Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Труда При Несчастных Случаях С Учащимися img-1

Инструкция По Охране Труда При Несчастных Случаях С Учащимися

Рейтинг: 4.5/5.0 (1680 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда при проведении занятий по


Техника безопасности
на уроках физической культуры
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Серия "Физкультура и спорт в школе"

Рекомендовано Центром организационно-методического

обеспечения физического воспитания Московского комитета

образования в качестве методических рекомендаций

для общеобразовательных и дошкольных учреждений

1. Нормативно-правовые акты, документы, регламентирующие безопасность занятий

физкультурой и спортом и использование спортивных сооружений, инвентаря и

оборудования в образовательных учреждениях………………………………………………………..4

2. Извлечения из методических указаний по разработке правил и инструкций

Инструкция по охране труда при проведении занятий по:

- футболу, волейболу, баскетболу, теннису……………………………………………………………..15

- при проведении спортивных соревнований…………………………………………………………. 16

-при проведении занятий в тренажерном зале………………………………………………………. 17

- Практические рекомендации по проведению занятий в тренажерном зале……………………..18

- по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций……..19

3. Извлечения из методических рекомендаций по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях………………………………………………………………………………………..20

4. Извлечение из положения о службе охраны труда в системе

5. Методика испытаний спортивного инвентаря и оборудования при занятиях

6. Основные причины травматизма при занятиях физкультурой и спортом и медицинский

контроль за физическим воспитанием учащихся………………………………………………………….23

7. Приложения к методическим рекомендациям:

- Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-

оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательной школе…………………27

- Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования.…………. 28

- Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале…. 28

- Форма акта приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году……………. 29

- Выдержки из норм проектирования…………………………………………………………………………. 30

- Примерные нормы температуры воздуха, при которых возможно проведение

зимних спортивных мероприятий школьников………………………………………………………………. 30

- Перечни учебного оборудования и инвентаря по физической культуре

для общеобразовательных учреждений ……………………………………………………………………. 31

8. Рекомендуемый перечень документов и методической литературы по технике безопасности

и предупреждению травматизма в общеобразовательных учреждениях при занятиях


ПРЕДИСЛОВИЕ
Московский комитет образования, Совет профсоюза работников образования и науки г. Москвы уделяют серьезное внимание органи­зации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников отрасли.

В системе образования г. Москвы сложилась практика ежегодной проверки во всех учреждениях состояния охраны труда и безопаснос­ти жизнедеятельности. Окружными управлениями Московского коми­тета образования совместно с профсоюзом создаются и работают комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебно­му году.

Предлагаемые методические рекомендации "Техника безопаснос­ти на уроках физической культуры", разработанные Центром органи­зационно-методического обеспечения физического воспитания, явля­ются очередным этапом Московского комитета образования и отрас­левого профсоюза по совершенствованию системы управления охра­ной труда в образовательных учреждениях столицы Российской Фе­дерации.

Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразователь­ных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать много лучшего.

Несчастные случаи сучащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огром­ной человеческой трагедией, являются не только причиной серьезных экономических потерь, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вов­леченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего. Положение дел с обеспечением безопасности учебно-воспитатель­ного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы является се­годня поистине катастрофическим. Школьный травматизм составля­ет 12-15% от общего травматизма детей. Травмы, полученные на пе­ременах составляют до 80%. на уроках физкультуры до 30 %.

Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то во-первых недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками од­новременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискован­ных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Вторая причина "физкультурного" травматизма - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря.

Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испыта­ния снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечива­ют должную степень надежности и безопасность. В некоторых школь­ных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстрахов­ки, как спортивные маты.

Третий фактор травмоопасности - низкий уровень квалификации большого количества учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь, недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием ме­тодик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами ме­тодические рекомендации, точнее некоторые из них устарели и требу­ют новой редакции.

И, наконец, четвертая причина - медицинская. Врачебное обслужи­вание во многих школах находится в неудовлетворительном состоя­нии, главным образом, из-за низкой зарплаты медицинского персо­нала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников про­водится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинс­ким группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Есть случаи, когда школьники, допущенные к обуче­нию в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями (сердечная недостаточность, грыжа Шморля и т.д.). По этой при­чини зафиксированы случаи с летальным исходом во время занятий. Предлагаемые методические рекомендации "Техника безопасности на уроках физической культуры" предназначены для общеобразо­вательных учреждений, внешкольных спортивных секций, клубов, дру­гих учебных заведений. Методические рекомендации предлагаются в помощь учителям, инструкторам, руководителям физического воспи­тания, преподавателям, тренерам-преподавателям, педагогам допол­нительного образования, методистам, специалистам общеобразова­тельных учреждений, оздоровительных лагерей, лагерей труда и от­дыха при проведении и организации учебный внеклассных и внешколь­ных внешкольных занятий физической культурой и спортом, а также лицам, которым доверена физкультурно-оздоровительная и спортив­но-массовая с обучающимися и воспитанниками. Рекомендации бу­дут не менее полезны для самих учащихся и их родителей.

В методические рекомендации включены нормативные акты и до­кументы, регламентирующие безопасность использования спортивных сооружений, оборудования, тренажерной техники, условий освещен­ности, допустимых температурных норм для проведения физкультур­ных занятий. Согласно утвержденным санитарно-гигиеническим нор­мам представлена методика испытания гимнастических снарядов.

3
Нормативно-правовые акты, документы, регламентирующиебезопасность занятий

физической культурой и спортоми использование спортивных сооружений,

инвентаря иоборудования в образовательных учреждениях
В предлагаемый раздел включены извлечения и выдержки из ос­новных нормативно-правовых актов, документов, инструкций государ­ственных органов, регламентирующих деятельность руководителей, специалистов и работников, отвечающих за безопасность занятий физической культурой и спортом в образовательном учреждении.
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 06.08.1993 г. №5601 (Извлечения)
Статья I. Понятие охраны труда.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности, включающая пра­вовые, социально-экономические, организационно-технические, са­нитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитацион­ные и иные мероприятия.

Должностные обязанности руководителей и специалистов образо­вательных учреждений по охране труда. (Извлечение из Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ, при­каз МОРФ от 27.05.95 № 92).

Должностные обязанности по охране труда являются дополнением к должностным инструкциям руководителей и специалистов образователь­ных учреждений, утверждаются руководителем по согласованию с проф­комом или другим органом представляющим интересы трудового коллек­тива и доводятся до соответствующих работников ежегодно под роспись.


Извлечения из закона РФ "Об образовании" Гл. III.
Статья32.Пункт 22.

Образовательное учреждение несет в установленном законодатель­ством РФ порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающих­ся, воспитанников и работников образовательного учреждения во вре­мя образовательного процесса.

Статья 51.Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников оп­ределяются уставом образовательного учреждения на основе реко­мендаций, согласованных с органами здравоохранения.


Извлечения из закона РФ "О физической культуре и спорте в РФ", принятого 29.04.1999 г. №80-ФЗ
Статья 34,Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.

1. Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблю­дать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью.

2. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных со­оружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест про­ведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья. при проведении занятий физической куль­турой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

4
Извлечение из Положения о физическом воспитании детей и обучающихся в образовательных учрежденияхгорода Москвы

(Приложение №1 к Решению коллегии МКО №4 от 27.01.2000 г.)
Общая организационно-управленческая деятельность по физичес­кому воспитанию осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).

- создает необходимые условия для проведения уроков физичес­кой культуры и общей организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы;

- организует приобретение физкультурного и спортивного обору­дования и инвентаря в соответствии с табелем для проведения всех форм физического воспитания;

- обеспечивает в соответствии с законодательством проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического кон­троля, проверок (тестирования) физического состояния обучающих­ся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состо­янию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;

- организует систематический контроль за процессом физическо­го воспитания, эффективным использованием имеющейся базы, еже­годным рассмотрением на педагогическом совете с участием меди­цинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья.

- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выпол­нение учебных программ, планомерность проведения учебных заня­тий по физической культуре на протяжении всего учебного года;

- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и дополнительных занятий обучающихся со слабой физи­ческой подготовленностью и низким уровнем физического развития;

- добивается соблюдения гигиенического режима дня обучающих­ся, координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплени­ем здоровья и формированием навыков здорового образа жизни.

Учитель физической культуры (руководитель и преподаватель физического воспитания):

- всю работу по физическому воспитанию, развитию физической культуры, спорту и туризму среди обучающихся, по подготовке обще­ственного физкультурного актива осуществляет совместно с педаго­гическим коллективом и с помощью общественных организаций учеб­ного заведения;

- проводит работу по обеспечению контроля за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего перио­да обучения;

- готовит инвентарь и оборудование;

проводит работу по оборудованию и поддержанию и соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;

- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по тех­нике безопасности на всех видах занятий физической культурой.

5
Извлечения из Правил по безопасности занятийпо физической культуре и спорту

в общеобразовательной школе

1. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию при внешкольной работе, несут прямую от­ветственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:

- перед началом занятий провести тщательный осмотр места про­ведения занятий, убедиться в исправности спортинвентаря, надежно­сти установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту прове­дения занятий настоящими правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполне­нии физических упражнений;

- обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последо­вательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждо­го учащегося, в необходимых случаях обеспечить страховку; при прояв­лении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомога­ние и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

- после окончания занятий тщательно осмотреть место проведе­ния занятий, убедиться в отсутствии напряжения в энергосети и уст­ранить обнаруженные недостатки.

2. На администрацию школ возлагается ответственность за исправ­ность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитар­но-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту про ведения занятий настоящими правилами.

3. На медицинский персонал возлагается ответственность за про ведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осу­ществление санитарного надзора за местами и условиями проведе­ния учебно-воспитательного процесса по физической культуре,

4. Проведение занятий с применением неисправного оборудова­ния или спортинвентаря без специальной спортивной одежды не до­пускается.

5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с неблагоприятными метеорологически­ми условиями выносится местными органами.

6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе вы­дается комиссией Управления образования при приеме школ к ново­му учебному году.

Решение оформляется актом установленной формы (приложение).

7. Помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил (СНиП 11-65-73, СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л - П-70), а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобра­зовательных школ.

8. Количество мест в спортивном зале во время проведения заня­тий должно устанавливаться из расчета 0,7 м 2 на одного учащегося.

9. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и зас­тругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской.

10. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

11. Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м 2 .

12. Допускается в полу спортивного зала в соответствии с норма­тивной документацией оборудовать место приземления после прыж­ков и соскоков.

13. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, ок­рашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволя­ющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска дол­жна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при ка­сании стен.

14. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь высту­пов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стен.

15. Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступаю­щего порога.

16. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекленение окон должно иметь защитное ог­раждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающи­еся с пола, и солнцезащитные приспособления.

17. Потолок зала должен иметь не осыпающуюся краску, устойчи­вую к ударам мяча.

18. В зданиях школ перекрытия над спортивным залом должны быть трудно сгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Не до­пускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легко загорающимися материалами.

19. Чердачные помещения гимнастического зала должны содер­жаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помеще­ний должны храниться в определенном месте, доступном для получе­ния их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

20. В качестве источников света для залов должны быть использо­ваны либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо све­тильниками с лампами накаливания полностью отраженного или пре­имущественно отраженного светораспределения, при этом примене­ние светильников с защитными углами менее 30° не допускается.

21. Чистка светильников должна проводиться электротехническим персоналом не менее двух раз в месяц.

22. Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществ­ляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, пери­одическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

23. Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м/час на одного человека и температу­ру не ниже 14°С.

24. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны управляться и устанавливаться вне помещений - в коридоре, на лестничной площадке и др.

25. Для механизированной уборки в спортивном зале должно пре­дусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противо­положных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть ус­тановлены предохранительные заглушки.

26. Комнаты для переодевания для детей и обучающихся должны иметь не менее 0,18м 2 площади на место.

27. Шкафы в комнатах для переодевания устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем.

28. Душевые кабины должны быть оборудованы индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с арматурой управления, рас положенной у входа в кабину, подножками для мытья, а также полоч­ками для принадлежностей.

29. Размеры открытых душевых кабин в осях перегородок должны быть не менее 0,9ГО,9 м.

30. Между фронтом душевых кабин и противоположной стеной дол­жно быть расстояние не менее 1,3 м, а между фронтом противополож­ных рядов душевых кабин - не менее 1,5 м.

31. Температура в комнатах для переодевания должна быть не ме­нее 20°С; в душевых 25°С. Кратность обмена воздуха в комнатах для переодевания -1,5, в душевых - 5,0 м 3 /час.

32. Вспомогательные помещения могут иметь только искусствен­ное освещение, причем в санитарных узлах освещенность на горизон­тальной поверхности на высоте 0,8 м от пола должна быть не менее 75 лк при люминесцентных лампах и 30 лк - при лампах накаливания.

33. В крытых спортивных сооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с ав­томатическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

34. В помещении основных спортивных сооружений на видном ме­сте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и

мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.

35. Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, веду­щих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 метров. Две­ри, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения.

36. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из которых должна выходить на пришкольный участок.

37. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.

38. Спортивный зал в прилегающих к нему рекреациях должен быть оборудован пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей - 2 шт. ведер пожарных - 2-4 шт. топоров - 2-4 шт. ломов - 1 -2 шт. багров - 2-4 шт.

39. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в зак­рытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и надежно закреплены.

Надежность установки в результате испытаний инвентаря и обору­дования должна быть зафиксирована в специальном журнале. Основ­ные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приводят­ся в данном пособии.

40. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) долж­ны быть надежно завинчены.

41. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года долж­ны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещин жердь необходимо заменить.

42. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой.

Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно при­винчены к полу и заделаны заподлицо.

43. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенец на брусе, заметного искривления.

44. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса.

При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.

45. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предпо­лагаемого срыва и падения.

46. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

47. Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

48. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнования.

49. Размещение оборудования должно предусматривать безопас­ную зону вокруг каждого гимнастического снаряда.

50. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

- папки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

- поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривле­ний, трещин, заусенец и сколов, скользящая поверхность деревянных лыж должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соот­ветствии с погодными условиями.

7
Рекомендации по оказанию доврачебной помощипострадавшему

и порядок расследованияи учета несчастных случаев с учащимися

Первая доврачебная скорая помощь пострадавшему должна быть оказана школьным врачом, медсестрой, учителем физкультуры или любым членом педагогического состава в соответствии с правилами оказания этой помощи.

При оказании первой доврачебной помощи могут быть использо­ваны все находящиеся под руками оказывающего данную помощь сте­рильные средства, а также препараты, лекарства, инструменты из ап­течки, которая должна храниться в специально отведенном месте при каждом спортивном сооружении и должна содержать:

- бинт или марлю (стерильные);

- вату гигроскопическую (стерильную);

- йодную настойку 3-5% (спиртовая);

- перманганат калия (свежеприготовленный раствор);

- инструментарий (ножницы медицинские, ланцет, булавки, жгут).

После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответству­ющий отдел здравоохранения.

Спортивный зал должен быть обеспечен носилками, иметь адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Расследование и учет несчастных случаев с учащимися во вре­мя учебно-воспитательного процесса проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете случаев, происшедших с учащимися общеобразовательных школ всех типов и детей, на­ходящихся во внешкольных и дошкольных учреждениях систе­мы Министерства образования.
Выдержки из санитарных правил и норм(СанПин2.4.2.-576-96)

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государ­ственными органами и общественными объединениями, предприяти­ями или иными хозяйственными субъектами, организациями и учреж­дениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных заведений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведе­ния секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Спортивный зал следует размещать на 1-ом этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной програм­мы по физическому воспитанию обучающихся и возможность внеуроч­ных спортивных занятий.

При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, медпункт или помещение для меди­цинского обеспечения.

Для предупреждения утомления обучающихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных уро­ков (особенно четвертых и пятых) на 5-10 минут (кроме урока физкуль­туры).

Извлечения из методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда


В каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, на лыжной базе необходимо иметь инструкции по охране труда при занятиях гим­настикой, легкой атлетикой, лыжами, плаванием, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утвержда­ются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в три года.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

труда Российской Федерации

от 1 июля 1993г. № 129

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ И

ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙПО ОХРАНЕ ТРУДА
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом работы;

- требования безопасности во время работы;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- требования безопасности по окончании работы.

Примечание. При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел "Введение", отражающий соответствую­щие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкций, дан перечень этих актов, а также перечень актов, утративших силу.

В разделе "Общие требования безопасности" должны быть от­ражены:

- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);

- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего рас­порядка;

- требования по выполнению режимов труда и отдыха;

- характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;

- нормы выдачи для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты с указанием обозначений го­сударственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;

- требования по обеспечению пожаро - и взрывобезопасности;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инстру­мента;

- указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

- правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать ра­ботник при выполнении работы;

- ответственность работника за нарушение требований инструкций.

В разделе "Требования безопасности перед началом работы" должны быть изложены:

- порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной за­щиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других ус­тройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

- порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (за­готовки, полуфабрикаты);

- порядок приема смены в случае непрерывной работы;

- требования производственной санитарии.

В разделе "Требования безопасности во время работы" дол­жны быть изложены:

- способы и приемы безопасного выполнения работ, правила ис­пользования технологического оборудования, приспособлений и ин­струментов;

- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

- указания по безопасному содержанию рабочего места;

- основные виды отклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;

-действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

- требования к использованию средств защиты работников.

В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуаци­ях" должны быть изложены:

- действия работников при возникновении аварий и ситуаций, ко­торые могут привести к нежелательным последствиям;

- действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

В разделе "Требования безопасности по окончании работы" должны быть изложены:

- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппа­ратуры, а при непрерывном процессе - порядок передач и их по смене;

- порядок сдачи рабочего места;

- порядок уборки отходов производства;

- требования соблюдения личной гигиены и производственной са­нитарии;

- порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на ка­кие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. Требова­ния упомянутых нормативных актов должны быть учтены разработ­чиками инструкций для работников. При необходимости требова­ния этих актов следует воспроизводить в инструкциях для работ­ников в изложении.

В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие осо­бое значение отдельных требований (например, "категорически", "осо­бенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все тре­бования инструкции должны выполняться работниками в равной сте­пени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббре­виатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиа­туры.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенны­ми нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина за­зоров, расстояния и т.п.).

журнала учета выдачи инструкций

по охране труда для работников подразделений

Постановлением Руководитель учреждения

профсоюзного комитета ___________"__"_____200_г.

Протокол №_ от ____200_г.

по охране труда при проведении занятийпо гимнастике

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного воз­раста и учащиеся с 1 -го класса, прошедшие инструктаж по охране тру­да, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные ре­жимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

- травмы при выполнении гимнастических упражнений без исполь­зования гимнастических матов;

- травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

1.4. В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набо­ром необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказа­ния первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале не­обходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчас­тного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования необходимо прекра­тить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспита­телю).

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение ин­струкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мел­кой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты гак, чтобы их поверхность была ровной,

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (пре­подавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении уп­ражнений другим обучающимся,

3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблю­дать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии пре­кратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспи­тателю).

4.2, При возникновении пожара в спортивном зале немедленно пре­кратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, со­общить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожар­ную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью пер­вичных средств пожаротушения,

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное уч­реждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвен­тарь.

5.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мел­кой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Заведующий спортивным залом (учитель физкультуры)__________________

Заместитель руководителя Специалист ДЮКФП округа

учреждения по учебной работе _______________ _____________________________

Постановлением Руководитель учреждения

профсоюзного комитета ___________"__"_____200_г.

Протокол №_ от ____200_г.

Инструкция по охране труда. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении иот-001-04

Инструкция по охране труда при проведении рыболовных походов и тренировочных занятий

Инструкция по охране труда при проведении занятий по

Инструкция № фк 20 по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм

Инструкция №30. 48 по охране труда при проведении занятий по спортивным играм (футбол) Общие требования безопасности

Инструкция 05 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (иш- 05 2010) Основание

Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм

Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся

Инструкция №06-пп по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий общие требования безопасности

Инструкция №06-пп по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий общие требования безопасности

Инструкция по охране труда утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом и пересматривается не реже одного раза в 5 лет

Инструкция №013 по охране труда при проведении экскурсий по биологии Общие требования безопасности

Другие статьи