Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Для Учителя Первый Продвинутый Уровень img-1

Руководство Для Учителя Первый Продвинутый Уровень

Рейтинг: 4.2/5.0 (1628 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Процесс планирования развития школы, предполагающий постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности

Процесс планирования развития школы, предполагающий постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности

Средняя школа №9

Учитель начальных классов

Абдулхаликова Елена Владимировна

окончила курсы обучения учителей

по программе первого (продвинутого) уровня

Процесс планирования развития школы, предполагающий постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности

Изучая материалы руководства для учителя первого уровня, я узнала о том, что для того чтобы наше преподавание стало усовершенствованным, «система навыков 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении».[1] Учитель является стержневой фигурой в образовании, поэтому моя функция лидера – создать условия, способствующие развитию учителей, помочь учителям действовать по убеждению, преодолеть барьеры в работе. «Серьёзной задачей является преодоление ограничений лишь рамками политических намерений и административного руководства: важно, чтобы идеи получали своё реальное воплощение непосредственно в классах.» [2]

На втором этапе, после сбора данных о школе, первоначально составленный План развития школы содержал мероприятия, способствующие реализации моей цели. Но после сбора данных мне пришлось изменить вопросы изучения на коучингах. Потому что анкеты показали, что многие учителя нашей школы, как и некоторые члены администрации, считают, что новые формы урока, позволяющие ученикам свободно передвигаться по классу, не приемлемы у нас в школе в силу казахстанского ментолитета, что они не будут способствовать повышению качества знаний. Мы с коучем внесли вопросы, способствующие изменению убеждений учителей, возникла необходимость в дополнительной неформальной беседе. Чтобы достичь результата, к которому я стремлюсь, мне было необходимо запланировать дополнительные менторские сессии с учителями. В ходе которых я доносила до коллег необходимую информацию. Я хотела бы изменить существующее положение в школе, когда всё планирование не имеет практически никакой корректировки. Хотелось бы чтобы учителя сами предлагали меры по улучшению положения в школе, имели возможность планировать и корректировать свои и школьные планы. Первым таким опытом стал ПРШ.

Я изменила вопросы первого коучинга, потому что после презентации о роли лидеров в образовании, которую я показала на совещании, возникла необходимость рассказывать учителям о новых подходах в обучении и преподавании более подробно. Для этого мне пришлось выступить в роли ментора для будущего коучера. А также учителя предложили в практической части разработать по группам по одному поурочному плану для понимания.

После моего выступления на родительском собрании, которое я провела в форме групповой работы, родителям этот метод очень понравился, и они в своих вопросах и предложениях высказали желание участвовать в планировании деятельности класса и школы. Поэтому я посчитала нужным, внести в план развития школы работу с родителями.

При создании плана ПРШ у меня была трудность в планировании коучинг сессий. Такая трудность возникла из-за занятости учителей. Так как время практики совпало с началом учебного года, все были заняты календарно-тематическим планированием. Пришлось переносить дату коучингов.

А также столкнулась с проблемой непонимания со стороны учителя, имеющего 32 летний стаж работы. Она утверждала, что не видит необходимости в преобразованиях школы. Её методика, наработанная годами приносит неплохие результаты на её взгляд. Что она будет работать как работала. В качестве доказательства пришлось внести изменения в работу коучинга, запланировать вопрос о роли рефлексии в работе учителя, чтобы узнать, считают ли ученики себя само реализованными.

На выходе 3 недели я должна была видеть, как учителя делают среднесрочное планирование. Но этого я не увидела. Оказалось, что они не видят необходимости этим заниматься. А многие просто не могут определить о чём писать. Наверное, одного занятия на коучинг сессии, которое длится час недостаточно для понимания учителей. А дополнительным временем мы не располагали. Для изменения этой ситуации, необходимо улучшить эту работу и провести менторские сессии с этими учителями.

При составлении плана развития школы я поняла, что невозможно было предусмотреть заявленные темы. Они будут изменяться в зависимости от конкретной ситуации, мнения учителей, обстоятельств.

Чтобы запланированные коучинги принесли пользу в реализации плана, были поставлены цели, способствующие достижению результата и соответствовали программе школы. Главным критерием работы явилось понимание ключевых идей Программы обучения.

Для реализации своего плана мне было необходимо выступить в качестве ментора для своего учителя школы, чтобы в дальнейшем она могла выступить в качестве коучера для своих коллег. Этим коучером стала учитель, прошедшая 2 уровень курсов. Мне интересно было взять учителя со старшего звена, так как это учитель, прошедший курсы 2 уровня, она знакома с семью модулями обучения, у неё большой педагогический стаж. Это учитель, который имеет опыт менторства. Она рассказала и подготовила учителей к обучению учеников тому, как учиться. А также она рассказала о том, что учителям необходимо иметь своё нравственное убеждение, и не механически использовать свои знания, а самим формировать их, действовать в данных условиях. Для того чтобы учителя обладали широким диапазоном знаний, она рассказывала о семи модулях обучения, в частности о значении мотивации к обучению и способах её повышения.

Эта тема была выбрана потому, что её изучение способствовало профессиональному росту учителей и приблизило к реализации плана развития школы. Да, наша школа является одной из лидирующих в городе. Мы сотрудничаем со школой НИШ, являемся её экспериментальной площадкой. Но почему возникла проблема текучести учеников? Наверное, нам, учителям, необходимо менять наши подходы в обучении. Это предположение учителя подтвердили в своих поурочных планах, которые они составили по группам. Цель работы: отразить в планах новое видение обучения. Для организации проведения коучинга было заранее оговорено с учителями время, выбрано удобное место. Время продолжения коучинга около часа. После коучинга учителя оставили свою рефлексию. Из неё мы выяснили, что есть желающие быть обучаемыми, что они понимают о необходимости преобразований и готовы к сотрудничеству.

После первого коучинга, появился учитель, желающий обучаться. А этот коучер стал ментором для этого учителя. Я посчитала это правильным, так как это учитель, имеющий опыт в менторстве и обучался на втором уровне.

Её менти стала учитель английского языка, имеющая небольшой педагогический стаж и желающий обучаться. Она поделилась проблемой, что на её уроке дети мало говорят на английском языке, у детей очень низкая мотивация к познавательной деятельности, детям не привиты навыки совместной работы, навыки общения. Все обращения к более опытным учителям не дали хороших результатов, так как их помощь сводилась к объяснению теоретического материала и изучения методики преподавания. Просьба подопечного выражалась в том, что она не могла понять, почему, все предлагаемые и используемые ею активные методы, которые освещены в современной педагогической литературе, не помогают учащимся, которые на её уроке не показывают хороших знаний. Несмотря на то, что многие из них получают дополнительные знания в языковой школе. Это волновало менти, и она хотела найти ответ на свои вопросы после работы с ментором. Ментор и менти работают по одному предмету и схожи тем, что обучают своих учеников неродному языку. Ментор долго думала, что предложить своей подопечной. В итоге запланирована менторская сессия, фокусом изучения является формативное оценивание и его влияние на мотивацию учеников. А также серия уроков, показывающая результаты работы. В ходе проведения уроков будут изучаться инструменты формативного оценивания. Для обучения менти, ментор предложила посещать свои уроки. Отношения между ментором и менти складывались на уважении и взаимопонимании. Это сотрудничество будет иметь продолжение и после прохождения практики в школе. За период работы с менти были проведены все мероприятия по нашему плану. Анализируя свою работу, ментор сделала выводы о необходимости продолжения этой деятельности, для улучшения показателей менти в работе. Менти в своём рефлективном отчёте сказала о том, что такое сотрудничество способствовало её профессиональному росту.

После первого коучинга была необходимость в проведении второго коучинга. Для второго коучинга я взяла учителя, прошедшего 3 уровень обучения на курсах. Потому что первый коучер стал ментором. Это учитель русского языка в казахских классах. Она знакома с новыми подходами в обучении. Коучер рассказывала о среднесрочном планировании, эта тема была выбрана потому, что определяя и видя промежуточные результаты, мы достигнем конечного результата. Кроме того, мы будем иметь возможность корректировать свою деятельность. Кроме вопросов формативного оценивания, необходимо было изучить вопрос о роли рефлексии на уроке, о включении обратной связи в среднесрочное планирование.Цель этой работы- узнать, считают ли ученики себя самореализованными, как изменяется их мотивация. Среднесрочным планированием заинтересовались два учителя. Учитель начальных классов 1 класса и учитель русского языка и литературы в казахских классах. На 2 коучинге учителя узнали, что среднесрочное планирование позволит учителям включить формативное оценивание в планирование уроков и тем самым повысить мотивацию учащихся. Запланировав работу по изучению формативного оценивания, мы будем постепенно улучшать свои уроки. Так как это объёмная работа, у учителей появилось много непонятых вопросов. Для того чтобы эта работа не осталась не завершённой, я предложила дополнительную коучинг сессию для учителей. В роли коучера выступит продвинутый учитель, который владеет знаниями по изучаемой методике и может объяснить этот вопрос другим учителям.

Дополнительная коучинг сессия прошла на 3 неделе, так как к этому времени учителя ещё не смогли сделать среднесрочное планирование. Коучером стала учитель начальных классов. Это продвинутый учитель, который обладает коммуникативными навыками, имеет большой стаж работы, а также опыт работы в сфере обмена опытом. Она является активным участником семинаров, совещаний, круглых столов. Цель коучинг сессии – помочь учителям сделать среднесрочное планирование. Эта работа принесла результат – учителя сделали среднесрочное планирование. Минус в том, что эта работа затянулась по срокам. Я думаю было бы больше результатов, если бы мы сделали эту работу перед началом учебного года. Возможно необходимо внести среднесрочное планирование в работу школьных методических объединений.

3 коучинг был посвящён итогам внедрения формативного оценивания, о его роли на повышение мотивации учащихся. Необходимо было проанализировать работу по плану ПРШ. Выявить положительные и отрицательные стороны, с целью корректировки плана и составления перспективного плана школы. 3 коучинг был посвящён итогам внедрения формативного оценивания, о его роли на повышение мотивации учащихся. Необходимо проанализировать работу по плану ПРШ. Выявить положительные и отрицательные стороны, с целью корректировки плана и составления перспективного плана школы. Провела этот коучинг коучер, который проводила 2 коучинг. К 3 коучингу она приобрела опыт проведения коучингов, и отлично справлялась с этой работой. Она очень убедительно провела 2 коучинг, и теперь имела навыки организации работы.

Цель 3 коучинга: проанализировать, как проходит внедрение формативного оценивания в школе, о его влиянии на мотивацию учеников. Ожидаемый результат: создание постеров на тему «Мой класс до и после преобразований», обмен опытом, реализация ПРШ.

Для реализации Плана развития школы мы привлекали не только учителей, но и родителей. На своих собраниях учителя рассказывали о новом обучении, о процессе взаимодействия учеников и родителей, учителей и родителей, учеников и учителя. Был положителен первый опыт в планировании учебно – воспитательного процесса. Родители увидели необходимость в развитии речи учеников и предложили для изучения факультатив по развитию речи.

Для осуществления обратной связи в классе, я предложила сделать в каждом кабинете рефлексивную стену, место, где ученики будут оставлять свою рефлексию. Учителя охотно этим занялись, многие сделали «Рефлексивные деревья», «Рефлексивные цветы», «Радугу настроения» (см. фото в приложении).

Для осуществления обратной связи в школе, можно сделать почтовый ящик для писем с вопросами учеников и родителей. Можно задавать вопросы директору, завучу, психологу, учителям. Начав эту работу, мы вовлекли всю школу в образовательный процесс.

Для создания коллаборативной среды в школе, создано виртуальное сетевое профессиональное сообщество. Это портал uchit.pro. Портал способствует повышению педагогического мастерства учителей, осуществлению взаимодействия между коллегами в городе, стране, мира. Это «действующий», «говорящий» сайт. Каждый пользователь имеет возможность вступать в другие сетевые сообщества, так и организовывать свои. Школам и организациям образования тоже предоставляется возможность создать своё профессиональное сообщество и самим управлять его работой.

Для мониторинга своей работы я использовала интервью с родителями, учениками, учителями школы. Они говорят о том что есть первые небольшие результаты. Самое главное, появился интерес у учеников. Вовлечены родители в процесс планирования. Учителя готовы продолжать работу в этом направлении. Результатом работы стало среднесрочное планирование учителей. В дальнейшем я порекомендую ввести среднесрочное планирование в работу Школьных методических объединений. А также показателем ПРШ стали поурочные планы учителей, из которых видно, что идёт понимание ключевых идей программы. Рефлексия учеников показывает, что уроки стали интереснее, сама рефлексия повышает мотивацию у учащихся. Конечно же есть ещё ученики, которым не нравится писать и размышлять о чём – либо, но я думаю если делать эту работу систематически, они приобщатся и преодолеют свои барьеры. Формативное оценивание на уроках способствует положительному отношению к оцениванию, позволяет безболезненно относится к неудачам. У учеников начинает повышаться мотивация к обучению. Этого результата мы и ожидали значит составленный ПРШ принёс положительные результаты. Такая работа будет иметь продолжение до конца года.

В ходе процесса планирования я узнала что невозможно было предусмотреть все вопросы, потому что они возникают в процессе работы. Значит план должен постоянно корректироваться и дополняться.

Руководство для учителя, 2012 год, первый (продвинутый) уровень стр.163.

Другие статьи

Презентация к уроку по теме: Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Презентация к уроку по теме:
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости

преобразования школьной практики

Научиться учиться- вот ключ ко всему.

И ваши дети забыли, как это делается,

так это только потому, что это знание

основополагающе процесса было

слишком много традиционного обучения.

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Для развитии нашей Республики, уже не первый год реализуется программа

«Казахстан- 2030». Данная стратегия реализует согласно поставленной задачей Н.А Назарбаевым перед нами, о том, что наша страна вошла в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. Образование же является одним из главных приоритетов этой программы.

В современном образовании последние годы происходят большие изменения, и все как бы на благо детей и будущее страны, но у этих изменений, как у медали две стороны, Одна сторона- это вид, с позиции министерства. Другая сторона – вид, с позиции учителей, детей и родителей, с чьей стороны мне и хотелось бы отметить, что изменение системы, способствующие новому качеству Казахстанского образования, пока не дают особых результатов.

Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами.

Мне хочется рассмотреть состояние содержания образования Англии, в котором ярко воплотились черты современных тенденций западноевропейской педагогики и вместе с тем сохраняются немало типичных национальных черт, обусловленных особенностями истории развития этой страны, ее культуры и традицией.

Английский опыт важен тем, что в последние десятилетия там произошли

значительные изменения, как в структуре среднего звена образования, так и в

содержании обучения в средних школах. В Англии успешно решаются многие

проблемы, которые являются актуальными и для педагогов нашей страны.

Исследования Б.С.Блума, Дж.Дьюи, Р. Тайлера и других ученых освещают

методологические теоретические основы дидактики.

В каждой стране система образования пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях. В каждой стране есть свои особенности видения решения этой проблемы. Но, если посмотреть, в общем, то можно выявить одну общую тенденцию: это приоритетность в готовности учащихся практически использовать, имеющиеся знания. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора информации. Говоря словами Шлейдена (2012) у детей нужно формировать навыки метасознания, т.е. навыков обучения тому, как надо учиться.[1] И эти навыки приемлемы в моей школе.

Чтобы хорошо управляться с информацией (знаниями) учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками, что даст возможность эффективно сортировать знания, информацию на основе идей; отобранная информация приведет к коррекции идеи и в дальнейшем будет трансформирована в практические формы поведения. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

Также общемировой идеей является индивидуализация обучения. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А.Леонтьев (психология общения) и др.

Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое пространство и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос. Как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране.

Я бы очень хотела, чтобы в моей школе, наши дети умели размышлять, умели распознавать причины и следствия явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией. Но, самое главное, очень хочется, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось бы повысилось активность познавательной деятельности учащихся и повысилось профессиональная деятельность учителей. Система семи модулей, изученная на курсах даёт возможность понять все основные проблемы и пути, с помощью которых решается проблема качественного образования. Существует мировой опыт успешного обучения. И очень многое можно применить в обучении наших детей. Например, методика критического мышления прекрасно зарекомендовала себя во многих странах, на любых предметах, в любом возрасте. Используя стратегии критического мышления можно преподавать интересно, эта методика позволяет нашим детям мыслить самостоятельно. Она даёт большие возможности для раскрытия потенциала ребёнка. Мне кажется, что каждый преподаватель должен иметь как можно больший набор стратегий критического мышления. Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

Если мы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если мы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для нас.

Навыки диалогового обучения также предмет первой необходимости каждого преподавателя. Грамотное построение диалога даёт возможность вызвать наших учеников на размышления, на высказывание своих собственных мыслей, а это очень важно.

В результате диалоговых методов в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения. при которой учитель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с учителем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.Как правило, одним из самых слабых звеньев нашей системы обучения является оценивание. Наша оценка часто не даёт представления о настоящем уровне успешности наших учеников. Изученная нами, система формативного и суммативного оценивания поможет решить многие проблемы обучения. Например, оценка для обучения может служить очень мощным фактором повышения мотивации учеников. Формативное оценивание также может дать чёткое представление ребёнку, на каком уровне знания или понимания он сейчас находится. Ученик сам будет понимать, каким путём он сможет достичь необходимого уровня. Формативная оценка даёт возможность к активному вовлечению самих ребят к оцениванию. Это очень важно, потому что это формирует само направленность учеников.

Особенно хотелось бы отметить подход «Lesson Study», предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход «Lesson Study», в последнее время получил популярность за пределами Японии как подход к педагогической практике. Это достаточно сложный подход, требующий от преподавателя очень серьёзной подготовки. Но при правильном использовании он может дать самые замечательные результаты [2 стр.145-146] Во время практики учителя принимавшие в исследовании столкнулись с трудностями подхода «Lesson Study». Но как их не напугало и мы продолжали свою работу в исследовании.

Исследования, проведенные в США в области преподавания в разновозрастных классах, предлагают учителям отдельные способы решения проблемы возрастного преподавания и обучения, которые могут быть успешно использованы, по мнению авторов, в таких классах, где учителя ученики являются личностями, а профессиональные мысли учителя сконцентрированные не на учебный процесс, а на процессе обучения учеников. [3 стр.119 ]

Чтобы быть успешным учителем, мне необходимо разработать и внедрить программу развития школы, в которой я должна убедительно показать, в чем новизна моей программы, ее принципиальное отличие от традиционной. Я планирую выступить в качестве ментора для коллег, которые будут содействовать реализации процесса коучинга для внедрения новых подходов в обучении и преподавании. Мне основательно нужно усвоить технику мониторинга для определения степени воздействия программы развития школы, и для этого отныне я буду работать не просто как учитель – лидер, я должна работать как учитель – исследователь совместно с коллегами.

Анкета, которая я провела в своем коллективе поможет мне выяснить желание коллектива работать в том или ином направлении.

Стремление к преобразованиям присуще сегодня многим руководителям школ, такое уж время. Но, как показывает опыт, наиболее болезненной проблемой является выбор приоритетов и определение общих задач организации.

Большинство даже самых серьезных преобразовательных проектов не опираются на исследования реальных возможностей, мнений и оценок коллектива педагогов. А без этого все они повисают в воздухе.

С чего начинается любое преобразование?

С проведения общего анализа. Мне, как руководителю исследования, необходимо:

- оценить масштабы проводимых изменений;

- собрать достаточное количество информации, чтобы иметь полную картину состояния школы на данный момент;

- изучить ориентацию своего коллектива, а, следовательно, возможности эффективных изменений.

И эти цели реализуются в анкете.

Анкета заполняется АНОНИМНО в течении 15-20 минут.

В моей школе учителя чаще всего направляют свои усилия и внимание не на развитие у обучающихся умений обучаться, а на свое собственное преподавание. Как исправить ситуацию? Опыт научной педагогической мысли [4] направляет учителя на деятельность «рефлексивного агента», обеспечивающего развитие обучения учащегося. Мы должны создать такое обучение, чтобы оно на основе научного подхода стало саморегулируемым: само направленным в процессе выполнения заданий, самостоятельным в выборе учеником проблемы и цели, самостоятельным в выборе стратегий для достижения цели и решения проблем. И опять обратимся к английскому опыту, который заслуживает изучения: в практике работы английской школы усиленное внимание уделяется личности учащихся в целях повышения возможностей самостоятельного выбора учебных предметов и уровня овладения ими. Еще одним положительным моментом в английском опыте, на мой взгляд, это свобода выбора учителями и школами части содержания образования, при том, что централизация образования продолжается. Я как выпускница своей школы, теперь как учитель могу сказать, идей по улучшению школьного образования много, но эти изменения должны иметь целостный, системный характер. Пока же отдельные энтузиасты, медленно двигающие школу в будущее, ограничены в своих инициативах самой системой образования.
Я считаю, что растить нужно не людей, владеющих набором разных знаний, а людей позитивных, психологически здоровых, уверенных в своих силах, уважающих себя и окружающих, постоянно стремящихся к познанию и имеющих глубокие знания в тех областях, которые их действительно интересуют и с которыми они планируют связывать свою дальнейшую деятельность.

Недавние исследование, проведенное в Новой Зеландии, показывает,что, несмотря на то что лидеры школ играют важную роль в системе администрирования школой, непосредственно ключевое влияние на обучение учеников оказывает атмосфера класса, устанавливаемая учителями. В связи с этим, руководство школ должно знать способы эффективного содействия учителям в достижении этого. Влияние пяти направлений работы руководства на успеваемость ученика подтверждает данную точку зрения, и доказывает, что наибольшее влияние на результаты учащихся достигается в случае, когда руководство школы способствует и принимает непосредственное участие в обучении и развитии учителей.

И в моей школе руководство и коллектив стремятся гарантировать успешность своим ученикам и в будущем.

Руководство и коллеги моей школы поддержали и будут способствовать, принимать непосредственное участие в обучении и развитии учителей. Потому что мы желаем успешность своим ученикам в будущее. Инновационный поиск новых средств для педагогов моей школы не ново. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя технологии Интернета. Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому в настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель - компьютер - ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - компьютер – учитель.

Образовательная стратегия нашей школы строится на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность.

1. Руководство для учителя Первый (продвинутый уровень)

2. Руководство для учителя Первый (продвинутый уровень)

3. Cоциально –культурная теория обучения Л. С. Выготского, теория

«возведения лесов» Ж. Брунера

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости

преобразования школьной практики

Научиться учиться- вот ключ ко всему.

И ваши дети забыли, как это делается,

так это только потому, что это знание

основополагающе процесса было

слишком много традиционного обучения.

Хэл Зина Беннет

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Для развитии нашей Республики, уже не первый год реализуется программа

«Казахстан- 2030». Данная стратегия реализует согласно поставленной задачей Н.А Назарбаевым перед нами, о том, что наша страна вошла в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. Образование же является одним из главных приоритетов этой программы.

В современном образовании последние годы происходят большие изменения, и все как бы на благо детей и будущее страны, но у этих изменений, как у медали две стороны, Одна сторона- это вид, с позиции министерства. Другая сторона – вид, с позиции учителей, детей и родителей, с чьей стороны мне и хотелось бы отметить, что изменение системы, способствующие новому качеству Казахстанского образования, пока не дают особых результатов.

Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами.

Мне хочется рассмотреть состояние содержания образования Англии, в котором ярко воплотились черты современных тенденций западноевропейской педагогики и вместе с тем сохраняются немало типичных национальных черт, обусловленных особенностями истории развития этой страны, ее культуры и традицией.

Английский опыт важен тем, что в последние десятилетия там произошли

значительные изменения, как в структуре среднего звена образования, так и в

содержании обучения в средних школах. В Англии успешно решаются многие

проблемы, которые являются актуальными и для педагогов нашей страны.

Исследования Б.С.Блума, Дж.Дьюи, Р. Тайлера и других ученых освещают

методологические теоретические основы дидактики.

В каждой стране система образования пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях. В каждой стране есть свои особенности видения решения этой проблемы. Но, если посмотреть, в общем, то можно выявить одну общую тенденцию: это приоритетность в готовности учащихся практически использовать, имеющиеся знания. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора информации. Говоря словами Шлейдена (2012) у детей нужно формировать навыки метасознания, т.е. навыков обучения тому, как надо учиться.[1] И эти навыки приемлемы в моей школе.

Чтобы хорошо управляться с информацией (знаниями) учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками, что даст возможность эффективно сортировать знания, информацию на основе идей; отобранная информация приведет к коррекции идеи и в дальнейшем будет трансформирована в практические формы поведения. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

Также общемировой идеей является индивидуализация обучения. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А.Леонтьев (психология общения) и др.

Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое пространство и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос. Как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране.

Я бы очень хотела, чтобы в моей школе, наши дети умели размышлять, умели распознавать причины и следствия явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией. Но, самое главное, очень хочется, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось бы повысилось активность познавательной деятельности учащихся и повысилось профессиональная деятельность учителей. Система семи модулей, изученная на курсах даёт возможность понять все основные проблемы и пути, с помощью которых решается проблема качественного образования. Существует мировой опыт успешного обучения. И очень многое можно применить в обучении наших детей. Например, методика критического мышления прекрасно зарекомендовала себя во многих странах, на любых предметах, в любом возрасте. Используя стратегии критического мышления можно преподавать интересно, эта методика позволяет нашим детям мыслить самостоятельно. Она даёт большие возможности для раскрытия потенциала ребёнка. Мне кажется, что каждый преподаватель должен иметь как можно больший набор стратегий критического мышления. Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

Если мы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если мы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для нас.

Навыки диалогового обучения также предмет первой необходимости каждого преподавателя. Грамотное построение диалога даёт возможность вызвать наших учеников на размышления, на высказывание своих собственных мыслей, а это очень важно.

В результате диалоговых методов в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения. при которой учитель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с учителем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося. Как правило, одним из самых слабых звеньев нашей системы обучения является оценивание. Наша оценка часто не даёт представления о настоящем уровне успешности наших учеников. Изученная нами, система формативного и суммативного оценивания поможет решить многие проблемы обучения. Например, оценка для обучения может служить очень мощным фактором повышения мотивации учеников. Формативное оценивание также может дать чёткое представление ребёнку, на каком уровне знания или понимания он сейчас находится. Ученик сам будет понимать, каким путём он сможет достичь необходимого уровня. Формативная оценка даёт возможность к активному вовлечению самих ребят к оцениванию. Это очень важно, потому что это формирует само направленность учеников.

Особенно хотелось бы отметить подход «Lesson Study», предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход «Lesson Study», в последнее время получил популярность за пределами Японии как подход к педагогической практике. Это достаточно сложный подход, требующий от преподавателя очень серьёзной подготовки. Но при правильном использовании он может дать самые замечательные результаты [ 2 стр.145-146 ] Во время практики учителя принимавшие в исследовании столкнулись с трудностями подхода «Lesson Study». Но как их не напугало и мы продолжали свою работу в исследовании.

Исследования, проведенные в США в области преподавания в разновозрастных классах, предлагают учителям отдельные способы решения проблемы возрастного преподавания и обучения, которые могут быть успешно использованы, по мнению авторов, в таких классах, где учителя ученики являются личностями, а профессиональные мысли учителя сконцентрированные не на учебный процесс, а на процессе обучения учеников. [3 стр.119 ]

Чтобы быть успешным учителем, мне необходимо разработать и внедрить программу развития школы, в которой я должна убедительно показать, в чем новизна моей программы, ее принципиальное отличие от традиционной. Я планирую выступить в качестве ментора для коллег, которые будут содействовать реализации процесса коучинга для внедрения новых подходов в обучении и преподавании. Мне основательно нужно усвоить технику мониторинга для определения степени воздействия программы развития школы, и для этого отныне я буду работать не просто как учитель – лидер, я должна работать как учитель – исследователь совместно с коллегами.

Анкета, которая я провела в своем коллективе поможет мне выяснить желание коллектива работать в том или ином направлении.

Стремление к преобразованиям присуще сегодня многим руководителям школ, такое уж время. Но, как показывает опыт, наиболее болезненной проблемой является выбор приоритетов и определение общих задач организации.

Большинство даже самых серьезных преобразовательных проектов не опираются на исследования реальных возможностей, мнений и оценок коллектива педагогов. А без этого все они повисают в воздухе.

С чего начинается любое преобразование?

С проведения общего анализа. Мне, как руководителю исследования, необходимо:

- оценить масштабы проводимых изменений;

- собрать достаточное количество информации, чтобы иметь полную картину состояния школы на данный момент;

- изучить ориентацию своего коллектива, а, следовательно, возможности эффективных изменений.

И эти цели реализуются в анкете.

Анкета заполняется АНОНИМНО в течении 15-20 минут.

В моей школе учителя чаще всего направляют свои усилия и внимание не на развитие у обучающихся умений обучаться, а на свое собственное преподавание. Как исправить ситуацию? Опыт научной педагогической мысли [4] направляет учителя на деятельность «рефлексивного агента», обеспечивающего развитие обучения учащегося. Мы должны создать такое обучение, чтобы оно на основе научного подхода стало саморегулируемым: само направленным в процессе выполнения заданий, самостоятельным в выборе учеником проблемы и цели, самостоятельным в выборе стратегий для достижения цели и решения проблем. И опять обратимся к английскому опыту, который заслуживает изучения: в практике работы английской школы усиленное внимание уделяется личности учащихся в целях повышения возможностей самостоятельного выбора учебных предметов и уровня овладения ими. Еще одним положительным моментом в английском опыте, на мой взгляд, это свобода выбора учителями и школами части содержания образования, при том, что централизация образования продолжается. Я как выпускница своей школы, теперь как учитель могу сказать, идей по улучшению школьного образования много, но эти изменения должны иметь целостный, системный характер. Пока же отдельные энтузиасты, медленно двигающие школу в будущее, ограничены в своих инициативах самой системой образования.
Я считаю, что растить нужно не людей, владеющих набором разных знаний, а людей позитивных, психологически здоровых, уверенных в своих силах, уважающих себя и окружающих, постоянно стремящихся к познанию и имеющих глубокие знания в тех областях, которые их действительно интересуют и с которыми они планируют связывать свою дальнейшую деятельность.

Недавние исследование, проведенное в Новой Зеландии, показывает,что, несмотря на то что лидеры школ играют важную роль в системе администрирования школой, непосредственно ключевое влияние на обучение учеников оказывает атмосфера класса, устанавливаемая учителями. В связи с этим, руководство школ должно знать способы эффективного содействия учителям в достижении этого. Влияние пяти направлений работы руководства на успеваемость ученика подтверждает данную точку зрения, и доказывает, что наибольшее влияние на результаты учащихся достигается в случае, когда руководство школы способствует и принимает непосредственное участие в обучении и развитии учителей.

И в моей школе руководство и коллектив стремятся гарантировать успешность своим ученикам и в будущем.

Руководство и коллеги моей школы поддержали и будут способствовать, принимать непосредственное участие в обучении и развитии учителей. Потому что мы желаем успешность своим ученикам в будущее. Инновационный поиск новых средств для педагогов моей школы не ново. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя технологии Интернета. Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому в настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель - компьютер - ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - компьютер – учитель.

Образовательная стратегия нашей школы строится на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность.

1. Руководство для учителя Первый (продвинутый уровень)

2. Руководство для учителя Первый (продвинутый уровень)

3. Cоциально –культурная теория обучения Л. С. Выготского, теория

«возведения лесов» Ж. Брунера