Руководства, Инструкции, Бланки

Функции Руководства Таможенными Органами img-1

Функции Руководства Таможенными Органами

Рейтинг: 4.2/5.0 (1655 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Система и функции таможенных органов Российской Федерации

Система и функции таможенных органов Российской Федерации.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят (ст. 402 ТК РФ):

- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

- региональные таможенные управления;

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности Федеральная таможенная служба РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ФТС РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Единая система таможенных органов - это вся совокуп­ность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

Целостность системы образуют взаимосвязь и зависи­мость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процес­са осуществления таможенного дела.

Иерархичность системы характеризуют отношения субор­динации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов Федерации, различ­ными объединениями и структурами участников внешнеэконо­мических связей.

Характерные признаки любой системы - ее целенаправ­ленность и целесообразность, которые придают ей самостоя­тельность.

Применительно к системе таможенных органов самостоя­тельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты - символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности со­трудников таможенных органов регламентированы Федераль­ным законом Российской Федерации «О службе в таможен­ных органах Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 1997 г. ОСНОвы с.22

Регулирование таможенного дела в Российской Федерации осуществля­ется на основе Таможенного кодекса от 18 июля 1997 г. и Закона «О тамо­женном тарифе» от 21 мая 1993 г. Таможенное дело в Российской Феде­рации охватывает таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, технический контроль и другие средства проведения таможенной политики государства.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Прави­тельство Российской Федерации, а непосредственное руководство - Госу­дарственный таможенный комитет. В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Никакие государственные органы, кроме Государст­венной Думы, Федерального собрания, Президента и Правительства Россий­ской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетен­цию таможенных органов, либо изменять их структуру, функции и задачи. К основным функциям таможенных органов относятся:

- участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой по­литики;

- контроль за исполнением законодательства;

- защита прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и органи­заций при осуществлении таможенного дела;

- обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов России; 459

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- обеспечение соблюдения установленного порядка перемещения това­ров и транспортных средств;

- борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налого­вого законодательства применительно к товарам, перемещаемым через тамо­женную границу России;

- пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркоти­ческих средств, оружия, предметов художественного, исторического и архео­логического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллек­туальной собственности и других товаров;

- осуществление таможенного контроля, таможенного оформления и валютного контроля. ДЕГ с.460

Центральным органом федеральной исполнительной вла­сти Российской Федерации, осуществляющим непосред­ственное руководство таможенным делом в стране, является Государственный таможенный комитет Российской Федера­ции (ГТК РФ). Помимо него в единую таможенную систему страны входят:

- региональные таможенные управления;

- таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Пра­вительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация ре­гиональных таможенных управлений и таможен осу­ществляются ГТК РФ. Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных постов осуществляется региональными та­моженными управлениями. ПАН с.378

Региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты действуют на основании положений, ут­вержденных ГТК РФ.

Организационная структура ГТК РФ определяется Пра­вительством РФ и Председателем ГТК РФ. Председатель ГТК РФ назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ. Председатель ГТК РФ не только руководит деятельностью комитета, но и осуществляет общее руководство системой таможенных органов.

Председатель ГТК РФ имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности ко­торых относится к компетенции Правительства РФ. Пред­седатель ГТК РФ распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ГТКРФ. Работу коллегии возглавляет председатель ГТК РФ, в ее состав входят заместители председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказом председа­теля ГТК РФ, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. ПАН с.379

Организационная структура ГТК РФ включает несколь­ко функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных до­ходов, управление организации таможенного контроля, от­дел валютного контроля и др.).

Территориальными органами таможенной системы яв­ляются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.

Региональные таможенные управления создаются, ре­организуются и ликвидируются на основании приказов пред­седателя ГТК РФ. В России созданы следующие региональ­ные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Даль­невосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы тамо­женных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. ПАН с.380

Для реализации поставленных задач региональные уп­равления наделяются правом требовать от организаций и граж­дан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить конт­рольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или изменять постановления по этим делам, выносимые та­можнями региона. Региональное управление имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряже­ния, вносить в ГТК РФ предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвра­щение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты.

Территориальные границы таможни могут, как совпадать, так и не совпадать с границами адми­нистративно-территориального и национального деления ре­гионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни рас­пространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распро­страняется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:

- пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);

- внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

Помимо территориальных таможен создаются специализированные таможни для осуществления отдельных видов деятельности (энергетическая, акцизная) и центры таможенного оформления. С целью максимального приближения к участникам внешнеэкономических связей в ряде мест создаются таможенные посты.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Они могут быть специализированными, пограничными и внутренними.

Как правило, таможенные посты создаются вдоль госу­дарственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии. ПАН с.381

В зависимости от специфики таможенных операций раз­личают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт «Внуково», г. Москва), Шереметьевская региональная (аэро­порт «Шереметьево», «Домодедово», г. Москва), Пулковская (аэропорт «Пулково», г. Санкт-Петербург) и др.

Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Саха­линской области) и др.

Другие статьи

Система таможенных органов России: основные функции и принципы их взаимодействия - Таможенное дело - Учебные материалы для студентов

Система таможенных органов России: основные функции и принципы их взаимодействия

Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

Таможенная система включает в себя также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС России (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС России могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Российская таможенная служба - одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 70 тыс. человек и включает в себя 11 региональных таможенных управлений, 136 таможен, и 708 таможенных постов. В ее структуре также действует Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов. Как правило, таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в помещениях, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является ФТС России. Эта служба находится в ведении Правительства РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС России.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС России.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС России для обеспечения деятельности таможенных органов.

Деятельность таможенных органов основана на принципах: законности, равенства лиц перед законом; единства системы таможенных органов и централизованного руководства; профессионализма и компетентности должностных лиц; ясности, предсказуемости и гласности действий; единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущения возложения на участников ВЭД чрезмерных и неоправданных издержек; применения современных информационных технологий.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

o осуществляют таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

o взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

o обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

o обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

o обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

o ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

o осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

o ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

o обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

o осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

o проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Федеральная таможенная служба в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями. Основными полномочиями ФТС России являются:

o обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

o осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

o производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

o осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;

o ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

o обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

o осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;

o обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с возложенными задачами ФТС России выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики; повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер но защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки персонала, и выполняет другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.

Для осуществления перечисленных функций ФТС России имеет право:

o создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы;

o определять регион деятельности таможенных органов;

o утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

o взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в Российской Федерации, так и за границей; запрашивать и получать у них документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее функций;

o образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность.

В связи с введением ТК ТС полномочия ФТС России по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела существенно сокращены. За ФТС России остается лишь механизм реализации тех требований и ограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок (последовательность) совершения действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, утверждение форм некоторых документов, используемых в таможенных целях, технические требования, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС.

Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением. В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление - орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России с учетом объема предоставленных ему полномочий.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся следующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен. Таможни - органы, через которые ввозятся в страну и вывозятся с ее территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Таможни - юридические лица и проводят весь объем операций в соответствии с установленными полномочиями, включая таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил, содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет таможенных платежей, других налогов и сборов и иные функции. Как правоохранительный орган таможня реализует полномочия, связанные с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил. В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные. Ряд таможен являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная акцизная, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост - низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. В тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в ред. от 6 декабря 2011 г.). В соответствии с этим законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ. Закон о таможенном регулировании (гл. 2, 3) определяет обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов и должностных лиц, осуществляющих таможенную деятельность.

Таможенные органы действуют взаимосвязанно с различными государственными службами, исполняющими свои специфические функции, но так или иначе соприкасающимися с интересами обеспечения таможенного регулирования и фактически участвующими в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. К таким службам можно отнести Федеральную пограничную службу, ФСБ России, прокуратуры, МВД России, органы наркоконтроля и др.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Сущность и функции управления в таможенных органах

Сущность и функции управления в таможенных органах

Управление таможенный руководитель подчиненный

Теоретические основы управления в системе таможенных органов

Современное таможенное дело – это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.

Сущность и функции управления в таможенных органах

Статья 1 редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. Определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации».

Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для

обеспечения деятельности таможенных органов (приложение 1).

Важным компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления – это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

Цель – это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация – это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Проблема – это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

Принятие управленческого решения – это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект – это реализация общих функций управления

в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе

управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и других.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.

Из двух рассматриваемых компонентов управления – структуры и процесса – более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления.

В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Планирование -–это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях

управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления «организация» в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления «регулирование» включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде

задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -–это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -–совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация. Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -–это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

К специфическим (конкретным) функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:

1. Функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию).

2. Функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).

3. Функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).

4. Функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением).