Руководства, Инструкции, Бланки

Бланк Корректурная Проба Для Дошкольников img-1

Бланк Корректурная Проба Для Дошкольников

Рейтинг: 4.4/5.0 (1663 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Танцы из танцев со свездами

бланк корректурной пробы для дошкольников

Тема Психодиагностика познавательной сферы младших школьников. Приложения. Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы".

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание вычеркнуть все буквы, с которой начинается.

Детская патопсихология - Диагностика внимания корректурная проба. Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы.

бланк корректурной пробы для дошкольников

Аси скачать через торрент Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание вычеркнуть все буквы, с которой начинается.

бланк корректурной пробы для дошкольников Детская патопсихология - Диагностика внимания корректурная проба. Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы. Бланки для тестирования. Бланк фиксации результатов. Сделан по. Корректурная, она и в Африке проба- В строке 34 символа.

бланк корректурной пробы для дошкольников

Другие статьи

Корректурная проба - удобный инструмент для исследования сенсомоторных реакций и внимания

Корректурная проба - удобный инструмент для исследования сенсомоторных реакций и внимания

Методика "корректурная проба" была разработана в 1895 году Б. Бурдоном. Данный инструмент позволяет исследовать внимание, в том числе его устойчивость и способность к концентрации. Исследование осуществляется при помощи бланков, на которых рядами расположены буквы, символы или геометрические фигуры в произвольном порядке. Корректурная проба предполагает зачеркивание одного или нескольких графических символов (этот критерий определяется исследователем). Каждые 30 секунд (60 секунд) делается отметка в том месте бланка, где в этот момент
находится карандаш испытуемого. При проведении теста регистрируется общее время выполнения задания. Затем подсчитывается количество ошибок, их распределение по тексту и характер (пропуски знаков, строчек, зачеркивание иных символов, находящихся рядом или внешне схожих и пр.). Корректурная проба выполняется здоровыми испытуемыми в течение 6-8 минут. По итогам теста должно быть менее 15 ошибок. С точки зрения С. Я. Рубинштейна, результаты корректурной пробы следует формировать в виде графика, совмещающего две кривые, что измеряют скорость и точность выполнения задания. Графическое отображение корректурной пробы позволяет выявить динамику утомляемости и неустойчивости внимания испытуемых. Данная методика удобна в использовании, так как, кроме бланков, карандашей и секундомера, не требуются никакие специальные инструменты.

Модификация теста «Корректурная проба» для детей

Тест проводится для проверки у детей в возрасте 5-7 лет уровня произвольной регуляции и концентрации внимания, а также волевой готовности дошкольников. При его проведении ребенку дают бланк с набором букв или геометрических фигур и просят некоторые символы зачеркнуть определенным образом. Корректурная проба для детей позволяет выявить уровень готовности к школе, так как справиться с заданием сможет только тот, кто умеет слушать, принимать задание и регулировать свое поведение волевыми усилиями. Проведение теста желательно осуществлять в небольшой группе дошкольников (до 6 человек). Детям раздается стимульный материал: владеющим чтением предлагаются листы с рядами букв (примерно 30 рядов символов), не умеющим читать – листы с кругами, прямоугольниками, треугольниками и квадратами, расположенными в хаотичном порядке. На одной строке символов должно быть порядка 25-30. После раздачи стимульного материала дети записывают на обороте своих экземпляров имя, фамилию, дату рождения, дату проведения теста и время начала исследования. Инструкция зачитывается внятно, четко и громко. Все тестируемые дети должны понять, каким образом следует зачеркивать фигуры и буквы. Инструкция может быть такой: «Дети, послушайте меня внимательно. Я расскажу, какие фигурки нужно зачеркивать. Запоминайте. Посмотрите на свой листок. Нужно зачеркнуть все кружочки, справа налево, наискосок, квадраты, все квадраты – слева направо. Все треугольники нужно зачеркнуть крест-накрест. Повторите, что нужно сделать. А теперь начинайте работать». Если дети что-то не поняли, обязательно стоит повторить и объяснить правила еще раз. Дошкольники должно четко уяснить и запомнить, что именно от них требуется. Детям в возрасте 5 лет предоставляется образец во время выполнения тестирования. Все испытуемые начинают выполнять задание одновременно по сигналу, а через минуту, по просьбе тестирующего, проводят вертикальную черту после того символа, который отметили последним. Вертикальные черточки проводятся каждую минуту выполнения теста.

Интерпретация полученных данных

Корректурная проба - это многоплановая методика, позволяющая выявить несколько психологических свойств ребенка. Уровень произвольной саморегуляции анализируется по двум параметрам: умению принять и понять задание. Дошкольники с низким уровнем произвольности не могут принять работу, постоянно отвлекаются в ходе тестирования, делают много ошибок или начинают заниматься иными делами (например, раскрашивать фигуры). Вообще ребенок уже с 5-5,5 лет способен принять инструкцию и выполнить задание по образцу, а с 6,5 лет дети могут правильно выполнить задание по словесной инструкции без образца. Через 5 минут после начала работы у шестилетних детей резко увеличивается число ошибок (у семилетних через 10 минут). В этот момент необходимо сообщить детям, что осталось совсем немного поработать, всего одну минуту. В норме все дошкольники должны мобилизоваться и перестать допускать ошибки. Именно этот навык волевой концентрации необходим для успешной учебной деятельности. Также корректурная проба позволяет выявить степень утомляемости: дети с высокой степенью начинают значительно быстрее остальных уставать при выполнении теста (через 2-3 минуты с начала работы).

Добавить комментарий

Интеллектуально-творческое соревнование для старших дошкольников

Интеллектуально-творческое соревнование для старших дошкольников

Сценарий интеллектуального развлечения для старших дошкольников

Сумарокова Татьяна Николаевна
Педагог-психолог
МБДОУ № 69 г. Чита

Интеллектуально-творческое соревнование «Геометрика», для детей старшего дошкольного возраста, совместно с родителями

Цель: развитие творческого мышления в совместной деятельности
Задачи:
1. Продолжать развивать творческое мышление, воображение
2. Тренировать умение работать сплоченно, в команде
3. Способствовать активному включению родителей в педагогический процесс
Оборудование: сенсорная доска с геометрическими фигурами, жетоны в виде геометрических фигур, доска для фиксации результатов, магнитная доска, маркеры, белые листы (по 0,5 листа), простые карандаши по количеству участников, жетоны-баллы, бланки «Корректурные пробы» (по количеству команд), музыкальное сопровождение для психогимнастики.
Ход работы.
Организационный момент:
Психолог:сегодня мы пришли в страну знаний и нас встречают геометрические фигуры (в группе, на сенсорной доске представлены различные геометрические фигуры).
Сейчас мы рассчитаемся на 1, 2, 3 и каждый из вас сядет за стол № 1, №2, №3.
Уважаемые родители, пройдите в команды к своим детям (по 2-3 родителя в каждую команду).
Включение:
«Выбирай жетон и назовись»

Каждой команде предлагается выбрать один жетон (круг, квадрат или треугольник) и придумать название команды, связанное с формой жетона.
Психолог на доске фиксирует названия команд.
Основная часть:
«Превращалки»

Каждому участнику раздаются листы (пол листа формата А4).
Работа по инструкции: согните лист пополам, затем ещё пополам. Теперь разверните. У вас получился домик с 4-мя окнами. В каждом нарисуйте 4 кружочка, треугольника или квадрата (в соответствии с вашим жетоном). Задание: к каждой фигурке дорисуйте что-нибудь, чтобы получился законченный рисунок, обозначающий предмет. Желательно, чтобы рисунки в вашей команде не повторялись, были оригинальными, не как у других.
Время 3 минуты.
Психолог доске под названием команды зарисовывает все не повторяющиеся рисунки команды в столбик. У кого больше не повторяющихся рисунков – получают жетон.
Психогимнастика «Снеговики»
Снеговик полностью состоит из геометрических фигур и сегодня мы превратимся в снеговиков.
Встаньте. Представьте, что на улице сильный мороз и вас только что слепили, вы крепкие и плотные (напрягите мышцы рук, ног, живота, головы).
Но вот начало пригревать солнышко и лучики сначала коснулись ваших рук, животика, ног (постепенно расслабляем части тела). Вот уже совсем жарко и снеговик начал таять (медленно приседаем, опуская голову на колени).
«Волшебные очки»
В нашей стране знаний есть специальные воображаемые очки и сквозь них мы можем видеть предметы разных форм: команда (круглая) – круглые, квадратная квадратные, треугольная-треугольные. Оденьте воображаемые очки и оглядите комнату. Время 2 минуты.
Назовите, каждый из команды, по одному слову, нужной формы.
Побеждает команда, назвавшая больше предметов (получает жетон).
«Корректурные пробы»
Раздаются листы с напечатанными фигурами, нужно всей командой за 1 минуту пометить все звездочки крестиком. Побеждает команда, выполнившая быстрее и без ошибок (получает жетон).
«Сюжетные картинки»
Используя все рисунки (которые нарисованы психологом в столбик из игры «Превращалки», составить связный рассказ (один на команду). Один из команды рассказывает. Побеждает команда, справившаяся с заданием (получает жетон).
Завершение:
Подсчитываем жетоны и объявляем победителей (апплодисменты).
«Кричалка»
Каждый их нас сегодня потрудился и не смотря на то, что победила одна команда, каждый заслуживает похвалу. Давайте все вместе крикнем: МОЛОДЦЫ!
Обратная связь:
что понравилось, что запомнилось, что было трудно (легко)?
Домашняя мастерская:
Преобразовать фигурки в картинки: овал, прямоугольник, трапеция
Можно организовать выставку работ детей, по итогам домашней мастерской.
«Корректурная проба»

Рекомендуем посмотреть:

Корректурные пробы для развития детей дошкольного возраста - Логопеду - Дошкольное образование - Методические разработки - Самарский школьный портал

Корректурные пробы чаще всего используются педагогами и психологами как материал для исследования свойств внимания: устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости. Впервые это задание было предложено Б. Бурдоном в 1895 году в целях психологического изучения особенностей внимания.
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а так же подготовка ребёнка к овладению навыками чтения и письма.
Чтение и письмо – это сложные психические процессы, в которых участвуют все высшие психические функции, межполушарные связи. Для того, что бы ребёнок овладел навыками чтения его нужно к этому готовить, в этом педагогам и родителям могут помочь корректурные формы. Данный вид задания интересен детям. Вы можете предложить ребёнку разнообразные варианты выполнения корректурных форм: зачеркни только те картинки, в названии которых 2 слога, зачеркни только животных, зачеркни одну картинки и обведи другу, раскрась только фрукты; обведи картинки, названия которых начинаются на определённый звук, и так далее можете фантазировать в своё удовольствие вместе с ребятишками.
Корректурные задания можно выполнять с детьми при прохождении лексической темы: фрукты, овощи, животные, транспорт и при изучении того или иного звука: предлагать все слова в задании со звуком а, о, у, и, л, ж и так далее, а можно при формировании начальных навыков чтения – задания со слогами и простыми словами написанные печатными заглавными буквами (слоги МА – зачеркни, слоги МУ – подчеркни, слови МЫ – обведи), так же для развития активной речи у детей 3 – 4 лет с задержкой речевого развития и алалией (подбирать корректурные пробы с самыми простыми словами изображенными картинками кот – кит – сом - дом, отхлопать их по слогам вместе с малышом, называя раскрашивать или зачёркивать).
Нужно давать ребёнку так же временное ограничение – выполни задание за 2 -3 минуты и контролировать время выполнения задания, стараться, что бы ребёнок учился постепенно выполнять пробы всё быстрее и быстрее.
Учёные выяснили, что если ребёнок поступивший в первый класс выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.
Данный вид задания можно предлагать детишкам от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.

Корректурная проба для дошкольников бланк - Доступ открыт

Корректурная проба для дошкольников бланк

Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я. Обработка результатов При анализе следует учитывать: - преобладает ли установка на скорость или установка на точность работы, - трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда, - при устном опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках. Испытуемый должен найти определенный знак и как-нибудь его выделить — зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак. Я боюсь, когда в школе. Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш. Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса например, экзамена и после стресса и сравнить сдвиг показателя А. Он характеризует не только чистую производительность — правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. К истинному моменту набралось уже три модификации: Кольца Ландольта. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием. Обработка и анализ результатов. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная. Схема наблюдения за темпераментом школьника. Продуктивность внимания количество просмотренных колец за 5 мин. Подборка ссылок по диагностике и коррекции интеллекта и познавательных процессов. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Каждый раз от числа надо отнимать не 1, а 3, 7 или 13. Тестирование и обработка результатов После оглашения инструкции раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Возможны два варианта ошибок: - ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток — это свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности; - ошибки в десятках — характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием. Работать надо быстро и точно. Обработка и анализ результатов.

Ещё с подросткового возраста люблю задания на внимание. Разработано много способов проверки уровня развития внимания человека. Если вы раньше подписывались уже на обновления этого блога, то, пожалуйста, сделайте это повторно: мы перешли на новый сервис рассылок. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда интер вал между парой - пять секунд. Ключевое слово СРС. спец. Я составила их из высказываний известных людей на тему развития умственных способностей. Таблица показателей успешности работы студентов Количество знаков В Точность в % С Меньше 1560 4 Меньше 81,9 1 1560-1720 5 81,9-83,0 2 1720-1880 6 83,0-84,1 3 1880-2040 7 84,1-85,1 4 2040-2200 8 85,1-86,2 5 2200-2360 9 86,2-87,3 6 2360-2520 10 87,3-88,4 7 2520-2680 11 88,4-89,5 8 2680-2840 12 89,5-90,6 9 2840-3000 13 90,6-91,6 10 3000-3160 14 91,6-92,7 11 3160-3320 15 92,7-93,8 12 3320-3480 16 93,8-94,9 13 3480-3640 17 94,9-96,0 14 3640-3800 18 96,0-97,0 15 3800-3960 19 97,0-98,1 16 3960-4120 20 98,1-99,2 17 4120-4280 21 Больше 99,2 18 4280-4440 22 4440-4600 23 4600-4720 24 4720-4920 25 Корректурная проба с кольцами Ландольта Данный тест является модификацией корректурной пробы Бурдона.

См. также

Корректурная проба для дошкольников бланк - открыто обсуждение

Корректурная проба для дошкольников бланк - добавлено по просьбе Оля Глазкова .

Стол, стул, пол, кровать. Здесь в каждой части таблицы нужно прочитать прикольное четверостишие. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст — газету, книгу — проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. Бланки с корректурными пробами, которая я нашла в интернете вы можете скачать в нашей.

Тесты и упражнения на внимание. Корректурная проба | Развитие способностей в любом возрасте

Орлова Изучение темперамента школьника методом наблюдения Модификация методики Дембо-Рубинштейн Внимание: Методика "Изучение переключения внимания" Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы Исследование особенностей распределения внимания методика Т. Их можно выполнять на специальных бланках их легко сделать самим, щелкая по клавишам компьютера в случайном порядке, можно доверить это детишкам, которые еще букв не знают или использовать газетный текст. К сожалению, не могу указать автора этого задания, так как скачала его несколько лет назад из Интернета себе в качестве образца, по которому для детей задания делать и источник не сохранился. Дети читают вспоминают сказку В. Толстой Расшифровка заданий, по которой вы можете проверить все ли вы правильно сделали опубликована в НО попасть туда смогут не все.

Рожь Яблоня поле а садовник, б забор, в яблоки, г сад, д листья 7. Данный стенд можно использовать для проведения лабораторно — практических занятий по проверке работы агрегатов гидросистем тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин. Кант 3 Задание: первые 2 буквы зачеркните, следующие 2 буквы подчеркните и т. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа. а черного цвета от 1 до 12; б красного цвета от 12 до 1; в черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т. Паровоз Конь вагоны а конюх, б лошадь, в овес, г телега, д конюшня 3. Кроме того, когда я скажу «Черта! Ключ к оценке результатов. Бурдоном еще в 1895 году. Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. А зная "врага в лицо", проще его победить. Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер.

Испытуемому в эксперименте предъявляется страница, которая заполнена какими-нибудь знаками. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. После этого он должен начать следующую строчку.

Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в различных направлениях. Обработка и анализ результатов.

Catalogget126: Дневник

Инструкция В Корректурной Пробе Для Исследования Внимания Дошкольников

Методика направлена на исследование внимания — выявляется бланк “ корректурной пробы ” разъясняет по следующей инструкции.

Структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разных сенсорных. полнению задания после устной инструкции. Инструкция. Оценка устойчивости внимания ( корректурная проба). Показатели.

Корректурные пробы используются для исследования внимания бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию. «На бланке.

  • Метод исследования внимания « Корректурная проба » создал Б. Бурдон в 1895 году. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции. корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до.
  • Корректурная проба - методика, предназначенная для исследования посокльку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами. Инструкция. "Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы "к " и "р".
  • Детская патопсихология - Диагностика внимания ( корректурная проба Ландольта). Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.

Развитие человека предполагает развитие всех его качеств, в частности, таких, как внимание, память. Развитие внимания - это, прежде всего, развитие способности к концентрации и устойчивости. Данная методика позволяет оценить способность удерживать внимание, однако, применяя ее для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым - многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д. снижают возможность концентрации. Корректурная проба - методика, предназначенная для исследования устойчивости и продуктивности внимания, расчета утомляемости. Применять методику можно для взрослых и для детей. Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики "Кольца Ландольта", посокльку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Мы предлагаем здесь только один вариант. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, испытуемый должен отыскать буквы «к» и «р» и зачеркнуть их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами "Черта". Проведение методики занимает 10 минут. Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Инструкция. "Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы "к" и "р". Когда я скажу:"Черта!", Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе. Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин. и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 %. где К точность, n количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m количество правильно вычеркнутых во время работы букв. ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________ Показатели Результаты Далее рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ? балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице. Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки Шкальная оценка интерпретируется следующим образом: ШО Характеристика уровня устойчивости внимания 0-3 Низкая устойчивость внимания 4-7 Ниже среднего устойчивость внимания 8-11 Средняя устойчивость внимания 12-15 Выше среднего устойчивость внимания 16-19 Высокая устойчивость внимания Коротко обобщим алгоритм: 1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы. В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв; Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. 2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С. 3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С. По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.

Методика «Корректурная проба», ВНИМАНИЕ, Часть 2

Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ ВНИМАНИЕ

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Если мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Оно не имеет своего собственного содержания и является составной частью других психических процессов: ощущения и восприятия, представления памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств, проявления воли. В практических, в частности, двигательных действиях людей, в их поведенческих актах (поступках) внимание обеспечивает ясность отражения действительности. А это одно из необходимых условий успешности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока. Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное) – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания выступают особенности проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Его можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся в полной поглощенности предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Истинное отвлечение является следствием многих причин: невыработанной устойчивости внимания, снижения интереса к работе, утомления (особенно при монотонной деятельности) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому можно выполнять два или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются различные свойства и виды внимания, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Методика «Корректурная проба»

Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:

где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.

Бланк для ответов