Руководства, Инструкции, Бланки

Методика Руководства Трудовой Деятельностью Старших Дошкольников img-1

Методика Руководства Трудовой Деятельностью Старших Дошкольников

Рейтинг: 4.8/5.0 (1643 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Теоретические основы трудового воспитания дошкольников


Главная | О нас | Обратная связь

Теоретические основы трудового воспитания дошкольников. Задачи трудового воспитания дошкольников.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Значение труд.воспитания : Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения егостановятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях(Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде. 4.Формирование навыков организации своей и общей работы. 5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУД.ВОСП-Я В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.:в младшей гр.: воспитание к трудовым действиям взрослых;приобщение к труду;воспитание преодолевать трудности. В средней гр. формирование самостоятельности к самообслуживанию,формирование навыков коллективного труда. В старшей гр.. воспитание желания выполнять трудовые действия систематически;воспитание трудолюбия.

34. Труд по самообслуживанию: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах

САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. Специфика. перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности. Значение : -трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; -приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; -очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; -приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; -воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; -дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; -дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание :в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за столтолько с чистыми руками; дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Методы . показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

35. Хозяйствено-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов.Значение: имеет такое свойство,какцикличность.В процессе его не только повторяются трудовые операции,но и возникают типично жизненные ситуации.При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий,умение устанавливать правильные деловые отношения,организованность,желание работать для всех.Постоянное выполнение подобных дел,особый эмоциональный настрой способствуют формированию трудолюбия, настойчивости,упорства,доброжелательного отношения к окружающим.Такой труд создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы,предварительного её планирования,умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,бережного отношения к ним,стремления сделать работу хорошо и своевременно.В процессе х-б. труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам,умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА :у ребёнка на 3-ем году жизни формируются предпосылки,обеспечивающие возникновение трудовой деятельности:представления о бытовом труде взрослых,умение выполнить элементарное трудовое задание,совершать результативные действия и т.д. Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье,детскомсаду,наулице.Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников.Всё это способствует овладению детьми трудовыми навыками,готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем. Воспитатель,формируя элементарные трудовые навыки,опирается на большое стремление малышей к активности,самостоятельнойдеятельности,на их желание подражать взрослым.Задача воспитателя-поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей цеденаправленномудействию.Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда.Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению,как надо выполнять то или иное действие.Приобщая малыша к труду,важно,чтобы он видел и цель действия,и результат работы.В формировании действий,необходимых для элементарного участия в х.-б.труде,воспитатель использует игры-занятия(«Как игрушки убежали от Коли»),игры-упражнения. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА: Систематическое приобщение детей начинается с этого возраста. У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье.Воспитатель обращает внимание на трудовые операции,надействия,необходимые в работе.Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда.Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых. Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в х.-б.труд.Малыши убирают с пола бумагу и мусор,вешаютполотенца,подметают на веранде пол,собирают листья на участке,сметают со скамеек снег.Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.Важной задачей в работе с детьми является обучение их трудовым действиям,совершенствование навыков. Воспитатель,используя индивидуальную форму работы-поручение. показывает и объясняет ребёнку,что,в какой последовательности и как нужно делать,чтобы добиться нужного результата.Детальныйпоказ,точное объяснение каждого приёма,действия-всё это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы.СРЕДНЯЯ ГРУППА . содержание х.-б. труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда(стирают кукольную одежду,моютигрушки,накрывают на стол,подготавливают материалы к занятиям). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций,умения пользоваться ими в нужной последовательности.Систематическое включение детей в х.-б.труд позволяет воспитывать привычку в трудовому усилию и такие качества личности,как самостоятельность, проявление заботы друг о друге,оказание услуги взрослым,стремление сделать для них что-то приятное.Важно учить понимать,что главным в достижении результата являются не столько личные интересы,личныепотребности,сколько потребности детского коллектива ,а также окружающих взрослых.Поэтому при организации х.-б. труда в средней группе воспитатель, поддерживая личную инициативу,личный мотив в процессе работы,стремится по возможности его изменить,придать ему общественно значимый смысл. Участие детей в выполнении трудовых задач общественного характера часто зависит от их желаний.Это обязывает педагога позаботиться в первую очередь о выполнении тех поручений,которые для ребят наиболее желанны.Наиболее доступной формой организации такого труда для детей 5-ого года жизни являются дежурства. Воспитатель внимательно наблюдает,как ребята относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей,как у них складываются взаимоотношения со сверстниками. Включение детей в общую работу,создание разнообразных жизненных ситуаций при её выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности,вызванной личными мотивами,надеятельность,мотивом которой оказывается помощь товарищу,взрослому. При организации х.-б. труда в ср.группе также нужно использовать игру. Для осмысления детьми значимости х.-б. труда в воспитат.работе используют соответствующую литературу. СТАРШАЯ ГРУППА: во время обедадети раздают третье блюдо,няне помогают после еды со стола убирать посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки,стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты; убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода,оборудованием труда: мыть и сушить его после пользования, хранить в порядке и в определённом месте. На 6-ом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей 6-ти лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности( убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол). Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщённых представлений о том,что каждый должен трудиться для других. В работе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В привлечении к х.-б. труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Основная форма организации х.-б. труда- включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. ПОДГОТОВИТ.ГРУППА. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Активное участие детей 7-ого года жизни в х.-б. труде осуществляется одновременно в 2-ух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Задача педагога- воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоц.отношение к х.-б. труду.Эта задача успешно решается,если, включая детей в х.-б. труд, им дают почувствовать,что их труд нужен всем,т.к. они создают чистоту и красоту окружающей обстановки.В работе с детьми следует практиковать включение их в такую работу, результаты которой важны для сотрудников детского сада. Чтобы дети научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения х.-б. труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания,поручения.Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. Важным фактором воспитания у детей интереса к х.-б. труду явл. общение их в процессе совместной деятельности. Приучая к систематическому х.-б. труду, надо чаще использовать игровые формы его организации.

36. Труд в природе: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физич.развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде,как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Системетическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость. Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельско-хозяйственному труду и уважение к людям,которые им занимаются.Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб,посеву, уходу за огородом,сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.Во время наблюдений за живостными детям дают простейшие поручения по уходу за ними. Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых.Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей. Для ребёнка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности.Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю.Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за живостными и обучают элементарным правилам её выполнения.С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.Выполнение несложных поручений становится повседневным.Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку,носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. СРЕДНЯЯ ГРУППА. У детей воспитывают устойчивый интерес к педметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими,учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия.Вначале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания ( заготовить воду для поливки,посмотреть,съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения ( ложечкой насыпать корм рыбкам,полить растения).Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений.Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того ,что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. Необходимо заботиться о том,чтобы малыши испытывали радость о труда. СТАРШАЯ ГРУППА. Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников;принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы,выращивать для них корм .Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы. сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.Рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду,вцветнике.Рыхлитьземлю,поливать,прореживать,пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай-летом. Уметь правильно пользоваться лопатой,совком,граблями,лейкой. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело ,развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде,имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности.Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке, ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка.Дети 7 лет овладевают правильными приёмами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш,а брать её сверху. В старшем дошк.возрасте для повышения самост-ти и ответственности за качество работы можно применять разделение труда.В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам-это простая форма организации труда,когда подгруппы детей выполняют определённый объём однотипной работы.По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса- это более сложная форма и результативная форма.При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приёма. Тогда он будет понимать,что успех всей работы зависит от коллективных усилий, от правильного и ответственного выполнения её каждым.

Другие статьи

Методы и приемы руководства трудом детей» - Статьи - Каталог статей - МКДОУ «Детский сад № 31» Ромашка

Когда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее и т. д.

Он разъясняет детям, что вначале надо тщательно приготовить свое рабочее место. В практике работы нередко воспитатель сам заранее готовит все необходимое. Тем самым возможности для формирования у детей умения планировать, организовывать свою деятельность (или общую работу) остаются неиспользованными. Естественно, что элементам организации своей работы воспитатель учит детей постепенно, привлекая их вначале к помощи себе, а затем поручая самостоятельно готовить все необходимое (напоминая, контролируя и советуя в нужном случае).

Как игровой момент он может использовать и слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть, осмотрели, все ли есть». Эту стихотворную фразу уместно произнести тогда, когда дети приступают к работе после предварительного обсуждения вопросов о распределении работы.

В процессе общего труда, когда все дети работают одновременно и каждый из них выполняет какое-либо отдельное дело, входящее в общее задание, нередко может возникать необходимость помочь друг другу, с тем чтобы одновременно закончить работу. Бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, потому что часто отвлекался. Воспитатель в таких случаях направляет свое внимание на то, чтобы дети закончили свою работу примерно в одно время: если у кого-либо оказалось работы больше, то добавляет число участников из тех детей, которые уже справились со своим заданием. Если ребенок слабо владеет умениями и потому работает медленнее, воспитатель организует помощь со стороны товарищей. Он объясняет и необходимость такого поступка: «Товарищу всегда надо помогать».

Часто дети, оказывая помощь сверстникам, фактически не помогают, а выполняют работу за них, поэтому педагогу важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением дела. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь ей. Оля отдает ему полоску бумаги, от кото-рой она отрезала кусочки для колец, и он начинает выполнять работу за нее. Воспитатель, обращаясь к Сереже, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, а она так и не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи: подержи лист бумаги, когда она будет отрезать полосочку, помоги склеить кольцо. Тогда ты поможешь Оле и научишь ее, она сама справится с работой».

Таким приемом воспитатель добивается того, чтобы дети понимали, как надо осуществлять помощь, какие действия помогают ребенку научиться делать аккуратно, справиться с работой быстрее.

Если несколько детей выполняют одинаковые задания, но кто-либо затрудняется, легко подсказать детям: «Ты покажи, как надо выполнять это задание, объясни, что надо сделать сначала, а что — потом». Например, Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Вот согни здесь, а теперь поверни». (Показывает на своей выкройке, как надо ее складывать.)

В тех случаях, когда причиной отставания некоторых детей является неравномерный объем работы (работа кого-либо из участников оказалась более трудоемкой, поэтому он не может закончить свое задание в общий срок), следует рекомендовать детям привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание.

Некоторые дети, работая медленнее других, стремятся все-таки сами выполнить задание до конца, не желая принять помощь сверстников. В таких ситуациях воспитатель разъясняет всем детям, что торопить товарища не надо, лучше немного подождать, заняться в это время каким-либо другим делом. Не надо подгонять ребенка, предъявляя ему требование: «Нельзя задерживать товарищей». Если нет возможности ждать отстающего, надо обязательно объяснить ему, что все ждать его не могут, нет времени, чтобы он не обижался и не отказывался от помощи.

Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Тут вступают в действие нормы морали. В подобных случаях совершенно неправомерно организовывать помощь отстающим. Такие задержки должны быть использованы для воспитания детей, формирования у них ответственности перед коллективом сверстников. Их ставят перед фактом: «Все закончили работу, а они не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески». Неуспевающие дети сами убеждаются, как это плохо, что они не успели справиться с работой наравне со всеми, видят отрицательную реакцию со стороны товарищей, что небезразлично для детей старшего дошкольного возраста.

В другой раз воспитатель уже в процессе работы напоминает детям, проявляющим недостаточно прилежное отношение к работе: «Помнишь, как в прошлый раз тебе было неудобно перед детьми за то, что всех задержал. Постарайся сегодня успеть закончить наравне с другими, не отвлекайся». Воспитатель незаметно лишний раз напомнит и поможет ребенку закончить работу своевременно, уверяя его в том, что он обязательно успеет, если немного постарается. Такая опора для ребенка необходима, она помогает ему поверить в свои силы, не допускает появления неуверенности.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Скажем, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, и взаимозависимость. Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей. Так, Саша, нарезав нужное количество полосок для подклеивания книг, рассматривает те из них, которые уже отремонтированы детьми. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?» — и уходит, не проявив никакого беспокойства за работу своих товарищей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывает в работе остановка. Причиной этого может быть, прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Так, второй ребенок уже вытер кубик, а первый еще не успел вымыть следующий. В работе второго участника произошла остановка. Он должен решить, как ему следует поступить в сложившейся ситуации, с тем чтобы наладить бесперебойный процесс деятельности.

Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Однако не все дети понимают, что задержки в процессе труда некоторых участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы;недостаточно прилежным отношением к делу. Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть несправедливыми, а претензии их необоснованными. Отсюда и способы воздействия на товарищей как средство, восстанавливающее процесс труда, могут быть различными: положительными — взаимопомощь, совет, показ, убеждение, разъяснение и отрицательными — ссоры, споры, обиды друг на друга. Если дети не будут знать правильных способов воздействия на товарищей, то любое затруднение в процессе совместного труда может привести к отрицательным поступкам. Кроме того, они могут не знать моральных правил, не всегда могут оценить поступок товарища с точки зрения соответствия или несоответствия знакомому правилу. Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.

Рассмотрим, какими приемами пользуется воспитатель для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками.

Перерывы в совместной деятельности детей могут возникать из-за того, что дети, распределяя задание между собой, не учли трудоемкости операций. И это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки в деятельности кого-либо из участников. Воспитатель, разъясняя детям причину остановки, дает совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника оказалось примерно одинаковым. Он обосновывает правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Друзья всегда распределяют работу поровну, нужно быть справедливым, видеть затруднения своих друзей». Такие рассуждения воспитателя очень важны для детей, ибо они помогают им понять, как следует поступать в соответствии с правилами положитель ных взаимоотношений. Дети не просто выполняют работу, но включаются в нее во имя того, чтобы добиться общего успеха.

Если же задание у кого-либо оказалось менее трудоемким, воспитатель помогает ребенку найти дополнительное дело, опять-таки мотивируя общим заданием: «Неинтересно и неправильно стоять в стороне и ждать, когда другие работают. Общее задание нужно выполнять вместе, помогать друг другу». Педагог советует ребенку, чем он может заняться, увеличивая тем самым объем его работы (например, ребенок не только переносит вымытые растения, но и протирает подоконники). По мере накопления опыта совместной деятельности дети учатся обнаруживать свои недостатки, допущенные при распределении работы, находят способы их исправления. Например, Оля и Надя снимают игрушки с полки, протирают влажной тряпкой, переодевают кукол. Валерик расставляет чистые игрушки на полки. Ему приходится часто ждать, ибо объем работы у него оказался намного меньше. Он обращается к девочкам: «Давайте, я сам буду приносить!» Воспитатель, поддерживая его предложение, отмечает, что в этом случае у каждого будет работы поровну, поэтому ее можно закончить быстрее, что так удобнее работать Валерику: легко определять, какие игрушки надо подавать, с какой полки, какие игрушки надо мыть, а какие — почистить.
В организации трудовой деятельности детей старших групп детского сада часто используется такой прием воздействия на детей, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как в этих условиях у дошкольников часто появляется отрицательное отношение к товарищам по звену, из-за которых им приходится проигрывать. Они отказываются работать с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражительность, обижают их. Все это не способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми группы. В то же время задержки бывают часто вызваны не тем, что отдельные дети отвлекаются от дела, а недостаточными умениями или индивидуальными особенностями ребят. Вместе с тем соревнование часто приводит к резкому снижению качества работы.

Организуя тот или иной труд, педагог должен учитывать, что соревнование может возникать по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.

Дети склеивают цепочку для елки. Работа организована так, что в ней принимают участие шесть человек, разделенные на группы по три ребенка.

Каждый отрезает от полоски бумаги узкую ленточку (разного цвета), склеивает колечко и передает цепочку следующему участнику. Он вкладывает полоску в последнее кольцо цепочки, склеивает его и передает следующему участнику, который продолжает работу дальше. Так получается длинная разноцветная гирлянда. Другое звено действует точно таким же образом.

Юра из первого звена предлагает соревноваться: «Давайте обгоним их».

Дети второго звена стоят на своем: «Нет, мы вас обгоним».

Этот спор решает воспитатель: «Не надо спорить. Нужно стараться выполнить работу не только скоро, но и аккуратно, красиво, прочно. Если вы сделаете быстро, но плохо, разве можно считать, что вы выиграли? Ведь украшение получится некрасивым».

Дети первой группы закончили свою работу раньше: «Мы выиграли, мы скорее сделали цепочку!» Но воспитатель, проверив ее качество, указывает: «Я вам уже разъясняла, что работать надо не только быстро, но и аккуратно. Посмотрите, как сделана цепочка: у этого кольца полосочка приклеена криво, а здесь кончик не подклеен. Считать, что вы выиграли, нельзя. А они немного отстали, но выполнили задание гораздо аккуратнее, старались работать быстро; не отвлекались от дела, но и не забывали о том, что надо делать хорошо».

Срывы в совместной деятельности могут быть связаны и с тем, если кто-либо из детей выполняет свою работу не вполне качественно и это приводит к остановке в деятельности следующего участника.

Как уже отмечалось выше, в процессе совместного труда дети передают друг другу то, что каждый делал. Так, отпилив от доски нужную часть, ребенок отдает ее товарищу, а сам начинает отпиливать другую. Или: насыпав в горшочек землю, отдает его товарищу, который будет сажать в него семена, а сам начинает просеивать землю для наполнения следующего горшочка. Такая особенность организации приводит к тому, что дети обращают внимание на результаты работы своего товарища. При обнаружении недостатков они стараются воздействовать на него, заставляют переделывать.

Однако способы воздействия детей друг на друга не всегда соответствуют положительным взаимоотношениям между ними. Педагог должен разъяснять детям, как следует поступать в подобных случаях.

Оля вытирает поддонники и ставит их на подоконник. Лена протирает цветочные горшки и поливает растения, а затем ставит горшки на поддонники. Лена замечает недостатки в работе Оли.

Лена. Оля, посмотри, ведь поддонник совсем мокрый. Ты, наверно, забыла его вытереть.

Оля настаивает на том, чтобы Лена ставила горшок с растением. Возникает спор.

Воспитатель. Оля, Лена права. Ты не проверила, как ты вытерла поддонник. А Лена заметила твою ошибку и очень спокойно, вежливо сказала тебе об этом. Она не хотела тебя обидеть. И поэтому спорить не надо. Всегда надо проверить, как выполнена работа, а потом уже передавать товарищу. А то ты будешь подводить своих друзей. Видишь, Лена не стала с тобой спорить: но ей пришлось переделывать работу за тебя. Она хочет, чтобы ваша работа была выполнена хорошо. А ты разве правильно поступила? Тебе же будет неудобно перед ребятами, если они за тебя будут переделывать работу. После этого разъяснения Оля стала работать старательнее.

В приведенном примере ребенок предъявляет претензии к товарищу. Воспитатель поддерживает его, разъясняет справедливость претензий, регулируя взаимоотношения детей, налаживает их работу. В подобных ситуациях воспитатель сможет формулировать правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо — товарища подведешь». Надо заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Педагог должен показать в процессе выполнения задания, как это сделать.

Воспитатель учит детей разным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми: если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать это сделать; если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков. Если он затрудняется в выполнении задания, помочь ему. Эти способы воздействия на сверстников вполне доступны детям старшего дошкольного возраста.

Сережа, Шура и Костя работают вместе. Сережа склеивает коробочки из готовых выкроек. Шура вырезает кружочки, а Костя — квадраты. Володя рас-кладывает и квадраты, и кружочки в коробочки. Он замечает, что коробочка склеена небрежно.

Володя. Как ты склеил? Намазал клея мало, вот и отклеится сразу. В нее нельзя ничего положить. Кому захочется такую коробочку получить.

Сережа. У меня не получается.

Володя. Давай вместе. Ты намажь еще клеем, а я подержу. Теперь прижми покрепче, пусть приклеится получше.

Поведение Володи отражает усвоенные им способы воздействия на товарища. Об этом воспитатель рассказывает всем детям при обсуждении результатов работы.

Каковы же методические приемы воспитателя, направленные на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности?

- Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам — не подводить их);

- сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;

- разъяснение детям моральных правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми. В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель основной задачей ставит формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети! Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие «товарищей нельзя подводить»; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищей, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает поведение ребят, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д. Воспитатель уделяет внимание каждому звену, учитывая особенности объединения в них детей; так, если дети работают совместно, регулирует взаимоотношения между ними, не допуская конфликтов, в процессе общего труда стремится к тому, чтобы каждый ребенок работал в одинаковом темпе, закончив работу, помог товарищу.

Немаловажное значение имеет умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем, чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Нельзя оставаться в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно организовать взаимопо-мощь в работе, предупредить возможное проявление у кого-либо из детей чувства превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель поручает детям, закончившим работу, помочь тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта; если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».

По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната (огород, цветник, участок и пр.)?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т.д.). Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу, не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей». Или: «Митя хорошо по-ступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла намочить платье. Он правильно решил, что ему расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает и детей к активному обсуждению поступков товарищей, стремясь к тому, чтобы в их оценках отражались положительные стороны поведения сверстников.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше: «Света тщательно промывала растения, быстро работала, не отвлекалась, но делала все небрежно: то на ноги себе налила воды, то пролила ее на пол. Надо быть аккуратнее. Коля хорошо работал, но сразу брался за все дела: и растения переносил, и листья вытирал, торопился, поэтому и горшочек разбил».

Все обсуждение занимает не более 3—4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.