Руководства, Инструкции, Бланки

Гербарий По Биологии 6 Класс Образец img-1

Гербарий По Биологии 6 Класс Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1676 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по биологии (6 класс) на тему: Изготовление гербария Методичка интерпретированная для 5-6 класса

Методическая разработка по биологии (6 класс) на тему:
Изготовление гербария Методичка интерпретированная для 5-6 класса
Предварительный просмотр:

Правила изготовления и хранения

Термин «гербарий» (лат. herbarium от herba – трава) появился в XVI в. В настоящее время термин «гербарий» используют для обозначения коллекций засушенных растений, а также целого научного учреждения или отдела, в котором хранятся гербарные коллекции, предназначенные для научных работ по систематике, флористике, географии растений, генетике и селекции, растениеводству.

Искусство сохранять растения в виде плоских засушенных образцов (гербария) возникло в XVI веке, в эпоху Возрождения. Изобретателем метода гербаризации считают профессора Пизанского университета Луку Гини. Первые учреждения – гербарии – находились при ботанических садах. Один из древнейших – гербарий города Падуя (Италия) – создан в 1545 г. а несколько раньше, в 1540 г. там возник первый ботанический сад. В настоящее время гербарии как крупные научные учреждения или отделы существуют при всех ботанических садах и университетах мира.

В создании ценных гербарных коллекций, являющихся сейчас национальным и мировым достоянием, принимали участие не только ботаники, но коллекционеры-любители. Для того, чтобы любительские гербарные сборы имели научную и эстетическую ценность, необходимо знание основных правил изготовления гербария.

Цели создания коллекции гербария могут быть различными. Например, исследовать флору области, района; собрать гербарий кормовых, лекарственных, сорных, ядовитых растений; собрать листья, побеги, соцветия, цветки растений для изготовления учебного морфологического гербария.

Оборудование, необходимое для гербаризации растений. Правила работы с инструментами для сбора растений. Правила техники безопасности при сборе растений и работе с оборудованием.

Инструменты для выкапывания растений (копалки) должны быть простыми, прочными и удобными для ношения. Собирая растения в природе, часто приходится иметь дело с очень плотным грунтом. Садовые совки и ножи могут сломаться при попытке выкопать ими растения из такого грунта. Мы рекомендуем использовать для выкапывания растений из плотного грунта стамески (рис.1). Это очень прочные инструменты, шириной 25-35 мм. Носить стамеску можно у пояса в футляре из плотной материи или в полевой сумке. Чтобы случайно не оставить копалку на месте сбора, в рукоятку можно продеть шнур и привязать ее к поясу.

Гербарные прессы служат для засушивания растений. Правила работы с гербарными прессами описаны в главе «Сушка растений».

Препаровальные иглы используют при определении растений для препарирования цветков, плодов, а также для расправления тонких частей растений при укладке их в гербарный пресс. С иглами нужно обращаться осторожно: держать препаровальные иглы нужно остриями вниз, чтобы не поранить себя и окружающих.

Очень осторожными нужно быть в новых, незнакомых местностях: осваиваться постепенно, не ходить далеко, особенно в одиночку, уметь ориентироваться по картам, схемам, солнцу, местным приметам. Во всех случаях нужно оставлять на базе предполагаемую схему своего маршрута.

При гербаризации ядовитых растений нужно быть очень осторожным, особенно с вехом, аконитом, чемерицей: после работы с ними необходимо тщательно вымыть руки.

Выбор погодных условий для сбора растений. Способы сохранения собранных растений до закладки в гербарный пресс.

Растения для гербария собирают в сухую погоду. иначе они потеряют при сушке естественную окраску. Если растения оказались влажными, перед закладкой в пресс их подсушивают с помощью любой хорошо впитывающей воду бумаги (промокательной, фильтровальной, оберточной и т.п.). Необходимо взять с собой блокнот и карандаш для записей, заранее нарезанные кусочки чистой бумаги (7x13 см) для полевых этикеток, а также 20-50 газетных листов. В одну газету удобно завернуть растения, которые можно обозначить ботаническим термином гербарный сбор. т.е. весь однородный, принадлежащий одному виду (или одной внутривидовой таксономической или морфологической группе) материал, который собран одновременно в одном местообитании. Обычно собирают 2-3 и более экземпляров растения, с тем чтобы 1-2 из них оставить в своем гербарии, а прочие использовать для определения растения (часто для этого нужно рассмотреть цветки, соцветия и пр. что лучше делать не на том экземпляре, который мы закладываем в гербарий) или для обмена. Экземпляры одного сбора по отношению друг к другу считаются дубликатами (дублетами). Существуют еще такие понятия, как гербарный экземпляр и гербарный лист. Гербарный экземпляр (образец) – то количество собранного единовременно в одной точке материала, которое может достаточно хорошо представить растение одного вида. Гербарный экземпляр не должен быть меньше одного гербарного листа, заполненного высушенными растениями. Если же растения крупные, как, например, виды рода Arctium (лопух ), то один достаточно полный гербарный экземпляр займет 2-4 гербарных листа. Его можно характеризовать качественно: хорошо или плохо высушен, полно или неполно отражает морфологию (строение) растения и т.п. Гербарным листом называется лист бумаги гербарного формата (А 3 ) со смонтированными на нем растениями. Можно употреблять этот термин и для еще не монтированных растений, лежащих в одной сушильной рубашке и предназначенных для монтировки на одном листе. В газету, куда заворачивают растения одного гербарного сбора, сразу надо положить полевую этикетку. листок бумаги, на котором простым карандашом записано, где, когда и кем собраны растения (без этого они теряют научную ценность). Окончательную, чистовую этикетку составляют при оформлении гербария после уточнения названия растения.

Не следует брать в гербарий поврежденные, больные, угнетенные растения. Гербарий болезней или повреждений растений, если в нем есть потребность, собирают специально.

Сбор травянистых и древесных растений для гербария.

Нужно стараться собрать растение как можно более полно, чтобы в гербарии были представлены его вегетативные и репродуктивные органы. Травянистые растения нужно собирать в цветущем состоянии или с плодами, и обязательно с подземными частями: корневой системой или корневищами, клубнями, луковицами. У древесных растений собирают ветки с цветками или плодами, различные типы вегетативных побегов (нормальные, укороченные, порослевые), а также кусочки коры, молодые сеянцы.

Выкопав растение, нужно тщательно и осторожно (чтобы не повредить подземные органы, которые иногда очень нежны) отряхнуть землю, а если грунт глинистый и сырой, то, по возможности, смыть его.

Если на собранных растениях мало цветков или плодов, нужно вложить (прямо в лист или предварительно в пакетик) дополнительные, собранные здесь же с того же или с других экземпляров, чтобы потом, при необходимости препарирования этих органов, не портить гербарный образец. Если цветки очень нежные и имеют сложную конфигурацию, т.е. могут деформироваться при сушке, следует сделать на листке или в дневнике набросок их контура.

Не следует закладывать в гербарный лист слишком массивные экземпляры: целые кочки осок, крупные ветви деревьев и т.п. Их надо препарировать: от кочки, например, можно отделить небольшую группу связанных друг с другом побегов. Коллекции крупных плодов, образцов древесины, спилов стволов деревьев следует собирать и хранить отдельно.

Методика работы с гербарным прессом.

Высушенные для гербария растения должны сохранить характерный для них внешний вид и цвет, а также некоторую эластичность. От качества сушки в значительной степени зависит ценность гербария. Собранные растения сушат в специальных гербарных прессах. Портативными прессами могут служить гербарные сетки, представляющие собой две рамки из деревянных брусков сечением 40 x 15 мм с прибитой с одной стороны каждой рамки решеткой из стальной проволоки диаметром 1,5-2,5 мм с 1-2 более узкими поперечинами или без них. Для сеток оптимален размер (42-44) х 30 см, который определяется форматом гербария с припуском 1-2 см по ширине и длине. Затягивают рамки льняным или плетеным капроновым шнуром (рис. 151) таким образом, чтобы было удобно завязывать и развязывать сетки. Предпочтительнее всего засушивать растения между листами сменной бумаги: фильтровальная бумага дешевых сортов, не проклеенная оберточная бумага, старые газеты (лист газеты формата А 2 складывается пополам).

Всю заготовленную бумагу необходимо обрезать по одному формату, принятому для гербария. Наиболее приемлемые в нашей стране и за рубежом размеры гербарного листа: длина 40-44 см и ширина 28-30 см.

Одновременно готовят «рубашки» – обертки, в которые укладывают растения. Их не меняют до окончательного высыхания растений. Для этого складывают половину большого газетного листа пополам так, чтобы каждая «створка» ее была однослойной. Хорошо еще сделать у «рубашки» клапан, загнув свободный край на 2-3 см. Это не даст растению выпасть при перекладке пресса и позволит быстро отличить «рубашку» с растением от сушильных газет.

Условия, необходимые для получения качественного гербария

Хорошее качество прессования дают правильная укладка растения, достаточное количество и частая смена сушильных газет, а также оптимальная степень стягивания пресса.

При сушке в гербарной сетке одну рамку пресса кладут сеткой вверх. На сетку надо положить 4-5 газет, затем – открытую «рубашку», в которую и будет закладываться растение. Закладка – самый ответственный момент при изготовлении гербария. Прежде всего надо расправить свежее растение на листе так, чтобы его части, по возможности, не налегали друг на друга, и сохранялось естественное положение частей растения. Между налегающими друг на друга листьями или побегами полезно проложить кусочки бумаги. Это особенно необходимо, когда грубый стебель налегает на тонкий лист растения: без проложенной бумаги лист в этом месте почти неизбежно будет деформирован. Кусочки бумаги следует также класть между налегающими друг на друга листьями, особенно если они соприкасаются нижней стороной, более богатой устьицами.

При засушивании цветков, а также корзинок сложноцветных под них подкладывают тонкий слой ваты и сверху прикрывают кусочком тонкой бумаги. После окончания сушки вату аккуратно снимают с помощью пинцета: она легко отделится, если растение полностью высохло. Укладывать растения надо так, чтобы и количество, и расположение растений на листе остались без перемен вплоть до окончательного оформления гербария.

Лист должен быть заполнен растениями или их частями по возможности полно и равномерно. На один лист кладут несколько экземпляров небольших растений, а совсем мелких – и два-три десятка. Крупное растение, наоборот, приходится резать на части и размещать на нескольких листах. У особенно крупных растений приходится некоторые части отбрасывать и класть только один-два сегмента каждого типа органов (например, у крупных зонтичных вроде борщевиков – часть среза корня, прикорневой лист или его часть, часть стебля и стеблевой лист, часть зонтика). Если растение высокое, но не очень мощное и ветвистое, его стебель следует перегнуть 1-3 раза под острым углом, чтобы все растение уместилось на одном листе. Следует именно перегибать стебли и листья под углом, а не сгибать их дугой, чтобы не создать ложного впечатления об их форме роста. Дугой или кольцом можно сворачивать лишь слабые стебли (как стебли водных растений), которые и в природе могут оказаться свернутыми таким образом, а также тонкие и длинные листья некоторых осок и злаков (например, ковылей). У сильно ветвистого или густо облиственного растения можно удалить часть ветвей и листьев, но так, чтобы следы искусственного удаления были видны.

Сразу после укладки растения необходимо положить в «рубашку» вместе с растением полевую этикетку с подробным указанием места и времени сбора, иначе гербарий не будет иметь научной ценности.

Между соседними «рубашками» с растениями кладут по две-три газеты.

Толщину стопки с растениями, закладываемой в пресс, нужно сделать равномерной, для чего укладывать листы, располагая растения корнями и толстыми частями попеременно то в одну, то в другую сторону. Если при прощупывании поверхности пачки все-таки чувствуются бугры и впадины, впадины нужно заложить комками смятой сушильной бумаги.

В пресс не следует помещать более 25 «рубашек» с растениями. Когда уложено и расправлено последнее растение, нужно положить поверх него 4-5 газет, закрыть всю пачку второй половинкой пресса (сеткой внутрь) и завязать его веревкой, стараясь затянуть ее посильнее. При слабом затягивании пресса растения будут деформироваться, при слишком сильном – сплющиваться. Оптимальная степень стягивания пресса определяется на опыте. Пресс с растениями размещают в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Сушить растения под открытым солнцем не следует: их окраска становится бледнее.

В начале сушки следует перекладывать пресс каждые 6-12 часов. Для этого нужно развязать пресс и заменить отсыревшие газеты на сухие. При этом «рубашки», в которых находятся растения, не меняют и не перемещают растения в них. Это может смять и испортить образцы. Отсыревшие газеты просушивают, развесив на веревках или разложив на полу, при раскрытых окнах. По мере высыхания растений перекладывать пресс достаточно один раз в день.

Пачка растений примерно в 30-40 листов при аккуратной смене газет и сухой теплой погоде может быть высушена за 3 дня. Хорошо высушенные растения должны быть упругими, но не ломкими, если же некоторые части их вялые и легко сгибаются, значит, растение высушено плохо.

Окончание сушки определяется по исчезновению живого зеленого цвета, а еще вернее – прикладыванием к губам: ощущение холода свидетельствует о том, что сушка не закончена. Если растение приподнять за стебель, то еще не высохшие части поникнут.

НАУЧНАЯ ЦЕННОСТЬ ГЕРБАРИЯ. ЭТИКЕТАЖ

Правила написания полевых и чистовых этикеток.

После полного высыхания растений необходимо аккуратно убрать все вспомогательные материалы – кусочки бумаги, ваты – и написать окончательную («чистовую») этикетку. Окончательный этикетаж нужно провести как можно скорее, не дожидаясь полного определения растения. Чистовой этикетаж – операция, которая завершает круг обязанностей коллектора (человека, собравшего и засушившего растения). Для чистовых этикеток следует брать белую писчую бумагу, которую нужно нарезать на кусочки. Наиболее распространенный формат этикеток – 10 x 7 и 14 x 9 см. Порядок обозначения сведений на этикетке коллектор должен твердо помнить и соблюдать. Если растение не определено коллектором, следует оставить в верхней части этикетки место для названия растения: его можно вписать туда позже. Но очень важно, чтобы коллектор сразу внес следующие данные, которые никто, кроме него, сообщить не может: место сбора, дату сбора растения, фамилию и инициалы коллектора. Для подклейки этикеток, пакетиков и пр. следует пользоваться синтетическим клеем ПВА. Ни в коем случае не следует употреблять при монтировании так называемый конторский силикатный клей: он разрушает бумагу и обесцвечивает любые надписи.

Определять растения лучше всего на свежем материале, до увядания. Поэтому при сборе растений для гербария рекомендуется собрать дополнительно еще 1-2 экземпляра специально для определения. Можно проводить определение и на сухом материале, но в этом случае бывает трудно рассмотреть строение цветков и иных мелких деталей.

Возможны три способа определения:

1) по литературным пособиям (определители растений, ботанические атласы, иллюстрированные справочники по лекарственным, сорным, декоративным растениям и пр.); 2) путем сравнения с гербарными образцами, определение которых проводили специалисты; 3) обратившись к самим специалистам.

Для гербария используют определенный формат листа. Во многих гербариях мира формат гербарного листа близок к 42x28 см (А3). Резать бумагу лучше всего в типографии, где есть специальные резаки, или использовать чертежную бумагу размером А 3.

Задача монтирования – придать гербарному образцу форму, наиболее удобную для последующего хранения и использования. Перенося растение из «рубашки» на монтировочный лист, мы еще раз можем выправить недостатки в расположении растений, допущенные при сборе или высушивании. Самые толстые части растений стараются расположить ближе к краям. Если растений на листе мало и заполнить ими весь лист равномерно нельзя, их надо помещать не на середину листа, а ближе к краям. Этикетку предпочтительнее помещать у нижнего правого края листа. Наилучший способ прикрепления растений к бумаге – пришивание наиболее жестких и толстых частей прочными нитками и прикрепление более тонких частей узкими бумажными полосками. Растения прикрепляют так, чтобы они не болтались на листе, не наезжали одно на другое и не высовывались за края листа. Фиксировать растение намертво, совершенно лишая все его части всякой подвижности, не следует: при малейшем изгибе листа бумаги растение будет ломаться. По этой же причине нельзя фиксировать самые кончики листьев: это приводит только к тому, что кончик обламывается. Крупную листовую пластинку можно поклеить с нижней стороны вдоль главной жилки листа. Каждый стежок должен быть отдельным. Очень хорошо с оборотной стороны листа заклеить маленьким листочков узелок. К основному монтировочному листу приклеивается калька того же размера, чтоб обеспечить наибольшую сохранность гербария.

М.Е. Павлова, И.И. Истомина, А.А. Терехин.

Гербарий. Правила изготовления и хранения/

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Агрономия», « Ландшафтная архитектура », «Ветеринария», «Фармация».

M. Изд-во РУДН, 2014. – 38 с.

Другие статьи

Биология 6 класс

Официальный сайт
Муниципального общеобразовательного учреждения
Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2

Страница обновлена 14.10.2014

Рабочая программа разработана на основе предполагаемой модифицированной программы для ведения курса биологии в 6 классе по авторской программе И.Н. Пономарёвой, с учётом примерной программы по биологии для основной школы 2008г. Рабочая программа создана на основе Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (2004г).

В рабочую программу включён вариант программы краеведческого модуля в курсе «Биология». Модуль «Краеведение» / биологическое и ландшафтное разнообразие природы Ярославской области.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направленного на достижение целей:

  1. Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, грибов, бактерий и лишайников в системе биологических знаний научной системы мира.
  2. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых уровнях организации жизни.
  3. Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и как её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
  1. Ознакомление с учащихся с биологическим разнообразием растений, грибов, бактерий, лишайников как исключительной ценности органического мира.

2.Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного и растительного организма, об особенностях строения веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

3. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, мер по охране.

4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.

Цели программы «Краеведение».

  • Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Ярославской области.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельность приобретения новых знаний.
  • Воспитание любви к родному краю, стране и формирование и основ экологической культуры.
  • Ознакомление учащегося с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Ярославской области, ролью учёных – естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона.
  • Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах растений области, о необходимых мерах их охраны, мирах рационального использования хозяйственноценных видов в регионе.
  • Овладение учащимися умениями работать с определёнными карточками, определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, в природных сообществах Ярославского области для их защиты.
  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и развитие интереса и изучению природы родного края.

Учебно методический комплект.

  1. Программа соответствует учебник Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012г.
  2. И.Н. Пономарёва. Биология 6кл. методическое пособие. 2012г
  3. Тесты по биологии 6-11 класс.2009г
  4. Новый образцовый стандарт «Рабочие программы по программе Пономарёвой, тематическое планирование, требование к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно – измерительных материалов ООО «Глобус» 2008г.

Примерные программы по биологии Дрофа Москва 2007г. Федеральный базисный учебный план.

Изменения в программе:

В мной составленной рабочей программе внесены изменения по сравнению с примерной программой И.Н. Пономарёвой.

Тема: Введение. Общие знакомства с растениями вместо 2ч. У И.Н. Пономарёвой добавлено 2ч. (введение из краеведческого модуля) всего 4ч.

Тема: Царство бактерии вместо 1ч. По прогр. В моей 2ч.

Тема: Природоведение сообщества вместо 2ч. По программе убавлено до 1ч в моей.

Учитывая примерные программы по биологии Дрофа. Москва 2007г. Федеральной базисный учебный план. В мою рабочую программу добавлены и расширены экскурсии «Сезонные явления в природе»- это Экскурсия №1, «Осенние явления в жизни растений, Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений».

Экскурсия №5 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Уровень воспроизведения и описания информации (А)

  • определять клетки, ткани, органы, системы органов растений.
  • Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, классы растений.
  • Формировать выводы о клеточном строении организмов царств бактерий, грибов, растений.

Творческий уровень (В)

  • Применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования приёмов хранения продуктов питания профилактики отравлений и заболеваний.
  • Прогнозировать последствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствиям неадекватного поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся модуль «Краеведение»

Уровень воспроизведения и описания информации:

  • Описывать морфолого-анатомические особенности растений Ярославской области
  • Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников области.
  • Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона: съедобные и ядовитые грибы, культурные, овощные, плодовые, декоративные, лекарственные растения области.
  • Наблюдение влияния факторов среды на живые организмы.
  • Проводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.
  • О бъяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ярославской области.
  • Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области.
  • Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения.
  • Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям, экологические группы лишайников.
  • Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
  • Формулировать выводы на основе собранного материала
  • Давать характеристику растениям различных систематических групп.
  • Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ярославской области.
  • Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ.
  • Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Ярославской области.

© Официальный сайт Муниципального общеобразовательного учреждения Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2, 2009 – 2016 Работает на CMS.edu при поддержке © ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"

Зуева С

Летние задания по биологии

Петя и Сережа (окончили 6-й класс).
Олег (окончил 10-й класс).
Первый джинн.
Второй джинн.

На сцене появляются Петя, Сережа и Олег. В руках у каждого удочка .

Олег. Погодка сегодня – просто чудо! Рыбалка наверняка будет удачной. Наживку-то взяли?

Петя и Сережа (одновременно ). Взяли, конечно.

Олег. Тогда пошли!

Все трое прохаживаются по сцене, потом останавливаются.

Сережа. Но вот, пожалуй, здесь самое лучшее место!

Все трое разматывают удочки, садятся на раскладные стульчики, «сажают наживку» и «забрасывают удочки». Олег и Сережа улыбаются, поглядывают по сторонам, Петя сидит, опустив голову.

Сережа. Петь, ты чего такой мрачный?

Петя. Да так, ничего…

Олег. Знаешь, Петя, есть одна примета – если рыбак грустен, то и сети его пусты. Давай говори, чего там у тебя приключилось?

Петя (немного помолчав ). На лето мне дали задание по биологии – гербарий сделать…

Олег. Ну и в чем проблема? Сделаешь!

Петя. Понимаешь, когда Ирина Сергеевна объясняла, как надо делать гербарий, я ее не слушал, потому что мечтал о рыбалке. Хотел слушать, но мысли меня не слушались. Они, как осы, собирались в кучу и улетали через открытое окно класса.

Сережа. По правде сказать, и я должен сделать гербарий. И тоже тогда все прослушал, думая о рыбалке…

Олег. Да, влипли вы…

У Пети и Сережи начинает клевать.

Олег. Смотрите, у вас клюет!

Петя и Сережа начинают с силой тянуть удочки и вытягивают старые кувшины.

Сережа. Ой, что это?

Петя. Ничего себе!

Сережа. Смотрите, пробками закрыты…

Олег. Давайте посмотрим, что там!

Открывают кувшины. Звучит восточная музыка. Свет на сцене на короткое время гаснет, и из-за ширмы выходят джинны.

Первый джинн. Да будут благословенны ваши дни!

Второй джинн. Давно мы плывем в этих кувшинах, ожидая, когда кому-нибудь понадобится наша помощь!

Мальчики переглядываются с недоуменными лицами.

Олег. Извините, а кто вы такие?

Первый джинн. Мы джинны из кувшинов. Но джинны не обыкновенные, а ученые.

Второй джинн. Зовут нас Джиннус Ботаникус Первый и Джиннус Ботаникус Второй. Занимались мы когда-то наукой. Изучали растения земного шара. Делали гербарий.

Олег. Тогда, я полагаю, наша встреча не случайна. Потому что моим друзьям как раз требуется ваша помощь. Им надо сделать гербарий, но они не знают как!

Первый джинн. Тогда мы вам об этом расскажем! Начнем с того, что же означает слово «гербарий».

Второй джинн. Слово «гербарий» происходит от латинского слова «херба» – «трава» и в русском языке имеет два значения. Во-первых, так называют особым образом высушенные растения, снабженные этикетками. Сорванный цветок, засушенный между книжными страницами, никак нельзя назвать «гербарием». Во-вторых, так называют учреждения, где хранят гербарий и работают с ним (раньше их называли травохранилищами). А в Средние века в Европе гербарием еще называли книги, в которых рассказывалось о лекарственных растениях. В России такие книги известны под названием «травники».
Трудно сказать, когда люди впервые стали собирать гербарии. Самый старинный гербарий, сохранившийся до наших дней, собран в начале XVI столетия. Он хранится в Риме. Столь же почтенный возраст имеют некоторые коллекции лекарственных растений, наклеенные на бумагу и переплетенные в тома большого формата. По-видимому, они служили справочниками для аптекарей – по ним собирали нужное медицинское сырье. Такие гербарные коллекции хранятся, в частности, в Московском университете имени М.В. Ломоносова.

Первый джинн. А в ХVII–ХVIII в. гербарии уже довольно часто собирали для научных целей. В экспедициях по изучению только что открытых земель нередко участвовали ботаники. Мирная профессия ботаника была связана с риском и опасностью. Ученые собирали гербарии «заморских» растений, не знакомых доселе европейцам. В составе экспедиции знаменитого мореплавателя Джеймса Кука в 1772–1775 гг. был ботаник Иоганн Форстер, собравший большой гербарий в Австралии и на островах Тихого и Индийского океанов. Он собрал экземпляры нескольких сотен видов растений, ранее не известных науке. Сейчас часть этого замечательного гербария хранится в Санкт-Петербурге и Москве. Первые достоверно известные сборы научных гербариев в России относятся к началу XVIII в. ко времени царствования Петра I, очень много сделавшего для развития науки в России.
Имея гербарий, можно узнать, как выглядят растения, обитающие в других странах и на других материках. По гербарным образцам описывают новые виды и разновидности растений. По гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий. Гербарий поможет нанести на карту ареал (область распространения) данного растения.

Второй джинн. А теперь мы расскажем, как делать гербарий. (Желательно, чтобы рассказ сопровождался демонстрацией .)
Вам понадобятся папка и пресс, совок, нож и много старых газет.
Собирать растения нужно в сухую нежаркую погоду – утром, после того, как сойдет роса, или днем. Выберите неповрежденное растение с цветами или плодами. Выкопайте его совком или ножом вместе с подземными органами – корнями, корневищами или клубнями и аккуратно отряхните от земли. Только потом растение можно закладывать в папку: раскройте ее, возьмите двойной лист газетной бумаги и положите растение на правую сторону листа. Правой рукой аккуратно расправьте листья и цветы и придерживайте их, а левой медленно, чтобы не смять растение, прикройте его второй половиной листа. Если у растения толстые корневища, их нужно разрезать вдоль и оставить одну половину. Крупные растения размещают на листе, переламывая и изгибая стебель. Если листья или лепестки цветков приходится накладывать друг на друга, не лишне проложить между ними клочок бумаги или тонкий слой ваты. От дерева или кустарника для гербария срезают веточку, по возможности – с цветами или плодами.
После того, как все растение окажется внутри сложенного листа, прогладьте его сверху руками. В лист с растением обязательно нужно положить этикетку, на которой указывается место сбора (область, район, ближайший населенный пункт), местообитание (луг, болото, лес), дата сбора и фамилия сборщика. Этикетки лучше писать мягким простым карандашом, чтобы буквы потом не расплылись от влаги. Теперь можно закрыть створки папки и затянуть ее шнуром.

Снаряжение для сбора гербария: секатор и совок Способ укладки высокого растения Гербарные папки и способ их затягивания

После того, как вы вернулись домой, собранные растения из папки нужно переложить в гербарный пресс для сушки. На нижнюю сторону пресса положите 3–5 газетных листов, потом первый лист с собранным растением, потом двойной газетный лист, потом следующий лист с растением и так далее. В прессе должно быть не более 20–30 образцов. Сверху последнего образца положите еще 3–5 газетных листов, закройте верхней частью пресса, перетяните пресс веревкой и поставьте его в теневое, хорошо проветриваемое место. Периодически меняйте листы, которыми проложены образцы, и проверяйте, как сохнут растения. Если вы приподнимаете растение и оно не обвисает, а приложенное к губам не холодит, значит оно высохло! Выньте его из пресса и осторожно вытащите проложенные между листьями кусочки бумаги и ваты. Теперь осталось прикрепить высушенное растение к плотному листу бумаги, аккуратно переписать на него этикетку – и гербарный образец готов! Если вы можете определить растение, напишите сверху этикетки его название, а внизу укажите фамилию того, кто произвел определение.

Первый джинн. До изобретения пишущей машинки (1867 г.) ботаники снабжали гербарии этикетками, написанными от руки, зачастую неразборчиво. Дошло до того, что ботаникам XX в. пришлось выпустить специальную книгу с образцами почерков ботаников трех последних столетий, чтобы разбирать написанные ими этикетки.

Образец гербарной этикетки

Место, дату и фамилию сборщика на этикетке указывают в любом случае, эти сведения пишутся в момент сбора. Название можно указать позже и только в том случае, если вы уверены, что определили растение точно.

Второй джинн. Самым крупным и ценным гербарным собранием в настоящее время располагает Королевский ботанический сад в Лондоне. Его коллекции насчитывают около 6 млн гербарных листов. Гербарии мирового значения с коллекциями, превышающими 1 млн листов, имеются также более чем в двадцати городах мира.
В России есть гербарий, входящий в пятерку самых крупных гербарных хранилищ мира. Это гербарий Академического Ботанического института имени В.Л. Комарова в Санкт-Петербурге. Его фонды содержат более 5 млн гербарных листов.
Олег, а неужели ты не делал гербарий?

Олег. Нет, когда я закончил 6-й класс, я выбрал другую тему. Летом я делал фотографии растений.

Первый джинн. Что ж, и это неплохо.

Петя. Если я вас правильно понял, гербарная папка нужна для того, чтобы собирать растения во время экскурсии, а пресс – для их сушки.

Сережа. А как изготавливать папки?

Первый джинн. Для изготовления папки подбирают два прямоугольника размером примерно 45 ґ 35 см из плотного картона или тонкой фанеры. В каждом из них делают четыре отверстия, сквозь которые продевают шнур. Шнур стягивает папку с уложенными в нее растениями и играет роль ремешка – для этого одну верхнюю петлю нужно продеть в другую и затянуть. Вместо шнура можно использовать две широкие резинки, стягивающие папку, но тогда отдельно сделайте ремешок – с его помощью папку будет удобно носить на плече.
Самый простой пресс делают из толстой фанеры. Для этого вам понадобятся два прямоугольника тех же размеров, что и для папки. В фанере просверлите отверстия диаметром около 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. Чем больше отверстий, тем лучше и быстрее будут сохнуть растения. Для того, чтобы пресс прослужил как можно дольше, фанеру покрасьте краской или обработайте морилкой.
Можно сделать пресс более сложной конструкции. В этом случае вам понадобится помощь взрослых. Сначала из деревянных брусочков сделайте две рамки, затем к внутренним сторонам рамок прикрепите металлическую сетку с мелкой ячейкой. Такие сетки продаются в хозяйственных магазинах и используются для заграждений.

Второй джинн. Ну как, ребята, вы все запомнили?

Петя и Сережа. Запомнили! Спасибо вам большое!

Второй джинн. Пожалуйста! А теперь у нас к вам просьба – сейчас мы должны плыть дальше. Когда мы снова заберемся в свои кувшины, закройте их и бросьте в воду.

Олег. А зачем? Разве вам плохо здесь, у нас? Оставайтесь!

Первый джинн. У вас, конечно же, очень хорошо! Но такова участь джиннов: мы должны находиться все время в плавании и передавать свои знания другим. Возможно, где-то есть такие же ученики, как и вы, и им требуется наша помощь.

Второй джинн. А чтобы вы не забыли все то, о чем мы вам сегодня рассказывали, на память вам мы оставим свитки, в которых рассказывается о том, как делать гербарий.

Сбор растений и изготовление гербария

Собирая растения, следует помнить, что в каждой местности могут встретиться редкие виды, имеющие ограниченную область распространения. Такие растения нередко являются реликтовыми, т.е. сохранившимися от прежних, иногда очень древних, флор: они представляют большой научный интерес, а иногда и очень большую хозяйственную ценность.
Реликтовым растением является, например, чилим, или водяной орех, – со съедобными «рогатыми» плодами, кое-где встречающийся в центральных областях, в озерах и заливах рек; красиво цветущий лотос со вкусными семенами, растущий в дельте реки Волги и на Дальнем Востоке; уцелевшее в некоторых местах на Кавказе небольшое деревце самшит с чрезвычайно твердой и тяжелой древесиной.
Эти и многие другие растения подлежат охране. С ними можно знакомиться только на месте их произрастания, не причиняя им никаких повреждений. Но в целях охраны природы следует относиться бережно не только к заповедным видам, но и к таким растениям, которые в данной местности встречаются редко. Для гербария можно собирать только те виды, которые встречаются на лугах, в лесах и болотах в большом количестве. Необходимо стремиться сохранить целостность местной флоры – это нравственная обязанность каждого любителя природы.
Для гербария нужно брать не первые попавшиеся экземпляры, а подыскивать неповрежденные, с цветками, а лучше с цветками и плодами. Собирать следует в сухую погоду, так как после дождя или обильной росы растения плохо сохнут и нередко чернеют. Растения ни в коем случае нельзя срывать, а нужно тщательно выкапывать, так как корни, подземные побеги, корневища, клубни, луковицы нередко играют очень важную роль при дальнейшем определении. Выкопанные растения, прежде чем уложить в папку, освобождают от приставшей земли (сухую землю стряхивают, вязкую лучше смыть). Не следует удалять побуревшие и отмирающие листья, если такие имеются у взятого растения.
Высокие, не умещающиеся на листе растения следует надломить и коленчато изогнуть, чтобы уместить в прессе или папке. Еще более крупные надо разрезать на части и разместить на нескольких листах или срезать с них ветки с цветками или плодами, верхними листьями, часть стебля со средними листьями, а также взять нижнюю часть стебля с корнями и прикорневыми листьями.
Толстые корни и стебли разрезают вдоль пополам, а мясистые корневища, разрезанные вдоль, выдалбливают изнутри.
С деревьев и кустарников срезают ветки с листьями, цветками и плодами. Если листья, цветки и плоды формируются на растении в разное время, стоит собрать образцы этого вида два и даже три раза – на разных фазах развития.
Закладывая растения в листы бумаги, нужно стараться возможно лучше их расправить. Правда, окончательная расправка производится по возвращении домой, но и предварительная очень важна для того, чтобы засушенное растение выглядело лучше.
Нужно взять себе за правило при закладке растения каждый раз раскрывать папку, кладя ее на землю, а не засовывать растения на ходу.
При укладке собранных растений в пресс для сушки их следует тщательно расправить и проследить за тем, чтобы на листьях по возможности не было складок и цветки не были смяты.
Пресс надо туго стянуть ремнями или тесемками.
Чем быстрее высохнут растения, тем они лучше сохранят свою естественную окраску. Поэтому влажные газетные листы следует заменять сухими – первое время ежедневно, лучше даже два раза в день. В дальнейшем можно менять бумагу реже. Нежные растения, у которых листья могут спутаться, следует перекладывать, не вынимая из листа, в который они положены.
Отсыревшую газетную бумагу можно просушивать, развешивая, как белье, на веревках или раскладывая на земле или на полу. Но лучше это делать в каком-нибудь помещении, чтобы газеты не унесло ветром.
Пресс следует поместить в хорошо проветриваемое место на солнце, а на ночь оставить в теплом помещении, возле какого-нибудь отопительного прибора. Но слишком сильный жар (свыше 30–40 °С) может вызвать запаривание и побурение растений.
Сухими растения можно считать тогда, когда они не перегибаются, если их поднимать за корневую шейку. Высохшее растение, приложенное к губам, не вызывает ощущение холода. Недосушенный материал, сохраняя некоторое количество влаги, быстро портится, буреет, покрывается пятнами. В то же время не следует допускать и пересушивания, так как пересушенное растение теряет природную окраску и становится настолько хрупким, что крошится от незначительного прикосновения к нему.

Передает свитки Пете и Сереже.

Первый джинн. Надеемся, что вы поделитесь полученными знаниями с другими ребятами. А теперь давайте прощаться.

Петя, Сережа и Олег. До свидания!

Джинны. До свидания, ребята. Не забывайте нас!

Джинны подходят к кувшинам, говорят волшебные слова. Начинает играть восточная музыка. На сцене на некоторое время гаснет свет, джинны прячутся за ширму. Ребята берут кувшины, закрывают их пробками и аккуратно «опускают в воду».

Петя. Ну вот, теперь я знаю, как делать гербарий! Осталось только собрать растения.

Сережа. Да, здорово, что нам сегодня встретились джинны. О, глядите, у нас у всех, кажется, клюет!

Все трое вытягивают по крупной щуке.

Олег. Теперь можно и по домам! Сегодняшний день мы провели с двойной пользой!

Все трое встают и уходят.

Литература

Ильин М.П. Школьный гербарий. – М. Просвещение, 1971.

Киричок Е. Искусство собирать гербарий // Юный натуралист. 2002. № 5.

Нырка Е. Гербарная папка и пресс // Юный натуралист. 2002. № 4.

Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М. Аванта+, 1996.