Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Неформальными Группами img-1

Руководство Неформальными Группами

Рейтинг: 4.3/5.0 (1625 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Социально-психологические особенности формальных и неформальных групп

Социально-психологические особенности формальных и неформальных групп.

Контрастность свойств и качеств.

Схожесть и взаимодополнения (комплиментарность) качеств взаимодействующих работников.

Схожесть качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом; комплиментарность — при разработке проектов (фантазия, креативность, широта мышления одних дополняется трезвостью, уравновешенностью и прагматизмом оценок других);

Этот механизм совместимости встречается довольно редко и обнаруживается, в основном, лишь тогда, если у всех работников наблюдается ярко выраженная направленность к общей коллективной цели. В этом случае работники с контрастными качествами полнее отображают и воспринимают реальность, например, чрезмерный оптимизм одних работников в возможностях реализации цели снижают пессимисты, которые готовят группу к худшего варианту развития событий;

3) гомеостазис — саморегулирование системы, которая обеспечивает поддержку равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, которая имеет целью стойкость и эффективность групповой деятельности.

Явление гомеостазиса наиболее ярко наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и обнаруживается, в частности, в том, что группа под влиянием требований ситуации гибко реагирует на нее, самая перераспределяет функции ее членов, выполняет работу отсутствующих (например, больных), выискивает скрытые резервы.

Как было отмечен выше, по характеру внутренних связей группы делятся на:

- формальные (создаются предприятием и имеют определенные цели);

- неформальные (создаются на основе общих интересов индивидов).

Формальная группа создается по воле руководителя и предусмотрена в структуре предприятия для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп выделяют:

- команды - соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников;

- рабочие (целевые) группы - создаются с целью и на время выполнения определенных задач;

- комитеты - специальные и постоянные группы, каким делегированные отдельные полномочия относительно управления, координации деятельности и т.п.

- команда имеет общие черты с группой (история, нормы, будущее и т.п.), однако в команде более постоянный персонал, более четкое распределение обязанностей, более ясная и формальная цель;

- члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение;

- команда стремится к достижению общей цели;

- члены команды действуют одинаково;

- в команде удовлетворяются потребности личности в уважении, успеха, причастности.

Геннадий Зайков, председатель правления AT “Сумиобленерго”, считает, что для борьбы, с кризисом нужна сильная управленческая команда, своеобразный отряд менеджеров быстрого реагирования. В команду Гєннадія попали те, кто обнаружил себя в сложных ситуациях. Преимущество отдается молодым, энергичным людям с высшим экономическим образованием, которые рационально мыслят. Вместе с тем, возраст и запись в дипломе — критерии не обязательные. Намного важливішим есть твердость характера, готовность принимать и реализовывать радикальные решения, идти с командой даже на непопулярные меры. “Опыт работы — не синоним профессионализма, — говорит Геннадий. — Мне не нравится, если работник как доказательство собственной правоты произносит фразу: “Так я на этом предприятии уже 35 лет!”. Новый человек, который быстро и самостоятельно входит в курс дела, представляет для меня более, большую ценность, чем старожил компании, которая не может адаптироваться к условиям работы, которые изменяются”.

Неформальные группы формируются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем ли другим причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы (потребности в причастности; в понимании причин принятых решений; в защите; в общении; в информации).

Различают следующие социологические и организационные причины создания неформальных групп :

- социальное отличие (например, между рабочими и служащими);

- четко очерченные централизация и формализованность организационной структуры (анонимность больших коллективов усиливает стремление к созданию небольших групп, способных дать ощущения уверенности и безопасности);

- недостаток информации, через который работники используют несанкционированные информационные каналы (это может вызвать слухи и привести к изменению информации);

- отрицательные контакты между работниками и руководством, в особенности в условиях авторитарного и дистанционного управления, если возникает опасность выбора группой неформального руководителя, который занимает сильную позицию благодаря собственным способностям или личным качествам.

Особенности неформальных групп:

1) их величина, как правило, не превышает 7-8 лиц;

2) индивиды общаются один с одним непосредственно;

3) отношения людей построены на единстве интересов и стабильности связей в рамках группы и вне ее;

4) неформальные группы неоднородны, они имеют свою структуру, в которой есть лидер (вследствие определенных личных качеств он пользуется авторитетом и способный предоставлять более-менее осознанное влияние на поведение своих товарищей);

5) неформальные группы постоянно контролируют поведение каждого своего члена. Сила этого влияния очень большая. Психологические исследования показали, что хорошие отношения членов неформальной группы работники часто ценят больше, чем формальные поощрения официального руководителя.

Неформальные группы делятся на:

1. Группы интересов . формируются для реализации определенного общего интереса (например, для выдвижения руководству требований относительно своевременной выплаты зарплаты или ее повышение). Как правило, такие группы самоликвидируются, если удовлетворяются их интересы.

2. Дружеские группы . формируются на основе личных симпатий. Членство в таких группах осуществляется в зависимости от установления или разрыва дружеских связей.

Функции неформальных групп:

- конструктивные функции (помогают гуманизировать работу, приспособить организацию работы к потребностям и ожиданию людей);

- деструктивные функции (могут вступать в конфликт с целым предприятием, отвлекать внимание и энергию рабочих, оказывать содействие развитию конфликтов и снижать эффективность работы в целом). Неформальные группы могут положительно влиять на деятельность предприятия, усиливая сплоченность или мотивацию членов группы.

В некоторых случаях они ведут борьбу за власть. Учитывая то что, с одной стороны, невозможно, а с другой б нежелательно бороться с неформальными объединениями и препятствовать их образованию, задача руководства состоит в анализе структуры “неформалов”, применении мероприятий по развитию групп, которые положительно влияют на деятельность предприятия, и блокирование тех, чье влияние имеет отрицательные следствия для деятельности предприятия вообще.

Руководство предприятия должно оказывать содействие интеграции неформальных и формальных групп с целью выполнения производственных задач.

Отличия между неформальными и формальными группами приведены в табл. 4.1

Таблица 4.1 - Отличия неформальных и формальных групп

Вознаграждения и штрафы

Директор компании “А-Скрин” Литвинович О. отметил: “Неформальное общение проявляет те наши человеческие качества, которые в обычном ритме рабочего дня прячутся за деловыми качествами. Естественно, что неформальный подход объединяет коллектив, создает атмосферу доверия, как между работниками, так и между персоналом и руководством. Среди собственных рецептов установления неформальных отношений, а также стимулирование персонала, могу привести опыт игры в пейнтбол, пикники на природе, застолье, в конце концов. А материальные стимулы мы начали применять только в этом году”.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Неформальная группа - это

Неформальная группа - это. Неформальные группы в организации

February 19, 2016

В любом коллективе существуют несколько групп единомышленников, которые на языке психологов называются неформальными группами.

Почему возникают неформальные группы?

В трудовом коллективе есть руководители и подчиненныё, деятельность которых регламентируется приказами и распоряжениями. На бумаге всё просто: определены обязанности и ответственность, нужно только исполнять написанное. Но на деле особенности личности мало учитываются при назначении на должность. Также частично игнорируются опыт, прошлые заслуги, природные данные, предпочтения.

Поэтому люди сбиваются в «стайки», чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Неформальная группа - это своеобразный клуб по интересам, в котором люди получают то, что не могут обрести при другом способе общения.

Что люди ищут в неформальной группе?

Потребность в признании – базовая, человек должен быть кому-то нужен. Совершенно неважно, что именно человек умеет делать лучше других: танцевать, вязать, готовить, чинить машину или рыбачить. Важно, чтобы знакомые люди обращались за советом и помощью именно к нему. Вокруг человека, имеющего какой-то полезный навык, легко образуется приятный круг общения.

Неформальная группа – это, по сути, признание социальной группой имеющихся у человека талантов.

В идеале человек должен заниматься любимым в жизни делом. Но так получается не всегда. Люди, занимающиеся рутинной работой – на конвейере, например – очень быстро потеряли бы психологическую устойчивость, если бы не имели возможности обсуждать при механически повторяющихся действиях животрепещущие новости.

Взаимная помощь

Это ещё один важный признак сформированной микросоциальной группы. Неформальная группа - это сообщество, в котором люди поддерживают друг друга по определению.

Хороший микроклимат на работе чаще всего возникает между людьми с примерно равными опытом и знаниями. Кто-то знает тонкости работы лучше, кто-то хуже. В идеале лучше всех знать и понимать содержание рабочего задания должен руководитель. Но не все руководители соответствуют такому критерию, и не каждый умеет создать атмосферу открытости. Поэтому работники чаще предпочитают выяснять трудные вопросы вместе, чем обращаться с вопросом к руководителю.

Иногда хорошие рабочие отношения переходят в настоящую многолетнюю дружбу.

Взаимная защита

Слаженный коллектив – это для руководства одновременно подспорье и проблема. Такому коллективу можно поручить задачу любой сложности, и она будет успешно выполнена. Но ущемить права трудящихся никак не получится. Неформальная группа - это весьма устойчивое образование, умеющее отстаивать свои права. Уменьшить зону влияния сложившего коллектива или попытаться схитрить при оплате труда невозможно, поскольку действия администрации мгновенно натыкаются на яростное противодействие.

При защите своих интересов неформальные группы оказываются куда более эффективными, чем профсоюзы. Члены неформальной группы чётко сознают, что «один за всех и все за одного» - лучший способ выживания в сложных условиях.

Слухи и сплетни

Это явление порождается чаще всего неумелыми или неуклюжими действиями администрации, когда истинное положение вещей или мотивы служебных перемещений не озвучиваются, а скрываются. Люди любого социального статуса не желают ощущать себя бессловесным управляемым стадом.

В случаях отсутствия нормальной осведомлённости о протекающих на предприятии процессах становятся востребованными неформальные каналы информации – слухи и сплетни. Эти общественные явления заполняют собой информационный вакуум, которого в идеале не должно быть.

Новый руководитель всегда создаёт вокруг себя необходимые ему неформальные группы. Примеры можно увидеть в каждой крупной организации.

Общая идеология

Группы по интересам образуются не только на работе. По большому счёту, каждый человек входит в состав какой-нибудь подобной группы. Это соседи, компания рыбаков или охотников, вязальщицы, любители гаражных сборов, болельщики и фанаты, даже завсегдатаи пивного бара.

Исследователи называют неформальные группы малыми, поскольку их численность обычно не превышает 15 человек, изредка это число доходит до 30. Но чаще встречаются группы, численность которые не превышает 7.

В подростковой среде чаще других встречаются неформальные группы. Примеры можно увидеть в любом дворе многоэтажного дома. Подростки жаждут самоутверждения, иногда им требуются даже внешние приметы принадлежности к сообществу. Это может быть деталь одежды, татуировка, головной платок или бандана, особые способы приветствия.

Подростковые группы могут быть опасными, если в них лидирует подросток с преступными наклонностями. Такие группы всегда основываются на физической силе, к неугодным применяются расправы.

Виды неформальных групп

Учёные выделяют несколько разновидностей малых групп, вот они:

  • Клуб для общения – огромное их множество можно обнаружить в социальных сетях.
  • Учебные группы – классы, студии и им подобные.
  • Фан-клуб – поклонники одной творческой личности или ансамбля, футбольной, хоккейной или другой спортивной команды.
  • Группа для действия – это чаще всего неформальные группы в организации: отдельные работники бухгалтерии, производственной бригады.
  • Реактивная группа – оппозиция, противники нового начальника, приверженцы консерватизма и тому подобное.
Контроль внутри группы

Неформальная социальная группа хороша тем, что устанавливает собственные «правила игры». Для этого не требуется никаких распоряжений или особых усилий. Всё просто: человек может стать членом группы только в том случае, если соответствует определённым внутренним критериям.

Например, в фан-группу питерского «Зенита» никогда не сможет попасть болельщик другой команды, поскольку перед ними стоят диаметрально противоположные задачи. В то же время для «своих» нет запретных тем, подробности жизни, успехов и промахов игроков обсуждаются во всех деталях. Если член группы проявляет неуважение или незнание относительно команды, то после серии предупреждений он изгоняется. Так группа корректирует свой состав.

Структура неформальной группы

Этот вопрос тщательно исследовали психологи. В разных возрастных группах структура оказалась примерно одинаковой. Распределение групповых ролей выглядит так:

  • Лидер – человек с внутренней силой, занимающийся мотивацией и санкциями, пользующийся «кнутом и пряником».
  • «Аналитик» – умеющий стратегически мыслить.
  • «Скептик» или представитель внутренней оппозиции, требуется для подтверждения или опровержения жизнеспособности идей.
  • «Дипломат» – наиболее человечный член группы, учитывает интересы всех.
  • «Затейник» - обеспечивает интересный досуг.
  • «Скоморох или шут» - обладает ярким чувством юмора, поддерживает самоиронию.
  • «Козёл отпущения» - назначается виноватым за провал начинания. Необходим для того, чтобы вся группа могла функционировать в дальнейшем.

Неформальная группа людей всегда возникает на основе постоянного общения, когда люди общаются друг с другом ежедневно либо с промежутком в 1-3 дня.

Отношения между формальной и неформальной группами

Неформальные группы возникают всегда – как в самых прогрессивных, так и в проблемных организациях, странах или коллективах. Все люди разные, и каждому необходимо найти в своём окружении родственную душу.

Хороший руководитель или педагог понимает, что формирование малых социальных групп – естественное явление, и с такой группой можно только взаимодействовать. Попытка игнорировать или запретить такую группу заранее обречена на провал.

Одна из характеристик неформальных групп – сопротивление инновациям и переменам. Любое перемещение или новая технология несёт потенциальную угрозу самому существованию группы, поскольку переформатирует сотрудников – одних могут повысить, а других уволить. Найти разумный компромисс между требованием прогресса и интересами группы найти удаётся не всегда.

С какой целью создаются неформальные группы?

Главные цели неформальной группы - комфортное существование её членов. Общение с себе подобными значительно снижает уровень стресса, способствует снятию внутреннего напряжения, даёт людям возможность ощутить свою востребованность.

Большие по численности группы возникают там, где руководство использует авторитарный стиль управления. Естественная потребность члена трудового коллектива – быть причастным к результату коллективной деятельности. Если руководство использует только меры наказания, то следует ожидать формирования настоящего сопротивления.

Формирование неформальных групп происходит ускоренными темпами в закрытых коллективах – в армии, на судах дальнего плавания и в местах лишения свободы, где люди разного жизненного опыта и социального уровня вынуждены общаться друг с другом круглые сутки.

Прогрессивные работодатели уделяют большое внимание здоровой атмосфере в коллективе. Для этого проводится тестирование потенциальных работников, выбираются люди со здоровой устойчивой психикой.

Какова длительность «жизни» неформальной группы?

Исследователи утверждают, что не более 4 лет. Продуктивной же группа считается не более 2 лет. Малые группы возникают стихийно, определяющую роль играют симпатия, возраст, общность интересов. Регламентировать возникновение малых социальных групп каким-то образом невозможно.

Основной подвох заключается в противоречивых целях членов группы. Люди создают временные союзы, часто «дружат против» конкретного лица. Однако перемещение по служебной лестнице, похвала или наказания могут в корне изменить распределение ролей внутри группы.

Искусство руководства заключается в том, чтобы привлечь неформальные группы к достижению цели, необходимой организации в целом. Как правило, подавляющее число людей в коллективе предпочитают конформистскую позицию или молчаливое согласие с большинством. Поэтому имеет смысл наиболее тесно сотрудничать с человеком, являющимся неформальным лидером в данное время.

Важно, чтобы лидер показал группе, как именно нужно действовать в той или иной ситуации. Люди учатся друг у друга, и эффективность работы всего коллектива повышается. Слабые сотрудники, следуя за сильным лидером, могут показывать отличные результаты.

Формальные и неформальные организации


Главная | О нас | Обратная связь

Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство

ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

Высокая мотивированность исполнителей является одним из основ­ных условий эффективной работы организаций. Ее обеспечение выступает поэтому важнейшей функцией управления. Лишь в том случае, когда управленческие воздействия «сверху» будут подкреп­лены необходимой активностью исполнителей «снизу» в форме мотивированной деятельности, само руководство организацией и ее работа будут эффективными. Однако несмотря на огромную важ­ность задачи обеспечения мотивации, только этого недостаточно для эффективного и стабильного функционирования организаций. Дело в том, что она может решаться с разной степенью успешнос­ти и полноты, а обеспечиваемая мотивация «снизу» не всегда может быть создана на должном уровне. В силу этого объективно возникает необходимость в таком средстве — регуляторе управлен­ческой деятельности, которое имело бы характер не побуждения, а принуждения, основывалось бы не на мотивации, а на долженство­вании. Без этого управленческая деятельность просто окажется невозможной; она не будет обладать необходимыми средствами, которые бы не только побуждали, но и заставляли реализовывать волю руководителя, его организационные воздействия.

В связи со сказанным возникает необходимость обратиться к феномену власти — но не в абстрактном и широком ее понимании, а как к одному из наиболее мощных конкретных средств регуляции совместной деятельности. Власть — это основа всех управленческих воздействий «сверху»; она взаимодействует с мотивированием деятельности подчиненных. Через взаимодействие встречных и взаимодополняющих процессов организация функционирует и развивается. Понятие власти, в свою очередь, тесно связано с понятиями руководства и лидерства, с их типами, а также с отношениями между ними.

Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство

Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая формальная организа­ция и группа — это институционально устанавливаемая об­щность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институ­ционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодейст­вия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимо­действия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной ре­акцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные по­требности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования нефор­мальных групп являются следующие факторы:

Потребность в социальной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот — удовлетворение ведет к чувству социаль­ного и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления я рождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенное. Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет и другую функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это — расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его

|контактов с внешним миром.

| Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис — они навязываются, устанавли­ваются исходя из тех или" иных внешних требований, прежде всего, — исходя из потребностей организации определенной со­вместной деятельности. Формальные группы также позволяют реа­лизовать все отмеченные потребности, однако в них возникает новый механизм их организации — наличие регламентированной структуры и иерархии. В результате этого вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена лишь закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. Динамика же фор­мальных организаций обусловливается новыми закономерностя­ми — властными, принудительными, иерархическими.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в дейст­вительности. Основным и относительно наиболее простым спо­собом такой организации является выделение среди членов груп­пы человека, на которого возлагаются функции по ее координа­ции. Однако если в неформальных - группах этот человек выделя­ется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы харак­терно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и Формальное лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой дея­тельности.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует отметить, разделение формальных и неформальных организаций (и групп, несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникно­вения, имеют и важные черты общности — наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих соци­ально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференциру­ются на подгруппы. В формальных организациях это, напри­мер, регламентированно устанавливаемые подразделения, отде­лы. Неформальные организации также разделяются на под­группы, группировки — так называемые клики и под клики, между которыми устанавливаются довольно сложные отноше­ния. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная ор­ганизация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций — одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и не­формального управления. Это — и причина двух типов лидер­ства — формального и неформального. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к харак­теристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки' зрения отношений доминирова­ния — подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею. В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства — понятие руководства. Хотя термин Leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства.

' Термину «руководитель» более соответствует понятие Organizational Leadership — организационный лидер.

Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реаль­ной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напро­тив — целенаправленным, осуществляемым под контролем раз­личных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обла­дает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные реше­ния, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая ха­рактеристика поведения отдельных членов группы (организа­ции). Руководство же — это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения стилей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно прини­мают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру. Руководитель же — это тот кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу офици­ально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руко­водитель обладают качественно различными формами и степе­нью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как кон­кретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обла­дает влиянием — способностью оказывать воздействие на от­дельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с автори­тетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это — уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние. Таким образом, все рассмотренные понятия следует разделить на две группы, что дифференцирует явления лидерства и руководства.

Неформальная организация Формальная организация

Неформальный лидер Формальный лидер

Следовательно, лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные ис­точники и формы воздействия — соответственно влияние и власть («власть авторитета» и «авторитет власти»). Различия между ними очень существенны, а наибольшее значение для психологической характеристики управленческой деятельности имеет раскрытие особенностей властных отношений руководи­теля и подчиненных.

Власть рассматривается в теории управления как многомерное явление, включающее несколько основных форм — разновид­ностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще — в сочетании друг с другом. Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению •целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это осознают и вынуждены, вследствие этого, подчиняться. Иногда эту форму власти обозначают как «негативная власть» или «власть страха». Несмотря на то что «власть принуждения» — излюбленный объект критики теоретиков управления (из-за ее |«негуманности»), именно она ставится на первое место в любом перечне форм власти и остается пока незаменимой («к сожалению» или «к счастью» — это другой вопрос), а иногда — и единственным властным рычагом воздействий руководителя. Она уязвима для критики, но является жесткой реальностью практики управления. К числу основных недостатков этой формы власти относится ее «дороговизна» — она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Кроме того, «. принуждение производит нежелательные эффекты — скованность, страх, месть, отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров» [58]. Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности. В связи с этим в теории управления существует понятие организационных страхов (или «страхов на рабочем месте»). Главными среди них являются следующие:

- Страх потерять работу. Он в условиях избыточности рынка труда является очень сильным побудительным мотивом к высокой интенсив­ности работы. Однако человек, находящийся под постоянным давлением этого страха, не может испытывать высокой удовлетворенности от «работы; страх оказывает парализующее воздействие, и производительность может, в конечном итоге, резко снижаться. Для управленческой деятельности он трансформируется в «страх потерять должность». Более того, во многих, особенно — крупных организациях, он используется как преднамеренное и достаточно сильное средство давления на руководителей низшего и среднего звена. Создается и культивируется атмосфера перманентной ротации (замены) управленческого персонала нестабильности должностного положения, постоянной угрозы замены.

- Страх не справиться с работой. Он в той или иной мере сопря­жен с любой профессиональной деятельностью, но в особенности ха­рактерен для управленческой деятельности. Ей свойственно «нагромож­дение» дел и обязанностей; они «наваливаются» на руководителя — так, что он уже чувствует себя не хозяином, а рабом своей работы. При этом «давление со всех сторон нарастает, люди напирают, сроки поджимают и появляется искушение работать сразу по всем пробле­мам» [27]. Это еще больше усугубляет ситуацию, возникают система­тические срывы, превращающиеся в хронические. В результате уже само по себе обилие дел превращается в травмирующий фактор, вос­принимается угрожающе.

- Страх допустить ошибку. Необходимость постоянно «быть на высоте», безупречно выполнять свою работу и быть лучше, чем все иные члены группы (организации) — все это свойственно позиции руководителя. Ему труднее, нежели другим, признавать свои ошибки, поскольку это вредит авторитету, сказывается на статусе и влиянии. В результате возникает сильная эмоциональная напряженность, связан­ная с боязнью допущения ошибок.

- Страх быть обойденным другими. Большинству людей свойственно стремление продвинуться вверх по служебной лестнице. Однако не все имеют возможность для этого и по-разному реагируют на неудачи. Одни испытывают разочарование, впадают в апатию, спасаются «бегст­вом в болезнь». Другие проявляют повышенную активность, улучшают качество работы. Однако для подавляющего большинства людей, в осо­бенности — руководителей, типична установка «быть не хуже, а жела­тельно — лучше, чем другие». Если она не реализуется, возникают стойкие и негативные эмоциональные состояния и реакции. Любая же ситуация, любое развитие событий, потенциально угрожающие реали­зации этой установки, провоцируют возникновение страха данного типа.

- Страх потерять собственное «Я». При современном разделении труда человек часто не видит результатов своей работы; он не ощущает реализации своего «Я» в результатах труда, что приводит к утрате чувства реализации себя и самоактуализации. Возникает чувство бес­смысленности работы, «феномен пустоты»; человек начинает бояться работы как таковой. Хотя для управленческой деятельности данный вид страха менее типичен, он все же наблюдается в крупных, сильно бюрократизированных организациях, когда даже руководителю (сред­него и особенно — низового звеньев) трудно различить смысл своего функционирования в системе и понять, почувствовать свой личный вклад в результаты ее работы.

Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов рабо­ты, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения субъективно значимых для исполнителей стиму­лов. Эта власть прямо пропорциональна тому, насколько имею­щиеся у руководителя стимулы являются, действительно, ценны­ми для исполнителей. Основное преимущество этого вида влас­ти—в его силе; недостаток — в том, что очень часто руководи­тель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.

Экспертная власть как власть через разумную веру в руково­дителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, спо­собной реализовать цели организации и значит — собствен­ные. Ему поэтому надо не только доверять, но и подчиняться, поскольку это, в конечном итоге, будет залогом достижения их личных целей и потребностей. Мера этой власти возрастает при усложнении характера систем управления, а также при реально высокой и ощущаемой подчиненными квалификации руководите­ля. Она более значима в децентрализованных система управления. К ее недостаткам следует отнести меньшую устойчивость, мень­шую в целом, чем для первых двух видов, силу и надежность. Она, кроме того, доступна далеко не всем руководителям. Наоборот, часто она действует как бы «с обратным знаком» (в случае недо­статочной профессиональной компетентности руководителя); ее приходится компенсировать другими типами власти.

Харизматическая власть, или власть примера, Построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Она определяется отождествле­нием исполнителя с лидером, руководителем или влечением к нему. Харизматическое влияние — это личностное, а не долж­ностное влияние. Выделяются несколько типичных качеств харизматической личности: обмен энергией: для харизматической личности свойственно заряжать своей энергией окружающих; внушительная внешность: эта личность не обязательно является эталоном красоты, но обязательно — носителем каких-либо броских, необычных, часто действующих на подсознательном ) уровне качеств; независимость характера; хорошие риторические способности (как ораторские, так и «умение говорить с народом на языке народа»);

восприятие восхищения своей личностью: они испытывают комфорт только тогда, когда другие по достоинству оценивают их, и требуют такого к себе отношения; достойная и уверенная манера держаться.

Родственные понятия харизматической власти, власти приме­ра и власти, основанной на безусловном принятии руководителя, объединяются более общим понятием эталонной власти.

Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Испол­нители предельно четко сознают это, признают право руководи­теля реализовывать в отношении них законодательные меры воз­действия. Иными словами, это — своеобразный «договор» между руководителем и исполнителями, согласно которому между ними устанавливаются властные отношения. Законная власть часто принимает форму традиционной власти. Исполни­тели реализуют указания руководителя потому, что традиция учит: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.

Власть информации. Люди испытывают постоянную по­требность в самой различной информации. Руководитель же, как правило, не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно боль­шей, чем он информацией. Суть этого вида власти можно проиллюстрировать известным выражением «кто владеет ин­формацией, тот владеет и ситуацией». Кроме того, человек, располагающий большей информацией (руководитель), обла­дает и объективно большими возможностями для эффективного поведения. Это, в свою очередь, повышает меру его компетент­ности в глазах других людей и ведет к укреплению его эксперт­ной и эталонной власти.

Все рассмотренные формы власти, как правило, сочетаются в деятельности руководителя, а одним из важнейших его профес­сиональных качеств является не только комплексная опора на все эти формы, но и их «дозировка» в зависимости от ситуации, от того (тех), в отношении кого они используются. Это качество является также основой для формирования интегрального управленческого образования — авторитета руководителя. Помимо того, что авторитет выступает как бы обобщенным — интегративным проявлением властных полномочий и личностных ка­честв руководителя, он является продуктом достаточно длитель­ного взаимодействия руководителя и исполнителей. Поэтому важной стороной и регулятором управленческой деятельности оказываются такие способы поведения руководителя, которые специально направлены на формирование и укрепление авторитета. Такие способы поведения в определенных границах являются оправданными. Однако их гипертрофия может приводить к тому, что завоевание и укрепление авторитета превращается в самоцель. Исходя из известного положения о том, что «сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет — на тебя», руководитель соответствующим образом строит и свое поведе­ние. В этом случае могут возникать побочные —. негативные эффекты, главным из которых является феномен так называемо­го псевдоавторитета. Он имеет несколько разновидностей [по 35].

Авторитет расстояния проявляется в том, что руководителю кажется, будто чем дальше он от подчиненных, чем реже он с ними видится и официальнее держится, тем сильнее его влияние на них.

Авторитет доброты проистекает из ложного понимания [сущности внимательного отношения к подчиненным и основывается на низкой требовательности к ним (явление «добренького руководителя»).

Авторитет подкупа обнаруживается тогда, когда руководи­ть следует правилу «ты мне — я тебе». Деловое отношения превращаются в личные и принимают форму личной предан­ности.

Авторитет резонерства. Такие руководители надоедают под­чиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержа|тельными поучениями, ошибочно полагая, что это усилит их влияние на людей.

Авторитет педантизма означает склонность руководителя к мелочной опеке, к излишне жесткой регламентации таких деталей работы исполнителей, которые не имеют отношения к его |функциям, а часто — к делу вообще.

Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя, чрезмерном тщеславии и гордости, на мнимых, но иногда — и имевших место в прошлом (но там и оставшихся) заслугах. Человеку кажется, что, «взлетев однажды на высоту», он там должен автоматически остаться навсегда, а любые его действия должны быть поэтому вне критики.

Авторитет подавления является, как отмечал А.С. Макарен­ко, «самым страшным и диким». Его стремятся достичь обычно руководители с низким культурным уровнем. Их основное ору­жие — непрерывные угрозы применения власти в целях насаж­дения перманентного страха.