Руководства, Инструкции, Бланки

Лидерство И Руководство В Управлении Персоналом. img-1

Лидерство И Руководство В Управлении Персоналом.

Рейтинг: 4.9/5.0 (1681 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Психология управления персоналом

Вопросы для контроля

1. Назовите основные этапы процесса принятия управленческих ре­ шений, образующие «решенческое кольцо».

2. Назовите основные особенности процессов принятия управленчес­ ких решений. В чем заключается сущность полиморфизма в этом процессе? Сущность межличностного характера? Двойственного ста­ туса руководителя.

3. Назовите основные феномены управленческих решений. В чем со­ стоит их сущность?

4. Каково основное содержание феномена реактивного сопротивле­ ния в выборе? Феномена эффекта потолка? Реформирования мыш­ления индивидов? Эффекта объема? Эффекта состава группы?

5. В чем заключается сущность феномена лидерства? Каковы эффек­ты его проявления?

6. Дайте краткую характеристику двум основным видам типологии К. Юнга, существенно влияющим на индивидуальные различия в принятии управленческих решений.

7. Назовите типы стилевых различий в выработке управленческих ре­ шений. Каково содержание формул: А<< К; А < К; А = К; А > К; А » К? Здесь: А - формулировка гипотез и альтернатив; К - ана­ лиз, коррекция. контроль.

8. Назовите и дайте характеристику пяти основным стилям реализа­ ции управленческих решений.

3.4. Теории лидерства и стили руководства 3.4.1. Руководство и лидерство

При рассмотрении вопроса о руководстве и лидерстве прежде всего следует обратиться к институту власти. Власть представ­ляет собой возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством воли, автори­тета, права или насилия. Власть руководителя означает право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчи­нять своей воле. Эта власть порождается задачами, стоящими перед организацией или ее структурными подразделениями.

Принято различать власть формальную и реальную.

Формальная власть — это власть конкретного должностного лица. занимающего официальное место в организации. Реаль­ная же власть — это власть влияния, авторитета, обусловлен­ная местом человека в неформальной системе отношений, имеющих место в организации .

Формальной властью, властными полномочиями наделяют­ся руководители формальных организаций. Реальная власть присуща лидерам неформальных групп, возникающих в ре­зультате нерегламентированной, спонтанной активности лю­дей, вступающих в регулярные взаимоотношения. Если фор­мальные группы создаются по воле руководства, то нефор­мальные являются продуктом стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Если формаль­ные организации создаются по заранее выработанному плану, то неформальные организации (группы) являются своеобраз­ной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуаль­ные потребности. в частности, потребности в общении, в под­держке, в защите и т. п. (А. В. Карпов, 25, с. 496).

Таким образом, следует четко разграничивать понятия «ли­дер» и «руководитель ». Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организацией. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива (группы) перед избравшей или назначившей его инстанцией. Руководитель располагает строго определенными возможностями санкционирования (по­ощрения и наказания подчиненных) для воздействия на их про­изводственную, научную, творческую и др. активность. Лидер же выделяется из группы как наиболее референтное лицо, за которым члены группы признают право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Лидер может быть руководи­телем группы, но может и не быть им. Если руководитель на­значается официально, то лидер выдвигается стихийно. «Не­формальных лидеров, — отмечает В. В. Новиков, — группа на­чинает выделять уже в период своего становления. Иногда бывает так, что в группе людей, приступающих к той или иной дея­тельности, необычной для них, при общем замешательстве по­являются некоторые лица, которые проявляют более высокую активность, большую осведомленность и заинтересованность. Их охотно выслушивают, обращаются к ним за советом, отно­сятся к ним с особым уважением. Эти люди и являются потен­циальными неформальными лидерами»*.

Самиздат
Статьи и публикации наших партнеров


Управление персоналом организацииВажнейшие вопросы теории и практики управления персоналом организаций рассматриваются с точки зрения целей организации и направлений ее развития. Изучаются эволюция менеджмента, общие и специальные функции управления, закономерности создания и совершенствования организации. Определяется система управления персоналом, анализируются комплексные функции формирования, использования и развития персонала организации с учетом затрат на их реализацию в рамках современных концепций менеджмента. Материал основан на богатом отечественном и зарубежном опыте. Приведены многочисленные практические примеры. Даются необходимые рекомендации. В 4-е издание включен новый актуальный материал, изменены некоторые формулировки в связи с результатами новейших исследований. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей системы послевузовского образования. Учебное пособие может быть использовано для самостоятельного изучения предмета, а также в качестве справочника руководителями и.

Информационное обеспечение управления в таможенной системеВ монографии исследуются теоретические, методологические и практические проблемы информационного обеспечения управления в таможенной системе. Рассматривается информационно-модульная концепция построения автоматизированной информационной системы управления на региональном уровне. Проанализированы проблемы, перспективы и пути развития информационного обеспечения в таможенной системе. Представлены и проиллюстрированы примерами информационные модели, программные средства и ролевые функции управления. Рассмотрено информационно-аналитическое обеспечение при управлении рисками, расчетно-таможенных операциях, таможенном инспектировании, аудите и логистике. Монография подготовлена в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии и предназначена для научных работников, аспирантов, специалистов, дипломников, занимающихся проблемами проектирования и организации информационного обеспечения управления в таможенной системе и других корпоративных системах.

Управление финансовыми ресурсамиВ книге рассматривается основной круг вопросов управления финансовыми ресурсами предприятия в современных условиях. В ней сформулированы сущность, задачи и функции управления финансовыми ресурсами предприятия, рассмотрены методологические основы формирования систем его обеспечения. Книга знакомит с современными методами управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия. Значительное внимание уделено также управлению рисками, связанными с этим видом функционального управления предприятием. Книга широко иллюстрирована схемами, графиками, таблицами и примерами, содержит необходимый справочный аппарат. Книга рассчитана на руководителей и финансовых менеджеров предприятий, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.

Информационные специалисты. Социология управленияМонография представляет многоаспектный социологический анализ профессиональных ресурсов информационной деятельности в историческом и современном разрезе, анализирует их специфическую миссию и особенности функционирования в условиях информатизации, а также предлагает социологический подход к управлению кадровым ресурсом информатизации и теоретико-методологические основания реализации функций управления профессиональными ресурсами информационной деятельности институтами государственного управления, профессионального образования и информационного менеджмента. Книга предназначена специалистам в области социологии, наук информационного цикла, социального управления, государственного управления, менеджмента, профессионального образования.

Управление финансовыми рискамиУчебный курс рассматривает основной круг вопросов управления финансовыми рисками предприятия в современных условиях. В ней изложен теоретический базис финансового риск-менеджмента, сформулированы сущность, цель и функции управления финансовыми рисками предприятия, рассмотрены его методологические системы и методический инструментарий. Книга знакомит с современными методами исследования систематических и несистематических финансовых рисков предприятия, механизмами их нейтрализации, особенностями управления этими рисками в операционной и инвестиционной деятельности. Изучаемый учебный курс широко иллюстрирован схемами, графиками, таблицами и примерами, содержит основные расчетные алгоритмы финансового риск-менеджмента и необходимый справочный аппарат. Учебный курс рассчитан на студентов экономических вузов.

Руководитель - коллектив - личностьКнига освещает ряд важных проблем отношений руководителей предприятий и организаций с коллективом b отдельными работниками. Развитие инициативы трудящихся при решении общественно-политических задач, формирование личности, работа с кадрами и повышение квалификации работников, подбор и подготовка специалистов, планирование и организация работы руководителей— эти и многие другие вопросы явились предметом исследования, проведенного коллективом ученых и специалистов ГДР. Книга рассчитана на руководителей организаций и предприятий. Она может быть также использована на курсах повышения квалификации.

Управление проектами. Руководство по ключевым процессам, моделям и методамВ современных условиях рыночной конкуренции управление проектами стало одним из наиболее ценных навыков. Своевременное осуществление проектов является необходимым условием обеспечения благополучия компаний, которые в этом отношении полагаются на опыт квалифицированных менеджеров. Для того чтобы перейти от управления проектами среднего уровня к управлению проектами повышенной сложности, менеджер должен понимать не только проект как таковой, но и находиться в контексте насущных потребностей компании. Ему необходимо обладать навыками формирования команды, управления ее деятельностью и управления крупными бюджетами, а также понимать разницу между управлением проектами и организационным управлением. В книге "Управление проектами" рассматриваются навыки, процессы, методы и инструменты, которые необходимы менеджеру для управления более сложными проектами.

Система управления окружающей средой в организациях строительной отраслиВ данном учебном пособии рассмотрены проблемы управления окружающей средой в организациях строительной индустрии, производства строительных материалов строительного комплекса России. Приведены основная законодательная база, организационно-правовые основы охраны окружающей среды, производственная деятельность организаций строительной отрасли. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт создания систем управления окружающей средой на основе стандартов ИСО серии 14000. Предложена методология создания системы управления окружающей средой (СУОС) - экологического менеджмента в организациях строительной отрасли, включая руководство по подготовке СУОС к сертификации, приведены общие принципы организационно-функциональных структур СУОС для организаций строительной отрасли в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО серии 14000-98. Учебное пособие предназначено для руководителей и специалистов строительной отрасли, преподавателей, студентов.

Управление организациейЧетвертое издание учебника "Управление организацией" подготовлено учеными Государственного университета управления. Введены изменения в структуру ряда глав, включены новые материалы, отражающие результаты последних научных исследований в области управления, а также опыт их практического использования в организациях. Для студентов, аспирантов, специалистов организаций, изучающих современные проблемы управления. Учебник окажет реальную помощь в учебе и работе по формированию систем управления, отвечающих требованиям динамично развивающейся экономики России.

Антикризисное управлениеПодробно рассматривается механизм антикризисного управления и определены необходимые условия его эффективности. Дана характеристика типов антикризисного управления (раннего и опережающего антикризисного управления, антикризисного управления в период несостоятельности и в период банкротства организации), и для каждого типа показано сочетание функций регулярного и антикризисного управления. Теоретические вопросы диагностики финансового состояния организаций сопровождаются примерами расчета финансовых коэффициентов и комментариями полученных результатов. Большое внимание уделяется детальному рассмотрению различных вариантов предупреждения возможности возникновения кризисной ситуации в организации. Текстовый материал книги сопровождается пояснительными таблицами, рисунками и схемами. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов и преподавателей вузов. Книга будет полезна предпринимателям, руководителям предприятий всех организационно-правовых.

Другие статьи

Лидерство и руководство в управлении персоналом.


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ТемаЛидерство. Управление персоналом.

Автор аттестационной работы: Князькова Н.В.
Группа: М-41
Руководитель аттестационной работы: Павленко В.А.


Новосибирск - 2003
СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА………………………………………..5
1.1 ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА……………………………………. 5
1.2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА………………………………………………………. 7
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА…………………………………. 16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ХЛЕБОКОМБИНАТА
«РАССВЕТ»………………………………………………………………………….….23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………..25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……. 30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 41


Актуальность темы исследования.При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Организация – социотехническая система, где люди работают совместно ради достижения общих целей. Функционирование любой организации предполагает осознание всеми сотрудниками (а не только руководством) целей и ценностей организации и их участие в разработке политики организации.
Цель и задачи исследования.Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства на предприятии, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели лидерства;
- определить влияние на прибыльность предприятия в зависимости от стиля руководства.
Объект исследования.Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей на основе хлебокомбината «Рассвет».
Предмет исследования.Изучение ситуационных подходов к эффективному лидерству.
Теоретическая и методологическая основа исследования.Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.
Структура дипломной работы.Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 38 станицах. Список литературы содержит 27 источников.
Во введениираскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе«Теоретические основы лидерства» определены понятия и сущность лидерства, детально рассмотрены стили и современные методы руководства.
Вторая глава«Анализ управления персоналом на основе хлебокомбината «Рассвет»» посвящена рассмотрению лидерских взаимоотношений на предприятии, в главе приведены характеристика, организационная структура и методы управления, используемые в организации.
В третьей главе«Ситуационные подходы к эффективному лидерству» был проведен анализ основ эффективного лидерства.
Взаключенииобобщены исследования и результаты диплома и сформулированы основные выводы.


1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Понятия и сущность лидерства


Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства [16, c.185].
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
·проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
·достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
·уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
·видение ситуации в целом;
·способность к коммуникациям;
·доверие сотрудников;
·гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей [11, c. 134].
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [5, c. 48].


1.2 Стили руководства


Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера [16, c. 164] .
Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения:стиль управленияэто относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
* личных качеств;
* особенностей поведения человека в организации;
* конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным,каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным. Рис. 1 иллюстрирует автократично-либеральный континуум[8, c. 72].


Авторитарный Демократический Либеральный


Рис. 1 Стили руководства
Авторитарный стиль руководства
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.
Было установлено, что автократическое руководство обеспечивало более высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем [23, c. 95].
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает звание благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешить или поощрить их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.
Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Рис. 2 Место расположения руководителя-автократа при проведении деловых переговоров.
Авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно-более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное [7, c. 198].
Демократический стиль руководства
Представление демократичного руководителя МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:
1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным [16, c. 345].
Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации.
Руководитель

Рис. 3 Место расположения руководителя-демократа при проведении деловых переговоров.

Либеральный стиль руководства
Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 1).
Таблица 1


Сдерживается индивидуальная инициатива


Требует много времени на принятие решений


Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем [3, c. 112].
Сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях можно сказать, что разницу в производительности объясняет стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя. Аналогично континууму по теориям «Х» и «У» МакГрегора руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе (теория «Х») до другой – сосредоточенные на человеке (теория «У»). Этот континуум представлен на рис. 4.

Рис. 4
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными [24, c. 55].
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе служит Фредерик У. Тейлор. Тейлор строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли квоту, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции.
В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост.
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.

Концепции лидерства и их применение в управлении персоналом


Для того чтобы раскрыть связь между лидерством и руководством необходимо обратиться к природе этих двух понятий. То есть необходимо ответить: Что есть лидерство? И Что есть руководство?
Лидерство – это способность вести людей за собой для достижения конкретных целей. Руководство же – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Сравнивая эти два понятия, исходя только из определения, можно отметить, что лидер ведет за собой людей, используя свой авторитет, свои способности и люди чувствуют удовлетворение от достижения данной цели. Здесь необходимо привести слова китайского философа Лао-Цзы: «Когда вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами». Руководитель заставляет работать на достижение цели, используя свое положение в организации, и люди при этом не чувствуют удовлетворение от работы.
Однако в современном мире это далеко не так. Каждый эффективный руководитель стремится не заставлять, а вести за собой людей. То есть жесткое противопоставление руководства и лидерства едва ли правомерно, так как эти понятия очень близки друг другу, а их различия зависят от сложившихся традиций в их трактовке, а также от исследовательских подходов.
Различают понятие формального и неформального лидерства. Формальный лидер – это приоритетное влияние определенного лица на членов группы, основывающееся на руководящем положении в общественной иерархии, связанного с обладанием власти и ресурсов. В противоположность формальному неформальное лидерство понимается как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.
Оба эти аспекта – формальный и неформальный, - характеризуют эффективное руководство. Руководитель по самому своему замыслу предполагает наличие у занятых этого рода деятельностью людей соответствующей квалификации и определенного преимущества (по сравнению с подчиненными) в управленческих качествах, а значит и наличие у руководителей, по меньшей мере делового авторитета, который, соединяясь с личным авторитетом, перерастает в неформальное лидерство. Кроме того, руководство – это всегда формальное лидерство. Лидерство же – это неформальное влияние.
В целом же, подчеркнем еще раз, противопоставление руководства и лидерства методологически неправомерно, можно говорить лишь о различных аспектах, на которые традиционно акцентируют внимание эти категории: «руководство» - преимущественно на формальной стороне лидерства, «неформальное лидерство» - на субъективной стороне эффективного руководства. На практике же любой руководитель стремится быть и неформальным лидером.
Вообще «руководство» - общая категория, которая конкретизируется в понятиях формального и неформального лидерства. Не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом.
Соотношению понятий «менеджер» и «лидер» в последнее время уделяют все больше внимания. Гарвардская школа выдвинула следующую точку зрения – понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера – эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.
Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Различия между ними проводятся по многим позициям. Наиболее часто встречаемые отличия приведены в таблице
Отличие менеджера от лидера

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Менеджер

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Лидер

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Администратор

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Инноватор

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Поручает

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Вдохновляет

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Работает по целям других

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Работает по своим целям

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> План – основа действия

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Видение – основа действий

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Полагается на систему

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Полагается на людей

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Использует доводы

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Использует эмоции

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Контролирует

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Доверяет

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Поддерживает движение

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Дает импульс движению

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Профессионален

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Энтузиаст

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Принимает решения

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Превращает решение в реальность

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Делает дело правильно

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Делает правильное дело

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Уважаем

; <br /> border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;border-top:solid windowtext 0,5pt;border-right:solid windowtext 0,5pt;border-bottom:solid windowtext 0,5pt;border-left:solid windowtext 0,5pt;"> Обожаем


Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что эффективный руководитель – это сочетание менеджера и лидера в одном человеке. И эффективное руководство всегда должно сопровождаться лидерством. Таким образом, можно отметить, что лидерство – это венец управленческой деятельности.

Концепции лидерства и их применение в управлении персоналом - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Организационная культура. Её функции, свойства, уровни и элементы
Типология организационных культур
Процесс формирования организационной культуры
Миссия как системообразующий элемент организационной культуры
Формирование имиджа организации
Отбор и адаптация персонала в соответствии с организационной культурой
Методы мотивации в различных организационных культур
Коммуникации как средство организационной культуры
Личность и группа как субъект и объект управления
Методы исследования социально-психологической обусловленности понятий личности и группы в организации
Особенности процесса и результата принятия групповых решений
Концепции лидерства и их применение в управлении персоналом
Власть в организации. Понятие, виды, способы реализации власти
Конфликт – понятие, виды, источники, структура и динамика. Управление конфликтами в организации
Профилактика и преодоление сопротивления персонала организации изменениям
Ролевое поведение в организации
Управление персональным развитием сотрудника в организации
Организационное поведение в системе международного бизнеса
Научение организационному поведению, понятие, содержание, формы
Сущность и структура коммуникаций в организациях
Система организационного поведения и ее структура
Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
Методология управления персоналом. Закономерности, принципы и методы управления персоналом
Кадровая политика организации. Понятие, сущность, типы кадровой политики
Модель профессиональной компетентности менеджера по персоналу
Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Кадровое планирование и маркетинг персонала
Найм персонала как кадровый процесс
Адаптация персонала как кадровый процесс - понятие, виды, технологии и методы
Обучение персонала как кадровый процесс - понятие, виды, технологии и методы
Управление деловой карьерой сотрудников организации
Технология работы с кадровым резервом
Технология деловой оценки персонала
Основные виды кадровой документации
Теории мотивации и возможности их использования в современной организации
Методы диагностики мотивационной сферы личности
Методы анализа и оценки состояния мотивации труда персонала
Основные элементы системы мотивации труда как факторы мотивирования работника
Основные формы оплаты труда как факторы мотивирования работника
Мотивационные возможности тарифной и бестарифной системы оплаты труда. Премия как фактор мотивирования труда работников
Методы мотивации труда рабочей группы
Основные направления и формы социальной защиты работников
Методы социально-психологической и моральной мотивации персонала
Мотивация труда руководящего персонала
Сущность труда и его социальные аспекты
Трудовой потенциал организации и человека – сущность, показатели, структура
Кооперация труда и его социальное значение
Экономическая сущность организации труда
Организация и аттестация рабочих мест
Оценка производительности и эффективности труда
Условия труда, охрана и безопасность труда
Режим труда и отдыха
Трудовое поведение личности - понятие, структура, основные составляющие
Оценка эффективности труда руководителя
Социологические исследования в организации
Социальная политика организации

« назад Оглавление вперед »
Особенности процесса и результата принятия групповых решений « | » Власть в организации. Понятие, виды, способы реализации власти