Категория: Бланки/Образцы
Словарь
ФОРМ
МАССОВОЙ РАБОТЫ
Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей
издание второе
Новоуральск, 2010
Настоящий словарь является второй переработанной и дополненной редакцией словаря 1999 года издания.
Словарь представляет собой перечень, на который можно ориентироваться при расширении ассортимента форм работы с читателями. В словарь вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.
Все лексические единицы словаря представлены в нормализованной грамматической форме: в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).
Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская)
Все термины приведены в алфавитном порядке.
При составлении словаря использованы: база данных методических материалов Центральной публичной библиотеки, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.
Авторы словаря ни в коей мере не претендуют на полноту отражения всех возможных форм массовой работы с читателем и будут признательны за высказанные в их адрес замечания и предложения.
Фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание — это удовлетворение культурно-информационных потребностей, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Это обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге. Оно содержит группы способов: критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, способы опосредованной рекомендации книги.
Критико-аналитические способы — обеспечивают всесторонний и глубокий анализ произведения печати (в.т.ч. книги) или определенной проблемы, изложенной в них.Способы опосредованной рекомендации книг — пропагандируют деятельность библиотеки ее возможности, пользу чтения, развитие библиотечно-информационной культуры. Таким образом, библиотекари подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения.
Читательская аудитория — совокупность всех читателей, не объединенных какими-либо общими признаками и не составляющих устойчивого множества.
Читательская группа — это совокупность индивидов, имеющие какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: полу, возрасту, профессии, интересам.
Формы массовых мероприятий
Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
PR-акция
PR-кампания
PRO-движение книги
Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)
Ассорти
Ателье
Аукцион
Бой
Бой интеллектуальный
Бой ораторов
Брейн-ринг
Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)
Бюллетень
Бюро литературных новинок
Бюро творческих находок (форма производственной учебы)
Выборы литературные
Выступление
Галерея
Гид литературный
Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)
Голосование
Гонка за знаниями
Гороскоп литературный
Гостиная литературно-музыкальная
Громкое чтение
Гуляние народное
Гурман-вечер любителей. жанра
Доклад
Домино
Дуэль литературная
Завалинка музыкальная
Загадки литературные
Занятие увлекательное
Заседание
Застолье почти познавательное
Зачет
Звездный час
Звездопад поэтический
Игрище
Игротека
Иллюзион русской словесности
Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)
Империя игр
Импровизация
Инструктаж
Инсценировка
Интервью
Интермедия
Интрига литературная
Инфомания
Информ-дайджест
Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)
Информ-курьер
Информ-релиз
Информина
Информминутка
Искушение книгой
Искушение литературное
Испытание
Исторические виражи
Конфетти новогоднее
Концерт сказочный
Копилка опыта (форма производственной учебы)
Королевство библиографическое
Креатив-проект
Креатив-лаборатория
Крестики-нолики литературные
Круглый стол
Кружок
Круиз литературный
Кураж-вечер
Курс учебный
Курсы литературные
Лабиринт
Лавка писательская
Лекторий
Лекция
Лестница знаний
Лестница-словесница
Линейка
Лицей
Лицей для малышей
Лотерея
Лото литературное
Лоция литературная
Набат литературный
Навигатор
Навигация
Новоселье книги
Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)
Ностальгия
Обмен информацией (форма производственной учебы)
Обращение
Обсуждение
Объединение литературное «Творцы и таланты»
Олимпиада
Опрос
Орбита литературная
Отзыв
Открытая кафедра
Открытая трибуна
Открытый микрофон
Отчет творческий
Охота за лакунами знаний
Ристалище рыцарей слова (книги)
Робинзонада
Родословная книги
Розыгрыш литературный (библиографический)
Рулетка библиографическая
Совет Совещание
Созерцание прекрасного
Соревнование
Состязание
Спектакль
Спецкурс
Спор
Справка-шоу
Сражение
Стажировка
Старт
Стендовый доклад
Стиль-встреча
Стол дискуссионный
Странствия по книголэнду
Студия
Ступени
Субботник
Сувенир книжный
Суд литературный
Сундучок литературный
Сход литературной лавины
Сценка-поздравление
Сценка-сюрприз
Счастливый случай
Считалка
Сыск литературный
Тур Турне
Турнир
Хит-парад
Хобби-клуб
Хоровод
Церемония
Цикл встреч
Цикл-галерея
Чудеса в библиотеке
Шабаш (на ночь всех святых)Штудии (углубленные занятия)
Шутка-минутка
Экспедиция
Эксперимент
Экспозиция
Экспресс-обзор (обсуждение)
Экспромт
Энциклопедия хорошего литературного вкуса
Эрмитаж уникальных встреч
Эрудит-шоу
Эскизы удивительной жизни
Эстафета
Эстет-шоу
Этикет-класс
Этюд библиографический
Анализ библиотечной работы за 2014-15 учебный год.
«Школа - это, прежде всего слово,
книга и живые человеческие отношения»
(В.А.Сухомлинский)
В течение прошедшего учебного года школьная библиотека всё содержание работы строила согласно намеченным целям и задачам. Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, программ, методов, методик, форм обучения предполагают новый уровень использования различного рода источников информации, способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое оснащение библиотеки:Библиотека расположена на первом этаже образовательного учреждения. Она занимает изолированный приспособленный класс – комнату площадью 35 кв.м.
Библиотека оборудована: столами (6 шт.) для читателей, двумя демонстрационными библиотечными стеллажами, столом барьерным библиотечным.
Под стеллажи используются шкафы.
Библиотека оснащена переносным ПК, с выходом в интернет.
Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 12 посадочных мест для работы.
Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
Имеется дополнительное помещения 17 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(12шт.).
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:содействие учебно-воспитательному процессу путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.
формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
привитие любви к родному краю.
овладение новыми технологиями работы.
формирование комфортной библиотечной среды.
Библиотека укомплектована:научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей:
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1- 2 классов расставлена по тематическим рубрикам. Отдельно выставлены журналы для детского чтения, которые пользуются большим спросом.
Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены в отдельном шкафу для пользования в читальном зале.
Основные показатели работы библиотеки:Общий фонд - 10083
Фонд учебников -3282
Для начальных классов-945
Для средней классов-1829
Для старших классов-508
Электронные издания - 105
Количество читателей всего - 282, из них
Работа с книжным фондом библиотеки:Работа с фондом художественной литературы.
Поступило- 6 экз.
Отремонтировано книг - 106 экз.
В течении года с фондом литературы ведется определённая работа:
по изучению состава фонда и анализ его использования;
по формированию фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда).
прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар.
выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
выдача документов пользователям библиотеки.
расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).
проверка правильности расстановки фонда.
обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Работа по сохранности фонда:
организация особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
Работа с фондом учебной литературы.
Поступило учебников –487 экз.(Крутоярская СОШ)
- 128экз. (Токаревская ООШ)
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
В течении года проводилась работа:
по формированию заказа на учебники федерального перечня, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем ШМО.
по приему фонда учебников на хранение;
учет учебного фонда;
инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;
организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.);
анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;
выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников
осуществление обмена учебниками между школами.
Работа с читателями.
обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.
обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.
рекомендательные беседы при выдаче книг.
беседы о прочитанном.
Школьная библиотека в течении года оказывала помощь учителям:
в проведении массовых мероприятий, классных часов;
проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для проведения родительских собраний, педсоветов;
информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы;
совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу;
организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы (выставки, викторины, беседы, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, и проведению предметных недель. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям - юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся мини-викторины. Оформлена выставка «Книги – юбиляры».
Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. В честь празднования 70летия победы в Великой Отечественной войне библиотекарем были проведены библиотечные уроки и у/журнал, книжные обзоры на всех школьных мероприятиях, чтение и обсуждение детской литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войне. Совместно с поселковой библиотекой организована встреча с ветераном труда Якуниной Н.Т. которая во время войны была ребёнком, но она отчетливо помнит все тяготы и трудности работы. Надежда Тимофеевна рассказала об этом тяжелом времени, о помощи детей взрослым и ответила на вопросы учащихся. Спрос на литературу о Великой Отечественной войне повысился.
Были проведены экскурсии в школьный музей и зал боевой славы, экскурсии в Касимовский краеведческий музей, экскурсия в музей Лашманской модельной библиотеки, что расширяло знание ребят о родном крае, воспитывало любовь к малой родине. В рамках проведения года культуры учащиеся 5 классов также совершили виртуальную экскурсию в Эрмитаж.
Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашей страны.
Традиционно школьная библиотека проводит «Неделю детской книги», задачей, которой является, расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам. Каждый день для учащихся начальных классов проходило библиотечное мероприятие, была выпущена школьная газета.
Проведены ежегодные конкурсы «Лучший чтец», «Лучший читающий класс». «Юный иллюстратор», «Лучшая закладка для книги», в каждом классе проведена литературная викторина, подведены итоги. Прошло награждение победителей.
Ежегодное проведение уроков по формированию информационной грамотности учащихся:
Первое посещение библиотеки - 1 класс
Правила общения с книгой - 1 класс
Роль и назначение библиотеки - 2 класс
Структура книги - 2 класс
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Сложность поставленных задач вызывает необходимость совершенствования информационно- библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые невозможно осуществить, не используя методику проектирования.
Проектирование представляет собой деятельность по составлению проекта.
Сегодня существует множество определений понятия «проект». В переводе с латинского "проект" означает "брошенный вперед", т. е. устремленный вперед взгляд на какую-либо деятельность. В современной трактовке проект - это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.
Характерными чертами проекта являются:
- направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов (проект есть разовое явление, включающее в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение конкретного результата);
- сопряженность с изменениями;
- координированное выполнение множества взаимосвязанных действий;
- ограниченная протяженность во времени (запланированные начало и конец);
- результативность и эффективность проекта (в библиотечном деле — социальная значимость);
- проект может стать основной формой деятельности библиотеки, программа работы библиотеки может включать в себя одновременно реализацию нескольких проектов разной тематики.
С точки зрения системного подхода, проект — это процесс перехода исходного состояния в конечное (результат) при наличии определенных механизмов и ряда ограничений.
В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки — это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов.
Существуют различные классификации проектов, например:
¦ по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
- краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);
- среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).
- монопроекты (для одного учреждения культуры);
- мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);
- мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);
Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты интегрированы в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации.
В библиотеках России мегапроекты для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекты обладают:
- отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
- влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.
Классическим примером мегапроекта может служить мега-проект 1998 года «Пушкинская библиотека», инициированный Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) и рассчитанный на 3 года.
К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды.
Такой тип программированного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.
Третий класс проектов составляют монопроекты.
Монопроекты в библиотечной сфере создаются и осуществляются на уровне одной библиотеки, в них четко обозначены круг задач и направления развития конкретной библиотеки. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения — от одного месяца до года. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и, не требуют для достижения своих целей формирования других проектов.
Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В период их выполнения возможно кратковременное перераспределение всех ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, эффективность — вот основные особенности малого проекта.
Таким образом, по признаку масштабности библиотечные проекты делятся на мегапроекты, мультипроекты, монопроекты. Многообразие библиотечных проектов зависит от их содержания: целей, задач, факторов, влияющих на разработку и реализацию. Новыми типами проектов, разрабатываемых в библиотеках, являются: пилотные, инвестиционные, информационные, инновационные, маркетинговые, стратегические, экономические, социальные, образовательные, культурно – досуговые.
Пилотный проект – пробный проект. Примером такого проекта - пилотный проект для мегапроект «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек», с помощью которого удалось проверить, как функционирует каждое звено и вся схема реализации проекта. Это позволило осуществить качественное комплектование фондов библиотек Дмитровского района г. Москвы лучшими энциклопедиями, справочниками, изданными в России и за рубежом.
Инвестиционные проекты. В инвестиционных проектах важным параметром является ресурсный потенциал. Использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов, короткие сроки реализации — вот основные признаки инвестиционных проектов.
Информационные проекты. Быстрый рост объемов информации и развитие информационных технологий значительно влияют на способы получения доступа к информации, что сказывается на библиотеках и их услугах. Проблема создания и кооперации информационных ресурсов является очень важной для российских библиотек. Внедрение новых технологий, автоматизация процессов привели к появлению информационных проектов для библиотек.
Инновационные проекты. К ним относят «проекты, где главная цель — разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие систем. Инновационная деятельность в библиотечной сфере сегодня разнопланова, включает освоение новых информационных технологий, создание новых услуг, модернизацию всех направлений библиотечной деятельности: комплектования, обслуживания, хранения.
Особенностью инновационных проектов является то, что процесс планирования и корректировки в них идет одновременно. Инновационные проекты в библиотеках могут быть небольшими и крупными. Небольшие инновационные проекты обычно реализуются при создании новых библиотечно-информационных услуг и, как правило, не требуют больших затрат. Крупные инновационные проекты требуют достаточного финансирования, имеют большую степень риска, но в случае их выполнения библиотеки оказываются на новой ступени развития.
Маркетинговые проекты. Цель маркетинговых проектов — разработка стратегии развития библиотеки, методики приоритетных направлений библиотечной деятельности. При реализации данного типа проектов разрабатывается нормативная, научная, регламентирующая документация; анализируются данные социологических и маркетинговых исследований, анкетирования и т. д. для выработки дальнейшей стратегии развития библиотеки. Такие виды проектов характерны для федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, одним из видов деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на их осуществление обычно бывают очень ограниченными.
Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т. д. Цели здесь четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее предвидеть, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта установлены, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют экономического обоснования, а также корректировки по мере его реализации.
Организационные проекты тесно связаны с экономическими, так как формируются главным образом за счет бюджетных ресурсов.
Образовательные проекты реализуются в рамках образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.
Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности и привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе.
Например, проект «Организация временной занятости», в котором партнерами Дмитровской ЦБС выступают администрация и Центр занятости населения, имеет цель помочь детям из малообеспеченных семей получить навыки библиотечной профессии.
Кулътурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга в библиотеке, которая становится культурно-досуговым центром, местом проведения встреч, вечеров, дискуссий, организации клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не в том только, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.
Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования.
Рассмотрим элементы проектной деятельности. Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов или стадий.
1 Подготовка к проектированию
2. Разработка проекта.
3. Реализация проекта.
4 Завершение проекта.
1. Подготовка к проектированию
Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социокультурной ситуации и творческого мышления библиотекарей. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией учреждения культуры. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо конкретной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
2. Вторая стадия - разработка проекта.
Эта стадия включает в себя два этапа:
2. Оформление проектной документации. Проект состоит из трех частей: титульного листа; содержания и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации-заявителя, срок выполнения, сумму проекта, сведения о полученных ранее грантах и т. п.
В содержание проекта могут входить следующие разделы:
Краткое описание проекта- суть, изложенная в сжатой форме: не (более 5 предложений).
Введение- своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации-соискателя; отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.
Постановка проблемы- описание проблемы, для решения которой
создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта
Цель- результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной _ их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: "создать", "объединить", "изменить", "улучшить" и т. п.
Нужно четко отделять цели проекта от задач, а задачи - от метода осуществления. То, чего необходимо добиться является целью: те, что для этого нужно сделать, - задачами, а то, как это будет сделано, - методами.
Методы- мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность- инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Субъекты проектной деятельности. Субъектами проектной деятельностибиблиотеки являются основные участники проекта и команда проекта, которые, в соответствии со своими задачами и границами полномочий, взаимодействуют в процессе его осуществления. Необходимая сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Основные участники проекта это:
Команда проекта состоит из:
Часто фонды интересуются не столько биографическими сведениями, сколько профессиональными навыками участников проекта, поэтому в списке исполнителей можно указать следующие сведения о них:
- информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т. п.;
- занимаемую должность и опыт работы;
- знание иностранных языков;
Важно показать, что профессиональная квалификация организаторов и участников проекта достаточна для его успешной реализации.
Бюджет проекта (смета расходов) - возможно, самая главная часть заявки, в которой необходимо учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину. Этот раздел имеет очень большое значение, потому что довольно часто из-за неумения работать в условиях проектного финансирования, были провалены многие проекты.
В отсутствие каких-либо особых инструкций бюджет проекта обычно состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы; оплата труда.
Прямые расходы включают аренду помещения; аренду и покупку оборудования; эксплутационные расходы; расходные материалы (канцелярские товары и т. д.); командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатных материалов и т. д.).
Непрямые расходы - это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.
Оплата труда - это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; время действия гранта; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов, как и запрашиваемые у грантодателя суммы, были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.
Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации-разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющейся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации); расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения; коммунальные платежи и связь.
Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.
Факторы успеха подразумевают указание сильных сторон деятельности учреждения культуры, способствующих успешной реализации проекта:
¦ начало фактической деятельности по теме проекта;
¦ многолетний опыт организаторов;
¦ высокая квалификация персонала;
¦ креативный потенциал коллектива, инновационные способности;
¦ широкое социальное партнерство;
¦ согласование с региональными программами развития и т. п.
¦ ключевой фактор успеха - создание команды профессионалов-единомышленников, нацеленных на успешную реализацию проекта.
Риски проекта- негативные факторы, "подводные камни" в реализации проекта. Чем полнее и глубже проработан этот раздел, тем выше будет доверие потенциальных партнеров и грантовых фондов. Можно выделить следующие причины возникновения рисков:
Будущее проекта. В этой части проекта необходимо коротко объяснить, с чьей помощью и за счет каких ресурсов авторы рассчитывают сохранять и развивать результаты, полученные в рамках проекта.
На этом оформление проектной документации закончено.
Теперь можно приступать следующему этапу проектной деятельности- реализации разработанного проекта.
Процессы реализации проекта:
1. Инициация – после регистрации проекта и проведения презентации принимается решение о начале и сроках выполнения проекта. Для презентации и визуального фиксирования проекта можно использовать схемы, модели или карту проекта. Структура карты проекта похожа на дерево и выглядит, как разрастание его ствола путем ветвления. В такой структуре используется принцип "от общего к частному". Схематично "дерево проекта" состоит из шести частей:
¦ корни дерева - постановка проблемы (истоки проблемной ситуации);
¦ от корней поднимается вверх ствол - идея;
¦ крупные ветви расходятся на более мелкие - задачи;
¦ на ветви нанизываются листья - мероприятия по достижению поставленных задач;
¦ среди листьев вырастают плоды - ожидаемые результаты проекта.
Представлять цели, задачи или проект в виде карты, модели, схемы не обязательно, но желательно, т. к. это имеет ряд преимуществ: четко видна главная цель; наглядно расположены смысловые связи (цели - задачи - методы); проект становится более наглядным и лучше запоминается.
В настоящее время имеются различные компьютерные программы, посвященные созданию карты проекта. Используя их в работе, можно с легкостью составить эту карту. Желательно, чтобы в ее структуре было не более трех разных "геометрических форм, иначе ее восприятие значительно усложняется.
2. Планирование проекта – разработка стратегии их достижения.
Планирование осуществляется в течение всего срока реализации проекта. Важно определить работы, из которых состоит проект, а затем рассчитать срок и стоимость его выполнения. В результате планирования выстраивается организационная структура проекта, составляется календарный график этапов.
3. Исполнение – координация всех ресурсов для реализации составленного плана.
4. Контроль – сбор фактических данных о выполнении работ и сравнение их с плановыми задачами. К сожалению, отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда, поэтому могут быть приняты решения об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения для этого большего объема ресурсов.
5. Анализ – определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и задачам, принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий. В ходе анализа исполнения оцениваются состояние и прогноз успешности исполнения проекта согласно критериям, определенным на стадии планирования.
6. Завершение – период достижения конечных целей.
Основное содержание работ этой фазы состоит в следующем:
- организация рекламной компании, проведение презентации
- разработка методических материалов
- оценка результатов проекта и подведение итогов
- подготовка финансовых отчетов.
Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и навыков, полученных в ходе его реализации. Важным в заключительной стадии жизненного цикла проекта становится анализ достижений и ошибок, выявление новых управленческих приемов.
Каждый проект, независимо от того, успешен он или нет, позволяет команде, работающей над его реализацией, получить уникальный опыт. Успех проекта состоит в приобретении командой и организацией определенных знаний, умений, навыков, которые в следующий раз можно будет применить для повторения успеха или во избежание ошибок.
Алгоритм оформления проектной документации
1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель)
2.1.Краткое описание проекта.
Суть, изложенная в краткой форме – не более 5 предложений.
2.2. Постановка проблемы.
Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности.Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта.
Чего вы хотите добиться?
Что вы будете делать?
5.1. Руководители проекта.
5.2. Исполнители проекта.
6. Содержание проекта.
Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.
Учимся писать библиотечные проекты