Руководства, Инструкции, Бланки

Заявление О Пересмотре Кадастровой Стоимости В Комиссию Образец img-1

Заявление О Пересмотре Кадастровой Стоимости В Комиссию Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1615 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Форма учета заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастро

<1> Указывается "ФЛ" (если заявителем является физическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и при этом не являющееся в соответствии с законодательством юридическим лицом), "ЮЛ" (если заявителем является юридическое лицо), "ОГВ" (если заявителем является орган государственной власти), "ОМС" (если заявителем является орган местного самоуправления).

<2> Указывается "недостоверность" (если Заявление подано по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости), "установление стоимости" (если заявление подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость).

<3> Указывается "принято к рассмотрению" (если Заявление принято к рассмотрению), "не принято к рассмотрению" (если Заявление не принято к рассмотрению), "отозвано заявителем" (если Заявление до принятия решения о рассмотрении отозвано заявителем).

<4> Заполняется в случае, если Заявление не принято к рассмотрению Комиссией, в противном случае ставится прочерк.

<5> Заполняется в случае, если Заявление принято к рассмотрению Комиссией, в противном случае ставится прочерк.

<6> Указывается "отклонение" (если Комиссией принято решение об отклонении Заявления в случае неподтверждения использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости или принято решение об отклонении Заявления по основанию установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости), "пересмотр" (если Комиссией принято решение о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости), "определение в размере РС" (если Комиссией принято решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости). Заполняется в случае, если Заявление принято к рассмотрению Комиссией, в противном случае ставится прочерк.

<7> Указывается в формате ДДММГГГГ.

Источник: Распоряжение Росреестра от 16.06.2014 N Р/67 (с изменениями и дополнениями на 2015 год)

Другие статьи

Как пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости

Как пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены:

  • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отдельных случаях – в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Пересмотр кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для пересмотра физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в суде возможен только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – заявление), поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.

Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии предусмотрена статьей 24.18 Закона об оценке и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 № 263 (далее – порядок создания и работы комиссии).

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Заявление может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе на определенную дату), внесенные в ГКН, можно получить бесплатно в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации с запросом, оформленным в соответствии с Порядком предоставления сведений, внесенных в ГКН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75, на портале Росреестра с помощью сервиса «Государственные услуги» ® «Подать запрос на получение сведений из ГКН».

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии заявителю необходимо подать заявление (примерная форма ).

С заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (информацию о таком заказчике можно уточнить в Управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), если стоимость определена в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

Уточнить, каким образом определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (в ходе государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости), можно в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации.

К заявлению необходимо приложить:

  • кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. членом которой является оценщик, составивший отчет об определении рыночной стоимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития России), требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии (указанное экспертное заключение необходимо представить в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30 %).

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), и орган кадастрового учета (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации) копию указанного решения.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

  • отчет об оценке рыночной стоимости. который составлен в форме электронного документа и на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);
  • сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость применяется как основной оценочный показатель при совершении различных операций с недвижимостью. В перечень таких операций входят:

Для физических лиц:
Для юридических лиц:
  • расчет налога на недвижимость;
  • получение кредитов;
  • оформление договоров аренды
  • прочие.

Установление данной стоимости, производится только по объектам, внесенным в базу Росреестра, при этом инициатором является орган самоуправления или местная исполнительная власть. При возникновении дополнительных объектов, вносимых в реестр в промежутке между оценочными компаниями, их кадастровая стоимость определяется по утвержденной методике, в основу которой положено сравнение с аналогичными объектами, имеющими установленную кадастровую стоимость.

Перечень документов

Пересмотр кадастровой стоимости, при наличии аргументированных доказательств, производится комиссией, созданной органом, уполномоченным на организацию кадастровой оценки. Для этого в комиссию подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Рассмотрение аргументов в комиссии для организаций, предприятий, компаний и т.п. является стадией, которую нужно проходить в обязательном порядке, до обращения за разрешением разногласий в суде.

К заявлению следует прилагать пакет обязательных документов:
  • правоустанавливающий или удостоверяющий документ (нотариальная копия);
  • кадастровый паспорт;
  • документы, подтверждающие недостоверность данных, примененных при кадастровой оценке;
  • отчет о расчете рыночной стоимости (при ссылке на ее наличие) и положительное экспертное заключение, выданное саморегулируемой организацией оценщиков.
Заявление рассматривается не более 1 месяца. В результате рассмотрения:
  • заявление отклоняется;
  • обеспечивается пересмотр кадастровой стоимости, в связи с использованием недостоверных данных;
  • кадастровая стоимость изменяется на основании предоставленной рыночной стоимости.

Исковое заявление – оспаривание кадастровой стоимости, подаваемое в суд общей юрисдикции, оформляется с учетом общих требований. Кроме документов, на которые осуществляется ссылка в тексте заявления, к нему следует добавить квитанцию об оплате госпошлины. В случае если установленной кадастровой стоимостью, затрагиваются интересы физического лица, порядок обращения, не регламентирован, то есть, в комиссию обращаться не обязательно.

Кадастровая стоимость и исковое заявление, поданное гражданином на ее пересмотр, должны быть также подтверждены наличием документов, аналогичных, представляемым в комиссию. Для обращения в суд, установлен срок, не превышающий 5 лет с момента проведения соответствующей кадастровой оценки. В случае положительного решения вопроса и установлении новой величины кадастровой стоимости, ее значение будет определяющим для сделок, проводимых с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее срока, официального опубликования ранее установленного показателя кадастровой стоимости.

Земельные споры

Особенностью земельных споров, отличающих их от большинства других категорий споров, является сложность правового регулирования этой сферы права, а также формализованность любого действия, совершаемого с земельным участком.

Так, при переходе права собственности, одним из этапов является регистрация земельного участка.

Порядок пользования, распоряжения и владения земельным участком определяется, прежде всего, двумя основными актами: Земельным кодексом и Гражданским кодексом.

Приватизация земли

Основные проблемы возникают, когда у собственника недвижимости нет прав на участок. Это случается, когда постройка возводилась давно, по незнанию застройщика соответствующего законодательства и т.д. как следствие – невозможность продать постройку.

Как правильно оформить заявление на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка ( № 23: 48: 04

Как правильно оформить заявление на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка ( № 23:48:04 02 043:1011 ) и заявление на подробный расчёт сформированной стоимости земельного участка на 01.01.2012 г.

На Ваш вопрос, размещенный на сайте Управления Росреестра по Краснодарскому краю 29.03.2013г. об оформлении заявлений: по пересмотру кадастровой стоимости и представлению разъяснений по расчету кадастровой стоимости земельного участка, сообщаем следующее.

Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии заявителю необходимо в течение шести месяцев с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обратиться с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, по адресу: 350063, г. Краснодар, ул. Ленина, д. 28, с указанием основания для пересмотра кадастровой стоимости и приложением необходимых документов.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости установлен ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, а порядок работы комиссии регламентирован приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г. №263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011г. №69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ в целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом по предоставлению сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, результаты которых утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011г. №1756, и могут быть оспорены в указанной комиссии, является департамент имущественных отношений Краснодарского края, расположенный по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 36.

Функции органа кадастрового учета на территории Краснодарского края исполняет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, расположенный по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 3,

Дополнительно сообщаем, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:48:0402043:1011 могут быть оспорены только в судебном порядке, так как сведения о кадастровой стоимости данного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01.01.2012г. и срок рассмотрения в комиссии истек 01.07.2012г.

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)

эл. почта: _____________________________

Административный ответчик: _____________

эл. почта: _____________________________

Госпошлина: _____________________ рублей

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее – Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная “___” ________ _____ г./иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от “___” ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на “___” ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от “___” ________ _____ г./выпиской из государственного кадастра недвижимости N _____, выданной “___” ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на “___” ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

– при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка, в частности, его целевое назначение и разрешенное использование/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Об этом свидетельствуют: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____, которым Земельный участок предоставлен Истцу в собственность/Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____ об изменении цели предоставления земельного участка/технический паспорт на нежилое строение, которое расположено на Земельном участке и обозначено в кадастровом плане/Приказы Министерства имущественных отношений ________ от “___” ________ _____ г. N _____, которыми кадастровая стоимость Земельного участка Истца ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для определенной группы видов разрешенного использования/другие документы, подтверждающие недостоверные сведения о земельном участке.

– допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

– допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) рублей.

2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) рублей.

1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) рублей.

2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) рублей.

1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от “___” ______ ___ г. N ___/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная “___” ________ _____ г./другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).

2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____ (кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./выписка из государственного кадастра недвижимости N _____, выданная “___” ________ _____ г./другие документы).

3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____, которым Земельный участок предоставлен Истцу в собственность/Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____ об изменении цели предоставления земельного участка/технический паспорт на нежилое строение, которое расположено на Земельном участке и обозначено в кадастровом деле/Приказы Министерства имущественных отношений ________ от “___” ________ _____ г. N _____, которыми кадастровая стоимость Земельного участка Истца ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для определенной группы видов разрешенного использования/другие документы, подтверждающие недостоверные сведения о земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки/документы, подтверждающие наличие технической ошибки/другие документы.

5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.

6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от “___” ______ ___ г. N ___ (если административное исковое заявление подписано представителем Административного истца).

“___” __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

Кадастровая стоимость: порядок определения и условия для пересмотра

Кадастровая стоимость: порядок определения и условия для пересмотра.

С 01.01.2013 года вступили в силу изменения в Закон « О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми стала подлежать учету не только земля, но и строения. В результате нововведения цена многих участков сильно возросла, что в свою очередь увеличило размер налогообложения. Собственники, недовольные данным поворотом событий, можно сказать, завалили территориальные комиссии УФРС и арбитражные суды заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости. О том, почему это происходит, и каким образом можно оспорить кадастровую цену объектов недвижимости, расскажет адвокат Олег Сухов.

Что такое кадастровая стоимость и почему государству выгодно ее завышать.

Начать придется с того, что нашему государству очень выгодно завышать кадастровую стоимость участков, принадлежащих частным собственникам. Дабы понять, почему это происходит, следует обратиться к порядку определения и оценке кадастровой стоимости земельных участков. Но, прежде всего, отвечу на вопрос: а что вообще такое кадастровая стоимость?

« Кадастровая стоимость — это расчетная величина, которая отражает представление о ценности ( или полезности) земельного участка при существующем его использовании: при исчислении земельного налога, арендной платы, выкупной стоимости при приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством».

Иными словами, кадастровая стоимость — есть банальная цена участка, которая используется при его реализации, аренде и, конечно же, при налогообложении. Поэтому, чем выше кадастровая стоимость — тем выше налог и тем больше денег поступит в бюджет.

Хотя, конечно, бывают исключения. Например, когда государство изымало земли сочинцев для постройки олимпийских объектов, то чиновники с пеной у рта доказывали хозяевам, что стоимость их участков завышена, и необходимо сделать новую оценку.

Государственный порядок определения и оценки кадастровой стоимости. Порядок определения кадастровой стоимости регламентируется Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» очень подробно. Если говорить вкратце, то суть его можно свести к следующим этапам.

1. Администрация субъекта Российской Федерации ( например, Москвы, Московской области, Самарской области, Татарстана и так далее) принимает решение провести кадастровую оценку земель. Решение выносится в форме Постановления, в соответствии с которым оценке подлежат абсолютно все земли этого субъекта Федерации.

2. Местное Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации кадастра и картографии ( сокращенно — УФРС или Росреестр) составляет списки земель, которые необходимо оценить. В списке фиксируются место расположения участка, его площадь, строения, которые на нем располагаются, а также их назначение.

3. Одновременно с этим УФРС заключает договор с оценочной организацией. Как правило, оценщик выбирается на тендере. Как проводятся тендеры в России, и кто обычно побеждает на них — это уже вопрос второй. Главное, что удельный показатель определяется не чиновниками, а профессиональными оценщиками.

4. Оценщик рассчитывает удельный показатель стоимости по каждому кварталу1 в зависимости от вида использования земли и объектов, расположенных на ней. Эксперты используют всю доступную информацию, имеющуюся в их распоряжении, а именно: данные статистики, сведения о стоимости продажи земли и недвижимости из Росреестра, публикации СМИ и даже информацию о цене сделок из интернета и газетных объявлений. На основе всех этих данных и формируется так называемый средний показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с учетом конкретного вида его разрешенного использования.

5. Результаты оценки утверждаются нормативным актом субъекта РФ, после чего все сведения о ней вносятся в Росреестр.

В соответствии с законом такая процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет.

Причины завышения кадастровой стоимости.

Здесь может быть много причин. Прежде всего, оценочная организация опирается на информацию из открытых источников. В частности, она легко может использовать сведения о цене продаж из интернета и объявлений. А, как известно, эта цена часто завышается продавцом, чтобы иметь своеобразный коридор для торга с покупателем. У нас был клиент ( назовём его Вячеслав Александрович), который оспаривал кадастровую стоимость своего участка в Подмосковье. Сосед Вячеслава Александровича ранее выставлял на продажу свою землю с расположенными на ней объектами. При этом он опубликовал объявления о реализации недвижимости в газетах и в интернете, указав цену на 40%-46% выше рыночной. В итоге он продал участок за гораздо меньшую сумму, однако земля Вячеслава Александровича была оценена, в том числе и с использованием этой недостоверной информации.

Вторая причина завышенной оценки состоит в том, что эксперты работают, так сказать, в кабинетах, очень редко выезжают на объекты и определяют их стоимость по аналогии с другими участками. Поэтому оценщики легко игнорируют конкретные индивидуальные показатели, которые влияют на стоимость земельного владения.

Например, цена земли обычно зависит от наличия или отсутствия подъездных дорог, коммуникаций, вида почвы ( чернозем или глинозем), расстояния от ближайших населенных пунктов, гидрологических особенностей, правовой истории и других факторов. Все это не учитывается во время государственного определения стоимости. А потому, риск завысить цену объекта чрезвычайно велик.

Очень часто чиновники неправильно относят земельный участок к тому или иному виду разрешенного использования. Например, когда-то на земле стояло небольшое здание, которое хозяева использовали под офис. Затем его снесли и продали землю под кооперативный гараж « Асмарал» ( реальный случай), однако в результате накладок в техническом паспорте опять возникла запись « Офис». А тут и определение кадастровой стоимости подоспело. В результате цена участка ( а соответственно и налоги) возросла в несколько раз. Пришлось собственникам срочно вносить изменения в документы и уменьшать цену объекта в судебном порядке.

И, наконец, прямое указание чиновников. Ни для кого не является секретом, что, несмотря на декларируемую независимость, оценщики почти всегда идут навстречу заказчикам и корректируют стоимость в нужную сторону. Так поступают, например, страховые компании. Кто платит, тот и заказывает музыку. Увеличение кадастровой стоимости объекта не является преступлением. Зато в рамках бюджета налоговые отчисления резко увеличиваются.

Когда возникает необходимость уменьшения кадастровой стоимости.

Завышенная кадастровая стоимость увеличивает налогооблагаемую базу. Ведь размер земельного налога и та же арендная плата устанавливаются исходя из кадастровой цены участка. Соответственно, чем она выше, тем больше налог и иные платежи. Касается это не только физических лиц, но и бизнеса, который в результате резкого увеличения налогов может стать вообще нерентабельным.

Завышенная оценка влияет также на размер выкупной стоимости земельного участка и на плату за снятие запрета на строительство. Собственно все это и заставляет участников гражданского оборота снижать кадастровую стоимость земли.

Как уже было сказано выше, государство проводит кадастровую оценку земель один раз в пять лет. В течение этого срока переоценка участка проводится в следующих случаях:

* изменение площади участка и/или его границ;

* изменение вида разрешенного использования земли;

* перевод участка в иную категорию;

* объективные изменения характеристики участка ( наводнения, землетрясения, обвалы, оползни и так далее);

* обнаружение ошибок в документах, которые использовались при расчете кадастровой стоимости;

* существенное изменение рыночной цены, когда она упала гораздо ниже уровня кадастровой стоимости.

От себя добавлю, что существует еще и завуалированная переоценка в интересах государства, когда под предлогом уточнения справедливой рыночной цены проводится экспертиза и земля изымается по заниженной стоимости. Такие случаи были зафиксированы в Сочи и периодически происходят в городах, которые готовятся принять чемпионат мира по футболу.

Способы оспаривания кадастровой стоимости.

Существует два способа оспаривания кадастровой стоимости — административный и судебный. В первом случае субъект гражданских правоотношений подает заявление в комиссию территориального филиала ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Росреестра». Комиссия рассматривает вопрос в течение одного месяца, после чего выносит вердикт — отказать заявителю или согласиться с ценой, указанной в отчете. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон « Об оценочной деятельности» в июле этого года, собственник либо его представитель может подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию в течение пяти лет со дня внесения оспариваемых результатов кадастровой стоимости. При этом физические лица освобождаются от обязательной подачи заявления в комиссию и могут сразу обращаться в суд.

И еще одно немаловажное замечание: споры о снижении кадастровой стоимости рассматривает только Арбитражный суд. И при этом не имеет значения, что одна из сторон может являться физическим лицом. Кстати, в настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект о возможности обращения граждан в суды общей юрисдикции по этому вопросу.

Для начала необходимо выбрать оценочную компанию, которая установит реальную рыночную стоимость земли. Как правило, директор и сотрудники такой фирмы обладают соответствующими дипломами, свидетельствами и фигурируют в реестре оценщиков. Их ответственность застрахована в страховой компании, что подтверждается полисом. В обязательном порядке эксперты должны быть членами саморегулируемой организации оценщиков.

В согласованный заказчиком день оценщик посещает участок и составляет акт осмотра. В процессе осмотра заказчик отчета или его представитель вправе давать пояснения, которые заносятся в акт.

Непосредственно сам отчет об оценке составляется уже в офисе оценочной компании в соответствии с установленными правилами.

Когда отчет готов, он направляется в саморегулируемую организацию оценщиков, дабы она дала на него положительное экспертное заключение. И это очень важный документ, потому что без него ни комиссия, ни суд не смогут признать отчет об оценке достаточным доказательством.

Когда положительное экспертное заключение получено, можно комплектовать документы в суд или комиссию. Если собственник направляет бумаги в административном порядке, то он заполняет заявление установленной формы, бланк которого можно взять в комиссии, а если в суд — составляет исковое заявление в соответствии с требованиями АПК РФ.

И в том и в другом случае хозяин участка ( или его представитель) прикладывает к заявлению отчет об оценке, положительное экспертное заключение, кадастровый паспорт участка с ситуационным планом, нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа, а также квитанцию об оплате государственной пошлины ( если заявление подается в суд).

Получив положительное решение комиссии или суда, собственник должен уведомить УФРС и федеральную налоговую службу об изменении кадастровой стоимости участка. На этом, собственно говоря, процесс переоценки и заканчивается.

Автор статьи:
Адвокат Адвокатской палаты города Москвы Сухов Олег,
Источник: Юридический центр Адвоката Олега Сухова .
При размещении активная ссылка на источник и указание автора обязательны.
Записаться на прием к адвокату можно по телефону: +7 495 545 93 64