Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Программа Проведения Вводного Инструктажа По Охране Труда В Доу img-1

Образец Программа Проведения Вводного Инструктажа По Охране Труда В Доу

Рейтинг: 4.6/5.0 (1677 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ о проведении дня охраны труда образец в доу - Управление и распоряжение - Каталог образцов - Бланки и образцы документов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение I can't seem to find what you think you're looking for.

What the heck just happened?

Well unfortunately, I think you've just experienced what we webmasters refer to as a "Big Problem." This could be caused by several factors including:

  1. The material you are looking for is no longer available.
  2. The material you are looking for was really never available.
  3. The material you are looking for is around here someplace, but we have cleverly hidden it in a location called " somewhere else ".
What should I do now?

Well, that depends. If you believe the material is actually on this site, we would recommend that you click the logo at the top of the page and try again. If you think the material is in fact not on this site, well, try "Googleing" for it. Also, you could hit "F5" or "refresh" to repeatedly reload the page. That rarely works, but you never know.

OK, who's fault is this anyway? Who can I blame for this mess?

In the most existential sense, isn't it really everyone's fault? No. More than likely it's your darn fault. However, if you would use the contact form and explain the error you received we would be very appreciative and happily remove you from our "people who caused massive, time consuming irreparable errors" list. That's one list you don't want to be on.

« О подготовке и проведении Педсовета»

На основании годового плана работы ДОУ на 20__-20__ у.г и в соответствии с Положением о Совете педагогов

1. Провести педсовет по теме: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми в ДОУ» 00.00.20__года, в форме круглого стола, с повесткой дня:

- Состояние работы по духовно-нравственному воспитанию детей на занятиях и в совместной деятельности детей - воспитателей (итоги тематической проверки).

- Создание условий для социализации и реализации творческой активности в самостоятельной деятельности детей старшего возраста.

- Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей младшего и среднего возраста.

- Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей.

- Отчет о кружковой работе музыкального руководителя по теме: «Сохранение народных традиций в театрализованной детской деятельности».

2. Возложить на зам.директора по воспитательно-образовательной работе ответственность за:

2.1. подготовку к педсовету;

2.2. составление плана подготовки к педсовету и оформление стенда «Готовимся к педсовету»;

2.3. анализ выполнения решений предыдущего педсовета.

3. Представить план подготовки к педсовету к 15сентября 20__г.

4. Считать ответственными за выступления по вопросам педсовета:

- по первому вопросу - зам.директора по воспитательно-образовательной работе.

- по второму вопросу - воспитателей ________________.

- по третьему вопросу - воспитателей ____________________.

- по четвертому вопросу- музыкального руководителя ____________.

5. В связи с подготовкой к педсовету поручить проведение консультации инспектору по охране прав детства ________________ по теме: «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье»;

6. Заместителю директора по воспитательно-образовательной работе ________________

организовать подборку и выставку методической литературы по заданной теме, провести беседы с педагогами по теме педсовета, посетить занятия с целью выявления недостатков и передового опыта в воспитательно-образовательной работе.

7. Провести устный журнал для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье».

8.Создать рабочую группу в составе:

для подготовки проекта решений педсовета.

9. Контроль за исполнение приказа оставляю за собой.

Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда

Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей руководителей, педагогических и технических работников, обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения.

1.2. Со всеми педагогическими и техническими работниками образовательного учреждения, поступившими на работу в учреждение в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 12.0.004-90 проводится инструктаж по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.3. Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся (воспитанников) сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

1.5. Учащимся образовательного учреждения прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе Основы безопасности жизнедеятельности. Обучение учащихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности при:

- трудовой и профессиональной подготовке;

- организации общественно- полезного труда,

- проведении экскурсий, походов;

- проведении спортивных занятий, соревнований;

- кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной деятельности.

1.6. По характеру и времени проведения инструктажей различают вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

2. Вводный инструктаж

2.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводится:

- со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности:

- с временными работниками, и совместителями;

- со студентами, прибывшими на производственное обучение или практике;

- с обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения перед началом занятий по правилам безопасного поведения в учреждении, помещениях, кабинетах, перед выполнением лабораторных и практических работ в учебных кабинетах физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, учебных мастерских и спортзала.

2.2. Вводный инструктаж работников проводит руководитель образовательного учреждения.

2.3. Вводный инструктаж вновь принятых работников проводится по утвержденной руководителем учреждения и на заседании профсоюзного комитета Программе вводного инструктажа. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

2.4. В образовательном учреждении разрабатываются несколько программ вводного инструктажа:

- программа вводного инструктажа для работников образовательного учреждения;

- программа вводного инструктажа для обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения;

- программа вводного инструктажа для учащихся в кабинетах физики, химии, биологии, информации, обслуживающего труда, учебных мастерских и спортзала.

2.5. С обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения вводный инструктаж проводят:

- классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;

- учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ.

2.6. Вводный инструктаж должен проводиться в специально оборудованном для этих целей помещении или в кабинете по охране труда, где должны быть учебно-методические пособия, правила охраны труда при выполнении различных видов работ, плакаты по безопасности работы, образцы средств защиты и др.

2.7. О проведении вводного инструктажа с работниками делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

2.8. Проведение вводного инструктажа с обучающимися (воспитанниками) регистрируют в журнале инструктажа обучающихся, воспитанников по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Первичный инструктаж на рабочем месте

3.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводится:

- со всеми вновь принятыми в образовательное учреждение работниками,

- с работниками, выполняющими новую для них работу;

- с временными работниками и совместителями;

- со студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

- с обучающимися (воспитанниками) перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских;

- при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях;с обучающимися (воспитанниками) при работе в кабинетах физики, химии, информатики, биологии, обслуживающего труда, спортзалах и мастерских;

- при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям: пожарная безопасность;электробезопасность;профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;безопасность на воде, на льду;меры безопасности при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, на спортплощадке;профилактика негативных криминогенных ситуаций;правила безопасного обращения со взрывоопасными предметами, веществами, при проведении летней оздоровительной работы и трудовой практики.

3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими работниками проводит руководитель образовательного учреждения или один из его заместителей, на кого приказом по учреждению возложено проведение первичного инструктажа.

3.3. Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом проводит заместитель директора по АХЧ или иное лицо, на которое приказом по образовательному учреждению возложено проведение первичного инструктажа.

3.4. Противопожарный инструктаж с работниками проводиться лицом ответственным за его проведение.

3.5. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения проводят:

- классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;

- учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ, каждый по своему предмету.

3.6. Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими работниками образовательного учреждения проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте утвержденной руководителем учреждения и на заседании профсоюзного комитета и по их должностным обязанностям по охране труда.

3.7. Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом образовательного учреждения проводится по инструкциям по охране труда на рабочем месте разработанными для каждой профессии и утвержденными руководителем и на заседании профсоюзного комитета.

3.8. Противопожарный инструктаж проводится отдельно со всеми работниками по инструкции О мерах пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного комитета в сроки проведения инструктажа на рабочем месте.

3.9. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) проводится по инструкциям по охране труда на рабочем месте для соответствующих кабинетов, спортзала, мастерских и по инструкциям по семи рекомендуемым направлениям утвержденными руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного комитета.

3.10. Номенклатура должностей и профессий, для которых должны разрабатываться свои инструкции по охране труда для проведения первичного инструктажа на рабочем месте определяется приказом руководителя образовательного учреждения.

3.11. Первичный инструктаж на рабочем месте и противопожарный инструктаж с работниками регистрируются в журналах установленной формы с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. В данном журнале оформляется допуск к работе с подписью лица, непосредственно отвечающего за работу инструктируемого.

3.12. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) регистрируется в том же журнале, что и вводный инструктаж с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

4. Повторный инструктаж на рабочем месте

4.1. Повторный инструктаж на рабочем месте с работниками проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2. Для педагогических работников, технического и обслуживающего персонала повторный инструктаж на рабочем месте и противопожарный инструктаж проводятся 1 раз в год не позднее месяца с начала учебного года.

4.3. С обучающимися (воспитанниками) повторный инструктаж на рабочем месте проводится не реже 2-х раз в год по инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкциям при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям.

4.4. Повторный инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах что и первичный инструктаж.

5. Внеплановый инструктаж

5.1. Внеплановый инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

- в связи с изменившимися условиями труда;

- при нарушении работающими и обучающимися (воспитанниками) требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

- по требованию органов надзора;

при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.

5.2. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии, с группой учащихся по одному вопросу.

5.3. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

5.4. Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и указанием причины проведения внепланового инструктажа.

6. Целевой инструктаж

6.1. Целевой инструктаж проводится с работниками и обучающимися (воспитанниками) перед выполнением ими разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями или учебными программами.

6.2. Разовые поручения оформляются приказом руководителя образовательного учреждения. Исполнители обеспечиваются при этом спецодеждой и иными средствами защиты и необходимым для выполнения работы инструментом. инвентарем.

6.3. Запрещается давать разовые поручения по выполнению опасных и вредных работ, требующих специальной подготовки, навыков по выполнению данного вида работы, специальных приспособлений и т. д.

6.4. Регистрация целевого инструктажа ГОСТом 120.004-90 в журнале регистрации инструктажей не предусмотрена, однако устно инструктаж проводить необходимо.

7. Общие требования

7.1. Дата регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте в специальном журнале с обучающимися (воспитанниками) по химии, физике, биологии, трудовому общению, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.

7.2. Вводный инструктаж с обучающимися (воспитанниками), инструктаж по охране труда при организации общественно-полезного труда и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям проводится классным руководителем, воспитателем, педагогом дополнительного образования, тренером со своим классом, группой и регистрируется в специальном журнале установленной формы отдельно для каждого класса, группы.

7.3. Все журналы регистрации инструктажей:

- вводного по охране труда с работниками;

- по охране труда на рабочем месте с педагогическими работниками и специалистами;

- по охране труда на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом;

- по охране труда с обучающимися (воспитанниками) (вводного, на рабочем месте и при проведении внешкольных, внеклассных мероприятий) должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью с указанием количества листов и с подписью руководителя образовательного учреждения.

7.4. Все инструкции по охране труда для работников, разработанные согласно номенклатуре должностей и профессий в соответствии с приказом руководителя образовательного учреждения, утверждаются руководителем учреждения и на заседании профсоюзного комитета с указанием номера протокола.

7.5. Все инструкции по охране труда в образовательном учреждении регистрируются в журнале учета инструкций по охране труда и выдаются работникам учреждения с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

Положение

о трехступенчатом контроле за охраной труда в

Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива учреждения образования за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры производства, дальнейшему снижению производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состояние охраны труда всех работников - от рядового работника до руководителя учреждения, т.е. - контроль снизу доверху. В каждом учреждении разрабатывается Положение о трехступенчатом контроле за охраной труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей учреждений, а также общественного контроля в соответствии со ст. 20 Федерального закона О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ .

В зависимости от специфики учреждения, структуры и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:

на первой ступени - на участке. (классы, мастерские, полигоны, спортзалы, кабинеты, и др. (далее - участок);

на второй ступени - в учреждении. на закрепленных участках за членами комиссии (комитета) по охране труда;

на третьей ступени - на учреждении в целом .

Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют работодатель и руководитель профсоюзного или иного представительного органа работников.

Первая ступень трехступенчатого контроля осуществляется руководителем соответствующего участка и уполномоченным (доверенным) лицом по ох охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива от 8 апреля 1994 г. № 30). Контроль проводится ежедневно в начале рабочего дня, а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) и в течение рабочего дня (смены).

При наличии в составе участка, смены нескольких мастерских, первая ступень проводится всеми мастерами. Начальник участка (старший мастер) в этом случае обязан обеспечить ежедневное качественное проведение первой ступени всеми мастерами.

На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность учебного или технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и электроинструментом;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пылеулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение обучающимися, лаборантами инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования обучающимися и работающими средств индивидуальной защиты (СИЗ)/

    Выявленные при проверке нарушения и недостатки вносятся в специальный журнал по первой ступени. определяются сроки и ответственные за исполнение. При обнаружении нарушений правил и норм техники безопасности, требующих неотложного решения, принимают меры по их устранению на месте.

    Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

    В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью обучающихся и работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

    Вторая ступень контроля осуществляется комиссией (комитетом) по охране труда, как правило, еженедельно, но не реже двух раз в месяц на закрепленных за членами комиссии участках. Участки и график проверки устанавливаются председателем комиссии по согласованию с членами комиссии.

    На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения, решений профсоюзного или другого представительного органа работников, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм;
  • исправность и соответствие учебного и производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • соблюдение графиков и планово-предупредительных ремонтов учебного и производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков охраны труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние защитных, специальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа обучающихся и работающих по безопасности труда;наличие и правильность использования работающими СИЗ;
  • обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

    Результаты проверки записываются в специальном журнале проверок. который должен храниться у председателя комиссии. При этом комиссия намечает мероприятия, и представляет руководителю учреждения, который определяет исполнителей и сроки исполнения.

    контроля за состоянием охраны труда

    (наименование класса, мастерских, цеха, участка и др.)

  • Другие статьи

    Вводный инструктаж - Сайт profcirgash!

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ

    ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

    1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

    2. Основные положения законодательства об охране труда:

    2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

    2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.

    2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

    3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

    4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизм.

    5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

    6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

    7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

    8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

    9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

    10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

    Данный перечень вопросов рекомендован ГОСТ 12.004-90 (Организация обучения безопасности труда. Общие положения), утвержденном Госстандартом СССР в 1990.

    Главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза

    работников народного образования и науки РФ

    Вводныйинструктаж по охране труда— важнейшее звено в организации обучения по охране труда работников образовательного учреждения.

    Однако данный вид инструктажа зачастую проводится формально, неконкретно, без соответствующей Программы проведения вводного инструктажа. утвержденной руководителем данного учреждения образования.

    Почему же так происходит? Причины разные.

    Основная из них — отсутствие каких-либо методических разработок или памяток по данной тематике.

    Технической инспекцией труда ЦК Отраслевого профсоюза разработан один из вариантов примерной Программы, который представляется читателям нашего журнала и всем работникам образования для использования в практической деятельности.

    Программа вводного инструктажа по охране труда в учреждении образования

    (методические указания по разработке)

    Руководствуясь требованиями статей 22, 212, 219, 225 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ, Постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» и ГОСТа 12.0.004—90 ССБТ «Организация обучения по охране труда» в каждом образовательном учреждении должна быть разработана Программа вводного инструктажа по охране труда (в дальнейшем «Программа») с учетом специфики и особенностей учреждения, с обязательным использованием законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

    Программа утверждается работодателем (руководителем образовательного учреждения) с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Как правило, она состоит из следующих разделов.

    Вводный инструктаж по охране труда (в дальнейшем «Инструктаж») проводится со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

    Инструктаж проводит руководитель образовательного учреждения или специалист по охране труда (в его отсутствии лицо, на которое приказом по образовательному учреждению возложены эти обязанности), а с учащимися в учебных заведениях-преподаватель, воспитатель или мастер производственного обучения.

    Инструктаж проводится, как правило, в кабинете охраны труда или специ ально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, моделей, видеофильмов, защитных средств, спецодежды.

    Цель вводного инструктажа состоит в том, чтобы разъяснить вновь поступающим работникам их задачи по соблюдению производственной и трудовой дисциплины, ознакомить с характером работы образовательного учреждения. общими условиями безопасности труда, основными положениями законодательства об охране труда.

    О проведении инструктажа делается запись в журнале соответствующий формы с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (см.приложение). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.

    Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируется в журнале учета работы с учащимися, а с занимающимися во внешкольных учреждениях — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

    В соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ «Организация обучения по охране труда» обучение и инструктаж по охране труда носит непрерывный, многоуровневый характер и проводится при всех видах воспитательный работы, подготовки в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

    2. Сведения об образовательном учреждении

    В программе необходимо указать общие сведения об образовательном учреждении, которые излагаются индивидуально и с учетом специфики учреждения.

    К ним относятся:

    — сведения о здании (или зданиях), год ввода в эксплуатацию, его состояние, система отопления и вентиляции;

    — количество учебных кабинетов, лабораторий, мастерских;

    — оборудование и приборы, используемые в образовательном процессе;

    — технологические процессы, требующие повышенного внимания при их эксплуатации.

    3. Характеристика и требования к организации рабочего места

    В данном разделе Программы необходимо дать характеристику рабочего места, отметить характерные особенности при проведении учебного, воспитательного и вспомогательного процессов.

    Под рабочим местом понимается та обстановка, в которой работник выполняет должностные обязанности, обусловленные трудовым договором и должностными инструкциями.

    Для каждого вида существуют свои требования к организации рабочего места. Однако общими требованиями всегда остаются: оборудование опасных для работающего зон необходимыми ограждениями, защитными устройствами и приспособлениями, надлежащее освещение, вентиляция, соответствующая темпера тура воздуха, устранение нарушений и помех в выполнении рабочих операций.

    Во всех случаях должны исключаться механическое, электриче ское, температурное и химическое воздействия, шум, вибрация на работающего, учащегося и воспитанника. Защитные средства должны обеспечивать безопасность, не обременять работающего, учащегося и воспитанника, быть достаточно эффективными.

    Рабочее место необходимо содержать, в чистоте в течение всего рабочего времени. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего работе.

    Полы на рабочих местах и проходах к ним должны быть без выбоин и сколов, сухими, не скользкими и чистыми.

    Для устойчивости размещения (укладки, установки) приборов, технических средств обучения, обрабатывае мых материалов и деталей, инструмента и инвентаря рабочее место должно быть оборудовано прочными столами, стойками, полками, стеллажами, игровыми приспособлениями т.п.

    4. Основополагающиезаконодательные акты об охране труда

    Конституция Российской Федерации.

    Трудовой кодекс Российской Федерации в новой редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90 — ФЗ.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний».

    Отраслевые, межотраслевые правила, инструкции по охране труда.

    Локальные нормативные акты: правила, инструкции, должностные обязанности по охране труда в образовательном учреждении.

    Трудовой договор это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить безопасные и комфортные условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

    5. Охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет

    Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверх урочным работам, работам в выходные и праздничные дни, направление в командировки беременных женщин, женщин кормящих грудью, женщин имеющих детей в возрасте до 3-х лет, детей инвалидов возрасте до 18 лет.

    Женщины имеющие детей в возрасте до 3-х лет и ребенка инвалида в возрасте до 18 лет допускается направлять в командировку, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.

    Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, перечень которых утверждается Правительством РФ.

    Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную установлены:

    Подъем и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг;

    Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены—7 кг.

    Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Работа в свободное от учебы время допускается прием на работу учащихся школ, других учебных заведений для выполнения легкого труда с согласия одного из родителей или заменяющего его лиц по достижении ими 14 лет.

    Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах связанных с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию.

    Список данных работ утверждается Правительством РФ.

    Все лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а в возрасте до 18 лет — подле жат ежегодному, обязательному медицинскому осмотру.

    Запрещается привлекать рабочих и служащих моложе 18 лет к н очным, сверхурочным и к работам, в выходные и праздничные дни, направлять в командировки.

    6. Охрана труда. Общие требования

    Обеспечение здоровых и безопасных условий возлагается на работодателя. На работодателя также возлагается обеспечение обучения всех работников безопасным приемам труда, а также проведение инструк тажа по охране труда, производственной санитарии, противопо жарной охране и другим мерам безопасности.

    Работодатель несет материальную ответствен ность за вред, причиненный здоровью работников трудовым увечьем, про исшедшим при выполнении пострадавшим своих трудовых обязанностей на территории работодателя и в рабочее время, а так же во время следования к месту работы или с работы на транспорте, пре доставленном работодателем.

    Примечание. Под термином «работодатель» следует понимать образовательные учреждения и организации всех форм собственности.

    Работники образовательного учреждения или очевидцы обязаны немедленно извещать своего руководителя или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлением признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.

    При несчастном случае на производстве работодатель обязан:

    немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранение;

    принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействие травмирующих факторов на других лиц;

    сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не ведет к аварии;

    обеспечить своевременное расследование и учет несчастного случая на производстве, вручение экземпляра акта по форме Н-1 пострадавшему или его представителю.

    Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются работодателем по заявлению пострадавшего или его представителя в установленном порядке в течение месяца.

    Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказ в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом.

    При получении работником трудового увечья (степень утраты трудоспо собности определяет медико-санитарная экспертная комиссия МСЭК) постра давший или доверенное лицо подает работодателю заявление о возмещении вреда. Работодатель обязан в 10-дневный срок рассмотреть заявление и свое решение оформить приказом по образовательному учреждению (копия приказа вручается пострадавшему или доверенному лицу). При несогласии потерпевшего (доверенного лица) с решением работодателя или отказе, неполучении ответа в установленный срок спор рассматривается государстве нным инспектором труда, техническим инспектором труда профсоюза или судом.

    Работодатель помимо возмещения имущественного вреда обязан возместить потерпевшему, получившему трудовое увечье, моральный вред <физические и нравственные страдания), который возме щается в денежной или иной материальной форме, а также компенсировать, дополнительные расходы: приобретение лекарств, протезирование, санаторное — курортное лечение, дополнительное питание и т. д.

    Сверх возмещения вреда (имущественного, морального) работодатель обязан выплатить потерпевшему единовременное пособие, размер которого определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из установленного на день выплаты минимального размере оплаты труда за 5 лет.

    На работах с вредными условиями труда, а также в не отапли ваемых помещениях, на воздухе или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам спецодежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной зашиты.

    На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло.

    Работники, занятые на тяжелых работах, на pa ботах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательно предварительные, при по ступлении на работу, и периодические медицинские осмотры для определе ния пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных, заболеваний за счет средств работодателя. Работники предприятий торговли, общественного питания, лечебно—профилактических и детских учреждений проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения распространения заболеваний.

    Работники обязаны соблюдать правила и инструкции по охране труда, соблюдать установленные требования безопасности при обращении с машинами, приборами, установками и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами инди видуальной защиты.

    Основными несчастными случаями в образовательных учреждениях происходят: в при передвижении по территории, падении с высоты, проведении спортивных состязаний, занятиях по физкультуре, работе без защитных приспособлений на оборудовании и т.п.

    7. Государственный надзор и общественный контрольпо охране труда

    Государственный надзор за соблюдением законода тельства охраны труда и правил по охране труда осуществляют специальные уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от работодателей и их вышестоящих органов, федеральная инспекция труда.

    Общественный контроль по охране труда осуществляют профессиональные союзы:

    техническая инспекция труда Профсоюза;

    внештатная техническая инспекция труда Профсоюза;

    уполномоченные (доверенные) лица по охране труда Профсоюза.

    Высший надзор за исполнением законов о труде на территории Российской Федерации осуществляется Генераль ной прокуратурой Российской Федерации.

    8. Общие правила поведения работников на территорииобразовательного учреждения

    Общие правила поведения для работников на территории образовательного учреждения устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка.

    Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, как правило, являются приложением к коллективному договору.

    С Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения работодатель обязан ознакомить работника при поступлении на работу.

    Работодатель обязан объяснить работнику расположение основных учебных, служебных, вспомогательных помещений, используя схемы, кино— видеофильмы и т д.

    Основные опасные производственные факторы:

    - неисправность оборудования, инструмента, конструктивные недос татки оборудования, приспособлений;

    - неудовлетворительное содержание транспортных средств, грузо подъемных механизмов, электрооборудования;

    -загроможденность рабочих мест, проходов и т. д.;

    - недостаточная механизация и автоматизация опасных и тяжелых работ;

    - неиспользование средств индиви дуальной защиты;

    — несовершенство технологического и учебно — воспитательного процесса;

    - неудовлетворительное содержание зданий, помещений, сооружений, проездных и пешеходных дорог.

    К работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте 1,3 метра и более от поверхности пола, грунта. Выполнение данных работ проводятся с использованием специальных приспособлений. Работа, выполняемая на высоте 5 метров и более, являются верхолазными. Допуск работников к выполнению верхолазных работ осуществляется после специального медицинского осмотра, обучения и обеспечением специальными приспособлениями и средствами индивидуальной защиты.

    Основные вредные производственныефакторы:

    — неблагоприятный микроклимат (высокая или низкая температура, повышенная влажность, скорость движения воздуха);

    — повышенный уровень шума, вибрации, пыли и т. д.

    — психологические факторы условия труда, связанные с определением наиболее эффективных методов, путей улучшения и оздоровления усло вий труда работников, организации труда, рационального режима и отдыха.

    — со циальные факторы условий труда связаны с характеристикой работников и показателями их деятельности. Например, помимо профессиональных знаний учителей, педагогов, воспитателей является их способность к переключению внимания, высокая подвижность протекания нервных процессов, эмоциональная устойчивость.

    9. Основные требования электробезопасности

    Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни.

    Опасным является напряжение свыше 42В, а в сырых помещениях с токопроводящими полами свыше 12 В.

    Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.

    Каждый работник должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При пр икосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напря жением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при пара личе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца)

    Во избежание поражения электрическим током необходимо со блюдать следующие правила:

    - не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим про водам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям элек трических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переклю чателей, рубильников, предохранителей и др.);

    - в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, от крытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении зазем ления оборудования немедленно сообщить об этом администрации;

    — не наступать на переносные электрические провода, лежащие на полу;

    — не снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования, аппаратов и приборов, не открывать двери электрораспределительных шкафов (щитов), не класть на них какие-либо предметы;

    — не использовать в административных, служебных и вспомогательных помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.) запрещается;

    - не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, аппаратов, приборов, светильников, замену электроламп и электрозащиты (плавких предохранителей), чистку электросветильников. Эти работы должны вы полнять только электрики;

    - при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование (меха низм) от подачи электрической энергии, на котором выполнялась порученная работа.

    10. Основные требования производственной санитариии личнойгигиены

    Вс е работники должны соблюдать правила личной гигиены:

    - работать в удобной обуви, плотно сидящей на ноге, на непромокаемой и нескользящей подошве, в опрятной одежде;

    - во время работы (в зависимости от условий труда) пользоваться спецодеждой и предохрани тельными приспособлениями.

    Работникам общественного питания запрещается находиться на рабочих местах санитарной одежды и форменных головных уборов. Они должны соблюдать чистоту рук, лица, тела. коротко стричь ногти. Запрещается носить украшения (кроме обручальных колец).

    Верхнее платье и личные вещи следует хранить в специально отведенных помещениях или местах.

    Принимать пищу только в предназначенных для этого местах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Прием пищи на рабочем месте запрещается.

    Для обеспечения санитарно-бытовых удобств работающих в учреждении, организации должны быть оборудованы:

    — комнате (место) для отдыха и приема пищи,

    — гардеробы (шкафы, вешалки и др.) для хранения одежды и личных вещей. душевые, умывальники;

    - помещения для личной гигиены женщин в образовательных учреждениях с количеством работающих 15 и более женщин в смену;

    - работники лечебно—профилактических детских учреждений, связанные с приготовлением пищи, продажей продуктов должны проходить медицинские осмотры в установленные сроки правилами;

    - ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержан ие рабочего места в надлежащем состоянии несет каждый работник.

    В каждом образовательном учреждении на рабочих местах должны быть соз даны необходимые санитарно-гигиенические условия труда в соответствии с требованиями производственной санитарии. Эти нор мы регламентируют необходимые для здоровья и благоприятного тру да площадь и объем производственных помещений, освещение и отопление, метеорологические условия (температура, влажность, давление и скорость движения воздуха ), шум и вибрация, содержание пыли в воздухе и т.д.

    Температура воздуха на постоянном рабочем месте в помещении в теплый период года не может превышать 28 градусов Цельсия, а в холодный период года должна быть в преде лах + 22 — +24 градусе Цельсия. Оптимальная температура воздуха на рабочих местах в зависимости от тяжести выполняемой работы и времени года должна поддерживаться в пределах: легкая работа в теплый период года +23 — 25, в холодный период года +22 — +25 градусов Цельсия; тяжелая работа в теплый период года +18 — 20, в холодный период +16 — +18 градусов Цельсия.

    Оптимальная относительная влажность воздуха на постоянном рабочем месте в помещении определяется в пределах 40% — 60%, допускаемая — до 75%.

    С цепью удаления избыточного тепла, а также удаления вред ных загрязнений воздуха (газами, влагой, испарениями, пылью и др.) или разбавления их до безвредной концентрации применяется вентиляция помещений.

    Освещение производственных, вспомогательных и учебных помещений может быть естест венным и искусственным. Искусственное освещение бывает общее, местное и комбинированное. Требования к освещению: достаточная освещенность р абочих поверхностей, рациональное направление света на них, отсутствие резких теней и бликов на рабочих местах (поверхностях). Освеще ние рабочего места соответствующее установленным нормам-один из важных факторов благоприятных и безопасных условий труда. Работодатель должен обеспечить защиту работн иков от воздействия вредных производственных факторов.

    11. Спецодежда и средства индивидуальной защиты

    Все работники, занятые на работах с вредными условиями тру да, включая температурные воздействия, загрязнения, обеспечиваются бесплатно, по установленным нормам спецодеждой, специальной обувью, смывающими и обезвреживающими средствами и предохранительными приспособлениями (индивидуальными защитными средствами). Спецодежда или защитная одежда должна выдаваться работающим в установленные сроки и соответствовать стандартам. Работа без предусмотренных нормами спецодежды и защитных приспособлений запрещается.

    Спецодежда работников должна подвергаться своевременному ремонту и стирке. Порядок выдачи, пользования и ухода за спецодеждой должен регулироваться специальной инструкцией в соответствии с осо бенностями производства.

    Работающие получающие согласно действующим нормам, при способления для индивидуальной защиты, должны проходить специаль ный инструктаж с обучением простейшим способам проверки исправности приспособлений и тщательно тренироваться пользования ими.

    Спецодежда и предохранительные приспособления являются собственностью организации, учреждения, предприятия и подлежат возврату при увольнении, переводе на другую работу, по окончании сроков носки. Спецодежда, специальная обувь и предохранительные приспособления должны храниться на предприятии, учреждении, организации в специально отведенных местах.

    Администрация образовательного учреждения должна вести учет выдачи спец одежды и предохранительных приспособлений на каждого работника отдельно в личных карточках учета выдачи (типовая межведомственная форма МБ-6, утвержденная ЦСУ от 25.12.78 г. № 1148 и Минтрудом РФ от 18.12.1998 г. № 51).

    12. Порядокрасследования и оформлениянесчастных случаев напроизводстве

    О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руководителю работ. Руководитель работ обязан сохранить до начала работы ко миссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии).

    Комиссия по расследованию несчастного случая обязана про вести расследование обстоятельства и причин несчастного случая, выявить причины нечастного случая и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушение правил по охране труда, по возможности получить объяснение от пострадавшего и в течение трех суток составить акт по форме Н-1.

    Руководитель образовательного учреждения, незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, утв ерждает два экземпляра акта по форме Н-1 и третий дополнительный для территориального органа Фонда социального страхования. Акт формы Н-1 с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет в образовательном учреждении, где взят на учет несчастный случай.

    Несчастный случай, о котором пострадавший или очевидец не сообщили администрации образовательного учреждения в течение рабочей смены, или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется по за явлению пострадавшего или лица, представляющего его интересы в срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составлении акта формы Н-1 решается после всесторонней проверки заявления о несчастном случае с учетом всех обстоятельств, показаний очевидце» и других доказательств.

    В ряде организаций руководители скрывают факты получения травм на производстве, не оформляют акты формы Н-1 и не устраняют причины их возникновения. В результате по этим же причинам вновь происходят нечастные случаи, а пострадавшие лишаются прав на возмещение причи ненного им ущерба.

    Работники должны помнить, что при получении травмы на производстве администрация обязана по окончании расследования несчастного случая выдать на руки пострадавшему акт по форме Н-1. В случаи отказа администрации в составлении акта, а также при несогласии с его содержанием, конфликт рассматривает профсоюзный комитет данного образовательного учреждения, государственный инспектор труда, технический инспектор труда профсоюза или суд.

    13. Основные требования пожарной безопасности

    Каждый работник должен:

    Выполнять правила по пожарной безо пасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара. С этой целью он должен выполнять основные требования противопожарного режима.

    Знать, где находятся первичные средства пожаротушения, а также какие подручные средства можно применять при тушении пожара.

    Курить только в специально отведенных и оборудованных местах.

    При работе с огнеопасными материалами соблюдать противопожарные требования и иметь вблизи необходимые средства для тушения пожара (огнетушители, песок, воду и др.).

    Уходя последним из рабочего помещения, необходимо выклю чить электросеть, за исключением дежурного освещения.

    Обо всех замеченных нарушениях пожарной безопасности сообщать администрации организации, учреждения.

    При возникновении пожара немедленно приступить к его тушению имеющимися средствами, сообщить по телефону 01 и администрации предприятия (порядок действий определить самому в зависимости от степени угрозы).

    В расположении образовательного учреждения работнику запрещается:

    — загромождать и закрывать проезды и проходы к пожарному инвентарю оборудованию и пожарному крану;

    — бросать на пол и оставлять неубранными в рабочих помещениях бумагу, промасленные тряпки и др.;

    — обвешивать электролампы бумагой и тканью, вешать на электровыключатели и электропровода одежду, крюки, приспособления и др. забивать металлические гвозди между электропроводами, подключать к электросети непредусмотренные нагрузки, заменять перегоревшие предохранители кусками проволоки — «жучками»;

    использовать на складах, учебных и вспомогательных помещениях для приготовления пищи и обогрева электроплитки, электрочайники, керосинки;

    — чистить рабочую одежду бензином, растворителем или другими ЛВЖ.

    14. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

    Оперативность, быстрота действий и умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим является залогом успеха от дальнейших тяжелых последствий.

    Особо важно своевременное оказание первой помощи постра давшим от поражения электрическим током. Не следует отказываться от оказания помощи пострадавшим и считать их мертвыми по отсутствию таких признаков жизни, как дыхание или пульс. Окончательный диагноз может поставить только медицинский работник.

    Все поступающие на работу должны пройти первичный (в дальнейшем повторный) инструктаж о способах оказания доврачебной помощи пострадавшему, а также практическое обучение приемам освобождения от действия электрического тока и выполнения искусственного дыхания, знать места хранения (расположения) аптечки, необходимых приспособлений и средств для оказания первой доврачебной помощи, знать способы и номера телефонов вызова врачебной помощи.

    Орга низация инструктажа и обучение способам оказания доврачебной помощи возлагается на руководителя образовательного учреждения.