Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Труда При Обслуживании Цепных Конвейеров img-1

Инструкция По Охране Труда При Обслуживании Цепных Конвейеров

Рейтинг: 4.3/5.0 (1697 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Общие требования охраны труда при обслуживании цепных и ленточных конвейеров

Общие требования охраны труда при обслуживании цепных и ленточных конвейеров.

1.1. К обслуживанию ценных и ленточных конвейеров допускаются лииа,
достигшие 18 лет, предварительно прошедшие медицинский осмотр, а также
вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте, обученные
электробезопасности по 1 квалификационной группе, изучившие данную
инструкцию, обученные безопасным методам работы и проработавшие 8 течение

' первых 2-5 смен под наблюдением начальника смены или опытного рабочего.

1.2. При обслуживании цепных и ленточных конвейеров рабочий должен
знать и соблюдать правила внутреннего трудовою распорядка предприятия.
Курение разрешается только в специально оборудованных местах.

1.3. Наиболее опасными при неправильном обслуживании цепных конвейеров
являются привод и элементы пластинчатой втулочно-роликовой цепи со скребками.
Наиболее опасными при обслуживании ленточных конвейеров являются
самоходные сбрасывающие тележки стационарных ленточных конвейеров,
движущаяся лента конвейера, пространство между барабаном и набегающей
лентой, приволные, натяжные устройства, опорные ролики и ролики нижней ветви
ленты в зонах рабочих мест, отсутствие или неисправность ограждений или
заземления.

1.4. Обслуживающий цепные и ленточные конвейеры – аппаратчик о&раоотхк
зерна – должен быть обеспечен сертифицированными средствами индивидуальной

' защиты: респиратором, костюмом и шлемом хлопчатобумажными из
пыленепроницаемой ткани, в холодное время года – курткой и брюками
хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.5. Обслуживающий цепные и ленточные конвейеры должен знать правила
пожарной безопасности и при обнаружении в производственных помещениях
признаков загорания должен немедленно отключить всё электрооборудование,
сообщить о загорании в пожарную охрану предприятия и принять меры к
ликвидации загорания первичными средствами пожаротушения. Телефон пожарной

Охраны. Если загорание произошло в силосе, бункере, следует принять срочные меры
по эвакуации всех людей из опасной зоны.

1.6. При несчастном случае необходимо немедленно оказать перв>ю
(доврачебную) помощь пострадавшему, и при необходимости вызвать врача,
сообщить начальнику смены, сохранить по возможности обстановку на рабочем
месте и состояние оборудования такими, какими ом были в момент происшествия,
если это не угрожает здоровью окружающих, не приведет к аварии.

1.7. Обслуживающий цепные и ленточные конвейеры несет ответственность за нарушением требований настоящей инструкции в порядке. Установленном
Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и действующим
законодательством.

Другие статьи

По охране труда при обслуживании цепных конвейеров инструкция

По охране труда при обслуживании цепных конвейеров инструкция

1.4. Пожарная безопасность. Для обеспечения пожарной безопасности следует руководствоваться «Правилами пожарной безопасности в лесной промышленности согласованными с гупо МВД г. 1.5. Средства индивидуальной защит. Для работ с повышенной опасностью пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в три года. 1.8. У руководителя структурного по охране труда при обслуживании цепных конвейеров подразделения, начальника участка, мастера, прораба должен быть в наличии комплект инструкций для работников по всем профессиям и видам работ. 1.9. Требования и нормы, установленные в стандартах организаций, в инструкциях по охране труда или другой нормативной документации (включая конструкторскую, технологическую).

Анализирует выполнение оперативного плана и основных показателей по охране труда при обслуживании погашению цепных конвейеров работы. Разрабатывает в соответствии с сетевым планом формирования. ПО-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда ремонту при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Валентин Красник, межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов по охране труда при обслуживании цепных конвейеров в вопросах. Информация и документы в области охраны по охране труда при обслуживании цепных конвейеров труда и техники безопасности в свободном доступе.

Техэксперт: Охрана труда - перечень документов

Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производс).

Министерство труда и социального развития, российской Федерации, согласованы. Утверждены, госкомлеспромом, россии, ЦК профсоюза работников лесных. Предельно допустимые концентрации вредных веществ составлению в воздухе рабочей зоны должны соответствовать гост. В производственных помещениях. В. В. Волгин, погрузка и разгрузка: Справочник груз-менеджера, организация работ. Грузовая служба, грузовые службы существуют у. Ответ. Должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований гост и утвержденным в установленном порядке (п. ). Вопрос 22. Какие размеры отступов должны соблюдаться при размещении грузов? Ответ. Должны соблюдаться следующие размеры отступов: от стен помещений 0,7 м; от приборов отопления 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза своими от источников освещения 0,5 м; от пола 0,15 м; между ящиками в штабеле 0,02 м; между поддонами и контейнерами в штабеле 0,05-1 м (п. ). Вопрос 23. По какой технологии должны производиться разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами? Ответ. Должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана.

ПО-007-98 межотраслевые правила ПО охране труда ПРИ погрузочно-разгрузочных.

Инструкция по охране труда для машиниста цепного конвейера

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для машиниста цепного конвейера.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе машинистами цепного конвейера допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, специальное обучение по профессии, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Машинист цепного конвейера должен знать:
— устройство, принцип действия, режимы работы, правила управления цепным конвейером и порядок его обслуживания;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
— требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности при эксплуатации конвейера;
— сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и первичных средств пожаротушения;
— место хранения аптечки для оказания первой доврачебной помощи.
1.3. Машинист цепного конвейера должен:
— применять в процессе работы оборудование и механизмы по назначению и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— содержать в исправном состоянии и чистоте конвейер, оборудование, инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты;
— выполнять работу, которая входит в его обязанности или поручена непосредственным руководителем;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
— выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и машинистами других грузоподъемных машин и механизмов;
— обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте;
— уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
1.4. Машинисту цепного конвейера запрещается:
— работать вблизи вращающихся частей оборудования, не огражденных защищенными сетками или кожухами;
— снимать защитные сетки и кожухи до полной остановки вращающихся частей оборудования;
— находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;
— наступать на электрические провода и кабели;
— производить самостоятельно регулировку и ремонт вышедшего из строя оборудования;
— прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легкодоступным токоведущим частям оборудования;
— заходить за ограждения опасных мест;
— приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работы без получения от непосредственного руководителя инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
— допускать на территорию производственной площадки, в производственные и бытовые помещения посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии;
— находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
1.5. Машинист цепного конвейера обязан соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.6. Во время работы на машиниста цепного конвейера могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся элементы транспортных средств, оборудования и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств и оборудования в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях;
— вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.;
— поражение электрическим током;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений;
— недостаточная освещенность.
1.7. Особую опасность при использовании оборудования непрерывного действия представляет контакт с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за спецодежду, незастегнутую или незаправленную надлежащим образом, а также рукавицы и т.п.
1.8. Машинист цепного конвейера должен быть обеспечен необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.
1.9. Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить в отдельных шкафчиках. Выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы производства запрещается.
1.10. Машинист цепного конвейера обязан следить за исправностью полученной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.
1.11. Машинист цепного конвейера должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
— курить только в установленных для этого местах;
— не подходить с открытым огнем к легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и свежеокрашенному оборудованию;
— хранить смазочные материалы в масленках, обтирочные материалы — в металлических ящиках или ведрах с крышками в специально отведенных местах. Чистый и использованный (промасленный, загрязненный) обтирочный материал должны храниться раздельно;
— не загромождать рабочее место, проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;
— не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара, и нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами;
— во избежание электротравм и поражений электрическим током машинист цепного конвейера не должен прикасаться к открытой электропроводке и кабелям;
— рабочее место должно быть обеспечено изолирующим ковриком и диэлектрическими перчатками;
— не допускать на рабочее место посторонних лиц.
1.12. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Принимать пищу разрешается в специально отведенном помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочем месте запрещаются.
1.13. Машинист цепного конвейера должен знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации обслуживаемых им конвейеров, схемы автоматической блокировки оборудования, порядок остановки и пуска конвейеров, значение звуковой и световой сигнализации, применяемой в данном производстве.
1.14. На рабочем месте машиниста цепного конвейера должен храниться необходимый запас материалов, запасных частей и инструмента для мелкого ремонта, смазочных и обтирочных материалов, помещенных в закрытые металлические ящики, а также инвентарь для уборки рабочего места.
1.15. При передвижении и нахождении на территории производственной площадки машинист цепного конвейера обязан соблюдать следующие меры безопасности:
— быть внимательным ко всем предупредительным знакам и сигналам, подаваемым транспортными средствами и оборудованием;
— ходить по пешеходным дорожкам, переходить автомобильные дороги и железнодорожные пути в установленных местах, проходя по дороге, идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.
1.16. В случае получения травмы, заболевания или ухудшения здоровья машинист цепного конвейера должен прекратить работу, сообщить о несчастном случае (заболевании, ухудшении здоровья) своему непосредственному руководителю и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
1.17. В случае получения травмы другим работником машинист цепного конвейера должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае непосредственного руководителя.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист цепного конвейера должен надеть полагающуюся спецодежду и спецобувь, застегнуть и заправить должным образом, чтобы не было свисающих концов.
2.2. Перед пуском цепного конвейера необходимо проверить:
— состояние транспортера;
— исправность звуковой и световой сигнализации;
— исправность сигнализирующих датчиков, блокировок;
— наличие и работоспособность противопожарной защиты конвейера;
— надежность работы устройств аварийного останова конвейера;
— правильность натяжения цепей;
— наличие и исправность роликов;
— наличие защитного заземления электрооборудования, брони кабелей, рамы конвейера;
— наличие и надежность ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов.
2.3. Перед пуском цепного конвейера необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся какие-либо работы. Не допускается пускать в работу цепной конвейер, если проходы захламлены и загромождены.
2.4. Машинист цепного конвейера должен принять меры по устранению обнаруженных недостатков, а при невозможности сделать это — сообщить непосредственному руководителю и не включать конвейер до устранения всех неисправностей.
2.5. В случае передачи смены без остановки оборудования машинист цепного конвейера, сдающий смену, должен сообщить машинисту цепного конвейера, принимающему смену, а также непосредственному руководителю обо всех имевших место неисправностях в работе обслуживаемых конвейеров, сделать запись в журнале приема-сдачи смены.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Машинист цепного конвейера обязан работать в выданной ему спецодежде и обуви, а также использовать также другие средства индивидуальной защиты: респиратор, противошумные наушники, защитную каску.
3.2. Машинист цепного конвейера обязан:
— быть внимательным и выполнять требования установленных звуковых и световых сигналов;
— передвигаться по установленным проходам и переходным мостикам;
— следить за исправностью ограждений приводных шестерен и роликоопор конвейера;
— следить за исправным состоянием перегрузочных точек, натяжных барабанов, редукторов питателей, автоматических устройств, установленных на конвейере, за правильной разгрузкой материалов в приемные агрегаты;
— содержать зону обслуживания конвейера и рабочее место в чистоте, не загромождая их посторонними предметами.
3.3. Перед запуском оборудования диспетчером подаются предупредительный световой и звуковой сигналы.
3.4. Перед началом загрузки оборудования необходимо проверить работу конвейера на холостом ходу.
3.5. Работы по натягиванию и направлению цепей разрешается производить только при выключенном электродвигателе и снятых предохранителях, а на пусковых устройствах должны быть вывешены предупредительные плакаты «Не включать! Работают люди!». Отключение от сети необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем коврике.
3.6. Во время работы конвейера машинисту запрещается:
— переставлять или заменять поддерживающие и направляющие ролики;
— направлять движение цепей, а также поправлять бортовое уплотнение вручную;
— уходить без разрешения непосредственного руководителя со своего рабочего места.
3.7. Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо не допускать схода цепей с барабанов, завала конвейера, забивки разгрузочных воронок и желобов, обрыва и пробуксовки цепей.
3.8. Во время работы цепного конвейера не допускается:
— устранение перекоса цепей с использованием металлического прута, трубы, палки и т.п. регулирование положения барабанов и роликовых опор;
— хранение горючих жидкостей, смазочных и обтирочных материалов вблизи пусковых устройств конвейера;
— применение для редукторов приводов конвейеров смазочных материалов, не рекомендованных заводом-изготовителем;
— работа при неисправных реле скорости, реле защиты от пробуксовки цепей, реле схода цепей, сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера, при образовавшихся завалах транспортируемого материала на конвейерной ленте;
— устранение пробуксовки цепей с использованием подсыпки между цепью и барабаном канифоли, битума, песка, транспортируемого и другого материала. Устранение пробуксовки цепей необходимо производить при остановленном конвейере натяжением цепей способом, предусмотренным в конструкции конвейера;
— смазка подшипников и других трущихся деталей на ходу;
— допуск посторонних лиц к управлению конвейером.
3.9. В процессе эксплуатации цепного конвейера необходимо систематически контролировать:
— правильность загрузки цепей транспортируемым материалом;
— плавность движения и состояние цепей;
— положение и работу щеток и скребков.
3.10. Цепной конвейер должен быть немедленно остановлен:
— при пробуксовке цепей на приводных барабанах;
— при появлении запаха гари, дыма, пламени;
— при ослаблении натяжения цепей сверх допустимого;
— при сбегании цепей на роликоопоры или барабаны до касания неподвижных частей конвейера и других предметов;
— при неисправности защит, блокировок, средств экстренной остановки конвейера;
— при отсутствии или неисправности ограждающих устройств;
— при неисправных болтовых соединениях, при обнаружении незатянутых болтов;
— при ненормальном стуке и повышенном уровне шума в редукторе привода;
— при забивке транспортируемым материалом перегрузочного узла;
— при отсутствии двух и более роликов на смежных опорах;
— при повреждениях цепей и их стыкового соединения, создающих опасность аварии;
— при нарушении футеровки приводного и прижимного барабанов;
— при заклинивании барабанов.
3.11. Остановку цепного конвейера следует производить только после схода с него груза.
3.12. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления цепных конвейеров переводятся немедленно в положение «Стоп».

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При работе конвейера могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:
— сход цепей с барабанов;
— обрыв цепей;
— завал конвейера;
— забивка разгрузочных воронок и желобов;
— возгорание электрооборудования, замыкание электропроводки.
4.2. При возникновении аварийной ситуации машинист цепного конвейера должен остановить конвейер, повесить табличку «Не включать!» и сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
4.3. При завале и пробуксовке цепей конвейера необходимо в месте завала очистить ленту, барабаны, ролики от материала.
4.4. Участие в работах по восстановлению цепей, ликвидации завалов конвейера осуществляется по указанию непосредственного руководителя, при этом должны быть приняты меры, исключающие ошибочное или самопроизвольное включение привода конвейера.
4.5. При возникновении замыкания электропроводки, возгорания электрооборудования машинист цепного конвейера должен немедленно отключить источник электропитания, сообщить диспетчеру и приступить к ликвидации возгорания, используя порошковые огнетушители.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После окончания работы цепного конвейера необходимо:
— отключить конвейер от электросети;
— очистить цепи, барабаны, загрузочные и приемные устройства от налипшего материала;
— сделать запись в журнале осмотра и ремонта конвейера об обнаруженных неполадках и мерах по их устранению.
5.2. В конце смены машинист цепного конвейера должен привести в порядок рабочее место, убрать инструмент в специально отведенное место.
5.3. Выявленные при осмотре конвейера дефекты и неисправности необходимо устранить, а если это невозможно сделать собственными силами — доложить непосредственному руководителю и сделать запись в журнале приема-сдачи смены.
5.4. После окончания работы необходимо принять душ или вымыть лицо и руки теплой водой с мылом.
5.5. Спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты машинист ленточного конвейера должен хранить в гардеробной отдельно от повседневной одежды.

Инструкция по охране труда при работе на поточных линиях, нориях, конвейерах и транспортерах - прогнозирование для профессионалов

Инструкция по охране труда при работе на поточных линиях, нориях, конвейерах и транспортерах


09.10.2014 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при работе на поточных линиях, нориях, конвейерах и транспортерах. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К выполнению работ по обслуживанию поточных линий, норий, конвейеров и транспортеров допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательством, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе рабочий должен пройти стажировку в течение 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Периодический медицинский осмотр рабочий, занятый обслуживанием транспортных механизмов, проходит в порядке, установленном Минздравом Республики Беларусь.

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда рабочий должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

4. Рабочий должен пройти инструктажи по охране труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 6 месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений к ним; изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и иных факторов, влияющих на охрану труда; нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда, которые могли привести или привели к травмированию, аварии или отравлению; по требованию государственных органов надзора и контроля, вышестоящего органа, ответственных лиц предприятия; при перерывах в работе более чем 6 месяцев; поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, случившихся на аналогичных производствах – внеплановый.

5. Рабочий должен:

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнение работ:

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

подвижные части производственного оборудования;

движущиеся машины и механизмы;

поражение электрическим током;

пониженная температура воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации.

знать основные способы защиты от их воздействия;

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

комбинезон х/б (костюм х/б) 3Ми – 12 месяцев

кепи – 12 месяцев

ботинки кожаные Мп – 12 месяцев

рукавицы комбинированные Мп – 12 месяцев

перчатки диэлектрические Эн – дежурные

очки защитные О – до износа

респиратор – до износа

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 месяцев

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 месяцев

валенки Тн20 – 48 месяцев

галоши – 24 месяца

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

6. Рабочий не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

7. О каждом случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

8. Обо всех замеченных неисправностях транспортных механизмов, приспособлений и инструмента рабочий должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

9. Рабочий несет ответственность за:

выполнение требований инструкции по охране труда и инструкции (паспортов) заводов-изготовителей транспортных механизмов, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

сохранность и исправность транспортных механизмов;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия рабочего, нарушающего требования инструкций (паспортов) заводов-изготовителей транспортных механизмов и инструкций по охране труда.

10. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно-технических документов по охране труда рабочий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

11. Рабочий, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

12. Рабочий обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, должен оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

13. Организация рабочего места должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

14. Перед началом работы рабочий обязан привести в порядок и надеть спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, завязать или застегнуть обшлага рукавов; заправить спецодежду так, чтобы не было свисающих концов; убрать под головной убор длинные волосы, концы платка стянуть узлом на голове и подобрать внутрь.

15. Конструкция поточной линии должна обеспечивать безопасность и удобство обслуживающего персонала при ее эксплуатации, наладке, уборке и ремонте. Все места, требующие наладки, осмотра, очистки, и места установки сменных частей должны иметь свободный доступ.

16. Автоматические поточные линии должны иметь центральные пульты управления для работы в наладочном и автоматическом режимах. Соответствующая система автоматического управления линией должна обеспечивать невозможность самопереключения линии с наладочного на автоматический режим.

17. Все машины и агрегаты автоматической линии должны иметь самостоятельные органы управления для пуска и остановки. Эти органы управления должны быть легкодоступными.

18. Конструктивное выполнение пусковых устройств линии должно исключать ее случайный пуск. Количество пусковых кнопочных станций линии, а также их размещение должно обеспечивать пуск и остановку приводов линии со всех ее рабочих мест.

19. На линиях должны предусматриваться предохранительные и автоматические блокировочные устройства, предупреждающие о поломке машины или деталей линии либо сигнализирующие о нарушениях технологического процесса. Линия должна быть оборудована сигнализацией, предупреждающей о включении линии.

20. Расположение загрузочных устройств линии должно обеспечивать удобное и безопасное их заполнение, обслуживание, регулировку и наблюдение за их работой.

21. Установка загрузочных и разгрузочных устройств должна обеспечивать равномерную и центрированную подачу груза на конвейер в направлении его движения.

22. Загрузочные и разгрузочные устройства должны исключать заклинивание и зависание в них груза, образование просыпей или выпадение штучных грузов и перегрузку конвейера.

23. В местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой или на транспортное средство должны быть предусмотрены устройства, исключающие падение груза с конвейера или машины. Конвейеры для тарных грузов должны иметь по всей длине борта высотой не менее 200 мм. Для предотвращения падения мешков с конвейеров концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту конвейера и спуска.

24. В конвейерах, установленных с наклоном, должна быть исключена возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с грузом при отключении привода.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

25. Стационарные ленточные конвейеры для сыпучих грузов должны иметь устройства для очистки холостой ветви ленты.

26. Не допускается буксование ленты на приводном барабане. Работа стационарных ленточных конвейеров без реле – контроля скорости не допускается.

27. При ослаблении натяжения ленты запрещается смазывать приводные барабаны вяжущими веществами (смола, канифоль).

28. Расстояние от нижней ленты конвейера до пола не должно быть менее 150 мм.

29. На трассах конвейеров с передвижными загрузочными или разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.

30. Движущиеся части конвейера, к которым возможен доступ обслуживающего персонала, должны быть ограждены. Грузы вертикальных натяжных станций должны ограждаться на высоту не менее 2 м от пола. К грузам должен быть обеспечен свободный подход для регулирования их массы.

31. Конвейеры в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки.

32. Конвейеры, открытые по всей длине, должны быть дополнительно оборудованы выключателями для аварийных остановок.

33. В системе управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

34. На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены устройства для автоматической остановки привода при возникновении аварийной ситуации.

35. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или конвейеров в сочетании с другими машинами, приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза, также должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.

36. Работа стационарных винтовых конвейеров (шнеков), цепных конвейеров при открытых крышках запрещается.

37. Открытая часть шнека для забора зерна и других сыпучих материалов при погрузке их в транспортные средства должна быть ограждена прочной решеткой.

38. В винтовых конвейерах в днище корыта необходимо устраивать специальные отверстия с плотно прилегающими задвижками для очистки корыта при завалах и запрессовке перемещаемой продукции.

39. Для цепных конвейеров (с погруженными скребками), винтовых конвейеров (шнеков) следует устанавливать в конце сливные самотеки или предохранительные клапаны, самооткрывающиеся при переполнении короба продуктом; при отсутствии сливных самотеков и предохранительных клапанов следует устанавливать датчики подпора, отключающие конвейер при переполнении короба.

40. Все крышки и лючки коробов конвейеров всех типов должны быть плотно закрыты, чтобы исключить выделение пыли.

41. Верхняя холостая ветвь скребковых питателей (самоподавателей) должна быть ограждена.

42. Лебедки самоподавателей должны иметь безопасные рукоятки, позволяющие опускать скребковую часть без откидывания пальца храповика.

43. При работе самоподавателя в технологической линии в сочетании с конвейером или другой машиной привод самоподавателя необходимо блокировать с двигателем впереди установленной машины на случай ее остановки.

44. Конструкция и устройство ленточных ковшовых норий для зерна и продуктов его переработки должны соответствовать техническим условиям организаций-изготовителей. Нории, эксплуатируемые в помещениях, должны быть оборудованы взрыворазрядниками.

45. В нориях должна быть обеспечена надежная установка крепежных деталей, исключающих возможность отрыва ковшей и попадания крепежных деталей в транспортируемый продукт.

46. Норийная лента должна быть натянута равномерно по ширине во избежание сбегания ее с барабана. Лента и ковши не должны задевать за стенки труб, кожухов головки и башмака нории. При ударах, трении движущихся частей и при завале нории она должна быть немедленно остановлена.

47. Головки, башмаки и трубы норий должны быть пыленепроницаемыми.

48. Нории производительностью 50 т/ч и выше должны иметь тормозные устройства.

49. При дистанционном управлении пуск норий с пульта может быть произведен только после предупредительного сигнала. При местном управлении пусковая кнопка должна располагаться у головки нории вблизи электродвигателя.

50. Остановка нории должна осуществляться кнопкой «стоп» у головки башмака нории. Кнопка «стоп» должна действовать как в режиме местного, так и дистанционного управления.

51. На башмаках норий всех типов должна быть предусмотрена установка датчиков подпора и реле контроля скорости.

52. При работе нории на трудносыпучих продуктах необходимо предусматривать устройства, предотвращающие завалы норий. Подачу сырья, кроме зернового и гранулированного, следует предусматривать по ходу движения ленты.

53. Отверстия для болтов в задней стенке ковшей не должны иметь острых кромок и заусениц.

54. Заглублять норийные башмаки в приямки не рекомендуется. Если это неизбежно, то норийные приямки должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м; в приямке должны быть проходы не менее 1 м для обслуживания. Для доступа в приямок должна быть устроена стационарная лестница.

Глава 4. Требования по охране труда после окончания работы

55. По окончании работы рабочий обязан:

произвести остановку обслуживаемых транспортных механизмов;

произвести внешний осмотр обслуживаемых транспортных механизмов с целью выявления возможных неисправностей. Обо всех неполадках, обнаруженных во время работы, и о принятых по ним мерам сообщить непосредственному руководителю работ;

произвести уборку рабочего места;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенном месте;

выполнить гигиенические процедуры.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

56. Рабочий обязан произвести аварийную остановку обслуживаемых транспортных механизмов при:

обнаружении неисправностей транспортных механизмов;

обнаружении очагов загорания;

57. При возникновении очагов загорания в зоне обслуживаемых транспортных механизмов рабочий обязан:

отключить систему вентиляции;

принять меры к обесточиванию электрооборудования;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

при невозможности ликвидации пожара собственными силами вызвать пожарную охрану.

58. Для тушения загораний электроустановок, находящихся под напряжением, запрещается применять пенные огнетушители и воду.

59. При несчастном случае (травмирование, отравление, ожог, внезапное заболевание) рабочий обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Безопасность при работе конвейерного транспорта

Охрана труда Безопасность при работе конвейерного транспорта

Для обеспечения безопасной эксплуатации ленточных конвейеров обязательным условием является прямолинейность выработки по всей длине става конвейера и отсутствие участков с резким изменением угла ее наклона в вертикальной плоскости.

В соответствии с требованиями Правил безопасности ленточные конвейера должны оборудоваться: датчиками контроля бокового схода ленты типа КСЛ, отключающими привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ее ширины; устройствами по очистке лент и барабанов; тормозными устройствами; устройствами, улавливающими грузовую ветвь ленты при ее разрыве, или устройствами, контролирующими целостность тросов и стыковых соединений резинотросовых лент в выработках с углом наклона более 10 о ; средствами защиты, обеспечивающими отключение привода конвейера при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки, снижении скорости ленты до 75% номинальной (пробуксовка), превышении номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8%; устройством для отключения привода конвейера из любой точки по его длине; средствами пылеподавления в местах перегрузок; средствами автоматического и ручного пожаротушения.

Сход конвейерной ленты может привести к разрушению ее бортов, воспламенению ленты (пожару) от трения о неподвижные элементы конвейера или выработки. Основными причинами схода ленты в сторону являются, неудовлетворительный монтаж (кривизна) конвейерного става, некачественная стыковка ленты (с перекосами), серповидность ленты, загрузка материала не по центру, налипание транспортируемого материала на барабаны и ролики, перекосы барабанов и роликоопор и наличие не вращающихся роликов.

Центрирование ленты может осуществляться регулированием положения концевых барабанов и роликоопор, которые следует разворачивать с выносом вперед той стороны, на которую сходит лента. Принцип работы специальных конструкций центрирующих роликоопор основывается, как правило, на использовании схода ленты для самоустановки роликоопоры в требуемое положение. Нижняя ветвь ленты достаточно эффективно центрируется при лотковой форме поддерживающих роликоопор.

Загрузочные устройства конвейеров должны направлять материал на середину ленты, способствовать поступательному движению загружаемого материала и снижению его вертикальной скорости до минимума, чтобы при этом исключалась возможность просыпания транспортируемого материала. При высоте свободного падения материала более 300 мм необходима установка направляющего лотка, располагаемого под углом 45-65° к горизонту.

Для формирования потока материала перегрузочные устройства должны иметь направляющие борта с расстоянием между ними, равным примерно 2/3 ширины ленты. Длина направляющих бортов в зависимости от скорости движения ленты должна составлять: при скорости 1,6 м/с - 5,6 м; при 2 м/с - 7 м и при 3,15 м/с - 11 м. Нижняя кромка направляющих бортов должна иметь обортовку из огнестойкой резины не соприкасающейся с лентой[1] .

Скребки очистных устройств должны быть прижаты к ленте контргрузами, пружинами и т. п. по всей ее длине. Для более эффективной очистки рекомендуется устанавливать несколько скребков подряд, в том числе из твердой эластичной резины. Эффективным средством очистки ленты в случаях транспортирования очень влажного угля, особенно с примесью липких пород, является смыв ее водой под высоким напором. Для предупреждения попадания между лентой и барабаном кусков угля, породы и посторонних предметов на нижней ветви ленты перед хвостовым барабаном устанавливаются сбрасыватели. Мощные магистральные конвейеры могут оснащаться специальными погрузчиками для погрузки на последующий конвейер удаляемого с ленты и барабанов штыба.

При отключении привода наклонного (более 6°) конвейера возможно самопроизвольное движение ленты вниз из-за различного натяжения ее ветвей, что может привести к завалу грузом отдельных мест конвейера, поломке его узлов и явиться причиной травмирования людей. В уклонных конвейерах в качестве тормозных устройств могут быть применены колодочные и ленточные тормозы, а также обратные остановы, работающие по принципу механического зацепления и фрикционного заклинивания. Бремсберговые конвейеры снабжают тормозами колодочного типа.

Улавливание оборвавшейся конвейерной ленты производится ловителями, которые прижимают ленту к роликоопорам (на грузо-людских конвейерах в целях безопасности людей только по краям ленты) при срабатывании датчиков, реагирующих только на обрыв ленты независимо от направления ее движения. В конструкции ловителей необходимо предусматривать устройство, отключающее привод конвейера при срабатывании ловителей. Для конвейеров, оснащенных резинотросовыми лентами, допускается вместо ловителей использовать устройство контроля прочности ленты по всей ее длине типа УКЦТ-1, УКПЛ-1, позволяющее осуществлять профилактическую проверку состояния тросовой основы, своевременно обнаруживать дефекты и предупреждать порыв ленты.

Превышение скорости бремсберговых конвейеров свыше 8% может вызывать неуправляемое движение ленты, сопровождающееся завалом мест перегрузки и нагревом тормозов до недопустимо высоких температур. Для предупреждения этих явлений на бремсберговых конвейерах применяют аппаратуру контроля скорости типа УКСЛ-1 или АКП, которая подключается к управлению приводом.

Допустимой по условиям пожаробезопасности является температура нагрева приводных барабанов конвейеров 65±10 °С. Так как такая температура возникает при пробуксовках свыше 25%, то средства защиты должны отключать привод конвейера при снижении скорости ленты до 75% номинальной ее величины. Для этого используются датчики (реле) скорости типа УПДС, оборудованные устройствами блокировки, исключающими возможность повторного включения конвейера в случае превышения регулируемого параметра в установленных пределах. Выходной сигнал от датчика скорости (пробуксовки) поступает в цепи управления магнитной станции или пускатель.

Датчики контроля допустимого уровня загрузки транспортируемого материала (датчики заштыбовки) типа ДЗШ (или реле ИКС-2М) устанавливаются в местах перегрузки и подключаются к цепям управления приводом конвейера.

Линия экстренной остановки конвейера (кабель-троссовый выключатель КТВ) прокладывается вдоль конвейера со стороны прохода людей на высоте 1,8 м.

Для подачи звукового предупредительного сигнала перед пуском конвейера (конвейерной линии) длительностью не менее 5 с используется сирена звуковая ВССЗ и др.

Аппаратура автоматического или дистанционного автоматизированного управления конвейерными линиями типа АУК-10ТМ, БИСУК-1, РКЛД-2М и др. кроме вышеуказанных требований должна обеспечивать: включение каждого последующего конвейера в линии только после установления номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера; автоматическое отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер, а в линии, состоящей из скребковых конвейеров, при неисправности одного из них отключение, кроме того, и впереди стоящего; невозможность дистанционного повторного включения неисправного конвейера при срабатывании электрических защит электродвигателя, неисправности механической части конвейера (обрыв или заклинивание рабочего или тягового органа), при срабатывании защит из-за затянувшегося пуска конвейера, снижения скорости ленты до 75% номинальной (пробуксовка) и превышении номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8%; местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления; отключение электропривода при затянувшемся пуске; двустороннюю телефонную или громкоговорящую связь между пунктами установки приводов конвейера и пультом управления; блокировку пуска конвейера при снятом ограждении; блокировку пуска конвейера при отсутствии давления воды в противопожарном ставе[2] .

На конвейерах должны применяться неэлектростатичные ленты в огнестойком исполнении и только тех типов, которые указаны в заводской инструкции. Применение другого типа ленты допускается только с согласия завода-изготовителя конвейера. Соединение лент должно осуществляться: резинотросовых - методом горячей вулканизации; резинотканевых - методом горячей или холодной вулканизации или механическим способом с помощью П-образных или крючкообразных проволочных скоб. Запрещается соединять ленты с помощью заклепок внахлестку и шарнирами, а также соединять резинотканевые и синтетические ленты с резинотросовыми. Для горячей вулканизации служат переносные прессы типа ВГШ и ПВ.

Соединение лент методом холодной вулканизации осуществляется с помощью клея СВ-5 при нормальной температуре и давлении.

Запрещается ремонт, смазка движущихся деталей и очистка конвейеров во время их работы, работа при заштыбованном конвейере и неисправных и отсутствующих роликах, а также при касании лентой неподвижных элементов конвейерного става или крепи.

Осмотр конвейера, аппаратуры управления, роликов, натяжных и загрузочных устройств, ленты и ее стыков, а также устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации конвейера (тормозных устройств, средств улавливания ленты и др.), должен производиться ежесменно горным мастером участка.

Осмотр и проверка работы аппаратуры управления и защиты (датчиков схода и пробуксовки ленты, уровня загрузки, экстренной остановки и др.), устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации конвейеров (тормозов, ловителей ленты, блокировки ограждений и др.), средств противопожарной защиты и наличия воды в противопожарном ставе должны производиться один раз в сутки механиком участка или специально назначенным лицом.

Ежемесячно стационарные конвейеры должны осматриваться механиком участка с записью в журнале осмотра.

Перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем один раз в год специализированная наладочная организация должна производить ревизию и наладку магистральных ленточных стационарных конвейерных линий.

В наклонных выработках, оборудованных конвейерами, разрешается настилка рельсового пути и установка лебедок, предназначенных для транспортирования материалов и оборудования. Одновременная работа конвейера и лебедки запрещается, что должно обеспечиваться соответствующими электрическими блокировками. Не допускается совмещение локомотивной откатки в выработках, оборудованных конвейерным транспортом, кроме случаев доставки грузов для обслуживания и ремонта выработок и конвейеров.

Несчастные случаи при обслуживании скребковых конвейеров происходят из-за несогласованности действий при передвижке и ремонте конвейера, передвижении по конвейеру, пуске конвейера без предупредительной сигнализации, производстве работ на конвейере при незаблокированной кнопке, при натяжении цепи с использованием двигателя конвейера или комбайна и различных подручных средств, срыве и развороте приводных и натяжных головок, непрочно закрепленных распорными стойками, при расштыбовке нижней ветви конвейера вручную без его остановки, а также при передвижке (переноске) конвейера без применения специальных средств механизации этих работ и при выбивке стоек крепи без установки взамен других стоек.

Одним из направлений устранения этих, в основном организационных причин, является предписываемое Правилами безопасности использование для надежного закрепления головок, передвижки конвейера, его расштыбовки и натяжения цепи специальных приспособлений и устройств заводского изготовления.

[1] Перегрузочные устройства должны оборудоваться средствами пылеподавления.

[2] Пожарная защита конвейеров изложена далее