Категория: Бланки/Образцы
«УГ Москва», №25 от 22 июня 2010 года
Каждому ребенку индивидуальный маршрутВ последнее время система дошкольного образования значительно расширяет спектр услуг (образовательных, социальных), предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность. В дошкольных образовательных учреждениях общего и комбинированного вида открываются группы кратковременного пребывания и полного дня, интеграционные и инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными, генетическими и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ и возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа - создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.
Учительская Газета
В детском саду №492 накоплен значительный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегративных групп. Участвуя в экспериментальной деятельности Центрального окружного управления образования с 2001 года, педагогический коллектив детского сада не только успешно реализует предлагаемые интегративные программы для детей с ОВЗ, но и самостоятельно разрабатывает технологии психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Усилия специалистов ГОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;
- выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Создание среды осуществляется с учетом особенностей детей с ОВЗ - разнообразия клинической картины заболевания, вариативности сопутствующих нарушений (сенсорных, интеллектуальных, психологических), несоответствия биологического и психологического возраста в дошкольный период. Разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, - так называемые индивидуальные образовательные маршруты. Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В первую очередь отмечается необходимость консолидированных профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута. Различия в структуре дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер дефицитарного развития детей с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференциального обследования. Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка.
Одним из наиболее сложных моментов в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ становится вопрос о том, как планировать этот процесс, на что опираться при разработке его содержания. Перспективное (годовое) планирование составляется по итогам комплексной диагностики и содержит основные направления деятельности специалистов, задачи каждого направления. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ приоритетны такие направления, как:
- формирование механизмов адаптивного поведения;
- формирование системы представлений об окружающем мире и самом себе;
- формирование основ социально-бытового ориентирования.
Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения: усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией, умение делать выбор и соблюдать правила, искать, находить и использовать помощь, ориентироваться на эмоциональное состояние партнера по общению (взрослого, сверстника), регулировать свое поведение. Организация активного взаимодействия ребенка дошкольного возраста с окружающим и установление различных форм общения обеспечивают формирование механизмов его адаптивного поведения. Реализация этого направления предусматривает развитие мотивационно-потребностной сферы и средств общения (невербальных и вербальных). Становление мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте обеспечивает регуляцию поведения ребенка с ОВЗ. В этой связи задача формирования мотивации к общению приоритетна по всем видам деятельности и реализуется каждым специалистом. Последовательно формируется готовность к установлению эмоционально-коммуникативных отношений со взрослым и сверстником, выделяется эмоциональная составляющая общения (нормализация эмоционального реагирования в различных коммуникативных ситуациях), реализуется задача обогащения эмоций, их использования в качестве средства коммуникации и способа отражения своего состояния. Развитие средств коммуникации - основа для формирования умений и навыков ребенка. В качестве средств коммуникации используются телесный контакт, контакт глазами, эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции), элементарные действия с предметами (сопряженно-отраженные), пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и паралингвистические (вокализации). Устная форма словесной речи как средство коммуникации доступна не для всех детей ОВЗ. Однако работа над пониманием ребенком обращенной речи в виде вопросов, инструкций, комментариев включается во все виды деятельности, предлагаемой ребенку. В процессе формирования и расширения представлений об окружающем мире, усвоения продуктивных форм деятельности проводится работа по использованию альтернативных форм коммуникации, в качестве которых рассматриваются различные формы имитационно-изобразительной деятельности (жестовая речь и драматизация, рисунок). На занятиях, в играх, бытовых ситуациях ребенок учится выражать свои желания, свое эмоциональное состояние и отношение к миру. В каждой конкретной ситуации общения перед ребенком стоит задача выбора тех средств коммуникации, которые соответствуют целям и задачам общения. С этой целью составляются сценарии коммуникативного поведения, которые реализуются в различных видах деятельности (коррекционно-развивающих, бытовых), в моделируемых и спонтанно возникающих ситуациях. Ребенок обучается адекватным способам реагирования, усваивает алгоритм поведения, у него формируются навыки практического использования доступных средств коммуникации. К концу дошкольного возраста в специально организованных условиях обучения речь начинает играть роль регулятора поведения ребенка. Формируются различные типы коммуникативных отношений: межличностные и групповые.
Формирование системы представлений об окружающем мире осуществляется на базе развития сенсорно-перцептивной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает работа по обогащению сенсорной сферы, включенная в повседневную жизнь этой категории детей. Выделяются основные задачи:
стимуляция всех видов чувствительности, активизация и дифференциация ощущений различной модальности (зрительной, двигательно-кинестетической, слуховой);
развитие всех видов восприятия, формирование его характеристик (целостности, объема);
формирование гностико-праксических функций (стереогноза, соматопространственного гнозиса, пространственного праксиса);
развитие зрительно-моторной координации, формирование оптико-пространственных представлений, включающих пространственную характеристику объекта или его изображения, ориентировку ребенка в пространстве;
организация деятельности (от манипуляций, предметно-практических действий до орудийных, перцептивных действий).
Успешная реализация каждой задачи осуществляется при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий их формирования. Такими видами деятельности для дошкольников с ОВЗ стали специфические манипулятивные действия, предметно-практическая деятельность и игра, организуемые на занятиях и в быту. В процессе этой работы происходит накопление чувственного опыта ребенка, создается база для развития его познавательной активности. Процесс развития собственной активности ребенка обеспечивается пошаговым формированием жизненно важных функций и умений, сопровождается системой контроля и внешними подкреплениями, индивидуально подобранными для каждого ребенка, и реализуется в специально созданной предметно-развивающей среде.
Приобретение ребенком независимости и самостоятельности в повседневной жизни происходит в процессе социально-бытового ориентирования. В условиях дошкольного образовательного учреждения формирование основ социально-бытового ориентирования осуществляется через освоение культурно-гигиенических умений и формирование навыков самообслуживания. Работа в этом направлении ведется в течение всего периода пребывания ребенка в учреждении, благодаря чему закладываются основы его социального поведения. Навыки самообслуживания, обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой для детей с ОВЗ - те результаты, освоение которых захватывает практически весь период дошкольного детства. Их формирование осуществляется по мере усвоения комплекса культурно-гигиенических умений и алгоритма их выполнения. В дошкольный период актуально формирование таких культурно-гигиенических умений, как умение обращаться с одеждой (раздеваться и одеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причесываться, пользуясь расческой). Усвоение ребенком различных способов ухода за собой обеспечивается определенным уровнем развития представлений о себе и своих возможностях. Выделяются задачи формирования схемы тела и лица, пространственного ориентирования, моторных умений и навыков, которые становятся базовыми компонентами подготовительной работы. В свою очередь практическое использование усвоенных умений и навыков позволяет развивать представления ребенка о себе и своих возможностях.
Реализация выделенных нами направлений осуществляется с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает явно недостаточно для реализации образовательных и социальных задач. В этой связи в индивидуальном маршруте развития используется комплексирование двух или нескольких программ. Педагог-психолог высшей квалификационной категории Ирина Агапова разработала клише программы индивидуального образовательного маршрута для каждой возрастной категории воспитанников детского сада. Используя в качестве базовой российскую программу воспитания и обучения в детском саду, она парциально вводила материалы «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Баряевой, О.Гаврилушкиной, А.Зарина, Н.Соколовой, программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Для каждого возрастного периода выделяются психологически и социально значимые показатели.
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
И.АГАПОВА, педагог-психолог детского сада №492; Г.ДЕДЮХИНА, специалист по экспериментальной работе детского сада №492
Специально для таких случаев нами было разработано моделирование ситуации включения. Дети посещают лекотеку, участвуют в различных мероприятиях дошкольного учреждения совместно с родителями (без посещения группы), а также к ним приходят «гости» – типично развивающиеся сверстники. Педагог-психолог, являющийся ведущим специалистом ребенка, организуя «гостевые» визиты, прорабатывает такие вопросы как:
– подбор «гостевой группы» в зависимости от психофизических особенностей ребенка с ОВЗ и особенностей приходящих детей;
– содержание и соотношение организованной и свободной деятельности детей.
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Существует мнение, что группа кратковременного пребывания является обязательной ступенью для включения ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников. Результаты нашей работы говорят о нецелесообразности такого подхода. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии намного успешнее социализируются в случае их включения в группу типично развивающихся сверстников; довольно быстро проходят путь от подготовительного этапа до полного включения. В то же время воспитанники, которые посещали группу кратковременного пребывания вместе с другими детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, долго не достигали уровня социализации, позволяющего полностью включать их в группу нормально развивающихся сверстников.
Примеры построения индивидуального образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ
Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи.
Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – декабрь.
Длительность этапов планируется предварительно в соответствии с уровнем психофизического развития и тяжестью нарушения конкретного ребенка и может изменяться в зависимости от результатов коррекционно-развивающей работы.
По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 6 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе).
Выявлено, что девочка не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания, может подойти к другому ребенку, привлеченная игрушкой в его руках, отнять ее или толкнуть. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе педагога-психолога и воспитателя не реагирует.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с девочкой;
– инициирование интереса к сверстникам.
Показатели (индикаторы) выполнения задач:
– возникновение и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с ведущим специалистом;
– возникновение и увеличение числа случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой, игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– возникновение и увеличение числа случаев проявления интереса к деятельности сверстников, попыток установления контакта с ними.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для решения поставленных задач определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, в которую будет включена девочка.
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе, в которую предстоит включение.
Для успешной реализации задачи включения необходима предварительная работа с другими участниками педагогического процесса – нормально развивающимися детьми, их родителями и педагогами ДОУ (таблица 10).
По итогам реализации этапа составляется заключение ведущего специалиста (см. ниже).
2-й этап. Январь – май.
Частичное включение начато с включения ребенка в группу во время проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.
Структура гостевого визита:
– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);
– свободная деятельность в группе (30 мин);
– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);
– передача ребенка педагогом-психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;
– участие ребенка в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от его состояния);
Индивидуальную программу включения на конкретный временной период удобно оформлять как раздел индивидуального образовательного маршрута в предложенной ниже форме.
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: девочка посещает группу по установленному графику (болела ОРВИ с… по…), в детский сад идет охотно, в группе активна, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает ситуативно. Перестала привлекать к себе внимание, хватая сверстников за лицо и волосы, для общения использует голос («мычит»), выражая симпатию, обнимает, при непонимании может толкнуть. Самостоятельно надевает штаны и шапку. С помощью взрослого надевает кофту (куртку), ботинки. Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Комментарии авторов пособия: в примере 1 не прописаны условия и собственно индивидуальный образовательный маршрут, который определяет ПМПК, что необходимо для направления ребенка в учреждения системы образования города. Приведем образец заключения ПМПК.
Мальчик, возраст 4 года 2 месяца.
Основные особенности развития: парциальная несформированность психических функций (преимущественно речи) у ребенка с синдромом Аперта.
Мальчик из многодетной семьи (3-й, последний ребенок). Мальчик воспитывается в условиях гиперопеки и изоляции от контактов с окружающими, так как семья тяжело переживает реакцию незнакомых на необычный внешний вид ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 14-часовым пребыванием на полный день.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 3 годам.
Для последующего включения определена группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА.
Формы работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении лекотека;
• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.
Работа с участниками педагогического процесса в группе, в которую предстоит включение, представлена в таблице 11.
2-й этап. Октябрь – декабрь.
Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Гостевые визиты в группу, куда готовится включение.
Структура гостевого визита:
– участие в играх-тренингах на развитие коммуникативной сферы (10—15 мин);
– свободная деятельность в группе (30 мин);
– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);
Заключение ведущего специалиста по итогам работы с ребенком. мальчик посещает ГКП «Особый ребенок» и в гостевом режиме группу № 6. В детский сад идет охотно, в режиме ГКП в основном получает занятия специалистов, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает избирательно. Инициативу в общении принимает от Нелли, Миши, Паши. По отношению к ним начал проявлять инициативу в общении, в игре. В организованные взрослыми виды деятельности вступает охотно. Самостоятельно одевается, застегивать одежду затрудняется из-за имеющихся физических нарушений. По примеру сверстников и напоминанию воспитателя моет руки, пользуется туалетом, причесывается перед зеркалом. Рекомендовано включение в группу № 6.
3-й этап. Май – по настоящее время.
Посещение группы компенсирующей направленности в общем режиме. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК, массаж, сопровождение педагогом-психологом.
Комментарии авторов пособия: в примере 2 не прописаны рекомендации ПМПК, условия включения.
Приведем образец рекомендаций ПМПК, необходимых для организации индивидуального образовательного маршрута этого ребенка.
Мальчик, возраст 4 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: нарушения поведения и недостаточность развития психических функций у ребенка с расстройствами аутистического спектра; системное специфическое нарушение речи.
Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность существенно затруднена. Острые реакции протеста (кричит, падает на пол) при необходимости перейти в другое помещение, приходе незнакомых людей, особенно остро – при появлении сверстников.
Единственный ребенок в семье. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности, коррекция интеллектуальных и поведенческих особенностей.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – декабрь.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 2 годам. Определены основные задачи, индикаторы и формы фиксации коррекционной работы на первом этапе (таблица 12).
Формы и условия работы с ребенком:
Мальчик, возраст 2 года 10 месяцев.
Основные особенности развития: поведенческие нарушения у ребенка с расстройствами аутистического спектра, неравномерная недостаточность психического развития.
Единственный ребенок в семье. В основном ребенком занимается мать. Мальчик прошел обследование в детской психиатрической больнице № 6, где была констатирована крайне низкая обучаемость. Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность затруднена. Не вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. В речи отдельные звукокомплексы, произносимые без соотнесения с предметами, людьми и ситуацией.
Были предприняты две попытки посещения дошкольных учреждений, откуда ребенка попросили забрать. Мать тяжело переживает состояние ребенка. Ближайшая образовательная цель семьей не определена, так как семья убеждена в отсутствии образовательных перспектив.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – ноябрь.
По результатам комплексного обследования психологический возраст не установлен из-за особенностей поведения ребенка. Рекомендовано включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (5 раз по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик не взаимодействует со сверстниками, не обращает на других детей внимания, если «попадаются на пути», с силой отталкивает. Проявляет признаки полового поведения. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе психолога и воспитателя реагирует только при физическом контакте. Не отпускает из поля зрения мать, протест выражает громким криком.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с ребенком;
– инициирование интереса к сверстникам.
Индикаторы выполнения задач:
– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим педагогом-психологом;
– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации и предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для последующего включения определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.
Формы работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях группы, в которую предстоит включение.
Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).
2-й этап. Декабрь – март. Частичное включение ребенка в группу во второй половине дня во время свободной деятельности, проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении матери и психолога структурного подразделения Лекотека. Комплексные коррекционно-развивающие занятия (учитель-дефектолог + учитель-логопед, учитель-дефектолог + психолог) с участием матери в проведении занятия.
Структура гостевого визита:
– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик посещает группу по установленному графику (болел ветряной оспой с … по …), в детский сад идет спокойно, в группе активен, начал отпускать мать на короткое время. В контакт со сверстниками не вступает, но появились случаи наблюдения за их деятельностью. Начал при поддержке матери участвовать в подвижных играх. Иногда самостоятельно надевает штаны, шапку; с помощью взрослого – кофту (куртку), ботинки. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Ребенок переведен в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок», посещает ее в интегративном режиме: включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, сопровождение психолога.
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик посещает группу по установленному графику (с … по … уезжал к бабушке), в детский сад идет спокойно, в группе активен, с 14 апреля посещает группу без сопровождения. В речи появились отдельные слова. На занятиях целенаправленно участвует в общей деятельности в течение 10 минут. Имеются выраженные затруднения в деятельности, требующей речевой активности. Стал ситуативно вступать в контакт со сверстниками, участвует в организованных воспитателем групповых играх. Иногда неадекватно реагирует (кричит, дерется), если его толкнут или возьмут игрушку. С небольшой помощью сам одевается, затрудняется в застегивании пуговиц. По результатам обследования по итогам года психологический возраст соответствует 2 годам 6 месяцам. Рекомендован перевод в группу компенсирующей направленности (имеются ортопедические показания) с посещением детского сада по режиму группы.
3-й этап. Сентябрь – май. Посещение группы компенсирующей направленности 12-часового пребывания. Индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Массаж, групповые занятия ЛФК. Сопровождение психолога. Ведущий специалист сопровождения – учитель-дефектолог (координация корекционно-развивающей работы и взаимодействия педагогов и специалистов, взаимодействие с семьей).
4-й этап (подготовка к школе). Сентябрь – май.
На сентябрь 2010 г. возраст 6 лет 10 месяцев.
Основные особенности развития: недостаточность развития психических функций у ребенка с аутистическими расстройствами. Системное недоразвитие речи, II уровня речевого развития. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в школу V вида.
План работы по подготовке к школе.
1. Определение конкретного образовательного учреждения.
2. Знакомство специалистов школы с ребенком.
3. Знакомство семьи и специалистов детского сада с программами и организацией образовательного процесса в школе, необходимой документацией для поступления.
4. Коррекция индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Комментарии авторов пособия. В примере 4 нет рекомендаций ПМПК, условия включения ПМПК не прописаны. Приведем образец образовательного маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Мальчик, возраст 2 года 4 месяца.
Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций.
Ребенок из полной семьи. Один в семье. В основном ребенком занимается мать. Ребенок неухожен. Задержка речевого развития. Целенаправленная деятельность затруднена. Периоды заторможенности сменяются периодами двигательного беспокойства.
Физическое развитие не соответствует возрасту. Мать не знает правил ухода и питания ребенка 2 лет (не моет, кормит супами быстрого приготовления). Ближайшая образовательная цель семьи не определена. Мать замечает отставание развития ребенка от возрастной нормы, но предпринимает какие-либо действия, направленные на обследование ребенка и оказание ему коррекционной поддержки, только при наличии настоятельных просьб специалистов и педагогов.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Декабрь – март.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 11 месяцам.
Осуществленное диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе) показало, что мальчик не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания. Интересуется яркими и звучащими игрушками, предметами. Со взрослыми самостоятельно в контакт не вступает, любит, когда его щекочут или тормошат.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери правилам ухода за ребенком и способам взаимодействия с ним;
– инициирование интереса к сверстникам.
Индикаторы выполнения задач:
– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим психологом;
– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников, а также попыток установления контакта с ними.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для последующего включения определена группа № 1 общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.
Формы работы с ребенком:
– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
– участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях для группы, в которую предстоит включение;
– консультирование матери медицинским работником детского сада по вопросам ухода и питания.
Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).
2-й этап. Апрель – май.
• Посещение ребенком группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».
• Участие ребенка в сопровождении воспитателя группы или педагога-психолога в музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях группы, в которую готовится включение.
Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик посещает группу по установленному графику, не болел, в детский сад идет охотно, в группе активен, в контакт со сверстниками самостоятельно не вступает, но принимает инициативу. Может показать игрушку, повторить действие, дать предмет. С помощью воспитателя одевается. Идет мыть руки к умывальнику, берет мыло, но без помощи взрослого дальнейшие операции не выполняет. Начал проситься (показывает жестом и мычит) в туалет. Стал использовать предметы в соответствии с их культурно-бытовым назначением. Рекомендовано посещение группы в режиме полного дня.
3-й этап. Сентябрь – по настоящее время. Посещение группы для детей 1,5–3 лет в режиме полного дня.
– все формы работы в соответствии с планом работы группы;
– индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, сопровождение психолога;
– консультирование матери старшей медсестрой детского сада по вопросам ухода, питания и медицинского сопровождения ребенка.
Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Мальчик, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: неравномерная недостаточность психического развития у ребенка с органическим поражением головного мозга после ЧМТ, ДЦП левосторонний гемипарез, угроза по эпилепсии.
Мальчик контактный, подвижный. Несколько нарушена координация движений: часто падает. В речи отдельные лепетные слова.
Второй ребенок в семье (разница в возрасте между детьми – 18 лет). В возрасте 1 года выпал из окна (2-й этаж). Мать остро переживает вину за происшедшее и болезненно реагирует на изменения в жизни семьи в связи с инвалидизацией ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – март.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 9 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик в разных ситуациях охотно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в присутствии матери. В совместные игры не вступает, предпочитает «игру рядом». Мать во время нахождения ребенка в группе очень тревожна, пытается ограничивать активность мальчика иногда неадекватно ситуации, ревниво относится к другим детям. В октябре – ноябре ребенок проходил курс реабилитации в стационаре, затем в санатории.
По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности регулярного посещения ребенком группы в сопровождении матери и педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.
2-й этап. Март – июнь.
Посещение ребенком структурного подразделения Лекотека с гостевыми визитами в группу для детей 1,5–3 лет.
Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик посещает группу по установленному графику. В детский сад идет охотно, в группе активен, включается в организованную воспитателем коллективную деятельность. Принимает инициативу сверстников в совместных играх, сам инициативу не проявляет. Самостоятельно надевает штаны, ботинки, свитер; с помощью взрослого кофту (куртку). Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Спокойно отпускает мать на все время пребывания в группе. Снизились тревожные реакции матери. Рекомендовано посещение группы в режиме полного дня.
3-й этап. Сентябрь – октябрь.
Посещение группы в соответствии с возрастом в режиме полного дня. Индивидуальные занятия с психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК.
Октябрь 2010 г. – эпилептический приступ ночью дома. Переведен в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок» в режиме интеграции в сопровождении матери или бабушки + индивидуальные занятия со специалистами.
Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута ребенка в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Примеры планирования режима дня (в рамках индивидуального образовательного плана) для детей с ОВЗ, посещающих группы детского сада
Девочка, возраст 6 лет 8 месяцев.
Заключение. Выраженное тотальное недоразвитие у ребенка с синдромом Дауна. Системное недоразвитие речи. Включена в группу компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с нарушениями ОДА.
Примерное планирование режима дня
Индивидуальный маршрут сопровождения образовательно-коррекционной работы ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
Фамилия, имя ребенка –
Диагноз –гиперактивность, синдром дефицита внимания.
Форма работы – дополнительные и индивидуальные занятия.
Сопровождающий педагог – воспитатель.
Дополнительные занятия для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
1. Нарушения внимания