Руководства, Инструкции, Бланки

Лекция По Истории Образец img-1

Лекция По Истории Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1608 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Лекции по Истории России

/ Лекции по Истории России

Лекция первая. Введение

Предмет науки истории, методы исторического познания

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

История – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии, археологии, этнографии и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Европы, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Франции, история России).

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, но и одна из наиболее древних, она тесно связана с другими науками (философией, социологией, психологией, экономической теорией, языкознанием, литературоведением и т.д.) В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.)

История выполняет несколько социальных функций, они следующие:

1 Познавательная, интеллектуально развивающая, которая состоит в самом изучении истории.

2 Практически-политическая, помогающая вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Историческое знание имеет практическое значение.

3 Мировоззренческая, поскольку формирует взгляд на мир, общество, законы его развития. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

4 Воспитательная функция, оказывающая огромное воздействие на людей. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Историческая наука формирует историческое сознание. Оно заключает в себе знание истории, обобщение исторического опыта, отношение к историческим событиям и деятелям, их оценку. Стержнем исторического сознания является научное восприятие прошлого, знание его. Содержанием исторического сознания является стремление людей с помощью знания прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в завтрашний день.

История как всякая наука имеет свой метод (способ исследования, способ построения и обоснования знаний). Существуют два основных подхода к исторической мысли: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистического подхода к истории считают, что дух и сознание первичны, поэтому в основе исторического процесса лежит духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистического подхода утверждают первичность материальной жизни по отношению к сознанию людей и считают, что именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.

Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами:

Принцип историзма предполагает изучение всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало.

Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, когда при изучении исторических событий берутся не отдельные случайные факты, моменты, а совокупность всех фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, изучается их взаимосвязь с другими событиями и конкретными ситуациями, их породившими. Это избавляет от хаоса случайностей и позволяет выявить общие закономерности развития.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип иногда называют принципом классового, партийного подхода, он обязывает соотносить интересы классовые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Этапы развития исторической науки

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200 - ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.).

Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (Xв. н.э.), в Китае вXIв. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа сVпо конецIXвека.

В средневековой Руси в начале XIIв. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».

Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

В эпоху Нового времени уже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях.

В XIXвеке утвердилсяисторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С.16, Прим.).

В России в XVIIIв. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. ВXIXвеке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).

В Новейшее время (конецXIX–XXв.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.

Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций

Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.

Основоположником формационного подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.

Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход, видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.

Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Выделяют три основных типа цивилизации:

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.

Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.

Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев).

Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский).

Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков).

Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:

1 Природно-климатический фактор.

2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин).

3 Конфессиональный (религиозный) фактор. На Запад и в Россию христианство пришло из разных источников.

4 Фактор социальной организации, когда под влиянием указанных выше факторов сложилась специфическая социальная организация (государство – демиург (творец) гражданского общества, обладает сакральным характером, государство, общество, личность целостны, соборны, взаимопроникаемы и т.п.).

Лекция вторая. Основные тенденции формирования средневеково- го общества. Древняя Русь (V–XIIвв)

Рождение средневековой Европы

Начало средневековой Европы приходится на конец Vвека. В 476 году был свергнут последний римский император Ромул Августул, пала Римская империя. Этот акт был уже чисто символическим (вождь племени скиров Одоакр отослал знаки императорской власти в Константинополь), ибо к этому времени на территории Западной Римской империи уже существовали германские государства. Это королевство вестготов на Пиренейском полуострове (418 г.), алеманов (420 г.) в Северной Галлии, вандалов (429 г.) в Северной Африке.

Через десять лет после низложения Ромула Августула в Северной Галлии утвердилось господство франков (486 – 843 гг.), в 493 году в Италии сложилось государство остготов.

Таким образом, гибель Западной Римской империи, а вместе с нею и античного мира была предрешена. Причины:

Кризис римского общества: трудности с воспроизводством рабов, проблемы управляемости огромной империи, возрастание роли армии, милитаризация политической жизни, усиление апатии, тяги к роскоши.

Натиск германских племен, начавшимся в IV–VIIвв. «великим переселением народов».

У истоков средневековья стояли два мира: греко-римская цивилизация, а также родо-общинный строй и генетический тип варварских народов (германских, кельтских, славянских). Становление Европы носило синтезный характер. Большую роль в ее становлении сыграла церковь. Она была, по существу, единственным и хорошо организованным социальным институтом и начала успешно решать задачу христианизации варварских народов. В 800 г. папа Лев IIIкороновал короля франков Карла Великого императорской короной. Государство франков было провозглашено империей. Этот факт имел большое значение в том смысле, что, во-первых, это был успех синтеза римских и германских элементов, завершившийся к этому времени; во-вторых, короновавшийся король Карл Великий стал символом единства христианского мира. Средневековая Европа стоит на плечах империи Карла Великого, сформировавшейся к началуIXвека.

Наряду с германскими племенами большую активность в Центральной и Восточной Европе, прибалтийском регионе, на Балканах проявили также славяне. В VIвеке Византия подверглась натиску славянских племен, которые, аналогично другим варварским народам, от простых грабительских набегов приступили к планомерной колонизации Балканского полуострова и Малой Азии. За редким исключением славянам не удалось вVI–VIIвеках создать свои государства на территории Византийской империи, но многие внутренние районы Балкан, заселенные переселенцами, практически вышли из–под власти императора и были независимыми.

В VIIвеке европейские народы и поданные Византии столкнулись с арабами. В серединеVII- началеIXвв. в результате арабских завоеваний был создан Халифат – крупнейшее государство в мире, владения которого протянулись от Индии до побережья Атлантического океана. Столь мощный импульс арабской экспансии придала новая религия – ислам, создателем которой был пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.). Ислам – третья по времени возникновения мировая религия, составившая скоро серьезную конкуренцию христианству. Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим объясняется та энергия, с которой арабы вели свои завоевания. Наступление арабов было остановлено только во Франции, в битве при Пуатье Карлом Мартеллом (732 г.).

В X–XIIIвека завершается процесс образования основных европейских государств. Завершается история средних веков, по одной точке зрения, в серединеXVIIвека, с началом Английской буржуазной революции. Сегодня превалирует другая точка зрения, что географические открытия (1492 г. – Америка), падение Константинополя (1453 г.), начало Реформации (1517 г.) свидетельствуют о переходе Европы к Новому времени, в эпоху модернизации, обновления традиционного общества.

2 Древнейшая история Руси. Образование государства у восточных славян

Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. Ранее всего на берегах Черного моря возникли греческие колонии. Колонизируя морское побережье, древние греки не удалялись вглубь страны, а привлекали туземцев – варваров к торговому обмену, подчиняли их своему культурному влиянию. Туземцев греки называли скифами. Согласно Геродоту, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев, создали скифское царство. В течение III–Vвека н.э. относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племен, получившим наименование «великого переселения народов». Сначала сарматское нашествие опустошило Скифию, сарматов сменили роксаланы и аланы. Затем эти племена были вытеснены германскими племенами готов, их сменяют гунны. С гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений вVI–VIIвв. в южные степи нынешней России и Европу (авары, угры, хазары, печенеги, торки, половцы и, позднее всех, монголо–татары). Кочевники держались в степной полосе, не заходя далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от разгрома оттесненное к северу постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов.

Славяне. Полагают, что древнейшим местом жительства славян в Европе были, видимо, Карпаты. В результате «переселения народов» началось движение славян по трем основным направлениям: на юг, запад и восток. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, вVIIв. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень на севере и до верхней Оки на востоке.

Славяне находились на уровне родо-племенных отношений. По летописям нам известны основные славянские племена – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, словене. Соседями славян были финские, литовские племена, хазары, волжские болгары. Перечень соседей русских славян будет неполон без варягов, приходивших к ним «из-за моря».

Быт славян. Славяне - народ оседлый, а не кочевой, главным занятием их было земледелие. Земледелие было подсечно-огневым, истощив пашню, славяне покидали свои жилища и осваивали новые места. Пашенное земледелие развилось рано и было большим шагом в развитии производительных сил. Славяне занимались также охотой, бортничеством, рыболовством. Издавна была у них развита торговля (с арабами, греками, хазарами), поэтому у них рано возникли города как торгово-ремесленные центры. Скандинавские саги, знакомые с Русью, звали ее Гардарик, т.е. страной городов (Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов).

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествляемым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам. Верили также в таких существ, как лешие, водяные, русалки, домовые и т.п. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, имели место жертвоприношения.

Политическая жизнь. На первой стадии своей исторической жизни славяне жили своим родом во главе с родовым старейшиной. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, родо-племенное устройство заменялось территориально-общинным. Общины управлялись так называемыми вече, т.е. властью избранных старейшин. Мелкие общины сливались в волости или княжества, в которых людей объединяли уже не родственные отношения, а гражданские. С развитием торговли появилась необходимость охраны товаров в складах и на путях их транспортировки на хазарские и греческие рынки. С этой целью в городах образовывались военные дружины, во главе их стоял князь. Князья нанимались на службу в городах и становились владетельными князьями. А так как городу обычно подчинялась окружающая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. На основе этих княжеств происходило складывание славянских ранне-средневековых государств. И лишь с течением времени отдельные волости и княжества объединились под одной государственной властью. Государство восточных славян оформилось вIX–Xвеках. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получившим название Русь.

Образование государства у восточных славян происходит вIX–Xвв. когда киевские князья подчиняют своей власти князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концуXвека этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц – волостей, управляемых князьями – наместниками киевского князя.

Проблема происхождения государства Древней Руси, его названия и статуса русских князей стояла и стоит в центре внимания отечественной историографии. Сегодня историки пришли к выводу, что возникновение древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Внешние влияния лишь могли несколько ускорить или замедлить зарождение государства, но не отменить. Последний вопрос касается варягов, их роли в возникновении государства. По этому вопросу позднее сложились две исторические школы:

Скандинавская гипотеза. Суть ее в том, что Русь – это те же скандинавы, жившие по берегам Балтийского моря и осевшие на юге России. Таким образом, восточным славянам отказывали в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси.

Славянская школа. Суть ее в том, что Русь всегда была славянской и никогда не смешивалась у историков раннего средневековья с варягами и делается известной раньше варягов.

Несомненно, государство не может быть принесено «из-за моря», не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами. Однако это не дает повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании Киевского государства и их роли в истории восточных славян вообще.

Если не учитывать летописных легенд о новгородцах, которые пригласили княжить к себе Рюрика (862 г.), то историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского князя Олега (879 – 912 гг. правления), который, перейдя с Ильменя (882 г.) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, дал ему имя «матери всех городов русских». Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство с центром в Киеве, вывел южных славян из подчинения хазарам, путем договоров устроил равноправные торговые отношения Руси с Византией, т.е. стал создателем русско-славянской силы и независимости. После смерти Олега правил Игорь (1912 – 945), после Игоря правительницей стала Ольга (945 – 957). Сын Ольги и Игоря Святослав (957 – 972) покончил с существованием хазарского каганата, попытался создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступил из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Продолжался процесс включения восточнославянских племен, других этнических групп (в основном финно-угорских) в состав Киевской Руси.

После смерти Святослава на Руси произошли междоусобия между его сыновьями (старшие сыновья Ярополк, Олег, Владимир), в которых первые два сына погибли. Владимир остался единодержавным, однако государство обнаружило первые признаки внутреннего кризиса, пошатнулось и внешнее могущество Руси после неудач Святослава. Владимир вел много войн, принял христианство по греческому образцу.

Другие статьи

История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения Для тех, кто хочет разбираться в искусстве, научиться отличать проторенессанс от Возрождения и понять, как связаны автор, его произведение и зритель, T&P подготовили подборку из десяти онлайн-курсов по истории искусства, от античности до наших дней.

В этой подборке можно прослушать аудиозаписи 30 реальных лекций для студентов Оксфордского университета. Темы абсолютно разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая. Лекции читают лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета, приглашенные лекторы из Эссекского и Эдинбургского университетов, а также специалисты из коммерческой сферы.

Бесплатный онлайн-курс посвящен западному искусству и охватывает период от итальянского проторенессанса XIII века до современного искусства. Цель этого вводного курса, как утверждают его авторы, не столько познакомить аудиторию с какими-то конкретными произведениями и фактами из истории живописи, скульптуры и архитектуры, сколько подтолкнуть к дальнейшим изысканиям и более глубокому погружению в интересующие темы. Серия лекций должна научить понимать искусство, рассматривать его в историческом и культурном контексте. Курс рассчитан примерно на 25 часов и состоит из 11 тематических блоков, выстроенных в хронологическом порядке. В каждом блоке предлагаются задания или темы для размышления, а также даются ссылки на различные интернет-источники для самостоятельного изучения.

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них не только картины, но и скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры. В коллекции, например, оказались афинский Парфенон, Лаокоон, Евангелие из Линдисфарна, «Тайная вечеря» Леонардо, «Похищение Европы» Тициана, гравюры Дюрера. Завершается курс обсуждением работ Джексона Поллока. Вы увидите, как со временем меняется восприятие и интерпретация тех или иных произведений искусства, какие взаимоотношения связывают художника, его творение и зрителя, как влияет на восприятие произведения эпоха. Все лекции можно послушать бесплатно на Kadenze.

Женщины всегда занимались искусством, но, прежде чем их заметили и признали, прошло немало времени. В курсе Тейт-Британии рассказывается о трудностях, с которыми сталкивались художницы: от обучения до продажи картины, о борьбе за свои права, о феминизме в искусстве. Вы познакомитесь с работами Барбары Хепуорт, Лорны Симпсон, Нан Голдин и других художниц и увидите, как в них отражаются современные вопросы пола, равенства, свободы, демократии и многие другие.

Нью-Йоркский музей современного искусства знакомит со свой коллекцией периода 1880–1945 годов. Гуляя по виртуальным галереям, вы увидите главные произведения из собрания музея, от постимпрессионизма до ранних работ Нью-йоркской школы. Лекторы расскажут, почему картины Сезанна, Ван Гога, Дюшана, Матисса, Пикассо и других художников в свое время шокировали Академию художеств, и как они изменили взгляды на традиционную живопись. Курс состоит из ряда коротких лекций по истории искусства и сопровождается видеозаписями из картинных залов музея. Продолжительность курс — десять недель, стоимость — 7 700 рублей. Кстати, у MoMA также есть курс. посвященный роли техники и материалов в искусстве.

Бесплатный курс на русском языке по истории современного русского искусства. Его ведут историк-искусствовед Полина Зотова из Московского музея современного искусства и психолог Алеся Миюзова из Московского городского психолого-педагогического университета. В цикле лекций авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века, а также с концепциями произведений современных художников. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство.

В этом курсе авторы предлагают взглянуть на историю искусств с точки зрения художника. Главная задача — понять, как авторы создают свои произведения, откуда черпают вдохновение, каков их взгляд на историю искусства. Новаторы в искусстве, как правило, очень хорошо знают историю, но при этом нарушают традиции. Почему? Зачем современным гейм-дизайнерам осваивать курс классического рисунка? После прохождения этого 9-недельного курса можно получить ответы на все эти вопросы. В ходе обучения нужно будет не только слушать десятиминутные лекции и интервью с художниками, но и заниматься практикой в музеях, галереях и мастерских.

Sotheby’s предлагает целую серию онлайн-курсов по различным искусствоведческим темам и направлениям: например, вводный курс по истории искусства, современное искусство, история искусства от импрессионизма до концептуализма, искусство как бизнес и другие. Начало обучения по данным программам начинается осенью (в сентябре стартует пять сессий, а в ноябре еще три), но запись на них уже открыта. Один цикл длится шесть недель и стоит более 80 000 рублей; по окончании вы получаете сертификат Sotheby’s.

Что представляет собой музейный архив? Как хранятся произведения искусства? В этом курсе сотрудники галереи Tate приглашают заглянуть за кулисы и посмотреть на архивные экспонаты, среди которых есть как законченные произведения, так и наброски и черновики, оставшиеся от великих художников. Кроме того, в курсе рассказывают, как реставрируют шедевры, и как анализируется тема памяти в живописи и архитектуре.

Кейптаунский университет разработал интересный междисциплинарный курс, посвященный пониманию здоровью человека и медицины в искусстве и гуманитарных науках. В видеолекциях своими размышлениями на тему здоровья, болезней и их лечения, а также человеческой сущности в целом делятся психолог, онколог, генетик, патологоанатом, социолог, поэт и художник. Среди заявленных тем — сердце, искусство и мозг, воспроизводство и инновации, смерть и тело и другие. Курс бесплатный.

Очень краткая - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Страница

Галерея «Моховая-18» приглашает Вас посетить лекции по истории искусства. Мы разработали для Вас два направления, объединяющих знаковые стили и выдающихся художников.

Лекции читает искусствовед Аурелия Тали.

Вас интересует история искусства, и вы хотите быть не просто зрителем, тогда приглашаем Вас на цикл лекций-диспутов: Показать полностью…

«Стили в искусстве»
Вторник - 19.00. Курс является базовым, благодаря которому приобретается системное понимание развития мирового искусства, что облегчает изучение отдельных авторов и эпох.

«Искусство в биографиях художников»
Четверг - 19.00 Среди художников Клод Моне, Огюст Ренуар, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марк Ротко, Джэксон Поллок, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Хоан Миро, Рене Магритт, Энди Уорхолл, Эдвард Мунк и др.

Предварительная запись по тел. 275 -33 -83 Количество мест ограничено.
Стоимость лекции – 500 р
https://vk.com/mokhovaya18

Учебно-методический комплекс по курсу «Древнерусское искусство» разработан на Факультете филологии и искусств СПбГУ на основе лекций доцента В.А. Булкина. Основная цель учебно-методического комплекса – представление обобщенных результатов многолетних исследовательских работ по изучению древнерусской культуры. Показать полностью… Курс рассчитан на специалистов различного профиля, в том числе в области истории, искусствоведения, архитектуры, археологии, реставрации, а также на сотрудников музеев, учреждений культуры, студентов гуманитарных факультетов и художественных учебных заведений. В состав учебно-методического комплекса входят 10 аудиолекций доцента В.А. Булкина. Все составляющие части учебно-методического комплекса: текст, визуальный и звуковой ряд, библиотека иллюстраций, тесты и творческие задания – взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что содействует их большей ясности и доступности. Главным отличием данного учебно-методического комплекса от аналогичных ресурсов по истории архитектуры и живописи Древней Руси является уникальность авторского, концентрированного и глубокого представления материала.

Лекция 1. Вводные замечания

Лекция обращается к истокам русской архитектурной школы – к первым каменным постройкам, красота и совершенство которых не померкли за тысячелетие. На примере истории храма Спаса на Нередице отслеживается развитие и значение науки – архитектурной археологии, позволяющей восстановить первоначальный облик здания, производить необходимые исследования и организовывать реконструкцию. Особое внимание уделяется значимости археологических и реставрационных работ.

Лекция 2. Начало каменного строительства на Руси в конце X – начале XI века

Первое каменное строительство на Руси начинается с возведения значительных построек, таких как Десятинная церковь в Киеве. Они знаменовали приобщение древнерусской культуры к высокой строительной технике Византии, явленной в совершенном облике крестово-купольного храма со всеми его технико-технологическими, конструктивными, стилистическими и образными особенностями. Последствия призыва византийских мастеров для возведения первых храмов Киева и Чернигова имели для древнерусской архитектуры далеко идущие последствия.

Лекция 3. Три Софии. Строительство 30-50-х гг. XI века

Лекция посвящена знаменательному, уникальному факту в истории нашей архитектуры – трем одноименным храмам, посвященным Святой Софии. Эти три храма в Киеве, в Новгороде и Полоцке рассматриваются с точки зрения стилистических, художественных, технических и градообразующих характеристик, позволяющих объединять их не только по имени. Изначальные византийские традиции, привнесенные на русскую землю, дали самобытное продолжение. Политические и исторические предпосылки возникновения храмов, их схожие черты, а также отличительные особенности довольно хорошо изучены и описаны и раскрывают очень много интересных разнообразных аспектов История этих храмов дается развернуто, с учетом тех изменений, которые со временем оказали влияние на то состояние построек, в котором они дошли до нашего времени.

Лекция 4. Архитектура второй половины XI – начала XII века

Христианство несло мощный культурный и нравственный толчок, который проявился на Руси многими построенными храмами. Каменное строительство распространилось на Руси не сразу, вначале было множество деревянных построек, которые более близки тогдашним строительным традициям. Несмотря на это, мы крайне мало знаем о деревянном зодчестве времени раннего христианства на Руси. В тот период храмовые постройки наиболее активно строятся в Киеве, тогда же возникают наиболее значимые монастырские комплексы – Киево-Печерский, Кловский, Дмитриевский и Михайловский Златоверхий.

Лекция 5. Приднепровская (киево-черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века

Период XII – начала XIII века ознаменован появлением и дальнейшем развитием региональных архитектурных школ, что было вызвано принятием византийских традиций с учетом местных особенностей, как технических, так и художественных. Выделяются основные архитектурные школы – приднепровская, или киево-черниговская, полоцкая, смоленская, гродненская, галицкая, владимиро-суздальская, новгородская. Подробно рассматривается одна из наиболее ранних – приднепровская архитектурная школа на примере построек Киева, Чернигова, а также влияния этой школы на соседние регионы (на примере Рязани).

Лекция 6. Архитектурные школы XII века. Полоцкая и смоленская архитектурные школы

Лекция посвящена архитектурным памятникам Полоцкой и Смоленских земель на фоне широких масштабов храмового каменного строительства на Руси в XII веке. До наших дней дошли немногие памятники архитектуры полоцкой и смоленских архитектурных школ, и реставраторы опираются, главным образом, на археологические и исторические исследования. Несмотря на то что помимо знаменитого Софийского собора в Полоцке, который сохранился, хоть и в перестроенном виде, мы мало что сохранили, тема полоцкой и смоленской архитектурных школ не обходится стороной. Лекция рассказывает об особенностях полоцкой школы, а также ее развитие и влияние на другие, одной из которых является смоленская. Рассматриваются оригинальные отличия каменной кладки, декоративные элементы (закомары и кокошники).

Лекция 7. Архитектурные школы XII века. Гродненская и галицкая школы

До наших дней дошло очень мало памятников архитектуры Гродно и Галича (например, храм Бориса и Глеба на Коложе). Эти архитектурные школы известны, главным образом, благодаря археологическим и историческим исследованиям. Но на основании столь небогатого материала все-таки можно выделить замечательные архитектурные особенности. В первую очередь, это декор в виде вставленных в кладку керамических глазированных (поливных) плиток, шлифованные цветные каменные вставки. Расположенные на Юго-Западе Руси (ныне это Польша, Украина и Беларусь), гродненская и галицкая школы рассматриваются как продолжатели киевских традиций, но со своим выраженным своеобразием. Рассматриваются особенности этих школ, их влияние на другие, влияние на становление и развитие белокаменной архитектуры на Руси.

Лекция 8. Зодчество Владимиро-Суздальской земли середины XII – начала XIII века

Представлены главные особенности владимиро-суздальской архитектурной школы, одно из которых белокаменное строительство, стилистические особенности данной школы, получившей широкое распространение и оставившей до наших дней немало замечательных памятников Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Юрьева-Польского. Тема рассматривает архитектуру как явление социальное, связанное с политической ситуацией в княжестве. Храмы Владимира, в том числе Успенский собор, в котором хранилась знаменитая икона Владимирской Богоматери, отличаются своим изяществом легкостью, своеобразием декора. Подробно показаны те отличия, которые делают храмы владимиро-суздальской школы узнаваемыми и неповторимыми. Одним из шедевров этой школы является Храм Покрова на Нерли, расположенный в 8 км от Владимира.

Лекция 9. Древнерусская архитектура домонгольского времени (конец X – начало XIII века). Новгородская архитектура XII века

Лекция посвящена архитектурным памятникам Новгородской земли. До наших дней дошло немало памятников архитектуры новгородской архитектурной школы. В этот период рост темпов строительства в Новгороде показан на фоне политической ситуации на Руси в целом и в новгородских землях, в частности, что связано с особенностями развития региона в то время. Отсюда показано становление новгородской архитектурной каменной школы. Приводятся примеры построек, практически с начала каменного строительства Новгорода: Софийский собор в Детинце, Никольский собор на княжьем дворе в городе, Георгиевский собор. Также уделяется внимание зарождению древнерусской иконописи на примере икон Георгиевского собора. Помимо Новгорода данная тема затрагивает архитектурные памятники древнего Пскова, имеющие стилистическое своеобразие и отличия от Новгородских построек.

29:44 Лекция 01. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Вводная – Булкин В.А. (СПбГУ) (29:44)

30:08 Лекция 02. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Начало каменного строительства на Руси – Булкин В.А. (СПбГУ) (30:08)

36:00 Лекция 03. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Три Софии – Булкин В.А. (СПбГУ) (36:00)

21:31 Лекция 04. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Архитектура вт.пол. XI-нач.XII – Булкин В.А. (СПбГУ) (21:31)

26:31 Лекция 05. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Киево-Черниговская арх. школа XII-XIIIв.в. – Булкин В.А. (СПбГУ) (26:31)

27:37 Лекция 06. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Полоцкая и смоленская АШ – Булкин В.А. (СПбГУ) (27:37)

28:30 Лекция 07. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Архитектура Гродненского и Галицкого княжеств – Булкин В.А. (СПбГУ) (28:30)

35:04 Лекция 08. Древнерусская архитектура домонгольского времени. Зодчество Владимиро-Суздальской земли XII-XIIIв.в. – Булкин В.А. (СПбГУ) (35:04)

24:58 Лекция 09. Древнерусская архитектура домонгольского времени (конец X – начало XIII века). Новгородская архитектура XII века – Булкин В.А. (СПбГУ) (24:58)