Руководства, Инструкции, Бланки

Третьяковская Галерея Руководство img-1

Третьяковская Галерея Руководство

Рейтинг: 4.1/5.0 (1690 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок. д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

История

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-го года. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900 —1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков .

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова. 1900 г.

16 января 1913 года находящаяся в Третьяковской галерее картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года » пострадала от ножа вандала. Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А. В. Щусев. Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 году проведено электричество.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу » (1837—1857) [1]. Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. [2] В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась вплоть до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в г. Молотов [3]. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве.

В 1956 году. в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова. [1]

В 1980 —1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский. Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу. 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги аудиогида .

Руководители Государственной Третьяковской Галереи Коллекция музея

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI  — начала XXI веков .

Иконы

Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе «Троица» Андрея Рублёва. произведения Дионисия. Симона Ушакова .

Другие статьи

Книга Отзывов

Обсуждения

Как известно, в музеях нет "Книги Жалоб и Предложений", но есть чудесный талмуд под названием "Книга Отзывов". Обычно этот увесистый альбом возлежит на столике при выходе из экспозиционных залов, и каждый желающий может оставить в нем памятную запись о своем визите. Помимо традиционных "Спасибо за. " и "Очень понравилось. " там увековечивается масса полезной для музея информации: и про то, что недостаточно скамеек, мало света, душно. и про то, что экскурсовод кашляет. и про то, что такую-то картину лучше выкинуть.
И при этом все музейщики с огромным интересом всегда читают "Книгу Отзывов". Долгие годы эта легендарная Книга была единственным письменным источником ответной реакции посетителей на музей. Были времена, когда сотрудника музея даже наказывали "выговорами" и лишали премии, если в "Книге Отзывов" появлялась негативная фраза о его работе. И как же эти Книги берегут в каждом музее! Сейчас у нас есть возможность создать "виртуальную Книгу Отзывов", в которой, мы надеемся, запечатлятся Ваши пожелания и предложения, совершенно свободные от предрассудков, но не лишенные здравого смысла ;)

Ездила сегодня, фактически только приехала. Не понравилось просто ужасно! Дело в том что у меня рюкзак, казалось бы в чем проблема? Так есть же! Оказывается с рюкзаками нельзя, по какой причине мне так и не сказали, вот нельзя и все! Наверно считают что я в нем какое-то полотно вынесу! Сказали пойти сдать. Ладно, не проблема, спускаюсь, сидит какой-то дедок и очаровательная надпись смысл которой в том что никто ни за что никакой ответственности не несет. Ну просто восхитительно! И все бы ничего, но в рюкзаке ноут!!! За 20 штук. Объясняю. Ответ - несите в руках! Его значит в руки, кошелек, он у меня достаточно большой, в руки и документы с ключами по карманам!!! Ну вот и представьте девушку бродящую по залом вот с этим со всем! Но слушать меня совершенно никто не хотел, пришлось уйти. Чего я туда каталась спрашивается.

Нет, никто не считает, что Вы унесете картину, конечно же. Но в залах музея есть и скульптура, которую можно невзначай задеть большой сумкой. И вот, правда, от греха подальше, лучше сдать.

Гардеробщикам в музее, как правило, нет никакого дела до того, что лежит в вашем рюкзаке. Его аккуратно положат на полочку, где он будет спокойно дожидаться вашего возвращения из залов.

Не так давно мне надо было по делу осмотреть пару картин в залах ГМИИ. Я пришла с большой сумкой. И сначала, конечно же, понадеялась, что смогу пройти с ней. Не получилось. Пришлось ее сдать и в руках носить все, что было мне нужным: книжку, с которой я сверялась, пару списков картин, блокнот, ежедневник, кошелек, телефон, ручку и т.д. Но мне было ВАЖНО (НЕОБХОДИМО) посмотреть картины. И я пошла, несмотря на неудобства.

Тут все зависит от Вашей мотивации и приоритетов. Было бы желание.

есть минус и минус большой!в том что для студентов художников скидок нет,есть только для тех у кого в студенческом написано отделение живопись!если честно,меня это очень огорчило!степеньдия 400 рублей,а вход в музей 70р.на что мне ответили,что есть такие-то дни для бесплатного посещения!очень неприятно,что работники не идут на встречу!но чтобы эта тема не переросла вжалобную книгу!))хочу отметить что вытставка "наброски"была восхитительна,с нетерпением жду" Диора".
спасибо что вы есть!)))

Вот выписка из правил ГТГ:
"Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется:

студентам Высших художественных и архитектурных учебных заведений Российской Федерации и Республики Беларусь, факультетов высших учебных заведений Российской Федерации и Республики Беларусь. специализирующихся в сфере искусства вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранным гражданам-студентам российских ВУЗов). Не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты "студентов-стажеров";
учащимся художественных средних и средних специальных учебных заведений (граждане России и стран СНГ);. "

Маша Честно говоря, считаю заперт на маленькие рюкзаки одним из планомерных и целеноправленных унижений посетителей. В независимости, Третьяковская Галерея это или супермаркет. Всегда хожу с маленькими дамскими рюкзаками, в которых часто ношу нетбук. Моя дамская сумка более громоздкая, чем рюкзак, и также часто ношу в ней нетбук. Но она выглядит гораздо дороже, и проблем с ней никогда не возникает. А свернуть скульптуру, а тем более положить какую-нибудь мелочь в такую дамскую сумку - не проблема! Наоборот - гораздо проще! Когда ты снимаешь в рюкзак - ты сразу привлекаешь внимание всех в зале, а в сумку, особенно дамскую, можно положить любой предмет, не привлекая особого внимания. Но, вот с сумкой можно, а с рюкзаком - нельзя! Где логика. !!!
К чести Третьяковской Галери, должна сказать, что с дамским рюкзаком меня все-таки пропустили, заставив взять его в руки. В противном случае развернулась бы, и точно не пошла бы в Галерею несколько лет, (и тем более ничего бы в камеру сдавать не пошла!!!) потому что очень долго нервничаю из-за всех этих колкостей смотрителей, и никогда их не забываю. Несмотря ни на какие шедевры, сразу вспоминается только хамство и окрик: "НЕЛЬЗЯ!". И никаким "беспокойством" о скульптуре это не оправдывается. И остается лишь жалеть, что позиция руководства столь непримирима и лишена элементарного здравого смысла.

А я была с маленьким рюкзаком 20/11, никто ничего не сказал ни на входе, ни в залах. Даже не предполагала, что тип сумки может стать проблемой, всегда считала, что всё дело в габаритах)))
Кстати, для себя давно сделала вывод, что с рюкзачком мне гораздо удобнее совершать длительные вояжи по залам, а вот от сумки на одном плече быстро начинются проблемы и приходится уходить.
И еще - когда узнавала про порядок посещения лектория, предварительно звонила с вопросами по телефону, указанному на сайте, а потом спрашивала у кассиров, контролеров, милиционеров, как найти лекторий. Была ПРИЯТНО удивлена вежливостью и доброжелательностью персонала. Т.к. всегда ожидаю как раз тех самых колкостей и недовольностей. Приятно, когда такие ожидания не оправдываются, за что спасибо Третьяковской галерее)))

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея – самый посещаемый музей страны. Галерея была основана в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые отдали свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке. Фонд музея значительно пополнился после Октябрьской революции 1917 года собраниями богатых дворянских и купеческих семей. В просторных залах Третьяковской галереи представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам музея, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII века по начало XX века.

Братья Третьяковы потеряли своего отца, когда старшему – Павлу – было семнадцать лет, а младшему – Сергею – пятнадцать. Они оказались предпринимателями от Бога. Очень скоро братья расширили дело от обычной торговли в лавках до собственного большого магазина полотняных, бумажных и шерстяных товаров на знаменитой купеческой улице Ильинке. Они организуют торговый дом «П. и С. братья Третьяковы». В середине 1860-х годов они приобрели Ново-Костромскую льняную мануфактуру, которую впоследствии сделали одной из лучших в России. Историк московского купечества П.А. Бурышкин называл Третьяковых в числе пяти самых богатых купеческих фамилий Москвы

Третьяковы были известными жертвователями и благотворителями. Павел Михайлович был попечителем Арнольдовского училища для глухонемых, оказывал финансовую помощь исследовательским экспедициям, жертвовал деньги на возведение храмов. Иногда пожертвования Третьякова превышали затраты на приобретение картин. Сергей Михайлович активно участвовал в общественной жизни Москвы. Он был гласным Московской городской думы и городским головой. На этой должности он сделал много для Москвы. Благодаря Третьякову Сокольническая роща стала городским парком Сокольники: он выкупил ее за собственные деньги.

В 1851 году Третьяковы приобрели у купцов Шестовых усадьбу в Лаврушинском переулке с двухэтажным особняком, украшенным классицистическим аттиком, и обширным садом. Полноправной хозяйкой дома была Александра Даниловна, а братья Третьяковы сосредоточились на торговле. Это был редкий в купеческой среде идеальный семейный и деловой союз. При этом Третьяковы отличались характерами. Павел был замкнутым, ему нравилось работать и читать в уединении, мог часами рассматривать и изучать картины и гравюры. Сергей, более общительный и веселый, был всегда на виду, любил пощеголять.

Однажды Павел Михайлович Третьяков приехал по делам фирмы в Петербург и попал в Эрмитаж. Он был настолько поражен богатством художественного собрания, что непременно захотел заняться коллекционированием. Вскоре он приобрел девять картин малоизвестных западных художников. «Первые две-три ошибки в столь трудном деле как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства полотен старых мастеров, – писал И.С. Остроухов после смерти собирателя. – «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена мной у художника», – любил говаривать Третьяков». Вскоре Третьяков знакомится с коллекцией Ф.И. Прянишникова и решает собирать картины русских художников.

В Третьяковской галерее годом основания музея принято считать 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Сегодня они висят рядом в одном зале. Условие, по которому Павел Михайлович отбирал картины для своей галереи, можно найти в его словах, обращенных к художникам: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Но это отнюдь не значит, что Третьяков просто скупал все приглянувшиеся ему картины. Он был смелым критиком, не признающим чужих авторитетов, часто делал замечания художникам, а порой и добивался поправок. Обычно Павел Михайлович покупал полотно до открытия выставок, прямо в мастерской, когда картину еще не видели ни критики, ни зрители, ни журналисты. Третьяков прекрасно разбирался в искусстве, но этого было мало, чтобы выбирать лучшее. Павел Михайлович обладал своеобразным даром провидца. Никакие авторитеты не могли повлиять на его решение. Показателен случай, о котором пишет С.Н. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве»:

«На предварительном, закрытом, вернисаже XVIII Передвижной выставки, куда допускались немногие избранные друзья передвижников, Мясоедов подвел к «Варфоломею» В.В. Стасова, трибуна-апологета передвижничества, Д.В. Григоровича, секретаря Общества поощрения художеств, и А.С. Суворина, редактора газеты “Новое время”. Все четверо судили картину страшным судом; они согласно все четверо признали ее вредной… Зло нужно вырвать с корнем. Пошли отыскивать по выставке московского молчальника, нашли где-то в дальнем углу, перед какой-то картиной. Стасов заговорил первым: эта картина попала на выставку по недоразумению, ей на выставке Товарищества не место.

Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает: вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг вокруг головы старика… Ошибки возможны всегда, но их следует исправлять. И они, его старые друзья, решили его просить отказаться от картины… Много было сказано умного, убедительного. Все нашли слово, чтобы заклеймить бедного «Варфоломея». Павел Михайлович молча слушал, и тогда, когда слова иссякли, скромно спросил их, кончили ли они; когда узнал, что они все доказательства исчерпали, ответил: «Благодарю вас за сказанное. Картину я купил еще в Москве, и если бы не купил ее там, то купил бы сейчас здесь, выслушав все ваши обвинения».

Сергей Михайлович Третьяков начал собирать свою коллекцию на пятнадцать лет позже брата и сумел приобрести лишь около ста произведений. Однако собрание его было единственным в своем роде, ведь он интересовался современной западной живописью – Ж.-Б. К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи, Ф. Миле и др. Павел Михайлович, в отличие от брата, который собирал картины для себя, стремился создать общедоступный музей национального искусства. Еще в 1860 году (а было ему тогда всего двадцать восемь лет) он составил завещание, согласно которому завещал сто пятьдесят тысяч рублей на устройство в Москве «художественного музеума». Павел Михайлович уговаривал своего брата поступить так же.

В 1865 году состоялась свадьба Павла Михайловича с Верой Николаевной Мамонтовой – двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. У Третьяковых было шесть детей – четыре дочери и два сына. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Сергей Михайлович женился гораздо раньше брата, в 1856 году, но его жена умерла вскоре после рождения сына. Лишь спустя десять лет Сергей Михайлович вступил во второй брак.

Павел Михайлович придерживался традиционных купеческих взглядов на воспитание детей. Он дал детям прекрасное домашнее образование. Конечно, заметную роль в формировании детей сыграли художники, музыканты и писатели, бывавшие в гостях у Третьякова почти каждый день. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер сын Павла Михайловича Ваня – всеобщий любимец и надежда отца. Третьяков болезненно переносил эту тяжелую утрату. Второй сын Михаил страдал слабоумием и не мог стать полноценным наследником и продолжателем семейного дела. Дочь Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. Только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».

Долгое время Третьяков был единственным собирателем русского искусства, по крайней мере, в таких масштабах. Но в 1880-х годах у него появился более чем достойный соперник – император Александр III. Существует множество легенд, связанных с противостоянием Третьякова и царя. Павел Михайлович несколько раз буквально из-под носа Александра уводил картины художников, которые при всем уважении к августейшей особе отдавали предпочтение Третьякову. Александр III, которого называли «мужицким царем», приходил в ярость, если посещая передвижные выставки, видел на лучших картинах отметки «собственность П.М. Третьякова».

Но были случаи, когда представители императора просто перебивали цену Третьякова. Например, уже после кончины Александра III его сын Николай II предложил невероятную по тем временам сумму за картину «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова – сорок тысяч рублей. Новоявленный император не желал скупиться в память о своем отце, который мечтал приобрести это полотно. У Сурикова уже была договоренность с Павлом Михайловичем, но он не мог отказаться от столь выгодной сделки. Третьяков просто не мог предложить больше. В качестве утешения художник совершенно бесплатно отдал собирателю эскиз к картине, который до сих пор висит в музее.

В 1892 году умер Сергей Михайлович. Задолго до его смерти братья Третьяковы решают отдать свои коллекции в дар Москве. В своем завещании Сергей Михайлович жертвовал городу половину дома в Лаврушинском переулке, все картины и сумму в сто тысяч рублей. Павел Михайлович подарил свою огромную коллекцию (более трех тысяч произведений) Москве еще при жизни вместе с собранием брата. В 1893 году состоялось открытие «Московской галереи Павла и Сергея Третьяковых», причем коллекция западного искусства висела рядом с картинами русских художников. 4 декабря 1898 года Третьяков умер. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

После смерти Третьякова в течение 1899-1906 годов главный дом был переоборудован под выставочные залы. Фасад, оформленный по рисунку В.М. Васнецова, стал на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Центральная часть фасада была выделена шикарным кокошником с рельефным изображением Георгия Победоносца – древнего герба Москвы. В то время художники проявляли интерес к формам древнерусского искусства. Роскошно украшенные порталы, пышные наличники окон, яркие узоры и прочие украшения – все это говорит о стремлении Васнецова сделать из Третьяковской галереи древнерусский сказочный терем.

В 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал художник И.Э. Грабарь. Началась переделка экспозиции по научному принципу, как в лучших музеях мира. Произведения одного художника стали висеть в отдельном зале, а расположение картин стало строго хронологическим. В 1918 году произошла национализация Третьяковской галереи и передача ее в введение Народного комиссариата просвещения. Именно в это время музей значительно пополнился огромными собраниями П.И. и В.А. Харитоненко, Е.В. Борисовой-Мусатовой, А.П. Боткиной, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и коллекциями из подмосковных усадеб.

В 1980-е годы проходила грандиозная реконструкция галереи. Проект предполагал «создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал за счет застройки внутренних дворов и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика». К сожалению, новый корпус, построенный на пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков, оказался чуждым архитектурному ансамблю старых зданий Третьяковки. Реконструкция обернулась фактической гибелью памятника. Новый угловой корпус оказался вне традиционных связей с окружением.

В результате реконструкции выставочная площадь Третьяковской галереи возросла в полтора раза. В 1998 году в новом корпусе музея на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам. Собрание музея насчитывает сейчас около ста пятидесяти тысяч произведений. Коллекция Павла Михайловича увеличилась более чем в пятьдесят раз. Третьяковская галерея – это огромный образовательный и культурный центр, занимающийся научной, реставрационной, просветительской, издательской, популяризационной и другими видами деятельности.

В одном из писем художнику Василию Васильевичу Верещагину П.М. Третьяков написал: «Ваше негодование против Москвы понятно, я и сам бы негодовал и давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение, но поверьте, что Москва не хуже Петербурга: Москва только проще и как будто невежественнее. Чем же Петербург лучше Москвы? В будущем Москва будет иметь большое, громадное значение (разумеется, мы не доживем до этого)». Настоящим патриотом и благороднейшим человеком был Павел Михайлович Третьков. А тут еще и настоящим провидцем оказался.

Каждый раз, приходя в галерею, мы вспоминаем о ее великом создателе не только потому, что перед входом стоит памятник Третьякову (замечательный, к слову, памятник). Павел Михайлович не просто коллекционер, основатель музея, он, наряду с художниками, создавал русское изобразительное искусство, и роль Третьякова здесь объективно больше, чем роль любого из них. И.Е. Репин (а он в этом толк знал) сказал однажды: «Третьяков довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Вт, ср, вс 10:00–18:00, чт–сб 10:00–21:00

Крупнейшее собрание произведений русского искусства XI–XXI веков.

В 1856 году Павел Михайлович Третьяков приобрёл две картины русских художников Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это послужило началом коллекции и считается моментом основания Третьяковской галереи.

Павел Третьяков был не только коллекционером и меценатом, но и морально поддерживал и вдохновлял художников. Он обладал великолепным художественным чутьём. Третьяков придерживался демократических взглядов, был патриотом, любил русскую культуру и чувствовал ответственность за неё. Поэтому собрание картин Третьковки так отличается от собраний других музеев. Нет равных коллекции картин русских художников второй половины XIX века. Гордость музея — собрание картин передвижников: Репина, Куинджи, Саврасова, Ге, Сурикова, Крамского, Поленова, Перова, Васнецова, Васильева. Кроме передвижников, значительное место в экспозиции занимают работы других русских художников — Серова, Левитана, Малявина, Нестерова, Коровина, Бенуа, Рериха, Сомова, Врубеля.

С назначением Игоря Грабаря в 1913 году на должность попечителя, Третьяковская галерея становится музеем европейского типа, где экспозиция строится в хронологическом порядке.

После революции 1917 года многие частные коллекции национализировались. За их счёт пополнялась экспозиция галереи. В Третьяковку попадали и работы советских художников — представителей официальных стилей, а также подпольных.

Фонды Третьяковской галереи продолжают пополнятся работами современного искусства. В Третьяковке одна из лучших в мире коллекций икон и древнерусского искусства, которую начал собирать ещё Третьяков.

Кроме живописи в Третьяковской галерее представлены скульптуры, графика, изделия из драгоценных металлов и камней.

В настоящее время Третьяковская галерея является Всероссийским музейным объединением. Основное здание располагается в Лаврушинском переулке. Фасад оформлен по проекту Васнецова и стал эмблемой Третьяковской галереи. Частью Третьяковской галереи является Храм Святителя Николая, Мемориальный музей-мастерская Анны Голубкиной, Дом-музей Виктора Васнецова, Музей-квартира Павла Корина.

В современном здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена коллекция русского искусства XX века.

Смотрите также: Рекомендации
Творческий мастер-класс: свеча с цветочным декором
  • Не думай о минутах свысока: быстрые свидания
  • Расставание — это не конец, а начало перемен
  • Квесты для детей: тайны, сокровища и магия Новости
    На крыше башни «Око» откроется большой каток
  • В «Аптекарском огороде» расцвела редчайшая орхидея-вампир
  • Около 100 остановок с Wi-Fi и электронными табло появятся в Москве
  • В московском метро появятся станции со стереопотолком и разноцветной подсветкой
  • Третьяковская галерея собирается бороться с «серыми экскурсоводами» - Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство

    Третьяковская галерея собирается бороться с «серыми экскурсоводами»

    Руководство Третьяковской галереи в ближайшее время рассмотрит несколько вариантов различных мер, направленных на борьбу с так называемыми «серыми экскурсоводами», которые проводят экскурсии на территории галереи, не являясь работниками музея и не имея на это соответствующего разрешения. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Третьяковской галереи Марина Эльзессер.

    «Эта проблема существует практически во всех музеях, и с ней очень трудно справляться. Сейчас мы продумываем систему мер для пресечения деятельности «серых экскурсоводов» и надеемся, что в ближайшее время нам удастся сделать заметные шаги в этом направлении, но здесь в первую очередь нужна юридическая помощь, должна быть законодательная база», - сказала М.Эльзессер.

    Она также рассказала, как обычно работают «серые экскурсоводы» - они предлагают свои услуги за пределами галереи, далее покупают билеты и небольшими группами проводят людей в залы. По словам М.Эльзессер, предъявить официальные претензии, а также привлечь к административной ответственности таких «индивидуальных предпринимателей» непросто.

    «У нас в правилах посещения музея есть запрет на осуществление коммерческой и незаконной экскурсионной деятельности. Но предъявить им претензии с юридической точки зрения, доказать, что проводится платная экскурсия, чрезвычайно сложно. В этом случае они говорят, что находящиеся рядом с ними люди - это их родственники или друзья, что это не экскурсия, просто они разговаривают, обсуждая увиденное в галерее», - пояснила М.Эльзессер.

    По ее словам, однажды Третьяковской галерее пришлось обратиться в Ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, чтобы пресечь деятельность одного из аккредитованных гидов.

    «Один из аккредитованных гидов-переводчиков был замечен за индивидуальной предпринимательской деятельностью. Он проводил экскурсии не на иностранных языках, а на русском, в виде таких бесед с друзьями и родственниками. Поэтому мы обратились в Ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Они лишили его лицензии, но это максимум, что мы могли сделать», - сказала М.Эльзессер.

    Лишение аккредитации на данный вид деятельности, по словам представителя галереи, в том числе, рассматривается, как один из возможных вариантов борьбы с «серыми экскурсоводами». Другие методики пресечения незаконного предпринимательства на территории столичных музеев находятся в стадии проработки и специалистами пока не озвучиваются.

    М.Эльзессер рассказала, что помимо незаконного получения дохода, проблема «серых экскурсоводов» связана и с качеством той информации, которая преподносится посетителям, поскольку она никем не контролируется. По ее словам, на сегодняшний день в экскурсионном отделе Третьяковской галереи работают 27 человек, все они высококвалифицированные специалисты - искусствоведы с высшим образованием.

    Тема: Третьяковская галерея

    СМИ информационное агентство «Агентство городских новостей «Москва» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53980 от 30 апреля 2013 г.

    Материалы Агентства городских новостей «Москва» распространяются при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. При использовании материалов с сайта mskagency.ru ссылка на Агентство городских новостей «Москва» обязательна. © АГН «Москва».

    Обратная связь закрыть

    Государственная Третьяковская галерея - это

    Государственная Третьяковская галерея это:

    Государственная Третьяковская галерея. ГТГ (известна также как Третьяковка ) — художественный музей в Москве. основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» (Лаврушинский переулок. д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году .

    Содержание История

    Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

    В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». [1]

    Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900 —1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков [2] .

    Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова. 1900 г.

    3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. занимавший этот пост ещё с 1913 года. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

    В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А. В. Щусев. Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

    В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 году проведено электричество.

    В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова "Явление Христа народу " (1837—1857). [3] Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

    В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

    С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве.

    В 1956 году. в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова. [3]

    В 1980 —1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

    С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

    Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»
    • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
    • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
    • Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,
    • Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной,
    • Дом-музей В. М. Васнецова ,
    • Музей-квартира А.М. Васнецова,
    • Дом-музей П.Д. Корина.

    Третьяковская галерея на Крымском Валу

    В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

    Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах. представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги аудиогида .

    Руководители Государственной Третьяковской Галереи Коллекция музея

    К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

    В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI  — начала XXI веков .

    Иконы

    Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе «Троица» Андрея Рублёва. произведения Дионисия. Симона Ушакова .

    Советское искусство Выставки
    • Цикл выставок «Золотая карта России»
    • Цикл выставок «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
    Выставки 2011—2012 года
    • Выставка Константина Коровина к его 150-летию [4] [5]
    • «Арт-Елка» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Посвящение Даниилу Хармсу.
    • ВО ХРИСТЕ / IN CHRISTO. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто в Третьяковской галерее в Москве, Рублев и Дионисий в Баптистерии во Флоренции [6] .
    • «O DOLCE NAPOLI». Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII — первой половины XIX века.
    • Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники». СКУЛЬПТОР М. М.АНТОКОЛЬСКИЙ (1843—1902) [7]
    • Выставка «Что есть истина?» Н. Ге. К 180 летию со дня рождения [8] .
    • «БЕСКОНЕЧНАЯ ТАТЛИН ЧАША ВЕЛИКОГО». Посвящение Владимиру Татлину.
    • Анна Голубкина. Искусство камеи.
    • Русская деревянная скульптура 1920—1950-х годов.
    «Общество друзей Третьяковской галереи»

    Программа «Общество друзей Третьяковской галереи» [9] объединяет организации и частных лиц, которые оказывают поддержку Третьяковской галерее: финансируют выставки, научные исследования, реставрацию картин, покупают произведения искусства. Среди участников программы: банк ВТБ. Лукойл. Новатэк. Северсталь и другие.

    Галерея в филателии

    См. также

    В Википедии есть портал
    «Москва»

    • Центральный дом художника
    • Памятник Сталину перед Третьяковской галереей
    • 150-летие основания Государственной Третьяковской галереи — памятные монеты Банка России
    • Категория:Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
    Примечания Ссылки