Руководства, Инструкции, Бланки

Методика Руководства Трудовой Деятельностью В Разных Группах img-1

Методика Руководства Трудовой Деятельностью В Разных Группах

Рейтинг: 4.4/5.0 (1662 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методы руководства коллективным трудом детей

Развитие и воспитание дошкольников

Методы руководства коллективным трудом детей

[img=left]http://parohod.kg/uploads/posts/2010-02/1267166749_65.jpg.
[/img]Мы рассмотрели разные способы объединения детей в труде: труд рядом, труд общий, труд совместный. Каждый из способов объединения создает условия для решения различных воспитательных задач. Организуя труд детей в детском саду, воспитатель учитывает вопросы постепенного усложнения форм, начиная с самых простых.

Раскроем теперь некоторые приемы методического руководства коллективной деятельностью детей.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей. одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание, следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.

Каким же образом в коллективном труде создаются возможности для решения разных воспитательных задач и при помощи каких методических приемов они осуществляются? Под коллективным трудом детей следует понимать такую организацию .четен, при которой всех участников объединяет общее задание, цель, распределение работы и т.д. Так могут быть организованы и общие поручения, и труд дежурных в старших группах (о чем говорилось выше), и труд детей всей группы.

Методы педагогического руководства разными видами коллективной трудовой деятельности дошкольников едины. Поэтому целесообразно рассмотреть их в общем плане, выделяя некоторое своеобразие руководства каждым видом труда детей разных возрастных групп.

В организации коллективного труда детей (небольшого звена или всей группы) выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.
Рассмотрим содержание работы педагога па каждом из этапов.

Другие статьи

Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников

Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников.

Труд по самообслуживанию (сам себя обслужи) является ведущим видом труда в младшей группе. Здесь надо учитывать, что самостоятельность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключение излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычки к чистоте, опрятности и аккуратности, которые обеспечивают ос приобщение к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Важно помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.). Следует научить ребенка соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать у него отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.). Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)

Формируя у детей навыки самообслуживания, следует проводить беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и планомерная систематическая работа воспитателя.

Навыки хозяйственно-бытового труда также находятся в стадии становления. Здесь важно понять, что у малышей любой трудоворй процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности.

В работе с младшими дошкольниками следует знать, что для детей 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность не только проявить самостоятельность, но и удовлетворить потребность в деятельности. Педагогу очень важно поддерживать желание детей что-то сделать и получить одобрение. При этом следует обучать детей трудовым действиям. Обучение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. Важно детально показать, точно объяснить каждый прием работы. При этом надо учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя – так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил и отработал каждый прием, их последовательность. Если воспитатель планирует научить ребенка какому-то действию, он должен сам хорошо его усвоить, представить, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять. Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. При такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки. В процессе показа и объяснения важно направить внимание ребенка как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволит избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы. Педагог осуществляет контроль за правильностью каждого отдельного приема и действия в целом. контроль за деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение.

Трудовой навык, как и любой другой. складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержаться в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах ДОУ. Для упражнения детей в застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используют специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами; «сапоги» с отверстиями для шнурков; «пояс» с пуговицами и петлей и т.д. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр. Детям предлагаются сюжетно-дидактические игры, например: «Уложим куклу – Соню спать», «Покормим Андрюшу», «Оденем Машу на прогулку», «Ирочка проснулась» и т.д.

В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий.

Когда ребенок воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной. Например, взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из не льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.

Если навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию. Воспитатель напоминание:

– Сначала поставь хлебницу, потом салфетницу, затем расставь тарелки и разложи ложки.

Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка.

Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда можно по-разному. Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, которые к этому предъявляются. Так, если сегодня ребенок после игры с машинами отвез их в «гараж», завра он должен сделать то же самое. Только в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек.

Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях. Например, приближается праздник. Надо нарядить кукол, пусть празднуют вместе с детьми. И дети охотно, увлеченно наряжают кукол: надевают им красивые наряды, причесывают…

Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями. Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство – действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Получая положительные эмоции ребенок старается справиться с трудностями. Педагогу важно поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.

Особого внимание требует методика руководства трудом в природе. Знания и навыки детей не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Например, занятие на тему: «Посадка душистого горошка»
Цель. Учить детей узнавать семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые). Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий. Активизировать употребление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к выращиванию растений.

Организация занятия. Детей посадить за столы, поставленные буквой «П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картинки с изображением душистого горошка. В ящиках с землей сделать бороздки.
Ход занятия. Показать детям картинку с изображением душистого горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, предложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков. (Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого). Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не получается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После того как посадка семян, будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.
Содержание труда и методика руководства им в средней группе.
Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда. Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.
Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению.

Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.

Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.

Читать Дошкольник и труд

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания дошкольников. В ранее созданных работах они представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода, при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но нередко он оставался «нейтральным» (А. С. Макаренко) процессом в деле воспитания.

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.

В данном пособии раскрывается система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, растущего осознания ими значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В пособии реализован возрастной подход: представлен материал для младших, средних и старших групп.

Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создании педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений детской активности. Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени его готовности к обучению в школе.

Задачи трудового воспитания дошкольников

В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя следующие задачи трудового воспитания.

• Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.

• Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

• Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

• Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.

• Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста. Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.

Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблюдают за развитием растений, животных. Это обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; дети учатся сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Они начинают понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение, «мышечную радость», у них формируется привычка к трудовому усилию. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.

Становление и развитие трудовой деятельности детей

Проблеме развития предпосылок трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее воспитательных возможностей уделяли большое внимание Я. 3. Неверович и В. Г. Нечаева.[1]

Компоненты трудовой деятельности. Взяв за основу рассмотрения становления трудовой деятельности развитие ее основных компонентов, выделенных психологами, автор представляет процесс их постепенного совершенствования, одновременно изучая воспитательные возможности каждого компонента.

В. Г. Нечаева [13][2] начинает обсуждение процесса становления предпосылок трудовой деятельности с момента перехода ребенка раннего возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым (в возрасте двух лет). E.H. Герасимова вводит понятие «цепочка последовательных действий», совершаемых ребенком раннего возраста, из которых складывается трудовой процесс. В возрасте 4 – 5 лет ребенок овладевает этим целостным трудовым процессом (М.В. Крулехт [12]).

Я. 3. Неверович придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться «целесообразных изменений предмета деятельности», то есть получения продукта. В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желания самостоятельно выполнить какие-либо трудовые операции. Ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями [12].

В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели [13].

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА

«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет основные формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд. Рассмотрим возможные усложнения в объединении детей в процессе трудовой деятельности.

Особенности организации труда детей в разных возрастных группах

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором взрослый берет на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В то же время участие в труде вместе с воспитателем радует малыша, так как ставит его в положение взрослого. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребенка одновременно. Каждый из них выполняет свое задание, действует в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, не испытывает никакой зависимости от них. В процессе работы воспитатель формирует у малышей представления о последовательности действий, разъясняет требования, предъявляемые к результату. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей, например, один нуждается в дополнительном показе, другой — в постоянном контроле, третьему требуется помощь и т. д. В таких условиях могут успешно решаться задачи закрепления необходимых навыков, формирования умения доводить дело до конца. Чтобы привлечение детей к труду носило систематический характер, надо вести учет, кто и какие поручения выполнял, насколько овладел навыком. Например, утром, во время сбора детей, воспитатель предлагает двум — четырем малышам помочь ему посадить лук на грядке, полить клумбу, а после дневного сна — переодеть кукол, протереть влажной тряпкой крупные игрушки. Он руководит работой каждого ребенка, показывает и напоминает приемы ее выполнения, последовательность действий, оценивает старания детей, их стремление довести дело до конца, обращает внимание на качество работы.

В средней группе перед воспитателем стоит ответственная задача—формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений, более систематическом вовлечении в труд всех детей. Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Кроме того, данная форма эффективна при обучении вновь поступивших детей. Однако особое значение приобретают поручения, которые выполняются одновременно несколькими детьми, но при этом каждый из них имеет самостоятельное задание (труд рядом). Так, дошкольники принимают участие в уборке комнаты: протирают мокрой тряпкой стулья, строительный материал, моют игрушки, стирают кукольное белье; на участке сгребают опавшие листья, очищают огород от мусора и камешков и т. д.

Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление трем — пяти участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Выполнение своего задания как части общего дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, а это, в свою очередь, создает возможности для осознания пользы и значимости объединения в труде («Чего один не сделает — сделаем вместе»), для воспитания чувства коллективизма («Мы все вместе работали», «Вместе поработали — много дел успели выполнить» и т. д.). Ребенок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свое задание каждый. В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими результатами выявляются только по окончании всей работы. В этом плане большая роль отводится обсуждению воспитателем общих итогов труда: «Вместе поработали — весь кукольный уголок убрали» или: «Все вместе собрали урожай редиски с грядки» и т. п.

При организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали ее приблизительно одновременно. Если кто-либо из ребят отстает, воспитатель организует ему помощь и разъясняет: когда трудятся вместе — всегда помогают друг другу.Очень важно, чтобы к концу пребывания в группе дети приобрели достаточный опыт работы звеном. Только при этом условии они будут подготовлены к организации коллективного труда в старшей группе.

В средней группе вводятся дежурства: с начала года — по столовой, со второй половины учебного — по подготовке к занятиям. Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определенный срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство — это обязанность ребенка. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия. Поэтому организация дежурств принимает вид труда рядом: за каждым столом — один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям). Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности могут быть успешными только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. Если дежурный по столовой занят достаточно, то дежурные по подготовке к занятиям нередко остаются без дела. Например, первое занятие — слушание сказки, второе — музыкальное, которое проводится в зале. При таком положении, явно нежелательном, лучше вообще не назначать дежурных или дать им конкретное задание, заранее пойти в зал (по договоренности с музыкальным руководителем), расставить стульчики, подготовить атрибуты для пляски и т. д.

В старших группах используются все три формы организации труда детей: поручения, индивидуальные и общие дежурства, коллективный труд всей группы. Реализуя задачу формирования новых навыков, воспитатель, так же как и в средней группе, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения, в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с ребятами, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его). Кроме того, в старших группах вводятся длительные индивидуальные поручения: в течение определенного времени дети ухаживают за посаженными растениями или поддерживают порядок в книжном уголке, в месте хранения игрушек на участке и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.

Общие поручения (объединяющие участников в коллектив) в старшей группе становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требования к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность. Общие поручения иногда принимают характер совместной деятельности. Ее отличительной особенностью являет ся наличие ряда последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например, первый ребенок достает игрушку с полки и ставит на стол, второй протирает ее от пыли, третий убирает на прежнее место. Или: первый ребенок снимает с кукол белье, второй — стирает, третий — поласкает и вешает на веревочку, четвертый — надевает на кукол чистое бельё. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга: пока игрушка не будет чистой, ее нельзя ставить на место; пока белье с куклы не будет снято, его нельзя стереть и т. д. Более того качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища.

При обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников. Возникает необходимость учета каждой операции: так, протереть полку от пыли легче, чем переодеть куклу; вымыть, растение сложнее, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время и объем работы каждого ребенка, следует наиболее сложную операцию поручать двум-трем детям. Например: трое ребят стирают кукольное белье, один поласкает, а затем все вместе вешают его и сухое надевают на кукол. Другая особенность совместного труда — неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребенок снимает их с подоконника, второй моет листья, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами, и он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребенку дополнительное задание: прежде чем расставить вымытые растения, протереть подоконники.

Приемы, выбираемые воспитателем, зависят от характера совместной деятельности дошкольников. Например, при оформлении групповой комнаты к новогоднему празднику детям предлагается выполнить панно, используя уже известные приемы работы. Педагог заранее готовит шаблоны, несколько деталей. Это позволяет начать работу одновременно: первый ребенок обводит по шаблону деталь; второму дается лист бумаги, на котором уже обведена эта деталь, и он начинает ее вырезать; третий тоже может начинать наклеивать деталь на общий лист, так как ему заранее приготовлены две-три детали. Закончив свое задание раньше других, первый участник приходит на помощь сверстникам.(Следует отметить, что подобную организацию нельзя использовать во время занятий по аппликации, так как это затрудняет решение поставленных воспитателем задач.)

Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество относительно самостоятельных операций не превышало трех-четырех. В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Наличие у детей навыков хозяйственно-бытового труда, опыта, приобретенного при выполнении поручений, позволяет педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности. В старших группах имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление ее к празднику, уборка участка, разбивка огорода, сбор овощей и т.д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, целесообразно разделить группу на три-четыре звена и предложить каждому относительно самостоятельное задание. Состав детей в звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, периодически меняются. Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или какому- либо звену, например при возникновении спора. Педагог должен заранее определить объем работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере. Методика руководства коллективным трудом детей Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер. Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т. д. В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Распределение работ между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединенными в звено или в несколько звеньев). Впервые этот вопрос возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел. Например, детям дано поручение посеять овес (на корм птицам). Они распределяют эту работу следующим образом: Кира. Я буду насыпать землю в коробочки. Лена. Я тоже. Валя. И я тоже хочу насыпать. Галя. А кто будет сажать? Ну, тогда я. Андрюша. А я буду составлять коробочки в ящик, а потом поливать. В приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя дело, либо, руководствуясь собственным желанием, либо довольствуясь тем, что осталось.

Безусловно, дошкольникам еще сложно определить равный объем работы для каждого участника; кроме того, одно задание им кажется менее интересным, чем другое, и они не хотят его выполнять.

Воспитатель может сам сделать все необходимое:

- распределить объем работы таким образом, чтобы все дети закончили ее одновременно;

- так организовать работу, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

- продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребенком поставить уверенного, рядом с неумелым — умелого и т. д.);

- учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определенными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научатся самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.Он обращает внимание на неправильность такого распределения (как дано в примере) с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Разъясняет: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю, а Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Товарищи так не поступают. Надо распределить дело так, чтобы у всех было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес». Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предварительно, до распределения работы. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно высаживать рассаду цветов на клумбу, он говорит: «Вы научились высаживать рассаду на клумбу. Умеете это дело выполнять вместе: один готовит ямки, другой переставляет коробочки с рассадой с носилок к ямкам, двое прикапывают рассаду в землю. Но готовить ямку быстрее, чем ставить коробочку с рассадой на клумбу, потому что это надо делать очень осторожно. Давайте попробуем распределить работу так, что- бы у каждого дел оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никого не ждал. Для этого надо поручить двоим расставлять коробочки с рассадой». Так воспитатель помогает детям учитывать трудоемкость операций. При распределении работы в звене иногда дети-инициаторы выбирают для себя более интересное дело. Остальные - могут согласиться с таким положением.

Но если кто-либо тоже захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? Как следует поступить воспитателю? Как разрешить возникший спор? Педагог убеждает детей: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Зато в следующий раз вы должны будете уступить ему. Так будет по-товарищески. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый научится все делать, а всякое дело — важное и нужное». Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно, приобретают опыт распределения работы. Об этом свидетельствуют их ответы: «Мы никак не дого- вариваемся. Я вижу, что Коля стал ложки раздавать, тогда я начинаю салфетки носить»; «Я возьму ложки и Боре немного дам. А когда ложки раздадим, начнем хлеб носить»; «Я всегда ложки раздаю, а Галя тарелки носит»,— сказал Валерий. На вопрос педагога: «А тебе никогда не хочется тарелки раздавать?» — он ответил: «Хочется. Но девочкам надо уступать».Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

С приобретением опыта дошкольники смогут самостоятельно распределять работу внутри своего звена, и воспитателю нужно будет только напомнить им о необходимости договориться между собой и предоставить возможность для справедливого распределения труда.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Какова же последовательность действий воспитателя при распределении труда между звеньями?

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нуж- ная. Чтобы помочь дошкольникам осознать это, можно использовать различные приемы. Например, после экскурсии в библиотеку напомнить детям, в каком порядке содержатся там книги, и предложить привести в порядок книги в группе, или объяснить необходимость предстоящей уборки участка подготовкой к празднику, или предложить вырастить овощи для всех детей, цветы для родителей и т. д. Однако не всегда следует находить какие-либо особые поводы для объяснения выполнения той или иной работы. Так, чаще всего общая уборка групповой комнаты мотивируется необходимостью поддержания постоянного порядка.

2.Воспитателю следует познакомить детей с полным объемом труда и представить его как одно общее задание для всех. Например: «Сегодня мы с вами все вместе "будем убирать групповую комнату. Что нужно сделать? Вытереть пыль на стеллажах для игрушек, одни игрушки протереть, другие — вымыть. Пересмотреть все книги и отобрать те, которые надо починить. Подсыпать зеленого корма попугаям. Сменить одежду на куклах». Воспитатель не только перечисляет весь объем работы, но и выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев. Можно обсудить с детьми, какие дела, по их мнению, еще нужно сделать. Спросить, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), уточнить, к каким делам лучше приступить в первую очередь. Педагог поощряет активность детей, подчеркивает их стремление сделать комнату уютнее, чище, одобряет те предложения, в которых содержится элемен- тарная забота о группе!

3. Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать. В первое время педагог сам распределяет работу между звеньями. «Сегодня мы с вами договоримся так. Я назвала все дела, которые мы будем выполнять, а теперь каждому звену поручим определенное дело. Первое звено будет убирать стеллажи. Постарайтесь сделать это аккуратнее, тщательнее протирайте каждую полочку. Второе звено будет убирать спальную комнату вместе с няней. Не забудьте, что никелированные планки кроватей надо протирать сухой тряпкой». Воспитатель определяет содержание работы каждого звена и дает некоторые указания о способах ее выполнения, последовательности действий и т. д. В приведенном примере дошкольники объединены в звенья по видам работы. Все дети в каждом звене выполняют одинаковое задание и не зависят от деятельности других звеньев. Далее воспитатель объясняет, почему работа распределена именно так: «В прошлый раз первое звено подклеивало книги. Сегодня это дело поручено третьему звену. Так каждый из вас сможет научиться выполнять все дела». Иногда задание связано с наличием умений у детей: «Все третье звено будет подклеивать книги, а Юра будет отбирать из библиотеки те книги, которые надо подклеить. Юра долго не ходил в детский сад и пока не знает, как это надо делать». Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желанием других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры. Постепенно и самих дошкольников следует привлекать к распределению труда: спросить, кому из детей (или звеньев) нужно поручить то или иное дело, предложить вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь. Процесс выполнения задания Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили ее примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребенку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», «Товарищи всегда должны помогать».Часто дети, оказывая помощь товарищам, фактически выполняют работу за них, поэтому важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным действием. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь. Девочка отдает ему полоску бумаги, и он начинает делать цепочку. Воспитатель, обращаясь к мальчику, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, она так не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи, подержи лист бумаги, а когда она будет отрезать полоску, тогда ты ей поможешь, и Оля сама справится с работой». Педагог добивается, чтобы дети поняли, как надо помочь товарищу, и осознали, какая помощь принесет пользу. Если несколько ребят выполняют одинаковые задания и кто-либо из них затрудняется, то воспитатель предлагает: «Таня, покажи Алеше, как надо выполнять работу, и объясни, что сначала делать, а что потом». Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Согни здесь, а теперь вот как поверни» (показывает на своей выкройке, как надо ее складывать). В тех случаях, когда причиной отставания отдельных детей является неравномерный объем работы, следует рекомендовать им привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание. Некоторые дети работают медленнее других, но стремятся сами завершить дело. В таких ситуациях воспитатель должен разъяснить ребятам: не надо торопить товарища, подгонять его, лучше немного подождать, а в это время заняться каким-либо другим делом. Но если нет возможности ждать отстающего, следует обязательно объяснить ему, что он задерживает весь коллектив и поэтому не должен отказываться от помощи. Иногда отставание отдельных детей вызвано их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. В данном случае совершенно не правомерно организовывать помощь отстающим. Нужно показать дошкольникам негативную сторону этого факта: «Все закончили работу, а Таня и Коля не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески».

Неуспевающие дети видят отрицательную реакцию со стороны товарищей и начинают понимать, что поступили плохо. Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности, руководство которой тоже имеет свои особенности. Как указывалось выше, в таких условиях каждый из детей выполняет только одну операцию, являющуюся частью общего процесса труда. Например, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит мусор с участка. При таком распределении работы налицо и взаимосвязь между участниками, и взаимозависимость.

Однако дошкольники очень часто принимают свое задание как самостоятельное, не осознают себя членом единого звена. Например, детям дано поручение отремонтировать книги для малышей. Операции распределены. Саша, нарезав нужное количество полосочек бумаги, начинает рассматривать книги, уже подклеенные ребятами из его же звена. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?» — и уходит, не проявив никакого беспокойства по поводу плохой работы своих товарищей. Задача воспитателя — представить дело, которое выполняет каждый ребенок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

В процессе совместной деятельности могут возникать затруднения, вызванные разными причинами: слабыми умениями детей, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением участников к делу и т. д. Дошкольники не всегда правильно осознают, почему произошла задержка в работе, поэтому их претензии к товарищам бывают необоснованными. Применяемые детьми средства воздействия на нерадивых, с их точки зрения, участников могут быть как положительными (взаимопомощь, показ, со- вет), так и отрицательными (ссоры, обиды друг на друга). Если дети не будут знать правильных способов воздействия на товарищей, то любое затруднение в процессе совместного труда может привести к отрицательным поступкам. Воспитатель должен регулировать возникающие ситуации, помогать детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым проявлению положительного отношения к сверстникам. Ниже приводится описание приемов, с помощью которых воспитатель регулирует совместную деятельность детей и взаимоотношения между ними. Иногда дошкольники, распределяя между собой задания, не учитывают трудоемкости операций, и это обнаруживается только в ходе работы. Воспитатель дает совет, как надо наладить работу, чтобы никто не простаивал, чтобы у каждого участника задание оказалось примерно равным. Педагог обосновывает правильность такого перераспределения и с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Не по-товарищески стоять и ждать, если кто-либо из ребят не справляется с делом. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу». На конкретных примерах дети учатся поступать в соответствии с правилами морали. Они не просто выполняют работу товарища, но включаются в нее, для того чтобы добиться успеха. В практике организации трудовой деятельности старших дошкольников часто используется такой прием воздействия, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как способствует появлению у детей отрицательного отношения к тем товарищам по звену, из-за которых приходится проигрывать. Они отказываются работать вместе с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражение, обижают их.

Дошкольники не всегда могут понять, что отставание некоторых участников общего дела связано с их недостаточными умениями или индивидуальными особенностями. В результате нарушаются положительные взаимоотношения, резко снижается качество работы. Особенность организации совместного труда состоит и в том, что дети обращают внимание на результаты работы своих товарищей. При обнаружении недостатков они стараются воздействовать на них, заставляют переделывать. Однако способы воздействия детей друг на друга не всегда способствуют укреплению положительных взаимоотношений между ними. Воспитатель должен подсказать, как следует поступать в подобных случаях.

Обратимся к примерам. Юля вытирает поддонники и ставит их на подоконник. Лена протирает цветочные горшки и поливает растения, а затем ставит горшки, на поддонники. Лена замечает недостатки в работе Юли. Лена: «Юля, посмотри, ведь поддонник совсем мокрый. Ты, наверное, забыла его вытереть». (Юля настаивает на том, чтобы Лена поставила горшок с растением. Возникает спор.) Воспитатель. Юля, Лена права. Ты не проверила, как вытерт поддонник. А Лена заме- тила твою ошибку. И спорить не надо. Всегда надо проверять, как выполнена работа, иначе можно подвести своих товарищей. Видишь, Лена не стала с тобой спорить, но ей пришлось переделывать твою работу. Лена берет тряпку и вытирает поддонник. Воспитатель. Лена хочет хорошо выполнить задание. А ты разве правильно поступила? Разве другие должны за тебя переделывать работу? В приведенном примере ребенок предъявляет претензии к товарищу. Воспитатель поддерживает его, разъясняет справедливость претензий, налаживает их работу. Обобщая поведение детей в подобных ситуациях, педагог может сформулировать правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо — подведешь товарищей». Следует заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель обязан в процессе выполнения задания показать эти недостатки. Дети склеивают цепочку для елки. Света небрежно приклеивает кольцо и передает цепочку Ире. Та хочет приклеить кольцо к цепочке, но предыдущее кольцо отклеивается. Ира. Ой, не успела взять, а уже отклеилось.Воспитатель. Ира, верни кольцо Свете, пусть она приклеит снова. Света, тебе надо ра- ботать лучше. Видишь, ты Иру подвела, ей приходится ждать тебя. Педагог учит старших дошкольников активным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми: если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать ему это сделать; если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков; если он затрудняется в выполнении задания, помочь ему. Например, Сережа, Шура и Костя работают вместе. Сережа склеивает коробочки из готовых выкроек. Шура вырезает кружочки, а Костя — квадраты. Володя раскладывает квадраты и кружочки в коробочки. Он замечает, что одна коробочка склеена небрежно. Володя. Сережа, как ты склеил? Намазал клея мало, вот и отклеилось сразу. В эту коро- бочку нельзя ничего положить. Кому захочется взять такую коробочку? Сережа. У меня не получается. Володя. Давай вместе. Ты помажь еще клеем, а я подержу. Теперь прижми покрепче, пусть лучше приклеится. Поведение Володи отражает усвоенные им способы воздействия на товарищей. Увидев недостатки в работе Сережи, Володя делает ему замечание, упрекая в недобросовестном отношении к работе, а следовательно, к товарищам («Кому захочется взять такую коробочку?»). Но, убедившись в том, что Сережа выполнил работу некачественно только потому, что не знал, как надо ее делать («У меня не получается»), Володя дает совет и помогает сам. Поведение Володи в такой ситуации воспитатель использует как образец способа воздействия на товарищей, выполняющих работу по какой-либо причине некачественно. Каковы же методические приемы воспитателя, направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности? Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и отношения к товарищам). 2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него. 3. Сообщение моральных правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми. Обсуждение результатов трудовой деятельности

По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света очень тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то на ноги себе налила воды, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Все обсуждение занимает не более 8—10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия, стараются напомнить партнерам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.