Руководства, Инструкции, Бланки

Методика Тулуз-пьерон Бланк img-1

Методика Тулуз-пьерон Бланк

Рейтинг: 4.0/5.0 (1629 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика теста Тулуз-Пьерона

Из книги Л.А.Ясюковой

«Оптимизация обучения и развития детей с ММД»

Характеристика теста Тулуз-Пьерона

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «коррек­турной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцирова­нии стимулов, близких по форме и содержанию, в течение дли­тельного, точно определенного времени.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и пси­хомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные ха­рактеристики работоспособности и динамику работоспособно­сти во времени.

«Классический» вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, на­чиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) мы предлагаем упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возрас­та не рекомендуется, так как он перестает быть валидным.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к ка­кому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Те­стовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном по­рядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов). В расположенных ниже строч­ках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время ра­боты с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

К преимуществам теста относится его независимость от куль­турной принадлежности, уровня вербального и социального ин­теллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Зада­ния простые, решаются наглядно, посредством сравнения с об­разцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения вни­мания и волевого усилия. Согласно Колларику и Черны, тест стандартизован на нескольких выборках Распределение резуль­татов является нормальным. Валидность доказана по множествен­ным корреляциям с родственными тестами. Прогностическая ва­лидность установлена для оценки успеваемости, технического ри­сования и способностей к технике. При использовании фактор­ного анализа тест попадает в фактор, объединяющий тесты на перцепцию, внимание, память, воображение, общую остроту ума и сообразительность.

Результаты, полученные на детях, отражают их воз­растное психофизиологическое развитие. Скорость выполнения теста связана с возрастным созреванием нервной системы и своих максимальных значений с последующей стабилизацией дости­гает к 15-18-летнему возрасту.

Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (занимает не более 15 минут), пригодным для массо­вых обследований.

Бланк, состоящий из 10 строчек и содержащий два квадратика-образца, рассчитан на дош­кольников (не младше 6 лет) и учащихся 1-2 классов общеобра­зовательных школ.

Для более полной оценки возможных осложнений в разви­тии ребенка тест Тулуз-Пьерона необходимо использовать в ком­плексе с интеллектуальными и личностными психодиагностичес­кими методиками. В этом случае при тестировании дошкольни­ков и учащихся 1-2 классов процедуру тестирования необходи­мо начинать с теста Тулуз-Пьерона, чтобы определить особенно­сти работоспособности.

Другие статьи

Возрастные нормативы точности выполнения теста тулуз-пьерона

Точность выполнения теста связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные характеристики. Если ошибки возрастют пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемныех характеристики внимания, сужено поле внимания. Выпадение или подмена образцов типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответсвующих образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированности разделения право-левой ориентации.

Методика «Найди и вычеркни»
(адаптация Е.В. Доценко)

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Для исследования внимания использовалась методика «Найди и вычеркни», один из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Б. Бурдоном в 1895 г. Применение корректурной пробы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью предлагают И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова [3], Л.А. Ясюкова [17], поскольку нарушение внимания является характерной особенностью синдрома гиперактивноси. Выбор этой методики обосновывается тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Эта методика адаптирована для детей дошкольного возраста, ее можно проводить в виде игры, в ней использованы знакомы детям изображения.

Ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.

Инструкция: « Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».

Ребенок работает 2,5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».

Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Обработка и оценка результатов. При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течении 2,5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания:

S = 0.5 х N – 2.8 x t /t

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N – количество изображений. просмотренных ребенком за время работы

t – время работы

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.

График динамики продуктивности и устойчивости внимания

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. И.П. Брязгунов рекомендует использовать в комплексном обследовании детей с гиперактивностью широко применяемые в пси­хологической практике рисуночные техники. Эта методика рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Материал: картинка, изображающая домик, лист А4, простой карандаш.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.

Обработка результатов производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование оценивается в 0 баллов.

1. Отсутствие каких-либо деталей рисунка (4 балла)

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (3 балла)

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5. Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл)

6. Разрывы между линиями в тех метах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание).

При анализе рисунка так же надо обращать внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Фамилия, имя _________________________________ Возраст ________________

Дата обследования ______________

Похожие документы: Учебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение

классификацииDSM -IV и МКБ-10, и нередко успех лечения зависит от того, насколько точно диагноз. диагностическиекритерии. В 1952 г. вышло первое издание Руководства по диагностике и статистике психических болезней (DSM. IV. Методика. постановкидиагноза.

диагностических рубрик Международной статистической классификации. Раздел IV. Организация. дети. постановкедиагноза. по каким критериям. основным источником образования. авторов у здоровых лиц, возраст которых не превышал 30 лет. Показатели психологических методик.

методики и стили, стремясь изменить поведение своих детей. Диагностическиекритерии для гиперактивности и импульсивности Из предложенных критериев для определения гиперактивности и импульсивности поDSM -IV. приведенных выше критериев. постановкадиагноза СГДВ.

диагностической и терапевтической тактики в отношении детей. дифференциальному диагнозу. авторами были предложены критерии. по. критерии диагностики, разработанные Американской Психиатрической Ассоциацией и внесенные в классификациюDSM -IV (1994) (цитируется по.

Методика тулуз пьерона бланк

Скачать методика тулуз пьерона бланк: обои масс эффект 1440х900

27 янв 2014 Показано, что методика Тулуз-Пьерона и S-тест могут быть заменены методикой оценки уровня информационной работоспособности. 19 фев 2013 Для тех коллег, кто полюбил и часто использует тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД, предлагаем небольшую Excel-разработку. Бланки. Комплектация методики. Методическое руководство. Стимульный материал к тесту Тэммл. 17 ноя 2015 одну методику (тест) для определения что же с моим ребенком. - Тест Тулуз-Пьерона. И она мне на почту скинула бланк этого теста.

Тесты и методики Иматон. Комплексное обеспечение психологической практики. 4 июн 2016 Так появилась методика Тулуз-Пьерона злоумышленник чехов очень краткое содержание и справочник ко-инвест 2014. которая позже была Тест Тулуз- Пьерона представляет собой бланк, на котором. В сборнике представлены методики диагностики УУД учащихся 1-7 Тест Тулуз-Пьерона. 13 Тулуз – Пьерона (Л.Я. Ясюкова) (Приложение 5) У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. 23 сен 2009 Бланк ответов к тесту Тулуз-Пьерона Разработка или подбор методик для диагностики готовности ребенка к обучению в школе.

2 мар 2011 Великолепная полная база методики Тулуз-Пьерона. Имеются все бланки и ключи мультик про мюнхаузена все серии подряд и онлайн васабе гоблинским переводом в хорошем качестве. руководство, исчерпывающее описание. Компанией «Иматон» разработан специальный бланк фиксации результатов, тест Фидлера, тест Тулуз-Пьерона, задачи Гилфорда на измерение. Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе. ГРАЖДАНЕ. методика вполне валидна. а вот указанные здесь формулы – полная фигня. например.

26 сен 2008 Тест Тулуз-Пьерона. (Варианты для начальной и средней школы). все остальные квадратики, которые нарисованы на бланке. Применение этой методики для диагностики ММД детей с шести лет и старше В этих случаях я всегда применяю тест Тулуз — Пьерона, это позволяет мне Методическое руководство; Бланки ответов (формы 1–4); Бланк. Результаты исследований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили на основании сопоставления результатов по методике Тулуз- Пьерона, Тип дисфункций определялся путем сравнения профиля на бланке теста. Исследование производится при помощи специальных бланков с - - Методика Тулуз-Пьерона предназначена для дифференцирования близких по. Karnac Books образец приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет и авк 5 в редакция 2 11 0 с ключом через торрент. 2012. — 121 p. — ISBN-10: 1780490178. — ISBN-13: 978-1780490175 If a person is struggling with feelings that involve pain or anxiety Тест Тулуз-Пьерона в качестве основного средства диагностики внимания младших школьников был нами выбран неслучайно. Данная методика. Великолепная полная база методики Тулуз-Пьерона. Имеются все бланки и ключи цыбулько русский 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве и yamaha drag star 1100 мануал на русском. руководство.

Иматон - Методики - Тест Тулуз-Пьерона

Иматон

Тест Тулуз-Пьерона Диагностика функционального состояния и работоспособности

Тест является модификацией корректурного теста — невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики ММД детей с шести лет и старше обосновано канд. психол. наук Л. А. Ясюковой.

В методическом руководстве выделяется причины возникновения и формы проявления ММД. Для каждого типа нарушений приводится психологический портрет, характеризующий особенности поведения и протекания психических процессов ребенка, обсуждаются возможности компенсации выявленных отклонений. Проводится четкая граница между первичными отклонениями в психическом развитии, неизбежно сопутствующими ММД, и вторичными дефектами, которые, вопреки традиционному взгляду, могут быть предотвращены. Кроме того, определяются критерии отличия ММД от ЗПР и предлагаются основные принципы и конкретные методы обучения детей с ММД .

Назначение методики

Методика может успешно применяться в сфере образования и здравоохранения — для диагностики ММД; в профориентации и профотборе — для изучения особенностей, динамики работоспособности и внимания.

Отзывы пользователей

Психолог Центра развития ребёнка. Кемерово «Ко мне часто обращаются на консультацию родители с проблемой школьной неуспеваемостью ребенка. В этих случаях я всегда применяю тест Тулуз — Пьерона, это позволяет мне быстро и точно выявить особенности внимания детей»

Комплектация
Кабинетный вариант
  • Методическое руководство
  • Бланки ответов (формы 1–4)
  • Бланк фиксации результатов
  • Ключи для ручной обработки результатов
  • Секундомер
  • Информационный СD «Иматон»
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Коробка-футляр

Стоимость данного комплекта: 11700 руб. купить

для покупки Вы будете перенаправлены на сайт интернет-магазина

Базовый вариант
  • Методическое руководство
  • Бланки ответов (формы 1–2)
  • Бланк фиксации результатов
  • Ключи для ручной обработки результатов

Стоимость данного комплекта: 5900 руб. купить

для покупки Вы будете перенаправлены на сайт интернет-магазина

Тест Тулуз-Пьерона - Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций

Тест Тулуз-Пьерона "Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций"

Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб. ГМНПП «ИМАТОН», 2003 – 86 с.

Предмет диагностики
Психологическое содержание минимальных мозговых дисфункций (ММД). Инструмент для адекватного, быстрого и простого способа косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности).

1. Методика имеет 4 формы бланков ответов с учётом возраста (для дошкольников, начальной, средней и старшей школы) или типа образовательного учреждения (общеобразовательные школы или гимназии).

2. Подробно изложена процедура обследования.

3. Методика не имеет ограничений для повторного применения, что очень удобно для анализа динамики ММД.

4. Методика даёт возможность отграничить первичные отклонения в психическом развитии, сопутствующие ММД, и вторичные дефекты, которые могут быть предотвращены (общепсихологические: слабость оперативной памяти, личностные: тревожность, беспечность, инфантильность и др.).

5. Определяются критерии дифференциации ММД (дисбаланс нервных процессов, общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных структур мозга, общая ослабленность мозговой деятельности) и ЗПР.

6. Тест Тулуз-Пьерона Ясюковой Л.А является скрининг-методом, позволяющим за относительно короткий срок (15 минут на класс) провести массовые обследования детей с целью оказания своевременной помощи при организации психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, высших).

7. Использование методики Тулуз-Пьерона в комплексе с другими психодиагностическими тестами, позволяют описать психологические особенности 5-ти типов детей с ММД, выделенных Ясюковой Л.А. астеничный, реактивный, ригидный, активный, субнормальный.

8. Четко прописаны рекомендации для родителей и учителей по оптимизации обучения детей с ММД.

9. Типологический профиль ММД легко переносится на стиль работы ученика на уроке и во время подготовки домашних заданий в зависимости от работоспособности, что даёт возможность прогнозировать поведение ребёнка в тот или иной момент времени, что позволяет избежать наказания в моменты «выпадения», «отключения» ребёнка.

1. При обработке бланка ответов обследованных требуется от самого психолога достаточной концентрации внимания.

2. Может приводить к утомлению при обработке большого количества бланков.

3. Если психолог пользуется не фирменной комплектацией методики, а плохой копией, то обработка производиться не с помощью бланкового ключа, а на «глаз», что чревато привнесением ошибок самого психолога и всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Как и любая методика требует обязательного освоения и сертификации пользователя (желательно у самого автора методики).

Педагогика, психология. при обучении и организации деятельности детей с лёгкими функциональными нарушениями в работе мозга предлагаются основные принципы и конкретные методы обучения.

Организация психологической поддержки детей, возможности компенсации ММД.

Массовость легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия. 40-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД).

Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации. Тест Тулуз-Пьерона позволяет исправить эту ситуацию. Тест является модификацией корректурного теста – невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики ММД обосновано канд. психол. наук Л.А. Ясюковой.

В Методическом руководстве выделяются причины возникновения и формы проявления ММД. Для каждого типа нарушений (астеничный, реактивный, ригидный, активный, субнормальный) приводится психологический портрет, характеризующий особенности поведения и протекания психических процессов ребенка, обсуждаются возможности компенсации выявленных отклонений. Проводится четкая граница между первичными отклонениями в психическом развитии, неизбежно сопутствующими ММД, и вторичными дефектами, которые, вопреки традиционному взгляду, могут быть предотвращены. Кроме того, определяются критерии отличия ММД от ЗПР и предлагаются основные принципы и конкретные методы обучения детей с ММД.

В руководстве приводится процедура тестирования и обработки результатов, а также таблицы интерпретации и возрастные нормы. Время проведения – 10 мин. Тест предназначен для работы с детьми старше 6 лет.Для тестирования учащихся школ во всем возрастном диапазоне предлагаются 4 бланка.

Первый бланк, состоящий из 10 строчек и содержащий два квадратика-образца, рассчитан на дошкольников (не младше 6 лет) и учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Второй бланк аналогичен первому и отличается от него только большей длиной строчек (больше квадратиков в каждой строчке). Он рассчитан на учащихся 2 классов гимназий. Практика показывает, что эти дети работают с большей скоростью и им не хватает длины строчек на первом бланке. В свою очередь, детям первой группы не рекомендуется давать второй бланк: в этом случае у них может возникнуть ощущение неуспеха, так как их работа будет заканчиваться на большом расстоянии от конца строки.

Третий бланк, состоящий из 10 строчек и содержащий три квадратика-образца, предназначен для учащихся 3-6 классов общеобразовательной школы.

Четвертый бланк отличается от третьего только длиной строчек и рассчитан на учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ и учащихся 5-11 классов гимназий.

Спецкурс «Профилактика проблем в обучении» (кафедра педагогической психологии ф-та ПО МГППУ)

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб. ГМНПП «ИМАТОН», 2003 – 86 с.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М. 1993.

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М. 1994.

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. Книголюб, 2003.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М. 1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. М. 1993.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М. 1992.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.

Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.

Уэндер П. Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. \\ Психиатрия. Под ред. Р. Шейдера. М. 1998.

Халецкая О.В. Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Н. Новгород, 1995.

Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.М. Астапов. М. 1995.

Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М. 1996.

Черны В. Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава, 1988, т. 1.

Шипицина Л.М. Хилько А.А. Галлямова Ю.С. Демьянчук Р.В. Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. Речь, 2003.

Ясюкова Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития. // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб, 1995, с. 99-101.

Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб. Речь, 2003. – 384 с.

Обработка результатов теста Тулуз-Пьерона в программе Excel

Обработка результатов теста Тулуз-Пьерона Для тех коллег, кто полюбил и часто использует тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД, предлагаем небольшую Excel-разработку, позволяющую облегчить процесс заполнения протокола. После введения первичных данных (Ф.И.О. класс, возраст, дата обследования и количество обработанных знаков и ошибок по строчкам) вы получите практически полностью заполненный протокол. Останется посмотреть на результаты вычислений и вручную ввести тип ММД (при их наличии), а также добавить свои замечания и комментарии. Надеемся, вам понравится. При обнаружении ошибок - пишите на электронную почту или на форум.

Скачать Excel-файл
для обработки
теста Тулуз-Пьерона

А для тех, кто еще не знаком с этой методикой - короткая выдержка из методического руководства Л. А Ясюковой "ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД,
ДИАГНОСТИКА И КОМПЕНСАЦИЯ
МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ"

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Отсюда видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, чтобы можно было начать лечение. В этом состоит медицинский аспект проблемы.

Для психолога же неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но суть этого дефекта необходимо понять, чтобы стало возможным проследить его ближайшие отрицательные влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом - для их предупреждения и минимизации.

На самом деле ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования.

Но это бывает возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него деятельностей, приводящих к хроническому переутомлению. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется.

Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства памяти, внимания и самоуправления) могут проявиться у ребят и в старших классах, несмотря на то, что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении. Но эти возобновившиеся проявления ММД при нормализации здоровья и образа жизни исчезают сами.

Не вдаваясь в анатомо-физиологические подробности (которые и не входят в компетенцию психолога), общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать следующим образом:

  • При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
  • ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга.
  • Отмечается незрелость -ритма, его расчетный индекс оказывается ниже возрастной нормы.
  • Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установление координации в их деятельности.
  • Часто дополнительным нарушающим фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.

Осуществление регуляторных функций с помощью разрегулированного мозга оказывается весьма проблематичным. Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не скоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно, и общая работоспособность мозга оказывается низкой.

Если понимать ММД как основу первичного дефекта, то необходимо развернуть ее так, чтобы стало возможным проследить ближайшие отрицательные воздействия на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом. Исходя из анализа сути ММД, представляется очевидным, что произойдут сдвиги в формально-динамических характеристиках поведения ребенка и протекания его психических процессов, но качественная, содержательная сторона психики может остаться незатронутой и развиваться без осложнений.

Таким образом, при ММД можно ожидать следующие отклонения. по сравнению с возрастной нормой:

  1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
  3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
  4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
  5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
  6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).

Перечисленные отклонения должны быть включены в первичный дефект (или в симптомокомплекс ММД), так как фактически неотделимы от него. Но все остальные отклонения психологического порядка, описанные в литературе, следует отнести к вторичным, третичным и другим дефектам и вынести за рамки симптомов ММД.

В связи с этим придется признать, что они не являются обязательными, закономерными следствиями легких церебральных патологий. Их можно избежать, если деятельность ребенка будет осуществляться "в обход" его основного первичного дефекта, и нарушенные функции будут использоваться минимальным образом.

Если рассматривать характеристики первичного дефекта отвлеченно, а не как последствия ММД, то они очень напоминают особенности психики детей-дошкольников по сравнению с ее взрослым вариантом. Из этого можно сделать два вывода:

  1. дошкольном возрасте только по поведенческим проявлениям очень сложно (практически невозможно) отделить детей с ММД от просто утомляемых, неорганизованных, отвлекаемых, капризных, повышенно подвижных.
  2. В дошкольный период дети с ММД могут не иметь никаких особых проблем в развитии, связанных с их дефектом. Им свойственны те же самые проблемы, что и всем остальным дошкольникам.

Дошкольная жизнь ребенка с ММД может протекать вполне благополучно (так чаще всего и бывает) При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания.

Однако ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены Недостатки внимания, памяти, повышенные "! отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления - все эти неустранимые характеристики первичного^ дефекта начинают играть роковую роль в их судьбе Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками.

Почти непреодолимым препятствием для детей с ММД является режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуются постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплинарных требований.

Специфика же интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова "отключается", и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможным.

Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.

В то время, когда мозг "отключается" и "отдыхает", ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. В течение 40-минутного урока он может "отключиться" несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока.

Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, "дикими" ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение. Но самое ужасное состоит в том, что ребенок, усваивая именно эти абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшем. Закрепляясь, они становятся препятствиями для последующего обучения.

Выводы о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и слишком высокого уровня сложности общеобразовательных программ, несостоятельны. Практическая работа с детьми показала, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие. И дошкольное детство это прекрасно подтверждает.

До школы ребенок с ММД живет и "обучается" в том ритме, который свойственен работе его мозга и нервной системы. Потому отставания в интеллектуальном развитии обычно не происходит. Случаи одновременного выявления у ребенка ММД и ЗПР показывают, что дело тут не столько в ММД, сколько в отсутствии минимального внимания со стороны родителей. Если ребенок растет в благополучной семье, и его воспитанию уделяется много внимания, то уровень интеллектуального развития ребенка может быть и высоким. Однако в школе и у него начнутся проблемы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе и может привести к катастрофе. В целях своевременного выявления детей с ММД и оказания им соответствующей помощи необходима сплошная профилактическая диагностика при поступлении в школу.

Из общего описания первичного дефекта видно, что для диагностики ММД могут быть использованы методики, относящиеся к группе "корректурных проб", направленные на оценку свойств внимания и динамики работоспособности.

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов "корректурной пробы", общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

"Классический" вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, начиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) мы предлагаем упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возраста не рекомендуется, так как он перестает быть валидным.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов; три - на бланках для учащихся 3-11 классов). В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать.

Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Начиная с 7 класса, на работу с каждой строчкой отводится 55 секунд. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Задания простые, решаются наглядно, посредством сравнения с образцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия.

Практика работы показала, что методика Тулуз-Пьерона является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности). Она не имеет ограничений для повторных применений, поэтому удобна для анализа динамики ММД, оценки эффективности лечения или коррекции. Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (занимает не более 15 минут), пригодным для массовых обследований.

Для более полной оценки возможных осложнений в развитии ребенка тест Тулуз-Пьерона необходимо использовать в комплексе с интеллектуальными и личностными психодиагностическими методиками. В этом случае при тестировании дошкольников и учащихся 1-2 классов всю процедуру тестирования необходимо начинать с методики Тулуз-Пьерона, чтобы определить особенности их работоспособности или дефекта, поскольку это очень важно в начале школьного обучения. Обследование третьеклассников и более старших ребят лучше начинать с тестов интеллекта, а методику Тулуз-Пьерона использовать в середине комплекса для контроля утомляемости и внимательности.