Категория: Инструкции
Техника безопасности
на уроках физической культуры
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Серия "Физкультура и спорт в школе"
Рекомендовано Центром организационно-методического
обеспечения физического воспитания Московского комитета
образования в качестве методических рекомендаций
для общеобразовательных и дошкольных учреждений
1. Нормативно-правовые акты, документы, регламентирующие безопасность занятий
физкультурой и спортом и использование спортивных сооружений, инвентаря и
оборудования в образовательных учреждениях………………………………………………………..4
2. Извлечения из методических указаний по разработке правил и инструкций
Инструкция по охране труда при проведении занятий по:
- футболу, волейболу, баскетболу, теннису……………………………………………………………..15
- при проведении спортивных соревнований…………………………………………………………. 16
-при проведении занятий в тренажерном зале………………………………………………………. 17
- Практические рекомендации по проведению занятий в тренажерном зале……………………..18
- по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций……..19
3. Извлечения из методических рекомендаций по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях………………………………………………………………………………………..20
4. Извлечение из положения о службе охраны труда в системе
5. Методика испытаний спортивного инвентаря и оборудования при занятиях
6. Основные причины травматизма при занятиях физкультурой и спортом и медицинский
контроль за физическим воспитанием учащихся………………………………………………………….23
7. Приложения к методическим рекомендациям:
- Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-
оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательной школе…………………27
- Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования.…………. 28
- Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале…. 28
- Форма акта приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году……………. 29
- Выдержки из норм проектирования…………………………………………………………………………. 30
- Примерные нормы температуры воздуха, при которых возможно проведение
зимних спортивных мероприятий школьников………………………………………………………………. 30
- Перечни учебного оборудования и инвентаря по физической культуре
для общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………. 31
8. Рекомендуемый перечень документов и методической литературы по технике безопасности
и предупреждению травматизма в общеобразовательных учреждениях при занятиях
ПРЕДИСЛОВИЕ
Московский комитет образования, Совет профсоюза работников образования и науки г. Москвы уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников отрасли.
В системе образования г. Москвы сложилась практика ежегодной проверки во всех учреждениях состояния охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Окружными управлениями Московского комитета образования совместно с профсоюзом создаются и работают комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебному году.
Предлагаемые методические рекомендации "Техника безопасности на уроках физической культуры", разработанные Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания, являются очередным этапом Московского комитета образования и отраслевого профсоюза по совершенствованию системы управления охраной труда в образовательных учреждениях столицы Российской Федерации.
Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать много лучшего.
Несчастные случаи сучащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, являются не только причиной серьезных экономических потерь, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего. Положение дел с обеспечением безопасности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы является сегодня поистине катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15% от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах составляют до 80%. на уроках физкультуры до 30 %.
Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то во-первых недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Вторая причина "физкультурного" травматизма - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря.
Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечивают должную степень надежности и безопасность. В некоторых школьных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстраховки, как спортивные маты.
Третий фактор травмоопасности - низкий уровень квалификации большого количества учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь, недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них устарели и требуют новой редакции.
И, наконец, четвертая причина - медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом, из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Есть случаи, когда школьники, допущенные к обучению в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями (сердечная недостаточность, грыжа Шморля и т.д.). По этой причини зафиксированы случаи с летальным исходом во время занятий. Предлагаемые методические рекомендации "Техника безопасности на уроках физической культуры" предназначены для общеобразовательных учреждений, внешкольных спортивных секций, клубов, других учебных заведений. Методические рекомендации предлагаются в помощь учителям, инструкторам, руководителям физического воспитания, преподавателям, тренерам-преподавателям, педагогам дополнительного образования, методистам, специалистам общеобразовательных учреждений, оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха при проведении и организации учебный внеклассных и внешкольных внешкольных занятий физической культурой и спортом, а также лицам, которым доверена физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая с обучающимися и воспитанниками. Рекомендации будут не менее полезны для самих учащихся и их родителей.
В методические рекомендации включены нормативные акты и документы, регламентирующие безопасность использования спортивных сооружений, оборудования, тренажерной техники, условий освещенности, допустимых температурных норм для проведения физкультурных занятий. Согласно утвержденным санитарно-гигиеническим нормам представлена методика испытания гимнастических снарядов.
3
Нормативно-правовые акты, документы, регламентирующиебезопасность занятий
физической культурой и спортоми использование спортивных сооружений,
инвентаря иоборудования в образовательных учреждениях
В предлагаемый раздел включены извлечения и выдержки из основных нормативно-правовых актов, документов, инструкций государственных органов, регламентирующих деятельность руководителей, специалистов и работников, отвечающих за безопасность занятий физической культурой и спортом в образовательном учреждении.
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 06.08.1993 г. №5601 (Извлечения)
Статья I. Понятие охраны труда.
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Должностные обязанности руководителей и специалистов образовательных учреждений по охране труда. (Извлечение из Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ, приказ МОРФ от 27.05.95 № 92).
Должностные обязанности по охране труда являются дополнением к должностным инструкциям руководителей и специалистов образовательных учреждений, утверждаются руководителем по согласованию с профкомом или другим органом представляющим интересы трудового коллектива и доводятся до соответствующих работников ежегодно под роспись.
Извлечения из закона РФ "Об образовании" Гл. III.
Статья32.Пункт 22.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Статья 51.Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Извлечения из закона РФ "О физической культуре и спорте в РФ", принятого 29.04.1999 г. №80-ФЗ
Статья 34,Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.
1. Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью.
2. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья. при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
4
Извлечение из Положения о физическом воспитании детей и обучающихся в образовательных учрежденияхгорода Москвы
(Приложение №1 к Решению коллегии МКО №4 от 27.01.2000 г.)
Общая организационно-управленческая деятельность по физическому воспитанию осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).
- создает необходимые условия для проведения уроков физической культуры и общей организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы;
- организует приобретение физкультурного и спортивного оборудования и инвентаря в соответствии с табелем для проведения всех форм физического воспитания;
- обеспечивает в соответствии с законодательством проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;
- организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы, ежегодным рассмотрением на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья.
- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выполнение учебных программ, планомерность проведения учебных занятий по физической культуре на протяжении всего учебного года;
- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и дополнительных занятий обучающихся со слабой физической подготовленностью и низким уровнем физического развития;
- добивается соблюдения гигиенического режима дня обучающихся, координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплением здоровья и формированием навыков здорового образа жизни.
Учитель физической культуры (руководитель и преподаватель физического воспитания):
- всю работу по физическому воспитанию, развитию физической культуры, спорту и туризму среди обучающихся, по подготовке общественного физкультурного актива осуществляет совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций учебного заведения;
- проводит работу по обеспечению контроля за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;
- готовит инвентарь и оборудование;
проводит работу по оборудованию и поддержанию и соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;
- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;
- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой.
5
Извлечения из Правил по безопасности занятийпо физической культуре и спорту
в общеобразовательной школе
1. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию при внешкольной работе, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:
- перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;
- обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаях обеспечить страховку; при проявлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;
- после окончания занятий тщательно осмотреть место проведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в энергосети и устранить обнаруженные недостатки.
2. На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту про ведения занятий настоящими правилами.
3. На медицинский персонал возлагается ответственность за про ведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре,
4. Проведение занятий с применением неисправного оборудования или спортинвентаря без специальной спортивной одежды не допускается.
5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями выносится местными органами.
6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе выдается комиссией Управления образования при приеме школ к новому учебному году.
Решение оформляется актом установленной формы (приложение).
7. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил (СНиП 11-65-73, СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л - П-70), а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ.
8. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м 2 на одного учащегося.
9. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской.
10. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.
11. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м 2 .
12. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.
13. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.
14. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стен.
15. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.
16. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления.
17. Потолок зала должен иметь не осыпающуюся краску, устойчивую к ударам мяча.
18. В зданиях школ перекрытия над спортивным залом должны быть трудно сгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Не допускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легко загорающимися материалами.
19. Чердачные помещения гимнастического зала должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.
20. В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильниками с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30° не допускается.
21. Чистка светильников должна проводиться электротехническим персоналом не менее двух раз в месяц.
22. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
23. Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м/час на одного человека и температуру не ниже 14°С.
24. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны управляться и устанавливаться вне помещений - в коридоре, на лестничной площадке и др.
25. Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
26. Комнаты для переодевания для детей и обучающихся должны иметь не менее 0,18м 2 площади на место.
27. Шкафы в комнатах для переодевания устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем.
28. Душевые кабины должны быть оборудованы индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с арматурой управления, рас положенной у входа в кабину, подножками для мытья, а также полочками для принадлежностей.
29. Размеры открытых душевых кабин в осях перегородок должны быть не менее 0,9ГО,9 м.
30. Между фронтом душевых кабин и противоположной стеной должно быть расстояние не менее 1,3 м, а между фронтом противоположных рядов душевых кабин - не менее 1,5 м.
31. Температура в комнатах для переодевания должна быть не менее 20°С; в душевых 25°С. Кратность обмена воздуха в комнатах для переодевания -1,5, в душевых - 5,0 м 3 /час.
32. Вспомогательные помещения могут иметь только искусственное освещение, причем в санитарных узлах освещенность на горизонтальной поверхности на высоте 0,8 м от пола должна быть не менее 75 лк при люминесцентных лампах и 30 лк - при лампах накаливания.
33. В крытых спортивных сооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.
34. В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и
мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.
35. Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 метров. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения.
36. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из которых должна выходить на пришкольный участок.
37. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.
38. Спортивный зал в прилегающих к нему рекреациях должен быть оборудован пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей - 2 шт. ведер пожарных - 2-4 шт. топоров - 2-4 шт. ломов - 1 -2 шт. багров - 2-4 шт.
39. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены.
Надежность установки в результате испытаний инвентаря и оборудования должна быть зафиксирована в специальном журнале. Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приводятся в данном пособии.
40. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.
41. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещин жердь необходимо заменить.
42. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой.
Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.
43. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенец на брусе, заметного искривления.
44. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса.
При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.
45. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения.
46. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
47. Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.
48. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнования.
49. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда.
50. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:
- папки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;
- поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенец и сколов, скользящая поверхность деревянных лыж должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.
7
Рекомендации по оказанию доврачебной помощипострадавшему
и порядок расследованияи учета несчастных случаев с учащимися
Первая доврачебная скорая помощь пострадавшему должна быть оказана школьным врачом, медсестрой, учителем физкультуры или любым членом педагогического состава в соответствии с правилами оказания этой помощи.
При оказании первой доврачебной помощи могут быть использованы все находящиеся под руками оказывающего данную помощь стерильные средства, а также препараты, лекарства, инструменты из аптечки, которая должна храниться в специально отведенном месте при каждом спортивном сооружении и должна содержать:
- бинт или марлю (стерильные);
- вату гигроскопическую (стерильную);
- йодную настойку 3-5% (спиртовая);
- перманганат калия (свежеприготовленный раствор);
- инструментарий (ножницы медицинские, ланцет, булавки, жгут).
После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответствующий отдел здравоохранения.
Спортивный зал должен быть обеспечен носилками, иметь адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
Расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время учебно-воспитательного процесса проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете случаев, происшедших с учащимися общеобразовательных школ всех типов и детей, находящихся во внешкольных и дошкольных учреждениях системы Министерства образования.
Выдержки из санитарных правил и норм(СанПин2.4.2.-576-96)
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных заведений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.
Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.
Спортивный зал следует размещать на 1-ом этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физическому воспитанию обучающихся и возможность внеурочных спортивных занятий.
При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, медпункт или помещение для медицинского обеспечения.
Для предупреждения утомления обучающихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных уроков (особенно четвертых и пятых) на 5-10 минут (кроме урока физкультуры).
Извлечения из методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда
В каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, на лыжной базе необходимо иметь инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, плаванием, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в три года.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
труда Российской Федерации
от 1 июля 1993г. № 129
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ И
ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙПО ОХРАНЕ ТРУДА
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
- общие требования безопасности;
- требования безопасности перед началом работы;
- требования безопасности во время работы;
- требования безопасности в аварийных ситуациях;
- требования безопасности по окончании работы.
Примечание. При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел "Введение", отражающий соответствующие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкций, дан перечень этих актов, а также перечень актов, утративших силу.
В разделе "Общие требования безопасности" должны быть отражены:
- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);
- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
- требования по выполнению режимов труда и отдыха;
- характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;
- нормы выдачи для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;
- требования по обеспечению пожаро - и взрывобезопасности;
- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
- указания об оказании первой (доврачебной) помощи;
- правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;
- ответственность работника за нарушение требований инструкций.
В разделе "Требования безопасности перед началом работы" должны быть изложены:
- порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;
- порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
- порядок приема смены в случае непрерывной работы;
- требования производственной санитарии.
В разделе "Требования безопасности во время работы" должны быть изложены:
- способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов;
- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;
- указания по безопасному содержанию рабочего места;
- основные виды отклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;
-действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
- требования к использованию средств защиты работников.
В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуациях" должны быть изложены:
- действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
- действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.
В разделе "Требования безопасности по окончании работы" должны быть изложены:
- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, а при непрерывном процессе - порядок передач и их по смене;
- порядок сдачи рабочего места;
- порядок уборки отходов производства;
- требования соблюдения личной гигиены и производственной санитарии;
- порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.
Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. Требования упомянутых нормативных актов должны быть учтены разработчиками инструкций для работников. При необходимости требования этих актов следует воспроизводить в инструкциях для работников в изложении.
В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.
Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).
журнала учета выдачи инструкций
по охране труда для работников подразделений
Постановлением Руководитель учреждения
профсоюзного комитета ___________"__"_____200_г.
Протокол №_ от ____200_г.
по охране труда при проведении занятийпо гимнастике
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1 -го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по гимнастике необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
- травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;
- травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.
1.4. В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования необходимо прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.
1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.
2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты гак, чтобы их поверхность была ровной,
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.
3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся,
3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
4.2, При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения,
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Заведующий спортивным залом (учитель физкультуры)__________________
Заместитель руководителя Специалист ДЮКФП округа
учреждения по учебной работе _______________ _____________________________
Постановлением Руководитель учреждения
профсоюзного комитета ___________"__"_____200_г.
Протокол №_ от ____200_г.
Инструкция по охране труда. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении иот-001-04
Инструкция по охране труда при проведении рыболовных походов и тренировочных занятий
Инструкция по охране труда при проведении занятий по
Инструкция № фк 20 по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм
Инструкция №30. 48 по охране труда при проведении занятий по спортивным играм (футбол) Общие требования безопасности
Инструкция 05 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (иш- 05 2010) Основание
Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм
Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
Инструкция №06-пп по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий общие требования безопасности
Инструкция №06-пп по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий общие требования безопасности
Инструкция по охране труда утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом и пересматривается не реже одного раза в 5 лет
Инструкция №013 по охране труда при проведении экскурсий по биологии Общие требования безопасности