Руководства, Инструкции, Бланки

Письмо Кипу Это Образец img-1

Письмо Кипу Это Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1623 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как называется узелковое письмо?

Как называется узелковое письмо?

Узелковое письмо является одной из трех самых древних систем письменной передачи информации. Корректнее всего обозначить его как предметно-письменную систему хранения и передачи данных. Изначально оно применялось для счета и ведения календаря, затем эволюционировало в полноценную форму письменности. Самая развитая система хранения данных с помощью узлов и нитей – узелковое письмо древних перуанцев или инков.

Как называется узелковое письмо? В чем оно заключается?

Узелковое письмо – это древний вид счетной системы. Оно также использовалось для упрощения запоминания большого объема информации, а в некоторых культурах даже переросло в примитивную, но эффективную письменность.

В различных культурах узелковое письмо выглядит и называется по-разному, кроме того, оно может выполнять различные функции. Например, самая развитая система под названием «кипу» принадлежала народам, жившим на территории Анд. Основной культурой, предположительно создавшей кипу, были племена инков. Узелковое письмо индейцев Северной Америки называется «вампум» и имеет несколько иную форму и содержание, чем кипу.

Кроме индейских народов узелковая письменность, как носитель информации, была широко развита в Китае. В Древнем Вавилоне ее использовали для обрядов и других религиозных и мистических целей. Существуют предположения, что узелковое письмо было формой письменности славян, до крещения Руси. Также есть ряд исторических доводов, поддерживающих теорию существования узелкового письма в религиозной системе Индии.

Основные цели узелкового письма

Изначально узелковое письмо древних перуанцев выглядело крайне примитивно и использовалось как система счета и, возможно, как знаковая передача информации. Первые кипу состояли из нескольких нитей с небольшим количеством узлов.

С развитием цивилизации инков усложнилось и кипу. Информация стала различаться по количеству нитей и узелков, размерам и расположению узелков и даже по цветам нитей. По мнению некоторых историков, вся древняя цивилизация инков и соседних народов управлялась с помощью кипу. В них были зашифрованы законы, карты местности, данные о налогах и о военной силе. Также посредством узелкового письма осуществлялось управление страной.

Очень часто узелковое письмо использовалось для ведения календарей. В Китае оно заменяло современные органайзеры и ежедневники. В Вавилоне узлы использовали в различных обрядах и во время колдовства. Во многих культурах во время ритуальных обрядов и песнопений использовались мнемонические четки с различным количеством узлов и бусин, которые помогали жрецам запомнить сложные слова и движения и не запутаться на протяжении церемонии.

Южноамериканские индейцы: кипу

Инки завязывали узлы на шерстяных или хлопчатобумажных нитях. Одна нить была основой кипу и на нее навязывались другие, которые и являлись носителем информации. Узелковое письмо перуанцев (кипу) считается одним из трех самых древних видов человеческой письменности, сразу после древнеегипетской и шумерской. Первое кипу, найденное на территории современного Перу, датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

До 1923 года историки считали кипу уникально развитой счетной и календарной системой, однако работа Лесли Локка доказала, что на самом деле это своеобразная и достаточно богатая письменность. К сожалению, нечисловые символы очень трудно расшифровать, и существуют лишь предположения об их значении. Такая трудность связана с теорией о том, что кипу не пытались воспроизводить язык фонетически, а полагались на систему мнемонических и числовых знаков – словно шифр или система кодов.

Если современная наука легко представляет себе использование кипу в качестве бухгалтерских бумаг и календаря, то гораздо сложнее «прочесть» законодательные кипу. Существуют неопровержимые доказательства того, что с помощью кипу осуществлялось административное управление и велись судебные записи – как жалобы, так и приговоры; это в очередной раз доказывает насколько комплексно было узелковое письмо древних инков.

Североамериканские индейцы: вампум

Технику записи и передачи информации, которой пользовались многие североамериканские племена индейцев, сложно назвать узелковым письмом, поскольку вместо узелков она чаще всего использовала бусины. Нанизанные на нитки бусины – вампумы – являлись не только носителями информации, но могли использоваться в качестве валютных единиц.

Существуют сохранившиеся договоренности между индейскими племенами ирокезов и делаваров, и даже договор между делаварами и квакерами, записанные на вампум. Еще одной исторической ценностью вампумов для североамериканских племен было то, что на них записывались основные события истории племени, и старейшины делились ими с молодыми соплеменниками. Достоверно известно, что не все ирокезы и индейцы из соседних племен могли читать и составлять вампумы – это было прерогативой вождей и старейшин.

Мезоамерика

Основной древней культурой Мексики была цивилизация майя, которая, по основным историческим данным, была слишком развита для того, чтобы использовать узелковое письмо. Майя создали полноценную фонетическую словесно-слоговую письменность. Однако самые ранние кодексы и первые записи датируются третьим веком до н. э. в то время как первые узелковые записи кипу старше почти на три тысячи лет.

Существует теория о существовании докодексовых узелковых записей, которую впервые озвучил Луи Боден в 1928 году, она предполгает, что до создания более развитой письменности и системы исчисления племена майя использовали узлы и нити. Кроме индейцев майя, на среднеамериканском континенте существовал ряд других, менее развитых культур, которые использовали узелковое письмо в различных целях (в повседневной жизни и в обрядово-религиозной системе).

Китай

Существование в Древнем Китае узелковой письменности однозначно не доказано – не сохранилось ни одного экземпляра или достойного описания китайской системы узелкового письма. Прообраз китайской иероглифической письменности появился достаточно рано, в государстве Шан-Инь, которое является первой ступенью в историческом развитии Китая. В результате раннего становления развитой письменности узелковое письмо кануло в Лету и не использовалось ни в одной сфере жизни китайского народа.

Единственные доказательства его существования – упоминания в летописях и учениях Лао-цзы. Из этих скудных данных можно заключить лишь то, что узелковое письмо было и чаще всего использовалось в качестве современного органайзера – на веревке завязывались узлы, обозначающие дни и дела, которые человек должен выполнить – чем больше узел, тем важнее дело.

У других народов

Исторически доказано существование узелковой системы передачи информации в Микронезии, где узлы особенно часто использовались в создании карт. В Вавилоне узлы использовались в колдовских ритуалах, похожую цель выполняли славянские «наузы» — узлы, вязавшиеся на оружие с целью укрепить его и ослабить вражеское.

Идея существования узелкового письма у славян никем не доказана и подтверждена лишь косвенно, в то время как доказательства ее использования в Индии существуют по сей день. В тантризме ритуал посвящения состоит из навязывания узлов на три нити разного цвета, каждая нить и каждый отдельный узел (а всего их 27) имеют собственную символику.

Хранение информации с помощью нитей и узлов упоминается в финском и эстонском народном творчестве. В некоторых скандинавских сказаниях и мифах нить играет роль носителя не только информации, но и человеческих судеб.

Славяне

Фольклорные, лингвистические и другие косвенные доказательства послужили основой возникновения теории о существовании узелкового письма у славян и их предков. Сторонники этой теории приводят в качестве доказательств устойчивые выражения: «узелок на память», «нить повествования» или «путать смысл», а также сказочный клубок-путеводитель Бабы-Яги.

Кроме этого, существуют различные археологические находки с изображением сложных фигурных узлов. По мнению А. Барашкова, автора статьи «Узелковое письмо древних славян» 1992 года, доказательством развитой узелковой письменности являются и изображения, украшающие первые славянские рукописи – сложные сплетения нитей и прутьев, образующие разные и часто повторяющиеся узлы и фигуры. Барашков полагает, что каждому из этих узлов соответствовало свое значение.

Финны

Существование узелкового письма у финнов и карелов подтверждается несколькими отрывками из «Калевалы», рассказывающими о том, как сказание или песнь берутся из размотанного клубка, или наоборот – песни, напетые природой, плетутся сказителем в клубок и хранятся в медном ларце. Образы из финского эпоса чрезвычайно схожи со славянскими фольклорными картинами и некоторыми устойчивыми выражениями, вроде «наврать с три короба» или «что сказал, то на нить нанизал».

Несмотря на примитивность узелкового письма, оно нашло свое применение во многих культурах, никак не связанных между собой, и это может говорить лишь об универсальности и удобстве метода как для счетной, так и для мнемонической и даже языковой системы.

Добавить комментарий

Другие статьи

ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА - Студопедия

ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА

Письмо относится к величайшим изобретениям человечест­ва. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда обще­ние звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Глав­ные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение (без специаль­ных технических усовершенствований, как рупор, громкогово­ритель и, наконец, телефон, радио) возможно только на ограни­ченном радиусе от говорящего, в пределах слышимости речи;

что же касается преодоления времени, то уже давно сложились поговорки о преимуществах письма перед устной речью: “Слово не воробей: вылетит — не поймаешь”, но “Что написано пером, не вырубишь топором”, что примерно соответствует латинской поговорке: Verba volant — scripta manent — “Слова летают, над­писи остаются”. И происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отно­шениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Тем самым послания (“письма”) и надгробно-триумфальные надписи — первейшие виды письменности. Но первые (т. е. письма) так же “мимолетны”, как и слова устного языка, и мы можем их изучить лишь по живой практике тех пле­мен, которые до последнего времени пользовались такими вида­ми письма (это лингвист может почерпнуть у этнографов); вто­рые же (т. е. мемориальные надписи) доступны непосредственному наблюдению (надписи на скалах, на стенах ископаемых пещер, надгробные плиты, триумфальные арки и т. п.).

Являясь дополнительным средством общения к устному ре­чевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком.

Вопреки мнению некоторых ученых, прежде всего следует отвергнуть возможность появления письма до языка. Без языка нет человека, а тем самым не может быть и письма. Письмо на всех этапах развития человека — добавочный, вторичный способ общения. Но это отнюдь не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой — очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать эле­ментов языка, но тем не менее быть орудием общения. Первич­но, очевидно, возникли “послания”, которые очень мало напо­минали наши письма. Так, греческий историк Геродот (V в. до н. э.) писал, что скифы направили персам, с которыми воевали, “послание”, состоявшее из настоящих живых зверей и птиц (ля­гушка, мышь, птица) и пяти настоящих стрел, что означало: “Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, пря­таться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осы­паны нашими стрелами, как только вступите на нашу землю”. Это пример символической сигнализации, где каждая вещь что-либо прямо символизирует (“птица” — “летать” и т. п.), общий смысл такого послания был разгадан жрецами Дария, царя пер­сидского, не только исходя из этой прямой символизации, но и из знания “контекста”: кто такие скифы, где они живут, как воюют и т. д.

Наряду с этой символической сигнализацией существует и условная сигнализация, когда сами “вещи” ничего не выражают, а используются как условные знаки.

Таково перуанское письмо кипу: палочка с навязанными разноцветными шнурками с узелками, которую можно послать с гонцом как письмо (см. рис. 16), или ирокезское письмо в а м п у м: пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера (см. рис. 17).

О “значении” узелков на шнурках и комбинаций ракушек, конечно, надо заранее договориться тому, кто посылает такое “письмо”, и тому, кто его получает.

Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических (оптический — от греческого optikos — “зрительный”) знаков, т. е. знаков, воспринимаемых глазом; под это определение подходит не только собственно письмо и печать, а также и любые воспро­изведения письменных и печатных знаков, например рекламные “надписи” из неоновых трубок на магазинах или из консервных банок на витрине, из декоративных цветов или разноцветных камешков на клумбах, эскадрильи самолетов, построенные в виде букв, образующих какое-нибудь слово, но и всевозможные ды­мовые, световые, цветовые сигналы, например семафоры, све­тофоры, морские и речные сигналы флагами и фонарями и т. п.

Собственно письмо, т. е. начертательное письмо, связанное с использованием для общения графических (графический — от греческого graphikos — “начертательный”) знаков (картинок, значков, букв, цифр), образует более узкий круг.

Начертательное письмо в разных своих формах или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком сред­ством общения, так как не отражает в графике языковых форм.

Кипу - узелковая веревочная письменность индейцев

Николай Николаевич Непомнящий

Центральная и Южная Америка

КОМПЬЮТЕР ИЗ ВЕРЕВОЧЕК

Долгое время считалось, что одна из величайших древних цивилизаций — империя инков — была «всего лишь» цивилизацией бронзового века, не знавшей письменности. Но прошлым летом вышла в свет книга гарвардского профессора Гари Уртона «Знаки инкского кипу», в которой утверждается, что у инков письменность все-таки имелась, правда, особая, замаскированная под цветные веревочки, завязанные в узелки. Речь идет об узелковом письме кипу (на кечуа — языке инков — «quipu» означает «узел»). Вслед за Уртоном все больше ученых склоняются к мысли, что с кипу все не так просто.

Конец XVI в. На завоеванных землях Южной Америки хозяйничают испанские конкистадоры. Однажды на пути троих испанцев, спешивших по делам, появился пожилой индеец. Судя по одежде, он был представителем местной знати. Завидев чужестранцев, индеец попытался спрятать что-то в складках одежды. Но конкистадоры успели заметить его попытку и, не церемонясь, выхватили у него то, что он пытался уберечь от чужих глаз. К изумлёникг испанцев, в руках у них оказалась связка разноцветных веревочек с узелками. Конкистадоры, удивленно переглянувшись, спросили у индейца, что это такое. Инка, увидев, что деваться ему некуда, с достоинством ответил: «Здесь записаны все дела завоевателей — как дурные, так и добрые».

Очень не понравился такой ответ испанцам. Решено было индейца сурово наказать за дерзость, а «компромат» — таинственные узелки — на всякий случай уничтожить. Так было положено начало повсеместному изъятию и уничтожению уникальных памятников культуры великой цивилизации — образцов узелкового письма инков.

Испанцы объявили кипу объектом языческого поклонения, хотя сами были уверены, что в них содержится важная информация. Но попытки расшифровать ее ни к чему не приводили. Самые видные специалисты по тайнописи безуспешно бились над узелками. А ведь у самих инков были специальные люди — кипукамайоки (хранители кипу), которые могли получать необходимую информацию, с невероятной скоростью перебирая пальцами узелки. Но они нерушимо хранили свои тайны.

Тогда и появилась среда европейцев легенда, в которой говорилось о том, что кипу не что иное, как проклятие завоевателям, созданное хитроумными инками в отместку за разрушенное государство. Постепенно все успокоились на том, что кипу является всего лишь декоративным элементом, одежды. В крайнем случае — примитивной системой счета («узелки на память»).

Начало планомерному изучению кипу было положено только в 1923 г. когда узелками заинтересовался историк Лиланд Локк. Он полностью отверг мнение о декоративности кипу. Но Локк рассматривал узелковое письмо только как способ передачи математических данных, и понадобился не один десяток лет, чтобы изменить этот взгляд. Сейчас многие ученые полагают, что цветные узелки инков постепенно развивались в сложную систему трехмерной письменности (наподобие азбуки БрайЛя).

На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу — это особая форма письменности. По подсчетам ученых, кипу содержит около полутора тысяч единиц информации — отдельных знаков. То есть немногим больше, чем в шумеро-вавилонской клинописи, и почти вдвое больше, чем в египетской иероглифике или иероглифах майя.

Математики определили, что при создании кипу инки использовали бинарную кодировку, наподобие той, которая лежит в основе современных компьютерных языков. Неужели представители древней цивилизации создали веревочный компьютер. Ученые также полагают, что если кипу — действительно форма письменности, то она не передает обычную разговорную речь, а является чем-то вроде нотной записи или того же компьютерного кода.

Уже упоминавшийся Гари Уртон в своей книге утверждает, что по меньшей мере дюжина древних документов, относящихся к истории инков, переведена на письменный язык с кипу. Загвоздка только в том, что никому пока не удалось определить, какие именно документы с каких именно кипу переведены.

Расшифровка кипу предоставила бы ученым поистине уникальные возможности для подробного изучения истории и культуры империи инков, остающейся на сегодня одной из самых таинственных цивилизаций. Поэтому попытки расшифровать узелковое письмо не прекращаются.

Заканчивает работу над книгой, посвященной кипу, Гален Брокоу — сотрудник отделения романских языков и литературы в Колледже искусств и наук при университете В Баффало.

Опираясь на выводы Уртона, Брокоу пришел к мнению, что первым шагом к пониманию кипу должно быть сравнение сохранившихся образцов кипу с инкскими хрониками. Книга, в которой Брокоу исследует знаменитую хронику Гуаман Помы, которая, как он считает, была переведена с кипу, обещает стать настоящей сенсацией.

Узелковое письмо: кипу

Узелковое письмо: кипу

Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.

Кипу: первые упоминания

Впервые о том, что, возможно, индейская письменность имеет кардинальные отличия от системы, принятой в Европе, задумались еще в XVI веке. И в 1533 году конкистадор Эрнандо Писарро сообщил испанскому королю, что инки используют особую систему письма и счета. Информацию коренные жители американского континента хранили в виде разноцветных веревок с навязанными на них всевозможными узелками, которые назывались кипу. С ними Писарро столкнулся во время похода за сокровищами Пачакамака. Он отметил, что узелковое письмо служит индейцам как для подсчета расходов и доходов, так и для передачи различных данных, начиная от успехов отдельных поселений в охоте и торговле и заканчивая описаниями военных традиций.

Древнейшие образцы узелковой письменности

Наиболее старое кипу обнаружил археолог Рут Марта Шейди Солис. Проводя раскопки в Карале, ему удалось найти образец, который датируется началом III тысячелетия до н.э. После шумерской клинописи и египетского иероглифического письма это прото-кипу является самым древним свидетельством о наличии письменности у коренного населения североамериканского континента. Радиоуглеродный анализ показал, что остальные кипу, которые были найдены в процессе археологических раскопок, были созданы приблизительно в XVIII-X веке н.э. При этом настолько большой промежуток между датами происхождения этих образцов узелкового письма ученые не могут объяснить до сих пор.

Код индейского узелкового письма

В 2006 году Гэри Эртон, известный американский исследователь, разгадал код кипу. Наиболее близко он напоминает знакомые нам двоичную и десятичную системы исчисления. На узелках, которые удалось обнаружить в поселениях инков, ученый насчитал 128 вариаций узлов или 2 в 7 степени. Но расшифровка индейского письма оказалась делом весьма нелегким – к тому времени, как историки решили заняться этим вплотную, никого из тех, кто умел читать узелковое письмо, не осталось в живых.

Однако кое-что все же удалось установить. Большая часть данных, хранящихся в кипу, являются числами, представленными в десятичной системе. Но некоторые особенности узелкового письма, такие как цвет, несли в себе нечисловую информацию. Также было установлено, что кипу не было предназначено для передачи фонетики языка индейцев, как это прослеживается в письменности большинства народов мира. В то же время, узелковое письмо было способно передать достаточно полную картину мира – расшифрованные индейские «записи» говорили не только о количестве жителей или продовольственных запасов в отдельных поселениях, но и о самой природе, ее потенциале и различных опасностях, подстерегающих человека.

Этапы и формы развития письма - Реферат, страница 1

Буквенно-звуковое письмо………………….….………… 12

Список литературы……………………………………………. 16

С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще, как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу.

В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью.

Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего. Письмо все время развивается, поэтому его необходимо изучать.

Письмо – это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи – целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки.

Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации.

Язык есть система знаков, являющийся основным средством общения. Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

Главная цель работы - рассмотреть историю развития мирового письма.

Объектом данного реферата является письмо, его происхождение, развитие, а задачей – рассмотрение стадий возникновения письменности. От зарождения до его современного состояния.

Этапы и формы развития письма

2.1. Корни письма

Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Письмо, которым мы пользуемся в настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и прошло всевозможные ступени развития на пути к достижению совершенства.

Прототипом письменности являлись символические предметы и условные мнемонические знаки, еще употребляемые у дикарей. Примерно с IX по II тысячелетия до н. э. люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни) для “записи” и учета скота, т.е. открыли предметное письмо.

На протяжении древней истории возникало множество примитивных типов и систем письма, и большинство из них не имеет ничего общего с современным письмом. Древние изобретения человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называются предписьменностями. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо.

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы и кипу.

Североамериканские индейцы, чтобы передавать информацию использовали вампумы. Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения.

С помощью поясов вампум племена американских индейцев составляли договоры, заключали союзы и уполномочивали послов. Обычно представитель индейского племени, заключая договор, приносил с собой пояс – вампум и в течение своей речи старался закрепить в сознании слушателей связь между выраженными мыслями и определенными раковинами. Вампум оставался у вождя, который хорошо помнил, кто его принес и что при этом говорил. Индейцы с точностью могли указать на вампуме место соответствующее той или иной части речи посла, принесшего пояс.

Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков просто имело слишком необычный вид. Оригинальное порождение инкской культуры – кипу (узелковое письмо). Это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Например, бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – воинов и т.д. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна.

Кроме кипу и вампум у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками, которые использовались, по мнению ученых, как для счета, так и для закрепления разного рода отношений.

Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.

Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени. Однако они еще не были письмом в подлинном смысле этого слова.

2.2. Пиктографическое письмо

Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений. Это был самый простой способ письма, появившийся, как считается, еще в палеолите. Это так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus – нарисованный и от греческого grapho – пишу).

Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3000 л. до н.э. египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Пиктографическое письмо посредством рисунка, который называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы.

Пиктография – наиболее древний способ письма. Это еще не настоящее письмо в собственном смысле слова. В нем нет ни членения на слова, ни порядка слов. При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия, причем могли быть понятны людям, говорящим на разных языках. Пиктограммы всегда понятны даже для относительно неграмотного читателя, и легки для изображения. Пиктографические знаки должны были быть очень ясными, наглядно передавать изображение конкретных предметов. Резкость линий рисунков обуславливало то, что пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, на камнях, на рогах и костях животных.

Судя по тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитывая данные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции.

Известны следующие разновидности пиктограмм:

1. различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;

2. сообщения о боевых походах, стычках, охоте;

3. разные письма, в том числе и любовные;

4. племенные летописи-хроники;

5. надгробные мемориальные надписи;

6. записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Принцип пиктографического письма сохранился и в настоящее время в виде различных знаков и рисунков (например, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях и пр.).

Но пиктография допускала разные толкования сообщений и не давала возможности передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. И в связи с развитием мышления возникает все возрастающая потребность выразить более отвлеченные понятия в языке. Это ведет к постепенному превращению рисунка в символ, в условный знак.

2.3. Идеографическое письмо

Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Таким образом, на основе пиктографического письма возникло идеографическое письмо.

Термин "идеография" (от греч. idea – "понятие" и grapho – "пишу") указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. Термин "идеография" также часто заменялся другим "логография" (от греч. logos – "речь", grapho – "пишу"), так как графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей – словом.

Но дело-то в том, что эти знаки связываются не со словами, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Поэтому идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных языках. В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также словопорядок. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

Письмо кипу это образец

MouseMia
Хаффлпафф, 1 курс
Доклад к уроку Магия языка

Способы сигнализации у разных народов.


MouseMia.
1 курс. Хаффалпаф.

Добрый вечер, уважаемая профессор Линк. Разрешите представить Вашему вниманию доклад. Надеюсь, что моя работа Вас не разочарует.

Узелковое письмо, как способ передачи информации.

В древности люди пользовались различными способами, для передачи информации на расстояние, это и сигнальные костры, и барабанный бой, и стрелы, и определенные символы. Мне же очень хочется рассказать об уникальном способе, которым пользовались Американские индейцы. Об узелковом письме, которое называлось – “кипу”, что буквально переводится, как узел. Это письмо представляло собой палку или веревку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Это письмо всегда привозил или приносил специальный человек кипу – камайок, он пояснял (читал) содержащуюся в письме информацию. И каждый правитель провинции держал на службе множество таких кипу – камайон. В их обязанности входило вести учет народа, проживающего в провинции, воинов и, податей, собранных в казну. Инки пользовались десятичной системой исчисления. У них, даже было, изображение нуля – пропуск узелка.
Так же кипу – камайон были придворными историками, с помощью узелков составляя перечень достижений и деяний правителей Инков. Именно благодаря им, мы имеем достоверную информацию об истории этого государства. До наших дней дошло высказывание одного из великих инков, Пачакутена: “Тот, кто, не умея считать узлы, мнит, что может сосчитать звезды, достоин осмеяния…” В одном из древних индейских храмов было найдено кипу весом 6 кг. Если перевести это на бумагу, то получится многотомная энциклопедия.
По свидетельству Испанских конкистадоров, завоевывавших Американский континент, кипу – камайон могли читать эти послания почти мгновенно, их пальцы скользили по узлам, рождая цифры и сообщения. “В кипу есть определенные узлы, которые они знают и с помощью них и цветов различают и все записывают, как буквами… Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух, другие – трех цветов, а другие большего числа, потому, что цвет простой или цвет смешанный – каждый имел свое особенное значение; нить плотно скручивалась из 3-4 тонких ниток, а толщиною она была с железное веретено и длинною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити – основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит какая – то нить, как – то: желтая – золото, белая – серебро, красная – воинов.” Так написано в книге Инка Гарсиласа де ла Вега “История государства инков”
Инки боялись, что испанцы узнают секрет кипу. И в своем последнем письме издали приказ: все, кто знает тайно письмо, должны сами себя убить. Их последний правитель вышел на край пропасти и бросился вниз. К сожалению, образцов кипу почти не осталось, Ведь испанцы сжигали все, что попадало им на глаза, ведь им нужно было только золото.
И, видимо, как отголосок индейского узелкового письма, мы до сих пор, завязываем узелки на память.

Событий бусинки на нитке лет.
Событий бусинки на нитке лет
Перебираю, словно четки.
Игра в вопрос, игра в ответ,
Меняет всё-от мыслей до походки.

О кипу, узелковое письмо,
Без адреса, без марки, без помарок-
Что наболело, что прошло, безжалостно,
Спокойно, величаво. Всё набело!

Лицом наружу, бреши не ищи -
Черновиков у жизни не бывает.
Дыханья пар клубясь и остывая
Мне говорит – я жив ещё, дыши
И выбор-ветер плащ мой развевает.

Мой меч – уменье дать ответ,
Мой щит – любовь.
И кони мои – Да и Нет,
Храпят, торопят, сыпят просо.

Я тку над бездной мой узор,
Мой выбор, счастье-приговор.

вплетаю бусинки и узелки
В ткань мира. Тки и тки,
Чем безупречней узелки,
Чем ряд из бусинок ровней,
Тем больше жизнь к тебе добрей.

Переберу, вернусь к началу,
О кипу, узелковое письмо,
Безжалостно, спокойно, без помарок
От сердца к разуму – в лицо.


Спасибо, за потраченное время.
С уважением MouseMia.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:

Урок 2

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО «КИПУ»

Рассказать детям о древней цивилизации инков, у которых разноцветные веревочки были письменами.

Для учащихся. красные, синие, белые, зеленые, черные, желтые нитки и карандаш.

Для учителя. «Атлас Древнего мира», географические карты. «Календарь». Ксерокопии с рисунками веревочных писем.

Предлагаемый ниже текст, библиотекарю надо превратить в живой яркий рассказ, который прерывается в основных частях вопросами и ответами детей.

Информация для учителя

Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя – Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.

Здесь надо показать из «Атласа древнего мира» страну инков, показать их архитектуру, рассказать, чем они занимались: ремеслами, земледелием. Инки добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.

Показать книгу «Календарь» («Слово», 2001). Календарь инков во многом точнее существующего в наше время. Была своя медицина, своя письменность.

Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали. что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом. Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим – коров, третьим – телят.

В греческом языке есть слово «хронос», оно означает «время». От него происходит и название средневековых записей исторических событий. Одна из форм летописей – хроники. Составителей называют хронистами.

? Какое слово еще имеет корень «хрон»? (Хронометр, синхронный и т.д .)

Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать. То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них. ».

Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамент.

В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергаменте и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.

? Что-нибудь похожее вы знаете? Почему жрецы ополчились именно на письменность?

После этого стали применять «кипу». Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».

Узелковое письмо «кипу»

Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.

В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.

? Что произошло в правление каждого из них?

Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к. испанцев интересовало только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось, ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересный случай произошел в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.

Следующий этап урока. написать на доске значение цветов:

красный – война, кровь;

белый – мир, здоровье;

черный – смерть, болезнь;

зеленый – урожай, хлеб;