Руководства, Инструкции, Бланки

Суот В Школе Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (24 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о системе управления охраной труда

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда

1. Общее положение
1.1 Положение разработано в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 14 августа 2001г. №2953, приказом Минобразования РФ от 11.03.98 г. № 662 «О службе охраны труда в образовательных учреждениях», приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 28.12.05 № 1035 «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе образования Брянской области».
1.2 Настоящее Положение вводится как нормативный документ, обязательный для исполнения всеми руководителями и специалистами муниципального отдела образования г. Фокино, образовательных учреждений, входящих в сферу деятельности муниципального отдела образования администрации г. Фокино, независимо от их типа и подчиненности.
1.3 Управление охраной труда в школе осуществляет директор школы в пределах его полномочий.

2. Задачи системы управлении.
2.1 Обеспечить постоянное улучшение условий труда и образовательного процесса.
2.2 Профилактика травматизма обучающихся и работников.
2.3 Обеспечение контроля, в том числе и общественного, за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
2.4 Защита интересов работников и обучающихся, пострадавших от несчастных случаев.
2.5 Обеспечение работников и обучающихся средствами индивидуальной и коллективной защиты.
2.6 Организация проведения профилактических медосмотров работников и обучающихся.
2.7 Своевременное обучение по охране труда работников и обучающихся.
2.8 Проведение аттестации рабочих мест по охране труда.

3. Ответственность создания безопасных условий труда
3.1 Руководитель обязан обеспечить:
- проведение вводного инструктажа при приеме на работу, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов;
- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда.
3.2 Заместитель директора по УВР
- выявление опасных и вредных производственных факторов на учебных и рабочих местах;
- проведение анализа состояния причин травматизма;
- обеспечение контроля над безопасностью используемых в образовательном процессе приборов, технических средств, оборудования;
- обеспечение контроля над безопасностью и организацией учебного процесса в травмоопасных кабинетах;
- организация своевременного и качественного проведения аттестации по условиям труда;
- организация разработки инструктажей по охране труда;
- контроль над своевременным проведением инструкций обучающихся и работников;
- проведение 2 ступени оперативного контроля;
- участие в расследовании несчастных случаев (работников и обучающихся);
- разработка программы и проведение вводного инструктажа с работниками;
- организация своевременного проведения медосмотра работников и обучающихся
3.3 Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:
- проведение 2 ступени контроля;
- организация воспитательной работы (с учетом норм охраны труда);
- оказание методической помощи руководителям подразделений по вопросам обеспечения охраны труда;
- контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм;
- организация мероприятий по предупреждению травматизма ДТП.
3.4 Обязанности заместители директора по АХЧ:
- обеспечение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и хозяйственных построек, технологического и энергетического оборудования, осуществление их периодического осмотра и организации текущего ремонта;
- обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах;
- организацию соблюдения требований пожарной безопасности, за исправностью средств пожаротушения;
- обеспечение учебных кабинетов, мастерских и других помещений оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм техники безопасности;
- организацию проведения ежегодных измерений сопротивления, изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований системы отопления, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, уровня радиации, шума в помещениях в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- организацию разработки инструкций по охране труда и технике безопасности по видам работ для технического персонала (не реже одного раза в пять лет);
- организацию обучения, проведение инструктажа при приеме на работу технического персонала с записью в «Журнал регистрации вводного инструктажа по безопасности труда на рабочем месте»;
- приобретение и выдачу спецодежды.
3.5 Обязанности заведующих кабинетами
- организация безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допущение занятий в неприспособленных помещениях;
- разработку и периодический пересмотр (не реже одного раза в пять лет) инструкции по охране труда и представление их на подпись руководителю учреждения;
- контроль за наличием противопожарного оборудования, медицинских средств и средств индивидуальной защиты. Наличие наглядной агитации и необходимых инструкций;
- проведение необходимого инструктажа учащихся с записью в «Журнал инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
- доведение до сведения руководителя о всех недостатках, снижающих работоспособность обучающихся (заниженность освещения, шум и т.п.);
- сообщение руководителю учреждения и профкому о каждом несчастном случае с учащимся или работником с соответственной записью такого случая в «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве».
3.6 Обязанности работников, классных руководителей, воспитателей ГПД
- соблюдать требования охраны труда;
- нести ответственность за безопасное проведение образовательного процесса;
- проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
- сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
3.7 Обязанности преподавателя - организатора ОБЖ
- обеспечение соблюдения обучающимися правил безопасности при проведение образовательного процесса;
- участие в планировании мероприятий по охране жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения;
- взаимодействие с другими учреждениями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- совершенствование МТБ по курсу «Обеспечение охраны жизнедеятельности, хранение индивидуальных средств защиты»;
- обеспечение готовности коллективных средств защиты и правильное их использование.

4. Организация контроля
4.1. Контроль со стороны администрации.
Директор и его заместители по УВР имеют право:
- проводить вводный инструктаж при приеме на работу;
- предъявлять ответственным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений по охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях дисциплинарной ответственности ими об отстранении их от должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу лиц при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- отстранять от работы лиц, не прошедших инструктаж по охране труда.

суот в школе образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положение о системе управления охраной труда

    к приказу МЧС ДНР

    №____ от __________

    Положение о системе управления охраной труда

    Определение понятий и сроков

    В этом Положении о Системе управления охраной труда (далее - Положение) в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее – Министерство) приведенные ниже понятия в таком значении:

    безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, которая изучает опасности и средства защиты от них человека в любых условиях его пребывания;

    безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работников и сотрудников (далее – Сотрудники) вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормы;

    производственная травма – нарушение анатомической целостности организма человека или его функций вследствие действия производственных факторов;

    производственный травматизм – явление, которое характеризуется совокупностью производственных травм и несчастных случаев на производстве;

    гигиена труда – это отрасль гигиены, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние Сотрудников и разрабатывающая научные основы и практические меры;

    средства индивидуальной и коллективной защиты сотрудников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на Сотрудников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

    обучение по вопросам охраны труда – это обучение Сотрудников с целью получения необходимых знаний и навыков по вопросам охраны труда или безопасного ведения работ;

    опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на Сотрудника может привести к травме;

    нетрудоспособность – потеря общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или несчастного случая;

    несчастный случай на производстве – внезапное влияние на Сотрудника опасного производственного фактора или среды, вследствие которых нанесен ущерб здоровью или наступила смерть;

    охрана труда – система сохранения жизни и здоровья Сотрудников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

    периодический медицинский осмотр – медицинский осмотр Сотрудников, который проводят с установленной периодичностью с целью выявления ранних признаков обусловленных заболеваний, а также патологических состояний, которые развились на протяжении трудовой деятельности и препятствуют продолжению работыпоопределенной специальностью;

    предыдущий медицинский осмотр – медицинский осмотр, который проводят во время приема на работу для определения начального состояния здоровья претендента и его соответствия конкретно избранной профессии;

    профессиональный отбор – совокупность мер, целью которых является отбор лиц для выполнения определенного вида трудовой деятельности по их профессиональным знаниям, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также по состоянию здоровья и возрастом;

    работа с повышенной опасностью – работа в условиях влияния вредных и опасных производственных факторов или такая, где есть необходимость в профессиональном отборе, или связанная с обслуживанием, управлением, применением технических средств труда или технологических процессов, которые характеризуются повышенной степенью риска возникновения аварий, пожаров, угрозы жизни, причинение вреда здоровью, имуществу, окружающей среде;

    специальноеобучение – есть ежегодное изучение Сотрудниками, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда;

    стажировка – обретение лицом практического опыта выполнения производственных задач и обязанностей на рабочем месте после теоретической подготовки к началу самостоятельной работы под непосредственным руководством опытного специалиста;

    СУОТ – система управления охраной труда – составная часть общей системы управления Министерства;

    СОТ – служба охраны труда организовывает проведение профилактических мероприятий по охране труда и контролирует соблюдение Сотрудниками законов и других нормативно-правовых актов по охране труда;

    вредное вещество – вещество, которое при контакте с организмом человека при условиях нарушения требований безопасности может привести к производственной травме, профессиональному заболеванию или разладам в состоянии здоровья, которые определяются современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и следующих поколений;

    вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на Сотрудника может привести к его заболеванию.

    Система управления охраной труда внедрение 2016

    Система управления охраной труда внедрение 2016

    У вас появились вопросы?
    Наши сотрудники с удовольствием на них ответят.Задайте их нашему специалисту или позвоните по телефону
    (812) 900-21-58

    Система управления охраной труда (СУОТ) внедрение 2016

    В 2016 году российское законодательство, регулирующее вопросы охраны труда, было дополнено новой обязанностью работодателя по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда. ( ст.212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.201 № 197-ФЗ)

    Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

    Разработка суот стоимость

    Стоимость разработки систему управления охраной труда -от 30 000 рублей (офис 1-30 человек)
    Стоимость разработки СУОТ -производство от 50 000 рублей

    Порядок работы по внедрению СУОТв организации На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья работников в организации.
    Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Для благополучного внедрения СУОТ, в организации следует придерживаться основных принципов:
    • люди – самый ценный ресурс;
    • все происшествия, травмы и потери здоровья могут быть предотвращены;
    • ответственность руководства;
    • совместные усилия на ВСЕХ уровнях внутри организации;
    • охран а труда и качество – две стороны одной медали.
    Придерживаясь данных принципов, следует приступить к планомерной реализации всех основных элементов СУОТ, руководствуясь в том числе и Типовым положением о системы управления охраной труда. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда

    Вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому система управления охраной труда одной организации может отличаться от СУОТ другой организации.

    ЗАКАЗАТЬ РАЗРАБОТКУ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА Наши специалисты в короткие сроки разработают СУОТ для Вашей организации ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ:
    1. Принятие решения о внедрении и оценка существующей системы управления охраной труда СУОТ
      Результаты проведенной оценки служат основой для плана по созданию системы управления охраной труда и определения объемов работ по внедрению системы управления в организации.
      В ходе оценки:
      • проводиться анализ организационной структуры организации;
      • изучаются действующие в организации организационно-распорядительные документы, регламентирующие охрану труда;
      • проводиться анализ состояния охраны труда в организации;
      • определяется роль и место будущей системы управления охраной труда в системе управления организации.
    2. Планирование внедрения и создание организационной структуры системы управления охраной труда
      На этом этапе с организацией-заказчиком согласовывается календарный план внедрения системы управления. В организации назначаются должностные лица, ответственные за внедрение и функционирование системы управления охраной труда, определяются их функциональные обязанности.
    3. Повышение квалификации сотрудников организации
      Внедрение и эффективное функционирование системы управления охраной труда в организации предполагает широкое вовлечения сотрудников всех подразделений и уровней управления. Поэтому мы настоятельно рекомендуем Вам уделить особое внимание повышению квалификации руководства, всех начальников подразделений, а также представителей подразделений, участвующих в процессе внедрения и функционирования системы управления охраной труда. Основной акцент в программах повышения квалификации необходимо сделать:
      • для руководителей - на общих принципах обеспечения функционирования, контроля, анализа и оценки системы управления охраной труда;
      • для сотрудников - на организации и ведении работ по обеспечению требуемой в организации охраны труда.
    4. Разработка и внедрение документации системы управления охраной труда СУОТ
      Этап разработки и внедрения документации начинается с определения и согласования с организацией-заказчиком состава документации системы управления охраной труда, порядка ее оформления и ведения.

    Если Вы ставите целью внедрения системы управления получение сертификата соответствия, то мы можем оказать Вам консалтинговые услуги в подборе (исходя из Ваших потребностей) органа по сертификации.

    Получить дополнительную информацию Вы можете, позвонив нам по телефонам,либо воспользоваться формой обратной связи

    Желаете заказать обучение ,разработку документации? Для этого необходимо оставить заявку. В течение 10 минут наши сотрудники свяжутся с Вами

    Положение о системе управления по охране труда

    Положение о системе управления по охране труда

    о системе управления по охране труда

    1.1. Система управления по охране труда и обеспечении образовательного процесса – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы, на предупреждение производственного травматизма участников учебно-воспитательного процесса и предупреждение профессиональных заболеваний сотрудников.

    1.2. Система управления по охране труда и обеспечении образовательного процесса распространяется на всех участников образовательного процесса в школе и является нормативным документом, в соответствии с которым реализуется государственная политика в области охраны труда.

    1.3. Нормативной основой системы управления по охране труда и обеспечении безопасности образовательного процесса являются:

    • Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
    • Трудовой кодекс РФ;
    • Отраслевой стандарт «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Министерства образования России»;
    • санитарные правила, строительные нормы и правила в части обеспечения требований охраны труда и пожарной безопасности.
    1. Организация системы управления по охране труда и обеспечение безопасности образовательного процесса

    2.1. Основные задачи и функции управления по охране труда:

    • обеспечение безопасности при эксплуатации школьного здания, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов;
    • обеспечение работающих и обучающихся средствами индивидуальной защиты;
    • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих, обучающихся;
    • организация надлежащего санитарно-бытового обслуживания работников, обучающихся;
    • организация и координация работы в образовательном учреждении по охране труда;
    • контроль состояния охраны труда сотрудников школы и обучающихся.

    2.2. Планирование работы по охране труда для участников образовательного процесса осуществляется через:

    • годовое планирование организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
    • включение мероприятий по охране труда в коллективный договор;
    • годовой план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
    • соглашение между МОАУ «СОШ №__» и профсоюзной организацией школы.

    2.3. Оперативные планы мероприятий по охране труда разрабатываются по материалам расследования несчастных случаев, предписанием контролирующих органов, актов

    обследований и проверок, а также при других непредвиденных обстоятельств с целью устранения имеющихся нарушений и обеспечения безопасности труда.

    2.4. Организация обучения и повышение квалификации работников по охране труда, инструктирование, проверка знаний по охране труда проводятся согласно:

    ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»;

    Типовому положению о порядке обучения проверки знаний по охране труда

    руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций. Министерство

    труда РФ, Постановление № 65 от 12.10.94г.

    2.5. Выполнение планово-предупредительных ремонтов оборудования в соответствии с Временным положением о техническом обслуживании и ремонте.

    2.6. Ввод вновь смонтированного оборудования в эксплуатацию производится с соблюдением требований и строительных норм и правил.

    2.7. Капитальные ремонты оборудования производятся согласно «Положения о капитальном ремонте общественных зданий и сооружений» по проектам организации работ, в которых предусматривается безопасный порядок работ.

    2.8. Здание школы должно соответствовать СНиП и эксплуатироваться согласно требованиям правил безопасности, санитарных правил и стандартов.

    2.9. Надзор за правильной и безопасной эксплуатацией здания осуществляется согласно «Инструкции по технической эксплуатации и ремонтам общественных зданий и сооружений».

    2.10 Нормы переноски тяжести при физическом труде

    Согласно «Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (руководство 2.2.755-99 допустимая нагрузка при подъеме, перемещении (разовом) тяжестей ручную или чередовании с другой работой (до 2х раз в час):

    для мужчин — до 30 кг.;

    для женщин — до 10 кг.;

    для обучающихся начальных классов — не более 3 кг.;

    для юношей до 15 лет — до 8 кг. девушек — 5 кг.;

    для юношей до 16 лет — до 12 кг. девушек — 8 кг.;

    для юношей до 17 лет — до 16,4 кг, девушек — 9 кг.;

    для юношей до 18 лет — 16,4 кг. девушек — 10,2 кг..

    1. Организация контроля охраны труда и организации безопасности образовательного процесса

    3.1. Первая ступень контроля проводится заведующими кабинетами, заместителем директора по административно-хозяйственной части, уполномоченным по охране труда. На данной ступени проверяются:

    — исправность оборудования рабочего места;

    — наличие и состояние ограждений, защитных блокировок, сигнализации, заземления, средств пожаротушения;

    — исправность электропроводки, освещения, вентиляционных установок.

    Обнаруженные неисправности должны быть срочно устранены.

    В течение рабочего дня выше перечисленные сотрудники выполняют регламентированные обязанности по охране труда.

    3.2. Вторая ступень контроля проводится заместителями директора школы, уполномоченным лицом по охране труда. Проверка охраны труда проводится согласно плана проверок на календарный год. На данной ступени проверяются:

    — выполнение коллективного договора, соглашений и предписаний надзорных органов;

    — состояние безопасности труда и образовательного процесса;

    — состояние инструктирования по технике безопасности;

    — оснащенность средствами защиты, средствами санитарно-бытового обслуживания;

    — состояние технологического оборудования;

    — выполнение питьевого режима;

    — состояние пожарной и санитарно-эпидемиологической обстановки в школе.

    3.3. Третья ступень контроля проводится директором школы совместно с председателем выборного профсоюзного органа. На третьей ступени подлежит проверке:

    — техническое состояние здания школы, оборудование помещений школы техническими средствами безопасности на соответствие их правилам и нормам охраны труда;

    — информирование работника о состоянии условий охраны труда на рабочем месте, о полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;

    — санитарное состояние учебных, служебных и подсобных помещений;

    — обучение, инструктирование и проверка знаний у обучающихся и сотрудников школы норм, правил и инструкций по охране труда.

    3.4. Четвертая ступень контроля осуществляет комиссией по приемке образовательного учреждения к новому учебному году и вышестоящие организации.

    1. Ответственность участников системы управления по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса

    4.1. Директор школы несет ответственность за:

    — организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом школы;

    — обеспечение безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятия мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда, своевременную организацию осмотров и ремонта здания школы;

    — утверждение должностных обязанностей для обеспечения безопасности жизнедеятельности для всех работников школы и инструкций по охране труда для работников и обучающихся;

    — принятие своевременных мер по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

    — вынесение на обсуждение педсовета, собрания трудового коллектива вопросов организации работы по охране труда;

    — организацию обеспечения работников школы спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, а также обучающихся при проведении общественно-полезного труда, практических и лабораторных работ;

    — привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, правил и норм по охране труда;

    — проведение профилактической работы по предупреждению травматизма и снижение заболеваемости работников и обучающихся школы;

    — оформление приема на работу новых сотрудников только при наличии положительного медицинского заключения;

    — организацию в установленном порядке работы комиссии по приемке школы;

    — обеспечение выполнения директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний надзорных органов;

    — немедленное сообщение о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом начальнику Управления образования, родителям (законным представителям) пострадавшего(-ших), принятие мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечение необходимых условий для проведения своевременного расследования;

    — заключение соглашений по охране труда с профкомом и подведение итогов его выполнения;

    — утверждение по согласованию с профкомом инструкций по охране труда для работающих и обучающихся школы, организацию пересмотра инструкций; проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступившими, инструктажа на рабочем месте с сотрудниками школы, оформление инструктажа в журнале; планирование периодического обучения работников школы по вопросам охраны труда;

    — принятие мер совместно с медицинским работником по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

    — обеспечение учебно-трудовой нагрузки работающих и обучающихся, организацию оптимального режима труда и отдыха;

    — безопасное проведение образовательного процесса, обеспечение безопасных условий.

    4.2. Уполномоченное лицо по охране труда несет ответственность за:

    — организацию работы по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны

    — обеспечение контроля безопасного использования в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;

    — организацию пересмотра не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, требований, методических указаний по выполнению практических и лабораторных работ;

    — своевременность проведения инструктажа обучающихся и его регистрацию в соответствующем журнале;

    — определение порядка обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности, осуществление проверки знаний обучающихся;

    — выявление обстоятельств несчастных случаев, происшедших с работниками или обучающимися школы;

    — выполнение должностной инструкции в части обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    — соблюдение и принятие мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований правил по охране труда, пожарной безопасности;

    — организацию с обучающимися и их родителями (законными представителями) мероприятий по предупреждению травматизма

    4.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части несет ответственность за:

    — обеспечение соблюдения требований охраны труда при эксплуатации здания школы, технологического оборудования;

    — организацию требований пожарной безопасности здания, исправность средств пожаротушения;

    — обеспечение текущего контроля за состоянием учебных кабинетов в соответствии с требованиями, норм и правил по технике безопасности;

    — обеспечение учебных кабинетов оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм по технике безопасности, стандартам безопасности труда;

    — приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты для работников и обучающихся;

    — обеспечение учета и хранения противопожарного инвентаря.

    4.4. Председатель профсоюзной организации несет ответственность за:

    — организацию общественного контроля за состоянием безопасности жизнедеятельности администрации по созданию и обеспечению безопасных условий труда, быта и отдыха работающих, обучающихся;

    — принятие участия в разработке планов, инструкций по технике безопасности, их подписанию и претворению в жизнь;

    — осуществление контроля выполнения коллективного договора, соглашений по улучшению условий труда и его охраны;

    — осуществление защиты социальных прав работающих и обучающихся школы;

    представление интересов работников и обучающихся в совместной с администрацией комиссии по охране труда.

    Навигация по записям

    Новое Типовое положение о системе управления охраной труда

    Минтруд РФ разработал проект Типового положения о системе управления охраной труда. О сим труде уважаемого ведомства специалисты отзываются критически, утверждая, что есть неплохой документ на ту же тему - ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию. Тем не менее, предлагаемый проект СУОТ можно использовать для создания аналогичного локального нормативного акта на предприятии или в учреждении.

    Об утверждении Типового положения
    о системе управления охраной труда

    В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; 2013, № 52, ст. 6986) и пунктом 5.2.___ Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № ___, ст. ____), приказываю:
    Утвердить прилагаемое Типовое положение о системе управления охраной труда.
    Министр М.А. Топилин

    УТВЕРЖДЕНО
    приказом Министерства труда и
    социального развития Российской
    Федерации
    от «____» _________ 20__ г. № _______

    Типовое положение о системе управления охраной труда

    1. Общие положения

    1.1. Положение о системе управления охраной труда (далее – Положение) устанавливает:
    ?- общие требования к разработке, внедрению и функционированию системы управления охраной труда у конкретного работодателя;
    ?- единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;
    ?- основные направления работы по охране труда в организации;
    ?- распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда.
    1.2. СУОТ организации разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности организации.
    1.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления организацией и включает в себя следующие элементы:
    ?- цели в области охраны труда, задачи и программы по достижению поставленных целей;
    ?- планирование и организацию работ по охране труда;
    ?- процедуры СУОТ;
    ?- механизмы контроля функционирования СУОТ;
    ?- анализ эффективности СУОТ со стороны работодателя.
    1.4. Разработка, внедрение и функционирование СУОТ производится работодателем на основе локального нормативного акта.
    1.5. Целью разработки и внедрения СУОТ является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
    1.6. В Положении используются термины и определения в соответствии с ГОСТ Р 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения.

    2. Нормативные ссылки.

    Трудовой Кодекс РФ
    Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования
    ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
    ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию
    ГОСТ Р 12.0.009-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению
    ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда. Определение опасностей и оценка рисков
    ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.

    3. Термины и определения

    В настоящем Положении используются следующие термины:
    Аудит: систематический внутренний документированный процесс, направленный на установление степени выполнения критериев аудита.
    Вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
    Высокий риск: риск, требующий немедленного устранения, вплоть до приостановки работ, либо снижения до уровня умеренного или планирование и выполнение мероприятий по снижению и (или) исключению рисков в установленные сроки.
    Корректирующее действие: мероприятие, разработанное по результатам выявления причины несоответствия, и направленное на устранение этой причины.
    Несоответствие: частичное или полное невыполнение требований.
    Опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
    Опасный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
    Охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Предупреждающее действие: мероприятие, направленное на предотвращение возникновения несоответствия.
    Реестр опасностей: форма записи информации об идентифицированной опасности.
    Риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.
    Система управления охраной труда: комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
    Требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
    Умеренный риск: риск, который может быть уменьшен до практически обоснованно уровня путем реализации мероприятий по снижению и (или) исключению риска в установленные сроки.
    Управление профессиональными рисками: комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
    Условия труда: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

    4. Цели, задачи и программы в области охраны труда

    4.1. Цели в области охраны труда оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных структур и уровней управления организацией.
    4.2. Цели регулярно оцениваются на актуальность.
    4.3. Для достижения целей в области охраны труда в организации сформированы конкретные задачи и программы. Разработанные программы документально оформлены и содержат информацию о сроках реализации, ответственном исполнителе, источниках финансирования и конкретном результате.

    5. Планирование, разработка и внедрение СУОТ.

    5.1. В организации производится планирование деятельности по управлению охраной труда. Целью этапа планирования разработки и внедрения СУОТ является разработка мероприятий по управлению рисками и мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, а также определение ресурсов (финансовых и людских), необходимых и достаточных для реализации этих мероприятий.
    Планирование в организации основано на результатах анализа исходной информации и проводится на уровне организации в целом и на уровне структурных подразделений.
    5.2. К исходной информации относятся следующие данные:
    - требования действующих федеральных нормативных правовых актов, национальных и отраслевых стандартов, технических регламентов, программ по охране труда, а также требования других нормативных документов, соответствие которым организация взяла на себя;
    - организационная структура, штатная численность, вид деятельности организации, данные о производственных процессах, оборудовании, сырье и материалах;
    - результаты специальной оценки условий труда;
    - результаты измерений и мониторинга условий труда, включая данные производственного контроля;
    - предписания органов государственного контроля и надзора;
    - данные о подрядных организациях и посетителях;
    - информацию о потенциально возможных аварийных ситуациях и готовности персонала к ним;
    - результаты анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    - данные о планируемых изменениях внутри организации (применение новых технологических процессов и организации труда) и внешних изменениях (изменение национальных законов и иных нормативных правовых актов, развитие знаний о профессиональных рисках и охране труда, слияние или разделение компаний, новые данные о технологии);
    - данные по обучению работников в области ораны труда;
    - результаты оценки профессиональных рисков.
    5.3. В организации сформирован и своевременно корректируется перечень (реестр) факторов, влияющих на безопасность труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать.
    Реестр формируется на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее – Классификатор), и дополняется факторами, не вошедшими в Классификатор, но представляющими опасность для здоровья работников.
    Реестр факторов формируется исходя из уровня риска, где первостепенное внимание уделяется факторам, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на условия и охрану труда. Приоритетность умеренных и высоких рисков необходимо принимать во внимание при определении целей в области охраны труда. Организация постоянно актуализирует эту информацию.
    5.4. В организации определены процессы и виды деятельности, связанные с наибольшим риском повреждения здоровья работников.
    Организация планирует осуществление этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
    - установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от целей и задач в области охраны труда;
    - выполнения установленных нормативных требований к процессам;
    - установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях.
    5.5. Результатом процесса планирования является составление плана мероприятий по внедрению СУОТ в организации. План включает в себя как минимум:
    - перечень мероприятий, направленных на снижение профессионального риска, улучшение и оздоровление условий труда, а также на приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями;
    - ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;
    - срок реализации мероприятия;
    - ответственного за реализацию мероприятия;
    - источник финансирования мероприятия (с указанием мероприятий, реализуемых за счет средств Фонда социального страхования).
    План формируется из расчета предусмотренного трудовым законодательством размера расходов на охрану труда (не менее 0,2% стоимости произведенного товара и/или услуг), а также с учетом мероприятий, указанных в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее – Типовой перечень).
    5.6. Сформированный на этапе планирования План мероприятий по улучшению и оздоровлению охраны труда периодически пересматривается.
    В процессе пересмотра Плана учитываются:
    - изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования);
    - изменения оказываемых услуг или условий функционирования;
    - изменения нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (правила и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда, санитарно-гигиенические нормы и правила и т.п.);
    - результаты оценки условий труда, включая результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

    6. Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ

    6.1. Распределение ответственности.
    Для обеспечения эффективного функционирования СУОТ в организации распределены обязанности и ответственность как за элементы и процессы системы, так и за отдельные мероприятия Плана.
    6.1.1. Обязанности руководителя организации.
    Ответственность за обеспечение охраны труда в организации несет руководитель организации. Он организует работу, направленную на сохранение жизни и здоровья работников и обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, а также выделяет необходимые для функционирования СУОТ ресурсы. Обязанности руководителя организации в области охраны труда установлены в Статье 212 ТК РФ.
    Работодатель организует распределение ответственности за вопросы охраны руда на всех уровнях управления организацией и во всех структурных подразделениях, включая вспомогательные службы (кадровую, финансовую, административно-хозяйственную и т.п.).
    6.1.2. Обязанности работников организации установлены Статьей 214 ТК РФ.
    Обязанности работников в области охраны труда прописаны в их должностных инструкциях.
    6.1.3. Специалист по охране труда (Служба охраны труда).
    6.1.3.1. Руководитель организует деятельность службы охраны труда, устанавливает структуру и численность ее работников в соответствии с требованиями Статьи 217 ТК РФ и нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    6.1.3.2. Должностные обязанности руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда прописаны в Квалификационных характеристиках должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда.
    6.1.3.3. Обязанности в области охраны труда прописаны в должностной инструкции руководителя службы охраны труда, специалиста по охране труда или работника, назначенного ответственным за вопросы охраны труда.
    6.1.4. Комитеты (комиссии) и уполномоченные по охране труда.
    С целью обеспечения активного участия работников в процессе управления охраной труда, по инициативе работников или работодателя может быть сформирован Комитет или Комиссия по охране труда, а также избран уполномоченный по охране труда профсоюзной организации.
    Работа Комитета (Комиссии) по охране труда и (или) уполномоченного по охране труда организуется в соответствии с требованиями Статей 218 и 370 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    6.2. Обучение, квалификация и компетентность персонала
    6.2.1. Для достижения наибольшей эффективности внедрения и функционирования СУОТ руководитель организации обеспечивает непрерывное обучение по охране труда, включая специальную подготовку и повышение квалификации всего персонала.
    Работники организации проходят обучение с учетом специфики выполняемых работ, имеют соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения своих функций.
    Обучение и проверка знаний требований охраны труда осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими нормативными требованиями.
    6.3. Процедура внутреннего обмена информацией
    6.3.1. Обеспечение сбора, обработки, передачи, обмена и использования информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений (актуализация) позволяет проводить анализ этой информации и принимать решения по улучшению охраны труда в организации.

    6.3.2. В организации разработана и документально оформлена процедура обмена информацией по охране труда между структурными подразделениями.
    Процедура содержит описание как минимум следующих элементов обмена информацией:
    - порядок согласования и пересмотра локальных нормативных актов по охране труда, соответствующий требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
    - порядок рассмотрения обращений работников и поступающих от них предложений по улучшению условий труда и совершенствованию СУОТ;
    - порядок формирования, размещения и постоянной актуализации информационных материалов (наглядных пособий, плакатов, стендов, документов по охране труда) на территории организации, включая требования к обеспечению достаточности таких материалов, доступности мест их размещения, сроков актуализации и лиц, ответственных за информационные материалы внутри структурных подразделений организации.
    6.4. Управление документами СУОТ
    6.4.1 Разработка, внедрение и обеспечение эффективного функционирования СУОТ включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры.
    6.4.2. Документы СУОТ допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов (приложения к распорядительному документу организации). Комплект документов СУОТ является минимальным, но достаточным для обеспечения функционирования СУОТ.
    Перечень документов СУОТ содержится в Приложении 1 к настоящему Положению.
    6.4.3. Документация системы управления охраной труда:
    - периодически анализируется и, при необходимости, своевременно корректируется;
    - доступна для работников, которых она касается и кому предназначена.
    6.4.6. Копии всех документов СУОТ учитываются и располагаются в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.
    6.4.7. В процессе управления документами СУОТ установлены лица, ответственные за документы СУОТ на всех уровнях управления организацией, а также сроки пересмотра документов, порядок разработки, согласования и утверждения документов.
    6.5. Управление записями СУОТ.
    6.5.1. Записи СУОТ – это особый вид документов, которые не подлежат пересмотру, актуализации и обновлению. В записи запрещается вносить изменения и правки.
    Перечень записей СУОТ содержится в Приложении 2 к настоящему Положению.
    6.5.2. Процесс управления записями включает в себя как минимум:
    - процедуру идентификации записей;
    - определение лиц, ответственных за хранение записей на всех уровнях управления;
    - определение мест и сроков хранения записей по видам записей с учетом требований государственных нормативных требований (если применимо).
    6.5.3. Работники имеют право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
    6.6. Обеспечение выполнения безопасных подрядных работ (где применимо).
    Для обеспечения охраны труда в организации выбираются квалифицированные подрядчики, способные предоставлять безопасные услуги.
    Работодатель обязан требовать от представителей подрядных организаций соблюдения требований охраны труда на территории организации в течение всего срока выполнения порученных подрядчику работ.
    6.7. Обеспечение снабжения безопасной продукцией (где применимо).
    Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика, включая требования охраны руда.

    7. Управление рисками

    7.1. В организации разработаны, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры оценки и управления рисками с целью разработки мер по их снижению, а также процедуры оценки эффективности разработанных мер по управлению рисками.
    7.2. Процесс управления рисками включает в себя:
    - идентификацию опасностей;
    - формирование реестра опасностей;
    - оценку рисков;
    - формирование мероприятий по устранению или снижению уровня риска в зависимости от установленного по каждому риску приоритета.
    7.3. Первый этап идентификации опасностей проводится в рамках специальной оценки условий труда. В процессе проведения специальной оценки условий труда эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводит идентификацию вредных факторов, перечисленных в Классификаторе. Отнесение к классам условий труда по результатам специальной оценки условий труда приравнивается к оценке риска идентифицированных опасностей: чем выше класс вредности, тем выше риск работника получить профессиональное заболевание.
    7.4. Вторым этапом идентификации опасностей является формирование перечня опасностей, не вошедших в Классификатор, но представляющих угрозу жизни и здоровья работников.
    7.5. Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, анализируются, оцениваются и упорядочиваются по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом рассматриваются как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями.
    7.6. Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.
    7.6.1. Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования также определяют опасности и оценивают риски на рабочих местах. Такую оценку проводят с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда (при наличии).
    7.6.2. Риски, которые признали высокими, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.
    7.7. Методы оценки рисков в организации соответствуют характеру деятельности организации, ее размерам и сложности выполняемых операций.
    Организация в праве не ограничиваться одним методом, использовать разные методы оценки риска для разных процессов и операций.
    7.8. Все оцененные риски подлежат управлению, с учетом установленных приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
    - исключение опасной работы (процедуры), например, за счет замены человеческого труда автоматизированными процессами;
    - замену опасной работы (процедуры), например, за счет смены используемого сырья на более безопасное для здоровья;
    - инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей, например, за счет установления барьерных ограждений или нанесения сигнальной разметки;
    - административные методы ограничения воздействия опасностей, например, при помощи проведения дополнительного обучения безопасным прием и методам работ;
    - средства коллективной и индивидуальной защиты.
    При выполнении работ с высоким уровнем риска даются письменные разрешения на проведение таких работ.
    7.8.1. По результатам оценки рисков составляется План мероприятий по снижению и устранению оцененных рисков. По каждому из мероприятий Плана должны быть назначенные ответственные за реализацию мероприятий, указаны сроки и источники финансирования, а также указаны результаты, ожидаемые от реализации мероприятия.
    7.9. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты.
    7.9.1. В случае, если по результатам оценки рисков представляется невозможным устранить источник опасности или заменить производственных процесс на более безопасный, работодатель за счет собственных средств обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты.
    Средства индивидуальной защиты должны быть адекватны выявленным вредным и опасным факторам.
    Работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с государственными нормативными требованиями и правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    7.10. Подготовленность к аварийным ситуациям
    7.10.1. В организации разработаны и внедрены планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.
    Для разработки мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий определяют возможный характер аварийных ситуаций, предусмотрены предотвращение или снижение связанных с ними рисков.
    Эти мероприятия своевременно корректируют, при необходимости, вносят изменения. Мероприятия разработаны в соответствии с видом, характером и масштабом деятельности организации.
    Эти мероприятия:
    - гарантируют при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;
    - гарантируют предоставление при возникновении аварийной ситуации информации соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
    - предусматривают оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;
    - гарантируют предоставление соответствующей информации всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.
    7.10.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами.
    7.10.3. Организация анализирует и корректирует (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также периодически проверяет практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

    8. Мониторинг и контроль результативности СУОТ

    8.1. Организация установила и своевременно корректирует методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда государственным нормативным требованиям.
    8.2. В зависимости от целей оценки функционирования СУОТ выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
    Выполняемые процедуры контроля и оценка СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки, оценки эффективности и в случае необходимости корректировки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.
    8.3. В соответствии со спецификой экономической деятельности, в организации применяют следующие виды контроля:
    - текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
    - постоянный контроль состояния производственной среды;
    - многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
    - реагирующий контроль;
    - внутреннюю проверку (аудит) системы управления.
    Каждый из видов контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
    8.4. Контроль обеспечивает:
    - обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
    - информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
    - основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.
    8.5. Методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда, требованиям СУОТ периодически оцениваются на актуальность и при необходимости корректируются.
    8.6. Наблюдение за состоянием здоровья работников
    8.6.1. Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
    8.6.2. Наблюдение за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса, а также в соответствии с Порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    8.6.3. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников включают в себя медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
    8.6.4. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
    8.7. Текущий контроль
    Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
    8.8. Постоянный контроль состояния условий труда
    Постоянный контроль состояния условий труда предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте.
    Постоянный контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
    8.9. Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте (где применимо).
    Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля. Порядок организации и проведения многоступенчатого контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями, как отраслевыми, так и межотраслевыми.
    8.10. Аудит функционирования СУОТ
    В организации разработан и своевременно корректируется план и методы проведения аудита системы управления охраной труда в соответствии с действующими нормативными требованиями.
    8.11. Реагирующий контроль
    Реагирующий контроль необходим в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
    Реагирующий контроль также осуществляется при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

    9. Несоответствия, корректирующие и предупредительные действия.

    9.1. В организации установлены и своевременно корректируются методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению корректирующих и предупреждающих действий.
    Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, оценивается на соразмерность выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
    9.2. Корректирующие действия
    Корректирующие действия заключаются в выявлении и устранении причин выявленных (проявившихся) несоответствий.
    Предписания государственных органов по надзору (контролю), таких как Государственные инспекции труда, органы Роспотребнадзора и др. рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований.
    9.3. Предупреждающие действия
    Предупреждающие действия направлены на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
    Предупреждающие действия в том числе включают в себя ознакомление работников с результатами расследования случаев производственного травматизма, а также реализацию мероприятий, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, за счет средств Фонда социального страхования.
    9.4. Корректирующие и предупреждающие действия осуществляются в следующем порядке приоритетности:
    - устранение опасности и (или) риска в их источнике;
    - ограничение опасности и (или) риски в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
    - минимизация опасности и (или) риска путем применения безопасных производственных систем, а также меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
    - в случае невозможности ограничения опасностей и (или) рисков средствами коллективной защиты или организационными мерами - предоставление соответствующих средств индивидуальной защиты и принятие мер по обеспечению их применения и обязательному техническому обслуживанию.
    9.5. Расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве
    Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлено на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда, процесс расследования документально оформлено.
    Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний организован в соответствии с требованиями статей 229-231 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    9.6. Устранение выявленных несоответствий планируется в процессе проверки эффективности СУОТ, контроля и оценки ее результативности, а также оценки результатов анализа руководством эффективности функционирования системы управления охраной труда. Для этого разрабатываются мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий.
    Требуемые мероприятия включают в себя как минимум:
    - определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании СУОТ;
    - планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;
    - мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.
    9.7. Если оценка системы управления охраной труда или иная достоверная информация демонстрируют, что предупреждающие и корректирующие действия по оптимизации рисков, опасных и вредных производственных факторов неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены другие, более действенные предупредительные и регулирующие меры.

    10. Анализ эффективности СУОТ работодателем

    10.1. Анализ эффективности СУОТ руководителем организации заключается в оценке целей и задач организации в области охраны труда на актуальность, эффективности мероприятий по улучшению условий труда, корректирующих действий, а также эффективности использования и достаточности выделенных на функционирование СУОТ ресурсов.
    Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда руководителем организации определены в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
    Анализ эффективности СУОТ проводится в конце финансового года с тем, чтобы предусмотреть на следующий финансовый год необходимые для функционирования СУОТ ресурсы с учетом результатом проведенного анализа.
    10.2. Входные данные для анализа со стороны руководства включают в себя как минимум:
    - результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять;
    - соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
    - показатели работы организации в области охраны труда;
    - результаты расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий;
    - результаты предыдущих анализов со стороны руководства;
    - меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда;
    - рекомендации по улучшению.
    10.3. При анализе эффективности СУОТ руководитель организации оценивает:
    - способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
    - необходимость изменения системы управления охраной труда, включая цели и задачи по охране труда;
    - необходимые действия для своевременного устранения несоответствий в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
    - степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
    - эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности системы управления охраной труда.
    10.4. Результаты анализа со стороны руководства включают решения и действия, связанные с возможными изменениями в целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.
    Результаты анализа эффективности СУОТ документально оформляются в виде организационно-распорядительного документа.

    11. Действия по совершенствованию

    Обеспечение непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в целом и ее элементов достигается разработкой и реализацией мероприятий по совершенствованию СУОТ.
    Эти мероприятия разработаны по результатам анализа СУОТ со стороны руководства, предложений работников организации, анализа передового опыта других организаций, а также в соответствии с требованиями российских и международных стандартом и программ.

    Приложение 1
    (рекомендуемое)

    Примерный перечень документации СУОТ.

    1. Цели и задачи организации в области охраны труда.
    2. Действующие в организации программы по охране труда.
    3. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда.
    4. Распределение ключевых обязанностей по охране труда и по обеспечению функционирования СУОТ.
    5. Перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению.
    6. Положения, процедуры, программы обучения и инструктажей, методики, инструкции по охране труда и другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ.
    7. Организационно-распорядительные документы организации за подписью руководителя, касающиеся разработки, внедрения и функционирования СУОТ (приказы и распоряжения по внедрению СУОТ, результатам анализа СУОТ со стороны руководства, проведению внутренних аудитов и т.п.).

    Приложение 2
    (рекомендуемое)

    Примерный перечень записей СУОТ:

    1. Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
    2. Журналы, в которых ведутся:
    - регистрация вводных инструктажей по охране труда;
    - регистрация первичных, периодических, целевых и внеплановых инструктажей на рабочем месте;
    - регистрация инструктажей по охране труда для подрядных организаций и других лиц, находящихся на территории работодателя;
    - учет инструкций по охране труда для работников;
    - учет выдачи инструкций по охране труда работникам;
    - регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
    3. Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
    4. Заключения о прохождении работниками предварительных, периодических и других медицинских осмотров (обследований).
    5. Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
    6. Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
    7. Результаты специальной оценки условий труда.
    8. Результаты текущего, реагирующего контроля.
    9. Результаты аудита СУОТ.
    10. Результаты анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

    Теги: Система управления охраной труда, СУОТ, вводный, первичный, периодический, целевой и внеплановый инструктаж на рабочем месте, оценка условий труда