Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Для Водителя По Перевозке Опасных Грузов img-1

Инструкция Для Водителя По Перевозке Опасных Грузов

Рейтинг: 4.7/5.0 (1643 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Охрана труда при перевозке опасных грузов - инструкция, железнодорожным, автомобильным транспортом

Правила охраны труда при перевозке опасных грузов

Каким бы ни был груз, классифицируемый как опасный, его всегда следует перевозить с предельной крайней осторожностью. По этому поводу существуют свои нормативы, которые обычно оформлены в соответствующие Инструкции.

Для перевозок наземным транспортом существуют свои правила, которые рассматриваются отдельно для автомобильных и железнодорожных путей. Все такие требования в обязательном порядке регулируются, обновляются и пополняются на законодательном уровне.

Что это такое

Чтобы не случилось никаких недоразумений, воровства или нарушения ПДД (автодорожных правил движения) следования по маршруту и прочих эксцессов, при каждом рейсе перемещения опасного груза (далее встречается – ОГ) следует осуществлять ряд правил по охране труда.

Такие нормы должны выполняться и вменяться даже в обязанности водителям, экспедиторам, сопровождающим, охранникам и прочим лицам, которые несут ответственность за безопасное перемещение сложных и специфических грузов.

Охраной труда водителя называется комплекс мер, которые должны соблюдаться в целях безопасного провоза опасного груза.

Каким законами регулируется

Основной законодательный акт, которым обычно руководствуются при осуществлении перевозок опасного груза – это Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее – Правила).

В этом документе можно найти не только сами нормативы, как обращаться с подобными грузами, но также и как они классифицируются и маркируются, какими документами должны сопровождаться и какие требования к упаковке и таре существуют.

Но кроме Правил, действующих на уровне российского законодательства, есть также и международного уровня документация, которая имеет силу также и в России.

Это вропейское соглашение – ДОПОГ. которое расшифровывается как договор по перевозке опасного груза. Он инициирован ООН и был заключен в Женеве 30.09.57 г.

Его часто упоминает правительственное Постановление России №272 от 15.04.11 г.. что изменялось 03.12.15 года. Все нормы данного соглашения должны быть в письменном виде у каждого транспортника.

Также их присутствие у каждого водителя, который допускается к перевозкам опасных грузов, как по стране, так и на международные маршруты, обязательно.

Что касается неукоснительного исполнения требований государства, чтобы все водители, занятые на опасных маршрутах или перевозящие опасные грузы, проходили вовремя медкомиссию. то в этом плане существуют свои нормативные акты.

Самый главный документ, регулирующий своевременность прохождения врачей такими водителями, это Приказ Министерства здравоохранения РФ №555 от 29.09.89 г.. который редактировался 12.04.11 г.

Более того, перед каждым рейсов водителя обязаны дополнительно осмотреть врачи, чтобы выявить или исключить наличие в крови алкоголя, наркотиков или психотропных лекарств.

Потому как при перевозках специфического груза требуется предельная осмотрительность на дорогах и в маневрах.

Основные пункты инструкции по охране труда при перевозке опасных грузов

Чтоб представлять себе, в чем именно заключаются инструкции при перевозках опасного груза разными видами наземного транспорта, нужно хотя бы бегло рассмотреть пункты и разделы, какие имеются в такой документации.

Железнодорожным транспортом

Документ, который полностью регулирует весь процесс соблюдения всех мер предосторожности при перевозках опасных грузов по железной дороге, это Правила 15-73-94 (далее – Правила ж/д).

Они утверждались изданием правительственного Постановления государственного городского Технадзора РФ № 50 от 16.08.94 г. отредактированного 20.06.02 г.

Его структура состоит из следующих основных пунктов и разделов:

  1. Общие требования и положения, что отражают суть следующего:
    • где применяются правила, при каких обстоятельствах и случаях – перевозка опасных грузов;
    • исключения для применения настоящих Правил ж/д – перемещение ОГ внутри территории предприятия, в случае с перевозкой радиоактивных веществ, для которых существуют отдельные Положения, а также ситуации, когда перевозка ОГ осуществляется по спецзаказу правительства РФ;
    • особенности организации провоза ОГ по железной дороге;
    • комплектация самих вагонов и состава;
    • выполнение требований ГОСТа 19433-88 при провозе грузов класс опасности 2;
    • обозначаются нормы загрузки-выгрузки ОГ по вагонам, цистернам, контейнерам и прочим приспособлениям, перемещаемым по ж/д пути;
    • обязательная и своевременная сдача аттестационных проверок всеми руководящими и обслуживающими состав людьми;
    • классифицируются сами ОГ, а также обозначается их правильная маркировка.
  2. Требования к следованию правилам по безопасности маршрутов с ОГ:
    • перевозка должна осуществляться в сопровождении соответствующей документации от следующих лиц – грузоперевозчика (отправителя), грузополучателя, арендаторы контейнеров, работники ж/д путей и прочие участники маршрута;
    • опасный груз должен приниматься к перемещению в соответствии с нормативами Правил, а новые грузы, которые недавно признаны опасными – в соответствии с МПС (Министерством путей сообщения РФ) и с согласованием Госгортехнадзора РФ;
    • грузоотправитель обязан загружать ОГ исключительно только в соответствующий нормативам подвижной состав;
    • тара и упаковка ОГ должна быть протестирована и маркирована надлежащим образом, на нее тоже должна быть своя документация, подтверждающая соблюдение норм.
  3. Как осуществляется сама перевозка:
    • прием или выгрузка опасного груза должен осуществляться исключительно по Правилам для ж/д перевозок;
    • погрузка, прием, загрузка, выгрузка, перетарка должны происходить только на тех участках ж/д полотна, которые не используются общественностью (пассажирами, например);
    • прибывшие на место назначения грузы, состоящие в группе класса опасности № 1, нельзя хранить на территории станции дольше 2-х часов;
    • если отправка ОГ осуществляется мелкими партиями, тогда у начальника ж/д станции, откуда отправляется груз, должны присутствовать документы – телеграфное или в письменном виде согласие дл приемки такого груза.
  4. Нормативы, применяемые к выгрузке, погрузке опасного груза:
    • весь процесс должен соответствовать нормативу Устава ж/д;
    • как у перевозчика, так и грузополучателя обязательно должна быть соответствующая лицензия (поправка внесена Постановлением государственного Гортехнадзора РФ №29 от 20.06.02. измененного 06.04.04 г. – пункт 1 Постановления);
    • все владельцы вагонов или же те, кто их арендуют перед отправкой и загрузкой ОГ предъявляют сотрудникам станции и депо документацию, подтверждающую исправность вагонов и его конструктивных элементов;
    • заполнение вагонов-цистерн должно быть сделано только при условии полной и капитальной проверки такой тары;
    • все тары, упаковки и прочие элементы груза должны быть надежно закреплены;
    • мелкие партии взрывоопасных веществ перевозятся по путям, которые не должны быть электрифицированы;
    • вся тара и упаковка должна соответствовать нормативам ГОСТа 26319-84.
  5. Перевозка ОГ, состоящих в отдельных классах опасности:
    • взрывчатые (ВМ);
    • газообразные (сжатые, сжиженные или растворенные с давлением);
    • легковоспламеняющиеся жидкие (ЛВЖ);
    • легковоспламеняющиеся твердые (ЛВТ);
    • окисляющие (ОВ);
    • органика (пероксиды);
    • едкие, яды, коррозийные или инфекционные.
  6. Правила для самих подвижных составов:
    • ремонт;
    • техобслуживание;
    • сортировка;
    • эксплуатация и т.д.;
    • особые требования к локомативам;
    • требования к обслуживающему персоналу.
  7. Нормы, что должны соблюдаться при надлежащем содержании ж/д путей, перевода стрелочных соединений на промышленных магистрали, а также должной работы сигнализационных или связных устройств.
  8. Ведомственный уровень контроля над соблюдением мер безопасности при перевозке ОГ.
  9. Ликвидация аварийных последствий и предупреждение подобных случаев.
  10. Ответственность, что несут уполномоченные лица.

Несмотря на то, что опасный груз нельзя загружать на тех площадках, где могут перемещаться сторонние люди (не рабочий персонал ж/д станции), тем не менее, п.3.1.2 Правил ж/д говорит об исключениях.

Можно в контейнер или вагон загружать тару ОГ с усиленной безопасностью на площадках общего пользования, если она имеет небольшие размеры.

Каким должно быть оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов согласно ДОПОГ, читайте здесь .

Автомобильным

Инструкция, раскрывающая суть проведения мер по охране труда для водителей, провозящих опасные грузы, состоит практически из таких же пунктов, что и инструкция для железнодорожников.

Разницей лишь будет являться само содержание этих пунктов. Она утверждена правительственным Постановлением России №272 от 15.04.11 г. отредактированным 03.12.15 г.

Поэтому основными разделами этого регулирующего документа будут следующие:

  1. Общие положения. Описываются требования по безопасности:
    • что именно устанавливает данный документ, какие положения;
    • что относят к опасным грузам;
    • обязательное наличие у транспортника лицензии на перевозку опасных грузов;
    • получение разрешения из органов Внутренних дел РФ (ОВД) на транспортировку особо опасного груза;
    • обязательное наличие охраны при транспортировке особенно опасного груза;
    • обязанности лица, отвечающего за перевозку ОГ;
    • такие маршруты не должны проходить через крупные города или населенные пункты;
    • допускаются к управлению транспортом в данном случае только водители, которым исполнилось уже 18 лет, они прошли медкомиссию, водительский инструктаж по технике безопасности, являются владельцами свидетельства ДОПОГ и квалифицированы по электробезопасности ТС (I категория);
    • должна быть соответствующая компоновка автотранспорта.
  2. Проведение мероприятий по безопасности в начале работы водителя:
    • медконтроль проходят все водители, причастные к таким перевозкам;
    • проходится шоферами дополнительный инструктаж;
    • проверка технического состояния ТС (водитель имеет право отказаться отправляться в рейс на неисправном авто-, грузовике);
    • проверка техсостояния автотранспорта перед выездом завершается подписью водителя в путевом листе.
  3. Нормативы по безопасности в пути:
    • двигатель нужно заводить исключительно со стартера, а не пусковой рукоятью;
    • погрузка-разгрузка ОГ производится под контролем лица, уполномоченного представлять грузополучателя;
    • погрузка-разгрузка должна осуществляться исключительно при использовании постов, трапов, настилов, подъемников и прочих приспособлений;
    • если транспортировка ОГ производиться колонной автотранспортных средств, то расстояние между машинами должно быть не менее 50 м, а для горных местностей – 300 м.;
    • в населенных пунктах стоянка запрещается;
    • бензовозы не должны ехать со скоростью, превышающую 50 км/ч по прямой траектории, 10 км./ч при поворотах.
  4. Нормативные положения в случае аварий:
    • у водителя на руках должен быть план мероприятий, разработанный должностными лицами транспортной компании, в которой он трудоустроен;
    • противопожарные принадлежности (песок, огнетушитель, ведро и прочие вещи) обязательно должны присутствовать в грузовом отсеке водителя (огнетушитель можно провозить в кабине);
    • при случившейся аварии вызывается сотрудник ГИБДД и аварийная служба, а также ставится в известность транспортная фирма-перевозчик.
  5. Меры безопасности и предупреждения аварийного состояния в конце пути:
    • машина ставиться должна в специально отведенном для нее месте;
    • двигатель полностью следует выключать для стоянки;
    • зимой вода из систем сливается;
    • машина очищается от грязи, подтягиваются все болтовые крепления и соединения, добавляется смазочный материал в нужных местах машины, если потребуется, следует провести дезинфекцию;
    • пусковые агрегаты лучше убрать, если машина на стоянке будет находиться дольше суток;
    • при обнаруженных водителем неисправностях следует сообщать механику.

Кроме основных правил, каждому водителю следует помнить, что коль уж он везет такой груз, с которым следует обращаться крайне осторожно, то если видимость на автодорогах составляет расстояние от машины до точки видимости менее 300 м, тогда правила совсем запрещают двигаться.

В случае, когда необходимо провести операцию по приему, отпуску или переливу бензина или других воспламеняющихся веществ, то использоваться должны исключительно механизированные приспособления.

Если колонна машин состоит в количестве 5 перевозчиков, то обязательно в колонну добавляется еще и 6-я машина – резервная.

Последствия несоблюдения правил

Последствия после аварий или взрывов, которые могут возникать при нарушениях Правил перевозки опасных грузов, могут быть разрушительными. Причем эти разрушения касаются не только имущества перевозчика и грузополучателя, но также и жизни и здоровья пострадавших.

Если провозится с нарушением взрывчатое вещество, то например, большая скорость грузовика маневренности при поворотах может вызвать искру, которая спровоцирует взрыв.

А в другом случае, бывает так, что самое вещество при постоянном взбалтывании может само загореться. То же самое относится и к ядовитым, химическим или инфекционным материалам, провозимым с нарушениями.

Также если вещества провозят в густонаселенных пунктах, на большой скорости, или обнаружены нарушения упаковки, тары – то во всех этих случаях могут возникнуть различные аварии, последствия которых приведут к массовому травматизму людей или порче имущества.

Наказания за нарушения

На основании административно-правового кодекса в обязательном порядке должно проводиться обучение водителей на перевозку опасных грузов.

Если, к примеру, такой водитель не имеет при себе свидетельства, удостоверяющего право на управление грузовиком, то за это будет вынесена мера наказания:

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов

Примечание. На оборотной стороне инструкции

рекомендуется наличие виз: разработчика

инструкции, руководителя (специалиста)

службы охраны труда и других заинтересованных лиц.

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя специального автомобиля, перевозящего опасные грузы, при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - ____________________________.

К опасным грузам относятся:

- едкие коррозионные материалы.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельной работе на специальном автомобиле, перевозящем опасные грузы, допускаются лица, прошедшие:

- инструктаж по пожарной безопасности;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- инструктаж по электробезопасности.

Для выполнения обязанностей водителя специального автомобиля, перевозящего опасные грузы, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18-летнего возраста.

1.2. На перевозку опасных грузов у организации-работодателя должна иметься лицензия.

1.3. При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел.

1.4. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев.

За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, их инструктаж несут ответственность руководители организаций.

1.5. В обязанности сопровождающего лица входят:

- охрана перевозимого груза;

- инструктаж сотрудников охраны;

- соблюдение правил безопасности при движении груза;

- сдача грузов по прибытии.

1.6. Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, природные заповедники.

1.7. Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала;

- наличие устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении;

- выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед. Конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя;

- наличие средств пожаротушения (не менее двух порошковых огнетушителей).

- наличие знаков "опасность", мигающего фонаря красного цвета, кошмы, емкости для песка массой 25 кг;

- наличие на боковых сторонах и сзади надписи "огнеопасно".

- присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах;

- электропроводку, находящуюся в зоне цистерны, прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты;

- наличие таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и технике безопасности, а также предупредительных надписей, принципиальных гидравлических и кинематических схем;

- с левой стороны по ходу движения должна быть табличка с предупреждающей надписью: "при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена";

- должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) в виде прямоугольника размером 690х300 мм, правая часть которого размером 400х300 мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 см;

- для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудован лестницами и площадками;

- должно быть оборудовано устройство для хранения рукавов во время передвижения и ящики для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей;

- для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство;

- рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.

1.8. Водитель пользуется СИЗ в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51; выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускается приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.

Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.

Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также проверку общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.

2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя выезжать, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

2.4. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить его техническое состояние, в частности:

Исковое заявление страховщика в суд общей юрисдикции о взыскании в порядке регресса с лица, причинившего вред, страховой выплаты в размере произведенной страховщиком, если на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов

Требование (претензия) страховщика о возмещении в порядке регресса лицом, причинившим вред, страховой выплаты в размере произведенной страховщиком, если на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов

Акт о просрочке доставки груза (приложение к договору морской перевозки груза с условием предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений (чартер); договору морской перевозки груза; договору о перевозке пестицидов и агрохимикатов; договору об автомобильной перевозке опасного груза (оружия и патронов); договору об автомобильной перевозке скоропортящихся грузов; долгосрочному договору об организации морских перевозок грузов)

Инструкция по охране труда для водителя, перевозящего опасные грузы - Инструкции по охране труда - Форум инженеров по охране труда Беларуси

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

ПЕРЕВОЗЯЩИХ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

1. Общие требования по охране труда

1. Настоящая Инструкция устанавливает требования безопасной работы водителя транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
2. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3-х лет, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и специальную подготовку в обучающей организации, имеющий Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов.
3. Водители, получившие Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов, допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки. Продолжительность стажировки для водителей, не имеющих стажа работы по перевозке опасных грузов, должна быть не менее 15 рабочих смен, а для водителей, имеющих стаж работы по перевозке опасных грузов, классов, указанных в его свидетельстве, - не менее 5 рабочих смен.
4. Водители, осуществляющие перевозку, ежегодно проходят обучение, организуемое нанимателем по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов по учебной программе, предусматривающей теоретическое обучение в объеме не менее 20 часов, с последующей проверкой знаний.
5. Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, кроме документов, указанных в перечне ленных в Правилах дорожного движения, должны иметь при себе:

  • копию лицензии на право перевозки опасных грузов (в случаях, когда обязательность лицензии предусмотрена нормативными актами Республики Беларусь);
  • маршрут перевозки опасного груза;
  • Свидетельство о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • удостоверение на право обслуживания объектов, подконтрольных Проматомнадзору;
  • Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов;
  • аварийную карточку системы информации об опасности;
  • регистрационную карточку транспортного средства;
  • товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
  • адреса и номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за перевозку опасных грузов.

6. Информационные таблицы на транспортном средстве располагаются спереди и сзади перпендикулярно его продольной оси. Спереди таблица устанавливается на правой стороне бампера, сзади - на стенке кузова или цистерны. Таблицы не должны выступать за габариты транспортного средства и перекрывать номерные знаки и внешние световые приборы.
7. Каждое транспортное средство должно иметь не менее 2-х противооткатных упоров. Размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес.
8. Транспортные единицы, предназначенные для перевозки опасного груза, должны иметь один переносной огнетушитель емкостью не менее 2 кг сухого порошка (или эквивалентное количество соответствующего огнегасительного состава), пригодного для тушения пожара на двигателе или в кабине, и один переносной огнетушитель емкостью не менее 6 кг сухого порошка (или эквивалентное количество соответствующего огнегасительного состава), кошму для тушения загоревшегося груза или шин.
9. Каждое транспортное средство комплектуется

  • двумя фонарями автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета и двумя знаками "Опасность".

В случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета спереди и сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10 м;

  • специальной медицинской аптечкой;
  • средствами нейтрализации перевозимого опасного груза и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала;
  • ящиком с песком, не менее 25 кг, ведром и лопатой.

10. Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета, включение которых является дополнительным средством информации для предупреждения других участников движения, но не дает права преимущественного проезда.
11. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, не должны включать более одного прицепа или полуприцепа.
12. Каждое транспортное средство оборудуется устройствами для отвода статического электричества (заземляющая цепочка из неискрообразующих материалов или лента из электропроводной резины), имеющими касание с дорогой не менее 200 мм.
13. В целях обеспечения пожаро- и взрывобезопасности на площадках стоянки автомобилей запрещается:
13.1. Курить, пользоваться открытым огнем.
13.2. Производить какой-либо ремонт подвижного состава.
13.3. Оставлять открытыми горловины топливных баков.
13.4. Подзаряжать аккумуляторные батареи.
13.5. Хранить какие-либо материалы и предметы.
13.6. Мыть и протирать бензином автомобильные кузова, детали или агрегаты, а также мыть руки и одежду.
13.7. Хранить топливо (бензин, дизтопливо), кроме топлива в баках автоцистерны.
14. Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в медицинское учреждение или вызвать скорую помощь.
Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам.
15. Соблюдать правила санитарной и личной гигиены.
Запрещается употреблять спиртные напитки, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
16. Не принимать пищу на рабочем месте.
17. Водитель транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты:

N п/п Наименование Срок носки в месяцах

1 Костюм хлопчатобумажный 12
2 Ботинки кожаные 12
3 Рукавицы хлопчатобумажные с накладками 2

18. Водитель несет персональную ответственность за нарушение требований инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Требования по охране труда перед началом работы

19. Привести в порядок спецодежду.
20. Проверить и обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства, обратив особое внимание на тормозную систему, рулевое управление, стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла, колеса и шины, двигатель и другие элементы конструкции в соответствии с Правилами дорожного движения.
21. Техническое состояние, оборудование и назначение участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, Правил технической эксплуатации, инструкций заводов-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации.
22. Запрещается прогрев двигателя, коробки передач, заднего моста автомобиля открытым огнем.
23. Перед выездом на линию предъявить автомобиль инженеру-механику для проверки технического состояния.
24. Водителю разрешается приступать к работе только после прохождения предрейсового медосмотра с соответствующей отметкой в путевом листе.

3. Требования по охране труда при выполнении работы

25. Водитель топливозаправщика обязан выполнять Правила дорожного движения и Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
26. Во время движения водитель должен осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, обращая особое внимание на отсутствие утечек нефтепродукта.
27. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля.
28. Перед наливом нефтепродуктов в автоцистерны необходимо надеть искрогаситель на выхлопную трубу двигателя, подъехать под наливное устройство, заземлить автоцистерну, открыть крышки цистерны и предъявить подвижной состав к наливу нефтепродуктов.
Открытие и закрытие крышки наливного люка должно производиться плавно, без ударов крышки о горловину.
29. Во время наполнения автоцистерны нефтепродуктом, водитель должен находиться с наветренной стороны.
30. Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы во время грозы.
31. После налива автоцистерн проверить полноту их наполнения, герметически закрыть наливные люки и предъявить их грузоотправителю для опломбирования. В случае пролития нефтепродуктов водитель обязан засыпать это место песком с последующим его удалением.
32. При перевозке нефтепродуктов с неполностью залитой емкостью (смещение центра тяжести груза может привести к опрокидыванию автоцистерны) трогание с места должно проводиться плавно, на низшей передаче, запрещается превышение установленной скорости движения, осуществление резких поворотов и торможений. Скорость движения автомобиля, перевозящего нефтепродукты, должна быть не более 60 км/ч, а автомобиля с прицепом - не более 50 км/ч.
33. Водителю автоцистерны запрещается:

  • отклоняться от маршрута движения;
  • отлучаться от автоцистерны без крайней необходимости;
  • перевозить груз, не предусмотренный документацией, а также лиц, не связанных с перевозкой нефтепродуктов;
  • ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;
  • производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 50 км/ч;
  • оставлять транспортное средство без присмотра;
  • курить ближе чем в 50 м от места остановки или стоянки транспортного средства;
  • разводить огонь ближе 100 м от стоянки транспортного средства, перевозящего опасные грузы;
  • буксировка транспортных средств.

34. На междугородних перевозках водителю запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе во избежание отравления выхлопными газами.

4. Требования по охране труда по окончании работы

35. По окончании работы, возвратясь в гараж, поставить автоцистерну на отведенное место для стоянки, затормозить с помощью ручного тормоза.
36. Проверить техническое состояние автоцистерны и доложить механику об имеющихся неисправностях.
37. Снять спецодежду, повесить в гардероб. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в стирку.
38. Выполнить правила личной гигиены: принять душ или вымыть руки с мылом или другим моющим средством.
39. Доложить непосредственному руководителю обо всех недостатках, замеченных в процессе работы, и о завершении работы.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

40. В случае вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, водитель обязан:

  • обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения;
  • в ночное время или при плохой видимости при неисправности габаритных огней транспортного средства дополнительно выставить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с мигающими или постоянными огнями (спереди и сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10 м);
  • принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги (в случаях, предусмотренных условиями безопасной перевозки конкретных опасных грузов).

41. При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности устранения водителем технической неисправности в течение 2-х часов водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в территориальные органы МВД.
42. В случае возникновения аварии или инцидента водитель в соответствии с требованиями "Системы оповещения об инцидентах и авариях с опасными грузами при перевозке их по территории Республики Беларусь автомобильными транспортными средствами и Порядка ликвидации этих инцидентов и аварий" дополнительно к вышеизложенным требованиям обязан:

  • оградить зону аварии или инцидента знаками "Опасность" спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 100 м;
  • не допускать посторонних лиц в зону аварии или инцидента;
  • незамедлительно сообщить любым возможным способом о случившемся в территориальные органы МВД, которые должны на основании поступившей информации принять меры по оповещению соответствующих служб для их участия в ликвидации аварии или инцидента и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
  • вызвать аварийно-спасательную бригаду (почтовый адрес и телефон должны быть указаны в маршруте перевозки);
  • оказать при необходимости первую (доврачебную) помощь пострадавшим;
  • в соответствии с указаниями аварийной карточки системы информации об опасности принять меры по первичной ликвидации последствий аварии или инцидента;
  • по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов МВД, местной власти, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый опасный груз.
Marta 15 Июл 2014

Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом - прогнозирование для профессионалов

Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

15.04.2014 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению транспортными средствами, на которых осуществляется перевозка опасных грузов, допускаются лица не моложе 21 года, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказания к выполнению данного вида работ, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет, прошедшие специальную подготовку в обучающей организации, имеющей разрешение.

Перед допуском к самостоятельной работе водитель автомобиля должен пройти стажировку в течение 14 рабочих смен под руководством опытного и дисциплинированного водителя, и на автомобиле только той марки, на котором будет работать стажируемый.

2. Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, ежегодно проходят обучение по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов не менее 20 часов.

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда, правил Госпромнадзора водитель проходит не реже одного раза в год.

4. Внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозки опасных грузов водители проходят:

при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

при перерыве в работе продолжительностью более 6 месяцев;

при допущении грубых нарушений правил охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов.

5. Водитель проходит инструктажи по охране труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 3 месяца – повторный;

при принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке грузов или внесении изменений и дополнений к ним; замене приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда; нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящих организаций, руководителя предприятия или должностного лица предприятия, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда; при перерывах в работе по профессии более трех месяцев; при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в организациях, осуществляющих однородный вид деятельности – внеплановый;

при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Ежегодно в сентябре-октябре водитель должен пройти инструктаж по особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

6. Водитель обязан:

проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке и предрейсовый медицинский контроль;

знать правила дорожного движения, требования безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ. В процессе работы на водителей возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны; вредные вещества с которыми водитель находится в контакте; стесненные условия работы при ремонте и регулировании узлов и систем автомобиля; возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; эмоциональные перегрузки, монотонность труда;

знать требования взрыво- и пожаробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты:

комбинезон хлопчатобумажный 12 мес.

жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала до износа

ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве 12 мес.

фартук резиновый до износа

перчатки маслобензостойкие до износа

рукавицы комбинированные с брезентовой ладонью до износа

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Водитель обязан знать порядок уведомления нанимателя о случаях травмирования, появления опасности, грозящей аварией или пожаром.

При несчастном случае на производстве водитель принимает меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения, сообщает о происшествии руководителю работ или иному должностному лицу нанимателя.

8. При обнаружении неисправностей в автомобиле, водитель должен сообщить лицу, на которое возложены обязанности по выпуску на линию и приемке с линии подвижного состава автомобильного транспорта.

9. Водитель несет ответственность за:

соблюдение правил дорожного движения;

выполнение требований инструкции по охране труда, правил пожарной безопасности, требований безопасности при перевозке опасных грузов;

своевременную доставку и сохранность груза;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия водителя, нарушающего требования правил дорожного движения и инструкции по охране труда;

исправность эксплуатируемого автотранспорта.

10. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативных документов по охране труда, водитель привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РБ.

11. За нарушение правил дорожного движения водитель привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, если действия водителя не влекут за собой уголовной ответственности.

12. Запрещается находиться на территории предприятия, на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического иди токсического опьянения. Водитель, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не допускается (отстраняется от работы) в соответствующий день.

13. Водитель обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобиля должны соответствовать требованиям стандартов, инструкций заводов-изготовителей, правил дорожного движения.

15. Перед началом работы водитель обязан:

одеть и привести в порядок спецодежду;

проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством;

талон предупреждений, копию лицензии на право перевозки опасных грузов, маршрут перевозки опасных грузов, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

удостоверение на право обслуживания объектов подконтрольных Госпромнадзору;

свидетельство о подготовке водителя; аварийную карточку системы информации об опасности;

регистрационную карточку транспортного средства; сопроводительные документы к грузу;

информационную карточку, адрес и номер телефона должностных лиц перевозчика;

ответственных за перевозку опасных грузов;

проверить техническую исправность автомобиля ;

пройти предрейсовый медицинский осмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе;

проверить наличие набора исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки;

проверить наличие средств пожаротушения.

16. Маршрут перевозки согласовывается с Госавтоинспекторами, по территории обслуживания которых осуществляется перевозка.

17. Каждое транспортное средство должно быть укомплектовано:

двумя знаками «Опасность»;

комплектом инструмента не образующего искру;

двумя переносными огнетушителями, один из которых для тушения пожара на двигателе;

емкостью не менее 2 кг. Или в кабине другой – для тушения загоревшегося груза или шин;

емкостью не менее 6 кг;

не менее одного противооткатного упора, размер упора должен соответствовать типу подвижного состава;

двумя фонарями автономного питания с мигающими постоянными огнями оранжевого цвета;

специальной медицинской аптечкой ;

двумя таблицами СИО;

оранжевым жилетом, проблесковым маячком оранжевого цвета.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работ

18. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

19. Во время движения по маршруту водитель обязан осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, обращая особое внимание на отсутствие утечек нефтепродукта.

20. При управлении транспортным средством водителю запрещается:

отклоняться от маршрута движения;

резко тормозить и трогать с места транспортное средство;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 50 км/час;

ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить и разводить огонь можно только во время остановки, при этом место для курения выбирается не ближе 50 м от места стоянки);

перевозить посторонних лиц и груз, не предусмотренных документами;

буксировка транспортных средств.

21. Водителям во время работы на линии запрещается производить какие-либо ремонтные работы с сосудом транспортного средства, сливной арматурой и контрольно-измерительными приборами.

22. Запрещается эксплуатация транспортного средства в следующих случаях:

неисправна ходовая часть;

повреждена цистерна (трещины, вмятины, задиры, изменения формы);

отсутствуют требуемые клейма и надписи;

неисправна запорная арматура ;

отсутствует талон технического паспорта на автомобиль и прицеп;

истек срок проверки заземления;

наблюдаются случаи перебоев в работе двигателя автомобиля (хлопок и т.д.).

23. Скорость движения транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, должна выбираться водителем исходя из требований Правил дорожного движения, но не более 60 км/ч.

24. Движение транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, запрещается:

в условиях видимости в темное время суток – менее 50 м:

в неблагоприятных дорожно-климатических условиях в дневное время (туман, гроза, снегопад и др.), при которых видимость менее 300 м, или явлениях стихийного характера, угрожающих безопасности движения.

При наличии перечисленных условий транспортное средство должно быть поставлено в безопасное место с включенными габаритными и стояночными фонарями.

25. При переезде через железнодорожное полотно следует соблюдать следующие правила:

подъезжая к неохраняемому переезду остановиться, не доезжая 10 м до ближайшего рельса и осмотреть переезд, убедиться в полной безопасности проезда, только тогда продолжать движение;

при подъезде к охраняемому переезду следить за действиями сигнализации и дежурного по переезду, в случае появления красных сигнальных огней немедленно остановить автомобиль;

при переезде через железнодорожные пути не производить переключения передачи и обгон других транспортных средств;

запрещается переезжать железнодорожные пути в неустановленном месте и останавливаться на них.

26. При движении по насыпи расстояние от колес автомобиля до бровки не должна быть менее 1 м.

27. При подаче автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает, и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

При движении задним ходом водитель обязан подавать звуковой сигнал.

28. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

29. При перевозке нефтепродуктов колонной, водители транспортных средств должны выбирать безопасную дистанцию между транспортными средствами в зависимости от скорости движения и дорожных условий:

при движении по горизонтальному участку дороги не менее 50 м;

при движении в горной местности не менее – 300 м.

30. При перевозке нефтепродуктов стоянки для отдыха разрешается устраивать в местах, указанных в маршруте перевозки. Запрещается оставлять заполненные нефтепродуктами транспортные средства возле мест с открытым огнем и источниками тока, а также в местах большого скопления людей (остановки общественного транспорта, рынки, большие магазины, зрелищные предприятия и др.).

31. Во время движения на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого цвета, подсоединен искрогаситель на выхлопную трубку.

Глава 4. Требования безопасности по окончании работы

32. По окончании работы водитель обязан:

поставить транспортное средство в отведенное для хранения место, убедиться в отсутствии течи нефтепродуктов из цистерны топливного бака;

в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю работ для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

33. Транспортное средство должно быть полностью разгружено.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

34. В случае возникновения аварии или инцидента водитель в соответствии с требованиями «Системы оповещения об инцидентах и авариях с опасными грузами при перевозке их по территории Республики Беларусь автомобильными транспортными средствами и Порядка ликвидации этих инцидентов и аварий» дополнительно к вышеизложенным требованиям обязан:

оградить зону аварии или инцидента знаками «Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 100 м;

не допускать посторонних лиц к месту аварии или инцидента;

незамедлительно сообщить любым возможным способом о случившемся в территориальные органы МВД, которые должны на основании поступившей информации принять меры по оповещению соответствующих служб для участия в ликвидации аварии или инцидента и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь ;

вызвать аварийно-спасательную бригаду;

оказать при необходимости первую (доврачебную) помощь пострадавшим;

в соответствии с указаниями аварийной карточки системы информации об опасности принять меры по первичной ликвидации последствий аварии или инцидента;

по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый опасный груз.

35. В случае вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, водитель обязан:

обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения,

в ночное время или при плохой видимости при неисправности габаритных огней транспортного средства дополнительно выставить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с мигающими или постоянными огнями (спереди и ли сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10 м);

принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги.

36. При вынужденной остановке транспортного средства из-за повреждения емкости или сливной аппаратуры, если такие повреждения представляют опасность для других участников движения, место остановки обозначить двумя знаками «Опасность». Знаки устанавливаются на трассах спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м от него.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.