Руководства, Инструкции, Бланки

Научная Работа Для Школьников Образец img-1

Научная Работа Для Школьников Образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1631 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Научная работа пример оформления и составления

Научная работа пример оформления и составления
  1. Правильно составленная научная работа пример оформления
  2. Научная новизна курсовой работы пример определения

Курсовая работа студента, либо научная работа школьника, является настоящим вызовом интеллекту. Но принять этот вызов необходимо, так как в процессе выполнения данных заданий нами будет произведен наиболее глубокий анализ предмета.

Правильно составленная научная работа пример оформления

Итак, если вам дали задание по составлению научной работы, то необходимо понимать, что халтура в этом деле недопустима. Лучше сразу исключить возможность отвязаться простым копированием сторонней информации и настроится на ответственное выполнение задания.

Причин тому несколько, но основная заключается в высоком ожидании со стороны учителя. Это означает, что в случае успеха нам обеспечена высокая оценка, либо диплом. А в случае вскрытия фактов того, что мы выполняли работу некачественно и спустя рукава, это может повлечь самые серьезные последствия.

Важно! Научная работа, как правило, не бывает короткой. Приготовьтесь составить действительно масштабный труд, в ходе которого будет проведен углубленный анализ изучаемого предмета.

Естественно, научная работа должна быть не только качественно проделана, но и правильно оформлена. Вам необходим план научной работы пример которого сегодня можно посмотреть в интернете. У каждой научной работы должен быть титульный лист и содержание. Кроме того к ней должна быть подготовлена короткая выжимка, которая и будет участвовать в представлении вашего труда приемной комиссии

Научная новизна курсовой работы пример определения

Наиболее высокие требования предъявляются к научным работам, проделываемым в рамках подготовки курсовой. Необходимость создания качественного контента на заданную тематику обусловлена тем, что университеты должны готовить человека в качестве специалиста, и умение самостоятельно находить, структурировать и использовать информацию является одним из признаков хорошего профессионала.

Разбирая примеры научных работ школьников, учителя, как правило, основываются на трудолюбии ученика, которое видно по самой работе. Однако в случае с университетом важно не только это, но и научная новизна данной работы.

Если попытаться объяснить понятие «новизны» простыми словами, то мы получим предельно четкое определение – своим исследованием студент должен не просто повторить пройденный ранее другими путь, но и привнести что-то новое. Конечно, делать открытия вас никто не просит, а сама научная новизна все же не будет являться определяющим фактором качества работы, но достижения в этом аспекте, можно не сомневаться, принесут вам только плюсы.

Поэтому делать курсовую работу необходимо, как можно раньше, чтобы у вас было время на подробный анализ и полноценную умственную деятельность. Тогда высокий результат будет гарантирован.

Другие статьи

Исследовательские работы школьников

Исследовательские работы начальной школы

Автор исследовательской работы: Николенко Данил, 4-А, школа №43 г. Симферополя

Я давно мечтал завести себе домашнего питомца. И в сентябре мне подарили "экзотическое" домашнее животное - гигантскую африканскую улитку ахатину. Мне предстояло срочно найти ответ на вопрос, в каких условиях мой питомец Гарри должен содержаться и чем питаться. В ходе сбора информации я заинтересовался этим видом улиток и решил организовать наблюдение за ахатиной и провести исследовательскую работу об улитке Ахатине .

История книги

Автор исследовательской работы: Малеева, ученица школы № 43

С раннего детства мне нравилось читать небольшие произведения. когда я научилась писать, то мне захотелось научиться писать рассказы, сказки и другие произведения самой для таких же девчонок и мальчишек, как и я. В своей исследовательской работе об истории книги я постараюсь понять и объяснить роль и ценность книги для человечества в целом и человека в частности, показать людям как важно ценить труд создателей книги.

История возникновения пазлов

Автор исследовательской работы: Назар Зозулинский, ученик 4–А класса

"Пазл - это красивая мозаика" - говорят дети.
"Пазл - это направление в области развивающих игр и занятий" - считают производители.
"Пазл - это настоящее искусство" - утверждают знатоки и ценители этого необычного и невероятно увлекательного занятия. При этом возникает вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? В исследовательской работе о пазлах я узнаю о пазлах подробнее.

Космический обман

Автор исследовательской работы: Трушко Игорь, ученик 3-Б класса

Я выбрал эту тему исследовательской работы, так как мне хотелось узнать больше о первых людях на Луне. Однажды, я смотрел по телевизору канал «Дискавери», передачу о высадке американских астронавтов на Луну. Я спросил у папы, а русские были на Луне? На свой вопрос я получил неожиданный для меня ответ, что еще не факт, что там были американские астронавты. А как же фильмы и фотографии? Так по телевизору и динозавров показывают "живых".

Влияние компьютера на организм младшего школьника

Автор исследовательской работы: Филков Артем, учащийся 2-В класса

Актуальность темы моей исследовательской работы о влиянии компьютера на организм школьника заключается в том, что первые шаги на пути познания компьютера всегда самые сложные. И от того, правильно ли будут усвоены азы работы с компьютером на начальном этапе обучения, во многом зависит здоровье школьников в будущем. Поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера и выявить следующее:

Оружие Древнего Рима в современном мире

Автор исследовательской работы: Трушко Игорь, ученик 2-Б класса

Я провел исследовательскую работу об оружии Древнего Рима. так как мне хотелось узнать больше о военном искусстве Рима. потому что Римская армия была самая сильная, а Римская империя самая большая. В чем причина таких великих боевых успехов, достигнутых Римом? В чем проявлялось это превосходство над другими армиями? Какое было оружие у древних римлян ?

Живая вода

Автор исследовательской работы: Викторова Екатерина, 4-Б, школа №43

Известно всем, что натуральный продукт быстро портится, а химический – может храниться от одного месяца и более. Больше всего меня заинтересовал срок хранения натуральной воды по сравнению с водой из-под крана.
Мне было интересно определить какую воду можно назвать живой. Идея написать исследовательскую работу о живой воде появилась после экскурсии к водопаду Учан-Су в окрестностях г. Ялта.

Научная работа школьников в СУНЦ МГУ

Увлекательная физика

Как школьнику выполнить научно-исследовательскую работу. Как подготовиться к научной конференции. Как попасть на российскую и зарубежную конференцию высокого уровня. Примеры исследовательских проектов, выполненных учащимися 10-11 классов СУНЦ МГУ.

Выполняя научное исследование, Вы приобретаете навыки самостоятельного творчества, которые, по нашему убеждению, будут Вам полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Дело в том, что современная школа "загружает" Вас большим объёмом изучаемого материала, который подаётся механически, при этом упор делается на память, а не на осмысление материала. Однако в современном мире крайне важно обладать навыками самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения. Вот почему выпускники лучших школ страны, таких как СУНЦ МГУ, становятся не только учёными, но и политиками, бизнесменами, банкирами. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.

Выполняя исследовательскую работу, Вы сможете найти себе дело по душе, понять, какое Вам понадобится образование в дальнейшем. Проведя исследование, Вы сможете принять участие в научной конференции школьников у нас в стране или за рубежом, познакомиться и подружиться со своими талантливыми сверстниками и побывать в интересных местах.

Как выполнить исследование

Перед началом исследования определитесь с тем, что Вы хотели бы изучить, то есть с областью исследования (физика, математика, и т.д.). Оцените имеющиеся у Вас ресурсы: кто будет Вашим руководителем и где Вы будете находить нужную Вам информацию (доступ к книгам, Интернету), каким оборудованием и вычислительной техникой Вы располагаете. После чего Вам необходимо выбрать тему исследования. Чем нужно руководствоваться при выборе темы? Выбор темы - это прерогатива руководителя работы, Вам её могут просто предложить. Соглашайтесь, руководитель обычно понимает, что из какой темы получится за то время, которым Вы располагаете. Но не поленитесь внимательно посмотреть примеры работ школьников, которые имеются на сайтах школьных конференций и на этом сайте: узнав, что смогли сделать Ваши ровесники, Вы лучше поймёте, что будет по силам Вам.

Если Вы только начинаете исследование и в Вашем распоряжении нет близко расположенного университета, а есть только родная школа, Вам придётся в большей степени рассчитывать на свои силы и, если понадобится, наши консультации. Тогда мы рекомендуем Вам ознакомиться со списком работ, которые выполняли участники наших летних школ. Эти работы достаточно просты, но они содержат все элементы настоящего научного исследования. Вы можете легко повторить их, привнеся при этом что-то своё. Помните, что задача школьника - отнюдь не потрясти основы науки своим открытием (это Вы сделаете, окончив школу, университет и много поработав), а приобрести необходимые навыки, которые Вам так помогут в будущей профессиональной деятельности. Вы также можете принять участие в одной из наших каникулярных школ и начать своё исследование под нашим руководством.

Если Вы уже выполняете работу, то Вам нужно обратить особое внимание на две вещи. Во-первых, работа должна быть методически грамотной, а результаты - правильно обработанными (ну, например, если у Вас результаты представлены в виде графиков, то на них обязательно должны быть нанесены погрешности). Здесь Вам неоценимую помощь окажет Ваш руководитель. Вы также можете обращаться к нам с любыми вопросами. Во-вторых, Вам нужно выбрать конференцию, на которой Вы сможете представить Ваши результаты научному жюри и Вашим сверстникам, а также узнать, что их интересует в науке. Конференций проводится много и очень разного уровня. Постарайтесь быть честны перед самим собой и выступить не на той конференции, где раздают красивые дипломы всем подряд, а на той, где Вы сможете получить реальную оценку Вашей работы и, что важнее, доброжелательные замечания и рекомендации на будущее. Мы рекомендуем список таких конференций. Кроме того, мы рекомендуем ознакомиться с примерами работ наших учащихся, выступавших с докладами .

Чем хорошая работа отличается от плохой

Только одним - тем, что автор хорошей работы является Хозяином своей работы. Это означает, что он хорошо понимает суть проведённого исследования. Для того, чтобы понять, являетесь ли Вы Хозяином своей работы, попробуйте ответить на вопросы:

Что из результатов Вашей работы было получено лично Вами?

  • Чем отличается Ваш метод исследования от других методов?
  • Как устроен прибор, которым Вы пользовались?
  • Что обозначают величины, входящие в используемые Вами формулы?
  • На каких фундаментальных законах базируется Ваша теория?
  • Работа однозначно плоха, если:

    1. она является рефератом, то есть Вы просто пересказываете то, что прочитали в какой-то книге или нашли в Интернете;
    2. Вы добросовестно ходили в какую-то лабораторию, и Ваш руководитель дал Вам пересказать что-то из его работ, при этом Вы не всё там понимаете.

    Глубоким заблуждением, распространённым среди школьников, является мнение, что "настоящая" работа - это та, где много сложных формул, малопонятных определений. Или что она должна быть выполнена "на самом краю современной науки". Как правило, лучших мест удостаиваются те школьные работы, где установки собраны "на коленке" и как раз там, куда брезгует войти "взрослая" наука. Но при этом автор и является тем самым Хозяином.

    И не стесняйтесь побеспокоить нас, если у Вас возникнут конкретные вопросы.

    Что должно быть в Вашей работе

    Выполнив работу, напишите тезисы (не более 1 страницы), в которых обязательно должно быть чётко и ясно отражено следующее:

    1. Постановка задачи. Цель выполнения работы.
    2. Состояние дел в данной области до Вашего исследования (или ссылки на литературу).
    3. Метод исследования. Используемые подходы.
    4. Перечень основных полученных результатов.
    5. Выводы к работе, её перспективы.

    Если Вы не можете чётко ответить на какой-то из этих вопросов, Вам необходимо поразмышлять на эту тему. Написав по абзацу на каждый пункт, Вы получите ТЕЗИСЫ своей работы и можете выбрать конференцию, на которой представите результаты.

    Где можно представить результаты своей работы и как это сделать

    Рекомендуем ознакомиться со списком хороших конференций. на которых Вы можете представить полученные Вами результаты. Каждая конференция имеет свои требования по срокам представления заявок и оформлению материала, с которыми Вы можете ознакомиться на соответствующем сайте.

    Научно-исследовательская работа

    научно-исследовательская работа

    - рассказали и мне стало интересно.

    - мне захотелось узнать подробнее.

    2. Цель твоего проекта:

    3. Выдвижение гипотезы:

    Если ты решил посвятить свою работу исследованию, то у тебя обязательно возникнут гипотезы.

    ГИПОТЕЗА – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.

    Запиши гипотезу к своей работе. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее. Гипотезы могут появляться и в процессе работы над темой. Их тоже следует записать. Помни, что гипотезы могут быть только при выполнении исследовательской работы, при работе над проектом их нет и не может быть.

    Для этого постарайся ответить на вопрос: как можно узнать что-то новое по твоей теме? Для этого надо определить, какими методами ты можешь пользоваться, а затем определи их порядок. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

    - посмотреть книги по теме;

    - спросить у других людей, что им известно по твоей теме;

    - познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;

    - обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;

    - если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;

    - составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;

    Конечно, невозможно при выполнении исследовательской работы или проекта воспользоваться всеми перечисленными методами. Выбери те из них, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы) и расчёты.

    С этого надо начинать любую работу. Задай себе вопросы:

    · Что я об этом знаю?

    · Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

    · Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моей работы?

    Запиши свои ответы по теме своей работы

    Просмотреть книги по теме работы

    Если то, что ты изучаешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и описано в книгах.

    Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, чётко, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

    Название книги обязательно запиши в «Список литературы» по образцу:

    Фамилия автора, инициалы (имя, отчество)

    Название книги. – Место издания (город): издательство, год издания. –

    Страницы, на которых имеется информация.

    Бианки В.В. Лесная газета.- М. «Мир искателя», 2005. – с. 12-13.

    Каждую книгу записывай с новой строки. Найденную в книгах информацию следует ксерокопировать или переписывать на отдельный лист. Это поможет тебе потом правильно составить текст работы.

    Собранные материалы по теме складывай в отдельную папку.

    Людей, с которыми следует побеседовать об изучаемом предмете, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

    К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты изучаешь.

    Неспециалистами для нас будут все остальные люди. Но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты хочешь узнать.

    Записывая полученную при опросе информацию, обязательно укажи фамилию, имя и отчество человека, сообщившего интересующие тебя данные, род его деятельности.

    Запиши информацию, полученную от других людей.

    Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.

    Подумай, какие наблюдения ты можешь провести для отработки своих гипотез, какими приборами ты можешь воспользоваться при этом.

    Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

    Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

    Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

    Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.

    Запиши план и результаты эксперимента.

    Подготовь текст выступления.

    Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты твоей работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по плану:

    1). Почему избрана тема.

    2). Какую цель ты преследовал в своей работе.

    3). Какие ставил задачи.

    4). Какие гипотезы проверял (для исследовательской работы).

    5). Какие использовал методы и средства.

    6). Каким был план исследования или проекта.

    7). Какие результаты получил.

    8). Какие выводы сделаны по итогам работы.

    9). Что можно ещё сделать в этом направлении.

    Текст доклада лучше отпечатать на компьютере, т.к. печатный текст удобнее читать. Кроме того, сохранённый в компьютере доклад легче править.

    Темы исследовательских проектов

    1. http://www.vivanauka.ru/NauchnieRaboti/nauchno-prakticheskaya-rabota-v-nachalnoy-shkole
    2. Автомобили современные и старинные
    3. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
    4. Мой кот
    5. Барби – взрослая игрушка для детей
    6. Профессии нашей мечты
    7. Корабли
    8. Детские фантазии
    9. Кактус – колючий друг
    10. Магия цвета
    11. Шоколад – вред или польза
    12. Как мультфильмы влияют на психику ребенка
    13. Санкт-Петербург глазами ребенка
    14. Российские железные дороги
    15. Мое увлечение – старинные автомобили
    16. Аквариум и его обитатели
    17. Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину
    18. Выращивание кристалла
    19. Полезная вещь для дома
    20. Моя родословная
    21. Профессии наших родителей
    22. Мой город
    23. Мальчики и девочки
    24. Защита поступка
    25. Мой город
    26. Символика нашего класса
    27. Хлеб – всему голова
    28. Почему высохла лужа
    29. Далеко ли от нас до солнца
    30. Новогодняя красавица
    31. Осевая симметрия
    32. Соломенное чудо
    33. Птицы – наши друзья
    34. Здоровый образ жизни
    35. Наш дом. Наш двор
    36. Праздники моей семьи
    37. Генеалогическое дерево моей семьи.
    38. Война и наша семья.
    39. Награда в нашем доме.
    40. Лента времени моей семьи.
    41. Календарь семейных профессий.
    42. Семейные традиции.
    43. Семейные реликвии.
    44. Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
    45. Как мне выбирали имя.
    46. Спортивная жизнь семьи.

    При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:

    1. проекты. «История моей улицы»;
    2. «Улица моего детства»;
    3. «Мое генеалогическое древо»;
    4. «Моя фамилия»;
    5. «Любимый семейный праздник»;
    6. «Отношения в семье»;
    7. «Обязанности членов семьи»;
    8. «Мы приглашаем гостей»;
    9. «Мы идем в гости»;
    10. «История школы, в которой я учусь»;
    11. «Что я могу сделать с мусором?».
    1. «Вода и ее значение для жизни человека»
    2. «Разнообразие водоемов родного края»;
    3. «Экологические проблемы водоемов»;
    4. «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»;
    5. «Кто работает на родной земле?»;
    6. «Мир растений родного края»;
    7. «Мир животных родного края»;
    8. «Современные экологические проблемы сообществ»;
    9. «По страницам Красной книги»;
    10. «История моего города (села, деревни)»;
    11. «Мое здоровье»;
    12. «Береги свое здоровье смолоду»;
    13. «Вредные привычки – враг здоровья» и др.
    14. "Зачем животным нужны хвосты"
    15. "Помоги птицам зимой"
    16. "Бумага"
    17. "Значение разнообразного питания"
    18. "Проращивание семян"
    19. «Не оставим птичек в беде!»
    20. "Интересные соседи бобры"
    21. «Почему не тонут корабли (исследовательская работа)»
    22. Что мы знаем о мёде?"
    23. "Ласточкина трава"
    24. "Мой веселый звонкий мяч"
    25. "Река Подкумок"
    26. "Мобильный телефон и ребёнок: за и против"
    27. "Родниковая вода"
    28. "Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз"

    EsoReiter.ru
    Информационно-познавательный портал "Факты о невероятном"

    ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА И РАБОТА НАД НИМ.

    Содержание:

    Круговорот воды в природе
    Аннотация

    Учебный проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы. В учебном проекте охватываются темы: «Вода»; «Превращения и круговорот воды»; «Берегите воду». С помощью наблюдений и опыта учащиеся смогут проследить путь воды (испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

    Творческое название проекта - Вода – путешественница.

    Основополагающий вопрос: Как капелька воды вновь окажется в облаках?

    1. Как вы понимаете слово «путешественница»?

    2. Можно ли отнести это слово к воде и почему?

    3. Что еще интересного вы знаете о воде?

    Темы исследований учащихся

    1. Наблюдение: куда исчезла вода с асфальта после дождя?

    2. Практическая работа: круговорот воды

    3. Практическое задание: готовим воду для питья

    Учебная тема проекта

    Проект «Птицы» предназначен для младших школьников. Он поможет им изучить учебные темы «Многообразие животных», «Животные лесов» в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Этот проект можно использовать и для проведения интегрированного урока (литературное чтение – окружающий мир) по теме «Книга В.Бианки «Лесная газета».

    В рамках этого проекта дети могут провести самостоятельные исследования:

    1. Чей нос лучше?

    2. Самая, самая, самая…лучшая птица

    3. Кто лучший строитель?

    4. Интересное рядом

    Творческое название проекта
    Удивительный мир пернатых друзей.

    Основополагающий вопрос:
    Какая птица достойна звания СУПЕРПТИЦА?

    1. Птицы это украшение природы или необходимое звено в цепи питания?

    2. Какие птицы нужны людям?

    3. Зачем нужно охранять птиц?

    1. Многообразие животных

    2. Животные лесов

    3. Природа живая и неживая

    4. Правила поведения в природе

    Темы исследований учащихся

    1. Чей нос лучше?

    2. Кто лучший строитель?

    3. Самая, самая, самая… лучшая птица

    4. Удивительное рядом (по материалам книги В.Бианки «Лесная газета»)

    Творческое название проекта
    Природа вокруг нас и связи в ней

    Основополагающий вопрос:
    Влияют ли изменения в неживой природе на живую?

    1. По каким признакам природу делят на живую и неживую?

    2. Как доказать, что живая и неживая природа взаимосвязаны?

    3. Что такое явления природы?

    4. Как человек использует знания о природе, о ее явлениях?

    1. Многообразие природы

    2. Неживая природа

    3. Живая природа (человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы)

    4. Взаимосвязи в природе

    Темы исследований учащихся

    1. Изменения в природе с наступлением зимы (других времен года)
    2. Влияние воды на жизнь растительного мира
    3. Солнце – друг природы или враг?
    4. Причины листопада
    5. Путешествие ботаника вокруг школы;
    6. Экологическая сказка;
    7. Лесной календарь;
    8. Секреты здоровья;
    9. Пернатые друзья;
    10. Реклама моего города;
    11. Математическая сказка;
    12. Букет вежливых слов;
    13. Вместе делаем книгу;
    14. Удивительное рядом;

    Разработка экологического учебного проекта
    “Мое животное”

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.К сожалению, уроки природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов .

    Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам, может быть выделен в качестве факультативных занятий.

    Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.

    В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.

    Разработанный проект “Мое животное” апробировался в начальных классах школы .

    Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

    Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:

    I. Разработка проектного задания.

    II. Разработка самого проекта.

    Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.

    I. Разработка проектного задания.

    1. Учитель предлагает тему проекта “Мое животное”, формулирует проблему проекта “Не наносим ли мы вреда домашнему животному, когда берем его в свой дом?”

    изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.

    · научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;

    · проводить исследовательскую работу по изучению жизни и поведения домашних животных;

    · дать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению жизни домашних животных.

    В качестве объекта исследований выбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.

    Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались кошка, собака, хомяк, рыбки.

    1. Выделяет подтемы в проекте:

    · Золотая рыбка в нашем классе;

    · Золотистый хомячок:

    · о Жучках и Мурках.

    На этой основе учитель комплектует три группы.

    1. Подготовка материала.

    2. Учитель готовит задания для групп, вопросы, на которые надо получить ответы.

    3. Учитель формирует творческие группы, заранее распределяет роли.

    4. Обсуждение конкретных выходов по проекту.

    · плакат “Кодекс правил поведения с домашними животными”

    Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

    1. Самостоятельно планируют работу.

    (“Прежде чем действовать, поразмышляй!”).

    3. Этап осуществления замысла.

    4. Подготовка работы к презентации.

    Учитель консультирует, координирует и корректирует.

    1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.

    2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу (инсценировку, газету, альбом, кодекс правил поведения с домашними животными на плакате)).

    3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

    Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

    Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

    Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивал, что “работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению в фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы…”

    Результаты исследований групп получили высокую оценку и одобрение.

    Способ решения проекта.

    Тема: “Золотая рыбка в классе”.

    Задачи: познакомить детей с особенностями строения рыбы, получить представление об уходе за аквариумными рыбками, понять, что значит бережно к ним относиться и вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

    1. Золотая рыбка в классе.

    2. Особенности строения.

    3. Кормление и уход за аквариумными рыбками.

    4. Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам?

    “В третий раз закинул он невод, -
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростой рыбкой, - золотою”.

    1. Золотая рыбка в классе.

    Наша рыбка эта не сказочная, а настоящая, и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке у нас было хорошо.

    Родина золотой рыбки – далекий Китай.

    Давным – давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники – европейцы и привезли ее в Европу для разведения ее в аквариумах.

    2. Особенности строения золотой рыбки.

    1. Чем покрыто тело у рыб? (Наблюдение)

    А какая у рыб форма тела? (Наблюдение)

    Тело у них обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

    На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыбки есть на спинке, на брюшке и на грудке.

    Позвать рыбок и легонько постучать по стеклу.

    Вывод: рыбки плывут к кормушке на наш стук, значит они слышат. У них нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.

    3. Кормление и уход за аквариумными рыбками.

    Золотые рыбки очень любят мотыля — красную личинку безвредного комара-дергуна. За день одна золотая рыбка съедает 4—5 личинок

    Пинцетом или ложечкой бросить в воду 2—3 мотыля. Рыб нельзя перекармливать.

    Также все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложечку. Кормят рыбок в одно и то же время.

    Что еще должно быть в аквариуме, кроме рыбок?

    Необходимо положить на дно песок, гладкие камушки, ракушки, зеленые растения, чтобы дно аквариума как можно больше напоминало дно природного водоёма.

    4. Что значит бережно относиться к аквариумным рыбкам (наблюдение, исследование )?

    Для того чтобы рыбки были здоровы и весело плавали, необходимо не только хорошо ухаживать за ними, но и относиться к ним бережно. Их нельзя пугать, ловить руками, с ними нельзя играть. Ими можно любоваться, какие они красивые, как они плавают, отдыхают и едят.

    “Живи в нашем аквариуме золотая рыбка,
    А мы будем служить тебе!”, - сказали дети.
    … “Ничего не сказала рыбка,
    Лишь радостно хвостиком по воде плеснула…”

    Тема: “Хомячок золотистый”.

    Задачи: познакомить детей с особенностями строения хомяков, получить представление об уходе за ними, учить доброте, сочувствовать животным, живущим в клетках.

    1. Можно ли брать в дом диких животных?

    2. Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).

    3. Уход за хомяками и их кормление.

    4. Хорошо ли хомячкам у нас (наблюдение)?

    1. Можно ли брать в дом диких животных?

    “Можно ли брать в дом диких животных или их малышей?” Диким животным по-настоящему хорошо только там, где живут их собратья.

    Однако есть животные, которых человек приучил к жизни в неволе с давних времён. Это, например, морские свинки или сирийские хомячки.

    Людям нравятся эти симпатичные зверки. Они подумали, что будет очень забавно, если его приручить и поселить в доме. Хомячка увезли далеко-далеко от родных мест. В наших краях они не могут жить без заботы человека. Любители специально разводят их, чтобы в любое время можно было видеть эти милые создания. В неволе их содержат в клетках.

    2. Внешний вид и повадки хомяка (наблюдение).

    У ребят нашей группы живут сирийские хомячки. Их так называют потому, что они родом из южной страны Сирии, где никогда не бывает холодных снежных зим. Их называют также золотистыми. Как вы думаете, почему? Правильно. Потому что у них красивый золотистый мех: на спинке более тёмный, чем на брюшке.

    Хомячки добрые, доверчивые и очень симпатичные зверьки. Посмотрите, какая у них милая мордочка: глазки, как чёрные бусинки, около рта усики, ушки торчат, сзади маленький хвостик. А какие у них ножки? Да, верно, коротенькие и все одинаковые.

    Какие у него лапки, сколько на них пальчиков? По пять на каждой.

    Она умывается сразу двумя лапками.

    Хомячкам очень нравится лазить, поэтому для них в клетке поставлена лесенка, сделаны жёрдочки. Спит он, свернувшись в клубок.

    3.Уход за хомяками и их кормление (исследование).

    В этой клетке живут наши хомячки. Сетка в клетке толстая, потому что тонкую сетку хомячки перегрызают острыми зубками. Для гнезда в клетку поставлен вот этот домик, рядом наложены лоскутки из мягкой ткани, кусочки ваты, опилки, чтобы хомячки могли устроить для себя удобное гнездо.

    Хомячкам удобна клетка размером 50х70 см с жёрдочками и лесенками, чтобы они могли двигаться: бегать, лазить, прыгать.

    Рядом с гнездом у хомячков кладовая, куда они приносят запасы пищи. У хомячков должно быть достаточно таких запасов, иначе они начинают нервничать, и самочка грызёт самца. Несмотря на то, что мы хомячков хорошо кормим, они не могут без запасов. Так уж у них, хомячков, заведено.

    Хомячки едят сухие зёрна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб. Они пьют воду, а с появлением малышей самочке нужно давать молоко.

    Когда они едят, они сидят на задних лапках, а пищу держат в передних. Кладут зёрна в рот и грызут их зубами. Недаром хомячков называют грызунами Во рту у них есть большие защёчные мешки. Когда хомячок сыт, он туго набивает зерном защёчные мешки и переносит в кладовую, где высыпает его. При этом вот, что он о себе думает:

    Я запасливый зверёк:
    В сумке за щекою
    Я таскаю зёрна
    В свою кладовую.

    4. Хорошо ли хомячкам у нас? (наблюдение)

    Какие глаза у хомячков? Глаза у хомячков печальные. Мы стараемся делать всё, чтобы хомячкам было у нас хорошо, но лучше, чем на свободе, не бывает. Наши хомячки родились в клетке и, наверное, не понимают, отчего им тоскливо. Вернуть в природу мы их не можем, слишком далеко их родина. У нас для них холодно. Чтобы скрасить жизнь хомячкам, мы должны жалеть их, не обижать, постоянно заботиться о них, вовремя кормить тем, что они любят.

    Животные — это не игрушка для развлечений и забав. Они нуждаются во внимании и заботе человека. Однако нередко можно видеть, как якобы для воспитания “любви к природе” их держат в банках, вёдрах и других ёмкостях, не приспособленных для жизни зверьков. Порой их забывают даже кормить, обрекая на мучения. Не дают, например, хомячкам заготовить впрок зерно, горох, кукурузу, овёс или содержат самца вместе с самкой перед родами, а затем с малышами и т. д. Безразличный к животным человек не сможет воспитать любовь к ним у детей, а только равнодушие.

    Тема: “О Жучках и Мурках”.

    Задачи: познакомить с особенностями поведения домашних животных, обсудить проблему бездомных животных, воспитывать ответственное отношение к домашним животным.

    1. Инсценировка “Откуда берутся бездомные животные?” (наблюдение, исследование)

    2. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)

    3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)

    1. Инсценировка “Бездомная кошка”

    Однажды я встретил бездомную кошку:
    — Как Ваши дела?
    — Ничего, понемножку.
    — Я слышал, что Вы тяжело заболели.
    — Болела.
    — Так значит, лежали в постели?

    · Лежала на улице много недель

    - Бездомной, мне некуда ставить постель.
    Подумал я: “Странно, что в мире огромном
    Нет места собакам и кошкам бездомным”.

    (А. Дмитриева “Бездомная кошка”)

    2. Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)

    Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

    Хотят на день рождения
    Мне подарить щенка,
    Но я сказал: “Не надо!
    Я не готов пока!”

    (С. Михалков “Зяблик”)

    Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой.

    Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и даже печально известных бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.

    И еще одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”

    Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.

    Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.

    По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.

    Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

    3. Хорошо ли моей собаке (кошке) у нас дома? (наблюдение, исследование)

    Учащиеся зачитывают сочинения о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них, какие забавные случаи происходили с их четвероногими друзьями и отвечают на поставленный вопрос.

    Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.

    Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.