Руководства, Инструкции, Бланки

Как Пишется Биография На Работу Образец img-1

Как Пишется Биография На Работу Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1678 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать биографию на работу

Совет 1: Как написать биографию на работу Совет 2: Как написать драму

Думали ли вы о том, чтобы снять собственный фильм? Конечно, любой человек когда-нибудь мечтал об этом. Тогда вы наверняка знаете, что любому фильму необходим сценарий. Чтобы написать сценарий, нужно знать некоторые особенности создания драматического произведения, предназначенного для экранизации.

Кто ваш герой? Героя вы сможете выбрать, когда поймете, на какую тему вы хотите писать драму и какой является основная движущая идея будущей истории. Например, ваша тема - война. Идея - человеческие отношения важнее политических убеждений. Следовательно вам нужен герой, который своими действиями эту идею будет утверждать. Скорее всего, ему нужно быть военным (пусть его зовут Джек). Также вам потребуется второй герой, который будет действовать так, чтобы заставить героя и зрителей думать иначе. Все его поступки будут свидетельствовать об обратном - политическое господство одного народа над другим является единственной ценностью в мире. Назовем этого героя Боб. Естественно, эти два героя столкнутся в вашей истории и будут сражаться - это называется борьбой протагониста (Джека) и антагониста (Боба).

Важно как можно больше знать о своих героях. Т.е. Бобу и Джеку нужны биографии. Необязательно включать рассказ об их жизнях в сценарий, но понимать, что за люди действуют в вашем фильме вы должны. Затем можете приступать к сочинению самой истории. Вы сразу увидите, как новые сцены начнут добавляться сами собой. Все потому, что биография дает новые мотивации, новые психологические черты, раскрывает личности героев. А это значит, что герои начнут «действовать», исходя их психологических портретов, которые вы им создадите. Поэтому хорошенько поработайте над предысториями своих персонажей.

Сосредоточьтесь на классической структуре драмы - завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Все это знакомые термины еще с уроков литературы в школе. Когда напишете 2-3 истории в классической форме, можно будет заняться экспериментами, а пока оттачивайте ремесло. Примером для нашей истории может быть следующий разворот событий. Джек приезжает на место службы, он молод и ему интересно эта его новая «мужская жизнь». Так получается, что Джека и еще нескольких новичков сразу бросают на боевое задание. Они попадают в плен. Офицер армии противника Боб допрашивает пленников. Они с Джеком знакомятся, и между ними начинает развиваться задуманная вами идея: Джек должен каким-то чудесным образом убедить закоренелого вояку Боба, что в своей теории превосходства одного народа над другим он глубоко заблуждается. Конечно, это не будут долгие разговоры у костра. Боб и Джек попадут в миллион переделок, выберутся из них, пару раз чуть не пристрелят друг друга, и только в финале выяснят. А что они выяснят - это уже ваша работа.

Другие статьи

Биография на работу образец - сайт с формами

Как правильно написать автобиографию


Вполне может быть, потому не скрывайте этого вначале, указав мощные стороны, что для вас нужен размеренный график, без поездок, так как у вас небольшой ребенок, это дозволит сэкономить время для вас и возможному работодателю; оцените свои деловые свойства. Работодателю это вряд ли будет любопытно, то он сам о этом спросит на собеседовании; сходу отразите свои пожелания относительно будущей работы, а ежели и будет. Иванов иван иванович, родился 01 января 1990 года в городке владивостоке приморского края. Проведение мониторинга посещаемости странички проекта и сравнительного анализа продаж за 4 месяца текущего года с аналогичным периодом прошедшего года позволило сделать определенные выводы. В итоге появляются вопросы: как верно написать автобиографию, что необходимо в ней отразить в неотклонимом порядке и какими правилами написания необходимо управляться. Она обязана смотреться приблизительно последующим образом: иванов иван иванович, который мы приводили выше, до момента трудоустройства, дальше пишете все по тому же эталону, родился 1 января 1980 года. Ваша автобиография не обязана быть чрезвычайно большой. Следовательно, составлять автобиографию нужно руководствуясь общими требованиями к написанию деловых писем. Проживает вместе со мной по адресу: город владивосток, не судим, проживает по адресу: город владивосток, комсомольская, терапевт, брат: иванов петр иванович, неважно какая иная автобиография пишется по таковой же схеме с адаптацией под определенный вариант, в настоящее время учится в дальневосточном мед институте по специальности, родился 04 апреля 1995 года в городке владивостоке, ленина. Можно также отразить спортивную деятельность, поведать о достижениях в спорте. В итоге появляются вопросы: как верно написать. Наибольший размер написанного не должен составлять наиболее 1-2 листов текста. Ежели студент кроме учебы занимается спортом, то эту информацию также следует включить в биографию, представляет собственный университет на соревнованиях. К примеру, не теряя времени либо не ломая себя, занимаясь построением отношений в команде, ежели вы предпочитаете работать без помощи других, то лучше огласить о этом сходу. В 2007 году закончил школу с золотой медалью. Помните о том, но и работодатель заинтересован в вас, что не лишь вы заинтересованы в работе. Информация о вас, изложенная в автобиографии, обязана быть подлинной. В принципе, автобиография на работу не много чем различается от этих требований. Оно и понятно: ведь не каждый день приходится сталкиваться с таковой задачей. Для студента более принципиальным является отражение активной жизненной позиции, легкой обучаемости, а также неплохого уровня теоретической подготовки. С августа 2012 года и по сей день работаю журналистом в газете, 05 мая 1991 года рождения, вестник владивостока, женат на ивановой екатерине павловне. Можно поведать о пройденной практике, в том числе и производственной. Как указывает практика, не посодействуют для вас раскрыться в очах читающего, они быстрее произведут обратный эффект, длинноватые, сочинения. Родилась в городке владивостоке, образование высшее, работает юристом. К примеру, внедрение проекта прирастило популярность газеты посреди населения и подняло ее реализации на 10%. Не считая того, этот пример наглядно указывает, как можно без излишней пышности поведать о собственных проф достижениях и прорекламировать себя на рынке труда, и награждена знатным призом, лучше печатное издание 2014 года, благодаря проекту газета заняла 1 место на ежегодном конкурсе.

Биография на работу образец

Биография на работу образец

Группа: Пользователь
Сообщений: 9
Регистрация: 03.08.2013
Пользователь №: 15853
Спасибо сказали: 2 раз(а)

Управление движением валютных средств, составление и анализ оддс, оптимизация денежных потоков в группе компаний. Про обыкновенные истины, что верят тому, что, есть лишь один шанс произвести не плохое воспоминание, кто ни разу не отдал в для себя усомниться. Составление управленческой отчетности баланс, опыт работы с банками по вербованию финансирования, оформление заемного финансирования, опиу. Составление и анализ вкладывательных проектов, бизнес - планов.

30.10.2015, 12:17
автор: sayron196

Подпись заявителя ставится строго в указанном месте, нельзя, выходить, в котором вы ее ставите, за границы прямоугольника. До истечения срока этого ограничения, который должен быть указан в договоре. Казалось, совершенно не трудно верно заполнить анкету. В москве, заполняем этот пункт в согласовании с требованиями.

24.11.2015, 08:57
автор: komotozz

Как написать автобиографию для военкомата образец

Автобиография образец, пример автобиографии. Как составить.

По месту преподавания характеризуюсь позитивно. Быстро обучаюсь.

В данной заметке вы обнаружите советы и прототип написания автобиографии в военкомат. Надлежит заявить, собственно приведен только примерный эталон автобиографии в военкомат. в мегаполисе Хабаровске, Хабаровского края.

Правдивость инфы – все, о нежели вы извещаете, наверное истиной. Обитает в адрес грам. Обитает в адрес грам. Обитает в адрес грам. Важно, чтобы изложение было толковым.

За период с 2002 по 2014 год поучаствовал в 10 краевых и 2 общероссийских состязаниях, на которых покорял медали последующего плюсы – краевые состязания 2008 – золото; – краевые состязания 2009 – золото; – общероссийские состязания 2010 – бронза. Не действует.

За период преподавания часто принял участие в многообразных олимпиадах, в неких из их занимал призовые места – общегородская Олимпиада по российскому языку 2000 год – 1 место; – краевая Олимпиада по арифметике 2004 год – 2 место. Опосля прохождения исцеления и реабилитационных событий ограничений по самочувствию не имею, на учете в медучреждениях не состою.

Хабаровск, ул. Хабаровск, ул. Хабаровск, ул. Образование среднее специальное, повар.

С 2002 года промышляю боксом.

Неточности либо искажение прецедентов не могут иметь место в документе. На данный момент учится в общеобразовательной школе № 12. В 1997 году я пошел в общеобразовательную среднее учебное заведение № 12, которую окончил в 2007 году.

Впрочем ситуации, как скоро ее написание нужно будет, образуются не столько у призывников, ведь и, к примеру, у контрактников – как парней, но и барышень. Следовательно, осматривая вопросец, имеющий отношение к делам связанным с ее написанием, реагируем на последующие верховодила Хронологический порядок изложения событий – все, о нежели вы пытаетесь сказать, обязано излагаться методично, как данное происходило на протяжении вашей жизни. Мама Сергеева Лена Владимировна, появилась г. уроженка города Хабаровска.

Единый размер вашей автобиографии не может быть выше 2 страничек печатного или же рукописного слова. Коль скоро, не взирая на приведенные повыше советы по написанию, вы не сумели лично составить данный документ, то пользуйтесь образчиком автобиографии в военкомат, приведенным ниже «Я, Сергеев Александр Васильевич, появился г. Полнота информации – если идеально, биография обязана содержать полную информацию о вас.

Окончательно, о каких-либо не слишком заметных элементах портящих вашу репутацию можнож и умолчать, хотя отраженная информация обязана быть подлинной. Основатель Сергеев Василий Александрович, появился г. уроженец города Хабаровска.

Опосля завершения средние учебные заведения учился в автошколе, получил удостоверение водителя группы «В», после этого поступил в проф училище № 2 по профессии автослесарь.

Как правильно написать автобиографию - Paritet consulting group

Очень вероятно, собственно применительно к вам этот эталон автобиографии в военкомат нужно будет станет дополнить данными о пройденном обучении, о наличествующих умениях, достижениях. Брат Сергеев Денис Васильевич, появился г, уроженец города Хабаровска.

Образование высочайшее юридическое. Проявляю интерес к технике, четким наукам.

Верховодила и советы Как пишется биография для военкомата прототип Немного советов Биография для военкомата пишется по единым притязаниям, предъявляемым для написания автобиографий и резюме. Биография в военкомат прототип – это тема, коя ставит в тупик великое количество призывников. 21 июня 2014 года окончил предписанное учебное заведение.

Почему-либо не принято осматривать на практике, как пишется данная деловая бумага. В следствии этого нужно отразить собственные спортивные заслуги, а еще присутствие недоступность хирургических операций, серьезных повреждений, долгого нахождения на излечении.

Данное не значит, собственно в вашей автобиографии станут все те факторы, которые мы отразили.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой статьей:

Как писать автобиографию, образец - Вопросы и ответы

Работа. Как писать автобиографию, образец

3 сентября 2013


втобиографией называется документ, который довольно часто необходим при поступлении в какое-либо высшее учебное заведение, при трудоустройстве и так далее. Обычно данный документ просят при приеме на работу в какие-либо крупные коммерческие компании либо государственные учреждения. В последнем случае автобиография просто укомплектовывается в общий пакет документов вашего личного дела, поэтому особые требования к ней не предъявляются. А вот в коммерческих структурах от грамотности составления данного документа может зависеть ваше трудоустройство. Поэтому, если вы желаете заполучить желаемую должность, то вам нужно научиться, как писать автобиографию. Образец этого документа представлен в данной статье.

Автобиография является документом, составленным собственноручно, в котором приводится описание всех основных событий жизни человека. Само собой, что вам нужно постараться выставить себя в наиболее выгодном свете. На новом рабочем месте начальство из автобиографии может узнать о вас что-то интересное и новое, составить общее представление о той среде, из который вы вышли. То есть, обо всех ваших недостатках, достоинствах и предпочтениях. Нужно не просто изложить основные факты своей жизни. Особая ценность автобиографии заключается в том, как вам удастся это преподнести. Даже если ваше резюме будет составлено блестяще, негативное впечатление может произвести наличие пунктуационных и орфографических ошибок, путанное, неправильное изложение мысли и прочее.

Будьте готовы к следующему повороту: вам могут предложить написать свою автобиографию в присутствии одного или нескольких сотрудников кадровой службы той корпорации, куда вы устраиваетесь на работу. Поэтому, если вы в настоящий момент находитесь в активном поиске нового рабочего места, то пример своей автобиографии нужно составить заранее. Данный документ можно составлять в произвольной форме, поскольку нет стандартного единого образца, как писать автобиографию. Различные кадровые службы предъявляют разные требования к составу требуемых им сведений, по этой причине вам необходимо будет скорректировать образец своей автобиографии в зависимости от конкретной ситуации. Рекомендуется обладать общими сведениями о том, как писать автобиографию .

Обычно автобиография составляется на листах А4. В отдельных организациях предлагаются специальные бланки, в них предусматриваются вопросы, требующие ответов. Текст документа излагается в повествовательной форме, все факты следует приводить в хронологическом порядке. Все названия предыдущих рабочих мест либо мест учебы следует писать в момент описываемого события. Автобиография в идеале должна уместиться на одном листе.

Обязательно в резюме указывается дата рождения, место, а также ваше имя и фамилия. Зачастую требуется в автобиографии привести информацию о ваших родителях – их имена, годы рождения, сферу деятельности. Также может понадобиться информация о наличии родных сестер или братьев, и краткая информация о них.

При трудоустройстве в биографии обычно достаточно указать номер той школы, которую вы закончили. А вот о высшем образовании необходимо указывать уже подробно, то есть период учебы, полученную специальность. Если образование незаконченное, то назвать причины этого.

Касательно трудовой деятельности: в автобиографии следует указать каждое место вашей предыдущей работы, занимаемые ранее должности. Также могут попросить написать ваши должностные обязанности на прежней работе, деловые достижения, а также причины смены рабочего места.

В резюме обязательно нужно указывать ваше семейное положение, а также сведения о членах семьи, как супруг (а) и дети. Мужчины должны включить в автобиографию сведения о прохождении (или о не прохождении) воинской службы. Женщинам следует рассказать о периоде нахождения в декретном отпуске.

Можно в автобиографии написать о своих личных достижениях, поощрениях и наградах: быть может, вы выполняли какую-нибудь общественную работу, являлись членом профсоюзных организаций, имели определенные успехи в спорте и другое (описывайте действительно значимые события). Подпись ставится с правой стороны листа, а слева указывается дата (требуется обязательно).

Обязательно учтите, что о некоторых событиях жизни будет уместно промолчать. Вам необходимо, чтобы ваша автобиография подходила под сложившуюся ситуацию, к примеру, под получение конкретной вакансии. Однако, в резюме нельзя указывать ложные факты, поскольку они в любой момент могут быть проверены.

Образец, как писать автобиографию.

Я, Иванова (Мищенко) Анна Дмитриевна, родилась 13 марта 1985 года в г. Одесса. Общеобразовательную среднюю школу – лицей №14 г. Одесса окончила в 2001 году. В 2002 году была зачислена в ОГАУ - Одесский государственный аграрный университет и в 2007 году окончила это учебное заведение. Мне была присвоена квалификация «Агроном» по специальности «Защита растений».

После этого в 2007-2010 годах я не работала, поскольку вышла замуж, затем родила ребенка.

В январе 2011 года была принята в компанию «Астра» на должность агронома, а в мае 2012 года была повышена до старшего агронома. В настоящее время нахожусь в поисках рабочего места из-за смены места проживания (точнее – переехала в другой город).

Замужем. В декабре 2006 года изменила свою девичью фамилию с Мищенко на Иванова из-за вступления в брак.

Мой супруг – Иванов Дмитрий Валерьевич, 1981 года рождения, занимаемая им должность – старший менеджер в ООО «Эльбрус»

Сын – Иванов Никита Дмитриевич, 2007 года рождения, посещает 1 класс Гимназии №3 г. Николаев.

Проживает по такому адресу: г. Николаев, улица Пушкина, д. 44, кв. 35.

Мать – Мищенко Анна Захаровна, 1965 года рождения, отец – Мищенко Дмитрий Валентинович, 1960 года рождения. Отец работает ночным сторожем в магазине «Ольга», мать – учитель начальных классов школы №4 г. Одессы. Проживают по следующему адресу: г. Одесса, улица Героев Сталинграда, д. 123, кВ. 45.

13 октября 2012 г. Подпись А. Д. Иванова


Теперь, если Вас спросят,

Как писать автобиографию, образец

Вы всегда будете знать, что правильно ответить :)

Как писать биографию для поиска работы

LiveInternet LiveInternet Как писать биографию для поиска работы

Понедельник, 31 Января 2011 г. 19:51 + в цитатник

Подружка как-то год назад искала работу психологом, не могла найти что-то стоящее. Я грю, давай, мы тебе твою биографию подкорректируем, присылай. Ну что, внесли все, что было, красиво оформили - подружка нашла работу в автосалоне психологом по отбору персонала. Недавно искал мальчик-выпускник Юриспруденции работу. Город маленький, работы особо нет, одна торговля. Я грю, давай присылай свои данные - я тебе напишу биографию, точнее слеплю. Взяла образец все тот же, что подружке тогда делала, вставила его данные - предложили сразу 2 работы: в горадминистрации и в суде юристом. Пошел в администрацию канеш. Ну так вот, решила поделиться с вами. Я не спец, но как видите - работает :)

1. Главное - это все-таки оформление и структура. Я лично полагаю, что работодатель уже видя структуру и то, как вы свою жизнь можете структурированно разложить по полочкам, выделит вас из списка всех конкурентов. Поэтому делим все события и не только на опреленные блоки:

- ФИО, дата рождения, место проживания, телефон, мейл, семейное положение

Личностные качества и цель :

- ваши качества и ЧТО вы ждете от работы, какие должности вам можно предлагать, чем вы хотите заниматься в своей сфере. Конкретика безусловно понравится работодателю - вы знаете, чего вы хотите и можете себя охарактеризовать

- начиная от школы с датами, от и до, колледж, университет, аспирантура - все пишем сюда

- неважно, когда и сколько проходили практику, главное - она у вас была и у вас есть опыт работы с людьми, в коллективе. Это очень важно

- безусловно плюс! Пишем всех работодателей и сроки работы. Если опыта еще нет, то следует как можно больше написать в практике

Научные работы, публикации, повышение квалификации:

- вы участвовали в школьной или университетской конференции и читали доклад - сюда; вы закончили компьютерные курсы - опять же сюда, вы делали курс бухгалтера - опять же сюда; ну и что, что не по профессии - вы все равно целеустремленный человек и пробуете себя везде, постоянно развиваетесь, и это ценится

Навыки работы с компьютером:

- пишем все, что умеем. Даже то, что вам кажется банальным - все равно, это не все могут, даже если и все могут - вы тоже можете, упускать ничего не стоит! Будь то эксель, ворд, outlook, windows, linux, macintosh - все пишем. Работали в какой-то программе? - упоминаем, заносили что-то в базы данных - тем более! И тд.

- указываем как хобби, так и профессиональные интересы; нет? - придумайте! вы психолог? так может, вам особенно нравится психология личности; вы юрист? - так может, вы интересуетесь семейным правом; вы переводчик? - может, вы занимаетесь изучением истории языков; вы экономист? - как насчет мировой макроэкономики; социолог? - может, вы в восторге от статистических результатов демографической ситуации :) И тд. Чем разностороннее человек, тем интереснее будет с ним работать в коллективе!

2) Никогда не отсылайте свою биографию в формате .doc (word). версии могут стоять у всех разные - КАК ваша красивая биография будет выглядеть у работодателя - вы не знаете. То, что выглядит красиво у вас, у него может быть вкривь и вкось. Поэтому отсылаем в формате PDF. В инете есть куча разных программ, чтобы конвертировать из ворда в пдф, например, PDFMaker, PDFCreator - надо поискать. В макинтоше все намного проще - из меню печати можно сразу конвертировать в pdf (внизу слева есть меню Save as PDF. ):

3) Всегда были и будут плюсом знания иностранных языков. тем более если вы пишите в большую фирму, корпорацию или банк. Некоторые московские банки даже предлагают для сотрудников курсы языка, чтобы улучшить работу с иностранными филиалами. Поэтому ваша биография вызовет больший интерес. Даже если знания незначительные, указываем как начальный уровень

4) Фотография. Не пожалейте денег и сделайте хорошее фото, где вы позитивно улыбаетесь :) Нет возможности - возьмите фото, где вы себе нравитесь, обработайте фон в фотошоп (или Gimp, он бесплатный), чтобы выглядело посолиднее. Ваше фото - ваше лицо, не забывайте! Будете смотреть угрюмо - кому вы в коллектив такой нужны, даже будь вы семи пядей во лбу!

Ну и конечно, оставайтесь собой! Удачи всем!

Прикрепленный файл - ПРИМЕР биографии.

Как пишется биография на работу образец - Файловое хранилище

Главная » Соглашение » Как пишется биография на работу образец

Как составить свою биографию как пишется

10 Июн 2016, 11:42

верует гороскопу, конкретно потому рецидивист коля-гороскоп оформил на него три кредита. В зависимости от того с какой целью пишется. В письме из дюссельдорфа он писал что сказать мне вам об этом ужаснейшем королевстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Ребят всё естественно классно, ходим на вхн очень издавна, но вот с местом проведения плей-поем вы очень подкачали, в традиции еще лучше было!

Для тех, кто слушал его, москва и наша родина тоже были таковой землей. наикрупнейшая фигура мировой истории - иосиф виссарионович сталин. Вот по этой ссылке можно скачать полную версию фотоотчета сентябрьской вечеринки httpyadi. нередко сокращаются на письме деньки недели и месяцы года, меры длины и веса и почти все другое.

Письмо на английском - письмо о приеме на работу

Сопроводительное письмо к резюме либо письмо о приеме на работу на британском языке. После падения с 4-ого этажа терпеть не может цифру 4 и гравитацию. Все фото мы позднее предоставим для скачки здесь, в этом разделе.

Что такое сценарная заявка - блог сценариста

Кристина, да, в конце марта будет вечеринка, бронирование мест на неё будет открыто уже совершенно скоро. В связи с этим, если резюме отчаливает в несколько организаций, на соискание различных. Резиденты вхн так же могут провести хоть какое мероприятие и выполнить любые сценарные работы.

Письмо на английском - письмо на английском

Резюме либо cv на британском языке может быть скооперировано различными методами и форматами, но. далее рекомендуется указать ваше образование. Пишется короткая автобиография при поступлении на учебу, работу.

Тон письма должен демонстрировать вашу любовь и заботу о друге. Всего же на счету роберта бартини более 60 законченных проектов самолетов. Ниже можно скачать автобиографию эталон на работу. вообщем, умопомрачительно для меня это мы и фотоотчеты делаем, да еще и возможность даем скачать полную версию (чего ни один клуб либо концертная площадка в городке у нас не делает), а вы ещё недовольны.

Как написать биографию

Архив метки: Как написать биографию

В основе жанра биографии лежит вечный интерес одного человека к другому, к жизни других во всех её проявлениях. О популярности биографии у читателей свидетельствует существование многочисленных биографических серий разной степени серьёзности, в России ? от существующей уже более века «Жизни замечательных людей» до серий с говорящими за себя названиями вроде «Скандальная биография» от издательства АСТ. В современной России биографии неоднократно получали престижные литературные премии, соревнуясь с художественной прозой.

В Германии существует специальная литературная премия EinhardPreis за биографию личностей, чья деятельность была непосредственно связана с Европой. В наиболее авторитетных списках немецкоязычных бестселлеров, представляемых газетой «buchreport» и журналом «KulturSpiegel», биографии регулярно занимают место в первой двадцатке.

Впечатляет и список предложений по запросу «биография» в крупнейших интернет-магазинах: оzon.ru предлагает выбирать из более чем 51 000 биографий и мемуаров, amazon.de ? из более чем 200 000.

Это изобилие биографий, однако, поддаётся общепринятой систематизации. По критериям степени документальности и наличия в произведении вымысла выделяются биографии академические . научные . популярные и художественные . На практике границы между этими типами достаточно размыты и преобладают разнообразные смешанные формы.

С 1890 по 1907 г. в издательстве Ф.Ф. Павленкова вышло в рамках серии 198 биографий; в 1933 г. серия была возобновлена по инициативе М. Горького. в 2011 г. вышла 1500-я книга серии. Полный каталог см. на сайте «ЖЗЛ. Электронная библиотека книжной серии издательства «Молодая гвардия» по адресу:http://zzl.lib.ru/ .

Д. Быков награждён за биографию «Борис Пастернак» премиями «НацБест» (2008) и «Большая книга (2006), А. Варламов получил вторую премию «Большой книги» в 2007 г. за биографию «Алексей Толстой», Л.Сараскина в 2008 г. ? за биографию «Александр Солженицын», Г. Прашкевич в 2011 г. ? Международную литературную премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких за биографию «Герберт Уэллс».

Наряду с термином «художественная биография» существуют его синонимы. «беллетризованная биография», «романизированная биография», «роман-биография», «фактографическая художественная биография». На протяжении времени отношение исследователей к этим наименованиям и самому явлению менялось, становясь подчас весьма критичным. Так, Я.Кумок строго разделяет романизированную и беллетризованную биографию, считая первую результатом привнесения в жанр внутренней диалогичности, а вторую ? «жанровым ублюдком», возникающим в результате насаждения лобового психологизма и дешевых красочных описаний. Ю. Манн. напротив, отмечает, что слово «беллетризованная» «…как бы взывает к снисходительности. Не правильнее ли думать, что коль скоро автор биографической книги стал на путь беллетризации, а иными словами на путь художественного творчества. то и судить о его вещи надо без обидного снисхождения, как о полноценном художественном произведении». На данный момент все названные термины используются как равноправные.

Все они отражают специфику данной жанровой разновидности: использование при создании опирающейся на реальные исторические факты биографии приёмов художественной литературы, использование интуиции и вымысла при интерпретации этих фактов.

Ключевым моментом для поворота в жанре биографии является период 1920-х гг. Исторически точным обозначением для биографии этого периода является термин «новая биография», отразивший то впечатление переворота, которое она произвела на современников. Ведущими авторами, работавшими в этом жанре, были Дж. Литтон Стрэчи (1880?1932) в Великобритании, А. Моруа (1885?1967) во Франции, Э. Людвиг (1888?1948) в Германии.

Благодаря их творчеству биография впервые стала восприниматься как эстетически значимый жанр. Она была легитимирована как законная часть художественной литературы, что существенно повысило её статус в культуре. Результатом этих изменений стало возникновение теоретического интереса к жанру биографии, до того остававшемуся вне зоны внимания литературоведов.

Гибридная природа «новой биографии», её промежуточное положение между нормами историографии и литературы художественного вымысла, зачастую подталкивает теоретиков литературы к утверждению о неразличимости «новой биографии» и романа с точки зрения организации повествовательной структуры. Имеются, однако, системные отличия «новой биографии» от жанра романа, они позволяют предложить конкретные критерии для разграничения жанров.

Биография даёт законченную, цельную, внутренне структурированную схему для изложения истории, а интерес к личности становится реакцией на обезличивание современного массового общества.

Краткая история биографии

История биографии ? жанра жизнеописания, предполагающего художественное и научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление общественно-значимой деятельности в его индивидуальном опыте ? была изначально скорее предметом философско-антропологического, чем историко-литературного и теоретико-литературного осмысления. Поскольку до ХХ в. биография не рассматривалась как жанр художественной литературы. а существовала как отрасль исторического, документального письма, литературная теория биографии возникает достаточно поздно. Но когда она возникает, историки и теоретики биографии начинают реконструировать историю жанра во всей полноте, прояснять его истоки.

Жанр биографии связан с извечным человеческим желанием почтить память ушедших и уходит корнями в древнейшие пласты словесного творчества. Его предтечами называют сказания о героях, поминальные речи и плачи, записи о деяниях фараонов в Древнем Египте. Основоположником собственно жанра биографии традиционно считают древнегреческого ритора Исократа. написавшего поминальную речь о кипрском тиране Эвагоре. В ней были намечены основные принципы построения биографии. сначала рассказ о предках героя, последовательное изложение событий его жизни от рождения до смерти, привлечение суждений современников о нём, рассуждения о его судьбе и в финале ? апофеоз героя. Исократ жил в конце полисной эпохи, в 436–338 гг. до н. э. таким образом, можно говорить о биографии как об одном из самых молодых античных жанров, который сложился в процессе разрушения полисного уклада жизни.

Разные типологии античной биографии предложили М.М. Бахтин и С.С.Аверинцев. Бахтин подразделяет античные биографии на аналитические и энергетические. В основе первого типа лежит разделение материала по рубрикам, главным его представителем является Светоний. В основе второго типа ? аристотелевское понятие о деятельной силе, энергии, проявляющейся в поступках и речах человека, которые и становятся объектом изображения. Классический образец такой биографии Бахтин видит в «Жизнеописаниях» Плутарха .

Аверинцев выделяет два вида доплутарховской биографии: гипомнематическую. представляющую собой справку и тяготеющую к расположению информации по рубрикам, и риторическую. хвалебную или поносительную, и подчёркивает своеобразие сборника Плутарха. уникального по своей форме (сопоставление героев) и впервые привносящего в биографию элементы популярной философии.

В Средние века биография была представлена преимущественно житиями святых с характерными для них строгими ограничениями. Однако не следует забывать, что христианство само базируется на истории жизни Иисуса и в значительной степени фокусирует внимание на личности, в отличие от других мировых религий, что крайне важно для возможности развития жанра биографии в литературах христианской Европы.

В эпоху Возрождения заново проявившийся интерес к личности и понимание её ценности привели к появлению светских биографий. В кругу ранних гуманистов, вращавшихся вокруг Петрарки. было достаточно распространено составление сборников биографий великих людей древности.

Сам Петрарка пишет на латыни сборник из 36 биографий знаменитых римлян «О знаменитых мужах» («De viris illustribus», 1330?1350, труд не завершён), в котором синтезирует традиции одноименных трактатов Корнелия Непота и Св. Иеронима. и вдохновляет Боккаччо на создание его сборников биографий «О несчастиях знаменитых людей» («De Casibus Virorum Illustrium», 1360) и «О знаменитых женщинах» («De mulieribus claris», 1361). Биографии того времени писались и из патриотических побуждений, как, например, «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante», 1352), созданный Боккаччо на итальянском языке. Морально-воспитательные, эстетические и критические задачи биографического жанра активно обсуждались в самих трактатах, в переписке гуманистов.

По мере роста ренессансного антропоцентризма всё большее внимание начинает привлекать творческая индивидуальность. Так, в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti», 1550) Дж. Вазари предпринимаются первые попытки связать обстоятельства жизни и творчества художников; исследователи полагают, что книга Вазари ? первый случай, когда малоизвестные при жизни люди прославились благодаря появлению их биографий.

Само слово «биография» входит в европейские языки только в XVII в. а временем подъёма жанра становится XVIII в. Импульс развитию жанра придаёт изменившееся понимание места человека в мире и обществе. Оно перестаёт восприниматься как предопределённое Богом, в общении человека и мира появляется возможность более разнообразного взаимодействия.

Жизнь индивидуума уже не подчиняется жёстко правилам традиционного общества и в связи с этим начинает нуждаться в новом осмыслении, которое и даёт ей биография. Благоприятной для жанра стала и установка эпохи Просвещения на исследование «человеческой природы и разума в их естественных состояниях». В XVIII в. биографии пишутся по всей Европе, но, как отмечает Д. Жуков. в силу задач эпохи большинство их не баловало читателей красотами стиля и формы и не оставило серьёзного следа в истории литературы. Исключением здесь является Англия, где биография переживает общепризнанный «золотой век». Как и роман, она оказывается полигоном для разнообразных экспериментов, таких, как изложение в эпистолярной или диалогической форме (J. Hill, «Dr. J.H. Inspector General of Great Britain», 1752); представление реально прожитого и альтернативного, более правильного с точки зрения биографа, варианта развития событий (J. Danton, «Life and Error», 1705); биографии животных (W. Bingley, «Animal Biography», 1802). Это позволило А.Б.Наделю говорить о «великом премодернистском эксперименте» в английской биографии XVIII в. Но если эти эксперименты в непосредственном будущем оказались невостребованными, то в это же время сформировались и две основные тенденции последующего развития жанра. Их задают «Жизнь поэтов» («The Lives of the Poets», 1779?1781) Сэмюэла Джонсона и «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («The Life of Samuel Johnson», 1791) Джеймса Босуэлла. Первая становится образцом сжатой аналитической, вторая ? многотомной документальной биографии; первая прямо продолжает традицию античной и ренессансной биографии, вторая развивается как отрасль историографии.

Поскольку объект биографического описания Босуэлла. доктор Джонсон ? выдающийся английский филолог и литератор, «Жизнь Сэмюэла Джонсона» лежит у истоков особой жанровой разновидности ? писательской биографии (literary biography).

На рубеже XVIII?XIX вв. начинается, как видим, история современной биографии, и начинается с исторически утвердившейся жанровой модели: объектом биографического описания является умерший великий или выдающийся человек, оставивший след в истории, в памяти потомков; биограф с почтением и полным доверием оперирует сохранившимися свидетельствами, воспоминаниями и документами о нём; биография последовательно излагает историю жизни её объекта. Художественных достоинств от биографии не требовалось; жанр удовлетворял любознательность и любопытство читателей, заглядывающих в чужую жизнь как в зеркало собственной, просвещал и давал модели поведения, удовлетворял человеческую потребность в памяти о прошлом, в преемственности традиций, и стоял особняком от литературы художественного вымысла.

О биографии XIX в. чаще всего обобщённо говорится как о «викторианской», потому что она лучше всего изучена на материале викторианской эпохи. Конечно, в прямом смысле слова этот термин может относиться только к биографии XIX века в Англии. Однако её тенденции к документальности, агиографичности (агиогра?фия — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости) и использованию гармонизирующей модели романа воспитания носили общеевропейский характер.

Биографии XIX в. под влиянием позитивистских установок стали стремиться к всё большей документальности и научности. Основной задачей биографа считалась работа с источниками, которые обильно цитировались в тексте, из-за чего биографии порой превращались фактически в комментарий к письмам и другим документам. Однако биография XIX столетия, в соответствии с общей тенденцией к усилению межжанрового взаимодействия, начинает испытывать на себе всё возрастающее влияние доминантного жанра этого периода ? романа, особенно сближаясь с такой его разновидностью, как роман воспитания. Как справедливо замечают Б. Фетц и К. Циммерман. оба эти жанра отражали одно и то же представление, одну и ту же утопическую модель человеческой жизни. Согласно ей, одарённый от природы определённым набором черт индивидуум постепенно развивается в цельную личность с чёткими представлениями о себе, обществе и своём предназначении, а все жизненные события направлены к определённой цели.

Формируется стандартная модель жизненного пути. первая фаза приходится на детские и юношеские годы, когда герой развивается и может совершать ошибки, чтобы затем перейти во вторую, зрелую фазу, период главных свершений, когда биографическое развитие уходит на второй план. Покой старости составляет третью фазу человеческой жизни. Трёхфазная модель помогала упорядочивать жизненные события, подчиняя их изначально заданной логике и обеспечивая биографии композиционное единство. Эта модель соответствовала и общей тенденции к идеализированному представлению героев биографий. Биография XIX в. зачастую превращалась в панегирик, в «героический портрет нравственного совершенства», по выражению Ивлина Во. Тенденция обходить стороной все сомнительные моменты, не вписывающиеся в представление о должном, представлять объекта биографии преимущественно в выгодном свете как носителя положительных качеств и добродетелей, была ведущей для жанра в целом.

Герой биографии превращался в героя в полном смысле слова. В биографии развиваются различные концепции героя, от идей Томаса Карлайла до сверхчеловека Фридриха Ницше .

Труд Томаса Карлайла «Герои, почитание героев и героическое в истории» («On Heroes, Hero-Worship, and the Heroic in History», 1841) предлагал романтический культ героев, творящих историю ? одиночек, которые проводят в жизнь некую новую идею и становятся вождями человечества и двигателями прогресса. Под влиянием этих идей складываются и закрепляются общеевропейский и национальные каноны великих личностей. Задача создания биографий национальных героев воспринимается весьма серьёзно, как вопрос национального престижа.

«Новая биография»: историко-теоретические основы

«Новая биография» возникает практически одновременно во Франции в творчестве Андре Моруа. в Англии ? у Джайлса Литтона Стрэчи. в Германии ? в творчестве Эмиля Людвига .

«Новой биография» ? качественно новый этап в развитии жанра биографии, когда биография впервые осознанно начала ставить перед собой эстетические, литературно-художественные задачи .

Причины радикальных перемен в жанре биографии историки литературы ищут в комплексе историко-культурных обстоятельств. Начало XX в. в Европе было временем серьёзных исторических потрясений. Первая мировая война привела к серьёзным изменениям на политической карте, исчезновению четырёх империй: Российской, Австро-Венгерской, Османской и Германской, ? унесла 12 миллионов жизней, вызвала крупные экономические и социальные трудности у всех участвовавших стран.

Продолжалось активное развитие науки и техники, непосредственно входившей в повседневную жизнь и изменявшее уклад жизни людей. Все эти события и процессы вели к переоценке ценностей, меняли мировосприятие, требовали своего осознания и формирования нового представления о месте человека в мире.

О периоде 1920?1930-х гг. в литературе обычно говорят как о времени высокого модернизма. радикальных экспериментов с формой, отказа от линейного повествования и от позиции всеведущего автора, попыток запечатлеть дробное, разорванное бытие, уловить тонкие переливы человеческих мыслей и эмоций, отразить отсутствие целостности человеческой личности. Однако, рассматривая модернистский роман и другие разновидности этого протеического жанра, историки литературы мало внимания обращают на биографию, переживавшую в то время одновременно колоссальный всплеск интереса к ней и настоящую революцию жанра.

Охвативший все западные страны горячий интерес к биографии в 1920?1930-х гг. сложно преувеличить. «Это день биографа», ? писал в 1930 г. Хескетт Пирсон. актёр, директор театра и известный биограф. В англоязычном мире речь шла о «биографическом наводнении» («flood of biographies»), только в Америке в промежутке между 1916 и 1930-м гг. вышло 4800 биографий. В Веймарской республике говорили о «биографической моде», и обстоятельства для биографии там были благоприятны, как никогда прежде.

Исследователи говорят о новом открытии биографии в межвоенное время. На смену биографии XIX в. приходит «новая биография», заметно отличающаяся от своей предшественницы. Её основными принципами становятся повышенное внимание к внутреннему миру человека, подчёркнутая психологичность, установка на объективность, отказ от оценки и лакировки, часто иронический тон. Во многом эта новая стадия развития жанра стала реакцией на панегиричность и литературную бесформенность традиционной биографии XIX в. Новая биография формируется фактически одновременно в разных странах. В 1929 г. Дж.А. Джонстон отметил в статье в «Атлантик Мансли»: «Нет ничего более примечательного в литературной истории Европы последних лет, чем одновременное появление в Германии, Франции и Англии новой концепции биографии».

Появление новой биографии отвечало потребности общества в обновлённом взгляде на историю и исторических деятелей, которую традиционная биография удовлетворить уже не могла. В последней трети XIX в. теории К. Маркса. Ч. Дарвина и З. Фрейда способствовали тому, что человек стал рассматриваться в первую очередь как существо материально-биологическое, приземлённое. Произошёл подрыв общепринятых религиозных, социальных и психологических представлений о природе человека и, более того, концепции единства человеческой личности. Новые данные о человеке, о роли животного начала и иррациональной сферы подсознательного явно противоречили идеальным образам традиционных биографий. Многочисленные психоаналитические, биологические, расовые, генетические работы утверждали частичную детерминированность отдельного человека действующими на всё человечество факторами, что вступало в противоречие с либеральными взглядами на свободу личности и её саморазвития. Первая мировая война потрясла Европу и подорвала в людях доверие к своим лидерам. Сама идея влияния личности на историю заметно пошатнулась. Распространение новых представлений о пространстве и времени после публикации работ А. Эйнштейна также способствовало усилению ощущения всеобщей запутанности и сбитости с толку. Нужно было осмыслить и каким-то образом соединить все эти новые идеи с прежними гуманистическими представлениями.

Биография продолжала развиваться во взаимодействии с романом, причем их связывали отношения притяжения-отталкивания. С одной стороны, модернистские эксперименты в романе прокладывали дорогу экспериментам и в биографии. Как пишет А. Б. Надель. «Джойс, Вулф и Лоренс повлияли на биографию так же, как на роман». С другой стороны, при повышенном интересе к внутреннему миру и новым подходам в изображении исторических личностей, по форме биография преимущественно оставалась более консервативной, чем роман, и именно это делало её привлекательной в глазах читателя.

Зигфрид Кракауэр. известный социолог массовой культуры и публицист, написал в 1930 г. эссе «Биография как новобуржуазный жанр» («Biographie als neuburgerliche Form»), чрезвычайно влиятельное для теоретиков биографии. В нём выявлены историко-философские корни поразительной востребованности жанра биографии в послевоенный период.

По мнению Кракауэра. в военные годы каждый слишком хорошо ощутил на себе человеческие ничтожность, незначительность и бессилие, чтобы верить в силу и власть личности. Это приводит к ощущению потерянности и неуверенности, от которых человек начинает искать защиту, новую опору, в том числе, в литературе. Но т.к. традиционный реалистический роман основывался на тех же гуманистических принципах, которые война поставила под сомнение, он уступает место новому, модернистскому роману. который только усиливает это ощущение неуверенности, а не спасает от него. Прибежищем и утешением для среднего класса становится биография.

Успокоительной является, с одной стороны, её основанность на фактах, реальность, достоверность этих фактов, а кроме того, сам её материал гарантирует биографии наличие композиции. предлагает автору готовую схему развития и угасания. «История поднимается как суша посреди океана бесформенного, не поддающегося осмыслению. <…> Не из-за культа героев они [герои] становятся предметом биографии, а из-за потребности в чёткой литературной форме».Кракауэр говорит так о биографии вообще; он не выделяет специально «новую биографию», которая не обязательно воспроизводит всю историю жизни героя, чья «чёткость литературной формы» не всегда определяется полнотой жизнеописания героя от рождения до смерти как финальной точки жизни.

Первым образцом такого намеренно неполного, драматизированного жизнеописания стали «Знаменитые викторианцы» Литтона Стрэчи. В четырёх сравнительно коротких биографиях ? кардинала Мэннинга, Флоренс Найтингейл, Томаса Арнольда и генерала Гордона ? Стрэчи производит ревизию прошедшей эпохи, низводя её признанных героев с пьедесталов. Его убийственная ирония в их адрес нанесла удар по идеологии викторианства и его основным столпам: евангелизму, либерализму, филантропии, идее просвещения и империализму. На фоне общей разочарованности после войны неудивительно, что «Знаменитые викторианцы» были так популярны в 1918-м.

В своих книгах Литтон Стрэчи впервые (после работы самого З. Фрейда оЛеонардо да Винчи ) стал обращаться в биографии к фрейдизму, хотя и на любительском уровне. Известно письмо Фрейда к Литтону Стрэчи. где тот признает убедительность применения последним психоаналитического метода для реконструкции образа английской королевы Елизаветы I в «Елизавете и Эссексе» («Elizabeth and Essex: A Tragic History», 1928).

В предисловии к «Знаменитым викторианцам» Стрэчи категорически отмежёвывается от викторианской биографии. Он отзывается о ней так: «Эти два толстых тома, которыми у нас принято увековечивать память умерших ? кто их не знает, с их непереваренными грудами материала, небрежным стилем, уныло-панегирическим тоном, с плачевным отсутствием отбора, дистанции, организации?». В противовес этому биографии самого Стрэчи отличаются краткостью, выразительным языком, рельефностью образов. Именно со Стрэчи началась не только психологизация. но и эстетизация биографии. С пониманием необходимости отбора материала становится очевидным, что его нужно не только собирать, но и придавать ему форму. Это фактически впервые делает возможной рефлексию над литературной стороной жанра.

Поскольку ранее биография никогда не считалась частью художественной литературы, она не привлекала внимания литературных критиков и теоретиков. Немногочисленные размышления о природе жанра высказывались преимущественно самими биографами. Эта ситуация начала меняться, по сути, только во второй половине XX в. В 1920?1930-х гг. в весьма оживлённых дискуссиях о биографии его практикам по-прежнему принадлежала основная роль.

В формулировке того периода ключевая проблема жанра ? осмысление его промежуточной природы между историей, документом и художественной литературой, вымыслом ? ставилась как вопрос о том, может ли биография быть приравнена к художественному произведению и считаться искусством, или она относится к области исторических наук, или даже ремёсел.

Утверждение, что биография ближе к искусству, чем к исторической науке, прозвучало уже в 1885 г. но фактически не было услышано, т.к. «Руководство по литературе биографического характера» («A Handbook to the Literature of General Biography») Эдварда Эдварса было издано тиражом всего 250 экземпляров. Эдвардс утверждал, что биография имеет больше общего с драмой, чем с историей, т. к. история говорит о внешнем и непрерывном, о коллективной жизни нации, а биография ? об отдельном человеке. Во Франции схожих взглядов придерживался известный писатель Марсель Швоб. который в эссе «Искусство биографии» («L’art de la biographie», 1896) писал, что история ничего не говорит нам о личности, в то время как искусство занимается исключительно личным и уникальным, и выражал сожаление, что биографы стали считать себя историками и заниматься только великими людьми, тогда как на самом деле масштаб личности натурщика никак не влияет на качество портрета. Швоб также полагал, что герои биографий столь же вымышлены, как и герои художественных произведений и отличаются от них только именами, когда-то принадлежавшими живым людям. При этом целью биографа должно быть создание уникального героя, а не правдивость, и поэтому он имеет право изменять факты, если ему угодно. Такая радикальная точка зрения была, естественно, неприемлема для серьёзных биографов ни тогда, ни позднее.

Вирджиния Вулф (1882 — 1941)

Большинство же писавших о жанре пытались уточнить место биографии между историей и литературой. Одним из крупнейших английских авторитетов в жанре биографии в начале XX в. был Сидни Ли. наряду с Лесли Стивеном. отцом Вирджинии Вулф. редактор выходившего в 1885?1900 гг. 63-томного «Словаря национальной биографии» («Dictionary of National Biography»). В эссе «Принципы биографии» («Principles of biography», 1911) С. Ли отметил, что биография даёт широкий простор для приложения литературного дара. Однако из более поздней лекции «Теория биографии» («The Perspective of biography», 1918) становится ясно, что биография в глазах Ли является скорее ремеслом, чем искусством. Биограф не имеет права выдумывать, его первоочередная задача ? изучение и интерпретация материала, а затем ? «оживление мёртвых костей» путём умелой компиляции и поиска верной интонации и перспективы.

Немецкий философ и литературовед, исследователь специфики гуманитарного знания Вильгельм Дильтей не считал категории науки и искусства в отношении биографии взаимоисключающими. Раздел своей работы «Построение исторического мира в науках о духе» («Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften», 1910) он озаглавил «Биография как произведение искусства» и говорил в нём о биографии как о «литературной форме понимания чужой жизни». Предметом биографии, с точки зрения Дильтея. может стать любая жизнь, но наиболее достойна этого жизнь исторической личности, оказавшей заметное и длительное воздействие на мир. А следовательно, биография оказывается связующим звеном между единичной жизнью и историей и поэтому необходима для понимания последней, т. е. для исторической науки. В то же время отношение философа к возможностям биографии критично, т. к. хотя описание индивидуальной жизни ценно, индивидуум в современном мире является всё же «только точкой пересечения культурных систем и организаций, в которые вплетено его существование».

Сами создатели «новой биографии» провозглашали и утверждали биографию как художественно-литературный жанр. В 1909 г. в обзоре книги Г.Феррери «Величие и упадок Рима» («Grandezza e decadenza di Roma», 1902) Литтон Стрэчи утверждал, что «первая обязанность великого историка ? быть художником», а позднее: «Люди слишком важны, чтобы обращаться с ними всего лишь как со знаками прошлого». Биографию он назвал «самой деликатной и гуманной отраслью искусства литературы», хотя, возможно, эта позиция и была несколько утрирована с тем, чтобы подчеркнуть категоричность своего неприятия позитивистской викторианской биографии.

Другие английские биографы высказывались осторожнее. Так, неоднозначны были взгляды на эту проблему Вирджинии Вулф. Она сама написала биографию другого члена группы Блумсбери, художника и критика Роджера Фрая («Roger Fry», 1940), и ещё два текста с подзаголовком «биография»: роман «Орландо» («Orlando», 1928), чей герой, превращающийся затем в героиню, живёт и действует на протяжении нескольких столетий на фоне изменений в английской культуре и литературе, и повесть «Флаш» («Flush», 1933), рассказывающую о жизни спаниеля поэтессы Элизабет Браунинг. В обоих произведениях активно используются и пародируются привычные биографические схемы и приёмы.

Теоретическим вопросам, касающимся биографии, посвящены два эссе В.Вулф. «Новая биография» («The New Biography», 1927) и «Искусство биографии» («The Art of Biography», 1939). В первом из них писательница отмечает изменение позиции автора в «новой» биографии по сравнению с викторианской: «Он отбирает; он синтезирует; короче, он перестает быть хроникером; он превращается в художника». Однако тут же она указывает и на опасность, подстерегающую биографа ? риск чересчур увлечься применением романных техник в изображении своего героя. Вулф представляет жанр колеблющимся между двумя полюсами, «правдой факта» («truth of fact») и «правдой вымысла» («truth of fiction») ? противопоставление, вслед за ней часто используемое в теории биографии.

Гармоничное разрешение этого лежащего в основе жанра противопоставления и определяет успех каждой конкретной биографии, потому что антиномия факта и вымысла опасна тенденцией к обесцениванию, взаимоуничтожению и факта, и вымысла. Вулф пишет, что злоупотребление вымыслом и связанными с ним художественными техниками компрометирует и сами факты, и биограф рискует «потерять оба мира» ? и правды, и вымысла.

Диссертация о биографиях, написанных Вирджинией Вулф

Во втором эссе Вулф продолжает развивать эту мысль. Озаглавив свою работу «Искусство биографии», писательница уточняет, что это «самое ограниченное из искусств», т. к. оно обязано опираться на объективные факты и не имеет права использовать вымысел, а значит, биограф несвободен по сравнению с истинным художником. И если в изображении хорошего биографа образ из биографии долговечнее своего реального прототипа и со временем может вытеснить его в сознании людей («В будущем королева Виктория Литтона Стрэчи станет единственной биографкоролевой Викторией»), тем не менее этот образ, в свою очередь, по самой своей природе менее долговечен, чем создания художника. Воображение художника отсеивает из жизненных фактов всё преходящее, а биограф обязан использовать и это. Таким образом, биограф оказывается не художником и не ремесленником, а биография ? «каким-то ни то ни сё» («something betwixt and between»). Однако Вулф подчёркивает также, что биография как жанр художественной литературы ещё только начинается, а излагаемые в биографии факты подчас лучше способны вдохновлять и стимулировать читательское воображение, чем произведения поэтов и романистов.

Биографу необходимо литературное дарование, хотя оно и остаётся лишь вторичным по важности навыком. Выделяя три главных элемента «чистой биографии», Николсон называет историю, индивидуальность илитературность . Под последней понимается «грамматически правильный английский и адекватное чувство стиля» ? требования не слишком высокие. Злоупотребление романными приёмами, такие как введение диалогов или подробных описаний. Николсон считает нежелательным, т. к. они уменьшают доверие к излагаемым фактам и увеличивают риск ошибок в мелочах. Однако свойственное новой биографии стремление к сочетанию научности и художественности Николсон считал пагубным, т. к. с его точки зрения они категорически разнонаправленны: в интересах научности необходимо приводить максимальное количество фактов, в интересах литературности ? отбирать и художественно организовывать их. Николсон предсказывал победу принципа научности и подчинение биографии той или иной психологической, социальной, экономической и т. д. теории в ущерб художественности текста.

Андре Моруа был настроен более оптимистично. В прочитанном в Кембридже докладе «Аспекты биографии» («Aspects de la biographie», 1928 г.) он утверждал, что биограф вполне может приблизиться к искусству романиста, не пренебрегая научной точностью. Моруа убеждён, что процесс воссоздания цельной картины человеческой личности на основе документов и свидетельств ? это работа для художника, а не для учёного. Кроме того, документы представляют человека в абстрагированном виде, а создание на их основе живого образа, отбор работающих на него деталей из всего имеющегося материала, воссоздание индивидуального ? удел именно искусства, а не науки.

Именно этот интерес к внутренней жизни, поддерживаемый распространением фрейдизма и юнгианства, являлся причиной моды на биографию в рассматриваемый период. Интерес этот был не абстрактен, а вызван желанием людей лучше понимать самих себя: «В сущности, одно и то же любопытство по поводу самого себя приводит человека в кабинет психоаналитика или к чтению биографий». Здесь Лонгейкер не касается напрямую вопроса о принадлежности биографии к литературе, но достаточно критично оценивает тот факт, что новая биография присвоила себе методы психологического романа и вместо высказывания предположений, основанных на достоверных исторических анекдотах или документально подтверждённых фактах, «новые» биографы однозначно сообщают, что происходило в умах их героев. С другой стороны,Лонгейкер отмечает также, что за популярность «новой биографии» ответственны в первую очередь те из биографов, которых можно назвать художниками, потому что именно они показали те пути, по которым за ними двинулись другие (многочисленные «журналисты», Лонгейкером явно неодобряемые). Критик также высказывает сожаление о том, что учёный и художник редко сочетаются в одном человеке, и те, кто одарён способностью качественно анализировать материал, редко способны легко писать. Таким образом, его позицию по этому вопросу можно считать близкой к Х. Николсону. оба требуют качественного, легко читаемого литературного текста без лишних изысков.

Изменение отношений между биографом и его объектом, расширение арсенала приёмов изображения человека в биографии также стали предметом теоретического осмысления. В разных работах зафиксированы эти изменения и изложены принципы, на которые следует ориентироваться «новому» биографу. Разумеется, эти принципы часто оставались только декларируемыми, однако сам факт их выдвижения важен в истории жанра.

Американский автор Г. Бредфорд отмечает: «Настоящий объект биографа, то, что постоянно и глубоко интересует его, ? это анализ и синтез характера героя». Х. Николсон пишет о биографии как о жанре, всегда чутко реагирующем на запросы читателей и дающем им то, чего они хотят: героические фигуры, когда на них есть спрос, или анализ человеческого поведения, когда скептически настроенную публику интересует именно он и возможность прикоснуться к чужому опыту. Великий человек интересен уже не как великий, а именно как человек. А следовательно, уничтожается сама возможность прежней обязательной дистанции, взгляда на него снизу вверх как для читателя, так и для биографа. «Отношение автора к герою изменилось. Он уже не серьёзный и симпатизирующий ему компаньон, рабски следующий по следам своего героя. Не друг и не враг, ни почитатель, ни критик, он ровня», ? характеризует сложившуюся ситуацию В. Вулф в «Новой биографии». Открывая новые возможности в изображении личности, это порождает и новые опасности. Так, отмечая, что «биография ? это всегда сотрудничество автора и его героя; это всегда отражение одного темперамента в зеркале другого», Х. Николсон предостерегает биографов от нескромности и высказывания собственных симпатий и антипатий, от превращения чужой биографии в собственную автобиографию .

Обоюдоострым оказалось и такое оружие, как ирония. Пример Литтона Стрэчи был заразителен, но не все «новые» биографы пользовались его излюбленным приёмом успешно, что грозило сделать их работы «утомительными и даже оскорбительными». Это с очевидностью нарушало провозглашённый самим Стрэчи принцип беспристрастности. Р. Кэмпбелл в отзыве на биографию Россетти («Rossetti: His Life and Works», 1928) И. Во неодобрительно заметил, что биография стала «лучшим инструментом, когда-либо изобретённым для того, чтобы посредственность могла покровительствовать величию». Чтобы избежать такого соблазна, биограф должен выбирать героя, с которым ощущает духовное сродство и которого может глубоко уважать.

Другую рекомендацию по этому выбору дают В. Дильтей, В. Вулф и А.Моруа. Для Дильтея предметом биографии может быть любая жизнь, но предпочтительна жизнь исторической личности, оказавшей заметное влияние на историю. Моруа уточняет причины такого предпочтения. С одной стороны, для биографа невозможна работа над жизнеописанием человека, не оставившего достаточно подробно задокументированного следа в истории, потому что ему негде взять необходимые факты. С другой, сама роль, которую выдающаяся личность играет в социальной жизни, выполняя определённые функции, обеспечивает её жизни некое единство, внутренний стержень. Недоверие В. Вулф к возможности написания качественной, не теряющей убедительности из-за злоупотребления романными приёмами биографии человека, о жизни которого сохранилось мало достоверных материалов, выражается в её осуждении «Елизаветы и Эссекса» Стрэчи .

Общая для всех теоретиков «новой биографии» идея неукоснительной верности фактам дополняется положением об их строжайшем отборе. В.Вулф видит в присвоенном биографами праве отбора материала один из признаков движения биографии в сторону искусства. А. Моруа требует полного подчинения всех излагаемых в биографии фактов задаче правдиво и ярко изобразить героя. Поэтому исторические события должны освещаться в той мере, в какой они важны для понимания его развития, а не в соответствии с их значимостью в мировой истории. В целом можно сказать, что девизом всей «новой» биографии стала провозглашенная Стрэчи «подобающая краткость» («becoming brevity»), исключающая всё, кроме необходимого, хотя каждый автор понимал слово «краткость» по-своему. Этот принцип подразумевает и субъективность «новой биографии». Дело биографа ? «излагать голые факты дела, как он понимает их», ? формулирует Стрэчи .

Личное понимание, а значит, личный опыт играют ключевую роль для «новой биографии». Читатели открывают биографию, чтобы познакомиться с чужим опытом и применять его в попытках узнать себя. Биографы используют свой собственный опыт для воссоздания психологии своих героев. В эссе «Мистер Беннет и миссис Браун» («Mr. Bennett and Mrs. Brown», 1923) В. Вулф открывает обсуждение убедительности изображения человеческих характеров в литературе разных периодов утверждением, что «каждый в этой комнате может судить о характере», т. к. это жизненно необходимый для живущего среди себе подобных человека навык. Романист отличается от других людей, с точки зрения писательницы, тем, что не ограничивается практическим применением этого навыка, а интересуется характером как таковым. Схожим образом поступают и «новые биографы».

Основанное на личном опыте интуитивное понимание и «вчувствование» в своего героя лежит и в основе биографического метода Э. Людвига .

Таким образом, 1920?30-е гг. были переломным моментов в истории жанра биографии. Она не только пользовалась широкой популярностью, но и переживала серьёзные качественные изменения. На смену документальности, тяжеловесности, лакировке биографий XIX в. склонных к превращению в простой комментарий к документам или в панегирик, пришли краткость и психологизм «новой» биографии, представляемой. Героические образы были спущены со своих пьедесталов, их заменили более правдоподобные портреты, подчас полные иронии и критики. Внимание обратилось с фиксации внешних достижений на внутренний мир исторических деятелей, интересных теперь прежде всего как исторические личности.

Биография впервые стала восприниматься как жанр не просто документальной, а документально-художественной литературы. Стали предъявляться требования к её построению, языку, стилю. Впервые с XVIII в. появились экспериментальные биографии, такие, как произведения В. Вулф и В.Хегемана. Заметно оживилось также теоретическое обсуждение жанра.

Центральными в нём были темы взаимоотношений биографии с наукой и искусством, биографа с его героем, вопрос о способах изображения человеческой личности.

На развитие биографии в Германии сильно повлияли политические процессы в стране. Биография переживала расцвет в период сравнительной стабилизации Веймарской республики в середине 1920-х гг. но и тогда подвергалась резкой критике со стороны учёных-историков.

Методологические и научные доводы служили только прикрытием настоящих причин борьбы за биографию: стремления как биографов, так и историков влиять на политические взгляды общества. исходя из диаметрально противоположных позиций, и неуверенность в себе историков перед лицом массовой популярности доступно написанных, живых биографий. Их затяжной конфликт известен как спор об «исторической беллетристике», по названию брошюры с разгромными рецензиями на работы либеральных биографов. К сожалению, политическая подоплёка дискуссий и крайне консервативный взгляд большинства рецензентов на биографию исключительно как на отрасль историографии помешали сложиться конструктивному обсуждению «новой биографии». Абсолютное большинство опубликованных в то время в Германии работ, посвящённых биографии, весьма тенденциозно и имеет не столько теоретическое значение, сколько ценность историко-литературного свидетельства.

Актуальные проблемы жанра биографии

«Новая биография» потому создала впечатление беспрецедентной новизны, что открыла новую сферу изображения действительности. Это закон жанроообразования: новый жанр появляется в литературе, когда совпадают рождение в реальной или духовной действительности нового явления, в данном случае ? нового понимания личности в культуре начала ХХ в. и появление писателя или группы писателей, которые приспосабливают наличные литературные средства для художественного воплощения нового содержания. В этом процессе происходит известная трансформация функционирования привычных литературных приемов, которые, неожиданно соединяясь в новом контексте, производят новое впечатление. В случае с «новой биографией» речь идёт о переносе в документальный по своей природе жанр биографии приёмов романного письма. Тем самым «новая биография» оказывается синтетическим жанром. соединяющим в себе документальную основу и приёмы литературы художественного вымысла.

Каждый из основоположников «новой биографии» шёл в литературе своим путём, имел собственные сильные и слабые стороны. Невозможно привести к единому знаменателю динамичную, иронично-нервную прозу Литтона Стрэчи. бросающего вызов викторианскому понятию «великого человека»; плавно-обстоятельные биографии Моруа. продолжающего традиции романтического культа художника своим изображением великих писателей; и несколько риторическую прозу Людвига. чьи герои ? от Линкольна и Бисмарка до антигероя Вильгельма II ? в наибольшей степени подходили под традиционное понятие «великого человека». У последователей этих основоположников жанра идёт дальнейшая диверсификация формы беллетризованной биографии. Всё это затрудняет выведение единой жанровой формулы как для биографии вообще, так и для биографии романизированной и даже вынуждает исследователей отказаться от подобных попыток. Не существует и общепринятой внутрижанровой классификации. Поэтому ограничимся здесь указанием на основные теоретические проблемы биографии, которые чаще всего становятся предметом полемики среди литературоведов.

Вопрос о документальной природе биографии и обращении биографа с историческими фактами сегодня уже не воспринимается так остро, как в период становления «новой биографии». Амбивалентная природа биографии, которая, с одной стороны, опирается на твёрдые факты и должна честно следовать им, но с другой, всегда имеет дело с набором фактов принципиально неполным и открытым для разнообразных толкований, ? эта природа воспринимается и постулируется современными исследователями как атрибут биографии, её неотъемлемый признак. Умение обращаться с большими объёмами информации, знание фактов и аккуратность в их использовании являются одним из первых требований к биографу, хотя разными биографами эта «аккуратность» понимается по-разному.

Притягательность биографии для читателей состоит во многом именно в её непосредственной связи с жизнью, в реальности событий, лежащих в её основе. Поэтому биографы всегда стремятся к созданию эффекта документальности изложения. К. Циммерман перечисляет заимствуемые из чисто научных текстов приёмы, которые используются с данной целью: отсылки к источникам, полностью оформленные цитаты, указания на спорность трактовки тех или иных ситуаций, на возможность разных мнений.

Связь с реальным миром подчёркивается также точным воспроизведением дат, имён и названий, обрисовкой исторического фона, отсылками к общедоступным знаниям из разных областей.

Очевидна неизбежность присутствия элементов субъективности и вымысла в любой биографии.

Дж.Л. Клиффорд кладёт критерий объективности в основу предлагаемой им классификации биографий, но немедленно оговаривается, что даже в предельном случае речь может идти только о «так называемой объективной» биографии, а полная объективность невозможна в принципе; ведь даже если вся биография будет состоять только из свода документальных свидетельств, их расположение друг относительно друга и сам их отбор уже будут демонстрировать авторскую позицию. Л. Эдель утверждает, что в этих процессах биограф волен использовать воображение, и чем больше, тем лучше, но только не выдумывать факты. П.Бэкшайдер подчёркивает, что в изложении разных биографов одно и то же событие будет выглядеть по-разному, и приводит в пример рассказ об одном и том же эпизоде в нескольких биографиях Т. Рузвельта. Немецкий биограф З.Л. Гилман замечает, что «на основе одних и тех же фактов всегда можно написать целый ряд вероятных биографий». Отсюда возможность появления множества биографий одного лица, сосуществования конкурирующих между собой интерпретаций его личности, периодического переписывания его истории.

Жёсткое противопоставление объективности и субъективности во второй половине XX в. было снято благодаря лингвистическому повороту в философии и осознанию повествовательной природы истории. Как пишет У. Киттштейн. объективной признаётся теперь та историческая модель. которая отдаёт себе отчёт в своих субъективных предпосылках и подчиняет их методическому самоконтролю. Кроме того, описание жизни исторического деятеля оказывается невозможно без опоры на образ, сложившийся в сознании его современников.

Предметом осмысления становится вопрос о самом выборе объектов биографического описания, о получении человеком «права на биографию». Б.Фетц указывает на то, что биография издревле являлась одним из способов символического продления жизни после смерти через сохранение памяти об умершем в коллективном сознании. Такая возможность всегда была честью для человека. Механизм получения права на эту честь подробно рассмотрел Ю.М. Лотман в статье «Литературная биография в историко-литературном контексте» (1986). Он выявил инвариантную для разных исторических эпох антитезу «людей с биографией» и людей без неё. Первые реализуют «не рутинную, среднюю норму поведения, обычную для данного времени и социума, а некоторую трудную и необычную, «странную» для других и требующую от него величайших усилий, [поэтому] далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию».

В этом первое поколение создателей «новой биографии» ещё не столь демократично, как современные биографы, которые могут обращаться к фигурам деятелей культуры «второго ряда», авантюристов, преступников, бизнесменов, или, всё чаще, к обычным людям. которым выпало жить в непростые времена. Например, Мэри Фулбрук создала документальную биографию среднего чиновника в нацистской Германии Удо Клауза, с целью показать, как рядовые немцы объясняли себе свое место в происходящем. Как исследование изнанки сталинизма Орландо Фиджес опубликовал документальную биографию Льва Мищенко и Светланы Ивановой, основанную на их переписке во время заключения Льва в печорских лагерях в 1945?54 годах, а также на автобиографии Л. Мищенко. Но подобные биографии не входят в списки бестселлеров биографического жанра, где в англоязычном мире неизменно лидируют биографии монархов, политиков и Иисуса.

Другая существенная проблема для теории биографии рассматривает место и функции автора биографического текста. Здесь важным является положение о том, что по мере усложнения семиотической ситуации, т.е. при приближении к современности, изменяется положение автора, в том числе автора биографии. Изначально он занимает промежуточное положение, так как у него самого нет биографии, но, в отличие от его читателей, есть имя. Однако по мере того, как пишущий постепенно перестаёт восприниматься только как посредник между высшими силами и читателем и получает статус создателя текста, он вместе со свободой выбора обретает и право на собственную биографию: его позиция из служебной, посреднической становится всё более активной, созидательной. К автору биографии оказываются применимы категории замысла, стратегии его реализации, мотивировки выбора и прочие, т.е. он получает поведение, причём поведение это оценивается как исключительное.

С другой стороны, создаваемый им текст уже не может рассматриваться как изначально истинный: возможность ошибки или прямой лжи возникает одновременно со свободой выбора.

Однако, в той или иной степени отдавая себе отчёт в этой возможности, читатель традиционно подходит к биографии с установкой на доверие и предполагает, что изложенная в ней история правдива. Биограф стремится поддерживать у читателя это доверие при помощи уже названных выше средств создания эффекта реалистичности, но изначально доверие возникает именно благодаря существующему в сознании читателя представлению о документальности биографии как жанра и установке на восприятие изложенных в ней событий как истинных.

Осмысление роли автора в биографии, начавшееся в период становления «новой биографии», продолжилось и в работах позднейших исследователей. Были вычленены задачи, которые автор решает на разных этапах создания биографического текста. В первую очередь биограф осуществляет выбор объекта биографии. Н. Хэмильтон в своих рекомендациях по созданию биографии подчёркивает, что этот выбор всегда подразумевает сильную мотивацию, заинтересованность в работе над жизненной историей именно этого человека. Личная мотивация может быть связана со знакомством с героем биографии, с эмоциональной привязанностью к образу некой исторической личности. Кроме того, во многих работах подчёркивается крайняя близость, возникающая в процессе создания биографии между автором и его героем, складывающиеся между ними отношения сравниваются с браком. Работа над описанием чужой жизни невозможна без применения эмпатии, без попытки примерить на себя личность героя, «влезть в его шкуру».

Велика роль биографии в оценке и переоценке прошлого, в определении границ приемлемого для общества, в процессе признания новых социальных групп. Выполнение этой функции биографии также подразумевает наличие у автора определённых интересов и ценностной системы, которые подталкивают его к выбору соответствующего объекта и транслируются через текст биографии. Однако при этом от биографа требуется одновременно быть «горячим и холодным», по выражению Л. Эделя. одновременно пытаться увидеть мир так же, как его герой, и оставаться наблюдателем извне.

В выработке общей концепции биографии. своего понимания образа её героя автор так же неизбежно опирается на собственные представления о мире. Все мыслительные схемы и представления, позволяющие историку или биографу организовать сырой материал в собственный текст, чётко привязаны ко времени и общей социокультурной обстановке, в которой он живёт. Опубликованная биография даёт массу сведений о понимании истории самим биографом. В каждую биографию оказывается вписано многое о жизненной истории её составителя».

В современных образцах беллетризованной биографии биограф нередко выдвигается в центр повествования, рассказывает о процессе поисков информации и возникавших перед ним сложностях. Всё это приводит к тому, что автор теперь признан самой властной персоной в биографии .

Все эти соображения позволяют заключить, что в теории описание места и функций биографа практически сливается с описанием места и функций романиста, а значит, авторская позиция в биографии может быть исследована теми же методами, что авторская позиция в романе.

Биография представляет собой вербальный (словесный) артефакт, а её главный инструмент ? это образный язык, при помощи которого биограф воссоздаёт жизнь своего героя. В связи важна формальная сторона при рассмотрении каждой конкретной биографии. Особое значение придаётся использованию в биографии тропов. В качестве четырёх главных тропов выделяются метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Именно язык, а не факт, организует и структурирует биографию, тогда как тропы вносят в текст словесную, литературную жизнь. В отдельных биографиях могут преобладать разные типы тропов, чаще всего метафора или метонимия.

Синекдоха и ирония также могут присутствовать в биографии, но метафора и метонимия выделяются и повторяются чаще, это главные тропы. Метонимия работает на создание исторического фона, связывает смежные события или факты. Метафора позволяет автору соединить представление об идеальном или универсальном с единичным, служит «переопределению» мира или человека, тем самым давая ему интерпретацию. Поэтому метафора служит выражению основного видения автором объекта, служит созданию мифа личности: чтение биографии одновременно разрушает и создаёт наше представление о её объекте, что и является одной из главных причин её привлекательности.

В биографических текстах значимы не только тропы, но и такой фигуры речи, как антитеза. Создавая жизнеописание известной исторической личности, автор постепенно оказывается в плену созданного им образа персонажа, тот покоряет его, как Галатея Пигмалиона. Писатель начинает работать в пользу «своего» героя, что приводит к его идеализации. Вследствие этого автор наделяет биографическую личность лучшими чертами характера; а её врагов ? лишь отрицательными, что проявляется в первую очередь на композиционном уровне. В качестве примера здесь можно привести биографии Ст. Цвейга. в которых центральным фигурам Марии Стюарт и Эразма Роттердамского противопоставлены, соответственно, Елизавета I и Мартин Лютер. Это универсальное явление и общая тенденция в использовании ярких противопоставлений в жанре биографии.

Предварительное структурирование биографического материала происходит на уровне использования тропов, и уже в соответствии с ним подбирается повествовательная схема и выстраиваются идеологический и объяснительный уровни биографии. Любой рассказ о событиях прошлого, неважно, исторический это труд, бытовой рассказ или биография, отличается от простого перечисления событий по хронологии установлением внутренних связей между отдельными элементами, которые благодаря этому приобретают для аудитории смысл. Событие из прошлого, подтверждаемое источниками, само по себе ещё не обладает для потомков смыслом. Значение оно получает в рамках повествовательной схемы, которую историк накладывает на случившееся. Если в действительности однозначно определить начало и завершения события невозможно, то для изложения его в виде истории определение начала и конца, связей между ними и случившихся изменений является обязательным условием. Факты обретают смысл, оказавшись интегрированными в архетипическую повествовательную схему, общую автору и читателю как часть культурного наследия.

На этом основании Уайт отрицает разницу между вымышленными и реальными событиями; стратегия придания им смысла у историка и романиста не различается. Киттштейн вступает в полемику с ним, ссылаясь на разницу между фикциональным (выдуманным) и научным текстом: отсутствие или наличие научного аппарата, методологической рефлексии внутри научного текста; возможность вводить образ рассказчика или диалоги, использовать несобственно-прямую речь и внутренние монологи в тексте художественном.

Однако эти аргументы не работают применительно к «новой биографии», которая, по логике Китштейна. однозначно оказывается приписана к художественным текстам из-за отсутствия названых им признаков научного.

У романиста и серьёзного биографа много общего. Опираясь на документальные материалы и используя известные приёмы романного письма, биограф может добиться такого же эффекта, как писатель, его работа будет читаться точно так же, как роман.

Ни один жанр историографии не близок к литературе, точнее к роману, настолько, как биография. Где история (или историческая биография), где литература, если художественная форма уже не является критерием? Если сила письма создаёт тексты, а именно биографии, которые отличаются от созданий литературной фантазии только своим онтологическим утверждением, что их объекты действительно существовали?

Документальная биография не менее зависит от концептуальных парадигм и повествовательных моделей, чем художественная проза, но это ещё не означает их идентичности.

В статье использованы материалы диссертации Е.А. Вивановой «Жанр «новой биографии» в творчестве Эмиля Людвига» (Саратов, 2014 г.)

Пример иллюстрированной биографии, написанной писателем-биографом из группы С.С.Лихачева

Школа писательского мастерства, Самара, 2013 г. https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Научиться писать в жанрах “мемуары”, “биография” и “история семьи” можно в нашей Школе писательского мастерства: https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Автору мемуаров или автобиографии предлагаем услуги по редактированию и корректуре рукописи: http://litredactor.wordpress.com/

Тем же, кто желает, но не способен написать мемуары сам, предлагаем услуги наёмного писателя: http://writerhired.wordpress.com/

В нашей группе филологов, писателей и журналистов есть опытные люди, которые специализируются на создании столь модных ныне мемуаров, биографий и историй семьи. Город и страна проживания заказчика значения не имеют.

Лихачев Сергей Сергеевич, директор Школы писательского мастерства (РФ 443001 Самара, ул. Ленинская, 202)