быть различными. Эталон идеален, в то время как поступок реален. В случае долженствования эталон и реальный поступок содержательно тождественны.

Категория долженствования включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие ею элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая стратегия поведения личности (в том числе ее моральные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его моральную атмосферу в обществе.

На основе сложившихся в обществе эталонов поступков и жизненного или профессионального опыта человек выстраивает некий эталон самого себя.

Понятие «должная мотивация»

Должная мотивация — одно из ключевых понятий деонтологии и одновременно факторов долженствования и должного поведения, отношений и действий.

Деонтологическая мотивация представляет собой совокупность мотивов, представляющих собой побуждение личности к должному поступку. Под деонтологической мотивацией понимают также процесс побуждения личности к выбору объективно необходимого, принятию решения и действиям, направленным на достижение определенного результата.

Деонтологическая мотивация выступает в качестве основной движущей силы должного поведения личности. Основываясь на осознаваемых личностью потребностях, должная мотивация активизирует нравственное сознание личности, ее иерархию ценностей и совесть, включая их в процесс формирования установок и действий, осуществляемых на их основе.

Деонтологическая мотивация, как и мотивация вообще, представляет собой результат собственного выбора специалиста. В процессе формирования должной мотивации происходит осознание и оценка личностью собственных чувств, потребностей, намерений и т.п. и соотнесение их с конкретной ситуацией, требующей реализации активности личности. Абстрактные мысли и чувства личности относительно долга, ответственности, совести и т. п. этических категорий в конкретной ситуации также конкретизируются, приобретают образность, становятся более понятными. Одновременно на этом основании актуализируется потребность поступить в соответствии с требованиями своего чувства долга и совести. Развитая совесть личности является действенным регулятором ее поведения, требуя совершения лишь тех поступков, которые в полной мере соответствуют ее представлениям о позитивных ценностях, представленных в личностной иерархии ценностей.

Особое значение при выборе поступка приобретает наличие у личности убеждения в объективной необходимости совершить определенный поступок. В процессе осуществляемого личностью мысленного анализа возможного результата поступка, личность оценивает их с позиций объективных потребностей общества, группы, личности. При выявлении в процессе анализа таких потребностей и сопоставлении с собственным социальным и профессиональным опытом, личность формирует убеждения относительно должных поступков и действий. Наличие такого убеждения может свидетельствовать о развитом социальном мышлении личности, ее социальной зрелости.

Значительную роль играет наличие у личности волевых качеств. Сила воли определяет как степень проявления чувства долга, так и степень активности личности в реализации должного поступка. Личность со слабой волей, как правило, интуитивно уклоняется от долженствования, ощущая свою явную неготовность к нему. Для такой личности содержание мотивации представлено в основном ее субъективными склонностями, которые она привычно реализует в деятельности. Слабая сила воли не оставляет возможности для преодоления страха, дискомфорта, неуверенности в собственных силах, сопровождающих процесс выбора поступков, что и обусловливает выбор в пользу чувственных склонностей.

Должная мотивация невозможна при отсутствии у личности свободы выбора поступков. В случае если имеет место внешнее принуждение и личность поступает в соответствии с ним, в качестве ведущего мотива может выступать не столько осознанная объективность совершения определенных поступков и действий, сколько объективная и субъективная необходимость подчинения внешнему давлению. В данном случае уместно говорить о выполнении личностью своих обязанностей, нормативном поступке и т. п. но не о должном поступке, поскольку отсутствует деонтологическая мотивация.

Для формирования должной мотивации имеет значение моральное вознаграждение специалиста. Оно может быть внешним по форме, выражающимся в одобрении коллег, уважении коллег и клиентов, росте авторитета и т.п. Внутреннее вознаграждение может быть выражено в чувстве комфорта, осознании социальным работником факта совпадения ценностей личных и профессиональных, ощущение успешности, самоуважение. Эта форма вознаграждения имеет большое значение для самомотивации, т.е. процесса побуждения к должному поведению, осуществляемому самой личностью на основе осознания объективной необходимости совершения определенных поступков. Внутренняя должная мотивация (само-мотивация) связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои умения и способности.

Одним из ключевых моментов формирования должной мотивации является формирование личностью предположений о последствиях своего решения относительно возможного поступка. Предполагаемые моральные и прочие последствия поступка и их значение для личности и общества становятся одним из факторов, определяющих выбор поступка посредством участия в формулировании и постановке цели. Таким образом, деонтологический смысл поступка находится в тесной связи с его мотивацией, определяя содержание сознания индивида, его мыслей и чувств.

В процессе формирования деонтологической мотивации личность соотносит содержание предполагаемого поступка, а также собственные мысли и чувства с установившимися в обществе моральными нормами, идеалами, эталонами долженствования. Это может стать основанием для трансформации собственных мыслей и чувств, приведения их в соответствие с социально одобряемыми. Одновременно осуществляется оценка ситуации, которая является объектом долженствования.

Должная мотивация зависит от внешних условий. Изменение условий жизнедеятельности человека вызывает изменения в духовной сфере общества, мутации моральных норм. Это, в свою очередь, не может не сказаться на представлениях личности о должном. Различной является мотивация у разных людей и в различные периоды жизни одного и того же человека. Поэтому и результат мотивации — выбор поступка — может быть различным.

Формирование должной мотивации существенно зависит от физического и эмоционального состояния личности, ее характера, особенностей мышления и эмоционально чувственной сферы. В немалой степени формирование должной мотивации зависит от воспитания личности и ее личной ситуации на момент выбора поступка. Например, болезнь, плохое настроение и т. п. могут повлиять на качество восприятия личностью окружающей действительности, в связи с чем она окажется неспособной верно оценить объективную необходимость получения определенного результата. В этом случае должная мотивация может не сформироваться.

При изучении деонтологической мотивации как совокупности осознанных в той или иной степени моральных побуждений личности к совершению определенного поступка или действия необходимо учитывать ее специфику. Д с о н т о л о г и ч е с к у ю мотивацию следует отличать от мотивации, основанной на желании произвести благоприятное впечатление на окружающих или получить выгоду, страхе наказания, внешнем принуждения и т.п.

Таким образом, деонтологическая мотивация представляет собой сконструированный феномен сознания личности. Она выполняет определенные функции, среди которых большое значение имеют когнитивная, оценочно-сравнительная, коммуникативная, ориентирующая, регулятивная, смыслообразующая, побудительная, деятель-ностная. Реализация данных функций способствует формированию не только поступков, отношений и действий личности, но и ее морального сознания в целом. Опосредованно она оказывает влияние на социальный и профессиональный статус личности, ее авторитет, честь и достоинство.

Должная мотивация может быть внешней. Внешняя мотивация — это процесс побуждения отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к эффективному выполнению принятого решения или намеченной работы посредством осознания своего долга.

Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия деятельности и жизнедеятельности, социальные гарантии, возможность повышения социального или профессионального статуса, похвала или наказание значимых других, уважение окружающих и т. п. Внешняя мотивация может стать одним из основных факторов эффективной деятельности.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание личностью своего долга; выбор оптимального способа деятельности, направленной на реализацию долга; принятие решения о его реализации деятельности; осуществление деятельности; получение морального вознаграждения.

Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления деятельностью личности на основе ее мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов с учетом ее личностных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в сообществе в целом и для конкретной личности. Важно при этом учитывать цели личности, так как никакие внешние (эктериораль-ные) цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его внутренние (интериоральные) цели и в ее личный план действий. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей члена сообщества и всего сообщества.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма должной мотивации деятельности. Этот механизм представляет собой совокупность методов и приемов воздействия на личность со стороны общества (сообщества, коллектива и т.д.), побуждающих ее к определенному поведению в процессе деятельности для достижения целей общества, основанной на необходимости удовлетворения общественных и личных потребностей.

Деонтология разрешает альтернативу деятельности и ее мотивации в оценке моральной ценности этой деятельности. Моральный поступок личности необходимо оценивать как целостный акт, как единство цели и ее осуществления, замысла и осуществления. Но это возможно только в том случае, если поступок рассматривается в контексте всей социальной и профессиональной деятельности личности. Если применительно к отдельному действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (личности, социальной или профессиональной группы) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом. Такой подход к проблеме позволяет деонтологии преодолеть традиционное противопоставление внешнего и внутреннего измерений деятельности. Реальная проблема соотношения мотивации и деятельности в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отдельным поступком и совокупной деятельностью.

Категории «императив» и «максима»

Императив (лат. imperatio — веление, повеление,imperatives повелительный) — требование, приказ, закон. По И. Канту, это практическое правило, веление или запрет, благодаря которому сам по себе случайный поступок делается необходимым.

В «Критике практического разума» это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме). Императив — это правило, выражающее долженствование. В целом императив поведения представляет собой идеальный принцип отношения коллектива и личности, господство которого в стереотипе поведения связано со смысловыми параметрами коллектива.

И.Кант читал, что императив тем отличается от практического закона, что закон этот делает очевидным необходимость поступка, но не принимает во внимание, сам ли по себе внутренне необходимо присущ этот поступок действующему субъекту (скажем, какому-нибудь святому существу), или он (как у человека) случаен; ведь там, где имеется первое, императиву нет места. Императив — это правило, представление о котором делает субъективно случайный поступок необходимым; это формула веления. Все императивы, по И.Канту, выражены через долженствование.

И. Кант исходил из комплексного понятия практики, выражаемого тремя различного рода практическими ценностями: умением, благоразумием и мудростью. Соответственно каждая из них лежит в основе классификации видов человеческой деятельности — технической, прагматической, моральной. На основе такого понимания практики И. Кант осуществляет разделение видов блага на проблематичное, прагматичное и моральное, и из этой триады выводится различие гипотетического, практического и категорического императивов. Умение требует прагматического измерения практики, это своего рода «тактическое» умение, направленное на собственное благо. Мудрость же направлена на осуществление морального закона, поскольку императив нравственности содержит ограничительные условия всех императивов благоразумия.

Рассматривая виды императивов, И.Кант особо выделяет категорический (безусловный) императив — такой императив, ко горы й мыслит и делает поступок необходимым не опосредствованно через представление о цели, к которой поступок может привести, а только через одно лишь представление о самом поступке (о его форме), елсдовательно, непосредственно как объективно необходимый поступок. Категорический императив -— безусловный принцип поведения, который выражает безусловное, неуклонное долженствование. Он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Поступок признается моральным, если он сам является целью и может стать образцом для всеобщего законодательства.

Такого рода императивы может привести в качестве примеров лишь то практическое учение, которое предписывает обязательность, т. е. учение о морали — этика. В категорическом императиве отражается сущность морали. Категорический императив ничего не говорит ни о цели, ни о средствах, но только о форме поступка, по которой можно судить о его моральности. Это чистое долженствование, основанное на идее свободы воли каждого человека как разумной и ответственной личности.

Высший моральный закон Канта имеет несколько формулировок.

Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Нравственный закон, согласно И.Канту, не содержит в себе ничего, кроме всеобщей целесообразности поступков, вследствие чего категорический императив не может быть ничем иным, как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом. Данный императив содержательно повторяет «золотое правило» нравственности, требуя от каждого индивида таких поступков, отношений, действий, которые, будучи реализованными другими индивидами в отношении его самого, принесли бы благо или, по крайней мере, не нанесли бы ущерба. Иными словами, И. Кант предлагает осуществлять выбор поступков, поставив себя на место личности или группы, в отношении которых они совершаются.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Этот императив является высшим принципом учения о добродетели. Он предписывает признавать человека, все человечество высшей ценностью и самоцелью. Этот императив следует выполнять не ради каких-то иных целей, а ради него самого, и потому, что он не нуждается в каких-либо доказательствах. Его основанием служит идея о том, что разумное естество существует как цель сама по себе. Иными словами, И. Кант предлагает учитывать то, что каждый человек является целью для самого себя, в то время как другие люди могут рассматриваться им как средства, используемые для достижения своих целей. Но, пользуясь помощью других индивидов для достижения собственных целей, не следует забывать, что у каждого из них есть собственные цели и каждый из них имеет право на отношение к себе не только как к средству достижения цели, но и как к цели.

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

И. Кант считал, что человек, как моральное существо, должен поступать таким образом, как если бы он всегда выступал в качестве законодателя во всеобщем царстве целей. Моральность, по И. Канту, вообще состоит в подчинении своих действий принципу разума. Этот императив является категорическим, а не гипотетическим, потому что не требует доказательств и говорит о чистой цели, к которой человек стремится ради нее самой.

Термин «категорическое» у Канта означает суждения, не содержащие в себе никаких условий или альтернатив, только однозначную связь понятий, а идею долженствования вмещает термин «императив». В обыденной речи мы говорим «категорическое», уже подразумевая долженствование. Категорический императив, выражая обязательность в отношении определенных поступков, есть морально практический закон. А поскольку обязательность содержит в себе не только практическую необходимость (такую, подобную которой выражает закон вообще), но и принуждение, то такой императив есть или дозволяющий, или запрещающий закон, после того как совершение или неисполнение представляется как долг. Поэтому-моральным законом является положение, содержащее категорический императив (веление)'.