Руководства, Инструкции, Бланки

Содержание Инструкции По Охране Труда По Профессии img-1

Содержание Инструкции По Охране Труда По Профессии

Рейтинг: 4.9/5.0 (1687 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Содержание инструкции по охране труда по специальности - актуальная информация

Содержание инструкции по охране труда по специальности

Оказание первой до врачебной помощи при поражении электротоком. В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» должны быть отражены: Порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин и механизмов, аппаратуры, приборов, а при непрерывном процессе — порядок передачи их следующей смене. Требование к наличию на рабочем участке, в помещении медицинской аптечки. Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда специалистом по охране труда либо иным лицом, ответственным за охрану труда организации. Порядок проверки наличия и состояния исходных материалов заготовки, сырье, провода и т.

Права и обязанности работодателя. Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Разработка примерных инструкций осуществляется в соответствии с планами работ по охране труда, утвержденными министерствами или другими органами исполнительной власти, соответствующими объединениями предприятий, а также на основании приказов распоряжений их руководителей. Обязанности работающих следить за исправностью инструмента, защитных и предохранительных приспособлений, показаниями контрольных или сигнализирующих устройств и приборов и т. Проект примерной инструкции, разработанный в первой редакции и подписанный руководителем организации-разработчика, направляется на отзыв предприятиям, для которых данная профессия вид работы является ведущей, согласно перечню, утвержденному руководителем службы охраны труда министерства или другого органа исполнительной власти, объединения предприятий.

Копии измененных инструкций должны рассылаться службой охраны труда в соответствующие подразделения по заявке подразделения разработчика. Действие работника при пожаре. Содержание инструкции по охране труда по специальности. Порядок содержания и комплектования аптечки. Copyright © 2001-2015, На сайте функционирует система коррекции ошибок.

РЯЗАНЬАГРОВОД: Тема 2.6. Разработка инструкций по охране труда

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Инструкции, действующие на предприятии, разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций, который составляется службой охраны труда предприятия при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и др. О РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация ?илинишингиз керак! Требования безопасного обращения с исходными материалами заготовки, сырье и т. В разделе «Введение»: Приводятся ссылки на нормативные документы, которые учтены при разработке инструкции или дается перечень этих документов. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена. Требования соблюдения производственной санитарии, особенно по окончании работ с вредными веществами. При любом использовании цитировании материалов сайта ссылка на обязательна для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink'.

Требования, предъявляемые к приставным лестницам. Подбор и адаптация персонала сквозь призму теории поколений. Местонахождение инструкций определяет руководитель структурного подразделения с тем, чтобы была обеспечена доступность и удобство ознакомления с ними.

Обязанности работника в области охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Сроки и порядок временного перевода на другую работу по производственно 2. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений и утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим профсоюзным или иным представительным органом. Содержание инструкции по охране труда по специальности. Временные инструкции должны отвечать требованиям этого Положения, а их требования - обеспечивать безопасное осуществление технологических процессов работ и безопасную эксплуатацию оборудования. Порядок приема смены в случае непрерывной работы. Образец титульного листа инструкции по охране труда для работников приведен в приложении 2, Журнала учета инструкций по охране труда для работников — в приложении 3, Журнала учета выдачи инструкций по охране труда для работников — в приложении 4.

Особые меры безопасности при эксплуатации систем, работающих под давлением, при проведении работ с применением вредных, пожаро- и взрывоопасных веществ.

Другие статьи

Инструкция по охране труда для рамщика

Инструкция по охране труда для рамщика 1. Общие требования безопасности

1.1. К работе на лесопильной раме могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для выполнения данного вида работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию доврачебной помощи и имеющие об этом специальное удостоверение.
1.2. Рабочие, совмещающие профессии, должны быть обучены безопасным приемам и пройти инструктаж по охране труда на всех выполняемых работах.
1.3. Рабочие должны знать правила внутреннего трудового распорядка предприятия и их выполнять.
1.4 Работа на лесопильной раме проводится в соответствии с утвержденной технологической картой или планом организации работ. Каждый рабочий должен быть ознакомлен с этими документами и выполнять во время работы их требования.
1.5. На лесопильной раме должны распиливаться сортименты длиной и диаметром не более размеров, указанных заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации.
1.6. Рабочие, занятые управлением и обслуживанием лесопильной рамы должны:
знать устройство и назначение всех узлов, механизмов, ограждений, предохранительных приспособлений, а также правила эксплуатации и ухода за ними;
знать порядок работы на лесопильной раме и связанном с ней оборудовании,
уметь определять неисправность механизмов и деталей лесопильных рам и околорамного оборудования;
знать правила обмена сигналами, установленные на предприятии.
1.7. Рабочие места и рабочие зоны должны быть достаточно освещены.
1.8. Рабочие в период работы обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми руководителем предприятия. Рабочие, обслуживающие головное лесопильное оборудование и находящиеся вне кабины, должны пользоваться средствами индивидуальной защиты головы (касками).
1.9. На рабочем месте нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Курить только в установленных местах.
1.10. Переходить через движущиеся лесотранспортеры, подниматься на эстакады можно только в установленных местах по специальным лестницам и переходным мостикам.
1.11. Для перебивки постава, правки пил следует применять только стандартный инструмент. Кроме того, необходимо использовать следующие инструменты и приспособления:
лопату или скребок и метлу для систематического удаления опилок, коры и другого мусора от лесопильной рамы и околорамных механизмов;
топор для зарубки меток, обрубки наплывов, сучьев у бревен;
лом для подваживания бревен, если они свалятся с тележки;
крючок для поворачивания и подтаскивания бревен и брусьев, а также горбылей и досок;
металлическую линейку для направления в необходимых случаях бревен или бруса в направляющие ножи;
линейку-выколотку для удаления засора между пилами. Для хранения инструментов и приспособлений около лесопильной рамы должен быть установлен специальный шкаф.
1.12. Организационное руководство работой осуществляет мастер непосредственно или через бригадира. Распоряжения или указания мастера являются обязательными для выполнения всеми рабочими.
1.13. Лица, нарушившие требования охраны труда, несут дисциплинарную ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка, если их действия не влекут за собой уголовной ответственности.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, обувь, головной убор, другие средства индивидуальной защиты. Одежда не должна иметь свисающих концов, которые могли бы быть захвачены движущимися частями механизмов.
2.2. Рамщики обязаны проверить:
исправность оградительных устройств и предохранительных приспособлений лесопильной рамы и обеспечивающих ее работу механизмов;
исправность электрической двухсторонней светозвуковой сигнализации;
целостность пил (нет трещин), зубьев на пилах. Запрещается работа рамы, если у пил отсутствует более двух расположенных рядом зубьев;
наличие и исправность рабочего и вспомогательного инструмента;
исправность околорамных механизмов и устройств, обеспечивающих нормальную работу лесопильной рамы;
нет ли на рабочих местах возле рамы и других механизмов посторонних предметов, могущих затруднить работу;
не погнуты ли направляющие ножи, не забиты ли их передние кромки, не ослаблено ли их крепление.
2.3. Рамщику при снятии и установке пил необходимо:
поставить пильную рамку в верхнее крайнее положение и затянуть тормозом до отказа;
комлевую и вершинную тележку отвести в крайнее от лесорамы положение и закрепить;
у лесорам с неоткрывающимися воротами закрепить верхние подающие вальцы в верхнем положении с помощью приспособлений;
пилы устанавливать веером, при этом соблюдать параллельность между пилами, перпендикулярность к установочной линейке;
при смене пил в момент натяжения устойчивое положение, не пользоваться нарощенным ключом;
к усилию рук не прибавлять вес тела и не подтягиваться на руках.
2.4. В случае выявления неисправностей принять меры к их устранению. Работать на неисправной лесопильной раме не разрешается.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед каждым пуском лесопильной рамы необходимо убедиться в отсутствии людей в опасной зоне и подать сигнал. Без ответного разрешающего сигнала лесопильную раму пускать нельзя. Запрещается пускать лесопильную раму, если открыты ее ворота.
3.2. Пускать посылочный механизм разрешается только тогда, когда коленчатый вал разовьет полное число оборотов. После распиловки 3-4 бревен необходимо остановить раму и натянуть пилы.
3.3. Когда бревно помещено на тележки, необходимо обратить внимание на положение очередного бревна, движимого транспортером. При необходимости его нужно поправить.
3.4. Не разрешается подавать в лесопильную раму гнилые, чрезмерно кривые бревна с надпилом или надрубом больше половины их диаметра, а также с металлическими предметами или следами, указывающими на наличие последних.
3.5. При распиловке сильно суковатых и закомелистых бревен необходимо сбавлять посылку.
3.6. Пружины или грузы, предусмотренные в конструкции лесопильной рамы для увеличения нажимного действия верхних вальцов, должны быть отрегулированы для наиболее тяжелых условий распиловки (толстые обледенелые бревна и пр.) и так, чтобы верхние подающие вальцы предотвращали проскальзывание или проворачивание бревен.
3.7. Запрещается перешагивать, опираться или садиться на распиливаемый материал, стоять спиной к работающей лесопильной раме.
3.8. Горбыли или доски распиливаемого бревна нельзя поддерживать руками или ногами.
3.9. Для направления распиливаемого бревна или бруса в направляющие ножи необходимо пользоваться металлической линейкой. Отводить руками торцы горбылей или досок от направляющих ножей запрещается.
3.10. Запрещается наклоняться над направляющими ножами, расположенными на полу, и перешагивать через них, когда в лесопильной раме распиливается бревно.
3.11. Клещи рамных тележек должны быть исправными. Слабина на зажимном маховике не должна превышать 10-15 градусов.
3.12. Необходимо следить за тем, чтобы клещи тележки были разжаты не ранее того, как будет распилено 2-3 бревна.
3.13. Не допускается, чтобы по распиливаемому бревну ударяло другое, сваливаемое с транспортера или подаваемое в лесопильную раму.
3.14. На четырехвальцовых лесопильных рамах следует распиливать бревна не короче 3,0 метров. При распиловке бревен короче 3,0 метров на рамах должны быть установлены дополнительные вальцы, специальные хомуты, ударогасители, предотвращающие подбрасывание распиленных бревен.
3.15. Лесопильную раму необходимо остановить в следующих случаях:
при получении сигнала с нижнего этажа;
при остановке позади рамных станков или механизмов и накоплении возле них материалов более чем от трех распиленных бревен (брусьев);
при возникновении стука или другого необычного шума;
при поломке пил или деталей лесопильной рамы;
при обнаружении в распиливаемом бревне металлических предметов;
в случае неисправности изоляции электродвигателя или пусковой аппаратуры и «биения на корпус»;
при наличии между пилами «засора»;
при перегреве направляющих и появлении дыма и запаха гари.
3.16. Подтаскивать и переворачивать бревна, поправлять на транспортерах доски и горбыли, сбрасывать в люк короткие горбыли и обрезки древесины можно только крючком.
3.17. Рельсовые пути и другие места возле лесопильной рамы следует своевременно очищать от опилок, коры, кусков льда и всего, что мешает нормальной работе лесопильной рамы.
3.18. Запрещается открывать ворота лесопильной рамы до полного останова пильной рамки, транспортера и закрепления на месте зажимной тележки.
3.19. Запрещается заколачивать клинья карабинов для натягивания рамных пил, если впереди и позади лесопильной рамы находятся люди.
При заколачивании и выколачивании клиньев надо занять устойчивое положение (ноги расставить на ширину плеч, свободной рукой опереться о раму, голову держать в стороне от плоскости ударов).
3.20. Для натяжения пил ключ следует насаживать (на хвостик эксцентрика) полностью и плотно, чтобы он не сорвался.
3.21. Переносить, снимать и устанавливать пилы необходимо только в рукавицах.
Ставить пилы на пол следует так, чтобы они приняли устойчивое положение и не упали от сотрясения или нечаянного толчка.
3.22. Засоры из постава удалять специальной линейкой «выколоткой» только после остановки рамы.
3.23. Запрещается включать лесопильную раму без пил, а также оставлять без присмотра работающую раму.

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

4.1. При аварийном состоянии лесопильной рамы и околорамного оборудования каждый рабочий должен остановить их работу, пользуясь кнопкой «Стоп».
4.2. По сигналу «Стоп» рамщик должен немедленно остановить лесопильную раму независимо от того, кем этот сигнал подан.
4.3. При перегреве электродвигателя нужно остановить его и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.
4.4. При обнаружении загорания проводки (задымилась) необходимо немедленно остановить двигатель и отключить рубильник.
4.5. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания необходимо выключить двигатель.
4.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя.
4.7. При обнаружении загорания или пожара немедленно сообщить в пожарную охрану;
приступить к тушению очага пожара имеющимися в цехе на рабочем месте средствами пожаротушения;
принять меры для вызова к месту пожара начальника цеха.
4.8. Рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в определенной последовательности: сначала нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под бревна и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку).
При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
4.9. После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Остановить лесопильную раму и околорамные механизмы.
5.2. Очистить детали и рабочие места от опилок, коры и другого мусора.
5.3. Проверить исправность всех узлов и деталей. При невозможности устранения неисправностей своими силами доложить о них механику или мастеру.
5.4. Убрать инструмент и приспособления, используемые в работе, в отведенное для этого место.

Поделиться "Типовая инструкция по охране труда для рамщика"

Приложение 2

ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ИЗДАТЕЛЬСТВ- ПОТ РО 29-002-94 (утв- Приказом Роскомпечати от 24-08-94 75) (2016) Актуально в 2016 году

Приложение 2. ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУКЦИЯМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Порядок разработки и действия

1.1. Инструкции по охране труда в соответствии со статьей 145 Кодекса законов о труде Российской Федерации являются обязательными для работников издательства.

1.2. Инструкции разрабатываются <*> руководителями структурных подразделений на все производственные процессы или по профессиям с учетом применяемого оборудования. Привлекаются специалисты, хорошо знающие производственный процесс и оборудование, имеющие определенный производственный опыт работы. При этом используются типовые инструкции по безопасности труда, имеющиеся в отрасли <**>, а также других отраслей народного хозяйства. Кроме того, следует использовать в издательствах результаты анализа причин производственного травматизма, аварий, профессиональных заболеваний, производственных условий (возможных и потенциальных опасностей, выделений вредных веществ, травмоопасных зон и т.д.).

<*> Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, утвержденное 01.07.93 Минтрудом России.

<**> Типовые инструкции по безопасности труда в издательствах. М. Книга, 1985; Типовые инструкции по безопасности труда на вспомогательных процессах. М. Книга, 1985.

1.3. Разработанные инструкции подписываются руководителем цеха и проверяются службой охраны труда издательства на предмет их соответствия требованиям стандартов, норм и правил, полноты и правильности изложения. После проверки инструкции подписываются представителем службы охраны труда (при отсутствии освобожденных специалистов работником, на которого возложены приказом эти обязанности), а затем утверждаются руководителем издательства.

1.4. С момента утверждения инструкция является обязательным документом для лиц, которые будут работать на определенном производственном участке. С содержанием инструкции знакомят работников во время инструктажа по охране труда на рабочем месте и при проведении обучения по охране труда. Несоблюдение требований инструкции расценивается как грубое нарушение производственной дисциплины.

1.5. Инструкции со всеми подписями хранятся в службе охраны труда предприятия. В подразделения выдаются 2-е экземпляры или дубликаты (копии), заверенные службой охраны труда. Служба охраны труда издательства должна организовывать надлежащее хранение и регистрацию инструкций (с присвоением каждой соответствующего номера при сквозной нумерации по предприятию). В подразделениях инструкции должны быть вывешены в специально отведенных местах (уголках по безопасности труда) и, кроме того, храниться у руководителя подразделения.

2. Содержание инструкций

2.1. Инструкция по охране труда определяет порядок и условия безопасного выполнения данной работы. В ней отражаются требования по безопасности эксплуатации оборудования, безопасному выполнению технологических процессов и по общим вопросам условий труда.

2.2. Инструкция должна быть конкретна и полностью охватывать комплекс вопросов, обеспечивающих безопасность труда на рабочем месте.

2.3. В инструкцию не следует включать требований, не связанных с вопросами охраны труда, а также слов, подчеркивающих значение отдельных требований, например: "категорически", "неукоснительно", "строго" и т.д. так как все требования инструкций являются в одинаковой степени обязательными для выполнения.

2.4. В тексте инструкции не должно быть правил и требований по содержанию издательства, которые администрация должна создавать в подразделениях и на рабочих местах.

2.5. Инструкция должна иметь сквозную нумерацию включенных в нее пунктов. Материал следует располагать последовательно в соответствии с ходом производственного процесса и формулировать все положения четко, доходчиво, с конкретными указаниями способов безопасного выполнения работ.

2.6. Инструкция по охране труда на рабочем месте должна включать четыре раздела: "Общие требования", "Перед началом работы", "Во время работы", "В аварийных ситуациях", "По окончании работы".

2.7. В разделе "Общие требования безопасности" должны быть отражены:

- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей);

- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

- требования по выполнению режимов труда и отдыха;

- характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;

- нормы выдачи для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;

- требования по обеспечению пожаро- и взрывоопасности;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

- указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

- правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;

- ответственность работника за нарушение требований инструкций.

2.8. В разделе "Требования безопасности перед началом работы" должны быть изложены:

- порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

- порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);

- порядок приема смены в случае непрерывной работы;

- требования производственной санитарии.

2.9. В разделе "Требования безопасности во время работы" должны быть изложены:

- способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов;

- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

- указания по безопасному содержанию рабочего места;

- основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

- действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

- требования к использованию средств защиты работников.

2.10. В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуациях" должны быть изложены:

- действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

- действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

2.11. В разделе "Требования безопасности по окончании работы" должны быть изложены:

- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, а при непрерывном процессе - порядок передачи их смене;

- порядок сдачи рабочего места;

- порядок уборки отходов производства;

- требования соблюдения личной гигиены и производственной санитарии;

- порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.

2.12. Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии.

3. Порядок изменения, дополнения и пересмотра инструкций

3.1. Независимо от изменений технологического процесса или оборудования инструкции должны периодически (через 5 лет, на производственных процессах повышенной опасности через 3 года) пересматриваться и при необходимости дополняться новыми требованиями, вытекающими из накопленного опыта, данных анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

3.2. Проверка инструкций для работников по профессиям или видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

3.3. Инструкции должны пересматриваться до истечения срока, указанного в п. п. 3.1 и 3.2:

- при пересмотре законодательных актов, государственных стандартов и др. нормативных документов;

- по указанию вышестоящих органов;

- при внедрении новой техники и технологии;

- при изменении условий труда, при использовании новых материалов и приспособлений;

- по результатам расследования производственного травматизма, аварий, катастроф.

3.4. Ответственность за своевременную проверку и пересмотр инструкций несут руководители этих организаций и подразделений разработчиков.

3.5. При внесении изменений в инструкцию по охране труда она подписывается и утверждается в соответствии с п. п. 1.2 - 1.5 настоящих требований, и ей приписывается новый номер.

Для проверки знаний по охране труда работников рабочих профессий

для проверки знаний по охране труда работников рабочих профессий

Билет № 1
1.Права и обязанности работодателя.
2.Подготовка рабочего места к работе.
3.Общие требования пожарной безопасности по предотвращению пожаров.
4.Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей конечностей.
5.Содержание инструкций по охране труда по профессии.

Билет № 2
1.Правила внутреннего трудового распорядка.
2.Порядок допуска работников к выполнению работ по специальности.
3.Действия работника при возникновении пожара.
4.Оказание первой доврачебной помощи при обморожении.
5.Содержание инструкций по охране труда по профессии.

Билет № 3
1.Рабочее время и время отдыха.
2.Требования безопасности, предъявляемые к хранению инструментов.
3.Общие требования безопасности при работе с ручным инструментом.
4.Порядок выполнения комплекса реанимационных мероприятий.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 4
1.Права и обязанности работника.
2.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Сверхурочная работа.
3.Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.Обеспечение безопасности при эксплуатации электроприборов.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 5
1.Порядок заключения трудового договора.
2.Общие требования к ограждению опасных зон.
3.Общие требования производственной санитарии и гигиены труда.
4.Оказание первой доврачебной помощи при охлаждении работника.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 6
1.Порядок применения дисциплинарных взысканий.
2.Действие работника при пожаре.
3.Основные меры защиты работников от действия электрического тока.
4.Оказание первой доврачебной помощи от действия электрического тока.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 7
1.Ответственность за несоблюдение правил инструкций по охране труда.
2.Действия работника при пожаре.
3.Основные требования охраны труда при выполнении работ с применение электроприборов.
4.Оказание первой до врачебной помощи при ожогах.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 8
1.Права и обязанности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
2.Средства индивидуальной защиты работников, порядок обеспечения и нормы выдачи.
3.Общие требования безопасности к электроприборам.
4.Оказание первой до врачебной помощи при поражении электротоком.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 9
1.Сроки и порядок временного перевода на другую работу по производственно необходимости.
2.Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформления.
3.Требования к состоянию рабочего места.
4.Порядок транспортировки пострадавшего.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 10
1.Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда.
2.Требования безопасности при выполнении работ по перемещению тяжестей (для женщин).
3.Требования безопасности при работе с легковоспламеняющимися, и сильнодействующими ядовитыми веществами.
4.Порядок оценки состояния пострадавшего.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 11
1.Обязанности работодателя в области охраны труда. Прохождение медицинских осмотров.
2.Требования безопасности к ручному инструменту.
3.Шаговое напряжение. Безопасный выход из зоны шагового напряжения.
4.Оказание первой до врачебной помощи при обмороке.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 12
1.Обязанности работника в области охраны труда.
2.Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформления.
3.Шаговое напряжение. Безопасный выход из зоны шагового напряжения.
4.Оказание первой до врачебной помощи при кровотечениях.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 13
1.Обязанности работника в области охраны труда.
2.Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформления.
3. Государственное регулирование в сфере охраны труда.
4. Порядок оценки состояния пострадавшего.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 14
1.Производство работ с повышенной опасностью.
2.Требования, предъявляемые к приставным лестницам.
3.Действие работника при пожаре.
4.Оказание первой помощи при поражении электротоком.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 15
1.Ответственность за несоблюдение правил, инструкций по охране труда.
2.Правила личной гигиены до и после работы.
3.Действие работника при запахе газа.
4.Оказание первой помощи при ожогах.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 16
1.Обязанности работника в области охраны труда.
2.Требования, предъявляемые к приставным лестницам.
3.Требования к безопасному состоянию электрооборудования.
4.Оказание первой помощи при поражении электротоком.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 17
1.Ответственность за несоблюдение требований правил, инструкций по охране труда.
2.Средства индивидуальной защиты работников. Порядок обеспечения и нормы выдачи.
3.Общие требования безопасности к производственному оборудованию.
4.Оказание первой помощи при поражении электротоком.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 18
1.Основные принципы страхования от несчастных случаев.
2.Требования безопасности при транспортировке грузов и материалов.
3.Требования к безопасному состоянию электрооборудования.
4.Порядок содержания и комплектования аптечки.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 19
1.Обязанности работника в области охраны труда.
2.Правила проверки средств индивидуальной защиты перед использованием.
3.Требования безопасности при проведении огневых работ.
4.Оказание первой доврачебной помощи при автодорожных происшествиях.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Билет № 20
1.Производство работ с повышенной опасностью.
2.Требования безопасности при выполнении работ по перемещению тяжестей (для мужчин).
3.Требования безопасности при выполнении работ на высоте. Средства коллективной защиты.
4.Оказание первой доврачебной помощи при переломе ног.
5.Содержание инструкции по охране труда по профессии.

Специалист отдела охраны труда ------

Типовая инструкция 1 «Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобилей»

Разработана Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. № 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В. Самойлова Л.Г. Кузнецов Ю.М. Манусаджянц Ж..Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее - водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

- при вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция № 17);

- при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция № 18);

- при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (Инструкция № 19);

- при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция № 20);

- по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

- вывешенный автомобиль или его агрегаты;

- горячая вода и пар;

- газы и другие токсичные вещества;

- оборудование, инструмент, приспособления;

- падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей автокранов и тягачей:

- рукавицы комбинированные двупалые.

Зимой в особом и IV поясах дополнительно:

- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно:

- фартук резиновый с нагрудником;

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II. III. IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа "Пингвин".

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2. водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3.1. Перед выездом на линию водитель должен:

3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

3.13. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

- исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т, д.;

- отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

- давление воздуха в шинах и их исправность;

- надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

- отключить и отсоединить элементы подогрева;

- затормозить автомобиль стояночным тормозом;

- поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

- проверить герметичность системы питания;

- проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

- не брать рукоятку в обхват;

- пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

- не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

- производить пуск двигателя путем буксировки;

- подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;

- выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;

- оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны быть полностью открыты или закрыты;

- применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;

- ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;

- останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

- проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

- эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

4.1, При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале дополнительно только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т. п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пэра в сторону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

4.1.11. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.

4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут - разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.

4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.

4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

4.1.21. Выполнять требования, указанные в пп. 3.2 -3.4.

4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

4.1.23. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

4.1.24. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

4.1.25. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

4.1.26. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

4.1.27. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

4.1.28. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковый и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

4.1.29. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

4.1.30. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

4.1.31. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

4.1.32. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

4.1.33. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т. п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

4.1.34. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

4.1.35. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

4.1.36. Налив и слив автоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправные шланги или трубы.

4.1.37. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны - находиться с наветренной стороны.

4.1.38. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом).

4.1.39. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т. п.

4.1.40. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

4.1.41. Не допускать проезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

4.1.42. При перевозке контейнеров соблюдать меры предосторожности:

- не тормозить резко;

- снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

- обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т. п.

4.1.43. При отсутствии колесо отбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

4.1.44. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (при погрузке - со стороны погрузки, при выгрузке - с противоположной стороны).

4.1.45. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

4.1.46. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка - с задней.

4.1.47. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

4.1.48. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

4.1.49. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.1.50. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

4.1.51. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

4.1.52. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.1.53. Перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки. Запрещается:

- устанавливать автокраны, монтажные подъемники и т. п. у края рва, кювета, обрыва и т.п. где возможно оползание грунта;

- работать при невыдвинутых и незапертых опорах;

- использовать в качестве подкладок случайные предметы;

- передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;

- сидеть на бортах поднятой люльки;

- устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъемниками и т. п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;

- производить работы в темное время суток без достаточного освещения.

4.2. Водителю запрещается:

- выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

- на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

- допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа (за исключением газодизельного);

- использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;

- курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;

- курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;

- перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

- загораживать грузом двери кабины;

- грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

- во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля самопогрузчика);

- перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;

- перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;

- перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;

- перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;

- перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

- перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;

- совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;

- подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если в ней нет ограждения;

- ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

- при заправке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

- подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением, и стучать по ним металлическими предметами;

- работать без рукавиц при заправке газовым топливом;

- заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

- заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек;

- допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (Типовая инструкция № 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

5.13. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

6.1. По окончании работы водитель обязан:

6.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в пп. 4.1.2. 4.1.3.

6.1.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить "массу".

6.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г. и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно-методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1,2,3*.

* Не приводятся- Примеч. Ред.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, - не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т. п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

- Требования безопасности перед началом работы;

- Требования безопасности во время работы;

- Требования безопасности в аварийной ситуации;

- Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно-шубной) за счет средств фонда социального развития (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В третьем разделе, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно-технических документов.