Руководства, Инструкции, Бланки

Общее Руководство Вузом Возлагается На img-1

Общее Руководство Вузом Возлагается На

Рейтинг: 4.7/5.0 (1628 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Организация охраны труда в Гомельском государственном техническом университете им

Организация охраны труда в Гомельском государственном техническом университете им. П.О.Сухого Фрагмент текста работы

университете несут ректор, главный инженер, руководители отделов, служб, заведующие кафедр.

Общееруководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на ректора университета. Непосредственное руководство организацией охраны труда и окружающей среды осуществляет главный инженер.

В ежегодном коллективном договоре между нанимателем и профсоюзами предусматривается конкретная работа в области охраны труда.

Текущие мероприятия по охране труда отражаются в соглашении по охране труда. Повседневное решение вопросов охраны труда осуществляет служба охраны труда.

Общее руководство и организация обучения в целом по организации возлагается на ректора университета, а в подразделениях - на руководителя подразделения.

Контроль за своевременностью и качеством обучения работающих безопасности труда в подразделениях университета осуществляют инженерно-технические работники, на которых возложены эти обязанности приказом руководителя организации.

Обучение безопасности труда новых сотрудников должно проводиться при профессионально-техническом обучении в порядке, установленном “Типовыми положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве”. Практическое обучение новых сотрудников безопасным методам и приемам труда осуществляется при производственном обучении под руководством инструктора или другого специалиста, имеющего необходимую подготовку. Регистрацию прохождения каждым обучающимся учебной темы по охране труда производят в журнале учета учебной работы.

По характеру и времени проведения инструктаж работающих подразделяют на:

- первичный на рабочем месте;

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажа лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (личной карточке инструктажа) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину, вызвавшую его проведение.

Инженер охраны труда осуществляет внутрипроизводственный контроль по подразделениям, планирование и проведение мероприятий по улучшению условий труда, проводит вводный инструктаж и контролирует проведение инструктажа на рабочем месте, периодического и внепланового инструктажей по технике безопасности, участвует в расследовании несчастных случаев, ведет учет и отчетность по травматизму.

Главный энергетик университета и главный механик контролируют правильную эксплуатацию и безопасное обслуживание сооружений, оборудования, машин и механизмов, планируют и контролируют проведение планово-предупредительных ремонтов, разрабатывают мероприятия

Похожие материалы Информация о работе

Видео

Другие статьи

Правовой статус высшего учебного заведения

§ 3. Правовой статус высшего учебного заведения

* СЗРФ. 1996. №35. Ст. 4135.

Установлены три ступени высшего профессионального образова­ния — высшее профессиональное образование, подтверждаемое при­своением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «ма­гистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалис­тов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (ас­пирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательст­вом РФ, типовым положением об образовательном учреждении выс­шего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган — ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности орга­ном управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Рос­сийской Федерации федерального подчинения, утвержденному поста­новлением Правительства от 11 июня 1996 г.*, ректор несет ответствен­ность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руко­водство образовательной, научной, воспитательной работой и органи­зационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, испол­нение законодательства РФ, реализацию решений органов государст­венной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осу­ществляет функции представителя государства в учебном заведении.

* СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4647

Факультет возглавляет декан, избранный ученым советом из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответ­ствующего профиля, имеющих ученую степень или ученое звание.

Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студен­тов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повыше­ния профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функ­ций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995 г.*

* СЗ РФ 1995. № 27. Ст. 2580.

В интересах использования научного потенциала вузов и улучше­ния материального положения профессорско-преподавательского со­става формируется новая сфера бизнеса — образовательные услуги, ко­торые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет. Основное назначение МТУ — использование и распространение уникального дидактического и ме­тодического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроени­ем, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композици­онными материалами.

Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г* и постановле­нием Правительства от 15 сентября 1997 г.** Специальными положения­ми определены порядок и условия участия в конкурсном отборе спе­циалистов и требования, предъявляемые к российским образователь­ным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.

* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3607.

** СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4384.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осущест­вление образовательной деятельности в области высшего профессио­нального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессио­нальной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность.
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/126.htm

Положение о научной библиотеке УГГУ

Положение о научной библиотеке УГГУ

1.1. Научная библиотека является одним из ведущих структурных подразделений вуза и осуществляет библиотечное и информационное обслуживание образовательной и научной деятельности.

Миссия библиотеки заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт поколений и предоставить каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам, которые способствуют реализации миссии Уральского государственного горного университета.

1.2.Вуз финансирует деятельность библиотеки и осуществляет контроль над ее деятельностью в соответствии с законодательством. Вуз не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных Уставом и действующим законодательством.

1.3. Библиотека в своей деятельности руководствуется:

- Федеральными Законами «О библиотечном деле», «Информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими нормативными актами;

- Коллективным договором между профсоюзной организацией и администрацией

- правилами внутреннего распорядка университета;

- приказами и распоряжениями ректора и первого проректора;

- должностными инструкциями персонала Научной библиотеки;

- политикой в области качества образования в университете;

- документированными процедурами системы менеджмента качества;

1.4. Библиотека в своей деятельности отражает сложившееся в обществе идеологическое многообразие; не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право читателей на свободный доступ к библиотечным фондам.

1.5. Научная библиотека решает возложенные на нее задачи во взаимодействии с руководством университета, факультетами, кафедрами и др. подразделениями университета, включенными в организационную структуру системы менеджмента качества.

1.6. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Правилами пользования библиотекой.

1.7. Общее методическое руководство библиотекой осуществляют: Центральная библиотечно-информационная комиссии Министерства образования РФ, Зональный методический центр Научная библиотеки УрФУ.

Основные задачи научной библиотеки:

2.1. Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание всех категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам библиотеки.

2.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем университета и информационными потребностями читателей. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата и баз данных.

2.3. Воспитание информационной культуры: привитие навыков пользования книгой и другими информационными ресурсами. Подготовка читателей к работе со справочным аппаратом, в том числе в автоматизированным режиме.

2.4. Расширение перечня библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

2.5. Координация и кооперация деятельности с библиотеками, органами научно-технической информации и другими учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в литературе.

2.6. Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизации библиотечного обслуживания.

Библиотека выполняет следующие функции:

3.1. Организует дифференцированное обслуживание читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по читательскому билету, с использованием методов индивидуального и группового обслуживания.

3.2. Бесплатно обеспечивает читателей основными библиотечными услугами:

  • предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
  • оказывает консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
  • выдает во временное пользование произведения печати и другие документы из библиотечных фондов;
  • получает произведения печати и иные документы по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
  • выполняет в помощь научной и учебной работе вуза библиографические справки; организует книжные выставки;
  • выявляет, анализирует и систематически уточняет информационные потребности студентов академии, руководства, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов.

3.3. Предоставляет читателям другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой и прейскурантом, утвержденным ректором академии.

3.4. Прививает навыки поиска информации и применения ее в учебном процессе и научной работе, умение ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных.

Организует для студентов и аспирантов занятия по основам информатики, библиотековедения и библиографии.

3.5. Обеспечивает комплектование фонда в соответствии с образовательно-профессио-нальными программами, учебными планами и тематикой научных исследований. Приобретает учебную, научную, справочную, периодическую, художественную литературу и другие виды изданий. Самостоятельно определяет источники комплектования фондов.

3.6. Изучает степень удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведение в соответствие информационных потребностей читателей с составом фондов.

3.7. Осуществляет учет и размещение фондов, обеспечивает их сохранность, режим хранения, реставрацию, консервацию и копирование.

3.8. Изымает и реализует документы из библиотечного фонда согласно порядку исключения документов, согласованному с руководством вуза в соответствии с действующими нормативами и правовыми актами. Осуществляет перераспределение непрофильной и излишне дублетной литературы. Организует продажу неиспользуемой литературы из фонда библиотеки.

3.9. Ведет систему библиотечных каталогов и картотек на традиционных и электронных носителях с целью многоаспектного раскрытия фондов.

3.10. Участвует в создании сводных каталогов региона, в том числе электронных, позволяющих оперативно предоставлять читателям информационные услуги в автоматизированном режиме.

3.11. Организует систему повышения квалификации библиотечных работников.

3.12. Координирует работу с кафедрами, научными обществами и общественными организациями вуза. Принимает участие в работе интегрированных библиотечных комплексов и объединений региона.

3.13. Взаимодействует с библиотеками, органами научно-технической информации и организациями, имеющими информационные банки данных в соответствии с действующим законодательством, а также договорами, заключенными между учреждениями и организациями.

3.14. Ведет хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых читателям услуг при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности.

4. Перечень документов Научной библиотеки

  • Миссия
  • Политика и цели в области качества Научной библиотеки
  • Документированная процедура. Общие положения
  • Информационная карта процесса
  • Положение о Научной библиотеке УГГУ
  • Правила пользования Научной библиотеки УГГУ
  • Профессиональная этика библиотекаря
  • Положение о Методическом совете Научной библиотеки
  • Положение о формировании фонда Научной библиотеки
  • Положение о каталогах и картотеках Научной библиотеки
  • Положение о работе с фондами
  • годовые отчеты
  • планы работы
  • инструкции по ОТ и ТБ №№ 5, 6, 7, 11, 21, 185, 186
  • журналы инструктажа по охране труда и пожарной безопасности, проверки знаний и присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  • протоколы совещаний и заседаний Методического совета Научной библиотеки
  • план повышения квалификации руководителей и персонала Научной библиотеки
  • Положения о структурных подразделениях Научной библиотеки
  • Должностные инструкции
  • Рабочие инструкции

5. Управление. Структура и штаты.

5.1. Руководство библиотекой осуществляет директор, который назначается ректором и является членом Ученого совета вуза.

Директор несет полную ответственность за результаты работы в пределах своей компетенции, издает распоряжения и указания, обязательные для всех работников.

Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

5.2. В библиотеке создаются органы профессионального самоуправления: Методический совет и иные общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты социальных и профессиональных прав библиотечных работников.

5.3. Руководство вуза обеспечивает гарантированное финансирование комплектования, обеспечивает библиотеку необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с действующими нормами, электронно-вычислительной и копировально-множительной техникой, коммуникационной техникой и оргтехникой.

5.4. Хозяйственные службы университета обеспечивают выполнение в библиотеке необходимых работ по первому ее требованию.

5.5. Библиотека ведет документацию и предоставляет отчеты и планы работ, и иную информацию о своей деятельности в установленном порядке.

5.6. Структура библиотеки:

  • Дирекция
  • Отдел автоматизации библиотечных процессов;
  • Отдел комплектования литературой с сектором учета;
  • Отдел каталогизации и научной обработки литературы;
  • Отдел книгохранения;
  • Справочно-библиографический отдел;
  • Отдел абонементов с секторами: сектор регистрации читателей и абонементы учебной и научной литературы;
  • Отдел читальных залов с секторами: читальный зал учебной литературы, читальный зал научной литературы и читальный зал периодических изданий и диссертаций;
  • Отдел гуманитарной и просветительской работы с секторами: абонемент художественной литературы, фонд дореволюционной литературы; сектор выставочной и информационной работы.

5.8. Штат библиотеки составляет 36 единиц.

6. Права и обязанности

6.1.Права Научной библиотеки, связанные с ее деятельностью, реализует директор библиотеки. Права директора библиотеки определяются его должностной инструкцией.

6.2. Научной библиотеке предоставляются следующие права:

  • самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении;
  • разрабатывать структуру, штатное расписание и Правила пользования библиотекой;
  • распоряжаться предоставленными библиотеке ассигнованиями;
  • определять должностные оклады на основе Единой тарифной сетки в пределах фонда оплаты труда и доплаты к должностным окладам; порядок и размеры премирования сотрудников;
  • устанавливать в соответствии с Положением о платных услугах расценки на дополнительные информационно-библиотечные услуги;
  • определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки;
  • знакомиться с образовательно-профессиональными программами, учебными планами, тематикой НИР вуза. Получать от его структурных подразделений материалы и сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач;
  • представлять университет в различных учреждениях, организациях; принимать непосредственное участие в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечной и информационно-библиографической деятельности;
  • вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками, организациями;
  • входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке;
  • участвовать в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
  • осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
  • совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству. Библиотека имеет право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение ликвидируемых библиотек.

6.3. Библиотека ответственна за сохранность фондов. Библиотека вуза несет в установленном порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

6.4. Трудовые отношения работников библиотеки регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

5.4. Охрана труда, пожарная безопасность.

5.4.1. Ответственность за охрану труда (далее — ОТ) и пожарную безопасность (далее — ПБ) в библиотеке несет директор. Ответственность за разработку и своевременное обновление инструкций по ОТ, ПБ, поддержание чистоты и порядка в управлении возлагается директором на штатных сотрудников.

5.4.2. Директор библиотеки несёт ответственность за:

- обеспечение безопасных условий на вверенных участках работы, за непринятие мер по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, своевременное оказание первой доврачебной помощи;

— нарушение своими распоряжениями или действиями законодательства по ОТ, других законодательных и нормативных актов, а также за невыполнение своих обязанностей.

5.4.3. В случае, если произошло нарушение по ОТ и ПБ, пожар или травматизм, директор библиотеки докладывает о случившемся в отдел охраны труда и техники безопасности университета.

5.4.4. В зависимости от характера нарушений требований ОТ и ПБ, последствий невыполнения возложенных обязанностей по ОТ директор библиотеки несёт административную, дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством о труде и другими локальными актами.

6. Взаимоотношения. Связи

6.1 Научная библиотека на основе двусторонних отношений взаимодействует со всеми структурными подразделениями университета в области СМК.

6.2 Основным результатом деятельности библиотеки является информационно-библиотечное обеспечение учебной и научной деятельности студентов и сотрудников университета. Оценка результативности деятельности библиотеки производится в процессе аудитов.

6.3. Научная библиотека предоставляет аналитические записки и отчет по качеству в ректорат.

Общее руководство вузом возлагается на

3.1. Общая структура университета и системы управления им

Хорошо известно, что современный вуз, тем более вуз политехнический, представляет собой достаточно сложную социальную и образовательную систему. Организация высококачественной подготовки будущих специалистов и высокой их конкурентоспособности на рынке труда, их профессиональной и социальной мобильности требует не только эффективной организации учебно-воспитательного процесса, но и целого комплекса мер по его надлежащему обеспечению. В сложной взаимозависимой и взаимообусловленной совокупности этих мер большое место занимает работа по управлению процессами подготовки научно-педагогического персонала, то есть профессорско-преподавательских кадров. Это подразумевает не только повышение их профессиональной квалификации, но и педагогического мастерства, а также управления организацией научных исследований как основы профессионального роста преподавателей, поддержания и углубления давних традиций университета, состоящих в обеспечении неразрывного единства образования, науки и производства.

На основании общефилософского принципа необходимого разнообразия У. Эшби в кибернетике установлено, что для обеспечения эффективности самого управления сложность управляющей системы не должна уступать сложности объекта управления. Это целиком относится и к организации управления такой сложной социальной системой, какую представляет собой современный вуз. Наглядное представление об общей структуре Национального технического университета “Харьковский политехнический институт” (НТУ “ХПИ”) и структуре системы управления основными направлениями его деятельности можно получить с помощью рис. 94 и 95.

При этом рис. 31 дает общее представление о структурной организации учебно-воспитательного процесса в университете.

Ее базовым структурным подразделением выступает кафедра . которую возглавляет заведующий кафедрой. В соответствии с Законом Украины “Про вищу освіту в Україні”, другими нормативными документами и Уставом университета заведующий кафедрой избирается на эту должность Ученым советом из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей – профессоров (или, как исключение, доцентов) кафедры.

В университете существует два вида кафедр. К первому относятся так называемые общие кафедры, которые осуществляют преподавание одной или нескольких учебных дисциплин студентам нескольких различных (или даже всех) специальностей университета. Их примерами могут служить кафедры высшей математики, общей и экспериментальной физики, теоретической механики, теоретических основ электротехники, философии, политической истории, иностранных языков и другие. Как правило, они самостоятельно не выпускают студентов определенной специальности. Научно-исследовательская деятельность преподавателей таких кафедр обычно осуществляется преимущественно в области соответствующих фундаментальных направлений, хотя отдельные исследования, выполняемые в содружестве со специальными кафедрами, носят и прикладной характер, однако их отличают использование современных теоретических методов и углубленная фундаментальность.

Ко второму виду относится большая группа кафедр, которую образуют так называемые специальные, или выпускающие кафедры. К ним принадлежит подавляющее большинство кафедр университета, и их основная задача состоит в подготовке специалистов по одной или нескольким специальностям. Примерами могут служить кафедры автоматизированных систем управления, двигателей внутреннего сгорания, литейного производства, технологии машиностроения и металлорежущих станков, парогенераторостроения, турбиностроения, колесных и гусеничных машин, технологии неорганических веществ, электрических машин, электроизоляционной и кабельной техники и другие.

Основная направленность научно-исследовательской деятельности этих кафедр совпадает с характером специальностей, по которым они готовят специалистов, и носит преимущественно прикладной характер. Эти исследования представляют собой конкретную реализацию принципа соединения обучения, науки и производства. Очень часто они выполняются на основе хозяйственных договоров по заказу соответствующих предприятий и составляют важный источник повышения качества подготовки и совершенствования содержания образования, улучшения материальной базы учебного процесса и роста профессиональной компетенции преподавателей.

Динамичный характер современного общественного раз­вития и постоянные изменения структуры потребностей в специалистах в условиях утверждения рыночной экономики привели к тому, что в университете сегодня существует и целый ряд кафедр, занимающих своеобразное промежуточное место. Иными словами, они одновременно ведут преподавание и отдельных дисциплин студентам многих специальностей (и в этом качестве выступают как общие кафедры), и самостоятельно осуществляют подготовку специалистов по определенной, “своей” специальности (то есть являются выпускающими). Их примерами могут быть кафедры педагогики и психологии управления социальными системами (ведет подготовку по специальностям “Психология”, “Административный менеджмент” и “Компьютерный эколого-экономический мониторинг”), дело­вого иностранного языка (ведет подготовку по специальности “Перевод”), физического воспитания (ведет подготовку менеджеров спорта) и некоторые другие. Научно-исследовательская работа этих кафедр объединяет в себе признаки как фундаментальных, так и прикладных исследований.

Основным организационным и учебно-научным подразделением университета, объединяющим соответствующие кафедры и лаборатории, является факультет . Факультет создается решение Ученого совета университета при условии, что, в его состав входит не менее трех кафедр и на нем обучается не менее 200 студентов дневной формы обучения.

Руководство факультетом осуществляет декан . который может осуществлять своих полномочий заместителям. Декан издает распоряжения, касающиеся деятельности факультета и обязательные для исполнения всеми работниками факультета. Эти распоряжения могут быть отменены ректором, если они противоречат закону, уставу университета или наносят ущерб университету.

Управление всей текущей и перспективной деятельностью университета осуществляет ректорат во главе с ректором . На рис. 95 приведена структура ректората, в состав которого, кроме ректора, входят проректоры по соответствующим направлениям деятельности. До недавнего времени названия их должностей отражали преимущественный характер деятельности, однако с 2004 г. это положение закреплено только за проректором по научной работе и проректором по административно-хозяйственной деятельности. Все же остальные называются теперь проректорами по научно-педагогической работе. Поэтому на рисунке приведены основные направления преимущественной деятельности каждого из них.

Совещательными органами ректората являются Ученый совет, который обсуждает и принимает решения рекомендате­льного характера по всем основным вопросам деятельности университета, и Методический совет, круг полномочий которо­го составляют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, его совершенствования и научно-методического обе­спечения. Функционирование и Ученого, и Методического со­ветов проходит под председательством ректора университета или одного из его заместителей, то есть проректоров по соот­ветствующему виду деятельности.

Ученый совет высшего учебного заведения, в соответст­вии с Законом Украины “О высшем образовании”, является коллегиальным органом и создается сроком до пяти, а для национальных вузов – сроком до семи лет. В компетенцию Ученого совета вуза входит:

- представление высшему коллегиальному органу общественного самоуправления вуза проекта устава, а также изменений и дополнений к нему;

- утверждение финансового плана и отчета высшего учебного заведения;

- представление предложений ректору вуза о назначении и увольнении з должности проректоров, директора библиотеки, директоров институтов и главного бухгалтера;

- избрание на должность тайным голосованием заведую­щих кафедрами и профессоров;

- утверждение учебных программ и учебных планов;

- утверждение решений по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

- утверждение основных направлений научных исследований;

- оценка научно-педагогической деятельности структурных подразделений;

- принятие решений по кандидатурам для присвоения ученых званий доцента, профессора, старшего научного сотрудника.

Ученый совет рассматривает и другие вопросы деятельности вуза в соответствии с его уставом.

Ученый совет возглавляет его председатель – ректор университета. В состав ученого совета входят по должности проректоры, деканы, главный бухгалтер, руководители органов самоуправления вуза, а также выборные представители научно-педагогических работников из числа заведующих кафедрами, профессоров, докторов наук; выборные представители, представляющие других работников вуза и работают в нем на постоянной основе, в соответствии с квотами, определяемыми уставом вуза. При этом не менее 75 % общей численности ученого совета должны составлять научно-педагогические работники вуза.

Выборные представители избираются высшим коллегиальным органом общественного самоуправления вуза по представлению структурных подразделений, в которых они работают.

Решения Ученого совета вуза вводятся в действие приказом ректора.

Кроме факультетов, кафедр и других учебных подразделений организацию нормальной жизни и деятельности университета обеспечивают бухгалтерия, планово-финансовый отдел, отдел кадров, отдел делопроизводства и канцелярия, отддел стандартизации и метрологии, отдел защиты секретной и приоритетной информации, юридический отдел, отдел хранения и обработки документов (архив), отдел охраны труда.

Задачи по обеспечению учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности университета возлагаются на учебный отдел с диспетчерской, отдел договорной и практической подготовки студентов, а также библиотеку, Центр новых информационных технологий, отдел технических средств обучения, методический отдел, редакционно-издательский отдел и издательский центр. Например, планирование и координация работы кафедр по подготовке и изданию учебной и учебно-методической литературы, включая ее оценку и рецензирование, осуществляется редакционно-издательским советом, общее руководство которым возложено на одного из проректоров по научно-педагогической работе, отвечающего за перспективное развитие университета.

Для координации организационно-научной деятельности в университете действуют подчиненные проректору по научной работе такие подразделения, как научно-исследователь­ская часть, отдел научно-технической информации, а также отдел стандартизации и метрологии. Организационная работа по подготовке кадров высшей квалификации возложена на отдел аспирантуры и докторантуры.

ОГУ - Положение о факультете университета

Обратная связь Feedback Положение о факультете университета

Утверждено 29.02.2012, с изменениями № 1 от 28.02.2014, № 2 от 26.02.2016.


1 Общие положения

1.1 Факультет является учебно-научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный университет" (далее — университет), осуществляющим образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, культурно-просветительскую и иную деятельность в сфере высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и довузовского образования.

1.2 Факультет создается приказом ректора университета на основании решения ученого совета университета.

1.3 Наименование факультета устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации и в иных случаях на основании решения ученого совета.

Наименование факультета должно соответствовать наименованию области знаний (наук) или наименованию по родственным группам направлений подготовки (специальностей). Допускается устанавливать наименование факультета в зависимости от формы получения образования или характера переподготовки и повышения квалификации специалистов.

1.4 Факультет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими учебную и научную деятельность образовательных организаций высшего образования, Уставом университета. решениями ученых советов университета и факультета, приказами и распоряжениями руководства университета, иными локальными нормативными актами университета и настоящим Положением.

1.5 Факультет имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также иные средства индивидуализации.


2 Основные задачи факультета

Основными задачами факультета являются:

2.1 Комплектация контингента обучающихся и слушателей факультета.

2.2 Многоуровневая подготовка обучающихся (подготовка бакалавров, специалистов, магистров и научно-педагогических кадров высшей квалификации) и повышение квалификации.

2.3 Интеграция образования, науки и производства путем использования результатов научных исследований в учебном процессе и установления взаимовыгодных связей между образовательными, научными, опытно-производственными, научно-производственными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как единой коллективной системы получения и использования новых научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере.

2.4 Повышение профессионального уровня научно-педагогических работников посредством научных исследований и творческой деятельности, использование полученных научных результатов в образовательном процессе.


3 Функции факультета

3.1 Планирование и организация в соответствии с рабочими учебными планами учебной деятельности обучающихся на факультете.

3.2 Контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий и движением контингента студентов.

3.3 Формирование учебных групп, подготовка проектов приказов о зачислении на первый курс и переводе с курса на курс.

3.4 Участие в составлении расписания занятий, расписания экзаменов и зачетов, контроль за их качеством и ходом выполнения.

3.5 Организация и контроль разработки учебных планов и учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов .

3.6 Планирование, организация и постоянное совершенствование научно-исследовательской работы кафедр и научных лабораторий факультета.

3.7 Планирование и организация научно-исследовательской работы студентов факультета.

3.8 Организация, учет и контроль выполнения индивидуальных планов преподавателями, работающими на факультете.

3.9 Планирование, организация и проведение агитационной и профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений.

3.10 Участие в работе приемной комиссии университета.

3.11 Ведение документации и подготовка отчетных данных факультета по учебным, научным, методическим вопросам, а также документации, необходимой для аккредитации направлений подготовки (специальностей) факультета.

3.12 Проведение мероприятий и принятие мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья студентов и работников при проведении учебных занятий в закрепленных за факультетом помещениях.

3.13 Иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Уставом и иными локальными нормативными актами университета.


4 Структура факультета

4.1 В состав факультета входят деканат, кафедры, лаборатории, опытно-производственные участки, мастерские и иные подразделения, обеспечивающие реализацию основных направлений деятельности факультета.

4.2 Структура и штатное расписание деканата, кафедр и иных подразделений факультета согласовываются в установленном порядке и утверждаются ректором университета.

4.3 Правовой статус и функции кафедры, лаборатории и иного подразделения факультета определяются соответствующими положениями, утвержденными ученым советом университета.

4.4 На факультете по решению ученого совета факультета могут быть созданы советы факультетов по направлениям деятельности: научно-методический, научно-технический и другие. Порядок создания советов факультетов по направлениям деятельности, их состав и функции определяются соответствующими положениями, утвержденными ученым советом факультета.

5.1 Общее руководство факультетом осуществляет выборный коллегиальный орган — ученый совет факультета. Порядок формирования, сроки и полномочия ученого совета факультета определяются положением об ученом совете факультета. утвержденным ученым советом университета.

5.2 Непосредственное руководство факультетом осуществляет декан. Декан избирается ученым советом университета путем тайного голосования на срок до пяти лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, отвечающих установленным законодательством Российской Федерации квалификационным требованиям, и утверждается в должности приказом ректора университета. Процедура избрания декана факультета определяется соответствующим положением. утвержденным ученым советом университета.

При наличии вакантной должности декана факультета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, назначенное приказом ректора по представлению курирующего проректора.

Должность декана является штатной и относится к числу должностей профессорско-преподавательского состава.

Учебную нагрузку декан может получить на условиях совместительства.

5.3 Декан факультета:

5.3.1 Организует и проводит профориентационную работу по комплектованию набора студентов на первый курс.

5.3.2 Организует прием на первый курс по направлениям и специальностям факультета в рамках выделенных университетом контрольных цифр, формирует академические группы.

5.3.3 Вносит предложения на ученый совет университета об открытии новых направлений подготовки, совершенствовании учебного процесса, научных исследований, внедрении новых технологий в обучение, программного обеспечения, компьютеризации учебного процесса, а также по иным вопросам, касающимся учебной деятельности.

5.3.4 Организует работу всех структурных подразделений факультета с учетом решений ученого совета университета, приказов и распоряжений ректора, решений ученого совета факультета.

5.3.5 Распределяет обязанности между работниками деканата и координирует их деятельность.

5.3.6 Осуществляет контроль за соблюдением Правил внутреннего распорядка университета работниками и обучающимися факультета.

5.3.7 Проводит собеседование (при необходимости совместно с заведующим выпускающей кафедрой) с лицами, претендующими на восстановление или перевод с другого факультета внутри университета, а также из других высших учебных заведений. Устанавливает сроки ликвидации академической задолженности.

5.3.8 Издает распоряжения, обязательные для исполнения работниками и обучающимися факультета.

5.3.9 Представляет работников и обучающихся факультета за успехи в учебной, научной, воспитательной и другой деятельности к различным формам морального и материального поощрения.

5.3.10 Ежегодно отчитывается о своей деятельности перед ученым советом факультета, в установленных случаях — перед ученым советом университета по основным вопросам учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической и других видов деятельности факультета.

5.4 Декан факультета имеет и другие права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами университета.


6 Образовательная деятельность факультета

6.1 Факультет осуществляет образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии. полученной университетом.

6.2 Факультет вправе осуществлять подготовку по одному или нескольким уровням высшего образования (бакалавриат, специалитет или магистратура).

6.3 Организация образовательного процесса на факультете по основным образовательным программам высшего образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.

6.4 Образовательные программы разных уровней осваиваются на факультете в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий научно-педагогических работников с обучающимся (очной, очно-заочной [вечерней], заочной форме).

6.5 Учебные занятия на факультете проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных, самостоятельных работ, коллоквиумов, научно-исследовательской работы студентов, практик, курсового проектирования (курсовой работы).

6.6 На факультете ведется подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство. В соответствии с планом обучения в аспирантуре профессорско-преподавательский состав факультета проводит аудиторные занятия, реализует прием вступительных экзаменов и сдачу экзаменов на кандидатский минимум. Защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук осуществляются в диссертационных советах. организуемых в порядке, установленном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.


7 Имущество и средства

7.1 За факультетом приказом ректора закрепляются территория и помещения, необходимые для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и дополнительным образовательным программам (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий) и отвечающие установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям.

7.2 Оборудование и имущество факультета находится на балансе университета и передается под отчет материально ответственным лицам факультета.

7.3 Оплата труда научно-педагогического, инженерно-технического, учебно-вспомогательного и иного персонала факультета осуществляется в соответствии со штатным расписанием и Положением по оплате труда работников университета .


8 Взаимоотношения и связи

8.1 В целях организации и качественного обеспечения учебного процесса всеми необходимыми материалами, документами, техническими средствами обучения факультет взаимодействует с учебными и иными структурными подразделениями университета.

8.2 Факультет взаимодействует с общественными организациями, к числу которых относятся первичные профсоюзные организации студентов и работников университета, для организации максимально эффективной работы, повышения уровня общественных мероприятий факультета и университета, помощи нуждающимся и отстаивании интересов работников и обучающихся.

8.3 Факультет взаимодействует с ученым советом университета, научно-методическим советом университета по всем вопросам учебно-научной, воспитательной работы и конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава.


9 Контроль за деятельностью факультета

Контроль за деятельностью факультета осуществляет проректор, который в соответствии с приказом ректора университета руководит и координирует работу данного факультета (курирующий проректор).


10 Прекращение деятельности факультета

10.1 Прекращение деятельности факультета осуществляется путем его ликвидации или реорганизации.

10.2 Факультет реорганизуется или ликвидируется приказом ректора на основании соответствующего решения ученого совета университета.

10.3 При реорганизации факультета все документы, образовавшиеся в процессе деятельности факультета, передаются на хранение правопреемнику, а при ликвидации — в архив университета.

10.4 При ликвидации факультета всё имущество, закрепленное за факультетом, подлежит перераспределению между иными структурными подразделениями университета.


11 Порядок принятия, утверждения и изменения настоящего Положения

11.1 Настоящее Положение принимается на заседании ученого совета и утверждается ректором университета.

11.2 В настоящее положение могут вноситься изменения и дополнения, которые утверждаются решением ученого совета университета.

Последнее обновление: 15.03.2016