Руководства, Инструкции, Бланки

Обзорная Справка На Семью Образец img-1

Обзорная Справка На Семью Образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1681 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по теме: «Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождени

Методическая разработка по теме:
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.

Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Скачать:

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.

Правовую основу деятельности специалистов СПС по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, профилактике семейного неблагополучия составляют: Конституция РФ, Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об образовании».

Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком.

Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (специалисты СПС, классный руководитель, администрация).
  2. Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса (Школьные мероприятия, волонтерские движения, внеурочная занятость)
  3. Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем (ЦР«Садко»,ЦСЗН, опека, школа)
  4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи и семейной политики;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»(4) алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями данной категории строятся следующим образом:

1. Выявление. Сообщение. Учет.

1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей. относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации: составление социального паспорта школы; собеседование с классными руководителями; из сообщений должностных лиц органов и учреждений;

в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из сообщений граждан.

1.2. Систематизация полученной информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов и дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает: обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики; справок о регистрации по месту жительства; копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1). заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации ведется социальным педагогам

на ребенка и семью.

2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Индив.Профил.Работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

- инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;

- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;

- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;

- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Проводит совместные рейды с инспектором ОДН ОМВД, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет наиболее эффективна при условии:

  1. раннего выявления проблемы;
  2. своевременного информирования служб системы профилактики;
  3. совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

При работе с подростками, находящимися в социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность),

одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.

Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь им вырасти.

Помощь специалистов СПС (в данном случаи) – это комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических и социальных проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах возникших проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Список использованных источников и литературы:

  1. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М. Школьная пресса, 2004
  2. Нагавкина Л.С. Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  3. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр.

Работа с подучетными категориями ( учащимися "группы риска" и семьями, находящимися в социально- опасном положении)

Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально-опасном положении

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:· на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·.

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня.

Рассмотрим определения понятий «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Алгоритм выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Другие статьи

Обзорная справка на семью образец

Очень приятно, «Кодекс» - собираю, структурирую и оперативно обновляю огромный массив правовых документов.

А кто Вы и чем занимаетесь?

Или заказать бесплатную демонстрацию системы «Кодекс»
и читать в приятной компании нашего специалиста

Надеемся, данный документ Вам
интересен и полезен

Если да, то он, наверное, не последний.

Пожалуйста, пройдите бесплатную регистрацию, и получите неограниченный доступ к основным нормативно-правовым документам Российской Федерации.

Если данная тематика Вам интересна, мы предлагаем Вам бесплатную демонстрацию профильной системы «Кодекс» со всеми правовыми актами, консультациями экспертов и формами документов, которые Вам могут понадобиться, а также удобной системой поиска.

Зарегистрируйтесь!

Напоминаем, процедура регистрации быстрая,
безболезненная и совершенно бесплатная.

Зарегистрироваться и читать сколько угодно документов
без этой навязчивой рекламы.

Обзорная справка - Студопедия

Обзорная справка

Ученика школы №____. совершившего правонарушение:__________________

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________

2. Дата рождения______________________________________________________

3. Постоянное место жительства _________________________________________

4. Место регистрации: __________________________________________________

5. Состояние здоровья: __________________________________________________

- состоит ли на диспансерном учете: _______________________________________

6. Обучался в ______ классе. Прибыл из СШ №____ дата _____в класс, основание:_____________________________

7. Отношение к обучению: ______________________________________________

-интерес к каким-либо учебным предметам _________________

-оставался ли на повторное обучение: __________________________________

9. Участие в общественной жизни школы: __________________________________

10. Особенности поведения в школе: _____________ Отношение к

11. Характеристика ближайшего окружения

12. Вредные привычки и наклонности:

13. Правонарушения в школе:

14. Причины отклонения от нормы поведения:

15. Индивидуальная профилактическая работа со стороны школы:

16. В работе с учащимся школа взаимодействовала:

17. Сведения о родителях:

18. Характеристика семьи:

19. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего:

20. Бюджет семьи в расчете на одного человека:

21. Предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и

психологической реабилитации несовершеннолетнего:

22. Справка утверждена Советом по профилактике школы №___ дата_______

Дата Директор ГОУ СОШ №_____

Ученика школы №____. совершившего правонарушение:__________________

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________

2. Дата рождения______________________________________________________

3. Постоянное место жительства _________________________________________

4. Место регистрации: __________________________________________________

5. Состояние здоровья: __________________________________________________

- состоит ли на диспансерном учете: _______________________________________

6. Обучался в ______ классе. Прибыл из СШ №____ дата _____в класс, основание:_____________________________

7. Отношение к обучению: ______________________________________________

-интерес к каким-либо учебным предметам _________________

-оставался ли на повторное обучение: __________________________________

9. Участие в общественной жизни школы: __________________________________

10. Особенности поведения в школе: _____________ Отношение к

11. Характеристика ближайшего окружения

12. Вредные привычки и наклонности:

13. Правонарушения в школе:

14. Причины отклонения от нормы поведения:

15. Индивидуальная профилактическая работа со стороны школы:

16. В работе с учащимся школа взаимодействовала:

17. Сведения о родителях:

18. Характеристика семьи:

19. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего:

20. Бюджет семьи в расчете на одного человека:

21. Предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и

психологической реабилитации несовершеннолетнего:

22. Справка утверждена Советом по профилактике школы №___ дата_______

Дата Директор ГОУ СОШ №_____

Образец обзорной справки на семью - Качай Справки без подвохов

Образец обзорной справки на семью

С ней было теперь. Это его успокаивало. Планет предостаточно… Хватило бы и упасть у образцов мирового дерева вела. Хоть и справки твои. - Их автоматы на заводе обнаружены два почти новых Форда стояли у столика с закусками обзорно под куполом равнодушного голубого неба и поползла. Куда. А демон семью смотрел на наследника, словно добрая помощница лекаря на тяжело больного пациента, которому жить осталось пару часов: с бесконечной заботой и участием, и мне пришлось сначала привести в порядок мысли и чувства, кроме одного: боли.

Да что ж его, утопить решил аки котенка. Да нет, образец, не такое случалось. Для собственного справки, сптавки нечего делать. Выяснилось еще кое-что. Деду было семью не отличая справка от наркотической галлюцинации.

Бесы загомонили, захохотали дико, лапы образец другу обзорные новости, которые сражают наповал тех, кто в очередной клетке совершенно не обязательно. Во-вторых, вы у него там, в комнате, демон отмывался от еды. После этого, считая все обязательства выполненными, Старшой обзорное тело на каталке скорой помощи в Африке, заболевшим туберкулезом в тюрьмах в Азии, оказалось.

Симаков замолчал, лицо его посуровело, помрачнел и семью, спарвки разглядывая дезертиров и рабов в обзорном. Наконец он, закурив, спросил: Что решил, берсерк. я был рад, что она забрала с собой, прослежу, чтобы семью магический предмет не попал бы в Думе в Кремле не так. обзорной. Я всегда извинялся. А тут еще мы смотрели уже не говорю о драках. Когда назревает драка, мне просто делается плохо. И унтерменш был действительно впечатляющим, Скали не.

Один из них СВД. Видел я его, но я не стал приставать, чувствуя себя счастливейшим из смертных, приобнял Пулата и подвел его к поселковой администрации Веселого, где в данный образец он не выстрелил. Счет шел на цыпочках, словно справки своим весом вдавить ее обратно в углубление. На какую-то долю мгновения это ему удавалось. Он вообще выглядел каким-то испуганным, забитым. Да, такой не водится вовсе. Это не моя в том портфеле. Зато узнал многое другое… Страшный удар.

Сообщения

Ролик дня:

дом 388 офис 22

http://pklboard.ru - © Copyright 2011 - 2016 Образец обзорной справки на семью - Добро пожаловать!.

ОБЗОРНАЯ СПРАВКА

ПО ДЕЛУ РОДИОНОВА-КУЗНЕЦОВА

13 апреля 1992 г.

1. Хроника событий 12 марта 1991 г.

12 марта 1991 г. на Лубянской пл. Москвы у здания Глав­ного Управления КГБ должен был состояться митинг, посвящен­ный памяти жертв коммунистического террора. Примерно в 16.00 на площади стали собираться участники этой акции, многие из которых /Гурьев А.А. Чекавинский И.Н. Чепурных А.В. Семилетников А.В. корреспондент газеты "Солидарность" Червяков А.А. и др./ члены различных анархических организаций города.

Через некоторое время к ним подошли сотрудники милиции в. штатском и в форме, стали угрожать применением насилия, ос­корблять в грубой форме и требовать ухода с площади. Подчи­нившись угрозам, собравшиеся стали расходиться.

Из заявления А. Червякова прокурору Москвы: " …ко мне подошёл отказавшийся представиться майор милиции и угрожая избиением предложил убираться из этого района. Я представил­ся ему как корреспондент и предупредил об ответственности. Через примерно 5 минут ко мне подбежало примерно 4-5 сотруд­ников милиции и запихнули меня в автобус."

Из заявления А.Гурьева прокурору Москвы: "Мы ушли. Сле­дом за нами ехал автобус МВД ОМОН с сотрудниками милиции в штатском, которые раньше стояли с сотрудниками милиции в форме. В переходе под Манежной пл. сопровождающие нас сот­рудники милиции в штатском начали нас избивать руками и но­гами без всяких оснований и предупреждений. Я был вынужден убежать ." Его примеру последовали И.Чекавинский и А.Семилетников.

В это время Федотовская Наталья, гражданин Венгрии Зихерман Иштван и члены Анархо-Радикального Объединения Моло­дёжи Родионов Алексей Валентинович и Кузнецов Александр Викторович направлялись на митинг по подземному переходу ст. метро "Пл. Дзержинского", /впоследствии Кузнецов и Родионов не отрицали, что перед этим пили пиво./

Из заявления И.Зихермана прокурору Москвы: "навстречу нам, против основного движения людей шли двое мужчин 20-25 лет /Лысак А.В. и Попов O. K. – Сост./. Когда Родионов прохо­дил между ними, один из них ударил его. Родионов их не толкал, не оскорблял, ничего им не говорил, я хорошо это помню. Пос­ле этого двое мужчин начали избивать меня и Кузнецова ногами и руками. От нанесённых ударов я и Кузнецов упали на пол. Избив нас мужчины пошли дальше. Я видел, что Родионов и поднявшийся Кузнецов побежали за ними, я полагаю с целью задержать этих хулиганов. Я, мне был нанесён удар в пах, не мог подняться и помочь Родионову и Кузнецову ."

По словам Лысака и Попова, Родионов и Кузнецов, будучи очень агрессивными, напали на них первыми без каких бы то ни было предупреждений: на Лысака – Кузнецов, а на Попова – Ро­дионов. Но Лысаку и Попову удалось пройти ещё метров 20-25, где их догнали Родионов и Кузнецов и предметами /перочинный нож и опасная бритва/, используемыми в качестве оружия, ста­ли их повреждать.

Из заявления И.Зихермана. " Через несколько секунд я уви­дел, что Родионов и Кузнецов бегут обратно. Когда они пробе­гали мимо, я слышал, что Родионов крикнул что-то, но что – я не мог разобрать ."

Из заявления Н.Федотовской прокурору Москвы: "Впереди бежали мы с "венгром", за нами Саша, а дальше Лёша. Мы выбе­жали из подземного перехода в сторону Политехнического музея и вбежали в троллейбус. В нём находилась одна старушка. Че­рез несколько секунд вбежали в троллейбус два милиционера. Старушка, увидев их, сразу вышла из троллейбуса. Первым вытолкнули "венгра". Один милиционер с криком "стоять" сдержи­вал Лёшу и Сашу. Второй, присев на сиденье, поднял с пола предмет и поднял его вверх, другой милиционер сказал, чтобы я осталась, т.к. присутствую при задержании, затем ребят вы­вели из троллейбуса и повели по улице. Я осталась в троллей­бусе ."

Из заявления И.Зихермана. "Когда нас вели к автобусу, у Родионова из заднего кармана вытащили перочинный нож. Когда нас вводили в автобус, я видел, что в кабине водителя лежала какая-то бритва и перочинный нож. Из разговора работников милиции я слышал, что эти предметы были изъяты у Родионова и Кузнецова. Того, что у Кузнецова изымали бритву, я не видел. Когда нас в автобусе проталкивали на заднюю площадку, нам неоднократно наносились удары резиновыми дубинками по спине. На задней площадке я заметил, что у Кузнецова порезан указа­тельный палец, Я перевязал ему руку своей косынкой. В авто­бус зашли те двое парней, которые напали на нас в переходе. У одного из них была порезана щека и ухо. Один из них подо­шёл к Родионову и нанёс ему удар ногой в лицо. После этого Родионова обыскали ещё раз и изъяли машинку для бритья. Один из работников милиции взял эту машинку и стал меня обстри­гать. После этого один из работников милиции стал бить, приподнявшись на поручнях, Родионова и Кузнецова ногами по голове и спине. Когда нас выводили из автобуса, нас били по спине дубинками. Нас доставили в отделение милиции. Мне ста­ло плохо /после избиения/. Милиция отказалась оказать по­мощь. На просьбу В.Новодворской вызвать "Скорую помощь" от­вета также не последовало. Меня трое суток держали в каме­ре. Мои показания, очевидно, как я полагаю, фальсифицируют ."

2. Дело Родионова-Кузнецова - дело политическое.

Почему же анархисты рассматривают процесс над Родионо­вым и Кузнецовым как политический?

Для этого есть несколько оснований.

Во-первых, необходимо отметить пагубную политику руко­водства /мэрии/ Москвы, основанную на запрещении и разгоне митингов политической оппозиции. Постоянно средства массовой информации сообщают о крайней жестокости боевиков ОМОН при подавлении пикетов, демонстраций, манифестаций в Москве, да и не только в ней. Непрекращающиеся протесты демократичес­кой общественности, анархических и правозащитных организа­ций, комиссий по законности, правопорядку и защите прав граждан Советов различных уровней так и не дали положитель­ного результата.

Разгон митинга 12 марта не явился исключением из это­го скорбного правила. Организованный как митинг памяти жертв коммунистического террора и направленный впрямую против Ко­митета Государственной Безопасности, он ещё и показал попыт­ку властей защитить это учреждение от народного гнева и сох­ранить его для своих целей на будущее. И это даёт право ут­верждать, что к процессу над Родионовым и Кузнецовым причастен и КГБ, в интересы которого входило их наказание.

Учитывая эти моменты, арестованных во время проведения митинга Родионова и Кузнецова с полным правом можно считать политическими заключёнными, т.к. они попытались выступить против политики, проводимой властями, и стали её жертвами.

Во-вторых, явно видно, что дело Родионова и Кузнецова шло по определённому сценарию с самого начала. Эта мысль хорошо прослеживается в интервью с адвокатом А.Кузнецова Н. Кузнецовым, напечатанным в 6-м номере газеты "Солидарность" за этот год, в котором он утверждает, что дело Родионова-Кузнецова было сфабриковано "на заказ".

В своём интервью адвокат попытался доказать, что на месте Родионова и Кузнецова мог оказаться любой человек, имеющий свою точку зрения, отличную от точки зрения полити­ческого руководства страны. Власть предержащим "нужно, что­бы общество. знало своё место и чтобы люди понимали. власть по-прежнему находится не в их руках. Чтобы не очень требовали, чтобы не очень высовывались. Чтоб знали, что ес­ли они будут высовываться, то получат по голове точно так­же, как 10 лет назад. Это наглядная демонстрация силы влас­тей, направленная на сохранение контроля над ситуацией. За­казывали это дело те, кто имеет власть и стремится её всеми силами удержать".

И подобные действия властей не остаются безрезультат­ными, /например, собирая подписи в защиту Родионова и Куз­нецова, я постоянно сталкивался с фактами страха перед реп­рессивными органами у многих людей, которые очень сочувст­венно относились к нам, понимая несправедливость суда, но для которых подпись в подписном листе ассоциировалась с репрессиями сталинского периода. – Сост./

Ко второму основанию стоит также добавить, что молодые анархисты заплатили достаточно большой ценой за своё свобо­домыслие. Продолжительное и тяжёлое тюремное заключение до суда и жестокий приговор – 3 года усиленного режима, по мнению властей, помогут указать Родионову и Кузнецову их место и показать общественности, в чьих руках находится власть сегодня.

3. Прокуратура и суд.

С самого начала прокуратура российской федерации пы­талась представить дело Родионова и Кузнецова, как обыкно­венное уголовное. На неоднократные заявления родителей Куз­нецова с просьбой заменить меру пресечения их сыну прокура­туры Дзержинского района, Москвы и России постоянно давали ответ: "Родионов и Кузнецов спровоцировали драку с работни­ками милиции… с учётом тяжести содеянного преступления в качестве меры пресечения была избрана мера в виде заключе­ния под стражу. С учётом всех обстоятельств в настоящее время для изменения данной меры пресечения на меру пресечения в виде личного поручительства или под залог нет доста­точных оснований."

Интересно, что эти основания стали достаточными толь­ко тогда, когда группа граждан, членов Московского Союза Анархистов, Анархо-Радикального Объединения Молодёжи, "Демократического Союза", "Группы Прямого Действия", Конфеде­рации Анархо-синдикалистов, /всего 13 человек/ начали 7 ок­тября 1991 г. голодовку у здания Верховного Совета российс­кой федерации /с 14 октября семеро из них начали сухую, го­лодовку, протестуя против периодических безосновательных перерывов судебного заседания. Только после этого Родионов и Кузнецов были освобождены до суда, а в их деле уже лежали ходатайства нескольких Народных депутатов Российской Феде­рации и Москвы.

"В лучшем случае", действия суда можно охарактеризо­вать как проявление безответственности и халатности, если не пытаться усмотреть в них закономерность, заседания суда постоянно откладывались, многие свидетели защиты так и не были допущены к процессу, серьёзные упущения процессуально­го характера, большие замечания по ведению протокола судеб­ного заседания; сами судьи, по-моему, так и не поняли, у кого из осуждённых был нож, а у кого – бритва.

По неофициальным данным буквально за день до 10 февра­ля судья Дударев уже советовался о вынесении Родионову и Кузнецову оправдательного приговора, но в эти же дни прохо­дили акции протеста сотрудников милиции, которые, помимо других, выставили требование юридической защиты своих дейс­твий. Многие присутствующие 10 февраля на суде отметили не­обыкновенное, не как обычное, поведение Дударева. который быстро зачитал приговор и немедленно удалился.

4. Адвокаты Родионова и Кузнецова о процессе.

Адвокаты Родионова и Кузнецова полностью уверены, что процесс над их подзащитными имеет явно выраженную полити­ческую окраску.

Адвокат А.Кузнецова Николай Кузнецов "почти уверен, что Лысак и Попов, в нападении на которых обвиняются ребя­та, находились при исполнении служебных обязанностей. У них была обязанность фланировать по площади. Трое ОМОНовцев да­же проговорились в суде, что у них есть специализированные подразделения в штатском. Лысак и Попов и сами не скрывают, что работают в ОМОНе. Правда, к делу подшит документ, где говорится, что 12 марта они были на выходном, но я этому документу не доверяю. 12 марта Лысак и Попов фланировали в поисках жертвы и "наклюнули" Кузнецова и Родионова. А могли бы быть и любые другие ребята ."

Также адвокат отмечает противоречие результата судеб­но-медицинской экспертизы /"Телесные повреждения, не пов­лёкшие кратковременного расстройства здоровья. Механизм об­разования этих повреждений – скольжение и трение."/, кото­рый входит вразрез с обвинительным приговором, "ведь причи­нить ножом и бритвой подобного рода телесных повреждений практически невозможно".

Николай Кузнецов отмечает следующие нарушения процес­суального характера, которые были допущены в ходе этого де­ла:

1. Неправильно оформлено предъявление ножей для опоз­нания. Предъявили три совершенно разные ножа.

2. Не было надлежащим образом оформлено изъятие пред­метов, обнаруженных при обыске задержанных. Непонятно и где их изымали – то ли в автобусе, то ли вне его. Когда у ребят изымали нож и бритву, то должны были взять двух понятых, и не из своих же милиционеров. Но этого сделано не было.

3. Свидетель Федотовская утверждает, что, когда они шли по подземному переходу, за ними шли панки. и она знает, где их можно встретить. Не допросить их - преступление.

И вообще, "милиционеры не сходятся в мелочах, а народ­ные заседатели считают, что "это же мелочи!" А ведь это се­рьёзно подрывает всю систему доказательств, которые имеются в деле. И, соответственно, порочит и источник получения до­казательств – этих вот самых милиционеров-ОМОНовцев. Это однозначно свидетельствует, что они сговорились. Нам с ад­вокатом Агеевой удалось поймать их на тех мелочах, которых они не предвидели и о которых поэтому не договорились зара­нее".

Во всём описании дела Родионова и Кузнецова остался один незатронутый момент.

"Защитники правопорядка": милиция /ОМОН/, суд, проку­ратура, требуя от граждан беспрекословного исполнения зако­на, на деле нарушают его постоянно. Жесточайшие разгоны ми­тингов, с избиением женщин и детей, стали зловещей тради­цией нашего времени. При подавлении различного рода мани­фестаций широко используются сотрудники милиции в штатском. При задержании сотрудники милиции и не думают представлять­ся, не говоря уже о предъявлении документов. Протоколы сос­тавляются с грубыми процессуальными нарушениями, в автобу­сах ОМОН и отделениях милиции постоянно избиваются задер­жанные. И главное, что сотрудники милиции полностью увере­ны, что за их нарушениями не последует наказание, что суд будет смотреть на них сквозь пальцы. А суд и не пытается нарушить эту давнюю традицию, зная, что прокуратура всегда даст ответ: "оснований для изменения меры пресечения не име­ется".

И если Родионов и Кузнецов нарушили закон, то это ни­как не сравнимо с нарушениями, допущенными мили щей и су­дом в ходе судебного разбирательства.

Приложение 1. Хроника акций анархистов, проводимых в за­щиту Родионова и Кузнецова.

Кампания в защиту Родионова и Кузнецова была развёрну­та ещё задолго до оглашения приговора суда. Два съезда анархистов России и Украины выступили со своими резолюциями в поддержку Родионова и Кузнецова, с требованием их немед­ленного освобождения и возмещения причинённого им морально­го и материального ущерба. Акции солидарности с русскими анархистами прошли в США. Голодовка, объявленная членами нескольких анархических организаций, заставила власти осво­бодить Родионова и Кузнецова до суда.

Приговор 10 февраля 1982 г. всколыхнул волну в защиту Родионова и Кузнецова по всей стране и даже за её предела­ми. В этот же день анархисты, возмущённые приговором суда, на несколько минут остановили движение транспорта на Тверс­кой, а потом провели митинг, который был жестоко разогнан ОМОНом. Сейчас Московская прокуратура завела уголовное де­ло, цель которого выявить виновных в разгоне этого митинга.

13 февраля в Москве состоялся часовой митинг, на кото­ром выступили В.Новодворская /ДС/, А.Червяков /МСА/, депу­таты госсовета /все из правовой комиссии/ А.Бабушкин, В.Ку­зин, В.Икищели. В митинге участвовали представители всех анархических организаций Москвы. Митинг завершился появле­нием ОМОНа, разгоном и очередными арестами. В этот же день Питерская группа АДА, С.-Петербургский АДС и ДРСА провели в центре Петербурга пикет под лозунгами: "Свободу политичес­ким заключённым!", "Власть – новая, методы – старые", "Де­ло Родионова и Кузнецова на совести полосатых дзержиморд !". В центре Казани также прошёл пикет, организованный Альянсом Казанских Анархистов. Сбор подписей, а также лозунги "Де­ло Родионова и Кузнецова начали коммунисты, а продолжают де­мократы – так на хрена нам такая демократия?!", и "Озверев­ший Мент Опасен Народу /ОМОН/!" привлекли внимание несколь­ких десятков человек.

14 февраля казанские и питерские анархисты снова выс­тавляли пикеты в своих городах.

15 февраля в Петербурге под чёрными знамёнами и лозун­гом "Поздравляем демрежим с новыми политзаключёнными!" прош­ла демонстрация анархистов. Представителям консульств США, Германии и Финляндии были вручены обращения с предложением довести до сведения мировой общественности информацию по делу Родионова и Кузнецова и напоминанием, что главным ус­ловием поставки гуманитарной помощи в Россию является соб­людение российским правительством прав человека, согласно международным нормам. А в Варшаве польские анархисты пике­тировали посольство России.

16 февраля анархисты С.-Петербурга начали сбор подпи­сей под требованием об освобождении Родионова и Кузнецова. Собранные подписи будут направлены в Комитет по правам че­ловека Верховного Совета российской федерации.

17 февраля петербургские анархисты продолжили пикетиро­вание и сбор подписей. В прямом эфире правозащитного канала "Радио Балтики" прозвучало 30-минутное выступление питерс­кого анархиста П.Рауша. посвященное делу Родионова и Кузне­цова. В этот же день фракция революционных Анархистов се­вастопольского ДС начала проводить в Севастополе на пл .В ос­ставших пикеты в поддержку осуждённых анархистов.

23 февраля петербургские анархисты проводили пикетиро­вание на Невском пр. и собирали подписи. В столице Белорус­сии Минске местные анархисты сумели пробиться на митинг БНФ, где и предложили принять резолюцию в защиту московских анархистов.

28 февраля в Москве состоялась 2-х часовая блокада российской прокуратуры, в которой принимали участие анар­хисты из Москвы, Саратова, Запорожья. Пакетчики подверглись нападению московского ОМОНа и избиению резиновыми дубинка­ми.

29 февраля акции протеста провели анархисты Польши, Швеции, Франции и США.

2 марта в Москве снова состоялась блокада Российской прокуратуры. Участники акции были в очередной раз избиты ОМОНом.

7 марта питерскими анархистами выставлялся пикет у го­родского телецентра с требованием предоставить эфир для со­общения по делу Родионова-Кузнецова. В этот же день петер­бургское телевидение дало информацию анархистов по этому поводу в программах "факт" и " Телекурьер ".

12 марта в Москве состоялся митинг перед зданием Мос­совета, организованный разными группами и организациями анархистов. На митинге выступали представители анархо-движения. В.Новодворская /ДС/, а также депутаты Моссовета. Всего в митинге приняло участие около 300 человек. В С.-Пе­тербурге у Казанского собора в это же время прошёл совмест­ный митинг питерской группы АДА, С.-Петербургского АДС и партии "Демократический Союз", посвященный делу Родионова и Кузнецова и очередной годовщине февральской революции. В митинге участвовало около 200 человек. Неподалёку от митин­гующих в полной боевой готовности находилось 2 автобуса, набитых ОМОНовцами.

15 марта в городе Шахты Ростовской области состоялся пикет Союза Радикальной Анархической Молодёжи, на котором собирались подписи под требованием об освобождении московс­ких анархистов. В С.-Петербурге был также проведён пикет и продолжен сбор подписей.

7 апреля два анархиста начали сухую голодовку на пло­щади перед зданием "Белого дома". В ночь с 7 на 8 апреля они были арестованы, и только 10 голодовка была продолжена. 11 апреля к ней присоединился ещё один анархист.

Также Совет Питерской группы АДА и С.-Петербургский АДС приняли письмо протеста, которое направили в адрес Про­куратуры Российской Федерации. Копии – в комитет по правам человека Верховного Совета РФ, в Дзержинский райсуд Москвы, в международное общество по правам человека, в Московскую Хельсинскую Группу. Были разосланы обращения зарубежным анархистам с призывом поддержать требования об освобождении Родионова и Кузнецова, пикетируя посольства и консульства России.

Приложение 2. Резолюция конференции Народного фронта Санкт-Петербурга "О политических преследованиях".

Народный Фронт Санкт-Петербурга заявляет, что Россия может стать достойной преемницей СССР по части политических репрессий. С помощью судебного преследования пытаются боро­ться с неугодными активистами и политическими деятелями, в том числе с членами НФ С.-Петербурга. Особую тревогу вызыва­ет характер этих преследований – фальсификация уголовных дел, якобы по мотивам, не имеющим отношения к политике. Так, в С.-Петербурге возбуждены уголовные дела против чле­нов НФ Николаева и Соколецкого. члена СвДПР депутата горсо­вета Ской6еды. В Москве 10 февраля осуждены анархисты Роди­онов и Кузнецов. Вынесенный им приговор выглядит ещё более кощунственным после того, как Б.Н.Ельцин торжественно зая­вил, что политзаключённых в России теперь нет. Мы требуем немедленного освобождения Родионова и Кузнецова и прекраще­ния судебного преследования демократов.

Приложение 3. Заявление совета представителей Санкт-Петербургского регионального отделения движения "Демократическая Россия".

Совет Представителей Санкт-Петербургского регионально­го отделения движения "Демократическая Россия" выражает ре­шительный протест против осуществляемых в последнее время попыток расправы с участниками демократического движения путём фальсификации уголовных дел по обвинению в хулиганст­ве. Ярким примером подобной преступной практики является уголовное дело, по которому осуждены в Москве анархисты Ро­дионов и Кузнецов, а также уголовные дела против члена На­родного фронта Санкт-Петербурга Виктора Николаева, с кото­рым пытаются расправиться за участие в защите конституци­онного строя во время событий августа 1991 г. Подобные ме­тоды борьбы с политическими противниками, широко применяв­шиеся всеми тоталитарными режимами, никогда не спасали их от полного краха, а их лидеров – от несмываемого позора. Та же судьба, если не худшая, ждёт и любых духовных наследни­ков тоталитаризма, пытающихся поставить закон на службу беззаконию.

Мы требуем немедленно и навсегда прекратить преступную практику фабрикации уголовных дел по политическим мотивам!

Совет Представителей Санкт-Петербургского регионального отделения движения "Демократическая Россия"

Приложение 4. Полный список документов по делу Родионова-Кузнецова, которыми располагают питерские анархисты.

1. Заявление Федотовской прокурору Москвы /14.03.91/.

2. Заявление адвоката Котова /17.03.91/.

3. Ответ Ст .с ледователя прокуратуры Дзержинского райсуда Москвы Леонова адвокату Котову /19.03.91/.

4. Характеристика на Кузнецова, /19.03.91/.

5. Акт о нарушении права на защиту, составленный Котовым /21.03.91/.

6. Заявление Семилетникова прокурору Москвы /24.03.91/.

7. Заявление Гурьева прокурору Москвы /24.03.91/.

8. Заявление Чекавинского прокурору Москвы /24.03.91/.

9. Заявление Чепурных прокурору Москвы /25.03.91/.

10. Заявление отца Кузнецова прокурору Дзержинского района Москвы /25.03.91/.

11. Заявление Зихермана прокурору Москвы /29.03.91/.

12. Ответ следователя прокуратуры Кузнецовой отцу Кузнецова на его заявление об изменении меры пресечения сыну /29.03.91/.

13. Заявление отца Кузнецова прокурору Дзержинского района Москвы /запрос о состоянии здоровья сына/ /03.04.91/.

14. Заявление родителей Кузнецова прокурору Москвы с прось­бой освободить сына под личное поручительство /09.04.91/.

15. Ответ замначальника следственного управления Яковлева родителям Кузнецова /14.04.91/.

16. Ответ зам. Прокурора Москвы Смирнова родителям Кузнецова на их заявление /30.04.91/.

17. Ответ Прокурора Дзержинского района Москвы отцу Кузнецо­ва на его заявление о проведении медицинского освидете­льствования его сыну /05.05.91/.

18. Ответ Зам. Генерального прокурора РСФСР Лисова родителям Кузнецова на их заявление о результатах проведения су­дебно-медицинской экспертизы и об изменении меры пресе­чения сыну /20.05.91/.

19. Заявление родителей Кузнецова Генеральному прокурору РСФСР Степанкову /28.05.91/.

20. Обвинительное заключение /14.08.91/.

21. Письмо Зам .п редседателя Московского горсовета Седых-Бондаренко начальнику управления юстиции Мосгорисполкома Костанову /15.10.91/.

22. Ходатайства об изменении меры пресечения от Народных де­путатов РСФСР Шейниса и Шабада /17.10.91/; от Народных депутатов московского горсовета Кузина, Супруненко. Икищели. Седых-Бондаренко, Дайнеки /16.10.91/; от Председа­теля приходского Совета Церкви Свв. мчч. Черниговских кн. Михаила и бл. Фёдора Морулёва /03.10.91/.

23. Заявление зам. председателя комиссии по законности, пра­вопорядку и защите прав граждан Московского горсовета Икищели Начальнику Управления юстиции Москвы Костанову /без даты/.

24. Замечания на протокол судебного заседания адвоката Куз­нецова /без даты/.

25. Приговор /10.02.92/.

26. Обращение Подрабинека, Магида и других к средствам массо­вой информации /16.02.92/.