Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Режиму Труда И Отдыха Для Водителей img-1

Инструкция По Режиму Труда И Отдыха Для Водителей

Рейтинг: 4.3/5.0 (1691 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Порядок организации труда и отдыха водителей автомобилей

Порядок организации времени труда и отдыха водителей автомобилей

Вопрос организации работы водителей, особенно дальнобойщиков, на долю которых приходится значительный объем грузоперевозок в стране, имеет большое значение. Уставший водитель, под управлением которого находится многотонная машина или в салоне находится большое количество пассажиров – представляет реальную опасность для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.

Примеров страшных ДТП, с человеческими жертвами, виновником которых стал заснувший водитель, немало.

В век погони за прибылью, торговые сети, владельцы транспортных компаний и иные участники процесса перевозок, стараются свести к минимуму транспортные издержки. Это снижение выражается в нарушении требований законодательства по продолжительности времени труда и отдыха водителя.

Водители нередко находятся за рулем по 14-18 и более часов в сутки. Введение тахографов положение дел в лучшую сторону особенно не изменили.

Труд водителей — особенная сфера деятельности, которая регламентируется действующим законодательством о труде особым образом. Помимо того, для обеспечения безопасности перевозок Минтрансом утверждено Положение об особенностях учета рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

В данном документе оговаривается порядок организации работы водителей, работающих как на междугородных рейсах, так и на регулярных внутригородских перевозках. Положение было принято еще в 2004 году, и на сегодняшний момент времени, назрел вопрос о необходимости внесения в него изменений.

Приказ Минтранса от 24 декабря 2013 года №484 внес эти изменения в действующее положение. Данным приказом Минтранс попытался скорректировать и детализировать порядок организации времени труда и отдыха водителей автомобилей. В частности изменениям подверглись такие положения как:

  1. В графиках работы водителей регулярных рейсов на месяц теперь в обязательном порядке должно быть указано время начала и окончания рабочей смены, а также время отдыха и время приема пищи в каждую смену. В графике должны быть оговорены дни еженедельного отдыха водителя.
  2. Для обеспечения режима труда и отдыха в рейсах с продолжительностью более 12 часов, теперь допускается выход в рейс более двух водителей на одном автомобиле.
  3. В рабочее время смены теперь засчитывается время предрейсового медосмотра, а также время, затрачиваемое на путь до него и от него.
  4. Время от начала движения до первого перерыва теперь составляет не 3, а 4 часа.
  5. Время отдыха между сменами для водителей регулярных рейсов можно будет уменьшить с 12 до 9 часов, по согласованию с водителем. Для водителей междугородных перевозок перерыв между сменами также можно будет сократить до 9 часов, но не более чем 3 раза за неделю, с обязательным предоставлением в конце недели дополнительного отдыха в размере сокращенных часов.
  6. Отдых водителей междугородных перевозок может быть разбит на несколько частей, но с условием, что одна из частей должна быть не менее 8 часов. При этом общее время отдыха в таком случае за смену должно быть не менее 12 часов.
  7. При наступлении времени отдыха водителя и отсутствии стоянок, обозначенных дорожными знаками, допускается продолжить движение автомобиля до ближайшего пункта отдыха обозначенного соответствующими знаками.

Все внесенные изменения, так или иначе, направлены на возможность для владельцев транспортных компаний максимально оптимизировать свой процесс перевозок, при этом выполнить требования по соблюдению режима работы и отдыха водителя. Воспользуются ли они этой возможностью и даст ли это результат — покажет время.

Комментарии к статье:

К сожалению, наши предприниматели так озабоченны своей прибылью что подчас забывают о мерах безопасности для своих водителей и гонят их сверхурочно, от того и такая статистика.

Хочется надеяться что тахографы и gps геолокация хоть как то изменит ситуацию.

Дельный приказ. Но в дополнении к нему надо создавать у водителей сильные профсоюзы, чтобы они контролировали исполнение норм работодателями. Или привлекать саморегулирующиеся организации.

Документ, разумеется, замечательный. Мы в очередной раз пытаемся поставить себя в один ряд с «развитыми странами». Только вот, положа руку на сердце — многие ли из нас верят в то, что всё это будет реально соблюдаться?

Конечно без должного контроля тут не обойтись и каковы бы не были меры и постановления, но если не будет контроль то ни какой тахограф вам не поможет. Я почти уверен что найдутся умельцы, которые смогут что то там подкрутить и исправить.

Плохо еще то, что некоторые водители в стремлении заработать побольше, сами не соблюдают режим работы и отдыха. Этим они не только наносят вред собственному здоровью, но и подвергают риску других участников дорожного движения

Для соблюдения вышеуказанного режима труда и отдыха грузоперевозчикам (междугородникам) чтобы остаться минимум на прежнем уровне доходности, будет необходимо повысить расценки на перевозки минимум на 60%,а это приведёт к удорожанию всех товаров. На сегодняшний день этот закон является (уничтожающим) для всего малого бизнеса по грузоперевозкам и только в очередной раз будет набивать коррупционный карман.

Увеличивается время в пути! Отдыхать негде! Один раз поесть в день стоит +-500 рублей. при з/п 1500 руб. в день! Ответственность вся на водителе! Ни кого не волнуют проблемы водителей! При этом всякий начальник отвечает «вас таких много,я никого не держу,ни чего личного-бизнес,… и так далее! Кто успел заработать или украсть, не переживает о проблемах жития других людей! А вот посадить «персону придумавшую этот закон о тахографе» за руль, и поставить его в «им придуманные рамки» на общих основаниях, и отправить его без «командировочных» куда-нибудь в….далеко! И требовать на каждом километре отчёта и пояснений, почему ему так хочется побыстрее закончить рейс и вернуться на базу? Почему его дети и внуки хотят кушать? Почему ему надо учиться лицемерить и понимать настроение каждой властвующей фигуры на своём пути ?… и так далее!
Говорила мама «Учись сынок, а-то в водители пойдёшь…!» Никто и никогда не спрашивал у водителя как лучше и правильнее разработать то в чём сам не разбирается?!… Вывод;. очередные проблемы для тех, кто только начал «поднимать ложечку с постным супчиком ко рту, чтоб поесть наконец…! Где же нам надо родиться, что-бы жить не с мыслью о том, что я и моя семья будем кушать завтра? А о том, как лучше сделать то, о чём не придётся завтра жалеть!

От нас требуют выполнения правил по регламенту труда и отдыха……. А что сделано для того чтоб я мог спокойно приехать на стоянку, бесплатную парковку? Где они, или стоять в поле на обочине. Прежде чем требовать надо создать условия……. В Европе прежде чем что то сделать они тысячу раз проверят и создадут условия. В нашей стране человека не считают человеком и мы не живём нормально а пытаемся выжить…..

Другие статьи

Регламентация труда водителя

грузоперевозки по России:
почему ТЭК «АльфаТранс»
Регламентация труда водителя Организация труда водителей должна обеспечивать:

Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.

  • Своевременная установка, замена и надлежащее за­полнение регистрационных листов, а также обеспе­чение их сохранности.
  • Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.

    Пр и выходе тахографа из строя ведение записи ре­жима труда и отдыха на обороте своего регистраци­онного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспо­ртной организации.

    Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистраци­онных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством.

    Предоставление возможности сотрудникам инспек­тирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки.

    Выдача водителям достаточного количества регист­рационных листов установленного образца, пригод­ных для использования е тахографе, которым обору­довано транспортное средство, имея при этом в ви­ду персональный характер регистрационных листов.

    Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 меся­цев со дня последней записи и свидетельства о про­верках тахографов - в течение 3 лет с момента их вы­дачи.

    Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресе­чению.

    Предъявление заполненных регистрационных лис­тов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.

    Обеспечение исправных тахографов, установлен­ных на транспортных средствах.

  • Режим труда и отдыха водителей на международных перевозках - автомануалы - Каталог файлов - дон юг авто сервис

    ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ. Режим труда и отдыха водителей на международных перевозках

    Режим труда и отдаха водителей на международных перевозках На территории многих стран ко всем международным автомобильным перевозкам, совершаемым автотранспортными средствами, разрешенный максимальный вес которых превышает 3,5 тонны, применяется «Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). Основные положения ЕСТР:

    1. Продолжительность управления. Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов.

    Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух недель не должна превышать 90 часов.

    2. Перерывы. После непрерывного управления автотранспортным средством в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв не менее, чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

    Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределяемыми в течение периода управления так, чтобы в сумме они составляли не менее 45 минут.

    В течение этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы

    3. Продолжительность отдыха. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему представляется соответствующий отдых в качестве компенсации.

    В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд.

    В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не мене, чем до 12 часов.

    Если в течение каждых 30 часов автотранспортным средствомуправляли два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее 8 часов подряд.

    Ежедневный период отдыыха можеет использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это автотранспортное средство находится на стоянке.

    В тех случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме, он должен располагать спальным местом и его ежедневный отдых может прерываться не более одного раза. Этот перерыв не должен превышать 1 часа до погрузки или после выгрузки. При этом таможенные формальности включаются вв операции по погрузке или выгрузке, а прерываемый ежедневный период отдыха увеличивается на 2 часа.

    В течение каждой рабочей недели (с 00.00 часов понедельника до 24.00 часов воскресенья) водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте прописки транспортного средства или в месте прописки водителя или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха в течение трех недель.

    Еженедельный отдых может быть отложен до конца шестого дня после шести ежедневных периодов управления автотранспортным средством, если общая продолжительность управления в течение этих дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления.

    4. Устройства контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей — тахографы. С 24 апреля 1995 года международные перевозки грузов на автотранспортных средствах, зарегистрированных в странах-участницах ЕСТР, должны быть оборудованы тахографами — оборудованием, предназначенным для записи в автоматическом или полуавтоматическом режиме на специальных регистрационных листках (диаграммных дисках) данных о движении автотранспортного средства и об определенных периодах работы и отдыха водителей.

    В случае поломки или неисправности тахографа каждый член экипажа автотранспортного средства должен вносить от руки в регистрационный листок, с использованием соответствующих графических обозначений, сведения о его производственной деятельности и периодах отдыха.

    В том случае, когда члены экипажа находятся вне автотранспортного средства и не могут использовать тахограф, они должны вносить от руки в регистрационный листок сведения об их деятельности и отдыхе.

    Члены экипажа должны всегда иметь при себе регистрационные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели, во время которого они управляли автотранспортным средством и предъявлять их для проверки контролерам.

    5. Требования к конструкции тахографа. Тахограф должен включать в себя:
    а) Приборы, показывающие пройденное расстояние (счетчик пробега), скорость (спидометр), время (часы):
    — Счетчик пробега: минимальная цена деления шкалы счетчика пробега должна составлять 0,1 км, цифры на шкале счетчика пробега должны быть четко различными и их размер по высоте должен составлять не менее 4 мм.
    — Указатель скорости: в пределах диапазона измерения шкала скорости должна быть равномерно градуирована на деления по 1,2,5 и 10 километров в час. Цена деления шкалы скорости (расстояние между двумя соседними делениями) не должна превышать 10% от максимальной скорости, указанной на шкале; длина каждого промежутка шкалы, соответствующего разнице в 10 км/час, должна быть не менее 10 миллиметров.
    б) Приборы, записывающие пробег, скорость, периоды времени. — Запись пробега: каждый километр пробега должен быть отражен на записи в виде отклонения линий по крайней мере на 1 миллиметр.
    — Запись скорости: каждое изменение скорости на 10 км/час должно отражаться на записи в виде отклонения линии не менее чем на 1,5 миллиметра.
    — Запись периодов времени: разные периоды времени должны отличаться друг от друга толщиной соответствующих следов записи.
    Механизм часов должен быть расположен внутри корпуса, содержащего регистрационный листок. Каждое вскрытие этого корпуса должно автоматически отмечаться на регистрационном листке.
    в) Закрывающее устройство. Корпус, в котором расположены регистрационные листки, должен быть оборудован замком. Для отпирания-запирания замка каждое контрольное устройство комплектуется двумя ключами для его водителей.
    г) Устройство, записывающее на регистрационном листке каждое вскрытие корпуса, в котором находится листок.

    Пломбировке подлежат следующие элементы: табличка с данными об установке, электрические соединения между тахографом и автотранспортным средством, датчик пути/скорости и его подключение, части корпуса тахографа. В чрезвычайных случаях могут быть сняты некоторые пломбы. В каждом отдельном случае нарушения этих пломб должно составляться письменное заявление, в котором указываются причины снятия пломб.

    Периодические инспекции тахографов должны проводиться не реже одного раза в два года, а также при замене колес.

    6. Порядок эксплуатации тахографа.
    — Перед началом работы водитель должен проверить соответствие используемых диаграмных дисков модели тахографа.
    — Предварительно заполнить от руки внутреннюю часть нового регистрационного листка (диаграммного диска).

    В случае участия в рейсе двух водителей диаграммные диски заполняются на каждого водителя персонально.
    — Произвести установку диаграммных дисков.
    — Сверить соответствие показания часов тахографа фактическому значению текущего времени. При необходимости установить точное время.
    — Установить на тахографе предписанное граничное значение предупредительного сигнала превышения скорости движения. При изменении требований к скоростному режиму движения произвести корректировку граничного значения скорости.
    — При смене водителя, сидящего за рулем (первого), на сидящего рядом (второго) необходимо открыть тахограф и поменять местами их диаграммные диски.
    — Во время езды ручки переключателя групп времени первого и второго водителя должны быть установлены в положение «время присутствия на рабочем месте»
    — При выполнении работ вне кабины автомобиля, и в периоды перерывов в работе и отдыха, водитель обязан устанавливать ручки переключения групп времени соответственно в положении «прочей работы»
    — После окончания работы и отдыха, перед началом нового рабочего дня, водитель обязан снять с тахографа свой диаграммный диск, дополнить его внутреннее поле от руки и положить на хранение. Минимальная возможная продолжительность записи на листках должна составлять 24 часа.

    Пиктограммы цифровых тахографов по правилам ЕСТР 3821/85 с поправками

    Режим труда и отдыха водителя

    Режим труда водителя

    Организация труда водителей должна обеспечивать:

    • четкую ра­боту автотранспортных средств
    • безопасность перевозок грузов
    • полное использование нормы рабочего времени за учетный период
    • соблюдение установ­ленных трудовым законодатель­ством продолжительности рабо­чего дня, порядка предоставле­ния отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую про­изводительность труда

    Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

    • подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении
    • время на проведение предрейсового медицинского осмотра
    • транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы

    В целом состав рабочего вре­мени водителя выглядит следу­ющим образом:

    • Время управления автомо­билем.
    • Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
    • Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
    • Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
    • Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
    • Время простоев не по вине водителя.
    • Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
    • Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на ко­нечных и промежуточных пунк­тах при осуществлении между­городных перевозок, в случае если такие обязанности предус­мотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с во­дителем.
    • Время присутствия на ра­бочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей.
    • Время в других случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

    Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетче­ра автотранспортного предпри­ятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

    Режим груда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, устанавливают в соответ­ствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха води­телей автомобилей, утвержден­ным постановлением Министер­ства труда и социального разви­тия РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01).

    Действие этого По­ложения распространяется на водителей, работающих по тру­довому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на терри­тории Российской Федерации:

    • организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведом­ственной подчиненности (за исключением водителей, заня­тых на международных перевоз­ках, а также работающих в сос­таве вахтовых бригад при вахто­вом методе организации работ)
    • предпринимателям, осущес­твляющим на территории Рос­сийской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомоби­ли для обеспечения собствен­ных производственных нужд.

    В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями тру­дового договора (контракта), трудовым распорядком или гра­фиком работы.

    Нормальная продолжитель­ность рабочего времени водите­лей не может превышать 40 ча­сов в неделю.

    Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, про­должительность ежедневной ра­боты (смены) не может превы­шать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неде­ле с одним выходным днем - 7 часов.

    В тех случаях, когда по усло­виям производства (работы) не может быть соблюдена установ­ленная ежедневная или ежене­дельная продолжительность рабочего времени, водителям мо­жет устанавливаться суммиро­ванный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Реше­ние об установлении суммиро­ванного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии, по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    При суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневной работы (смены) водителям может ус­танавливаться не более 10 ча­сов.

    В случае, когда при осущес­твлении междугородной пере­возки водителю необходимо дать возможность доехать до со­ответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть уве­личена до 12 часов.

    Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой авто­мобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха во­дителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

    При привлечении к сверхуроч­ным работам общая продолжи­тельность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, уста­новленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

    Ежедневная продолжитель­ность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превы­шать 10 часов, а в условиях гор­ной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не мо­жет превышать 8 часов.

    При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работ­никами представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продол­жительность управления авто­мобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммар­ная продолжительность управ­ления автомобилем за две не­дели подряд не должна превы­шать 90 часов.

    После первых трех часов неп­рерывного управления автомо­билем (например, на междуго­родных перевозках) предусмат­ривается остановка для кратков­ременного отдыха водителя про­должительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности пре­дусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управле­нии автомобилем для кратков­ременного отдыха водителя и их продолжительность указывают­ся в задании по времени на дви­жение и стоянку автомобиля.

    При предоставлении водите­лю перерыва для отдыха и пита­ния указанные кратковременные остановки водителя для от­дыха не предусматриваются.

    Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подго­товительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

    Время охраны груза и автомо­биля засчитывается водителю в рабочее время в размере не ме­нее 1/3. Конкретная продолжи­тельность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с работником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    Если перевозка на одном ав­томобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.

    Соглашением между работодателем и водителем мо­жет быть установлен иной поря­док учета времени стоянки с од­новременной охраной груза и автомобиля.

    Время присутствия на рабо­чем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей, засчитывается ему в рабо­чее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продол­жительность времени присут­ствия на рабочем месте водите­ля, когда он не управляет авто­мобилем при направлении в рейс двух водителей, засчиты­ваемого в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    Время отдыха водителей ус­танавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    Водители пользуются правом на:

    • Перерывы в течение рабо­чей смены для отдыха и питания.
    • Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федера­ции.
    • Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

    Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала рабо­ты.

    При установленной графи­ком продолжительности ежедневного рабочего времени бо­лее 8 часов водителю предос­тавляется два перерыва для от­дыха и питания общей продол­жительностью не более 2 часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность пе­рерывов) устанавливается рабо­тодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работни­ками представительным орга­ном, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом до­говоре или приложении к нему.

    Продолжительность ежеднев­ного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продол­жительности времени работы в предшествующий отдыху рабо­чий день (смену).

    На междугородных перевоз­ках при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневного (меж­дусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей сме­ны, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим уве­личением времени отдыха не­посредственно после возвраще­ния к месту постоянной работы.

    Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосред­ственно следовать за ежеднев­ным отдыхом, притом суммар­ная продолжительность време­ни отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

    При суммированном учете ра­бочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного от­дыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных не­дель этого месяца.

    В случае установления води­телям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еже­недельного непрерывного отды­ха должна быть не менее 42 ча­сов.

    В праздничные дни допуска­ется работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случа­ях, когда приостановка работы невозможна по производствен­но-техническим условиям (неп­рерывно действующие органи­зации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

    При суммированном учете ра­бочего времени работа в празд­ничные дни по графику включа­ется в норму рабочего времени учетного периода. Графики ра­боты составляются для всех во­дителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабоче­го времени и доводятся до све­дения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время пе­рерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедель­ного отдыха. График работы (сменности) водителей утверж­дается администрацией автот­ранспортного предприятия. Об изменении графика работы во­дителя он должен быть постав­лен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

    Автотранспортное предпри­ятие обязано обеспечить мини­мальные, в пределах установ­ленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

    Отдел эксплуатации автотра­нспортного предприятия, вы­полняющего грузовые перевоз­ки, с целью обеспечения безо­пасности движения автотранс­порта осуществляет:

    1.Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры во­дителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
    2. Обеспечение водителей пе­ред выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
    3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
    4. Регулярные проверки нали­чия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обя­зательной отметкой в путевом листе.
    5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологичес­кие условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, зано­сы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
    6. Контроль за режимом тру­да и отдыха водителей.
    7. Установление режима ра­боты и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
    8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
    9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
    10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

    Формы организации тру­да водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

    1. Работа водителей организу­ется по индивидуальному или бригадному методу организа­ции груда.
    Бригады водителей создают­ся по принципу обслуживаемых объектов путем объединения во­дителей, занятых вывозом про­дукции с предприятий-изготови­телей, железнодорожных стан­ций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет брига­дир. Состав бригады и количест­во подвижного состава, закреп­ленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима ра­боты пунктов переработки гру­зов.
    2. На регулярных междугород­ных маршрутах должны приме­няться следующие системы ор­ганизации труда водителей:

    • одиночная езда - в автомо­биле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
    • сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
    • сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах про­тяженностью более 250 км.

    Для непрерывной регистра­ции пройденного пути и скорос­ти движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых ав­тотранспортных средствах уста­навливаются тахографы.

    Прави­ла использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверж­дены приказом Министра транс­порта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введе­ны в действие е целях реализа­ции постановления Правитель­ства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности меж­дугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливае­мых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международ­ных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

    Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназ­наченных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требо­ваниям Европейского соглаше­ния, касающегося работы экипа­жей транспортных средств, осу­ществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транс­портных организаций возлагает­ся ряд дополнительных обязанностей.

    Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе та­рифно-квалификационных ха­рактеристик по общеотрасле­вым профессиям рабочих утве­рждены характеристики на води­телей автомобилей 4-6 разря­дов.

    Так, водитель грузового ав­томобиля 4-го разряда выпол­няет следующие работы:

    1. Управление грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по сум­марной грузоподъемности ав­томобиля и прицепа).
    2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материала­ми и охлаждающей жидкостью.
    3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную органи­зацию).
    4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, разме­щением и креплением груза в кузове автомобиля.
    5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
    6. Оформление путевых документов.
    7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специали­зированной службы техническо­го обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

    Работа водителя автомоби­ля 5-го разряда заключается в следующем:

    1. Упражнение грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоез­дом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
    2. Устранение возникших во время работы на линии эксплутационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механиз­мов.
    3. Выполнение регулировоч­ных работ в полевых условиях при отсутствии технической по­мощи.
    4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы техническо­го обслуживания автомобилей.
    При этом он тарифицируется на один разряд выше).

    Водителю присваивается 6 разряд, если он осущес­твляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъем­ностью свыше 40 тонн (автопо­ездов - по суммарной грузо­подъемности автомобиля и прицепа).

    1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
    2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
    3. Причины, способы обнару­жения и устранения неисправ­ностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
    4. Порядок проведения техни­ческого обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
    5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
    6. Правила обкатки новых ав­томобилей и после капитального ремонта.
    7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.
    8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
    9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
    10. Устройство радиоустанов­ки и компостеров.
    11. Правила подачи автомо­билей под по грузку-разгрузку.
    12. Правила заполнения пер­вичных документов по учету работы обслуживаемого автомо­биля

    Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

    1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
    2. Основные виды опасности.
    3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
    4. Меры, принимаемые пос­ле дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного дви­жения, основные знания в об­ласти использования защитного оборудования, пр.).
    5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
    6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
    7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

    • четкую ра­боту автотранспортных средств
    • безопасность перевозок грузов
    • полное использование нормы рабочего времени за учетный период
    • соблюдение установ­ленных трудовым законодатель­ством продолжительности рабо­чего дня, порядка предоставле­ния отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую про­изводительность труда

    Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

    • подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении
    • время на проведение предрейсового медицинского осмотра
    • танспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы

    В целом состав рабочего вре­мени водителя выглядит следу­ющим образом:

    1. Время управления автомо­билем.
    2. Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
    3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
    4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
    5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
    6. Время простоев не по вине водителя.
    7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
    8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на ко­нечных и промежуточных пунк­тах при осуществлении между­городных перевозок, в случае если такие обязанности предус­мотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с во­дителем.
    9. Время присутствия на ра­бочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей.
    10.Время в других случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

    Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетче­ра автотранспортного предпри­ятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

    Режим груда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, устанавливают в соответ­ствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха води­телей автомобилей, утвержден­ным постановлением Министер­ства труда и социального разви­тия РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01).

    Действие этого По­ложения распространяется на водителей, работающих по тру­довому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на терри­тории Российской Федерации:

    • организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведом­ственной подчиненности (за исключением водителей, заня­тых на международных перевоз­ках, а также работающих в сос­таве вахтовых бригад при вахто­вом методе организации работ)
    • предпринимателям, осущес­твляющим на территории Рос­сийской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомоби­ли для обеспечения собствен­ных производственных нужд.

    В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями тру­дового договора (контракта), трудовым распорядком или гра­фиком работы.

    Нормальная продолжитель­ность рабочего времени водите­лей не может превышать 40 ча­сов в неделю.

    Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, про­должительность ежедневной ра­боты (смены) не может превы­шать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неде­ле с одним выходным днем - 7 часов.

    В тех случаях, когда по усло­виям производства (работы) не может быть соблюдена установ­ленная ежедневная или ежене­дельная продолжительность рабочего времени, водителям мо­жет устанавливаться суммиро­ванный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Реше­ние об установлении суммиро­ванного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии, по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    При суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневной работы (смены) водителям может ус­танавливаться не более 10 ча­сов.

    В случае, когда при осущес­твлении междугородной пере­возки водителю необходимо дать возможность доехать до со­ответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть уве­личена до 12 часов.

    Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой авто­мобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха во­дителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

    При привлечении к сверхуроч­ным работам общая продолжи­тельность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, уста­новленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

    Ежедневная продолжитель­ность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превы­шать 10 часов, а в условиях гор­ной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не мо­жет превышать 8 часов.

    При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работ­никами представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продол­жительность управления авто­мобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммар­ная продолжительность управ­ления автомобилем за две не­дели подряд не должна превы­шать 90 часов.

    После первых трех часов неп­рерывного управления автомо­билем (например, на междуго­родных перевозках) предусмат­ривается остановка для кратков­ременного отдыха водителя про­должительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности пре­дусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управле­нии автомобилем для кратков­ременного отдыха водителя и их продолжительность указывают­ся в задании по времени на дви­жение и стоянку автомобиля.

    При предоставлении водите­лю перерыва для отдыха и пита­ния указанные кратковременные остановки водителя для от­дыха не предусматриваются.

    Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подго­товительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

    Время охраны груза и автомо­биля засчитывается водителю в рабочее время в размере не ме­нее 1/3. Конкретная продолжи­тельность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с работником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    Если перевозка на одном ав­томобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.

    Соглашением между работодателем и водителем мо­жет быть установлен иной поря­док учета времени стоянки с од­новременной охраной груза и автомобиля.

    Время присутствия на рабо­чем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей, засчитывается ему в рабо­чее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продол­жительность времени присут­ствия на рабочем месте водите­ля, когда он не управляет авто­мобилем при направлении в рейс двух водителей, засчиты­ваемого в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

    Время отдыха водителей ус­танавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    1. Перерывы в течение рабо­чей смены для отдыха и питания.
    2. Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федера­ции.
    3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

    Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала рабо­ты.

    При установленной графи­ком продолжительности ежедневного рабочего времени бо­лее 8 часов водителю предос­тавляется два перерыва для от­дыха и питания общей продол­жительностью не более 2 часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность пе­рерывов) устанавливается рабо­тодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работни­ками представительным орга­ном, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом до­говоре или приложении к нему.

    Продолжительность ежеднев­ного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продол­жительности времени работы в предшествующий отдыху рабо­чий день (смену).

    На междугородных перевоз­ках при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневного (меж­дусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей сме­ны, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим уве­личением времени отдыха не­посредственно после возвраще­ния к месту постоянной работы.

    Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосред­ственно следовать за ежеднев­ным отдыхом, притом суммар­ная продолжительность време­ни отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

    При суммированном учете ра­бочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного от­дыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных не­дель этого месяца.

    В случае установления води­телям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еже­недельного непрерывного отды­ха должна быть не менее 42 ча­сов.

    В праздничные дни допуска­ется работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случа­ях, когда приостановка работы невозможна по производствен­но-техническим условиям (неп­рерывно действующие органи­зации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

    При суммированном учете ра­бочего времени работа в празд­ничные дни по графику включа­ется в норму рабочего времени учетного периода. Графики ра­боты составляются для всех во­дителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабоче­го времени и доводятся до све­дения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время пе­рерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедель­ного отдыха. График работы (сменности) водителей утверж­дается администрацией автот­ранспортного предприятия. Об изменении графика работы во­дителя он должен быть постав­лен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

    Автотранспортное предпри­ятие обязано обеспечить мини­мальные, в пределах установ­ленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

    Отдел эксплуатации автотра­нспортного предприятия, вы­полняющего грузовые перевоз­ки, с целью обеспечения безо­пасности движения автотранс­порта осуществляет:

    1.Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры во­дителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
    2. Обеспечение водителей пе­ред выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
    3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
    4. Регулярные проверки нали­чия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обя­зательной отметкой в путевом листе.
    5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологичес­кие условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, зано­сы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
    6. Контроль за режимом тру­да и отдыха водителей.
    7. Установление режима ра­боты и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
    8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
    9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
    10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

    Формы организации тру­да водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

    1. Работа водителей организу­ется по индивидуальному или бригадному методу организа­ции груда.
    Бригады водителей создают­ся по принципу обслуживаемых объектов путем объединения во­дителей, занятых вывозом про­дукции с предприятий-изготови­телей, железнодорожных стан­ций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет брига­дир. Состав бригады и количест­во подвижного состава, закреп­ленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима ра­боты пунктов переработки гру­зов.
    2. На регулярных междугород­ных маршрутах должны приме­няться следующие системы ор­ганизации труда водителей:

    • одиночная езда - в автомо­биле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
    • сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
    • сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах про­тяженностью более 250 км.

    Для непрерывной регистра­ции пройденного пути и скорос­ти движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых ав­тотранспортных средствах уста­навливаются тахографы.

    Прави­ла использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверж­дены приказом Министра транс­порта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введе­ны в действие е целях реализа­ции постановления Правитель­ства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности меж­дугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливае­мых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международ­ных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

    Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназ­наченных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требо­ваниям Европейского соглаше­ния, касающегося работы экипа­жей транспортных средств, осу­ществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транс­портных организаций возлагает­ся ряд дополнительных обязанностей.

    Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе та­рифно-квалификационных ха­рактеристик по общеотрасле­вым профессиям рабочих утве­рждены характеристики на води­телей автомобилей 4-6 разря­дов.

    Так, водитель грузового ав­томобиля 4-го разряда выпол­няет следующие работы:

    1. Управление грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по сум­марной грузоподъемности ав­томобиля и прицепа).
    2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материала­ми и охлаждающей жидкостью.
    3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную органи­зацию).
    4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, разме­щением и креплением груза в кузове автомобиля.
    5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
    6. Оформление путевых документов.
    7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специали­зированной службы техническо­го обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

    Работа водителя автомоби­ля 5-го разряда заключается в следующем:

    1. Упражнение грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоез­дом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
    2. Устранение возникших во время работы на линии эксплутационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механиз­мов.
    3. Выполнение регулировоч­ных работ в полевых условиях при отсутствии технической по­мощи.
    4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы техническо­го обслуживания автомобилей.
    При этом он тарифицируется на один разряд выше).

    Водителю присваивается 6 разряд, если он осущес­твляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъем­ностью свыше 40 тонн (автопо­ездов - по суммарной грузо­подъемности автомобиля и прицепа).

    1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
    2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
    3. Причины, способы обнару­жения и устранения неисправ­ностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
    4. Порядок проведения техни­ческого обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
    5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
    6. Правила обкатки новых ав­томобилей и после капитального ремонта.
    7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.
    8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
    9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
    10. Устройство радиоустанов­ки и компостеров.
    11. Правила подачи автомо­билей под по грузку-разгрузку.
    12. Правила заполнения пер­вичных документов по учету работы обслуживаемого автомо­биля

    Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

    1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
    2. Основные виды опасности.
    3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
    4. Меры, принимаемые пос­ле дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного дви­жения, основные знания в об­ласти использования защитного оборудования, пр.).
    5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
    6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
    7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

    • Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.
    • Своевременная установка, замена и надлежащее за­полнение регистрационных листов, а также обеспе­чение их сохранности.
    • Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
    • При выходе тахографа из строя ведение записи ре­жима труда и отдыха на обороте своего регистраци­онного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспо­ртной организации.
    • Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистраци­онных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством.

    Предоставление возможности сотрудникам инспек­тирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки

    Обязанности транспортной организации

    • Выдача водителям достаточного количества регист­рационных листов установленного образца, пригод­ных для использования е тахографе, которым обору­довано транспортное средство, имея при этом в ви­ду персональный характер регистрационных листов.
    • Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 меся­цев со дня последней записи и свидетельства о про­верках тахографов - в течение 3 лет с момента их вы­дачи.
    • Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресе­чению.
    • Предъявление заполненных регистрационных лис­тов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.

    Обеспечение исправных тахографов, установлен­ных на транспортных средствах.