Руководства, Инструкции, Бланки

План Финансово-хозяйственной Деятельности Автономного Учреждения Бланк img-1

План Финансово-хозяйственной Деятельности Автономного Учреждения Бланк

Рейтинг: 4.5/5.0 (1699 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения - один из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений. Содержит сведения о планируемой на финансовый год (плановый период) финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности называют сокращенно - План ФХД.

Определение из нормативных актов

"Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 3.3 ст. 32):

"Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.".

Разъяснение

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного и автономного учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ должен быть открытым и доступным (пп. 6 п. 3.3 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 7 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).

Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Утверждение плана ФХД (ниже пункты Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н):

"21. План государственного (муниципального) автономного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.

22. План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения".

План финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Порядок составления Плана определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. Такой порядок, к примеру, утвержден: Приказом Россельхознадзора от 20.12.2013 N 634, Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1321, Приказом Минтруда России от 05.09.2013 N 447н, Приказом Минсельхоза России от 06.02.2013 N 42, Приказом Росимущества от 24.01.2013 N 16, Приказом Минздрава России от 18.01.2013 N 15н.

Другие статьи

План финансово-хозяйственной деятельности – новая реальность учетной политики

План финансово-хозяйственной деятельности – новая реальность учетной политики

По материалам статьи В.Половникова, опубликованной в региональном выпуске газеты "Я бухгалтер.Урал", №14, 2012 г.

В настоящее время в РФ идет реформирование бюджетной системы. Федеральным законом № 83-ФЗ от 10 мая 2010 года определено, что все учреждения госсектора экономики становятся либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Одним из основных отличий между указанными типами учреждений является порядок финансирования их деятельности.

Анатомия финансовых потоков

Казенные учреждения. По своим функциям и финансовому обеспечению «казенщики» аналогичны бюджетным организациям «старого» типа. Согласно бюжетной смете для них устанавливаются лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по направлениям предстоящих расходов (КОСГУ). Государство через распорядителей (главных распорядителей) бюджетных средств выделяет ассигнования для этих организаций, не превышая при этом лимиты. Доходы от предпринимательской деятельности казенных учреждений полностью зачисляются на единый счет бюджета и сами организации не вправе распоряжаться этими средствами. Все расходы «казенщиков» строго санкционируются казначейскими органами по объемам и принадлежности к запланированным экономическим кодам. Самостоятельность организаций в финансовых вопросах предельно ограничена. Зато есть «уверенность в завтрашнем дне» и надежда на государство, что оно подставит плечо в трудную минуту.

Бюджетные и автономные учреждения. Реформа бюджетной сферы не может осуществиться одномоментно. Законодательно определена продолжительность переходного процесса реформирования и он продлится до 1 июля 2012 года. До тех пор, пока учреждениям не выделены субсидии на выполнение государственных заданий, они работают по правилам «казенщиков» и финансируются по схеме «смета-ЛБО-ассигнования». Как только принято решение о субсидировании, бюджетное учреждение становится полноправной организацией нового типа и финансируется посредством субсидий через своего учредителя. Учредителями, как правило, становятся бывшие распорядители (главные распорядители) бюджетных средств. Бюджетные учреждения нового типа уже не должны составлять смету доходов и расходов и на смену этому документу приходит План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) государственной организации, в котором подробно расписываются поступления и выплаты на планируемый период. Автономные учреждения теперь также финансируются в соответствии с Планом ФХД. Все доходы от предпринимательской деятельности, в отличие от казенных учреждений, остаются в распоряжении бюджетных и автономных организаций. Оплата денежных обязательств таких учреждений санкционируется в казначейских органах, которые контролируют расходы в рамках сумм целевых субсидий. Таким образом, финансовая самостоятельность «бюджетников» и «автономщиков» в результате реформирования хотя и выходит на более высокий уровень, но весомее становится и уровень финансовой ответственности.

Что надо отразить в Плане ФХД?

Порядок подготовки плана определен приказом Министерства финансов РФ № 81н от 28 июля 2010 года. План составляется на финансовый год, либо на финансовый год и перспективный (плановый) период. В содержательной части Плана выделяют три раздела.

В первом описательном разделе отражаются общие сведения о деятельности учреждения, его цели и основные виды деятельности в соответствии с уставом; перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату; сведения об
общей балансовой стоимости недвижимого государственного имущества в разрезе объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности. Также в первом разделе указывается общая балансовая стоимость движимого имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению учредителя.

Во втором (табличном) разделе указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

В третьем (табличном) разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств. Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат, целевые субсидии, бюджетные инвестиции и публичные обязательства, передаваемые в установленном порядке учреждению.

Программа в помощь

Трудоемкость составления Плана можно сократить, применяя современное программное обеспечение. К примеру, в программном продукте СКБ Контур Контур-Бухгалтерия Бюджет для построения второго раздела применяют настраиваемую пользователем таблицу. Для каждой строки таблицы можно задать набор КВФО, КОСГУ и бухгалтерских счетов, по которому формируется строка. Показатели третьего раздела также помогает получить компьютер. В той же программе такие данные автоматически формируются из проводок по санкционированию: доходы – Дт 0 507 10 ххх Кт 0 50410 ххх, расходы – Дт 0 504 10 ххх Кт 0 506 10 ххх.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку со

План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку составления План финансово-хозяйственной деятельности и отчет о результатах деятельности бюджетных учреждений: цели и задачи формирования, требования к порядку составления

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к Плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и Отчету о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества; определяются основные цели и задачи формирования Плана и Отчета; даются пояснения в отношении необходимости и важности их составления и ведения.

С 1 января 2011 г. в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (1) начался новый этап реформирования бюджетной сферы, связанный с изменением статуса организаций, получающих бюджетное финансирование. В соответствии с этим нормативным правовым документом все государственные (муниципальные) учреждения разделены на три типа:
- казенные;
- бюджетные;
- автономные.

Федеральным законом № 83-ФЗ введены понятия казенного, бюджетного и автономного учреждения.

Так, казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

(1) Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ).

Бюджетным учреждением (нового типа) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами.

Для всех государственных и муниципальных учреждений на изменение их правового статуса и внесение изменений в учредительные документы законодательно установлен переходный период – до 1 июля 2012 г. по окончании которого эти учреждения должны быть преобразованы в один из вышеуказанных типов.

Основной целью проводимых преобразований является создание необходимых условий для сокращения затрат учреждений, привлечения ими дополнительных источников финансового обеспечения, и в результате – снижение темпов роста расходов бюджетов. Иными словами, предусмотренные Федеральным законом № 83-ФЗ изменения прежде всего коснулись порядка финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Так, с 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности из средств бюджета на основе бюджетной сметы осуществляется только в отношении казенных учреждений.

Для бюджетных учреждений нового типа и для автономных учреждений гарантированное бюджетное финансирование по бюджетной смете заменено предоставлением субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели.

К затратам, финансируемым путем предоставления субсидий на иные цели, можно отнести:
- затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания;
- затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание;
- затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;
- иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме (1).

Дополнительно все типы государственных и муниципальных учреждений наделены правом заниматься приносящей доход деятельностью. Однако для этих типов учреждений существуют различия в правах на распоряжение полученными доходами.

Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат зачислению в бюджет. и казенное учреждение не имеет права на свободное распоряжение этими средствами.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями. в полном объеме остаются в распоряжении этих учреждений. и они имеют право свободно расходовать доходы, полученные от приносящей доход деятельности.

Начиная с 1 января 2012 г. бюджетные и автономные учреждения. в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, должны составлять План финансово-хозяйственной деятельности ( 1) (далее – План) и Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (2) (далее – Отчет).

Более того, План и Отчет (3) всех государственных (муниципальных) учреждений, в том числе бюджетных, должны быть размещены на официальном сайте в сети Интернет (4). Данная информация должна размещаться в Интернете федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на основании сведений, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждением.

Целью такого решения со стороны государства является обеспечение открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, прежде всего в отношении ведения ими финансово-хозяйственной деятельности (5).

В конце декабря 2011 г. официальный сайт по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru начал свою работу. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано 153 422 учреждения, из них 48 автономных учреждений, 18 410 – казенных и 134 964 бюджетных учреждений (6).

Решение о размещении Планов и Отчетов о деятельности учреждения в открытом доступе – это не только возможность для любого гражданина получить в понятном для него виде сведения о количестве и стоимости услуг, финансовом обеспечении, состоянии имущества того или иного учреждения. Планы и Отчеты – это своего рода информационная база данных для оценки деятельности таких учреждений, это совокупность показателей, которые позволяют определить соотношение затраты/результаты, проанализировать качество управления учреждением, темпы и динамику его развития, а также эффективно осуществлять общественный контроль за работой учреждения.

Рассмотрим поподробнее требования, предъявляемые к Плану финансово-хозяйственной деятельности и к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

(1) Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
(2) Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».
(3) Кроме указанных документов, в сети Интернет государственные (муниципальные) учреждения должны размещать информацию о государственном (муниципальном) задании на оказание услуг (выполнение работ), годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий и их результатах.
(4) Приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» и письмо Минфина России от 27.10.2011 № 18-05-08/203 «О проведении подготовительных работ для размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о государственных и муниципальных учреждениях».
(5) Закон Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
(6) Данные представлены по состоянию на 10 февраля 2012 г. закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если

План состоит из трех частей:
1) заголовочной;
2) содержательной;
3) оформляющей.

В заголовочной части указываются такие реквизиты, как наименование учреждения, наименование учредителя, единица измерения, адрес, ИНН, КПП.

Содержательная часть делится на:
- текстовую (описательную);
- табличную.

В текстовой (описательной) части указываются:
- цели и виды деятельности;
- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых осуществляется за плату;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества;
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества, особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению учредителя.

В табличной части указываются показатели финансового состояния:
- данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана финансово-хозяйственной деятельности;
- показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- целевых субсидий; бюджетных инвестиций;
- поступлений от оказания учреждением услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе;
- поступлений от иной приносящей доход деятельности;
- поступлений от реализации ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- услуги связи;
- транспортные услуги; коммунальные услуги;
- арендную плату за пользование имуществом;
- услуги по содержанию имущества;
- прочие услуги;
- пособия по социальной помощи населению;
- приобретение основных средств; приобретение нематериальных активов;
- приобретение материальных запасов;
- приобретение ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами;
прочие расходы.

В оформляющей части должны содержаться подписи руководителя учреждения, руководителя финансово-экономической службы, исполнителя документа.

Содержание приведенных выше требований к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности показывает, что в основном заниматься разработкой Плана будет само учреждение. И несмотря на наличие различных показателей в Плане, учреждение должно самостоятельно определять направление расходования средств (за исключением целевых субсидий) и представлять свои предложения Учредителю.

Учредитель наделен полномочиями устанавливать дополнительные требования к порядку составления Плана, в том числе в отношении дополнительной детализации плановых показателей, утверждения единой формы Плана подведомственных учреждений, алгоритма и правил его заполнения, а также правом контроля за результатами деятельности учреждения.

Помимо Плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетными учреждениями составляется Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества. Данный Отчет составляется учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и также публикуется в сети Интернет.

Отчет включает в себя три раздела:
- раздел 1 «Общие сведения об учреждении»;
- раздел 2 «Результат деятельности учреждения»;
- раздел 3 «Об использовании имущества, закрепленного за учреждением».

В разделе 1 «Общие сведения об учреждении» указываются:
- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с его учредительными документами;
- перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату, с указанием потребителей указанных услуг (работ);
- перечень документов, на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о регистрации, лицензии и другие разрешительные документы);
- количество штатных единиц на начало и на конец года, в том числе данные о квалификации сотрудников (если изменилось количество единиц, то по какой причине);
- средняя заработная плата сотрудников учреждения.

В разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются:
- изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года в процентах;
- общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей (если есть);
- изменение дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, относительно предыдущего года с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
- суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг;
- цены (тарифы) на платные услуги;
- общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами), в том числе платными;
- количество жалоб потребителей и принятые меры по результатам их рассмотрения.

В этом разделе бюджетные учреждения дополнительно должны указывать:
- суммы кассовых и плановых поступлений в разрезе поступлений, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности;
- суммы кассовых и плановых выплат в разрезе выплат, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности.

В разделе 3 учреждением указываются все сведения об имуществе на начало и конец года, в том числе:
- общую балансовую (остаточную) стоимость недвижимого, движимого имущества;
- общую площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления либо сданного в аренду, переданного в безвозмездное пользование.

Итак, анализ законодательства в отношении реформирования бюджетных учреждений показывает, что основная масса нормативных правовых документов была принята в период с середины 2010 по середину 2011 г. Хотя для всех государственных и муниципальных учреждений установлен переходный период до 1 июля 2012 г. тем не менее в течение прошедших полутора лет в большинстве учреждений уже проведены мероприятия по изменению их правового статуса, а значит, эти учреждения уже работают по новым правилам, в соответствии с новым законодательством.

Тем не менее до сих пор возникает много вопросов. Существует ли принципиальная разница между бюджетной сметой и Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения? Для каких целей нужно составление Плана финансово-хозяйственной деятельности и Отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества учреждения? Является ли необходимой такая большая детализация показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждений? Действительно ли информация, представленная в Плане и Отчете и подлежащая в обязательном порядке размещению на официальном сайте в сети Интернет, будет востребована, т. е. будет ли оправдана огромная нагрузка бюджетных учреждений при формировании Плана и Отчета?

Очевидно, что План финансово-хозяйственной деятельности учреждения во многом аналогичен бюджетной смете. Это сходство дает возможность при составлении Плана финансово-хозяйственной деятельности и организации работы с ним учитывать имеющийся опыт работы с бюджетной сметой.

Тем не менее цели составления Плана бюджетного учреждения, его функции и задачи гораздо шире, чем цели, функции и задачи бюджетной сметы казенного учреждения. Бюджетная смета содержит лишь определенные и утвержденные направления расходования бюджетных средств казенным учреждением в соответствии с кодами операций сектора государственного управления. План финансово-хозяйственной деятельности охватывает всю финансово-экономическую деятельность бюджетного учреждения, в том числе включает в себя сведения об источниках доходов, поступающих в распоряжение учреждения, направлениях расходования средств. В отличие от бюджетной сметы в Плане отражаются операции не только с субсидиями, которые планируется получить из средств бюджета, но и со средствами от приносящей доходы деятельности, бюджетными инвестициями. Также в Плане содержится информация о том, какие виды деятельности осуществляет либо планирует осуществлять учреждение, как используется имущество учреждения.

Кроме того, План и Отчет являются действенными инструментами управления и учета за предоставленными бюджетным учреждениям субсидиями и бюджетными инвестициями.

Таким образом, основной целью формирования Плана и Отчета являются:
- получение максимально полной, объективной, достоверной и показательной информации, характеризующей финансовое положение учреждения на очередной год;
- анализ и оценка направлений и перспектив развития учреждения на плановый период, а при условии утверждения трехлетнего бюджета – на очередной финансовый год и плановый период.

Это необходимо гражданам для сравнения уровня качества услуг, предоставляемых учреждениями, а органам государственного управления – для оценки эффективности деятельности таких учреждений, в том числе в отношении распоряжения выделенными бюджетными средствами.

Главной задачей составления Плана и Отчета является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии учреждения в будущем. Составление Плана и Отчета является базой данных для выработки стратегии развития учреждения, а также действенным механизмом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений, в том числе в отношении выполнения государственного (муниципального) задания, состояния и размера кредиторской задолженности, совершения крупных сделок (1).

Иными словами, в ходе проведения бюджетной реформы акцент с контроля за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование бюджетного учреждения, переносится на контроль за результатами его деятельности, что дает возможность выбора потребителям услуг, а бюджетные учреждения стимулирует оказывать услуги более высокого качества.

(1) Жигалов Д. Кавинец А. Оц енка деятельности автономных (и бюджетных) учреждений – urbaneconomics.ru

Также по этой теме:

План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения Добрый день!

План финансово-хозяйственной деятельности

Сегодня мы рассмотрим самый важный плановый документ автономного учреждения - План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (далее - План).

Прежде всего необходимо отметить, что правовое регулирование вопросов, связанных с Планом, закреплено Законом N 83-ФЗ, который установил, что План составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и согласно требованиям, установленным Минфином России.

Перечень НПА, принятых на федеральном уровне представлен на слайде.

Основной документ, которым необходимо руководствоваться - Приказ Минфина России от 28.07.2010 №81н "О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Приказ).

Приказ устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения Плана и направлен на формирование единообразного подхода к порядку составления и утверждения Плана, а также упорядочение правового регулирования данного вопроса.

При подготовке Приказа исходили из того, что организация работы с Планом должна учитывать уже имеющийся опыт работы с бюджетной сметой бюджетного учреждения.

В связи с этим при подготовке Приказа во внимание принимались нормы, установленные Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденными Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что План финансово-хозяйственной деятельности - инструмент, который используется в отношении и унитарных предприятий.

В связи с чем при подготовке Проекта приказа Минфином России был проведен анализ сложившегося опыта регулирования отношений по составлению планов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. Как показал анализ, вышеуказанные планы содержат не только сведения о планируемых (прогнозных) доходах, расходах и источниках финансирования дефицита, но и финансовые результаты деятельности унитарного предприятия, а также текстовую часть, содержащую описание показателей, оказавших существенное влияние на результаты деятельности унитарного предприятия и характеризующих их.

Итак, положения Приказа распространяются на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Приказ предусматривает, что порядок составления и утверждения Плана должен быть определен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - Учредитель) с учетом предлагаемых Требований.

Приказ вступает в силу с 1 января 2012 года.

Итак, План финансово-хозяйственной деятельности является одним из основных документов автономного учреждения (далее - АУ). Целью составления Плана является обеспечение финансовой устойчивости деятельности учреждения при выполнении задач, которые на него возложены Учредителем. Так он позволяет учреждению:

- планировать общие объёмы поступлений и выплат;

- определять сбалансированность финансовых показателей;

- планировать мероприятия по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;

- планировать мероприятия по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности;

- управлять доходами и расходами учреждения.

План формируется и утверждается учреждением в соответствии с Порядком и по форме, определенными Учредителем. Поэтому, разрабатывая План, учреждение в первую очередь должно руководствоваться указаниями Учредителя. Законодательством предоставлено право Учредителю, исходя из специфики отрасли, устанавливать дополнительную детализацию планируемых показателей и периодичность составления плана (на 3 года, год, поквартально или даже помесячно).

План составляется в рублях с точностью до двух знаков после запятой.

План учреждением составляется в два этапа. На этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и после утверждения закона о бюджете.

На первом этапе (в момент формирования проекта бюджета) составление Плана осуществляется на основании представленной учредителем информации о прогнозе планируемых объёмов:

- субсидий на выполнение государственного задания учредителя;

- бюджетных ассигнований на выполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти передаются в установленном порядке учреждению.

На втором этапе проект плана уточняется учреждением исходя из представленных Учредителем после утверждения бюджета уточненных данных.

Кроме того, в течение финансового года в План могут вноситься изменения. В случае внесения изменений в показатели Плана он утверждается с периодичностью, установленной Учредителем.

В соответствии с Требованиями План в обязательном порядке должен содержать:

Содержательная часть является основной, к ней прилагаются таблицы, расчеты и пояснения.

Остановимся на рассмотрении каждой части.

В заголовочной части Плана указываются:

- гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;

- наименование документа, с указанием периода представленных сведений;

- дата составления документа;

- наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

- дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);

- наименование единиц измерения показателей, включаемых в План, и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).

Содержательная часть является основной частью Плана как по объёму информации, так и по значимости. Она включает текстовую (описательную) и табличную (поясняющую) части.

В текстовой (описательной) части Плана в обязательном порядке указываются:

- цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, законами Удмуртской Республики, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;

- виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;

- параметры государственного задания, установленного учреждению (наименование услуг (работ), планируемое количество оказываемых услуг (выполненных работ) на финансовый год, норматив финансовых затрат на оказание услуг, планируемый объем средств, получаемых за оказание услуг (выполнение работ));

- параметры услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе (наименование услуг (работ), планируемое количество оказываемых услуг на финансовый год, планируемый объем средств, получаемых за оказание услуг (выполнение работ));

- информация о порядке установления и размере платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;

- перечень движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, на дату составления Плана;

- общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

- общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

- сведения о наличии государственной регистрации права Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество;

- сведения о соблюдении учреждением требований постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2007 №119 «Об учете объектов собственности Удмуртской Республики и ведении реестра государственного имущества Удмуртской Республики» в части внесения данных об имуществе, закрепленном за учреждением, в реестр государственного имущества Удмуртской Республики;

- сведения об имуществе учреждения, переданном в аренду сторонним организациям;

- сведения об имуществе, арендуемом учреждением или предоставленном учреждению по договору безвозмездного пользования.

В табличной части Плана указываются:

- показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана);

- плановые показатели по поступлениям и расходам (выплатам) учреждения.

Данные по балансовой стоимости имущества приводятся в табличной части. В ней указываются наиболее важные показатели финансового состояния АУ на последнюю отчетную дату, предшествующую составлению плана. Примерная форма Плана отражает финансовое состояние АУ на отчетную дату исходя из фактических данных, взятых из бухгалтерского учета учреждения.

Стоимость имущества определяется исходя из перечня имущества, закрепленного за учреждением.

Если таблица по показателям финансового состояния учреждения заполняется учреждением на основании фактических данных учета, то таблица по поступлениям и выплатам содержит плановые показатели.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в разрезе:

- субсидий на выполнение государственного задания;

- поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности, с указанием кода доходов бюджетной классификации Российской Федерации;

- поступлений на предоставление публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти передаются в установленном порядке учреждению;

- прочих поступлений, в том числе поступлений от реализации ценных бумаг (в случаях, установленных федеральными законами).

В составе доходов должны быть указаны все доходы учреждения, получаемые как от некоммерческой (уставной), так и коммерческой (предпринимательской) деятельности. Перечисленные доходы следует отразить в Плане с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными учреждением расходами.

Вы видите на слайде, что первым источником доходов учреждения предусмотрена субсидия на выполнение задания учредителя. Основой для предоставления этой субсидии является государственное муниципальное задание.

Государственное задание формируется учредителем на этапе составления бюджета с учетом существующих бюджетных ограничений. Показатели государственного задания используются учреждением при формировании Плана на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (часть 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ). Следует иметь в виду, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением Учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитывается на основе определенных для каждой услуги нормативных затрат. В случае предоставления услуг, относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, на платной основе объем планируемых выплат учреждением формируется в соответствии с порядком определения платы, установленным Учредителем.

Подробнее на вопросе формирования государственного задания и порядке определения нормативных затрат на оказание государственной услуги и нормативных затрат на содержание имущества вам расскажет сегодня другой докладчик.

В соответствии с законодательством автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. К таким субсидиям относятся расходы на проведение мероприятий, определенных Учредителем, например на подготовку учреждения к отопительному периоду, мероприятия по противопожарной безопасности, РЦП и ВЦП и другие.

При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет учредителю форму, утвержденную Приказом Минфина РФ, об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению. В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели формы заполняются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.

Определение объёма указанных субсидий из бюджета Удмуртской Республики, осуществляется учреждением в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии.

Согласно п.5 ст.79 Бюджетного кодекса РФ автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции. которые влекут увеличение стоимости основных средств, находящихся у них на праве оперативного управления.

Законодательством об автономных учреждениях определено, что автономное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям. Такая деятельность в обязательном порядке должна быть указана в учредительных документах (уставе). Кроме того, такая деятельность может осуществляться учреждением только в порядке, устанавливающем условия их оказания, утвержденном Учредителем.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

К данной группе доходов относятся поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества, находящегося в самостоятельном распоряжении учреждения, вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность учреждения и другие «коммерческие» поступления.

В соответствии с законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, на автономное учреждение будет распространено положение по осуществлению полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

В настоящее время средства, выделяемые из бюджета на выполнение публичных обязательств, перечисляются учредителем на расчетный счет учреждения. В связи с возникающими проблемами в учете этих средств в 2011 году, Министерством финансов Удмуртской Республики разрабатывается проект нормативного акта.

Учредитель вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат в разрезе видов оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ).

Плановые показатели по расходам (выплатам) формируются учреждением в разрезе расходов (выплат) на:

- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

- арендную плату за пользование имуществом;

- услуги по содержанию имущества;

- пособия по социальной помощи населению;

- приобретение основных средств;

- приобретение нематериальных активов;

- приобретение материальных запасов;

- приобретение ценных бумаг (в случаях, установленных федеральными законами);

- иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Справочно указываются суммы публичных обязательств перед физическим лицом и иная информация, запрашиваемая по решению Учредителя.

Учредитель, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей.

Плановые объемы расходов (выплат), связанных с выполнением учреждением государственного задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в установленном порядке.

При предоставлении учреждению субсидии, имеющей целевое назначение (далее - целевая субсидия), учреждение составляет и представляет учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению (код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016), (далее - Сведения), <*>по форме согласно Приложению к Приказу Минфина России.

Сведения не должны содержать сведений о субсидиях, предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг.

При составлении Сведений учреждением в них указываются:

в графе 1 - наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;

в графе 2 - аналитический код, присвоенный Министерством для учета операций с целевой субсидией (далее - код субсидии);

в графе 3 - код классификации операций сектора государственного управления исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;

в графах 4, 5 - неиспользованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии, с отражением в графе 4 кода субсидии, в случае, если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 5 - суммы разрешенного к использованию остатка;

в графе 6 - сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;

в графе 7 - сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.

Плановые показатели по выплатам детализируются до уровня групп, статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации.

В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.

Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.

План по выплатам должен включать все расходы, планируемые учреждением на предстоящий год, в разрезе КОСГУ.

Учредитель, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей.

Хочется отметить, что, несмотря на подробное изложение различных показателей в Плане, учреждение самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением целевых субсидий, и представляет свои предложения Учредителю.

Таким образом, в Приказе заложена основа расширения самостоятельности и ответственности учреждения. Но эта свобода, в свою очередь, будет сопровождаться требованиями обеспечения публичности и открытости информации о деятельности учреждения.

Данная часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в план. Это руководитель АУ (уполномоченное им лицо), руководитель финансово-экономической службы учреждения (или иное уполномоченное руководителем лицо), исполнитель документа.

Проект Плана составляет финансовая служба исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий отчетный год. АУ, осуществляющее деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущего бизнес-плана и доработать их, а если план не был выполнен, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АУ за предыдущий период. Учреждению, которое не имеет наработок для подготовки проекта Плана, за основу можно взять показатели учреждений и организаций, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других социальных сферах деятельности.

Рассмотрение подготовленного проекта Плана находится в компетенции наблюдательного совета АУ (пп. 6 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Напомним, наблюдательный совет является одним из органов АУ, в который входят представители учреждения, общественности, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наблюдательный совет после рассмотрения проекта Плана АУ дает заключение, копия которого направляется учредителю учреждения. Заключение по проекту финансового плана АУ дается большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.

План и задание АУ являются схожими документами - оба содержат планируемые показатели и предписания, касающиеся деятельности учреждения. Однако, задание имеет иную направленность по сравнению с планом, в нем устанавливаются требования к качеству и объему (составу), порядку и результатам оказания учреждением услуг. В финансовом плане речь идет в основном о финансовых, а не о натуральных показателях деятельности по оказанию услуг, которые также могут быть задействованы в планировании как вспомогательные данные.

Чтобы руководитель не попал в трудную ситуацию, финансовым работникам при разработке проекта плана следует принять во внимание задание учредителя, так как по сути положения данных документов не должны противоречить друг другу. Для этого планируемые натуральные показатели деятельности по оказанию услуг задания учредителя должны быть взаимоувязаны со стоимостными показателями бизнес-плана, представляемого на утверждение руководителю. Если учреждение позаботится о соответствии показателей плана и задания, то можно надеяться на положительное заключение наблюдательного совета по проекту Плана и на такое же решение руководителя АУ, который утвердит окончательный вариант плана.

Исходя из положений Закона об автономных учреждениях, мы описали процедуру рассмотрения, согласования и утверждения финансового плана АУ.

Мы перечислили основные элементы Плана финансово-хозяйственной деятельности АУ. На практике финансовых и натуральных показателей в Плане может быть намного больше. Объем Плана определяется задачами, стоящими перед учреждением, и спецификой оказания социальных услуг, которые могут финансироваться из различных источников и тем самым увеличивать трудоемкость планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

После того как финансовый план составлен, необходимо проконтролировать его соблюдение, для чего оформляется другой документ - отчет об исполнении Плана.

Необходимо отметить, что отчет включает многие статьи Плана, в которых уже приводятся не только плановые, но и фактические показатели работы АУ за отчетный период. Фактические данные для составления такого отчета берутся из бухгалтерского учета учреждения, который можно назвать наиболее полной системой обобщения информации о его финансово-хозяйственной деятельности. Сопоставлением планируемых и фактических данных оценивается, насколько План выполнен, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей.

Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности утверждается наблюдательным советом АУ. Копии документа направляются учредителю учреждения (пп. 7 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Заметим, такой же порядок предусмотрен для отчета об использовании имущества и годовой бухгалтерской отчетности, поэтому перечисленные документы целесообразно оформлять и представлять единым пакетом.

На основании заключения наблюдательного совета АУ план утверждается руководителем учреждения.

В случае внесения изменений в показатели Плана, Приказом Минфина рекомендуется составлять новый план финансово-хозяйственной деятельности, при этом его положения не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в предшествующий план. Периодичность утверждения Плана должен установить учредитель.

В заключение своего выступления хочется обратить ваше внимание на то, что в целях обеспечения открытости и доступности плана финансово-хозяйственной деятельности учреждение должно предоставлять соответствующую информацию в Федеральное казначейство (территориальные представительства Федерального казначейства), после чего предоставленные сведения будут публиковаться Казначейством России на специально созданном официальном сайте в сети Интернет (пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).