Руководства, Инструкции, Бланки

Рисуночный Тест Моя Семья Интерпретация Образец img-1

Рисуночный Тест Моя Семья Интерпретация Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1629 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тест для детей «Рисунок семьи»

Тест для детей «Рисунок семьи»

Задачей теста является выявление особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений на основании выполнения рисунка семьи.

Правила проведения теста:

• Ребенок должен быть в обычном настроении.

• В наличии у ребенка должен быть набор цветных карандашей и лист бумаги.

• Ребенок должен располагать свободным временем.

• Психолог не должен давить на ребенка своим присутствием.

• Нельзя поправлять и направлять действия ребенка

• Нельзя обсуждать полученные результаты при ребенке.

• При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Инструкция по выполнению теста

Детям предлагается нарисовать свою семью. При этом не напоминается, кто входит в состав семьи. Детям предоставляется полная свобода. Время выполнения задания 30 минут.

При тестировании необходимо отмечать следующие моменты:

1. В какой последовательности ребенок рисует детали;

2. Количество стираний и исправлений;

3. Перед изображением, каких деталей ребенок делал паузы;

4. Как ребенок комментировал свой рисунок.

Для достоверности интерпретации теста, психолог должен задать ребенку следующие вопросы:

1. Кто нарисован на рисунке?

2. Что изображено кроме людей?

3. Где находятся люди?

4. Нравится ли этим людям жить вместе? Почему?

5. Есть ли на этом рисунке самые счастливые люди? Кто они?

6. А кто из нарисованных людей самый несчастный? Почему?

7. На рисунке находятся все члены семьи? Если нет, то почему?

При опросе выясняется, какой смысл ребенок вложил в рисунок, какие чувства он испытывает к отдельным членам его семьи.

Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»

Внимательно рассмотрев рисунок, психолог обращает внимание на детали. На основании детального рассмотрения рисунка, психолог может определить следующие характеристики.

Читайте также: Мучает ли Вас ревность?

Во-первых. определяется уровень художественного мастерства ребенка.

Во-вторых. определяется внутреннее состояние ребенка. О напряженности, скованности во время теста говорит сильный нажим карандаша. А наличие на рисунке ярких цветов, изображений больших размеров говорит о внутреннем благополучии, раскованности и спокойствии ребенка.

В-третьих. определяются особенности внутрисемейных отношений. Эта характеристика является главной для психолога. Психолог может выяснить, к какому из членов семьи ребенок психологически более расположен, кто ему больше нравится, кто из членов семьи вызывает у ребенка негативные эмоции.

Для примера приведем интерпретацию рисуночного теста одного ребенка. Интерпретация рисунка.

На рисунке девочки изображены все члены семьи (мать, двое детей и отец). Все члены семьи несколько удалены друг от друга, что может указывать на то, что она воспринимает слабость позитивных внутрисемейных отношений.

На рисунке изображен отец, который вместе не проживает. Эта фигура нарисована с прижатыми к телу руками, что может свидетельствовать о необщительности, замкнутости.

Фигура матери была нарисована первой, с использованием ярких цветов, что может свидетельствовать о наибольшей привлекательности этого члена семьи и ее значимости в жизни семьи.

Наиболее отдаленной фигурой является фигура младшей сестры. Она же последняя нарисованная фигура. Это может говорить о том, что сестер связывают негативные отношения. Сестра девочки отделена пространством, нарисована одним цветом и у нее несколько отличное выражение лица: глаза сведены, поэтому выражение лица кажется агрессивным. Левая рука поднята под другим углом, и этот жест может восприниматься как признак агрессии.

На рисунке не изображены бабушка и дедушка, хотя они проживают вместе с семьей девочки. В разговоре девочка называет их как членов своей семьи, но изобразить на рисунке не захотела. Можно предположить, что, не изображая их на рисунке, ребенок как бы отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями, и ребенок избегает этой темы.

Читайте также: Насколько вы зависимы от любви?

На рисунке было изображено облако довольно большого размера, что может свидетельствовать о тревожности и страхе из-за надвигающейся опасности.

Из четырех персонажей ступни ног у мамы и сестры изображены в профиль, что является признаком устойчивости, но в размерах явно приуменьшены.

Другие статьи

Материал по теме: Тест нарисуй семью

Материал по теме:
Тест нарисуй семью
Предварительный просмотр:

Тест "Рисунок семьи"

Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д. - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).

Итак, инстукция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним.

После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:

1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?

2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)

3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?

4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?

5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.

6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?

7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?

8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?

С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".

Рисунок "Моя семья": интерпретация

1. Характеристика фигур.

Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.

Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.

Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.

Более подробную информацию об интерпретации графических особенностей можно найти в статье " Значение рисунков ".

2. Наиболее близкий человек.

  • на рисунке нарисован ближе всех к ребёнку;
  • одинакового с ним цвета или в такой же одежде;
  • изображен первым;
  • нарисован с особой любовью (тщательностью).

3. Изображение себя

  • Собственная фигура наиболее выделена (самая яркая, самая большая, наиболее тщательно прорисована) на фоне остальных - эгоцентризм, вся жизнь в семье вращается вокруг ребёнка.
  • Маленькая и слабая фигурка в окружении родителей - чувство беспомощности, потребность в защите, скорее всего, гиперопека со стороны взрослых.
  • Изображение себя в последнюю очередь или в удалении от других членов семьи - чувство одиночества, отчужденности, низкая самооценка. Отсутствие себя на рисунке семьи - очень сильное ощущение одиночества, отчужденности, ничтожности.

Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.

5. Дополнительные персонажи

Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку.

6. Отказ от изображения члена семьи

Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д. Это может быть как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком.

Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи").

Рассказ о рисунке:

Где находится семья:

дома - самый стандартный вариант;

на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка живого общения с родителями;

в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье.

Заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Заняты каждый своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе".

Нарисована ситуция из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией.

Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?"

Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: поближе к кому встать, кого добавить или убрать, как изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видеться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д.

Признаки благополучной семейной ситуации:

  • нарисованы кисти рук (пальцы),
  • члены семьи держатся за руки,
  • смотрят на зрителя (анфас),
  • заняты общим делом.

Признаки неблагополучной семейной ситуации:

  • отсутствие рук (спрятаны за спину, не видно пальцев),
  • фигуры отвернуты друг от друга или изображены со спины,
  • изображение членов семьи в виде эмоционально-неприятных существ (змей, скорпионов, червяков и т.д.),
  • каждый занят своим делом, не связанным с остальными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Нарисуй дом"

Этот простой, но веселый, а главное правдивый с точки зрения психологии тест всегда вызывает массу эмоций.

Тест "Рисунок семьи"

"Рисунок семьи" - одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детишками уже младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и.

Вам предлагается образец теста "Нарисуй семью".

Тесты для детей 6-7 лет " Нарисуй недостающие предметы"

Предлагаем Вам тесты для детей по развитию познавательных процессов: зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Данные тесты расчитанны на занятия с дет.

Психоэмоциональный тест "Ребенок нарисовал человечка"

Тест помогающий, благодаря рисованию, лучше понять внутренний мир ребенка. Для детей старше 4 лет.

тест "Нарисуй свою семью"

Этот тест позволит не только узнать больше о ребенке, его эмоциональном состоянии, но и позволит весело и интересно провести время.

Рисуночный тест "Моя семья".

Интерпретация рисунка Моя семья (автор рисунка - ребенок 6 лет)

Интерпретация рисунка "Моя семья" (автор рисунка - ребенок 6 лет)

б) Паузы более 15 секунд:

Таких пауз в ходе рисования обнаружено не было.

в) Стирание деталей:

Стираний в ходе рисования обнаружено не было.

г) Спонтанные комментарии ребенка:

- Волосы как у чучела;

- Папа был без волос, потому что он у нас лысый, но потом решила сделать папе «ежик».

д) Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием:

Эмоциональная реакция у ребенка во время рисования прослеживалась позитивная, особенно когда рисовала лысого папу.

Вопросы, для получения более точной информации:

1.Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

- Валяются в траве, сделали себе отпускные. Лиза Михайлова.

4. Им весело или скучно? Почему?

- Весело. Потому что они веселые и заботливые.

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

- Мама, Лиза, папа. Потому что самые красивые.

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

6 ситуаций, которые направлены на выявление негативных и положительных чувств к членам семьи:

1.Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвала с собой?

- Маму и Киру (подружка)

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3.Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попала на необитаемый остров. С кем бы ты хотела там жить?

- Мамой, папой, кумой, друзьями, бабушками, дедушками.

6. Ты получила в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

1.Анализ структуры рисунка

Нарисована полная семья (мама, папа, ребенок)- это свидетельствует об эмоциональном благополучии в семье. Так же это говорит о нормальном интеллекте ребенка.

На рисунке присутствует концентрация, направленная на рисование самого себя (декорирование одежды) - это говорит о несформированном чувстве общности, эгоцентричности, истероидных чертах характера.

На рисунке члены семьи расположены на небольшом расстоянии друг от друга, что говорит о низком уровне эмоционых связей.

2.Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи

На рисунке изображено 3 члена семьи, по размерам больше всех нарисована мать. Это можно объяснить тем, что мать для ребенка является средством, при помощи которого он выражает свою силу, превосходство, значимость.

Если взять отца и дочь, то они нарисованы равными по величине, что говорит об эгоцентричности ребенка.

На рисунке у всех членов семьи присутствует голова, глаза рот. Это говорит о том, что ребенок не замкнут в себе, развито общение.

Мать и отец на рисунке имеют длинные пальцы – это говорит об агрессивном желании ребенка в их сторону.

Если рассмотреть эмоции нарисованные ребенком (улыбающиеся люди), можно сделать вывод, что ребенок использовал бессознательно их, потому что улыбающиеся люди это своеобразный штамп в рисунках детей.

На рисунке изображены все детали в области лица, это говорит о хорошей половой идентификации девочки.

3.Анализ процесса рисования

Последовательность рисования членов семьи: мать, ребенок, отец. Первым в рисунке изображается наиболее значимый, главный, эмоционально близкий человек.

Первая фигура самая большая, но нарисована схематично, не декорирована, это указывает на то, что ребенок воспринимает значимость этого лица, силу, доминирование, но не указывает на положительные чувства в отношении к этой фигуре.

Психологический портрет семьи

Семья полная, в которой присутствует эмоциональное благополучие, но низкие эмоциональные связи.

В этой семье мать – ядро, которое выполняет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с ребенком, больше чем другие уделяет ему внимание. Так же можно сказать о том, что мать для ребенка является средством, при помощи которого он выражает свою силу, превосходство, значимость, но не указывает на положительные чувства к ней.

У ребенка прослеживается агрессивное желание в сторону родителей, проявляется эгоцентричность, истероидные черты характера.

Так же в семье присутствует хорошо развитое общение, отсутствуют конфликты.

Исходя, из комментариев ребенка во время рисования можно сделать вывод, что таким образом ребенок ослабляет внутреннее напряжение, внутренний конфликт.

Когда я узнала задание, у меня первая мысль была, где же мне найти испытуемого, но это ни составило никакого труда. Когда я предложила ребенку нарисовать рисунок, он с удовольствием взял листок бумаги и карандаши и начал рисовать.

Я получила, массу удовольствия работая с этим ребенком. Девочка оказалась активной, эмоциональной. Так же мне очень понравилось то, что ребенок восхищался своей работой.

Так же можно сказать, что дети – это удивительные маленькие человечки, с которыми работать, не так уж и просто, как кажется на первый взгляд.

Похожие материалы Информация о работе

Персональный сайт - Методика «Рисунок семьи»

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ. Методика «Рисунок семьи»

Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К. 1995; Дилео Д. 2001.
Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях. А.И.Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий.

Первое задание - для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т.е.эмоционально более близок).

Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать. а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2 «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
Инструкция 3 «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
Инструкция 4 «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
Инструкция 5 «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 с
в) стирание деталей,
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?


Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.

1 Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

Список показателей в тесте «Рисунок семьи»

· Отсутствие себя — чувство своей отверженности в семье;

· другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

· Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.

Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

· Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения.

Особо мелкое изображение себя — подавленность или заброшенность; гиперопека;
родителя — представление о его малой значимости в семье;
брата или сестры — конкурентные отношения.
Особо крупное изображение себя — претензия на главенствующую роль в семье;
родителя — представление о его большой значимости в семье;
брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.
Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье.
Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье;
потребность в эмоциональной близости.
Удаленность всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;
одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными;
себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье.
Расположение детей и взрослых отдельными группами — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями.
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;
всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;
одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;
* себя — ощущение своей отверженности в семье.
* Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.
* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных — конфликтные отношения с этим членом семьи;
* Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;
* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;
* себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.
* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении
* всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;
* одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;
* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.
* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.
* зубы — вербальная агрессия данного члена семьи.
* Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.

Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К. 1995; Дилео Д. 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные
с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы. изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии. выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи – 26.
2. Преобладание людей на рисунке – 16
3. Изображение всех членов семьи – 26.
4. Отсутствие изолированных членов семьи – 2б
5. Отсутствие штриховки – 1б
6. Хорошее качество линии – 1б
7. Отсутствие показателей враждебности – 26
8. Адекватное распределение людей на листе –1б.

2. Тревожность у ребенка

1. Штриховка – 2б
2. Указана линия основания – 16
3. Линия над рисунком – 1б
4. Линия с сильным нажимом – 1б
5. Стирание – 2б
6. Преувеличенное внимания к деталям – 1б
7. Преобладание вещей – 1б
8. Двойные или прерывистые линии – 1б
9. Подчеркивание отдельных деталей – 1б

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами – 2б.
2. Стирание отдельных фигур – 2б.
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2 б.
4. Выделение отдельных фигур – 2б.
5. Изоляция отдельных фигур – 2б.
6. Неадекватная величина отдельных фигур – 2б.
7. Член семьи, стоящий спиной – 1б.
8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи – 2б.

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький – 2б.
2. Расположение фигур на нижней части листа – 2б.
3. Изоляция автора от других – 2б.
4. Все фигуры маленькие – 1б.
5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора – 1б.
6. Отсутствие автора – 2б.
7. Автор стоит спиной – 1б.

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Агрессивная позиция фигуры – 1б.
2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа – 2б.
3. Зачеркнутая фигура – 2б.
4. Деформированная фигура – 2б.
5. Обратный профиль – 1б.
6. Руки раскинуты в стороны – 1б.
7. Непропорционально большие кисти рук – 1б.

«Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

Рисунок семьи

Рисунок семьи

Рисунок «Моя семья» может рассказать очень многое о взаимоотношениях в семье, о распределении ролей, о личных симпатиях рисующего и о том, как он сам чувствует себя внутри семейной системы.

  • Что такое арт-терапия?
  • Средства арт-терапии ч.1
  • Средства арт-терапии ч.2
  • Средства арт-терапии ч.3
  • Как преодолеть страх
  • Автопортрет
  • Мое настроение
  • Коллаж целей
  • Рисуночный тест «Кактус»
  • Рисунок семьи
  • Путь к цели
  • Тест «Детский сад»
  • Тест «Человек»
  • Придумай сказку
  • Раскраски антистресс
  • Тест Вартегга
  • Несуществующее животное
Тест «Рисунок семьи»

Почему ребенок злится на маму? Почему он все время ссорится с братом? Как наладить контакт с детьми? Семейные отношения — одна из самых частых причин обращения к детскому психологу .

Тест «Рисунок семьи» предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение человека к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семейной системе, из-за чего переживает или чувствует напряжение. Тест может использоваться в работе со взрослыми и детьми с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, животных, деревьев, да хоть конфет! Основные показатели ждя интерпретации теста: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д. — вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями — совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке, а это очень ценная диагностическая информация.

Инструкция для теста «Рисунок семьи»

Инструкция для теста очень простая: «Нарисуй (слепи) свою семью». Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать, а кого — нет. Рисующий сам решит, кто для него семья. Можно посянить: «Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй». Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: «А что ж ты сестру-то не нарисовал? А кошка зачем? Она же не человек.» Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше.

В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он нарисовал первым, кого изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого — последним.

После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
  1. Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
  2. Что вы делаете на этом рисунке? Необходимо выяснить, каждый занят своим делом или деятельность совместная. Чья деятельность созидательная, а чья — разрушительная.
  3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём.
  4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
  5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался «за кадром» (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
  6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
  7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома? Почему?
  8. А как тебе там, на рисунке? Тебе хорошо или плохо? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?

С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Например, на рисунке может быть нарисовано празднование дня рождения, которое уже прошло, или семейный выезд на природу, которого никогда не было. Соответственно будет строиться интерпретация: «в семье тёплые отношения» или «ребёнок хотел бы больше общаться с семьей».

Рисунок «Моя семья»: интерпретация

1. Характеристика фигур.

Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы «головоногов»), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.

Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура — наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот — скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей — этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.

Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.

Продолжение статьи платное: оно стоит всего 10 руб.

В продолжении вы найдете:
  • интерпретацию изображения членов семьи, самого себя, отказа от изображения одного из членов семьи,
  • интерпретацию рассказа о рисунке,
  • признаки благоприятной и неблагоприятной семейной ситуации на рсиунке,
  • 2 примера интерпретации теста: мальчика 9 лет и девочки 8 лет.
Внимание!

Если вы выберете способ оплаты банковской картой или Яндекс Деньгами. то после оплаты нажмите «вернуться на сайт магазина», и Вы попадете на страницу с полным текстом статьи.

Если вы выберете оплату по sms. то после завершения оплаты напишите на info@art-psychology.ru или ВКонтакте и укажите дату, время платежа и название теста. В течение суток вы получите ссылку на нужный вам материал.

В случае возникновения трудностей пишите на info@art-psychology.ru. в письме укажите дату и время платежа. Информация обо всех платежах хранится в платежной системе, поэтому любую возникшую проблему мы сможем решить.

Другие рисуночные тесты: