Руководства, Инструкции, Бланки

Ликвидация Автономного Учреждения Пошаговая Инструкция 2015 img-1

Ликвидация Автономного Учреждения Пошаговая Инструкция 2015

Рейтинг: 4.7/5.0 (1612 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений

Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений

Основные мероприятия и учет операций при ликвидации
и реорганизации бюджетных учреждений

В отличие от коммерческих структур, довольно часто подвергающихся ликвидации и реорганизации, бухгалтеру бюджетного учреждения данная неприятная “процедура“ в его профессиональной деятельности встречается достаточно редко. Как правило, бухгалтеру не хватает практического опыта для отражения в бюджетном учете ликвидационных мероприятий и составления разделительного (ликвидационного) баланса.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им бюджетные учреждения могут быть:

- реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);

- ликвидированы с соблюдением требований ст. 61 ГК РФ.

Передача прав и обязанностей при реорганизации бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 58 ГК РФ.

Регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с законодательством Российской Федерации решения о реорганизации и ликвидации федеральных бюджетных учреждений принимаются Правительством РФ*(1).

Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ.

Проект решения Правительства РФ о реорганизации федерального бюджетного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер бюджетных ассигнований на содержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Организационные мероприятия, проводимые
при реорганизации и ликвидации

На основании соответствующего решения Правительства РФ о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения оформляется правовой акт федерального органа исполнительной власти.

В вышеназванных решениях, как правило, отражаются:

- основание для принятия решения о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения;

- дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация бюджетного учреждения;

- срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;

- создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;

- создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации бюджетного учреждения;

- источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;

- перечень федеральных органов исполнительной власти или бюджетных учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее - активы и обязательства) реорганизуемого или ликвидируемого бюджетного учреждения.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества Минэкономразвития РФ.

Федеральный орган исполнительной власти (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, ликвидационная комиссия обязаны осуществить публикацию о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения с учетом требований ст. 63 ГК РФ.

По мнению автора, здесь следует дословно привести требования ст. 63 ГК РФ, а именно:

“Ст. 63. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом“.

При получении соответствующего нормативного акта о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации получателя бюджетных средств (далее - реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение) руководителем учреждения организуется ряд мероприятий. Целесообразно рассмотреть те, которые имеют непосредственное отношение к работе бухгалтерии реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 2006 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (далее - Закон о бухгалтерском учете) в реорганизуемом (ликвидируемом) учреждении в полном объеме проводится инвентаризация.

Также в случае ликвидации учреждения в ходе проведения инвентаризации необходимо провести дополнительные мероприятия:

- произвести сверки взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами с составлением актов;

- обеспечить взыскание задолженности с дебиторов и погасить кредиторскую задолженность;

- принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

- истребовать авансовые отчеты от подотчетных лиц;

- начислить и выплатить заработную плату (денежное довольствие), социальные выплаты, трансферты;

- произвести расчеты по налоговым платежам, единому социальному налогу, бюджетным кредитам, исполнительным листам, прочим удержаниям и перечислить соответствующие суммы по принадлежности и в доход федерального бюджета;

- сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;

- при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

- перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

- получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

- сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения (ф. 0504805).

Проведение реорганизационных мероприятий

После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ, промежуточный баланс по реорганизуемому бюджетному учреждению в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленной приказом Министерством финансов РФ (далее - Приказ N 72н*(2)) на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого бюджетного учреждения и реестром требований кредиторов.

До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется разделительный баланс по реорганизуемому бюджетному учреждению на установленную главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета дату реорганизации в объеме форм, установленных п. 275 Инструкции N 72н (далее - разделительный баланс).

Разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также органу или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.

Данные разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в Главной книге и регистрах бюджетного учета, а также в бюджетной отчетности с начала года вновь созданными или принимающими учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.

Главными распорядителями средств федерального бюджета на дату реорганизации учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.

Проведение ликвидационных мероприятий

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ, на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленной Приказом N 72н на дату начала проведения ликвидации. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого учреждения и реестром требований кредиторов.

До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей, обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства и в кредитных организациях.

При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения в органе федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем) на его распорядительный счет или перечисляются на этот счет ликвидируемым учреждением со своего счета.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению на установленную дату ликвидации в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленных п. 275 Инструкции N 72н (далее - ликвидационный баланс). При этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного учреждения.

Операции с лицевыми счетами
при внутриведомственной реорганизации

Из всех видов внутриведомственной реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) в целях бюджетного учета рассмотрим в начале следующие реорганизационные мероприятия:

- получатель средств бюджета (далее - получатель средств) наделяется полномочиями распорядителя средств бюджета;

- получатель средств передается в подчинение от одного другому вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.

При проведении этих видов внутриведомственной реорганизации лицевой счет, открытый получателю средств, участвующему во внутриведомственной реорганизации, в территориальном органе Федерального казначейства, закрытию или переоформлению не подлежит.

Передача лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных в соответствии с Порядком доведения через федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета*(3), осуществляется в следующем порядке.

Главный распорядитель средств федерального бюджета вносит изменения в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - реестр бюджетополучателей) в соответствии с проводимой им внутриведомственной реорганизацией.

Главный распорядитель или распорядитель средств федерального бюджета (далее - распорядитель средств) оформляет отдельно по каждому участвующему во внутриведомственной реорганизации получателю средств расходное расписание на отзываемую сумму лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов (далее - “отрицательное“ расходное расписание) и расходное расписание на доведение соответствующих сумм лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов (далее - “положительное“ расходное расписание) по находящемуся в его ведении в соответствии с прежней и новой подчиненностью:

- получателю средств, участвующему во внутриведомственной реорганизации;

- нижестоящему распорядителю средств, задействованному в реализации вышеуказанной внутриведомственной реорганизации, в ведении которого находится в соответствии с прежней (новой) подчиненностью участвующий во внутриведомственной реорганизации получатель средств.

Порядок оформления расходных расписаний описан в письме Казначейства России от 26 мая 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-130.

Распорядитель средств представляет “положительное“ и “отрицательное“ расходное расписание в территориальный орган Федерального казначейства (далее - ОФК) по месту открытия ему лицевого счета распорядителя средств отдельными документами не позднее 15 числа месяца.

При внутриведомственной реорганизации путем слияния или присоединения передачу доведенных расходными расписаниями лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета следует производить в соответствии с письмом Казначейства России от 7 сентября 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-260.

При проведении указанной внутриведомственной реорганизации лицевой счет, открытый реорганизуемому получателю средств федерального бюджета в ОФК, подлежит закрытию.

Передача доведенных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, а также кассовых расходов и бюджетных обязательств, поставленных на учет в ОФК, осуществляется в следующем порядке.

При слиянии реорганизуемых получателей средств главный распорядитель средств бюджета включает в реестр бюджетополучателей нового получателя средств федерального бюджета, к которому присоединяются реорганизуемые получатели средств.

Распорядитель средств оформляет по находящемуся в его ведении реорганизуемому получателю средств или распорядителю средств, в ведении которого находится реорганизуемый получатель средств, “отрицательное“ расходное расписание, отдельное по каждому подлежащему реорганизации получателю средств, на полное аннулирование доведенных с начала года данному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета с указанием в строке “специальные указания“:

- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования реорганизуемого получателя средств;

- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования распорядителя средств федерального бюджета, в непосредственном ведении которого находится реорганизуемый получатель средств, если реорганизуемый получатель средств не находится в непосредственном ведении распорядителя средств федерального бюджета, формирующего данное расходное расписание;

Распорядитель средств оформляет по находящемуся в его ведении получателю средств федерального бюджета, которому передаются доведенные реорганизуемому получателю средств лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов (далее - получатель средств - преемник), или распорядителю средств, в ведении которого находится получатель средств - преемник, расходное расписание на доведение указанных сумм лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования с указанием в строке “специальные указания“:

- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования получателя средств - преемника;

- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования реорганизуемого получателя средств;

- номера соответствующего “отрицательного“ расходного расписания, направляемого реорганизуемому получателю средств.

Распорядитель средств одновременно представляет “положительное“ и “отрицательное“ расходное расписание в ОФК по месту открытия ему лицевого счета распорядителя средств отдельными документами не позднее 15 числа каждого месяца. Включение указанных расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.

Реорганизуемый получатель средств осуществляет передачу кассовых расходов и бюджетных обязательств, подлежащих постановке на учет, получателю средств - преемнику.

Передача кассовых расходов производится на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений по форме согласно Приложению к письму Минфина России от 7 апреля 2004 г. N 3-01-01/11-125. Операции на лицевом счете получателя средств - преемника не осуществляются до отражения указанной передачи.

Для передачи бюджетных обязательств, подлежащих постановке на учет, реорганизуемый получатель средств представляет в ОФК по месту открытия ему лицевого счета дополнительные договоры, в которых сумма бюджетного обязательства равна сумме исполненного бюджетного обязательства, поставленного на учет, и Расшифровку к изменению бюджетных обязательств по форме, утвержденной приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. N 55н “Об утверждении правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета“. Отражение указанных бюджетных обязательств осуществляется после проверки их на соответствие лимитам бюджетных обязательств, учтенных на лицевом счете реорганизуемого получателя средств. Реорганизуемый получатель средств передает исполненные бюджетные обязательства по Акту приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации бюджетных учреждений по форме согласно Приложению к вышеуказанному письму. Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство заявку на исключение из реестра бюджетополучателей реорганизуемого получателя средств.

Основные хозяйственные операции при ликвидации учреждения

Рассмотрим основные хозяйственные операции, отражаемые в бюджетном учете при ликвидации бюджетного учреждения. Конечно, невозможно отразить все нюансы ликвидационных мероприятий, поэтому представлены только общие операции, характерные как при реорганизации, так и при ликвидации учреждения.

Пример 1. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании дебиторской задолженности, не реальной ко взысканию.

- на основании письменного решения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета бюджетным учреждением оформляется хозяйственная операция Справкой (ф. 0504833) по списанию федеральной дебиторской задолженности за услуги связи - 1 000 000 руб.

Пример 2. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании просроченной кредиторской задолженности.

- на основании письменного решения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета бюджетным учреждением оформляется хозяйственная операция Справкой (ф. 0504833) по списанию федеральной кредиторской задолженности за услуги связи - 600 000 руб.

Пример 3. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение о передаче основного средства правопреемнику внутри федерального органа исполнительной власти.

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль учреждению, подведомственному главному распорядителю, по балансовой стоимости по Извещению N 1 - 400 000 руб.

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передана начисленная амортизация на переданный автомобиль по Извещению N 1 (пример 1) - 70 000 руб.

Пример 4. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение о передаче остатков материальных запасов правопреемнику внутри федерального органа исполнительной власти.

- на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) переданы остатки горюче-смазочных материалов по Извещению N 2 - 100 000 руб.

Пример 5. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств у ликвидируемого учреждения о передаче кредиторской задолженности его правопреемнику.

- на основании акта сверки расчетов с поставщиком и копии Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) по Извещению N 3 передана кредиторская задолженность ликвидируемого учреждения за поставленные продукты питания - 20 000 руб.

Пример 6. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета уведомлен дебитор о передаче права по заключенному договору на исполнение обязательств правопреемнику бюджетного учреждения.

- на основании акта сверки расчетов с поставщиком и копии Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), доверенности ликвидируемого учреждения по Извещению N 4 передана дебиторская задолженность ликвидируемого учреждения по авансовому платежу по приобретению продуктов питания - 40 000 руб.

Рассмотрим ситуацию, когда имущество ликвидируемого учреждения передается другим исполнительным органам федеральной власти или субъектам российской Федерации.

Пример 7. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства территориальному органу Росимущества.

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль территориальному органу Росимущества и списана с учета его балансовая стоимость - 400 000 руб.

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) списывается начисленная амортизация на переданный автомобиль (пример 7) - 70 000 руб.

Пример 8. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства учреждению, подведомственному субъекту Российской Федерации (учреждение здравоохранения г. Москвы).

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль поликлинике N 6 г. Москвы и списана с учета его балансовая стоимость - 400 000 руб.

- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) списана начисленная амортизация на переданный автомобиль (пример 8) - 70 000 руб.

Заключительные хозяйственные операции
при ликвидации учреждения

По окончании ликвидационных мероприятий бюджетное учреждение должно представить в установленном порядке ликвидационный баланс, при этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.

Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).

Рассмотрим эти операции на конкретных примерах.

Пример 9. После передачи нефинансовых активов внутри ведомства учреждение закрывает расчеты по данной операции.

- на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 4) - 100 000 руб.

Пример 10. После передачи нефинансовых активов другому федеральному министерству учреждение закрывает расчеты по данной операции.

- на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 7) - 400 000 руб.

Пример 11. Закрываются совершенные кассовые расходы на день ликвидации.

- на основании Справки (ф. 0504833) списываются кассовые расходы по выплате заработной платы

Аналогичным образом закрываются остальные счета бюджетного учета (доходы, расходы, обязательства).

Надеемся, что общий принцип отражения хозяйственных операций при реорганизационных (ликвидационных) мероприятиях изложен в данном материале достаточно полно.

Бюджетная отчетность при реорганизационных
(ликвидационных) мероприятиях

Данный вопрос описан в разделе VI “Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета“ Инструкции N 72н*(4).

В соответствии с п. 275 Инструкции N 72н бюджетная отчетность формируется и представляется на дату окончания проведения реорганизации или ликвидации в следующем составе:

- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительная записка (ф. 0503160).

Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение до принятия решения о его реорганизации (ликвидации), или органу исполнительной власти, принявшему решение о реорганизации (ликвидации) учреждения.

Утвержденная главным распорядителем средств бюджета или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бюджетная отчетность представляется:

- главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;

- органу, организующему исполнение соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.

Пояснительная записка в составе бюджетной отчетности при реорганизации и ликвидации представляется в сокращенном варианте в составе:

- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), формируемые в порядке, предусмотренном п. 151 Инструкции N 72н;

- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), формируемые в порядке, предусмотренном п. 154 Инструкции N 72н.

Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, характеризующая показатели финансовой отчетности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета по ведомственной подчиненности реорганизуемого учреждения на основании утвержденной бюджетной отчетности реорганизуемого учреждения формирует в составе Пояснительной записки Сведения об изменении остатков валюты баланса на изменение валюты баланса на начало отчетного финансового года, за исключением реорганизации, проведенной внутри ведомственной структуры главного распорядителя средств бюджета.

Обращаем внимание, что в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) формируемые показатели отражаются раздельно в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации (ликвидации) учреждения и в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации (ликвидации).

Сформированная бюджетная отчетность реорганизованного (ликвидированного) бюджетного учреждения до конца текущего финансового года включается в консолидированную бюджетную отчетность главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в порядке, рассмотренном в начале данной статьи.

Проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.

начальник отделения методологии
бухгалтерского учета и отчетности
ГКВВ МВД России

“Ваш бюджетный учет“, N 2, февраль 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений“.

*(2) “Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“ от 24 августа 2007 г. N 72н.

*(3) Приказ Министерства финансов РФ от 10 июня 2003 г. N 50н.

*(4) Приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. N 72н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“.

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Ликвидация автономного учреждения пошаговая инструкция 2015

Ликвидация автономного учреждения пошаговая инструкция 2015

В базе ресурса Вам продоставляется возможность найти и загрузить практические руководства и руководства на русском языке. в некоторых случаях, если на русском языке инструкции мы не смогли найти к тому или иному прибору, устройству, лекарству, то руководство размещается на иностранном языке. Файлы инструкций на других языках, кроме русского и английского не размещаются. На сайте распологаются файлы с практическими руководствами в следующих формах: pdf, doc, txt.
Самый лёгкий способ отыскать необходимую руководство в нашей бесплатной базе, это пользоваться поиском по архиву руководств. В полне достаточно просто ввести полное или частичное название в поле поиска. В случае неудачного результата поиска, попробуйте убрать или добавить пробел или знак в названии.
В случае, если Вы не смогли отыскать нужную инструкцию, напишите нам и мы постараемся в ближайшее время отыскать ее и разместить на нашем веб-сайте. Вы также сможите помочь проекту и прислать нам практические руководства и руководства, которые есть у вас, но на нашем сайте отсутствуют.

Сохранил: Медведев С.Д.

Порядок ликвидации учреждения: документация, сроки, стоимость

Порядок ликвидации учреждения: документация, сроки, стоимость

Руководство для самостоятельного закрытия ООО: порядок ликвидации учреждения, списки документов, правила их оформления и предоставления и законодательная база с изменениями на начало года. Рассмотрение мероприятий по составлению ликвидационного баланса для беспрепятственного прохождения процедуры исключения из Государственного реестра юридических лиц.

Порядок ликвидации учреждения

Порядок ликвидации учреждения с организационно - правовой формой, основанной на созданной ради коммерческих целей организации, регламентируется налоговым законодательством и некоторыми статьями Гражданского кодекса РФ.

Специально для ООО и АО созданы такие нормативные акты, как:

  • ФЗ N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г.;
  • ФЗ N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г.

Согласно законодательству, ликвидация предприятия может быть принудительной, производимой на основании решения суда, или добровольной, по единогласному решению всех участников учреждения.

Основываясь на указанных выше законах, добровольная ликвидация ООО - это закрытие общества с ликвидационным балансом, имеющим нулевой показатель. Способность организации в полной мере ответить по своим обязательствам и закрыться без долгов определяется для ФМС как ликвидация ООО с нулевым балансом .

Пошаговая инструкция в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Оформление протокола общего собрания о решении ликвидировать организацию - для нескольких учредителей, либо создание решения единственного учредителя.
  2. Создание ликвидационной комиссии.
  3. Информирование в трехдневный срок после оформления протокола территориального отдела ФНС о начале ликвидации учреждения и составе ликвидационной комиссии, для начала работы которой необходимо получить подтверждение от налоговой.
  4. Составление промежуточного баланса, основанного на инвентаризации имеющегося имущества и материальных денежных активов на балансе организации.
  5. Избавление от долговых обязательств и выплата заработной платы.
  6. Ликвидационная комиссия оповещает через специализированные издания СМИ о закрытии общества и предоставлении возможности кредиторам предъявить свои претензии.
  7. Составление окончательного документа по имуществу и финансам, оставшимся после оплаты всех необходимых платежей и разделения оставшейся части между учредителями. Итоговый ликвидационный баланс должен быть нулевым для беспрепятственного проведения процедуры исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
  8. Предоставление в налоговую службу пакета документов:
  • нулевого ликвидационного баланса;
  • квитанции об оплате государственной пошлины;
  • заявления по форме №№ Р16001.

9. Передача документации фирмы на хранение в архив.

В отношении документов необходимо отметить, что квитанцию об оплате госпошлины заявитель предоставлять не обязан. О факте оплаты сотрудники ФНС вправе запросить службу Федерального казначейства.

Заявление в территориальное регистрирующее отделение может быть заверено нотариусом, либо подписью уполномоченного лица - представителя ФНС, в присутствии которого в документе расписались все учредители при подаче заявления.

Нулевой баланс в процедуре закрытия организации

Для проведения процедуры закрытия фирмы в добровольном порядке, без необходимости прибегать к судебным решениям, важно, чтобы ликвидационный баланс был нулевым.

Нулевой баланс означает, что после раздачи долгов, выплаты зарплаты и разделения оставшихся активов, в том числе и уставного капитала, у предприятия не осталось имущества и обязательств.

Если у предприятия полностью отсутствовала какая-либо деятельность в течение трех лет и отчетность с нулевыми показателями сдавалась в налоговую без задержек, обосновать нулевой ликвидационный итоговый баланс не составит труда - сотрудники ФНС самостоятельно запросят информацию за последние три года и вынесут решение о ликвидации.

При закрытии работавшей организации ее деятельность требует проверки. Ликвидационный баланс сопоставляется с данными предыдущих отчетностей, представленных в налоговый орган и, при совпадении документов, ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения об исключении из него общества.

Особенности ликвидации фирмы с долгами

Ликвидация ООО, на балансе которого имеется не выполненные обязательства материального характера, может быть произведена в форме реорганизации или смены руководящего состава и учредителей, что определяется как альтернативная ликвидация ООО. Стоит помнить, что такая форма не избавляет учредителей от ответственности по обязательствам полностью. В течение трех лет после реорганизации, возможно возбуждение процедуры проверки с привлечением к ответственности всех участников общества.

Официальным методом закрытия общества с долгами является процедура банкротства, инициируемая ликвидационной комиссией. Для признания фирмы банкротом и ее ликвидации необходимо провести стандартные процедуры принятия решения, создания комиссии и ликвидационного баланса. Приведя обоснованные причины невозможности урегулирования задолженности фирмы, комиссия по ликвидации обращается с соответствующим заявлением в суд, который выносит решение о признании фирмы банкротом и исключении ее из ЕГРЮЛ.

Ликвидация государственного учреждения (бюджетного) - постановления, пошаговая инструкция, права работников

Как провести ликвидацию государственного учреждения

Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

Причины

Существуют следующие причины ликвидации государственного учреждения:

  • невыполнение возложенных задач, установленных в законодательстве;
  • наступление уголовной ответственности;
  • дефолт организации;
  • неспособность отвечать по кредитам, если образовались долги.

По этим причинам осуществляется также ликвидация филиала государственного учреждения. В соответствии со ст. 65 ГК РФ. в качестве причины прекращения деятельности организации может выступать решение суда. Это происходит в результате выявления грубых нарушений, которые является неустранимыми.

Детали процедуры Пошаговые этапы

Пошаговая инструкция в 2016 году позволит правильно ликвидировать бюджетное учреждение. В первую очередь принимается соответствующее решение .

Оно принимается на основе следующей документации:

  • акта экспертной оценки по наступлению вероятных последствий ликвидационных мер;
  • решение совета города или постановления администрации муниципального района;
  • решения собрания жильцов, если планируется ликвидировать образовательное учреждение;
  • устава учредителя предприятия.

Обратите внимание! При ликвидации учебного заведения устанавливаются определенные правила. Ближайшая школа должна располагаться на расстоянии не более 4 км. Процесс ликвидации не может начинаться во время учебного года.

Затем создают ликвидационную комиссию. Ее члены уполномочены осуществить все действия, связанные с ликвидацией. На заседании утверждается ликвидационный управляющий и прорабатываются сроки проведения работы.

Комиссия должна разместить объявление в СМИ о ликвидации, а в самом объявлении указывается период, когда кредиторы могут обратиться за погашением долговых обязательств

Необходимо провести следующие действия:

  • проводится инвентаризация активов и обязательств, которые имеются у организации;
  • формируются списки по кредиторской и дебиторской задолженности;
  • постановление по ликвидации передается директору образовательного учреждения;
  • готовится приказ, и вручаются уведомления персоналу ;
  • местная служба занятости уведомляется о предстоящем закрытии организации и увольнении большого количества сотрудников.

Составляется ликвидационный баланс. Когда период на предъявление кредитных претензий истечет, у ликвидационной комиссии появляется необходимость представления промежуточного ликвидационного баланс .

Его подают главному распорядителя, который управляет бюджетными средствами. Его составляют на основе инвентаризации активов и обязательств, а также реестра требований по кредитам.

Чтобы сформировать ликвидационный баланс, необходимо закрыть все лицевые счета, передать материальные ценности и закрыть все лицевые счета. Остатки средств важно перечислить на соответствующий счет, открытый в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредитная задолженность может быть оспорена на основе решения, принятого главным распорядителем.

Выделяют следующие основания для списания кредиторской задолженности:

  • решение главного распорядителя;
  • решение ликвидационной комиссии;
  • результаты проведения инвентаризации.

Дебиторская задолженность признается безнадежной на следующих основаниях:

  • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
  • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
  • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.
Организационные мероприятия

Когда принимается решение по ликвидации, руководитель предприятия должен провести определенные организационные мероприятия. Согласно ст. 12 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года в ликвидируемой организации должна быть проведена полная инвентаризация.

В ее процессе осуществляются дополнительные меры:

  • производится сверка взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами;
  • обеспечивается взыскание образовавшейся задолженности с дебиторов и вносятся средства по кредитам;
  • принимаются меры по списанию нереальной кредиторской или дебиторской задолженности, если она признана нереальной;
  • производятся выплаты сотрудникам ;
  • производятся расчеты с налоговым органом, по исполнительным листам, бюджетным кредитам и единому социальному налогу, в результате чего пополняется федеральный бюджет;
  • остатки финансовых средств сдаются в орган федерального казначейства;
  • орган федерального казначейства предоставляет выписки из лицевых счетов по внебюджетным и бюджетным средствам.

Тонкости процедуры ликвидации ООО путем продажи рассмотрены по ссылке .

Финансовые вопросы при ликвидации государственного учреждения Долги

Ликвидационная комиссия действует автономно. Она тщательно изучает промежуточный баланс.

В результате определяется сумма, необходимая для расчетов с кредиторами. Состояние баланса говорит о том, сможет ли организация оплачивать имеющиеся долговые обязательства.

Кредиторы должны предоставить документацию, в соответствии с которой можно судить о наличии конкретной задолженности. Затем можно расплатиться с имеющимися долгами. Если комиссия не соглашается с предъявляемыми претензиями от кредиторов, устанавливается собственный финансовый баланс.

Непризнанные или новые требования должны отражаться в специальном дополнении, которое составляется к балансу. Если в данный документ их не включили, кредиторы могут представить свои требования в судебном порядке.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ. долг перед ними признается погашенным. В дальнейшем возможна частичная ликвидация основных средств.

Для получения основной или дополнительной суммы долга подается судебный иск. И только в случае положительного решения, сумма возвращается принудительно.

Промежуточный баланс должен утвердить орган, принимающий решение о прекращении деятельности компании. Затем в налоговый орган подается соответствующее заявление.

Если средств на балансе недостаточно, предприятие может получить дополнительные финансы, а выплаты начнутся, когда принятый правильным образом документ вступит в законную силу

Очерёдность расчетов

При ликвидации государственного учреждения устанавливается следующая очередность выплат :

Юридическая сторона

Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.

Согласно статьям с 15 по 21 Федерального закона №7 устанавливается общая последовательность действий при ликвидации некоммерческих организаций. Юридическое лицо подлежит ликвидации на основе решения его участников или учредителей. Также это может осуществляться на основе органа, уполномоченного на это юридическими документами.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

В принятом решении должна указываться следующая информация:

  • название учреждения с указанием его типа;
  • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
  • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
  • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.

Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.

Подготовленный проект готовится одновременно с пояснительной запиской, которая содержит сведения о кредиторской задолженности и обоснование целесообразности планируемой ликвидации организации. Помимо этого, в пояснительной записке могут отражаться дополнительные сведения.

Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.

Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.

Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику. Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами.

Пошаговая инструкция разделения ООО на два ООО приведена тут .

Роль промежуточного ликвидационного баланса при ликвидации рассмотрена тут .