Руководства, Инструкции, Бланки

Карта Бурения Гнб Образец img-1

Карта Бурения Гнб Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1635 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Проектирование гнб

Проектирование гнб

Перед началом любого строительства выполняется его проектирование. Оно должно охватывать не только характеристику сооружения, но и рабочий цикл. Не является исключением и подземная прокладка различных инженерных коммуникаций (проект ГНБ).

При выполнении проектных работ, следует учитывать некоторые факторы:
  • Технические особенности бурового оборудования, принципы его работы и размеры. На основе полученных данных специалисты определяют местоположение площадок и их размеры, планируют подъездные дороги к площадкам, выясняют глубину котлованов (стартового, финишного). Проектирование ГНБ осуществляется на основе конкретных условий работ и используемого оборудования;
  • Протяженность будущего трубопровода (подземной трассы), его направление и глубину пролегания. Поэтому составляются схемы прокладки трубопроводов;
  • Эксплуатационные характеристики труб (диаметр материала, его вес, длина, наличие соединений, изгибов и прочее);
  • Состояние трубопроводов не только на момент прокладки, но и возможность их изменения во время эксплуатации;
  • Окружающий ландшафт.

Программа, предназначенная для ГНБ, основывается на таких природных факторах, как:

  • Показатели плотности грунта;
  • Наличие подземных вод;
  • Затопляемость участка, где будет выполняться прокладка подземных коммуникаций.

Составляя проект проведения работ (ппр, предназначенный на горизонтальное бурение), необходимо учитывать и наличие техногенного ландшафта:

  • Строений;
  • Автомобильных (ж/д) путей;
  • Линий электропередач;
  • Мостов;
  • Трубопроводов;
  • И прочих инженерных коммуникаций, которые были проложены раньше.

Сегодня требования, предъявляемые к прокладке трубопроводов. меняются. Во многих местах власти уже не разрешают разрушать природный рельеф, что автоматически означает невозможность выполнения прокладок инженерных систем классическим методом (открытым). Либо существующая городская инфраструктура настолько сложна, что открытый метод просто не приемлем. По этой причине все чаще строители выбирают бестраншейные технологии строительства инженерных систем под землёй. Поэтому и составляется ппр, необходимый на ГНБ, который является самым популярным видом бестраншейных технологий.

ГНБ технология будушего

Горизонтально направленное бурение – это оптимальный метод даже в экстремальных природных условиях. Он позволяет проложить необходимые инженерные коммуникации сквозь:

ГНБ бурение дает возможность быстро закончить работу, так как нет нужды восстанавливать, после окончания работ, природный ландшафт либо инфраструктуру крупного города. Следует учесть и финансовую сторону дела. Стоимость укладки трубопроводов таким методом будет ниже, чем при открытом способе. К тому же, и населению не причиняется хлопот.

Способ ГНБ начинается с предварительного исследования. Составляется исполнительная документация (профиль ГНБ, протокол бурения) и технологическая карта горизонтально направленного бурения. Тщательно анализируются параметры грунта и его состав, а также существующие подземные коммуникационные сети. Получив разрешение, начинается осуществление подземных работ.

Технологическая карта ГНБ

Составленная технологическая карта ГНБ, окажет помощь при решении различных вопросов. Вначале, используя оборудование, разрушающее породу, бурят пилотную скважину по запланированной траектории. Второй этап - расширение скважины до нужного объёма. Для этого её заполняют специальным буровым раствором. Этот раствор, укрепляя скважину, одновременно охлаждает спецоборудование. Последний этап - прокладка трубопровода.

Для осуществления подобных работ потребуется грузовой прицеп. Дело в том, что при ГНБ применяется специальная установка, которую необходимо довезти до строительной площадки.

Установки гнб Оборудование гнб Услуги ГНБ

Другие статьи

Смета на ГНБ: траншейный метод или горизонтальное бурение?

Смета на ГНБ

Смета на ГНБ, верно составленная при планировании работ горизонтально направленного бурения. вряд ли сможет испугать заказчика своей затратностью, поскольку стоимость реализации технологии ГНБ с учетом всех необходимых статей расходов зачастую оказывается ниже альтернативных способов.

Технология горизонтально направленного бурения уверенно вытесняет траншейные методы прокладки кабелей и более крупных инженерных коммуникаций – трубопроводов различного диаметра. Бурильные установки ГНБ используются повсеместно. Их главное преимущество – универсальность, ведь в городской черте прокладка полноценных траншей представляет определенные трудности, поэтому ГНБ выгодно использовать для бурения горизонтальных скважин под трассами, зданиями, водоемами и элементами ландшафтного дизайна. Кроме того, смета на гнб при грамотном подходе является вполне приемлемой, что также относится к серьезным достоинствам технологии.

Подробнее о бурении в условиях города читайте здесь. Ознакомиться с нормативной документацией на горизонтально направленное бурение можно здесь.

История и применяемость ГНБ

Впервые бестраншейные технологии появились в США в 60-х годах прошлого века. В течение нескольких десятилетий скважины бурились наудачу, но уже к 70-м годам технология ГНБ встала на поток. Первыми ее клиентами были представители ЖКХ, но известность горизонтальным бурильным установкам принесли газовые компании, впервые реализовавшие бурение скважин под руслами рек.

В России технология ГНБ появилась несколько позднее, но первыми ее поклонниками также стали работники строительной сферы и коммунального хозяйства. Первые сметы на горизонтальное бурение были составлены в Москве – крупные города чаще всего нуждаются в прокладке подземных коммуникаций без выкапывания траншей.

  • газовые магистрали;
  • системы водоснабжения;
  • топливопроводы;
  • прокладка электрических, телефонных и других кабелей;
  • нефтепередающие трассы;
  • канализационные линии.

Объекты повышенной сложности выполняются исключительно с участием ГНБ-техники, посокльку часто использование каких-либо других методов попросту невозможно. Смета на горизонтальное бурение целиком компенсирует затраты на восстановление ландшафтного дизайна или участков дорожного покрытия. Причем использовать машины ГНБ можно в любую погоду и в любой сезон.

Использование бурильных установок ГНБ снижает стоимость строительных работ, повышает качество и скорость прокладки кабелей и коммуникаций. При этом в полной неприкосновенности остаются все наземные сооружения и не нарушается транспортный поток (при прокладке коммуникаций под транспортными магистралями).

Принцип работы

Работы начинаются с установки ГНБ-техники. Бурильная установка устанавливается и фиксируется в одном положении специальными упорами. Закрепленная к первой штанге лопатка внедряется в намеченную точку ударно-вращательными движениями. Первичный угол ввода изначально равен 12-15 градусам, но впоследствии угол бурения можно менять по своему усмотрению (в зависимости от проекта или необходимости обогнуть какие-либо препятствия).

В буровой лопатке есть специальные отверстия, которым в скважину подается бентонитовая жидкость, способствующая размягчению грунта и выступающая в роли смазки для самих штанг и трубопровода, который впоследствии втянется в скважину. Она препятствует проседанию грунта и служит дополнительным изоляционным материалом.

На операторском пульте отражается полная информация относительно местоположения бура. Непосредственно в буровой лопатке находится датчик, который передает на центральную консоль свои трехмерные координаты. Оператор может в любой момент изменить силу вталкивания, угол бурения или скорость вращения бура.

По мере продвижения автоматически или вручную добавляются новые штанги (крепятся на резьбу). Длина скважины может составлять до 300 метров, но на каждом отрезке в 70 м должны быть предусмотрены разгрузочные колодцы. Через них на поверхность выводятся отходы бурения – грунт с жидкостью. Пульпа откачивается из шахт специальными помпами.

Первый этап можно считать оконченным, когда головка бура покажется на поверхности в намеченной точке. Пилотная скважина обычно не превышает 100 мм в диаметре. В зоне выхода скважины оборудуется приемный котлован. По завершении первого прохода оператор отключает подачу бентонитовой смеси и останавливает бур. Лопатки очищаются от грунта, а затем на бур крепятся расширительные насадки, которые увеличат размер скважины до необходимого размера.

В тех случаях, когда требуется скважина небольшого диаметра, первую протяжку совмещают с втягиванием труб. Если необходимо пробурить отверстие до 550 мм и выше, придется осуществить несколько подходов и расширить скважину и только затем в нее втянуть трубу. Диаметр скважины должен на 20-25% превышать ширину обычной трубы и на 50% –трубы с изоляцией.

Стоимость ГНБ

Цена горизонтального бурения примерно приравнивается стоимости обычного рытья траншей в сельской местности (с учетом недорогой рабочей силы и совершенного пренебрежения последствиями для ландшафта), однако выполняется не в пример быстрее.

Для городской черты стоимость ГНБ выигрывает по сравнению с траншейным методом и в цене, и в качестве.

Смета на ГНБ напрямую зависит от диаметра прокладываемых коммуникаций: чем шире трубопровод, тем дороже прокладка коммуникаций. Также небольшой процент в сторону увеличения или уменьшения сметы повлечет использование той или иной марки оборудования .

В смету должны быть включены следующие пункты:

  • подготовительные работы: выкапывание приемного котлована и промежуточных колодцев;
  • монтаж и демонтаж установки ГНБ, для установки которой нередко требуется укрепить/выровнять участок ландшафта;
  • бурение пилотной скважины;
  • первое расширение (D 250 мм);
  • второе расширение (D 400 мм);
  • третье расширение (D 550 мм) и т.д. в зависимости от необходимого диаметра скважины;
  • протаскивание трубопровода;
  • буровой раствор;
  • стоимость самих труб;
  • зарплата оператору;
  • аренда техники.

Верно составленная смета на горизонтально направленное бурение служит залогом правильного выполнения всех строительных работ. Профессиональные компании со специализированным бурильным оборудованием учитывают все мелочи, ведь малейший нюанс вроде недостатка бентонитовой смеси может послужить причиной перегрева и поломки дорогостоящего оборудования.

Стоит также понимать разницу между точечными проколами небольшого диаметра и полноценной прокладкой толстых трубопроводов – для скважин разного диаметра используются машины различной мощности. Нет смысла вызывать мощный агрегат для прокладки одного кабеля или пытаться пробурить скважину под канализацию с помощью маломощных агрегатов.

Составление технологической карты ГНБ

Технологическая карта ГНБ

Процесс выполнения любых серьезных строительных работ требует тщательного предварительного анализа исходных данных, обследования местности и составления проектной документации. Ведение работ методом горизонтального направленного бурения – не является исключением. Так, перед началом работ, при подземной прокладке инженерных коммуникаций, составляется проект работ и технологическая карта ГНБ. В этой документации должны быть регламентированы все циклы работ, описана последовательность действий строителей и предусмотрены меры безопасности.

Составляя технологическую карту ГНБ, необходимо учитывать целый ряд различных факторов, которые могут повлиять на ход выполнения работ:

  • технические характеристики и параметры буровой техники, ее габариты, вес, особенности работы. Исходя из этих данных, специалисты рассчитывают оптимальное месторасположение строительных площадок, определяют подъездные пути и необходимый размер котлованов. Нельзя рассчитать универсальный проект буровых работ, так как в каждом конкретном случае условия индивидуальны;
  • длину прокладываемого трубопровода и глубину залегания труб. Составляются специальные технологические схемы прокладки коммуникаций;
  • технологические свойства труб (материал, прочность, диаметр, вес труб и т.д.);
  • свойства окружающего ландшафта;
  • структура грунта (его прочность, плотность, преобладающие породы);
  • наличие или отсутствие подземных вод;
  • наличие техногенной инфраструктуры. Речь идет как о подземном, так и наземном ландшафте (наличие подземных коллекторов, трубопроводов, наземных дорог, линий электропередач, зданий, сооружений и прочих построек).

Многие страны постепенно отказываются от традиционных траншейных методов прокладки подземных коммуникаций. Особенно это касается густонаселенных регионов, исторических мест, особых экологических зон (лесов, заповедников, парков). В России процесс развития ГНБ технологий, к счастью, также сдвинулся с мертвой точки. Также появились некоторые запреты на применение землеройных методов работ в отдельных регионах. Бестраншейные методы работ доказали свою эффективность и все чаще используются строителями при прокладке трубопроводов, кабелей и прочих коммуникаций.

За ГНБ технологией будущее

К такому выводу передовые страны пришли еще в 80-х годах прошлого века. К российским строителям только приходит осознание невероятных перспектив и эффективности использования бестраншейных ГНБ технологий. ГНБ – это незаменимый способ прокладки трубопроводов в сложных природных условиях. Он позволяет преодолевать различные как естественные, так и техногенные препятствия: транспортные пути, здания сооружения, реки, озера, овраги, лесные массивы и т.д. Но это лишь одно из массы преимуществ данной технологии. Данная методика позволяет снизить не только трудозатраты, но и время проведения работ, а также сметные расходы на прокладку коммуникаций.

Перед выполнением горизонтального прокола для прокладки труб, нужно подготовить необходимую проектную документацию на проведение буровых работ, а также составить технологическую карту ГНБ.

Зачем нужна технологическая карта ГНБ

Данная карта является неотъемлемой частью проектной документации. Она позволяет решить различные спорные ситуации в процессе бурения. В технологической карте детально расписываются особенности каждого из этапов горизонтального направленного бурения в конкретно данных условиях: оптимальная траектория скважины, ее продолжительность, диаметр, особенности трубопровода и прочие детали.

Горизонтальное направленное бурение - Технология и - Форум

Горизонтальное направленное бурение

Наконец-то получил довольно таки подробную информацию от наших партнеров. Да, действительно, в трубу 48" (1220мм) на длину 250метров проходит человек (и заметьте без дыхательного аппарата). Он проходит в нее с проложенными в ней трубопроводами системы гидротранспорта грунта MTS и бурильной колонны бурового комплекса. Выполняет отключение кабелей и трубопроводов, после чего их удаляют (как точно не знаю), потом соединяет бурильную колонну к МТS при помощи специального переходника, выходит из трубы и осуществляется подъем. Перед спуском человека проводят анализ шахты на наличие опасных газов.
Это все в двух словах. За что купил за то и продаю.
И выяснил насчет того как центрируют буровую колонну внутри 48" трубы. После извлечения буровой головки микротоннеля, в 48" трубу вставляют обсадную 30", а в нее 16" трубу. Далее производят расширение 12" расширителем. После демонтируют 16" трубу и загоняют расширитель 26" в в 30" трубу. После извлечения 26" расширителя, демонтируют 30" трубу и загоняют 42" расширитель в 48" трубу.
А по поводу выхода в моря: есть фирма которая не производит бурение до выхода в морское дно. Они не добуривают 5м до выхода в морское дно. Так же производят расширение без выхода . а потом водолазы оставшиемся 5 метров разрабатывают своими силами. В нашем же случае бурение пилотки и расширение производится с выходом.

Интересно как же они разбуриватель подсоединяют. Возможно все штанги извлекают и тогда подсоединяют, и заново разбуривают. Нужен специальный бентонит чтоб скважина держалась
А по поводу MTS, привод и механизмы щита извлечь можно, а вот оболочку походу хоронят. иного технологического решения не вижу

Здравствуйте! Может кто-нибудь может подсказать? В расчете ГНБ по СП вызывает подозрение формула для расчета веса грунта зоны естественного свода равновесия. Но другой информации найти не могу. Может кто увлекался?

вызывает подозрение формула для расчета веса грунта зоны естественного свода равновесия

Вся методика ИМХО вызывает подозрение.

Свод проф. Протодьяконова. Нарисуй контуры посчитай площадь умножь на удельный вес и сравни.

Да, но другой то методики нет
Тут 2 непонятных момента. Как мы можем рассчитывать свод равновесия над трубой (штангами в нашем случае), если штанги с грунтом даже не соприкасаются, только буровая головка или расширитель, это для благоприятного момента, без обрушения скважины. А для неблагоприятного момента. Если произошло обрушение грунта, то уже не все ли равно?


Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль в ЕСКД/СПДС, КЖ, КМ, АР

По слухам скважина закрывается за несколько часов после бурения. Может быть до суток.
Так что соприкасается.

Для расчёта устойчивости скважины методика по СП скорее всего и не изготовлялась. Только для расчёта прочности трубы/футляра.
А устойчивость скважины как посчитать я сейчас не знаю.

При этом возможно такой методики не существует. Нормативной то точно нет.
И скорее всего в разные моменты деформации и обрушения должны действовать разные расчётные модели грунта.

Если только в трудах геомехаников это когда-нибудь рассматривалось в качестве задачи для начинающих в упрощённом виде.
Но пока не встречал.

__________________
"Безвыходных ситуаций не бывает" барон Мюнгхаузен

Скачать СТО НОСТРОЙ -2011 Освоение подземного строительства

Стандарт распространяется на закрытые подземные переходы инженерных коммуникаций различного назначения (водопровод, канализация, тепловые сети, электрокабели, кабели связи, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), прокладываемые методом горизонтального направленного бурения (ГНБ). Стандарт устанавливает правила проектирования, выполнения, контроля и сдачи работ.

Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначения и сокращения
5 Общие положения
6 Особенности инженерных изысканий
6.1 Общие требования
6.2 Инженерно-геологические изыскания
6.3 Топографическая съемка
7 Проектирование перехода
7.1 Общие требования к проектированию
7.2 Состав, содержание и порядок согласования проекта
7.3 Проектирование трассы перехода
7.4 Оценка поверхностных деформаций
7.5 Области применения и характеристики протягиваемых труб
7.6 Особенности расчета протягиваемых труб
7.7 Проектирование переходов кабельных линий
8 Производство работ
8.1 Организационно-техническая подготовка
8.2 Требования к проекту производства работ
8.3 Подготовительные работы и обустройство стройплощадок
8.4 Дополнительные мероприятия по обеспечению производства работ в сложных инженерно-геологических условиях
8.5 Бурение пилотной скважины
8.6 Расширение скважины
8.7 Сборка трубопровода и организация перегиба при подаче в грунт
8.8 Протягивание трубопровода
8.9 Завершающие работы
8.10 Особенности производства работ в холодный период года
9 Буровые растворы
9.1 Функции и показатели качества бурового раствора
9.2 Состав бурового раствора
9.3 Расчет необходимого объема бурового раствора и количества его компонентов
9.4 Приготовление бурового раствора
9.5 Циркуляция бурового раствора
9.6 Контроль параметров бурового раствора
9.7 Очистка бурового раствора
9.8 Утилизация бурового раствора
10 Особенности прокладки газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
10.1 Устройство подводных переходов
10.2 Покрытия труб, изоляция стыков
10.3 Контроль соединений
10.4 Очистка полости трубопровода
10.5 Контроль состояния покрытия после протягивания
10.6 Порядок проведения приемочных испытаний на прочность и герметичность
11 Контроль выполнения работ, авторский надзор и сдача работ
11.1 Организация контроля
11.2 Входной контроль
11.3 Операционный контроль за производством работ
11.4 Порядок ведения авторского надзора
11.5 Приемочный контроль при сдаче работ
12 Правила безопасного выполнения работ
12.1 Общие положения организации выполнения работ
12.2 Меры безопасности от поражения электрическим током при выполнении буровых работ
12.3 Требования безопасности при повреждении газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
12.4 Требования безопасности при работе буровой установки
13 Охрана окружающей среды
13.1 Общие положения по охране окружающей среды
13.2 Предотвращение и устранение последствий выхода бурового раствора
13.3 Крепление технологических выемок
13.4 Прокладка коммуникаций на территории охранной зоны метрополитена
Приложение А (рекомендуемое) Объекты и условия применения метода горизонтального направленного бурения для прокладки инженерных коммуникаций
Приложение Б (справочное) Риски при горизонтальном направленном бурении, их снижение и управление
Приложение В (справочное) Оборудование для производства работ
Приложение Г (справочное) Характеристики и типоразмеры труб и соединительных элементов из ВЧШГ
Приложение Д (рекомендуемое) Форма протокола бурения скважины
Приложение Е (рекомендуемое) Форма акта приемки трубопровода
Приложение Ж (справочное) Единицы измерений показателей качества буровых растворов
Приложение И (справочное) Измерение параметров буровых растворов
Приложение К (рекомендуемое) Форма журнала контроля параметров бурового раствора
Приложение Л (рекомендуемое) Порядок сдачи работ
Приложение М (рекомендуемое) Форма акта приемки подземного перехода трубопровода
Приложение Н (справочное) Основные буквенные обозначения величин
Библиография

ОАО Мосинжпроект
Филиал ОАО ЦНИИС НИЦ Тоннели и метрополитены
МАС ГНБ
СРО НП Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов

Горизонтально направленное бурение

Горизонтально направленное бурение

Расценки, указанные на этой страничке, являются ориентировочными. Реальная цена может корректироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей объекта: категории грунтов, протяженности участка, глубины залегания, вида укладываемой коммуникации, расположения уже существующих коммуникаций, сварочных работ, покупка и доставка труб также корректируется с учетом стоимости п.м. услуг спец. техники, количества труб в пучке.

Цены на наши услуги рассчитываются индивидуально для каждого клиента. По всем вопросам обращайтесь по телефону.

Наши буровые комплексы:

  • Резиновая гусеница.
  • Габаритные размеры 5820*2250*2400 мм (д*ш*в)
  • Масса техники 8400 кг
  • Буровые штанги Ф73*3000 мм
  • Максимальное расширение 830 мм

  • Резиновая гусеница
  • Габаритные размеры: 8400*2130*2500 мм (д*ш*в)
  • Масса техники 12000 кг
  • Буровые штанги Ф89*4500 мм
  • Максимальное расширение 1500 мм

Все подробности уточняйте у менеджеров по телефону: 8 (967) 46-03-085

ГНБ КАЗАНЬ

Страница

ГНБ в Казани без заезда спецтехники. Горизонтальное бурение Казань. Проколы под дорогами.
Оказываем услуги горизонтального направленного бурения (ГНБ) в Казани малогабаритной установкой, с последующей прокладкой труб диаметром от 35мм до 300мм и протяженностью 100 метров. При необходимости выполним для вас доп. работы: сварка стальных и полиэтиленовых труб, монтаж систем водоснабжения и канализации. Высокий уровень качества проведения работ, гибкая система скидок и индивидуальный подход с учетом всех Ваших требований.
Работаем без выходных дней. Выезжаем на любые объемы и в любые районы Татарстана.
Качественно, быстро и недорого!
Телефон:
+7(937) 625-73-52
+7(937) 934-47-05

Технология прокладки подземных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения.

Перед началом работ изучаются свойства грунта, наличие существующих подземных коммуникаций, оформляются соответствующие разрешения и согласования на производство подземных работ. Результаты этих работ имеют определяющее значение для выбора тактики строительства и траектории скважины. Особое внимание уделяется расположению бурового оборудования и обеспечению безопасных условий труда рабочего персонала и окружающих людей. Строительство подземных коммуникаций по технологии ГНБ осуществляется в три этапа:

1. Бурение пилотной скважины

Бурение пилотной скважины —особенно ответственный этап работы, от которого по большей части зависит конечный результат. Оно осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки. На буровой головке имеются отверстия для подачи бурового раствора, который закачивается в скважину, и с размельченной породой образует суспензию. Буровой раствор. предохраняет скважину от обвалов, охлаждает породоразрушающий инструмент, уменьшает трение на буровой головке и штанге, разрушает породу и очищает скважину от ее обломков, вынося их на поверхность. Конечным этапом строительства пилотной скважины является выход буровой головки в приемном котловане.

2. Расширение скважины

После завершения пилотного бурения осуществляется расширение скважины. Буровая головка отсоединяется от штанг и на ее место устанавливается расширитель. С помощью вращения вместе с одновременным тяговым усилием расширитель протягивается через скважину в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до требуемого для протягивания трубопровода диаметра. Для беспрепятственного протягивания трубы через расширенную скважину ее диаметр должен на 30-40% превышать диаметр трубопровода. При диаметре большого размера необходимое расширение осуществляется с последовательной протяжкой различных расширителей с увеличением их диаметров.

Карта бурения гнб образец

ТТК. Устройство закрытого перехода трубопровода методом горизонтально направленного бурения


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УТРОИСТВО ЗАКРЫТОГО ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА МЕТОДОМ ГОРИЗОНТАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов и регламентирующий правила производства работ с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по прокладке стального футляра 530х7 мм под автомобильной дорогой методом горизонтально-направленного бурения.


Рис.1. Прокладка трубопровода методом ГНБ

1.2. Горизонтально-направленное бурение (далее по тексту - ГНБ) - это уникальная технология бестраншейного строительства и ремонта газопроводов, нефтепроводов, напорной, самотечной и ливневой канализации, систем тепловых и водопроводных сетей под реками, озерами, лесными массивами, сельхозобъектами, в охранных зонах высоковольтных воздушных линий электропередач, магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов, в условиях плотной жилищной застройки, под скверами, парками, автомагистралями, действующими автомобильными дорогами, взлетно-посадочными полосами аэропортов и т.п.

Технология прокладки защитного кожуха методом горизонтального бурения основана на сочетании трёх одновременно протекающих процессах: резания грунта, транспортирования разработанного грунта из забоя скважины и продавливание защитного кожуха в горизонтальную скважину. Горизонтальное бурение предусматривает опережающую разработку грунта в забое с устройством скважины в грунте большего диаметра, чем прокладываемая труба. Принцип действия бурильно-шнековой установки горизонтального бурения основан на следующем:

- механической разработке грунта режущей головкой;

- сухом непрерывном транспортировании грунта из забоя шнеком;

- совмещение процесса бурения с прокладкой трубы-кожуха;

- бурение скважины диаметром большим, чем диаметр кожуха.

Бурение в данном случае осуществляется установками, снабженными буровой головкой, а также следующим за ней шнеком. По завершению бурения, труба автоматически задвигается в специальное отверстие.

Технологию прокладки защитного кожуха методом горизонтального бурения не рекомендуется использовать в водонасыщенных и сыпучих грунтах во избежание "утечки" грунта через полость защитного кожуха, в результате чего может произойти разрушение дорожной насыпи.

1.3. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии прокладки трубопровода методом ГНБ, рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии прокладки трубопровода методом ГНБ с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству перехода методом ГНБ. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по прокладке трубопровода методом ГНБ решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, производящих работы по прокладке трубопровода методом ГНБ, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.1. Рабочая технологическая карта разработана на комплекс работ по прокладке трубопровода закрытым способом методом ГНБ.

2.2. Работы по прокладке трубопровода методом ГНБ выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


где 0,06 - коэффициент снижения выработки по сравнению с 8-ми часовой рабочей сменой.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при прокладке трубопровода методом ГНБ, входят:

- оборудование строительно-монтажных площадок;

- организация места работ;

- расширение пионерной скважины;

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т); одноковшового экскаватора Volvo EC-290B (объемом ковша 1,3 м , эксплуатационной массой 29,0 т); установкой горизонтального шнекового бурения МВ D24-115 фирмы MichaelByrneManufacturing предназначенной для прокладки стальных и бетонных труб ( 203 мм - 609 мм, на длину прокладки 300 м, усилие продавливания труб 52,37 т, мощность дизельного двигателя 31 л.с. диапазон скоростей от 19,22 до 76,48 об/мин, габариты установки 3109х914,5х1118 мм) в качестве ведущего механизма. Установка оснащена буровой головкой и следующим за ней непрерывным шнекомотводящими грунт, одновременно с устройством скважины продавливается стальной или бетонный футляр (патрон) предотвращающий обрушение породы.


Рис.2. Автомобильный кран КС-55713-1


Рис.3. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы


Рис.4. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B


Рис.5. Грузовые характеристики

- max. вылет при выемке, 10,395 м; - max. вылет на уровне опорной поверхности, 10,242 м; - min. радиус поворота, 3,630 м; - max. высота резания, 9,460 м; - max. высота разгрузки, 6,695 м; - max. глубина выемки на уровне стоянки, 7,330 м; - max. глубина выемки на уровне 2,44 м, 7,150 м; - max. глубина выемки с вертикальной стенкой, 6,170 м


Рис.6. Установка ГНБ МВ D24-115 фирмы MichaelByrneManufacturing

2.5. При прокладке трубопровода методом ГНБ в качестве основного материала используется стальные трубы электросварные219530 мм отвечающие требованиям ГОСТ 10704-91 и трубы безнапорные фальцевые, бетонные ижелезобетонные200600 мм . отвечающие требованиям ГОСТ 20054-88 и ГОСТ 6482-88*; и глинистого бурового раствора . состоящего из воды, (на 95%) глинопорошка и полимерных добавок (на основе модифицированного крахмала и карбоксиметилцеллюлозы - КМЦ).
________________
*ГОСТ 6482-88 не действует. Действвует ГОСТ 6482-2011. - Примечание изготовителя базы данных.


2.6. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- СП 11-105-97. "Инженерно-геологические изыскания для строительства";

- СНиП 11-02-96*. "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения";
________________
* СНиП 11-02-96 не действует. Действует СП 47.13330.2012. - Примечание изготовителя базы данных.


- СНиП 3.02.01-83. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- СП 109-34-97. "Свод правил по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами";

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ


3.1. В соответствии с СП 48.13330.2011 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по прокладке трубопроводов методом ГНБ необходимо провести комплекс подготовительных работ и организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное производство работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- оградить зону строительства предупредительными знаками, освещенными в ночное время;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- получить в установленном порядке разрешение на строительство перехода у организации, эксплуатирующей данную автомобильную и железную дорогу;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- не менее чем за 3-е суток до начала работ вызвать представителя организации эксплуатирующей данную автомобильную дорогу;

- уточнить места существующих инженерных сетей, которые попадают под пятно строительства;

- получить согласования и права на производство работ у эксплуатирующих инженерные сети организаций;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. До начала строительства закрытого перехода трубопровода методом ГНБ должны быть выполнены следующие работы:

- принят от заказчика по акту створ подземного перехода, закрепленный геодезическими знаками с необходимым числом реперов в пределах зоны производства работ. Ось трассы при перенесении ее в натуру закрепляется специальными знаками с привязкой их к постоянным объектам;

- проведена геодезическая разбивка оси перехода;

- подземные коммуникации, находящиеся в зоне работ, должны быть вскрыты шурфами с целью уточнения глубины их заложения и отмечены предупредительными знаками;

- зоны работ ограждаются типовым забором, с установкой дорожных знаков по типовой схеме;

- производится расчистка полосы вдоль трассы с вырубкой и пересадкой зеленых насаждений;

- проведение контрольного осмотра рабочей площадки и створа перехода, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

- когда все возможные коммуникации локализованы произвести уточнение проектного профиля бурения скважины.

3.4. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007 ).

3.5. Технологическая схема горизонтально-направленного бурения при строительстве переходов включает три последовательных этапа:

Этап/ этап включает следующие операции:

- геодезическую разбивку места перехода и установку предупредительных знаков;

- подготовка строительно-монтажных площадок по обе стороны дороги;

- разработка одноковшовым экскаватором рабочего и приёмного котлованов;

- водопонижение грунтовых вод (при необходимости);

- крепление стенок рабочего котлована обсадными трубами или шпунтом.

Этап// этап включает следующие операции:

- монтаж упорной стенки котлована;

- подготовка установки и элементов сборного защитного кожуха к монтажу;

- монтаж установки для бурения.

Этап/// этап включает следующие операции:

- пилотное бурение скважины;

- приготовление бурового раствора;

- расширение пилотной скважины.

3.6.1. Работы по строительству перехода начинают с геодезической разбивки места перехода. Вначале определяется местоположение трубопровода с выносом и привязкой его оси к постоянным ориентирам. Намечают границы рабочего и приёмного котлованов с закреплением обносками, на которых укрепляют планки, показывающие глубины котлованов. Столбы обносок закапывают в грунт на глубину не менее 0,7 м и не ближе 0,7 м от края котлована.

3.6.2. Участок производства работ расположен по обеим сторонам пересекаемой преграды и представляют собой две отдельные строительно-монтажные площадки. Эти площадки условно называются:

- площадка N 1 - площадка стартового (рабочего) котлована и буровой установки горизонтального бурения (см. рис.7);

- площадка N 2 - площадка приемного котлована (см. рис.8).


Рис.7. План строительно-монтажной площадки N 1

1 - стартовый котлован; 2 - емкость для воды; 3 - установка для приготовления глинистого раствора; 4 - сигнальное освещение; 5 - освещение площадки (прожектор); 6 - дизельная электростанция; 7 - буровая шнековая установка; 8 - гидростанция; 9 - кабинка туалета; 10 - ограждение стройплощадки; 11 - противопожарный щит; 12 - вагончик бытовка; 13 - ограждение котлована; 14 - приставная лестница


Рис.8. План строительно-монтажной площадки N 2

1 - приемный котлован; 2 - сигнальное освещение; 3 - освещение площадки (прожектор); 4 - компрессорная станция; 5 - ограждение стройплощадки; 6 - противопожарный щит; 7 - ограждение котлована

3.6.3. Площадки должны быть расчищены и выровнены:

- площадка N 1 под буровую установку, для размещения основного и вспомогательного оборудования горизонтального бурения располагается у точки входа на правой стороне от дороги - пикет ПК 0+75,6;

- площадка N 2 располагается у точки выхода на левой стороне от дороги - пикет ПК 0.

3.6.4. Размер площадки N 1, показан на рис.7. На площадке размещается: стартовый котлован, размером 6,0х4,0х5,0 м, буровая установка, автокран, вспомогательное оборудование, мастерская, бытовые помещения и оперативная машина. В стартовом котловане размещается специальная домкратная станция, которая поддерживает буровой механизм, трубы продавливания.

3.6.5. Для того чтобы осуществить горизонтально шнековое бурение, необходимо соорудить приемный и стартовый котлованы, глубина которых должна соответствовать той глубине, на которой предполагается прокладывать конструкции трубопровода или инженерных сетей. Стартовый котлован обычно устраивается со стороны скважины, имеющей удобный подъезд и территорию, достаточную для организации стройплощадки.

3.6.6. Размер площадка N 2 показан на рис.8. На площадке размещается: приемный котлован, размером 3,0х3,0х5,0 м, компрессорная станция, штанги патрона.

3.6.7. Котлованы отрывают одноковшовым экскаватором с удалением грунта в отвал. Стенки рабочего котлована выполняются с откосами. В конце рабочего котлована отрывается поперечная траншея шириной 1,0-1,5 м, которая вместе с рабочим котлованом образует форму буквы "Т". Поперечную траншею укрепляют деревянными брусьями или шпалами, на которые опирается упорный брус (якорь), для крепления неподвижного блока полиспаста. По другую сторону дороги отрывается приёмный котлован для приёма и демонтажа режущей головки и шнека.

3.6.8. При наличии грунтовых вод на участке строительства перехода грунт следует осушить методом открытого водоотлива или способом закрытого понижения уровня грунтовых вод. При открытом методе водоотлива в пониженной части рабочего и приёмного котлованов отрывают приямки для стока воды, на глубину не менее 0,5 м от низа защитного кожуха, в которые опускают всасывающие рукава водоотливного агрегата и откачивают имеющуюся воду. При закрытом способе понижения уровня грунтовых вод используются иглофильтры и водопонижающие установки.

3.6.9. Для крепления стенок рабочего котлована в грунтах повышенной влажности применяется горизонтальная крепь (рис.9). Крепь состоит из вертикальных стоек в виде обсадных труб 219 мм, 6,0 м забиваемых в грунт вибропогружателем через 1,5 м и скреплённых двумя поясами из швеллера N 18. За стойки вплотную к грунту устанавливают закладные щиты, изготовленные из деревянных досок толщиной не менее 50 мм. Верх закладных щитов должен выступать над бровкой котлована не менее чем на 15 см. Разработка грунта около труб крепления на расстоянии 0,5 м и добор грунта на расстоянии 0,2 м от труб крепления производится вручную с откидкой грунта под ковш экскаватора и одновременной установкой досок забирки.


Рис.9. Схема крепления рабочего котлована

Так же для крепления стен котлована могут применяться инвентарные шпунтовые крепи из плоского металлического шпунта (ГОСТ 4781-55) или корытного (ГОСТ 4181-55). Крепь из шпунта забивают в грунт на всю глубину сразу или с постепенной осадкой по мере разработки грунта. Шпунт погружают вибромолотами или вибропогружателями. Для подъёма шпунта используют автомобильные краны. В передней и задней части котлована устраиваются упорные стены из стального шпунта:

- задняя упорная стенка монтируется на всю ширину котлована;

- передняя упорная стенка должна включать готовое отверстие (или возможность устройства отверстия) диаметром на 40% больше диаметра трубы и с центром, совпадающим с осью бурения.

3.6.10. Готовые котлованы предъявляют представителям Заказчика для освидетельствования и получения разрешения на дальнейшее выполнение работ.

3.7.1. При продавливании должно уделяться особое внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи, развиваемых буровой установкой, т.к. опорные реактивные усилия, передаваемые упорной стенкой на грунт. Осевое усилие от бурового инструмента передается через направляющие на конструкцию упора. Опорные точки упора необходимо выверить согласно наклону или уклону устанавливаемой трубы при помощи нивелира. Они должны быть способны выдерживать вес установки, пилотных штанг, труб и транспортерных шнеков с транспортируемой выбуренной породой.

Упор должен быть надежным, он рассчитывается на восприятие осевого усилия, в два раза превышающего максимальное осевое усилие, развиваемое установкой и достигают иногда более 500 тс. Если упор разрушится во время бурения, на его повторное сооружение уйдет достаточно много времени.


Рис.10. Схема типовой упорной стенки

ТТК. Устройство закрытого перехода трубопровода методом горизонтально направленного бурения