Руководства, Инструкции, Бланки

План Проведения Следственного Действия Образец img-1

План Проведения Следственного Действия Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1671 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Следственные действия \ Консультант Плюс

Следственные действия

Подборка наиболее важных документов по запросу Следственные действия (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Следственные действия

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 06.07.2016)
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016) Статья 164. Общие правила производства следственных действий

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2016) Статья 77.1. Привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Следственные действия

Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг ". Ссылаясь на наличие задолженности в размере 445000 руб. составляющих сумму недоплаты за правовые услуги в мае 2010 года до даты приостановления уголовного дела 31.05.2010 - 5 000 руб.; неоплату правовых услуг к 10, 20 и 30 числу каждого месяца в период нахождения уголовного дела в производстве следственных органов после возобновления расследования по приостановленному уголовному делу за периоды с 20.07.2010 по 27.07.2010 - 55 000 руб.; с 21.09.2010 по 13.10.2010 - 110 000 руб.; с 15.12.2010 по 17.12.2010 - 55 000 руб.; с 12.01.2011 по 01.02.2011 - 110 000 руб.; неоплату правовых услуг за февраль 2011 года в размере 110000 руб. за период проведения в период с 01.02.2011 по 21.02.2011 дополнительных следственных действий по ходатайству представителя потерпевшего, ООО "РПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам Однако на практике получить возмещение убытков очень непросто. Проблема в том, что сложно доказать причинно-следственную связь между действием налоговиков и убытками налогоплательщика, а также подтвердить размер понесенного убытка, особенно в случае упущенной выгоды. По этой причине в возмещении убытков суды, как правило, отказывают.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Следственные действия

Форма: Ходатайство о проведении следственного действия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Форма: Протокол уведомления об окончании следственных действий (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

План следственных действий образец

План следственных действий образец

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Понятие и классификация следственных действий

2. Общие правила производства следственных действий


1. Понятие и классификация следственных действий

Основное содержание предварительного расследования составляют следственные действия. Однако термин «следственные действия» используется в тексте закона и в юридической литературе в нескольких значениях. В широком смысле под ними иногда понимают «процессуальные действия, совершаемые уполномоченными органами и должностными лицами в ходе предварительного расследования».1 Однако в узком смысле к следственным действиям относятся только те, которые непосредственно направлены на собирание и проверку доказательств. Поэтому процессуальные действия считаются следственными не потому, что они осуществляются следователем, а потому, что они направлены на выявление «следов». В этом смысле такие процессуальные акты, как возбуждение уголовного дела, применение меры пресечения, предъявление обвинения и т. п. не относятся к следственным действиям. Называть все процессуальные действия следователя следственными неверно и с точки зрения «буквы закона», который действия суда также называет следственными (например, такой термин использован в п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ2). Наконец, следственные действия имеют строгую, подробно разработанную процессуальную форму и обеспечены возможностью применения государственного принуждения. Данным признаком не обладают, и потому не являются следственными действиями, такие способы собирания доказательств, как истребование и принятие представленных предметов и документов (ч. 4 ст. 21; ст. 86).

Таким образом, следственные действия — это такие способы собирания и проверки доказательств, которые детально регламентированы законом и обеспечены возможностью применения государственного принуждения. Значение следственных действий состоит в том, что они являются основным способом собирания доказательств, а значит, и основным средством установления истины по уголовному делу.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды следственных действий: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство экспертизы. Следует отметить, что вопрос о системе следственных действий остается спорным в уголовно-процессуальной науке.3 Иногда к следственным действиям относят также задержание подозреваемого, наложение ареста на имущество, получение образцов для сравнительного исследования, а некоторые следственные действия, например, контроль и запись переговоров — следственными действиями не считают.

Следственные действия могут быть классифицированы на виды по различным критериям: субъектам, составу участников, степени применяемого принуждения, условиям их производства и др. Так, в законе выделяется понятие неотложных следственных действий (п. 19 ст. 5, ст. 157), следственных действий, проводимых с участием и без участия понятых (ч. 1, 2 ст. 170).

Вопросы классификации следственных действий глубоко исследованы проф. С. А. Шейфером, который выделяет виды следственных действий по познавательным методам, способам получения информации, сложности отображаемых объектов и целям следственных действий.4

Одна из основных классификаций базируется на познавательных методах: расспроса, наблюдения и сочетания расспроса и наблюдения. Расспрос как постановка задачи на воспроизведение вербальной информации лежит в основе допроса, очной ставки и экспертизы. Метод наблюдения как преднамеренное восприятие внешних признаков объекта является ведущим в таких следственных действиях как осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, следственный эксперимент. Равное сочетание расспроса и наблюдения происходит при производстве опознания и проверки показаний на месте. Познавательные методы зависят от отображаемых следов и значительно влияют на процессуальную форму следственных действий. Например, участие понятых, как гарантия объективности восприятия, требуется там, где применяется метод наблюдения.

Большинство следственных действий представляет собой непосредственное восприятие и фиксацию информации. Только экспертиза основана на опосредованном получении доказательств, когда скрытая информация выявляется с помощью самостоятельного исследования эксперта на основе его специальных познаний. Эта классификация позволяет разграничить случаи, когда надо проводить следственный эксперимент или освидетельствование, а когда — экспертизу. Последняя необходима, если для исследования объекта недостаточно одного только непосредственного восприятия.

По сложности отображаемых объектов следственные действия распадаются на две группы: направленные на отображение изолированных объектов (допрос, осмотр, освидетельствование, обыск, выемка и др.) и направленные на отображение специально интегрированных объектов (очная ставка, проверка показаний на месте, предъявление для опознания). Последняя группа следственных действий имеет особую структуру и условия проведения.

Цель следственных действий как основание классификации позволяет выделить их группу, специально приспособленную для проверки собранных ранее доказательств (очная ставка, следственный эксперимент, предъявление для опознания, экспертиза). Поэтому им предшествует обязательное предварительное закрепление необходимых доказательств.

Действующий уголовно-процессуальный закон делит все следственные действия на четыре группы по общности их операциональной структуры (совокупности приемов, средств, способов познания и удостоверения их хода и результатов). Первая группа связана с «непринудительным наблюдением» — это осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент (гл. 24 УПК). Вторая группа следственных действий использует наблюдение труднодоступных объектов — обыск, выемка, арест корреспонденции и контроль переговоров (гл. 25). Третья группа следственных действий широко использует расспрос — допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний (гл. 26). Наконец, четвертая группа состоит в исследовании скрытой информации — экспертиза (гл. 27).

Представляется, что типология уголовного судопроизводства дает новое и существенное основание для классификации следственных действий – методы их правового регулирования. Следственные действия могут конструироваться двумя способами.

1. Розыскная модель построения следственных действий предполагает использование преимущественно императивного метода регулирования, ведущего к появлению вертикальных отношений власти-подчинения. Следственные действия выполняются посредством односторонне-властных полномочий. Субъект, ведущий дело (орган розыска), обязан провести следственное действие для получения как обвинительных, так и оправдательных доказательств без ходатайств заинтересованных лиц. При этом он сам разрешает возникающие спорные вопросы. Таким образом функции обвинения, защиты и юстиции сливаются в единую функцию расследования – розыска. Важно отметить, что данные следственные действия являются процессуальными, поскольку предусмотрены уголовно-процессуальным законом, следовательно, их результаты сразу являются судебными доказательствами. Так, во Франции имеют доказательственное значение протоколы, составленные должностным лицом судебной полиции во время дознания очевидных преступлений.

В российском уголовном процессе по данной модели строятся следственные действия, выполняемые в ходе предварительного расследования без судебного разрешения. Например, следователь производит допрос свидетеля. Для такого допроса не требуется обязательного ходатайства потерпевшего или обвиняемого и вполне достаточно должностной инициативы следователя (ч. 2 ст. 21 УПК). Для начала допроса не важно, является ли допрашиваемый свидетелем обвинения или защиты, будут получены обвинительные или оправдательные показания. Участие в допросе заинтересованных лиц (будущих сторон) факультативно и зависит от усмотрения следователя, а иногда и запрещено (обвиняемый обычно не присутствует на допросе другого обвиняемого). Следователь разрешает ходатайство о внесении изменений в протокол. Сам протокол рассматривается в качестве доказательства по делу.

Данная модель построения следственных действий имеет все недостатки и достоинства розыскного типа процесса. Она часто не обеспечивает должное соблюдение прав граждан и искомую объективность (вот причины живучести института понятых). Составленные протоколы несут печать «производности» для последующих инстанций. В то же время оперативность и простота розыскной модели делают ее незаменимой на начальном этапе расследования, в неотложной ситуации. Природа фактического осуществления некоторых следственных действий может быть исключительно розыскной (задержание, обыск, контроль и запись переговоров)5.

2. Состязательная модель следственных действий предполагает их построение в рамках трехстороннего отношения, когда спор между равноправными сторонами разрешает независимый от них суд. Следственные действия производятся судебным чиновником в присутствии сторон (или с обеспечением реальной возможности присутствия). Судебный чиновник (французский судебный следователь, германский участковый судья-дознаватель, американский магистрат) не заинтересован в исходе дела и призван установить истину в пределах заявленного уголовного иска (обвинения).

Публичность состязательного процесса предоставляет активность суду в доказывании, поэтому судебный следователь вправе производить следственные действия по своей инициативе. Однако в большинстве случаев следственные действия производятся по ходатайству сторон. Для этого стороны могут сначала непроцессуальным путем (оперативно-розыскным или частно-детективным) установить очевидца преступления, место нахождения вещественного доказательства, а затем ходатайствовать о производстве допроса или осмотра. При этом стороны сами доказательственную информацию не получают.

По состязательному типу в российском процессе строятся все действия в судебном следствии. Элементы состязательности присутствуют и получении судебного разрешения на производство следственного действия (ст. 165 УПК).

3. Наряду с розыскной и состязательной моделями следственных действий существует третий способ собирания доказательств, который можно назвать смешанным. Он складывается из двух этапов. На первом стороны непроцессуальным путем сами получают предмет или документ. Полиция опрашивает очевидца и составляет протокол или рапорт (отчет), изымает материальные следы преступления, получает справки. Адвокат запрашивает через юридическую консультацию документы. Такие действия аналогичны первой розыскной модели, с тем главным отличием, что их результаты не имеют доказательственного значения. Эти действия имеют административную, оперативно-розыскную, но не уголовно-процессуальную природу. Предметы и документы, полученные полицией, рассматриваются как «заготовки» под будущие доказательства. Второй этап заключается в легализации, процессуальном собирании (закреплении, приобщении к делу) путем производства состязательного процессуального действия: в судебном заседании с участием сторон. Это состязательное действие состоит в представлении, осмотре и оглашении доказательства, а затем – перекрестном допросе лица, его представившего.

Так, в досудебном производстве Германии протоколы, составленные полицией, не имеют доказательственного значения. Результаты первоначального дознания во Франции обосновывают уголовный иск прокурора и требуют представления их в судебное разбирательство. В Англии и США полученные полицией предметы, справки, отчеты не рассматриваются в качестве судебных доказательств. Ими они могут стать в суде после перекрестного допроса полицейского, обнаружившего предмет.

В российском процессе смешанная модель используется, когда стороны представляют в суд имеющиеся в их распоряжении документы и предметы (ч. 2-3 ст. 86, 286 УПК). Процедура представления документов следователю не достигает полной состязательности, так как он сам считается обвинителем (п. 47 ст. 5 УПК). Кроме того нельзя забывать, что представление доказательств в российском процессе не считается следственным действием, поскольку оно не связана с принуждением и не имеет детальной регламентации.

Розыскное или состязательное построение следственных действий определяет их процедуру, состав участников, способы фиксации и многие другие существенные признаки.

2. Общие правила производства следственных действий

Общие правила производства следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). При этом надо иметь в виду, что в судебных стадиях уголовного процесса действуют несколько иные правила проведения следственных действий, характерные для состязательной модели регулирования (ст. 240-260 УПК).

Общие правила составляют процессуальную форму следственных действий, распадающуюся на три группы норм, регламентирующих: 1) условия их проведения; 2) процедуру; 3) меры, гарантирующие производство следственных действий. Эти три группы есть не что иное, как обобщенные гипотезы, диспозиции и санкции для института следственных действий.

1. Первый элемент процессуальной формы следственных действий — это условия их производства. Они складываются из условий общего и специального характера.

Общие условия производства следственных действий охватывают: а) наличие возбужденного уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176); б) надлежащего субъекта проведения следственного действия, который, во-первых, не подпадает под основания для отвода и, во-вторых, в установленном законом порядке принял дело к своему производству; в) место и время производства следственного действия. Место проведения следственного действия определяется местом расследования, т. е. территориальной подследственностью дела (ст. 152). В необходимых случаях следственные действия проводятся в ином месте, куда следователь выезжает лично или направляет отдельное поручение. Следственные действия не должны производиться в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени — п. 21 ст. 5), кроме не терпящих отлагательства случаев (ч. 3 ст. 164).

Специальные условия проведения следственных действий. Для всякого следственного действия законом предусмотрены специальные условия, наличие которых позволяет правильно выбрать нужное следственное действие в каждой конкретной ситуации.

К их числу относятся, прежде всего, основания для производства следственных действий: наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью именно этих действий. В качестве основания выступают конкретные данные, а во многих случаях — судебные доказательства (например, для тех следственных действий, которые производятся по судебному решению).

Неправильное определение оснований следственных действий ведет к незаконной подмене одних следственных действий другими. Так, на практике встречаются случаи, когда вместо опознания проводят очную ставку, вместо экспертизы — следственный эксперимент, взамен следственного эксперимента — проверку показаний на месте, выемку подменяют так называемой «добровольной» выдачей и т. д. Это ведет к необоснованности подобных действий и может повлечь за собой утрату ими доказательственного значения.

К специальным условиям проведения следственного действия относятся также требования, предъявляемые к кругу его участников и их правовому статусу (правам и обязанностям). Они могут быть обязательными и факультативными. Обязательный круг участников в ряде случаев предусмотрен законом (например, защитник — ст. 51, понятые — ст. 170, переводчик — ст. 169). Другие лица привлекаются следователем (дознавателем) факультативно, по своему усмотрению. Однако следователь обязан обеспечить право сторон на участие в следственных действиях, проводимых по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42; п. 10 ч. 4 ст. 44; п. 9 ч. 2 ст. 46; п. 10 ч. 4 ст. 47; п. 5 ч. 1 ст. 53). Свидетель имеет право пользоваться услугами своего адвоката во время участия в следственных действиях (ч. 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192). Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164).

Специальным условием для допроса обвиняемого является предъявление обвинения (ч. 1 ст. 173); для проведения опознания — предварительный допрос опознающего лица об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать (ч. 2 ст. 193); одним из специальных условий для проведения экспертизы служит предварительное ознакомление подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением о ее назначении (п. 1 ч. 1 ст. 198) и т. д.

В качестве специальных условий для проведения следственных действий могут также рассматриваться: отсутствие у соответствующего лица дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3); соблюдение особого порядка возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении ряда лиц, пользующихся служебным иммунитетом (ст. 448).

Наличие специальных условий закон иногда требует отразить в письменно оформленном решении о проведении следственного действия — постановлении (которое иногда называют юридическим основанием для проведения следственного действия). По постановлению следователя проводятся: эксгумация трупа, освидетельствование, обыск, выемка (для последующего контроля за обоснованностью применения принуждения), а экспертиза — ч. 1 ст. 195 УПК (еще и для постановки задания перед экспертом. В некоторых случаях УПК дополнительно предусматривает получение санкции прокурора для выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 3 ст. 183). Следственные действия (и связанные с ними меры принуждения), ограничивающие конституционные права граждан, производятся на основании судебного решения в порядке ст. 165 УПК.

2. Второй элемент процессуальной формы следственных действий — это их процедура, т. е. последовательность и приемы проведения следственного действия. Последовательность проведения следственного действия складывается из нескольких этапов. Первый этап — подготовительный. На нем принимается и оформляется решение о проведении следственного действия, принимаются меры по обеспечению его производства (задерживается корреспонденция, направляется повестка, осуществляется привод и др.). Второй этап связан с удостоверением в личности участников процесса, разъяснением им прав и обязанностей, задач и порядка проведения следственного действия. Удостоверение в личности возможно не только по документам, оно может быть осуществлено путем опознания, со слов или даже визуально (если следователь уже знаком с данным участником процесса). Свидетель, потерпевший и специалист (если он дает показания) предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307–308 УК, а эксперт и переводчик — за дачу заведомо ложного заключения и заведомо неправильный перевод по ст. 307 УК. Третий этап составляет осуществления познавательных приемов и операций, а на четвертом — фиксируются ход и результаты следственного действия.

Для всех следственных действий УПК выделяет общие приемы их проведения:

• недопустимость применения насилия, угроз и иных незаконных мер (ч. 4 ст. 164);

• недопустимость создания опасности для жизни и здоровья участников следственного действия и иных лиц (ч. 4 ст. 164);

• запрет действий, унижающих честь и достоинство (ст. 9); напрасно повреждающих имущество (ч. 6 ст. 182); разглашающих сведения из частной жизни (ч. 3 ст. 161, ч. 7 ст. 182);

• запрет наводящих вопросов (предусмотрен для некоторых следственных действий в ч. 2 ст. 189, ч. 7 ст. 193, ч. 2 ст. 194, ч. 1 ст. 275);

• применение технических средств и способов обнаружения и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164).

3. Третий элемент процессуальной формы следственных действий — это меры их обеспечения. Они служат в качестве гарантий их проведения. Нарушения процессуальных норм об основаниях, условиях и правилах производства следственных действий влекут негативные последствия. Для участников процесса это могут быть меры принуждения, штраф или даже уголовная ответственность. Для органов предварительного расследования в качестве основной санкции выступает утрата доказательственного значения результатов следственного действия, т. е. санкция ничтожности (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 3 ст. 7; ст. 75 УПК).

Похожие курсовые работы

Планирование расследования

Планирование расследования

Задумавшийся Архимед. (Доменико Фетти, 1620)

Планирование расследования -- сложный процесс по определению путей, способов средств и сроков успешного достижения заранее поставленной цели.

План расследования -- комплекс информационных, тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов.

Планирование расследования включает в себя как организационные, так и управленческие основы.

Являясь основным организационно-управленческим методом расследования, планирование выполняет свои функции по формированию оптимальных способов достижения намеченных целей с помощью рационального распределения имеющихся сил, времени, использования в случае необходимости дополнительных ресурсов. В плане расследования могут отражаться различные аспекты предстоящей деятельности. В связи с этим план расследования можно определить как комплекс информационных, тактических, организационно-управленческих и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-разыскных, иных действий и тактических приемов.

Содержание Соотношение планирования и версии

Большое значение имеет вопрос о соотношении процессов планирования и построения версий. Если план — модель перспективной деятельности по делу, а планирование — процесс по созданию этой модели, то следственные версии представляют собой предположения, подлежащие проверке. Следственная версия — это предположительное описание, тогда как план расследования — директива, обязательное предписание. Однако абсолютизировать директивность и жесткость плана недопустимо, поскольку при изменении ситуации следователь должен во избежание негативных последствий немедленно реагировать, соответствующим образом корректируя план. Построение версии и планирование — тесно связанные между собой этапы расследования, объединенные процессом выведения из версий для их проверки логических следствий, большинство из которых включаются в план в виде «вопросов и обстоятельств, подлежащих выяснению». Версия является основой, логическим центром планирования. Но это не однопорядковые акты мыслительной деятельности, между ними имеются существенные различия. Основное содержание версий составляют вероятностное объяснение уже выявленных исходных данных и предположительное установление еще неизвестных обстоятельств, в то время как планирование — это приведение в четкую систему будущих действий следователя и взаимодействующих с ним органов, направленных на решение промежуточных задач и достижение конечной цели расследования.

Принципы планирования

Для того чтобы быть оптимальной, вся деятельность по планированию расследования должна соответствовать следующим принципам:

1) индивидуальность планирования. означающая обязательность учета особенностей данного уголовного дела и их отражение в содержании плана расследования. Этот принцип органически связан с творческим подходом, позволяющим успешно преодолевать упрощенчество, стереотипы и штампы. Принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования;

2) своевременность планирования. которая означает принятие плановых решений в оптимальное время и позволяет эффективно реализовать намеченные действия и мероприятия;

3) динамичность планирования. отражающая обязательность учета постоянного развития следственных ситуаций. В принципе динамичности проявляется необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в ситуациях риска и конфликтных. Однако гибкость планирования и необходимость быстрого внесения изменений в план не означает недооценки глубокого анализа исходных данных, творческого подхода к выполнению первоначально намеченных действий, если они не противоречат сложившейся по делу следственной ситуации;

4) конкретность планирования. обеспечивающая составление детальных и четких планов, эффективность их инструментальной функции. В плане не должно быть декларативных пунктов. Цели и задачи расследования, пути и средства их эффективного достижения формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы быть максимально понятными и удобными для выполнения. В то же время детализация плана — важная черта принципа конкретности — должна быть рациональной и не перерастать в нагромождение мешающих инициативе исполнителей ненужных мелочей. Так, например, нет необходимости отражать в плане очевидные операции, обусловленные навыками, профессиональными знаниями следователя, моральными требованиями и т.д.;

5) принцип реальности. означающий тесную связь построения версий с их фактическими базами, возможность их эффективной проверки путем выведения логических следствий и сопоставления с доказательствами. Требование реальности состоит также в тщательном и всестороннем учете действительных возможностей, позволяющих эффективно выполнять намеченные действия в установленные сроки путем максимального использования находящихся в распоряжении следователя ресурсов;

6) системность планирования. предполагающая координацию всех намеченных действий и мероприятий, в том числе и резервных вариантов тактического поведения, их общую направленность на достижение цели и промежуточных задач расследования, согласованность всех разделов и пунктов плана.

В криминалистической литературе упоминаются и такие принципы планирования, как полнота, обоснованность процесса, соответствие формы и содержания. Но эти принципы планирования и плана расследования не имеют самостоятельного значения и являются отдельными структурными элементами перечисленных выше принципов.

Структура планирования Этапы процесса планирования

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия, которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик и т.д.

Третий этап состоит в учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временнЫе и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или принимает меры по интенсификации деятельности, или же вынужден избрать вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.

Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-разыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.

Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное подключение следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-разыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т.д.).

Успешная реализация всех намеченных действий и мероприятий во многом зависит от определения их оптимальной очередности. При этом предпочтение отдается следующим мероприятиям:

а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых и их задержания;

б) общим для проверки всех или нескольких версий (эпизодов);

в) без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной, организационно-управленческой или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, разыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т.п.);

г) отличающиеся наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т.д.), с тем чтобы следователь мог параллельно осуществлять и иные действия.

Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу. Планирование на завершающем этапе в ситуации, когда основные аспекты процесса доказывания уже реализованы, носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает неверсионный характер и осуществляется в одном направлении. Основное содержание планирования на этом этапе заключается в формировании организационно-управленческих решений по распределению времени и средств, установлению оптимального порядка проведения строго обязательных процессуальных действий. Важным моментом в плане расследования является установление рациональной последовательности в проведении предусмотренных процессуальным законом действий.

Виды планирования

Единый по своим принципам, целям и методам процесс планирования расследования в зависимости от характера организационно-управленческих и тактических задач может иметь пять основных уровней, которые можно рассматривать как виды планирования:

б) планирование тактической комбинации;

в) формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т.д.);

г) планирование на отдельном этапе (первоначальный, последующий, завершающий) расследования;

д) планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Следует отметить, что этот вид (уровень) планирования оптимален, как правило, в простых, непроблемных ситуациях, когда уже в начале расследования следователь с достаточной степенью вероятности предвидит дальнейший ход расследования.

Планирование тактической операции

Процесс планирования тактической операции включает:

а) определение ее непосредственной задачи;

б) установление и конкретизацию ресурсов, находящихся в распоряжении следователя, и соотношения их с непосредственными задачами;

в) разработку вариантов проведения следственных, организационно-подготовительных, оперативно-разыскных и других действий;

г) определение непосредственных исполнителей и сроков выполнения.

Планирование следственного действия

Планирование отдельного следственного действия состоит из трех стадий:

1) определение непосредственной задачи данного действия;

2) установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и тактико-психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью;

3) непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических и иных приемов, определение условий и времени их реализации, оценка возможных результатов.

План расследования

Итог всего процесса планирования — готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами плана расследования являются:

1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий и конкретизированные в виде детальных вопросов, а также общевресионные и вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению;

2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это прежде всего исполнители — работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т. д. Сюда же следует отнести материальные средства — транспорт, связь, криминалистическую и иную технику;

3) следственные, оперативно-разыскные, подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное, последовательное или параллельное выполнение, необходимость производства тактических операций и комбинаций;

4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше «удельный вес» тактических аспектов по сравнению с организационными. И наоборот, по детальному варианту планирования (план отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль в структуре плана;

5) сроки производства намеченных действий. Следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности и трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов;

6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана обычно отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации, следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их число, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действий, сроки их проведения и др. Но иногда корректировка отдельных параметров плана может быть осуществлена еще до реализации намеченных действий и мероприятий. Это происходит в связи с поступлением новой информации, меняющей конкретную следственную ситуацию.

Техника планирования 1. Основной план расследования

Основной план расследования применяется по наиболее сложным делам, по делам о нераскрытых преступлениях.

Основной план расследования состоит из 2 разделов:

а) вневерсионные и общеверсионные обстоятельства

2. Планы-«шахматки» (шахматные ведомости)

Это дополнительная форма планирования – дополняет основной план расследования, иллюстрирует его.

Такие планы применяются следователями для аккумулирования разрозненной информации.

Например: по горизонтали – ФИО подозреваемых, по вертикали – эпизоды преступной деятельности или по горизонтали – ФИО подозреваемых, по вертикали – перечень обстоятельств, которые необходимо установить

3. Схемы (в различных вариантах)

Применяются, например, когда необходимо исследовать личность, установить связи лица или организации

4. Лицевые счета

Составляются на каждого обвиняемого. В виде карточек или компьютерных файлов.

Смотри также

Глава 22

Глава 22. Криминалистические версии и планирование расследования

1. Понятие криминалистической версии. Виды версий, их построение и проверка

Криминалистическая версия - это основанное на фактических данных предпо­ложение о сущности или отдельных обстоятельствах события, имеющего при­знаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномочен­ным на то лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследова­нии или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разно­видность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.

Версии различаются по объему (общие и частные), по субъекту выдвижения (следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные), по степени конкрет­ности (типичные и конкретные).

Общая версия- это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления, в целом (что произошло - убийство, самоубийство, несча­стный случай). Частные — предположительное объяснение отдельных сторон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т. д.).

Следственные версии выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств, т. е. они могут быть как об­щими, так и частными. Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный работник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Экспертная версия- это предположение эксперта, принятое им к про­верке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной. Наконец, судебная версия- предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела. Суд получает дело, в котором сформулирована только одна версия — та, которая осталась в итоге расследования, после того, как все остальные версии, проверявшиеся по делу, отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заключении. Суд тщательно проверяет эту версию, выдвинув контрверсию (общую), а по каждой из частных версий - соответ­ствующие частные контрверсии («имело место не кража, а другое преступление»; «преступление совершил не обвиняемый Н. а другое лицо»).

Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений

В отличие от конкретных версий, которые выдвигаются на основе изучения мате­риалов расследуемого дела, могут быть еще и так называемые типичные (или ти­повые) версии. Это - наиболее общее, типичное объяснение события, когда конкрет­ной информации о нем еще слишком мало, эта информация противоречива, не вполне достоверна. Типичные версии выдвигаются не только на основе имеющейся информа­ции, но и на основе опыта следователя, криминалистических рекомендаций, обобщен­ной следственной практики, простого житейского опыта и т. д. Эти версии имеют большое практическое значение, так как, во-первых, помогают организовать работу по делу в самый начальный, наиболее ответственный момент расследования и, во-вторых, дают возможность целенаправленнее проверять отдельные обстоятельства преступления.

Криминалистические версии выдвигаются не только по возбужденному уголов­ному делу, но и до его возбуждения, в процессе проверки следователем или работ­ником дознания поступивших к ним сведений о совершенном преступлении. Вер­сии, возникающие в ходе проведения следователем или оперативным работником мероприятий, направленных на проверку сведений о совершенном преступлении и решение вопроса о возбуждении уголовного дела, представляют собой особую разновидность криминалистических версий. Их можно назвать предварительными (или проверочными). При решении вопроса о возбуждении уголовного дела резуль­таты проверки предварительных версий имеют решающее значение, а после возбу­ждения дела нередко ложатся в основу следственных и иных версий.

Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся исследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых источников — как процессуальных, так и непроцессуальных.

При построении версий широко используются приемы логического мышления -такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Напомним, что анализ -это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления; синтез — исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция - это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция - вывод от общего к частному. При использовании приема индукции для построения версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов - к объяснению их происхождения. Наконец, аналогия — прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления делается вывод - если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одной причи­ной. Например, зная способ совершения кражи и что именно таким способом со­вершает кражи неоднократно судимый Н. следователь или оперативный работник выдвигают версию: «Возможно, данную кражу совершил Н.».

Проверка версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Необходимые данные получаются процессуальным путем, т. е. в результате проведения следственных действий. Версии проверяются также и путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, но такая проверка носит лишь предварительный, ориентировочный характер и ее результаты требуют закрепления собранными по дел)' доказательствами.

В процессе расследования строятся и проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без проверки ни одной версии, даже маловероятной. Прове­ряются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всегда и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале, естественно, проверяется наиболее вероятная версия.

Обеспечить целенаправленную проверку всех версий, полноту, объективность и всесторонность расследования невозможно, если следователь не будет планировать свою работу.

2. Понятие, значение и принципы планирования

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложную и мно­гогранную деятельность, для осуществления которой от следователя требуется организаторское мастерство. Работа по каждому, даже сравнительно несложному уголовному делу требует проведения целого ряда следственных действий, розыск­ных и иных мероприятий; все они должны быть тщательно подготовлены и прове­дены в определенной последовательности, с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом сроков. Всесторонность и полнота расследования во мно­гом зависят от умелой координации работы следователя с оперативно-розыскными аппаратами, с другими службами органов внутренних дел. Кроме того, в производ­стве следователя, как правило, находятся не одно, а несколько дел. Поэтому плани­рование - это необходимое условие правильной организации труда следователя.

Планирование расследования определяется как мыслительный процесс, заклю­чающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.

Цели планирования заключаются в том, чтобы обеспечить:

полноту, всесторонность и объективность расследования;

целеустремленность расследования, направленность его на достижение кон­

достижение этой задачи с наименьшими затратами времени, сил и средств;

— взаимодействие следователя со специалистами, сотрудниками оперативно-

розыскных подразделений, а также с другими правоохранительными органами. При

этом необходимо иметь в виду, что расследование преступлений все более стано­

вится коллективной деятельностью (разумеется, при полном сохранении руководя­

щей роли следователя и его ответственности за результаты расследования).

Чтобы планирование расследования достигало этих целей, оно должно основы­ваться на определенных принципах. Следует выделить три главных принципа пла­нирования.

1. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следст­венные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители. Бессмысленно, например, указы­вать в плане: «Провести допросы свидетелей», «провести обыски у подозреваемых» и

Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений

т. д. ибо такой план практически ничего не дает. В нем должно быть указано, кого конкретно из свидетелей предполагается допросить, у кого из подозреваемых должны быть проведены обыски, когда и кто будет осуществлять эти следственные действия.

2. Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязатель­

ность составления плана именно для конкретного дела с учетом всех его особенно­

стей. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы пригоден

для расследования по всем уголовным делам в качестве типового. В то же время

полностью оправдывает себя использование типовых планов (программ) расследо­

вания по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных

ситуаций. Как известно, в криминалистической методике разработаны типовые

программы действий для наиболее характерных ситуаций, складывающихся при

расследовании различных видов преступлений. Разумеется, любой план, построен­

ный на основе типовой программы, все равно наполняется конкретным содержани­

ем исходя из особенностей расследуемого дела.

3. Принцип динамичности означает, что составленный план не является оконча­

тельным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необхо­

димость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате

проверки одной из версий может отпасть другая версия либо, напротив, возникнет

новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту

жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным плани­

ровавшийся ранее обыск у другого подозреваемого и т. д. Необходимость постоян­

ной корректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследо­

вания от большинства других планов.

В криминалистической литературе упоминаются и некоторые другие принципы планирования (соблюдения законности, реальности, научности и т. п.), но в них нет отчетливо выраженной специфики, отличающей планирование расследования по уголовным делам от планирования в какой-либо иной сфере деятельности. Совер­шенно очевидно, что любой план должен строиться с учетом действующего законо­дательства, на реальной основе, т. е. быть осуществимым, что в нем должны учиты­ваться достижения науки и другие факторы, делающие планирование расследования максимально эффективным.

Как уже отмечалось, планирование- сложный и непрерывный мыслительный процесс, который заканчивается только с окончанием расследования. Не следует смешивать планирование и план. План — это конечный результат, итог, материальная форма, в которую облекается работа следователя по планированию расследования.

В начале расследования, когда в распоряжении следователя имеются лишь от­рывочные и непроверенные сведения о событии преступления и в то же время не­обходимо безотлагательно провести следственные действия, направленные на за­крепление следов преступления, розыск и изобличение преступника, план может не фиксироваться в письменной форме. Однако в самом непродолжительном времени объем собранных материалов увеличивается, и от следователя требуется серьезная аналитическая работа по их осмыслению и определению дальнейших действий. На этом этапе необходима разработка подробного письменного плана.

Помимо плана расследования по делу составляются планы проведения наиболее сложных и ответственных следственных действий.

3. Элементы планирования. Особенности планирования при возбуждении уголовного дела по официальным материалам и по оперативно-розыскным данным

В деятельности следователя по планированию расследования принято выделять ряд элементов, к числу которых относятся:

изучение имеющихся фактических данных;

определение круга следственных действий и организационных мероприятий,

подлежащих проведению, сроков и последовательности их проведения, а также

корректировка плана в ходе расследования.

Изучение имеющихся фактических данных начинается следователем с момента получения сообщения о событии, имеющем признаки преступления, и продолжает­ся по мере поступления новой информации в течение всего периода расследования. В начале расследования информация о событии, которой располагает следователь, иногда бывает неполной, неточной и противоречивой; далеко не всегда очевиден и сам факт преступления. Необходимо, однако, иметь в виду, что закон (ст. 118 УПК РСФСР) рассматривает в качестве оснований для возбуждения уголовного дела наличие достаточных данных, указывающих на признаки, а не на факт преступле­ния; при установлении таких данных дело должно быть возбуждено. После этого следователь приступает к сбору доказательств. Каждое новое доказательство иссле­дуется и оценивается как само по себе, так и в совокупности с другими собранными по делу материалами.

Помимо доказательств изучаются и оцениваются и другие фактические данные, относящиеся к расследуемому преступлению, в том числе полученные из оператив­но-розыскных источников. На основе этого выдвигаются версии, для проверки которых определяются подлежащие проведению следственные действия и органи­зационные мероприятия, тактика их проведения, сроки и т. д. - иными словами, реализуются все остальные элементы планирования.

Следующий элемент планирования - установление круга следственных дейст­вий, организационных и иных мероприятий, времени и последовательности их проведения, а также исполнителей. Здесь действует такое правило: должны плани­роваться все следственные действия и другие мероприятия, в результате которых можно проверить ту или иную версию, выяснить обстоятельства того или иного эпизода. Если, например, очевидцами происшествия были пять человек, следова­тель не может ограничиться допросом двух или трех; необходимо принять меры для установления всех свидетелей и допросить каждого из них, иначе расследование не будет полным и объективным.

Что касается определения сроков и очередности следственных действий и дру­гих мероприятий, то, по общему правилу, в первую очередь должны проводиться: 1) отнесенные к числу неотложных из-за необходимости безотлагательного закреп­ления материальных либо идеальных следов преступления (осмотр места происше­ствия, допрос потерпевшего или свидетеля, на которого может быть оказано нега­тивное воздействие и т. д.); 2) в результате которых можно получить наиболее

Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений

важную для дела информацию; 3) с помощью которых можно проверить все след­ственные версии или несколько версий одновременно.

В качестве исполнителя большинства следственных действий выступает сам следователь. Проведение отдельных следственных действий, а также организацион­ных и оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с планом поручается работникам уголовного розыска или других служб милиции (специалистам, участ­ковым инспекторам и др.).

Корректировка плана производится в любое время по мере необходимости. Обычно при внесении в план частичных изменений не требуется «переписывать» его целиком. Следует помнить, что план - это рабочий документ, в котором вполне допустимы те или иные поправки.

План расследования к уголовному делу не приобщается; обычно он хранится в надзорном производстве либо отдельно. Не следует уничтожать первоначальные варианты переработанных планов: анализируя их, в случае необходимости можно выявить ошибки и неиспользованные возможности, которые осложнили расследо­вание, и наметить пути успешного его завершения.

Как уже отмечалось, в самом начале расследования планирование работы по де­лу осуществляется на основе типичных версий. Составлять на этом этапе письмен­ный план обычно просто некогда, да и фактического материала для его составления у следователя пока нет. Опираясь на типичные версии, следователь мысленно наме­чает программу своей работы и проводит первоначальные следственные действия и другие необходимые мероприятия. После того как комплекс неотложных действий проведен, следователь осмысливает собранный материал и составляет развернутый план расследования.

Такова схема планирования расследования при возбуждении уголовных дел по так называемым официальным материалам — когда о событиях, имею­щих признаки преступления, становится известно из заявлений и сообщений граж­дан, писем должностных лиц, сообщений печати и из других источников, не свя­занных с оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел.

Иная ситуация складывается при возбуждении дел по оперативно-ро­зыскным данным. В таких случаях следователь, как правило, с самого начала четко представляет себе не только обстоятельства совершенного преступления, но и круг заподозренных лиц, объем доказательств, которые можно будет получить в начале расследования, и т. д. В типичных версиях в таких случаях нет необходимо­сти - на основе имеющихся данных следователь может построить как общие, так и частные конкретные версии и разработать развернутый план расследования. Поэто­му, если дело возбуждается на основании имеющихся оперативно-розыскных мате­риалов, следователь обычно планирует работу по этому делу еще до его возбужде­ния— как только принято окончательное решение, что дело будет возбуждено. Наличие необходимой информации дает возможность заранее составить план реали­зации имеющихся оперативно-розыскных материалов, который одновременно будет и планом первоначальных следственных действий. При этом следователь может выбрать тактически наиболее удобный момент для возбуждения уголовного дела.

4. Формы планов и вспомогательной документации (техника планирования)

Планы расследования по уголовным делам могут составляться в различных формах. Наиболее распространенная форма - по версиям. При этом в плане отра­жаются: следственные версии; следственные действия и другие мероприятия по проверке каждой из намеченных версий; сроки исполнения каждого следственного действия или иного мероприятия; исполнители.

Иногда вводится специальная графа для отметок об исполнении или других примечаний. Графически план выглядит следующим образом:

по уголовному делу N по обвинению

Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений

Еще одна разновидность плана - по лицам (подозреваемым или обвиняемым). Структурно такой план аналогичен предыдущему, но в первой графе вместо содер­жания эпизодов указываются фамилии подозреваемых или обвиняемых.

В криминалистической литературе иногда рекомендуется указывать в начале плана фабулу дела или другую исходную информацию. Практика, однако, показы­вает, что делать это нецелесообразно.

В плане отдельного следственного действия отражаются:

цель следственного действия (или вопросы, подлежащие выяснению);

точное время проведения;

круг лиц, которые будут оказывать помощь следователю в проведении следст­

венного действия, и распределение обязанностей между ними;

технические средства, которые предполагается применить при проведении

следственного действия для фиксации его хода и результатов (следственный чемо­

дан, магнитофон, видеокамера);

тактика проведения следственного действия;

тактика его фиксации и т. д.

Форма плана отдельного следственного действия не имеет особого значения; нередко умело составленные и тщательно продуманные планы представляют собой лишь перечни тактических приемов, которые предполагается в определенной по­следовательности применить при проведении данного следственного действия.

При расследовании сложных многоэпизодных преступлений кроме планов, в ка­честве дополнений к ним, нередко применяется вспомогательная документация: схемы преступных связей подозреваемых или обвиняемых; карточки (листы) на каж­дого обвиняемого (так называемые «лицевые счета»); карточки на свидетелей и др.

В «лицевых счетах» на обвиняемых обычно указываются:

доказательства, подтверждающие обвинение (с указанием листов дела);

доводы обвиняемого в свою защиту;

результаты проверки утверждений обвиняемого;

данные, характеризующие личность обвиняемого;

вопросы, подлежащие выяснению;

7) отметки о датах избрания в отношении данного лица меры пресечения,

предъявления обвинения и т. д.

Эти данные, собранные в одном месте и в легко обозримом виде, помогают пра­вильно организовать расследование, решить вопрос об его полноте, облегчают составление обвинительного заключения.

Еще одна форма вспомогательной документации, применяемая при расследова­нии по групповым делам,- так называемая «схема-шахматка». В ней по вертикали указываются фамилии подозреваемых или обвиняемых, а по горизонта­ли- эпизоды их преступной деятельности. В клетках, образуемых пересечением горизонтальных и вертикальных полос (граф), можно, в частности, показать, участ­вовало ли данное лицо в том или ином эпизоде преступной деятельности группы, какими доказательствами его виновности располагает следователь, и т. д.

1) Показания Красно­вой на допросе и оч­ной ставке (л. д. 48-49, 55-56). 2) Опознание Сидоро­ва Красновой (л. д. 50). 3) Обнаружение на месте происшествия следов обуви Сидоро­ва (л. д. 4-8, 22, 42-43).

1) Показания Красно­вой (л. д. 48-49). 2) Опознание Харито­нова Красновой (л. д. 152). 3) Показания свиде­теля Поповой А. Д. (л. д. 115).

1) Показания Глад­кова (л. д. 118-119). 2) Опознание Га­ранина Гладковым (л. д. 120). 3) Показания Га­ранина (л. д. 121-124). 4) Изъятие у Га­ранина плаща Глад­кова (л. д. 128).

1) Показания Глад­кова (л. д. 118-119). 2) Изъятие у Ха­ритонова при обыс­ке часов Гладкова (л. д. 163, 178).

1) Обнаружение на месте происшествия следов пальцев Ха­ритонова (л. д. 148— 149, 164). 2) Изъятие у Хари­тонова при обыске вещей, похищенных из палатки (л. д. 163).

Поскольку в производстве у следователя одновременно находятся несколько дел, ему наряду с планами расследования по конкретным делам необходим также календарный (сводный) план.

Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений

Календарный план надо составлять в специальном еженедельнике, который дает возможность подробно записать предстоящую работу на каждый день, либо в обычной тетради. Первый предстоящий день обычно планируют наиболее детально с указанием времени, отводимого на выполнение той или иной работы. Относи­тельно более поздних дней в плане целесообразно обозначать лишь основные рабо­ты (иногда без указания времени), а также процессуальные действия, которые со­гласно закону должны быть выполнены не позднее определенного срока, и меро­приятия, в которых следователь должен участвовать (служебные совещания, высту­пления перед населением и т. д.). Необходимо оставить резерв времени для работы по новым делам, принимаемым в производство, выполнения срочных заданий, а также для работ, которые по тем или иным причинам не были завершены в наме­чавшиеся ранее сроки. На ближайшие дни такой резерв может быть относительно небольшим, но с каждым днем его целесообразно увеличивать.

В конце каждого рабочего дня следователь подводит итоги: отмечает выполнен­ные пункты плана, а невыполненные (если необходимость в этом не отпала) переносит на более поздние сроки и окончательно формирует план следующего дня.

Дубровицкая Л. П. Лузгин И. М. Планирование расследования. - М. 1972.

Ларин А. М. От следственной версии к истине. - М. 1976.

Пещак Я. Н. Следственные версии. - М. 1976.

Реховский А. Ф. Теоретические основы учения о криминалистических версиях. -Владивосток, 1996.

Расследование преступлений: Руководство для следователей. — М. Спарк, 1997. Гл. 1.