Руководства, Инструкции, Бланки

Кто Осуществляет Руководство Деятельностью Фсб img-1

Кто Осуществляет Руководство Деятельностью Фсб

Рейтинг: 5.0/5.0 (1679 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Чем занимается ФСБ?

Чем занимается ФСБ?

ФСБ – это федеральная служба безопасности. Это централизованная система, которая осуществляет свои решения в пределах полномочий. На сегодняшний день ФСБ – это самая могущественная спецслужба. Давайте подробно рассмотрим, что делает ФСБ.

Деятельность органов ФСБ

Рассмотрим основные направления деятельности органов ФСБ:

  • Контрразведывательная деятельность. Она осуществляется органами ФСБ, а также их подразделениями. Таким образом, проводятся контрразведывательные мероприятия в целях предупреждения и выявления иной деятельности специальных организаций и служб, которые могут нанести определенный ущерб государству. Органы контрразведки будут проводить контрразведывательные мероприятия, в том случаи если есть:
    • данные о признаках разведывательной деятельности специальных организаций и служб иностранных государств, которые могут нанести определенный ущерб государству;
    • необходимость обеспечить надежную защиту сведений, которые содержат государственную тайну;
    • определенные сведения о событиях и действиях, которые могут повлиять на безопасность государства;
    • угроза собственной безопасности;
    • запросы правоохранительных органов, специальных служб, международных организаций. В этом случае, контрразведывательные мероприятия проводятся на основании международных договоров между государствами.
  • Нормативно-правовыми актами регулируется порядок провидения контрразведывательных мероприятий. Контрразведывательных мероприятий, которые могут ограничивать права граждан на телефонные разговоры или тайную переписку, проводятся только на законной основе. Контрразведывательные мероприятия, которые могут ограничивать права граждан на неприкосновенность собственного жилища допускаются на основании постановления судьи. Только судья может рассматривать ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий. После рассмотрения ходатайства, судья может вынести следующие решения:
    • постановление, о том, что могут допускаться контрразведывательные мероприятия, которые могут ограничивать конституционные права граждан;
    • постановление о запрете проведения контрразведывательных мероприятий.
  • Борьба с терроризмом. Такой вид деятельности осуществляется органами по борьбе с терроризмом или же их подразделениями, а также должностными лицами, для того чтобы выявить, раскрыть или предупредить террористическую деятельность иных служб или организаций посредством боевых действий.
  • Основания для проведения контрразведывательных мероприятий по борьбе с терроризмом:
    • если есть необходимость пересечь террористическую деятельность;
    • если существует необходимость выявить и задержать лица, которые причастны к организации террористического акта;
    • если есть необходимость добывать информацию о событиях или действиях, которые могут создать угрозу терроризма.
  • Органы по борьбе с терроризмом проводят оперативно-боевые мероприятия. Нормативно - правовыми актами федерального органа исполнительной власти регулируется порядок проведения мероприятий по борьбе с терроризмом. Органы по борьбе с терроризмом свою деятельность осуществляют в соответствии с законодательством.
  • Борьба с преступностью. Этот вид деятельности осуществляется органами ФСБ для того, чтобы предупредить, раскрыть шпионаж, организованную преступность, коррупцию, контрабанду. Деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с организованной преступностью регулируется законодательством об уголовно – процессуальной деятельности.
  • Разведывательная деятельность. Эта деятельность осуществляется органами внешней разведки при федеральном органе исполнительной власти.
  • Пограничная деятельность. Основные направления пограничной деятельности:
    • охрана и защита государственной границы;
    • охрана и защита законных и экономических интересов государства.
  • Обеспечение информационной безопасности. Этот вид деятельности осуществляется в научно-технической сфере.

Теперь вы уже знаете, чем занимается ФСБ.

Ещё больше интересного

Другие статьи

Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ

Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ.

Федеральная служба безопасности (ФСБ).

ТЕМА 7. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РОССИИ.

Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности РФ создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.

Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности РФ, утверждаемым Президентом РФ.

Федеральную службу безопасности РФ возглавляет директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности РФ соответствует воинское звание генерала армии.

В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

· уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

· единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

· конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем основным направлениям:

1. контрразведывательная деятельность;

2. борьба с преступностью;

3. разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность – деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Основаниями для осуществления, органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России;

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными диетами Федеральной службы безопасности РФ.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Борьба с преступностью. Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ и др.

Разведывательная деятельность. Это деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.

Компетенции органов ФСБ носит сложный и многогранный характер.

ФСБ функции, структура, история

/ ФСБ функции, структура, история 03.02.2012

ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

- борьба с терроризмом;

- борьба с преступностью;

- обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Разведка — деятельность органов ФСБ в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками

Борьба с преступностью и террористической деятельностью Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Пограничная деятельность Направлениями пограничной деятельности являются:защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России

Структура органов ФСБ К органам федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) ФСБ России в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). УВКР ФСБ РФ являются преемником СМЕРШ, ТГУ КГБ СССР (Особый отдел).

- управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Руководство ФСК и ФСБ России

Директор ФСБ Александр Бортников

Основная статья: Руководство ФСБ России

Бортников, Александр Васильевич — директор

Первые заместители директора:

Проничев, Владимир Егорович

Смирнов, Сергей Михайлович

Буравлёв, Сергей Михайлович

Горбунов, Юрий Сергеевич — статс-секретарь

Кулишов, Владимир Григорьевич

Структура органов федеральной службы безопасности

(пункт 2 перечня информации о деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1075)

История 21 декабря 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Президент подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти [3]. Этим же указом были утверждены положение о службе и структуре её центрального аппарата, повторявшей структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, а секретариат преобразован управление делами). 14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено. В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации В. В. Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы Российской Федерации и часть функций ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых)

Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность Российской Федерации

Правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность Российской Федерации Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
  • федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности – ФСБ России;
  • управления ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ;
  • управления ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.
В систему органов федеральной службы безопасности также входят:
  • подразделения в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся Пограничные войска РФ;
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения;
  • научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения;
  • иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ России и Пограничных войск РФ.

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России.

Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно- строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти. Ее возглавляет директор на правах федерального министра.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
  1. контрразведывательная деятельность;
  2. борьба с преступностью;
  3. разведывательная деятельность;
  4. пограничная деятельность;
  5. обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов федеральной службы безопасности по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной против безопасности Российской Федерации.

Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость проверки лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности государства.

Направлениями пограничной деятельности являются:
  • защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения ее противоправного прохождения;
  • обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа нашего государства;
  • охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности – это деятельность органов федеральной службы безопасности:
  • по реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • обеспечению криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами страны.
Полномочия и функции органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности обязаны:
  • информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ об угрозах безопасности государству;
  • выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности России;
  • добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
  • выявлять, предупреждать и пресекать преступления; производить дознание и предварительное следствие; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  • выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
  • разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя;
  • проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.
Органы федеральной службы безопасности имеют право:
  • устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
  • осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
  • осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
  • беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;
  • временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности, обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;
  • получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации.

Кадры органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безо пас ности.

Сотрудником органов федеральной службы безопасности ФСБ России может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций. Сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).

Органы внешней разведки Российской Федерации

Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
  • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:
  • обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
  • установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
  • организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;
  • обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
  • обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  • обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:
  • СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно- политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
  • ФСБ России – во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:
  • определяет задачи разведывательной деятельности;
  • контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;
  • принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  • назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу органов внешней разведки РФ относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

Таможенные органы Российской Федерации

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является ФТС России.

ФТС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

В структуру таможенных органов входят:
  • ФТС России;
  • региональные таможенные управления;
  • таможни;
  • таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, ФТС России.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ФТС России создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ФТС России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

ФТС России создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
  • обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;
  • защищают экономические интересы Российской Федерации;
  • применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;
  • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;
  • осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
  • осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
  • реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
Федеральная служба государственной охраны

Государственная охрана – это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Основными задачами федеральных органов государственной охраны являются:
  1. прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  2. обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
  3. обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
  4. участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  5. защита охраняемых объектов;
  6. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
Государственная охрана предоставляется:
  • Президенту РФ – со дня официального объявления о его избрании. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока его полномочий государственная охрана предоставляется членам его семьи;
  • Председателю Правительства РФ;
  • Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • Председателю Конституционного Суда РФ;
  • Председателю Верховного Суда РФ;
  • Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Генеральному прокурору РФ.

При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности.

Мерами по осуществлению государственной охраны являются:
  • предоставление объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
  • осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;
  • проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
  • поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
Для достижения поставленных задач Федеральные органы государственной охраны вправе:
  • привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку фактов и событий;
  • задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны;
  • использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;
  • беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны;
  • принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;
  • получать безвозмездно необходимую информацию;
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств.
Федеральные органы государственной охраны выполняют следующие обязанности:
  • выявляют, предупреждают и пресекают противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
  • организуют и проводят охранные, режимные, технические и иные мероприятия;
  • устраняют обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны;
  • обеспечивают в необходимых случаях сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
  • организуют и проводят мероприятия по развитию и совершенствованию системы президентской связи;
  • производят шифровальные работы;
  • организуют и проводят на охраняемых объектах оперативно-технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль;
  • осуществляют информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;
  • обеспечивают собственную безопасность.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Произошедшее в начале 2000 г. резкое обострение криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ потребовало от государства принятия соответствующих кардинальных мер. Ответом со стороны органов государственной власти на возрастающие объемы незаконной продажи и потребления наркотиков стало создание в 2003 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Сотрудники этой новой правоохранительной структуры должны поставить надежный заслон наркотрафику и переломить негативную ситуацию в сфере сбыта и потребления наркотиков.

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Правовую основу деятельности ФСКН России до принятия соответствующего федерального закона составляют Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», утвердивший Положение о ФСНК, а также приказы Госнаркоконтроля, касающиеся организации системы органов и порядка прохождения службы ее сотрудниками.

Систему органов ФСКН России составляют управления ФСНК по федеральным округам, региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам РФ, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на эту правоохранительную структуру.

Основные задачи ФСКН России. Основными задачами ФСКН являются:
  • обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
  • выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
  • осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов наркоконтроля;
  • координация деятельности органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств;
  • участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств;
  • осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.

Общее руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФСКН России, который непосредственно возглавляет эту структуру. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСКН России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Полномочия директора ФСКН России. Директор ФСКН России наделен следующими полномочиями:
  • устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними;
  • информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • представляет ФСКН России в отношениях с федеральными органами государственной власти, а также с компетентными органами иностранных государств, международными и иными организациями;
  • издает нормативные правовые акты ФСКН России, организует проверку их исполнения;
  • определяет порядок приема на службу и увольняет со службы сотрудников органов наркоконтроля;
  • организует в органах наркоконтроля защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • присваивает сотрудникам органов наркоконтроля специальные звания;
  • определяет порядок передачи органами наркоконтроля оперативной информации и специальных технических изделий компетентным органам иностранных государств.
Полномочия ФСКН России. ФСКН России наделена следующими полномочиями:
  • осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах и психотропных веществах;
  • организует и осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, участвует в реализации этих программ;
  • осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;
  • осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
  • производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
  • осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции – в области оборота сильнодействующих веществ;
  • осуществляет лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений;
  • представляет интересы Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в международных организациях;
  • обеспечивает собственную безопасность органов наркоконтроля.
В целях реализации своих полномочий ФСКН России имеет право:
  • вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ предложения по совершенствованию законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, а также о противодействии их незаконному обороту;
  • координировать деятельность органов исполнительной власти по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах, а также о противодействии их незаконному обороту;
  • запрашивать и получать справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России;
  • проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также сильнодействующих веществ;
  • предъявлять в суд требования о прекращении деятельности или ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах;
  • заключать в порядке, установленном законодательством РФ, международные договоры РФ межведомственного характера в целях решения задач, возложенных на органы наркоконтроля.

Институт экономики и права Ивана Кушнира