Руководства, Инструкции, Бланки

Рецензия На Дипломную Работу Образец По Педагогике И Психологии img-1

Рецензия На Дипломную Работу Образец По Педагогике И Психологии

Рейтинг: 4.6/5.0 (1681 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рецензия на дипломную работу

Рецензия на дипломную работу. Дошкольная педагогика и психология.

Дипломная работа ФИО посвящена актуальной теме, т. к. в современных программах дошкольного образования по-прежнему недооценивается роль музыки в общем развитии ребенка, в формировании его психических функций, в том числе и речи. Однако в логопедической практике как раз наоборот, музыка активно используется для преодоления различных речевых нарушений у детей.

Дипломная работа ФИО имеет логически правильную структуру. Она состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, а также списка использованной при написании дипломной работы литературы и приложений.

Во введении студентка обосновывает актуальность выбранной темы, практическую значимость, определяет цель, задачи, объект и гипотезу дипломной работы.

В первой главе автор раскрывает теоретические основы изучения проблемы влияния музыки на развитие речи дошкольников.

Вторая глава работы содержит экспериментальное исследование влияния музыки на развитие речи старших дошкольников. Здесь представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания; выявлена эффективность работы с детьми по развитию речи средствами музыки.

При написании дипломного исследования ФИО использованы разнообразные методы исследования, сделаны необходимые расчеты и сделаны необходимые выводы.

В заключении даны общие выводы по квалификационной работе.

Работа имеет теоретическую и практическую ценность и может быть рекомендована для использования в работе воспитателей детских дошкольных учреждений.

Тема выпускной дипломной работы раскрыта достаточно глубоко и полно. Цель и задачи работы достигнуты, гипотеза доказана.

Рецензия на дипломную работу имеет характер законченного исследования и при условии успешной защиты заслуживает оценки «отлично».

Похожие материалы:

Другие статьи

Реферат: Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами факультета психологии и педагогики специальность: 020400 «Псих

Реферат: Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами факультета психологии и педагогики специальность: 020400 «Психология»

Название: Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами факультета психологии и педагогики специальность: 020400 «Психология»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 10:53:29 06 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 391 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Министерство образования Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский государственный областной университет

Маклаков А.Г. Ситников В.Л. Шилов И.Ю.

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Специальность: 020400 – «Психология»

Печатается по решению кафедры общей и прикладной психологии, кафедры практической психологии и РИСа Ленинградского государственного областного университета имени А.С. Пушкина.

Рецензенты: Гришина Наталья Владимировна – доктор психологических наук, профессор

Чермянин Сергей Викторович – доктор медицинских наук, профессор

В методическом пособии приведены основные требования и методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению дипломных работ по специальности 020400 «Психология». Изложена процедура защиты дипломных работ в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ.

Методические рекомендации предназначены для студентов очного и очно-заочного отделения факультета психологии и педагогике ЛГОУ им. А.С. Пушкина, обучающихся по специальности 020400 «Психология»

ã А.Г. Маклаков, 2003

ã В.Л. Ситников, 2003

ã И.Ю. Шилов, 2003

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Одним из самых важным этапов подготовки высококвалифицированных психологов является подготовка и написание дипломной работы. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) предусмотрена Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология». Дипломная работа должна показать степень готовности студента решать теоретические и практические профессиональные задачи психолога. Дипломная работа должна выполняться на основе производственной практики, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, проведению тестирования, психологического консультирования, преподавания психологии, внедрения в практику работы с людьми активных методов и форм обучения и воспитания (социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр).

Особенностью данного вида работ является то, что студент не только должен написать диплом, но и суметь защитить его перед авторитетной комиссией. Он должен суметь ответить на любой вопрос, который может возникнуть у членов комиссии в момент защиты в отношении выбранной им проблемы исследования.

Таким образом, выполнение дипломных работ - это завершающий этап обучения студентов в вузе, имеющий своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных психологических задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой экспериментального исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов.

Авторы надеются, что данное методическое пособие окажет помощь студентам в подготовке и оформлении письменных контрольных работ и рефератов и будет способствовать повышению качества подготовки будущих профессиональных психологов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломная работа представляет собой научный труд, который выполняется по конкретной кафедре, в соответствии со специализацией студента. По завершению дипломной работы осуществляется ее защита на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Выполнение дипломной работы и ее защита в Государственной аттестационной комиссии служит проверкой подготовки специалиста к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности, его способности самостоятельно анализировать результаты экспериментального исследования, а также результаты оказания практической психологической помощи, осуществляемой в виде психологических консультаций, тренингов или разработки практических рекомендаций. Кроме этого дипломная работа характеризует умение будущего специалиста самостоятельно искать и анализировать информацию, содержащуюся в научной литературе.

Дипломная работа - это практически первая творческая работа специалиста. Студент-дипломник впервые самостоятельно разрабатывает тему научной работы, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в вузе.

В выпускной квалификационнойработе студент должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме и умение пробл емно излагать теоретический материал;

- умение изучать и обобщать л итературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

- навыки проведения статистико-математического анал иза полученного эмпирического материала и владения современной вычисл ител ьной техникой;

- умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Соответственно учебными целями выпускной квалификационнойработы являются:

- систематизация и угл убление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач;

- приобретение навыков самостоятел ьной работы;

- овладение методикой исследования, обобщения и логического изл ожения материал а.

Выполнение дипломной работы по специальности 020400 - «Психология» включает следующиеэтапы:

— ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;

— выбор и утверждение темы дипломной работы и назначение научного руководителя дипломного проекта;

— составление плана и согласование его с научным руководителем дипломной работы;

— принятие решение о методологических основах дипломного исследования, а также психодиагностических и других психологических методах, которые будут использованы в процессе проведения дипломного исследования;

— подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, в том числе законов Российской Федерации по теме дипломной работы;

— сбор и анализ экспериментального материала;

— подготовка дипломной работы к защите (написание и оформление работы);

— защита дипломной работы.

Однако, прежде чем приступить к выполнению дипломного проекта студент должен запомнить порядок своих действий. а именно:

1. Ознакомиться с примерными темами дипломных работ (направлениями теоретических и научных исследований кафедры) и выбрать тему дипломной работы.

2. Получить согласие преподавателя кафедры на научное руководство дипломной работы или обратиться к заведующему кафедры для того, чтобы научный руководитель был назначен решением заведующего кафедры.

3. Представить письменное заявление заведующему кафедры с просьбой об утверждении темы дипломной работы и назначении научного руководителя (в течении октября месяца) (Приложение 1).

4. Получить задание на выполнение дипломной работы после утверждения темы на заседании кафедры. (Данное задание позднее должно быть приложено к диплому)

5. Составить план дипломной работы и согласовать его с научным руководителем.

6. Обращаться к научному руководителю за советом при возникновении трудностей в выполнении дипломной работы.

7. Представлять отчет научному руководителю о выполнении отдельных этапов дипломной работы.

8. Консультироваться у научного руководителя при анализе результатов эмпирического исследования и оформлении дипломной работы.

9. Обращаться за помощью к научному руководителю при подготовке к защите дипломной работы.

10. Выступить на заседании кафедры с докладом по основным результатам выполнения своей дипломной работы.

11. Представить правильно оформленную дипломную работу на кафедру не позднее установленного срока.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.1.Выбор темы дипломной работы

Тема дипломной работы выбирается слушателем самостоятельно, исходя из его научно-практических интересов в рамках выбранной специализации. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна отвечать специализации студента, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи.

Темы выпускных квалификационных работ (направления теоретических и экспериментальных исследований) определяются кафедрой, по которой студент выполняет дипломный проект. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, исходя из научных исследований проводимых преподавателями кафедры. В качестве исключения, студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой дипломных работ кафедры. В этом случае он обязан на заседании кафедры обосновать ее целесообразность и соответствие выбранной специализации. Причем в любом случае тема дипломной работы студента выпускного курса должна быть утверждена на заседании кафедры, как правило, не позднее ноября месяца, т.е. не позднее чем за 6 месяце до защиты диплома.

В качестве тем выпускных квалификационных работ выбираются проблемы, решение которых, способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий и организаций.

При этом перечень тем дипломных работ (направление дипломных исследований) ежегодно объявляется студентам выпускного курса в октябре, т.е. за месяц до утверждения темы дипломного проекта на заседании кафедры. Таким образом, у студента есть как минимум один месяц для выбора темы диплома (если он этого не сделал в процессе предыдущих курсов).

По одной теме могут выполнять дипломную работу несколькими студентами, однако при этом объекты их изучения или круг изучаемых вопросов должны быть различны. Эти различия должны отражается в плане дипломной работы, который утверждается научным руководителем. Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза (или по его поручению деканом факультета) перед направлением студента на преддипломную практику.

После утверждения темы дипломной работы на заседании студенту выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы. Как правило от момента утверждения темы дипломной работы на заседании кафедры до выдачи задания на дипломную работу должно проходит не более 2-х недель.

2.2. Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания

При подготовке выпускной квалификационной работы приказом ректора (или по его поручению деканом факультета) по представлению кафедры студенту назначается руководитель дипломной работы из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами могут привлекаются специалисты-практики, а также наиболее опытные преподаватели и научные сотрудники другого вуза или НИИ.

Руководитель дипломной работы обязан:

1. Выдать студенту задание на дипломную работу не позднее 2-х недель после утверждения темы дипломной работы на заседании кафедры.

2. Оказывает студенту помощь в составлении плана дипломной работы и календарного графика на весь период выполнения дипломной работы.

3. Рекомендовать студенту необходимую основную литературу, законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по выбранной теме дипломной работы.

4. Проводить со студентом консультации (по мере надобности), как в отношении теоретических вопросов, так и в отношении статистико-математического анализа эмпирического материала.

5. Проверять выполнение работы (по частям или в целом).

6. Оказывать помощь в подготовке к защите.

7. Представлять отзыв научного руководителя о работе студента (представляется на кафедру вместе с дипломной работой).

Руководители дипломных работ проводят консультации, как правило, в форме бесед на кафедре или в учебном кабинете. По предложению руководителя в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы, за счет времени, отведенного на руководство этой работой.

Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы.

В соответствии с темой руководитель дипломной работы выдает студенту задание, утвержденное заведующим кафедрой, с указанием сроков окончания работы по теме и представления законченной дипломной работы. Это задание вместе с дипломной работой представляется в Государственную аттестационную комиссию.

В задании по подготовке дипломной работы указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует показать, что уже сделано, каковы исходные данные. Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется и где она будет осуществляться, а также кто консультирует. Задание конкретизируется календарным планом работы студента.

Целесообразно определить задание и составить календарный план. Это дает возможность четко организовать работу студента, осуществлять систематический контроль и помощь по мере необходимости. Образец задания приведен в приложении 2.

Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками, опытом работы, организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.

Дипломное задание должно быть выдано в течении двух недель после утверждения темы работы на заседании кафедры. В исключительных случаях может быть уточнено при выезде студента на преддипломную производственную практику. Дипломное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы.

После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению дипломной работы.

2.3. Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения.

После составления плана дипломной работы, прежде чем приступить к его реализации работе следует окончательно сформулировать замысел работы и уточнить план работы.

Прежде всего необходимо уточнить, чем дипломная работа отличается от курсовой. Для этого следует внимательно изучить представленную ниже таблицу.

Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Количественные и качественные различия

- соответствует ли методы исследования тому, что исследуется.

2. Составить список литературы, которую следует изучить и проанализировать при выполнении дипломных работ.

3. Провести изучение данной литературы, выделить проблему и проанализировать ее состояния в науке и практике.

4. Выделить базовые понятия по теме исследования.

5. Уточнение плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы, в том числе определение объекта, предмета, целей, задач и т.п.

7. Выполнение обзора теоретических источников по теме исследования, в котором представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

б) общепсихологические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;

в) методические положения;

г). подготовить выводы на основе анализа литературы по теме исследования.

8. На основе проведенного анализа литературы следует определить способ решения выбранной проблемы исследования, а также уточнить соответствие выбранных методов экспериментального исследования изучаемой проблеме.

9. Провести подготовку к проведению эмпирического исследованию. Подготовить бланки исследования и необходимый стимульный материал.

10. Осуществить эмпирическое исследование в соответствии с замыслом работы. (Может состоять из констатирующего и формирующего эксперимента, психокоррекционных или тренинговых мероприятий и др).

11. Далее следует провести анализ результатов эксперимента. Составить статистические таблицы, схемы, иллюстрации и др.

12. После статистико-математической обработки результатов следует осмыслить полученные результаты, для этого лучше всего изложить на бумаге полученные материалы, что может послужить основой для главы дипломного исследования. Целесообразно оформить результаты анализа в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков и т.д. сопроводив их соответствующими пояснениями.

13. При необходимости провести повторный (уточняющий) эксперимент.

14. Осуществить компоновку имеющихся текстов в соответствующую главу дипломной работы.

15. Написать выводы по дипломной работе и составить заключение.

16. Оформить дипломную работу в целом: оформить ведение, главы, составить список литературы, оформить приложения (таблицы, схемы, анкеты, иллюстрации и т.д.).

17. Подготовить выступление на защите, подобрать и оформить иллюстративный материал.

2.4. Порядок подбора и изучения литературных источников.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме дипломной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

При выполнении дипломной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», и других общепсихологических журналах; а также методические журналы, имеющие отношение к выбранной специализации.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.

Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций ВУЗов и НИИ.

Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в дипломной работе. После каждой цитаты, позаимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник. Поэтому при конспектировании следует сразу же делать ссылки на автора и источник информации (название, место и год издания, издательство, номер страницы).

2.5. Сбор и анализ практического материала

Успешный сбор практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.

К числу основных материалов, которые необходимы для выполнении дипломной работы относятся:

- сведения об организации (учреждении) на базе которого проводятся исследования;

- результаты психологического обследования лиц, являющихся объектом исследования;

- внешние критерии относительно обследованных лиц;

- индивидуальные психологические карты и другие отчетные материалы;

- другие данные, вытекающие из темы дипломной работы.

Перед началом сбора практического материала для дипломной работы студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов и уточнить порядок получения необходимых материалов и их оформления для отчета о проделанной работе. Особое внимание следует обратить на оформление отчетных документов о проведении эксперимента. При необходимости студент должен быть готов предоставить Государственной аттестационной комиссии протоколы и регистрационные листы с первичными материалами обследования.

Например, если в ходе диссертационного исследования использовалось наблюдение, то студент должен иметь на руках протокол проведения наблюдения, оформленный соответствующим образом (Рис. 1)

Следует помнить, что правильно и грамотно оформленные результаты исследования свидетельствуют о качестве проведенного эксперимента и о корректности сделанных выводов.

Кроме этого следует отметить, что успех психологического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано то, что собирается осуществить психолог. Будущие психологи, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, предложенную А. Сиденко (Рис. 2).

Полученные в ходе психологического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной обработке. При обработке практических материалов используются современные методы математико-статистического анализа (динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и др.), с тем чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.

Следует помнить, что за правильность приведенных в работе данных отвечает лично автор. Поэтому если в ходе защиты или на предшествующих этапах будет установлено, что приведенные данные некорректны или статистические обработаны не верно, что привело к формированию автором ложных выводов или автор использовал при написании работы результаты эксперимента, проведенного другим человеком, то такая работа снимается с защиты

Цель: определить активность учащегося на различных этапах урока.

Школа № ________ г. _____________________

Класс ________________ ученик (ученица)

Тема урока: _________________________________________________

где: Cn - индекс групповой сплоченности;

S в.в. - сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

S max - максимально возможное число выборов в данной группе.

Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи дипломной работы студент может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно, или когда слушатель использует в своей работе мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи дипломной работы в квадратных скобках (косых - в случае печатания на машинке) приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры:

Б.Г. Ананьев пишет: "Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения, - носитель нравственного поведения" [4, 52].

В работах, ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических, и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.]

Заключенное в квадратных скобках означает: при ссылке на литературу число до запятой - номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце выпускной работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «. по формуле (3)».

Если автор считает целесообразным делать подстрочные примечания, относящиеся к литературным источникам, то их описание должно осуществляться согласно правилам описания произведений печати.

Список используемой литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники. Источники располагают в порядке появления ссылок на них в тексте рукописи дипломной работы. Располагать литературные источники в алфавитном порядке, как это делается в диссертационных работах, не возбраняется. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва - М. Санкт-Петербург - СПб.

В сведения о статье из периодической печати включают: Фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Список используемой литературы приводится слушателем в конце дипломной работы (после заключения). Образе оформления списка приведен в приложении 3

Приложения к дипломной работе оформляются как продолжение научной работы и размещаются в конце работы или в отдельном томе. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу которой помечается «Приложение» и его обозначение. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе имеются несколько приложений, то они нумеруются, напр. «Приложение 2». Рисунки, таблицы, формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, напр. «Рис. 2.2» - второй рисунок второго приложения.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое прил ожение начинают с новой страницы.

Если прил ожения помещаются в конце выпускной квалификационной работы, то после списка использованных источников на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения.

На обложке дипломной работы пишется фамилия и инициалы студента, название дипломного проекта, фамилия научного руководителя, его ученая степень (если имеется), год и место выполнения дипломной работы. В верхней части обложки обозначается наименование учебного заведения. Как правило для обложки используются стандартные обложки (папки).

Титульный лист оформляется также как и обложка. Дополнительно лишь после наименования темы работы пишется «Содержание». Пример оформления титульного листа и оглавленияприведен в приложении 4.

В любом случае при оформлении дипломной работы следует помнить, что работы выполненные на компьютере более целесообразны и имеют ряд преимуществ по сравнению с работами выполненными на печатной машинке или написанные от руки. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта, выпускник обязан уметь использовать в своей практической деятельности компьютер и, соответственно, должен иметь навыки работы на нем.

4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу.

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.

Для обоснования актуальности исследования кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется крут нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выдвигается противоречие, разрешение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Выявление проблемы, которую слушатель предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

Например, противоречием может быть:

- противоречие между психологическим, развитием отдельных, категорий подростков, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их интеллектуального развития в условиях, перехода на рыночные отношения, перестройки общественного производства и реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - с другой. Или:

- противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических, черт личности отдельных, категорий подростков, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, - с другой.

Исходя из отмеченного выше противоречия, вытекает проблема исследования, которую в используемом примере можно обозначить следующим образом: каковы возможности психотерапевтических рисунков в повышении уровня интеллектуального развития подростков 12-14 лет.

Актуальность и недостаточная разработанность рисуночной психотерапии детерминируют выбор темы исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить слушателю в процессе выполнения выпускной работы. Например: Определение возможностей рисуночной психотерапии в повышении интеллектуального развития подростков.

Объект исследования в психологии, как правило, являются люди. Существенно реже в качестве объекта заявляются какие либо социально-психологические явления в социальных объектах, а также поведение людей в процессе их общения и взаимодействия в совместной деятельности.

Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала никакого сомнения. Так, например, если объектом исследования выпускной работы выбраны «подростки, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях», то предметом исследования могут быть:

- уровни интеллектуального развития учащихся профессиональных учебных заведений;

- создание предпосылок для применения метода психотерапии в воспитании подростков

- закономерности психического развития подростков в условиях профессионального учебного заведения и т.п.

Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводится один из вариантов гипотезы применительно к рассматриваемому в качестве иллюстрации случаю.

Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если:

- разработать основы рисуночной психотерапии:

- определить способы и. приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков;

- внедрить в практику обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений метод рисуночной психотерапии.

Задачи исследования определяются в соответствии с целью и предметом исследования. Относительно рассматриваемого выше примера такими задачами могут быть:

- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии;

- определить взаимосвязи цветовых предпочтений и. характера рисунков подростков с их психологическими свойствами;

- разработать практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками.

Основные методы исследования определяются исходя из задач и предмета исследования. Наиболее распространенными в психологии методами являются:

- метод тестирования, как основной инструментарий практической психологии, широко применяемый при проведении психологического консультирования;

- метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся отдельные индивиды, малые группы, коллективы другие социальные общности);

- методы статистической обработки результатов исследования и др.

В введении также необходимо указать количество испытуемых, коллективы и др. данные, характеризующие базу исследования .

4.2. Основная часть дипломной работы

Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом за время обучения необходимый комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков исследовательской работы. Обычно основная часть состоит из трех глав.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Во второй главе формулируется методология экспериментального исследования (что послужило теоретической и методологической основой для достижения целей дипломного исследования); приводится характеристика обследованной выборки; описываются психологические методы, которые применялись при выполнении дипломной работы; характеризуются методы статистико-математической обработки экспериментальных данных.

В третьей главе дипломник представляет результаты своего экспериментального исследования Данная глава может содержать 2-3 (и более) параграфа (пункта) в зависимости от объекта, предмета и целей исследования.

Как правило, в конце каждого из параграфов (пунктов) и по главе в целом составляется краткое резюме (краткий вывод), в котором отдельно излагается наиболее существенный результат исследовательской работы по конкретному направлению или применению конкретной методики.

4.3. Заключение и выводы

В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, а также вклад, который автор вносит в развитие психологического знания в области практической психологии. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Завершают заключения выводы (как правило 3 – 5), в которых предельно лаконично и точно излагаются результаты исследовательской работы. После заключения пишется список используемой литературы.

5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Завершающий этап выполнения работы над дипломом это его защита.

Цель защиты – выявление цели раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.

5.1. Подготовка дипломной работы к защите

Закончив написание и оформление дипломной работы, ее основные положения надо обсудить с руководством и специалистами образовательного учреждения, на материалах которого она выполнена, и обязательно получить соответствующий отзыв.

Завершенная и окончательно оформленная выпускная квалификационная (диплом) работа подписывается автором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и представляется студентом научному руководителю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы, подписывает и представляет работу на кафедру. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала государственных экзаменов.

В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.

Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.

Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, может быть направлена на рецензию.

Состав рецензентов определяется из числа специалистов научных учреждений. Рецензентами могут быть также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре. Отзыв специалиста организации, где выполнена дипломная работа, приравнивается к внешней рецензии.

В рецензии на дипломную работу должны быть отражены:

- полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;

- эффективность использования избранных методов для решения проблемы;

- достижение поставленной цели;

- практическая ценность и возможность использования полученных результатов.

Дипломная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в ГАК для защиты.

По желанию студента-дипломника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, например, документы (отзывы, постановления), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической ценности дипломной работы.

Подготовив дипломную работу к защите, студент-дипломник готовит выступление (доклад), наглядную информацию - схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты в ГАК.

5.2. Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии

Студент допускается к защите дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.

Процедура защиты дипломных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением, к защите выпускной дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты), предусмотренные учебным планом.

В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании необязательно.

Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента.

Защита выпускной квалификационной работы производится на заседании ГЭК.

Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется 15-20 минут.

В своем выступлении на заседании ГЭК дипломник должен отразить:

- теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа;

- результаты эксперимента и проведенного анализа изучаемого явления;

- конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения; психологический, социальный и педагогический эффекты от разработок.

Дипломник делает краткое сообщение (не более 10 минут), в котором излагает цель, задачи, предмет и методы исследования, гипотезу, результаты и выводы, обосновывает их, отмечает практическую значимость. По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках.

В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия. Они необходимы для усиления доказательности выводов и предложений студента, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите необходимы студенту, а не членам экзаменационной комиссии.

После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также внешней рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГЭК, а также присутствующих на защите.

Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и рецензии, и отвечает на вопросы, заданные ему в ходе защиты.

После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.

В заключение автор получает возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, привести дополнительные материалы.

По окончании публичной защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты выпускных квалификационных работ, оценивает их с учетом сдачи государственных экзаменов, принимает решение о присвоении студенту-дипломнику соответствующей квалификации.

Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Оценка дипломной работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзывы на дипломную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента.

Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой аттестации выпускников государственная комиссия по защите выпускных квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании.

Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются на заседаниях простым большинством голосов ее членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Получение оценки «неудовлетворительно» на итоговом экзамене по какой-либо дисциплине не лишает студента права продолжить обучение и сдавать итоговые экзамены по другим дисциплинам.

Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, решением ректора вуза может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более одного года.

После защиты дипломная работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по специальности (направлению) и выдаче диплома о высшем образовании.

Государственная экзаменационная комиссия принимает также решения о выдаче диплома с отличием и рекомендации в аспирантуру. Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите только один раз в течение трех лет после окончания учебного заведения.

Для студентов, не защитивших выпускную квалификационную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.

После защиты диплома работы хранятся в высшем учебном заведении, сначала в фондах библиотеки или в учебных кабинетах выпускающих кафедр. По истечении пятилетнего срока дипломные работы передаются в архив вуза.

Бывают случаи, когда защита дипломной работы признается неудовлетворительной. Тогда Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой зашиты.

Результаты защиты дипломных работ изучаются Государственной аттестационной комиссией и отражаются в отчете председателя ГАК.

5.3. Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология»

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, итоговая государственная аттестация выпускников проводится в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и завершается выдачей диплома государственного образца.

Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний, предусмотренных в учебном плане, и защиты выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы или дипломного проекта.

По специальности «Психология» учебным планом предусмотрена защита дипломной работы.

Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий психологический анализ, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по реализации полученных в исследовании результатов в повседневную практику, во время доклада умело использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный психологический анализ, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению взаимодействия всех структур учебно-воспитательного процесса, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа и практического разбора особенностей организации учебно-воспитательного процесса, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите дипломной работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (принят Государственной Думой 12 июля 1995 г.).

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России от 12 августа 1994 г. № 940).

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утверждено постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 3).

ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».— М. 1984.

Будин К. С. Веселов П. В. Как оформить научную работу. - М. Высшая школа. 1973.

Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учебное пособие. М. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 44 с.

Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.— М. «Ось-89». 1997.

Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. 2-е издание, дополненное. С-Пб. 1995, 136 с.

Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие. С-Пб. ЛГОУ, 1999, 100 с.

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ: Методика подготовки и оформления. Сост. И.Н. Кузнецов, Мн. Амалфея, 1998, 272 с.

Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М. АПО. 1996.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. Русский язык. 1986.

Организационно-методический сборнИК материалов для студентов-гуманитариев и слушателей-бакалаврантов о правилах оформления рефератов, контрольных и дипломных работ. Учеб.-метод. Пособие, Сост. Батаршев А.В. Псков, Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1998. - 144 с.

Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М. Металлургия, 1996. 112 с.

Образец оформления заявления о закреплении темы

Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса

Левитиной Ольги Александровны

Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему моей дипломной работы «Особенности профессионального самоопределения школьников старших классов Ленинградской области» (специализация: Психологическая служба). Прошу назначить научным руководителем кандидата психологических наук доцента Прокофьеву В.А.

Образец оформления заявления о закреплении темы

Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса

Левитиной Ольги Александровны

Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему моей дипломной работы «Особенности профессионального самоопределения школьников старших классов Ленинградской области» (специализация: Психологическая служба). Прошу назначить научного руководителя из числа преподавателей кафедры.

Образец оформления заявления о закреплении темы

Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса

Левитиной Ольги Александровны

Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему дипломной работы исходя из перечня тем специализации «Психологическая служба» и назначить научного руководителя из числа преподавателей кафедры.

Структура задания по выполнению дипломной работы,

выдаваемого студенту руководителем дипломной работы

Зав. кафедрой ___________________

«__» ______________________________ г.

по выполнению дипломной работы

студента (Ф.И.О.) факультет психологии и педагогики

специальность: 020400 «Психология»

1. Тема: ________________________________________________________

2. Исходные данные к работе:

а). Характеристика имеющегося материала (если есть) ____________________________________________________________________

б) базовая организация ______________________________________________

в) требования к дипломной работе ___________________________________

3. Вопросы, подлежащие разработке: ________________________________

4. Состав (план) дипломной работы

5. Консультанты по дипломной работе (если есть необходимость) ____

6. Дата выдачи задания: _____________________________________________

7. Дата завершения дипломной работы и предоставления ее на кафедру _____________________________________________________________

Задание принял(а) к исполнению: ___________________________________