Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Бухгалтерскому Учету В Автономных Учреждениях В 2016 Году img-1

Инструкция По Бухгалтерскому Учету В Автономных Учреждениях В 2016 Году

Рейтинг: 4.7/5.0 (1660 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Особенности ведения бюджетного учёта в автономных учреждениях

Особенности ведения бюджетного учёта в автономных учреждениях

При смене статуса бюджетного учреждения и переходе его в автономную форму, прекращается ведение бюджетного учёта по инструкции № 148н. Учёт ведётся в общем порядке, согласно законодательной базе РФ для некоммерческих организаций. При завершении перехода бюджетного учреждения и получении автономного статуса, открывается счёт 040103000, который показывает финансовые результаты прошлых отчётных периодов. Этот финансовый результат определяется путём сопоставления: полученных доходов и произведенных расходов, расчётам по платежам из бюджета и доходам при поступлении, внутренним расчётам между распорядителем и получателем средств. Аналитические счета при этом не открываются.

В конце финансового года, на момент перехода бюджетного учреждения в автономное, подводится финансовый результат, который необходим для закрытия счетов.

Изменение статуса заведения, будь оно государственным или муниципальным и преобразование его в автономное, не является реорганизацией. Но, с точки зрения бюджетного учёта – это, по сути, ликвидация данного предприятия.

К моменту перехода бюджетного учреждения в автономное, необходимо подготовить следующие документы: баланс и отчёт исполнения бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств (согласно формам 0503130 и 0503127), пояснительную записку (форма 0503160), отчёт о результатах финансовой деятельности (форма 0503121).

В бухгалтерской отчётности автономного учреждения обязательно присутствуют следующие формы: отчёт об изменении капитала, отчёт о прибыли и убытках, отчёт о движении денег, бухгалтерский баланс и приложение к бухгалтерскому балансу, отчёт о целевом использовании выданных средств, пояснительная записка.

Учреждение, имеющее автономный статус, должно подавать отчёты: в налоговую службу, органы государственной статистики и иные органы, согласно уставу автономного учреждения.

Первым отчётным годом принято считать период, с момента гос. регистрации автономного учреждения по 31 декабря текущего года.

Автономное учреждение имеет свой наблюдательный совет, который утверждает годовой бухгалтерский отчёт. Для достоверности проводится ревизия и составляется аудиторское заключение.

Отдельно ведётся учёт недвижимого имущества.

Автономное учреждение может финансироваться учредителем по программе «целевого финансирования». Оно направлено на: содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества, траты на уплату налогов, расходы на развитие предприятия, выполнение нормированного государственного задания.

Если Вам требуется закрытие ооо с долгами - перейдите на сайт по ссылке.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ:

Бюджетный учет в здравоохранении

Как и в любой системе, в здравоохранении также ведется бюджетный учет. Такой учет существует на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете», Инструкции о бюджетном.

Забалансовые счета в бюджетном учете

Забалансовые счета – это счета, которые не отражаются в балансе учреждения и выведены из оборота, но служащие для учёта расчётов и активов учреждения.

Год рождения: 1984
Страна/Город: Россия / Тула
Образование: Высшее экономическое
и высшее филологическое
ВУЗ: ТулГУ
Место работы: Центр "Фемида"
Должность: Бухгалтер-консультант
Семейное положение: замужем
О себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах. В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону. Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Другие статьи

Положение о бухгалтерии автономного учреждения

Положение о бухгалтерии автономного учреждения 1. Общие положения

1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением автономного учреждения (далее - учреждение), создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя] одновременно с созданием или ликвидацией учреждения.

1.2. Бухгалтерия подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя учреждения].

1.3. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом [наименование должности руководителя учреждения].

1.4. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) руководство бухгалтерией осуществляет его заместитель, а при отсутствии последнего - другое должностное лицо, о чем объявляется приказом по учреждению.

1.5. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность главного бухгалтера и других работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем учреждения.

1.6. Бухгалтерия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями учреждения, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

1.7. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется:

- законодательством о бухгалтерском учете;

- планом счетов по бухгалтерскому учету автономных учреждений и инструкцией по его применению;

- положениями по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях;

- иными нормативными правовыми документами о бухгалтерском учете в автономных учреждениях;

- уставом автоновного учреждения;

1.8. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает [наименование должности руководителя учреждения] по представлению главного бухгалтера и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Бухгалтерия может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).

2.3. Положения о подразделениях бухгалтерии (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются главным бухгалтером, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп].

2.4. [Вписать нужное].

3. Основные задачи

На бухгалтерию возлагаются следующие задачи:

3.1. Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности учреждения.

3.2. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждения.

3.3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

3.4. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства учреждения.

3.5. Выполнение [государственного, муниципального] задания и предоставление отчета по результатам его исполнения.

3.6. [Вписать нужное].

4. Основные функции

4.1. Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также исходя из структуры, особенностей деятельности учреждения и необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

4.2. Разработка и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

4.3. Организация ведения раздельного учета доходов от выполнения задания учредителя и от предпринимательской деятельности в соответствии с учетной политикой учреждения.

4.4. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также системы документооборота, позволяющей идентифицировать хозяйственные операции, выполняемые в рамках целевого финансирования и осуществляемые за счет предпринимательской деятельности.

4.5. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций. Контролирование проведения хозяйственных операций.

4.6. Распределение в соответствии с нуждами учреждения полученной из бюджета субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя.

4.7. Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4.8. Организация бухгалтерского учета и отчетности в учреждении и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.

4.9. Своевременное представление в установленном порядке полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах, иной бухгалтерской и статистической отчетности.

4.10. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

4.11. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.12. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.13. Своевременный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, выполнения работ, оказания услуг, результатов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

4.14. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости выполняемых работ, оказываемых услуг.

4.15. Обеспечение своевременных расчетов по заработной плате.

4.16. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения.

4.17. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.

4.18. Отчисление средств на материальное стимулирование работников учреждения.

4.19. Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов и устранения потерь.

4.20. Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства Российской Федерации.

4.21. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

4.22. Принятие мер по обеспечению накопления финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости учреждения.

4.23. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах); контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами.

4.24. Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов; законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

4.25. Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

4.26. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, а также другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

4.27. Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях учреждения (проведение документальных ревизий).

4.28. Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.

4.29. Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов и надбавок к заработной плате, положений о премировании.

4.30. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Бухгалтерия вправе:

- требовать от всех подразделений учреждения соблюдения порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений;

- требовать от руководителей структурных подразделений учреждения и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств учреждения, обеспечение сохранности собственности учреждения, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета и контроля, в частности:

1) пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;

2) улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд учреждения, обслуживания и управления;

3) проведения мероприятия по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выполняемых работ, оказываемых услуг;

- проверять в структурных подразделениях учреждения соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- вносить предложения руководству учреждения о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения по результатам проверок;

- не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения [наименование должности руководителя учреждения] и начальника юридического отдела;

- вести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем учреждения;

- представительствовать в установленном порядке от имени учреждения по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими учреждениями, организациями, предприятиями;

- по согласованию с [наименование должности руководителя учреждения] или его заместителем привлекать экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета для консультаций, подготовки заключений, рекламаций и предложений.

5.2. Главный бухгалтер вправе:

- в случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) докладывать [наименование должности руководителя учреждения] для принятия мер;

- вносить предложения в отдел кадров и руководству учреждения о перемещении работников бухгалтерии, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую и финансовую дисциплину;

- давать согласие или отказывать в нем по вопросам назначения, увольнения и перемещения работников бухгалтерии;

5.3. Требования бухгалтерии в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений учреждения.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)

6.1. Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, бухгалтерия взаимодействует:

1) С планово-экономическим отделом по вопросам:

- получения: планов оказания услуг, выполнения работ на месяц, квартал, год в целом по учреждению и по отдельным структурным подразделениям; проектов тарифов на работы и услуги; отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и учреждением в целом; [вписать нужное];

- предоставления: данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, субвенций; расчетов заработной платы; предварительных расчетов амортизационных отчислений; данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; [вписать нужное].

2) С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

- получения: товарно-сопроводительной документации; отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсов; сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов; отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов; [вписать нужное];

- предоставления: утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода; [вписать нужное].

3) С отделом организации и оплаты труда по вопросам:

- получения: данных об использовании фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; положений о премировании; норм труда; расчетов трудоемкости выполняемых работ, оказываемых услуг; [вписать нужное];

- предоставления: сведений о фактически начисленной заработной плате по учреждению и по подразделениям; утвержденных фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; сведений о дополнительных выплатах; рекомендаций по оформлению расходования фондов оплаты труда; [вписать нужное].

4) С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

- получения: [вписать нужное];

- предоставления: [вписать нужное].

6.2. Главная бухгалтерия согласовывает с руководителями структурных подразделений учреждения, а также с отделом организации и оплаты труда вопросы назначения, увольнения и перемещения материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

6.3. Главная бухгалтерия оказывает методическую помощь работникам подразделений учреждения по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

6.4. [Вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением несет главный бухгалтер.

7.2. На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:

- правильное ведение бухгалтерского учета;

- принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые отвечают требованиям установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- своевременную и правильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами;

- соблюдение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- своевременное проведение в структурных подразделениях учреждения проверок и документальных ревизий;

- составление достоверной бухгалтерской отчетности;

7.3. Главный бухгалтер привлекается наравне с [наименование должности руководителя учреждения] к ответственности в случае:

- нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

- нарушения сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам;

7.4. Ответственность работников главной бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.

7.5. [Вписать нужное].

Учетная политика автономного образовательного учреждения для целей бухгалтерского учета

Учетная политика автономного образовательного учреждения для целей бухгалтерского учета Учетная политика автономного образовательного учреждения для целей бухгалтерского учета

Кришталева Т. И.,
д. э.н. профессор кафедры «Бухгалтерский учет»,
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ
Неделько Г. В.,
соискатель кафедры «Бухгалтерский учет»,
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и управленческого учета является необходимым условием деятельности любой организации.

Автономные учреждения обязаны формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Учетная политика автономного учреждения обеспечивает грамотное ведение бухгалтерского учета, оптимальную организацию учетной работы.

В статье, исходя из характера деятельности автономных образовательных учреждений, обозначены те вопросы, которые необходимо раскрыть при разработке учетной политики. Авторы убедительно доказывают, что учетная политика автономного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Создание нового типа учреждений, оказывающих государственные услуги, – это требование времени, связанное с реформированием бюджетного процесса. Проблематика обоснованности и порядка создания автономных учреждений, организации их деятельности, ведения ими бухгалтерского учета является относительно новым и недостаточно хорошо исследованным направлением отечественной экономической науки.

Необходимость создания целостной, научно обоснованной концепции организации учета автономных учреждений, созданных путем изменения типа государственных или муниципальных учреждений, предопределила актуальность данного вопроса.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и реформирования сети государственных (муниципальных) учреждений, а следовательно, и порядка ведения бухгалтерского учета в них, Министерство финансов РФ утвердило приказы № 142н и 132н, в которых имеется прямое указание на то, что с 1 января 2011 г. на автономные учреждения не распространяются требования положений по бухгалтерскому учету.

Автономные учреждения организуют и ведут бухгалтерский учет по единым методологическим основам и правилам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Единый порядок отражения автономными учреждениями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности автономного учреждения на счетах Плана счетов бухгалтерского учета автономного учреждения устанавливает Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений [2].

Общая характеристика нормативного регулирования бухгалтерского учета в автономных учреждениях образования представлена на рис. 1.

При осуществлении бухгалтерского учета автономным учреждениям необходимо обособленно учитывать:

  • средства, полученные в виде субвенций и субсидий, и расходы, произведенные за их счет;
  • доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности;
  • недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Автономные учреждения в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений [1], формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Без такого инструмента, как учетная политика автономного учреждения, невозможно обеспечить грамотное ведение бухгалтерского учета, как, впрочем, и правильно исчислить свои налоговые обязательства [4].

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется обязательным для автономных учреждений. Учетная политика должна быть построена таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и эффективно, сообразно размерам и возможностям организации.

Приказом автономного учреждения, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику учреждения, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией по применению единого плана счетов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Автономное учреждение обязано обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения. Для этого необходимо совершенствовать подходы к построению рабочего плана счетов. Следует отметить, что самим автономным учреждениям дано право вводить при утверждении рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Необходим такой вариант построения структуры счета по учету затрат на образовательную услугу, при котором увеличение информационной емкости учетной системы будет достигаться за счет увеличения информационных признаков в субсчетах, что характерно для иерархического подхода к построению рабочего плана счетов.

Для детализации расходов целесообразно использовать коды бюджетной классификации из номера счета бюджетного плана счетов. Тем более что составление плана финансово-хозяйственной деятельности строится также на основе кодов бюджетной классификации. Кроме того, автономные учреждения обязаны разграничивать движимое и недвижимое имущество, а также имущество, полученное от учредителя и имущество, приобретенное за счет собственной приносящей доход деятельности. Операции по реализации бюджетных обязательств автономные учреждения должны отражать по плану счетов для автономных учреждений, разработанному на основе единого плана счетов для государственных (муниципальных) учреждений, т. к. показатели автономного учреждения включаются в общую отчетность учредителя – органа государственной или муниципальной власти.

Как правило, учетная политика включает два раздела – организационный и методический.

Независимо от того, было ли учреждение создано или преобразовано, в организационном разделе, по нашему мнению, в обязательном порядке должна содержаться информация об организации бухгалтерской службы в учреждении. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений для автономных учреждений приемлемы следующие варианты организации бухгалтерской службы:

  • бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • штатная должность бухгалтера;
  • передача ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих организаций, которые в своей учетной политике обязаны утверждать любые формы используемой первичной учетной документации (в том числе унифицированные), автономные учреждения в учетной политике должны закрепить только самостоятельно разработанные формы учетных документов.

Формы унифицированной первичной учетной документации, которыми с 2011 г. будут руководствоваться автономные учреждения, утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению». Приказом № 173н утвержден и Перечень регистров бухгалтерского учета, которыми с 2011 г. будут руководствоваться автономные учреждения.

Для предотвращения просроченной дебиторской задолженности целесообразно предусмотреть Реестр покупателей и заказчиков. Структура реестра разрабатывается и утверждается приказом по учетной политике.

Реестр – это утвержденная форма внутреннего отчета, определенным образом структурированная совокупность всех имеющихся данных о заказчике (табл. 1).

На основе перечня применяемых в учреждении первичных документов разрабатывается и утверждается график документооборота. который приводится в приложении к приказу по учетной политике. В приложении приводится также и план инвентаризации, определяющий порядок и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии.

В учетной политике следует указать характеристики программного продукта. используемого в учреждении. В современных условиях автономные учреждения имеют широкие возможности выбора программных продуктов для ведения бухгалтерского учета. Для автономных учреждений образования не так много предусмотрено программных продуктов, которые отражают специфику осуществления деятельности и могли бы применяться не только для ведения финансового бухгалтерского учета и составления отчетности, но и для управленческих целей. Проведя сравнительную характеристику бухгалтерских информационных систем, применяемых автономными учреждениями высшего профессионального образования, можно сказать, что наиболее целесообразной системой для управления вузом является Автоматизированная система управления вузом Галактика. В то же время системы 1С и БЭСТ-5 дают возможность использовать отдельные модули, которые можно адаптировать к автономным учреждениям высшего профессионального образования.

При формировании методического раздела учетной политики автономные учреждения должны руководствоваться Инструкцией по применению единого плана счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем необходимо предусмотреть порядок учета денежных средств, поступивших в учреждение в форме целевого финансового обеспечения деятельности. Автономные учреждения должны отразить источники получения сумм финансового обеспечения деятельности, а также на каких счетах должны отражаться эти средства.

К источникам относятся: субсидии, получаемые из бюджетов РФ и ее субъектов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения, на выполнение государственного задания; пожертвования, получаемые от различных фондов, юридических и физических лиц; гранты; средства от собственной приносящей доход деятельности, направляемые на ведение уставной деятельности и развитие организации и т. д.

В учетной политике следует указать порядок отражения средств финансового обеспечения на счетах санкционирования расходов, а также на счетах учета денежных средств (или лицевых счетах в органах федерального казначейства). Для отражения сумм начисленных доходов рекомендуется к счету 401 10 «Доходы учреждения» утвердить в рабочем плане счетов перечень аналитических счетов по видам доходов. Целесообразно разделить доходы учреждения на целевые поступления, доходы от собственной деятельности, доходы от оказания услуг, сопутствующих образовательным, прочие доходы.

В части учета расходов учреждения целесообразно разделить расходы в соответствии с видами получаемых доходов на следующие группы:

  • расходы, осуществляемые в рамках средств целевого финансирования;
  • расходы, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг), с их подразделением по элементам и на прямые и накладные, и отражением их на счете 109 00 «Затраты по изготовлению готовой продукции, выполнению работ (услуг)»;
  • расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом и отражаемые на счете 109 80 «Общехозяйственные расходы» в разрезе элементов затрат и статей калькуляции;
  • прочие расходы.

Особое внимание необходимо уделить разделению затрат на прямые и косвенные и порядку распределения косвенных затрат.

Можно ввести статьи расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации расходов бюджета.

Автономному учреждению при разработке раздела по учету основных средств и нематериальных активов следует руководствоваться действующими нормативными актами.

При отнесении объектов в состав основных средств необходимо принимать во внимание требования Общероссийского классификатора основных фондов.

Детально следует прописать в учетной политике порядок учета материальных ценностей стоимостью до 40 000 руб.

Раздел учетной политики по учету материально-производственных запасов и готовой продукции формируется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета. Он должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции.

Рекомендуется отразить порядок и счета по формированию стоимости материальных запасов.

В разделе по учету займов, кредитов и затрат по их обслуживанию в учетной политике должны быть отражены:

  • порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную;
  • порядок списания дополнительных затрат по займам;
  • порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.

Следует отметить, что сейчас у автономных учреждений появилась возможность брать кредиты и займы, ранее статус бюджетного учреждения им запрещал этим пользоваться на основании ст. 161 БК РФ.

Раздел по учету расходов будущих периодов касается расходов, произведенных автономным учреждением в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 401 50 «Расходы будущих периодов». При этом учреждение должно закрепить порядок списания расходов на затраты учреждения и определить базу их распределения: завершение определенного этапа работ или окончание процесса формирования расходов, объем фактически оказанных услуг или иной показатель к распределению.

Автономным учреждениям разрешено формировать доходы будущих периодов. если они начислены учреждением в одном отчетном периоде, а фактически будут получены в следующих отчетных периодах. К образовательным услугам это имеет прямое отношение, т. к. процесс обучения занимает 4–6 лет и более и доход (плата за обучение) может быть начислен за весь период оказания образовательной услуги. Следовательно, необходимо закрепить порядок и этапы списания доходов будущих периодов на доходы текущего отчетного года.

По нашему мнению, автономным образовательным учреждениям необходимо включить в учетную политику раздел управленческого учета. Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. Как правило, необходимость разработки учетной политики для целей управленческого учета возникает тогда, когда разработанные бюджетные формы требуется наполнить данными, а следовательно, определить, по каким правилам будут отражаться хозяйственные операции и оцениваться имущество организации, источники его возникновения и финансовые результаты. Поскольку нормативного понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, каждой организации необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего нормативного документа [3].

Таким образом, формирование учетной политики автономного учреждения – сложный процесс, требующий наличия специальных кадровых, финансовых и технических возможностей. Учетная политика может быть более действенной и результативной, если будет опираться на соответствующую нормативную базу, разработанную непосредственно для автономных учреждений с учетом специфики их деятельности. Порядок разработки учетной политики той или иной организаций различных секторов экономики зависит от особенностей ее деятельности. Именно поэтому, исходя из характера деятельности организации, лица, разрабатывающие данный учетный документ, должны обозначить те вопросы, которые необходимо раскрыть наиболее полно.

Литература
1. Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
2. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
3. Левшин Г. В. Взаимосвязь учетной политики организации с управленческим учетом //Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 21.
4. Макальская М. Л. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. – М. Дело и Сервис, 2006.

Также по этой теме:

БЮДЖЕТНЫЕ и АВТОНОМНЫЕ учреждения

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) учреждения

Лектор: Чернушенко Нина Дмитриевна, действительный член Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, преподаватель Московской Высшей Школы Экономики, практический опыт работы в бюджетной сфере более 30 лет.

1. Новое в российском законодательстве с 2017 года

  • Правительством РФ утверждена система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Создание специальных центров оценки квалификаций. Изменения внесены в Трудовой и Налоговый кодексы.
  • Утверждены правила подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора - аналог ПБУ для коммерческих организаций. Перечень федеральных стандартов и сроки вступления в действие.
  • Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В Налоговый кодекс вводится раздел XI "Страховые взносы". Разработан план по переходу. Изменение срока сдачи отчетности.
  • С 2017 года в НК РФ вводится норма. из которой следует, что на суточные свыше 700 руб. в день для поездок по России и 2500 руб. для загранкомандировок нужно начислять страховые взносы.
  • Обновлена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. разработанная на основании Общероссийского классификатора основных фондов. Утверждена таблица соответствия новых и старых кодов ОКОФ.
  • В Трудовой кодекс РФ введено понятие "предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы". Устанавливается обязанность определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений и среднемесячной заработной платы их работников.
  • Изменения по заполнению счетов-фактур с апреля 2017 года для организаций, осуществляющих поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по госконтрактам.

2. Изменения, вступающие в действие с 2016 г.

  • Все о профессиональных стандартах. Направления применения профессиональных стандартов. Наличие Реестра профессиональных стандартов. Требования по разработке и утверждению учреждениями планов-графиков внедрения профессиональных стандартов. Сроки подготовки, отчетность. Утверждение профессионального стандарта "Бухгалтер". Ос­новные трудовые функции. Требования к образованию и опыту. Область применения. Обязанность ра­ботодателя применять профессиональные стандарты с 01.07.2016. Действия работодателя. Порядок внесения изменений в должностные инструкции работников. Как работает система профстандартов.
  • с 13.03.2016 г. установлены новые сроки хранения документов по личному составу.
  • Внесудебный порядок взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с государ­ственных (муниципальных) учреждений.
  • Введен новый метод внутреннего финансового контроля - смежный контроль.
  • Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов. Правительством РФ утверждены общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет. Установлен порядок списания с баланса списанной просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, безнадежной к взысканию.
  • Изучаем изменения, внесенные в Инструкцию №157н по Счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам, связанные с оплатой труда - удержание за неотработанные дни отпуска при увольнении сотрудника, а также сумм излишне произведенных выплат и др.
  • С 20 апреля 2016 года действуют новые требования заключения договоров на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, получателями средств федерального бюджета.
  • На 2016 год определены случаи и порядок предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
  • Зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента. Разбираем ситуацию для всех категорий государственных учреждений - можно ли полученную сумму использовать в текущем году или нужно перечислить в бюджет?
  • Принят закон о новых правилах использования контрольно-кассовой техники. Предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ с функцией передачи информации о производимых расчетах в налоговый орган в электронном виде. Увеличены штрафы за непредставление электронного чека.
  • С 3 июня 2016 года установлен порядок оплаты государственным (муниципальным) учреждением за отопление и горячую воду.
  • С 03.10.2016г. усилена ответственность работодателей за нарушения, касающиеся оплаты труда .
  • Учетная политика государственного (муниципального) учреждения - важные вопросы ббухгалтерского и налогового учета. Обзор произошедших изменений в Инструкциях Минфина России 157н, 174н, 183н, 162н, Налоговом кодексе РФ. Отражение изменений в Положении об учетной политике. Обновлены формы первичных документов, отличие от прежних форм.
  • Формирования системы внутреннего финансового контроля и аудита. Изучаем требования законода­тельства. Разъяснения контролирующих органов. Отличия внутреннего финансового контроля от внутреннего контроля.
  • Отложенные обязательства - понятие и учет. Резерв предстоящих расходов на отпуск и на ремонт ос­новных средств - практика начисления и списания. Появление новой обязанности формирования в бухгалтерском учете учреждения резервов предстоящих расходов при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий.
  • Специальная оценка условий труда работников государственных (муниципальных) учреждений. Особенности проведения оценки условий труда. Обязанности работодателя при проведении оценки условий труда.Обжалование проведения специальной оценки и ее результатов. Минтруд утвердил Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. С 1 января 2016 г. изменился порядок передачи результатов проведения специальной оценки условий труда. 1 мая 2016 года вступили в силу новые правила декларирования соответствия условий труда. Новое правило имеет обратную силу и регулирует отношения, возникшие с 2014 года.
  • Введение эффективного контракта в государственных (муниципальных) учреждениях. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях до 2018 года. Сложности и нюансы перехода. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками учреждения при введении эффективного контракта.
  • Служебная командировка. Документальное оформление командировок в свете последних требований, изменение порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками. Командировочные расходы на зарплатную карту сотрудника - позиция Минфина. Проезд в командировку воздушным транспортом российских авиакомпаний – новые требования законодательства. Изменения в общем порядке возмещения командировочных расходов. Затраты на проезд в общественном транспорте в месте командирования.
  • Особенности регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства. Перечень предоставляемых документов при приеме на работу.Особенности налогообложения доходов от трудовой деятельности иностранных граждан на основании патента. Признание иностранных работников застрахованными лицами в рамках обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
  • Налог на доходы физических лиц. Изменения и дополнения, внесенные в главу 23 НК РФ. Определение даты фактического получения доходов. Изменение сроков уплаты в бюджет НДФЛ налоговым агентом с больничных и отпускных. Уточнение особенностей перечисления НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения. Новая ежеквартальная отчетность по НДФЛ, порядок заполнения и ответственность. Действия налогового агента в случае невозможности удержать НДФЛ. Уплата НДФЛ с авансов – позиция НК РФ и МФ РФ. Обязанности налогового агента при предоставлении налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных, профессиональных. Если работник не представил ИНН – действия работодателя, последствия.
  • Прибыль: особенности налогообложения доходов, полученных государственными (муниципальными) учреждениями от приносящей доход деятельности в свете новых нормативных документов. Активы стоимостью до 100 000 рублей за единицу - особенности признания расходов.
  • НДС: Электронные счета-фактуры с 1 апреля 2016 г. выставляют и получают по новым правилам.Порядок хранения электронных счетов-фактур. С 01.07.2016 меняются коды операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Бесплатное предоставление парковочных мест сотрудникам. Реализация макулатуры - изменение с 1 октября 2016. Особенности налогообложения при реализации ОС, приобретенных за счет субсидий.
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) учреждений. Ответственность учреждения и его должностных лиц. Уплата административного штрафа за счет средств работодателя - обязательство не может считаться исполненным (позиция Минфина). Увеличен срок давности для привлечения к ответственности за нарушение требований, предъявляемых к бухучету. Упразднение Росфиннадзора, передача функций.
  • Порядок формирования отчетности государственных (муниципальных)учреждений. Особенности составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности (Приказы Минфина РФ № 191н от 23.12.2010г. и №33н от 25.03.2011г. в "новых" редакциях). Контрольные соотношения для показателей форм месячной и квартальной бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
  • Рассмотрение практических примеров по отражению фактов хозяйственной жизни в соответствии с Приказами МФ РФ от 6 декабря 2010 г. N162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н.

Продолжительность семинара - с 10-00 до 16-00. Перерыв на обед - с 13-00 до 14-00.