Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция О Порядке Совершения Нотариальных Действий В Рб 2015 img-1

Инструкция О Порядке Совершения Нотариальных Действий В Рб 2015

Рейтинг: 4.0/5.0 (1649 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ Минюста РФ от N 256 (ред

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Минюста РФ от 27.12.2007 N 256 (ред. от 03.08.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2007 N 10832)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Постановление министерства юстиции республики беларусь 23 октября 2006 г

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ

(в ред. постановлений Минюста от 18.12.2006 N 86,

от 20.02.2007 N 7, от 30.10.2007 N 72,

от 28.12.2007 N 92, от 29.05.2008 N 30,

от 14.11.2008 N 67, от 07.04.2009 N 32,

от 20.05.2009 N 41, от 20.07.2009 N 54,

от 30.06.2010 N 34, от 15.10.2010 N 75,

от 08.04.2011 N 79)

На основании Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий.

2. Распространить действие Инструкции о порядке совершения нотариальных действий на уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь в пределах компетенции, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года "О нотариате и нотариальной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. N 120, 2/1055).

2-1. В случае, если согласие, необходимое в соответствии с законодательством для удостоверения договора, до вступления в силу настоящего постановления оформлено в виде заявления, подлинность подписи на котором засвидетельствована нотариально, такой документ может быть принят нотариусом для удостоверения договора.

(п. 2-1 введен постановлением Минюста от 14.11.2008 N 67)

3. Со дня вступления в силу настоящего постановления признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. N 71 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения исполнительных надписей";

приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 мая 1998 г. N 119 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке совершения исполнительных надписей";

приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 243 "О порядке нотариального удостоверения Брачного договора" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. N 2, 8/1457);

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. N 32 "Об утверждении Инструкции о порядке удостоверения доверенностей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. N 172, 8/11612).

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр Председатель Государственного

иностранных дел комитета по имуществу

Республики Беларусь Республики Беларусь

Министр Заместитель председателя

по налогам и сборам Брестского областного

Республики Беларусь исполнительного комитета

Витебского областного Гомельского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

Гродненского областного Минского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

Минского городского Могилевского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

(в ред. постановлений Минюста от 14.11.2008 N 67,

от 07.04.2009 N 32, от 20.05.2009 N 41,

от 20.07.2009 N 54, от 30.06.2010 N 34,

от 15.10.2010 N 75, от 08.04.2011 N 79)

1. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий (далее - Инструкция) устанавливает порядок совершения нотариальных действий.

При совершении нотариальных действий государственные и частные нотариусы (далее, если не указано иное, - нотариусы) руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. N 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. N 74, 1/6438), Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК), Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 года "О нотариате и нотариальной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. N 120, 2/1055), Инструкцией о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. N 26 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. N 91, 8/12699; N 105, 8/12766), настоящей Инструкцией и иным законодательством Республики Беларусь.

2. Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах совершают государственные нотариусы (заведующие государственными нотариальными конторами, заместители заведующих, старшие государственные нотариусы, государственные нотариусы), в нотариальных бюро - частные нотариусы.

Нотариусы обязаны соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Сведения и (или) документы по совершенному нотариальному действию выдаются в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь "О нотариате и нотариальной деятельности".

3. Нотариусы не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующей государственной нотариальной конторы (филиала государственной нотариальной конторы), нотариального бюро.

Нотариальные действия в указанных случаях совершаются государственным нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро.

В случае, если согласно законодательству Республики Беларусь нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, место совершения нотариального действия определяется главным управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее - управление юстиции).

4. На первую государственную нотариальную контору Министерством юстиции Республики Беларусь может быть возложено совершение наиболее сложных нотариальных действий.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

5. Нотариальные действия могут совершаться любым нотариусом, за исключением случаев, когда нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом.

6. Нотариальные действия совершаются в помещении государственной нотариальной конторы, нотариального бюро, за исключением случаев, когда граждане или представители юридических лиц, для которых эти действия совершаются, по уважительной причине не могут туда явиться.

Если гражданин прибыл к месту нахождения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро, однако в силу физических недостатков, болезни (нарушений функций опорно-двигательного аппарата и др.) ему затруднительно зайти в помещение государственной нотариальной конторы, нотариального бюро, нотариус вправе выйти к гражданину для выяснения его намерений относительно совершения нотариального действия, разъяснения прав и обязанностей, предупреждения о последствиях совершаемого нотариального действия, подписания нотариального документа, расписки в реестре для регистрации нотариальных действий в получении нотариально оформленного документа.

7. Нотариус совершает нотариальные действия при наличии всех сведений и (или) документов, необходимых для совершения таких действий, явки заинтересованных лиц, а также лиц, согласие (отказ) которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь необходимо для совершения нотариального действия, оплаты государственной пошлины и других необходимых платежей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в день обращения лица за совершением этих действий. Для выполнения большого объема работы, необходимой при совершении нотариальных действий, данный срок продлевается до трех дней.

Исполнительная надпись о взыскании с родителей (единственного родителя) расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, совершается нотариусом не позднее следующего дня после получения документов, установленных законодательством для ее совершения.

Явка заинтересованных лиц, в том числе лиц, согласие (отказ) которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь необходимо для совершения нотариального действия, не требуется, если имеется согласие (отказ) этих лиц, удостоверенное нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия.

В случае истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, срок совершения нотариальных действий не должен превышать одного месяца со дня обращения лица за совершением этих действий, а в случае, если законодательством предусмотрена плата за выдачу таких сведений и (или) документов, - одного месяца со дня представления лицом нотариусу документа, подтверждающего внесение платы за их выдачу.

Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, явилось для совершения этого действия после истечения срока, указанного в части четвертой настоящего пункта, нотариальное действие совершается нотариусом в том случае, если срок действия сведений и (или) документов, необходимых для его совершения, не истек.

По заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия должно быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока заинтересованное лицо не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения сообщения суда о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

8. Лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, представляют нотариусу документы, удостоверяющие их личность, дееспособность граждан (гражданскую дееспособность), правоспособность юридических лиц, полномочия на совершение таких действий от имени и в интересах других лиц.

граждан Республики Беларусь - по паспорту гражданина Республики Беларусь;

несовершеннолетних, не достигших 16 лет, - по свидетельству о рождении и (или) документу, удостоверяющему личность (при его наличии);

(в ред. постановления Минюста от 07.04.2009 N 32)

иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, - по виду на жительство в Республике Беларусь;

иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, - по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина, лица без гражданства или международной организацией (далее - документ для выезда за границу), при этом нотариус проверяет наличие разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (наличие в документе для выезда за границу или на оборотной стороне вкладыша к документу для выезда за границу марки "Дазвол на часовае пражыванне");

(в ред. постановления Минюста от 08.04.2011 N 79)

иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, - по документу для выезда за границу, при этом нотариус проверяет наличие в нем или на миграционной карте либо на вкладыше к документу для выезда за границу отметки о регистрации иностранного гражданина, лица без гражданства в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, регулирующими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;

(в ред. постановления Минюста от 30.06.2010 N 34)

иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, являющихся гостями аккредитованных в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь глав и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, - по документу для выезда за границу при наличии отметки (штампа) Министерства иностранных дел Республики Беларусь о регистрации;

(в ред. постановления Минюста от 30.06.2010 N 34)

иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, - по удостоверению беженца.

(в ред. постановления Минюста от 30.06.2010 N 34)

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства пребывает в Республике Беларусь в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также если регистрация не требуется в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г. N 15, 2/1657) и международными договорами Республики Беларусь, для совершения нотариального действия регистрация в органах регистрации не требуется.

(часть третья п. 8 в ред. постановления Минюста от 30.06.2010 N 34)

В подтверждение нахождения лица на территории Республики Беларусь сроком до пяти дней представляются соответствующие документы (билет, миграционная карта, отметка службы пограничного контроля в документе для выезда за границу и т.п.).

(в ред. постановления Минюста от 30.06.2010 N 34)

Документ для выезда за границу иностранного гражданина, лица без гражданства, временно проживающего или временно пребывающего в Республике Беларусь, принимается для установления личности при условии его перевода на государственный язык Республики Беларусь, подлинность подписи переводчика на таком переводе или верность перевода этого документа должна быть засвидетельствована нотариально либо перевод удостоверен (заверен) иностранным уполномоченным лицом (органом, учреждением) в пределах их компетенции.

При удостоверении сделки, участником которой является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, в нотариально оформляемом документе должно быть указано, гражданином какого государства он является, либо указано, что он является лицом без гражданства.

Правоспособность юридических лиц нотариус проверяет по учредительным документам юридического лица и документам, подтверждающим его государственную регистрацию. Также нотариус должен проверить правомочия органов или лиц на совершение действия, за совершением которого обратилось юридическое лицо, в том числе по распоряжению имуществом в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица.

При совершении нотариальных действий, связанных с оформлением документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, проверка правоспособности юридического лица-учредителя (участника) и подтверждение его государственной регистрации может производиться по нотариально засвидетельствованным копиям соответствующих документов в случаях, если законодательством, регулирующим государственную регистрацию юридических лиц, предусмотрена возможность предоставления нотариально засвидетельствованных копий документов для проверки правоспособности юридического лица-учредителя (участника) и подтверждения его государственной регистрации. В случае предъявления для совершения указанных нотариальных действий выписки из торгового регистра (реестра) страны, в которой юридическое лицо учреждено, или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения - срок действия такого документа не должен превышать срока, предусмотренного пунктом 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г. N 17, 1/10418), статьями 84, 85 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

(в ред. постановлений Минюста от 07.04.2009 N 32, от 30.06.2010 N 34)

Если с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель лица, то нотариус проверяет его полномочия на совершение таких действий от имени и в интересах других лиц.

Полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, законодательстве Республики Беларусь либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

9. Сделка, удостоверяемая нотариально, заявление и другие документы, удостоверяемые нотариально, должны быть подписаны гражданином, его представителем или представителем юридического лица в присутствии нотариуса.

Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, по его поручению в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ, удостоверяемый нотариально, может подписать другой гражданин (за исключением лица, в пользу, с участием которого совершается данное нотариальное действие) с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия, о чем до подписи гражданина на документе делается отметка.

Если гражданин, обратившийся за совершением нотариального действия, неграмотный или слепой либо в силу физических недостатков, преклонного возраста, болезни не может прочитать текст документа, нотариус обязан прочитать ему текст документа, за исключением случаев, установленных законодательными актами, и сделать на документе до подписи гражданина отметку о прочтении. Если слепой гражданин грамотный, он может лично подписать документ, а в случае неграмотности либо по его личной просьбе за него документ может подписать другое лицо.

Если обратившийся за совершением нотариального действия глухой, немой или глухонемой гражданин неграмотен, то при совершении нотариального действия тексты нотариально оформляемых документов должны быть ему переведены грамотным лицом, владеющим техникой сурдоперевода и подтвердившим свою квалификацию, который должен поставить на документе свою подпись, удостоверяющую, что содержание сделки соответствует воле участвующего в ней глухого, немого, глухонемого гражданина. Об участии грамотного лица, владеющего техникой сурдоперевода, указывается в тексте нотариально оформляемого документа, удостоверительная надпись дополняется соответствующей записью.

Нотариус вправе не требовать личной явки известных ему должностных лиц (представителей) юридических лиц и переводчиков, если у него имеются документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, образцы их подписей, полученные при личном обращении, и подлинность представленных подписей не вызывает сомнения. В этом случае в графе 4 реестра для регистрации нотариальных действий делается запись о наличии (формировании) личного дела.

Документы, подтверждающие полномочия должностных лиц (представителей) юридических лиц и переводчиков и образцы их подписей формируются в личное дело должностного лица (представителя) юридического лица или переводчика.

Личное дело оформляется по письменной просьбе юридического лица после предоставления документов, подтверждающих государственную регистрацию, правомочия на совершение действия, за совершением которого обратилось юридическое лицо, полномочия представителя на совершение таких действий от имени и в интересах юридического лица.

Документы, подтверждающие полномочия должностных лиц (представителей) юридических лиц и образцы их подписей, полученные при личном обращении, должны обновляться не реже одного раза в год.

Личное дело переводчика оформляется в соответствии с частью третьей пункта 212 настоящей Инструкции.

10. Для совершения нотариального действия нотариус самостоятельно истребует сведения и (или) документы, необходимые для его совершения, от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, за исключением сведений и (или) документов, для выдачи которых требуется вынесение судебного постановления.

Сведения и (или) документы, выдаваемые компетентными органами иностранных государств, представляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, а в случаях, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь, истребуются нотариусом.

Лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, вправе самостоятельно представить сведения и (или) документы, необходимые для совершения этих действий.

11. При совершении нотариального действия нотариус должен соблюдать требования, предъявляемые к документам, представляемым для совершения такого действия, и к нотариально удостоверяемым документам, установленные статьей 58 Закона Республики Беларусь "О нотариате и нотариальной деятельности".

Приписки и исправления, сделанные в тексте документа, после удостоверительной надписи оговариваются и подписываются нотариусом с указанием должности (частный нотариус), даты и скрепляются печатью нотариуса с изображением Государственного герба Республики Беларусь (далее - гербовая печать), при этом исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте.

12. При удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, верности перевода документов с одного языка на другой, подлинности подписей на документах, при удостоверении времени предъявления документов на соответствующих документах совершаются удостоверительные надписи по формам, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь, за подписью нотариуса и скрепляются его гербовой печатью.

В подтверждение права наследования, права собственности, удостоверения фактов выдаются соответствующие свидетельства по формам, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь, за подписью нотариуса и скрепляются его гербовой печатью.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий изложена в новой редакции

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий изложена в новой редакции

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.01.2015 № 15 в новой редакции изложена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утвержденная постановлением этого же Министерства от 23.10.2006 № 63.

В частности, установлено, что при совершении нотариальных действий нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальной конторе, и нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», Инструкцией о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.06.2005 г. № 26, настоящей Инструкцией и иным законодательством Республики Беларусь.

Согласно Инструкции нотариальные действия совершаются в нотариальной конторе, нотариальном бюро, за исключением случаев осуществления нотариальной деятельности вне помещения нотариальной конторы, нотариального бюро:

  • по просьбе заинтересованного лица о выезде нотариуса;
  • при выезде нотариуса в агрогородки, а также в иные населенные пункты в случаях, определенных Министерством юстиции.

Если гражданин прибыл к месту нахождения нотариальной конторы, нотариального бюро, однако в силу физических недостатков, болезни (нарушений функций опорно- двигательного аппарата и др.) ему затруднительно зайти в помещение нотариальной конторы, нотариального бюро, нотариус вправе выйти к гражданину для выяснения его намерений относительно совершения нотариального действия, разъяснения прав и обязанностей, предупреждения о последствиях совершаемого нотариального действия, подписания нотариального документа, расписки в реестре для регистрации нотариальных действий в получении нотариально оформленного документа.

Если для совершения нотариального действия в соответствии с законодательством необходима явка к нотариусу иных лиц кроме лиц, обратившихся за совершением нотариального действия (далее – прочие лица), а также согласие (отказ) прочих лиц, то нотариус совершает нотариальное действие после явки прочих лиц. Явка прочих лиц не требуется, если имеется их согласие (отказ), удостоверенное нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Если гражданин, обратившийся за совершением нотариального действия, неграмотный или слепой либо в силу физических недостатков, преклонного возраста, болезни не может прочитать текст документа, нотариус обязан прочитать ему текст документа, за исключением случаев, установленных законодательными актами, и сделать на документе до подписи гражданина отметку о прочтении. Если слепой гражданин грамотный, он может лично подписать документ, а в случае неграмотности либо по его личной просьбе за него документ может подписать другое лицо. Если обратившийся за совершением нотариального действия глухой, немой или глухонемой гражданин неграмотен, то при совершении нотариального действия тексты нотариально оформляемых документов должны быть ему переведены грамотным лицом, владеющим техникой сурдоперевода и подтвердившим свою квалификацию, который должен поставить на документе свою подпись, удостоверяющую, что содержание сделки соответствует воле участвующего в ней глухого, немого, глухонемого гражданина. Об участии грамотного лица, владеющего техникой сурдоперевода, указывается в тексте нотариально оформляемого документа, удостоверительная надпись дополняется соответствующей записью.

Также установлено, что в случае, когда при совершении нотариального действия требуется перевод нотариально оформляемых документов для лица, не владеющего белорусским или русским языком, устный перевод может быть осуществлен нотариусом или известным ему переводчиком. Если устный перевод документа совершается переводчиком, то до подписи гражданина либо до удостоверительной надписи переводчик производит запись о том, что он подтверждает достоверность перевода, которую заверяет своей подписью. При совершении нотариального действия по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариусом или переводчиком может быть одновременно осуществлен перевод нотариально оформляемого документа на иностранный язык. В этом случае текст перевода помещается на одной странице рядом с текстом документа, разделенной вертикальной чертой, таким образом, чтобы текст документа находился на левой стороне, а текст перевода – на правой. Если перевод документа совершается переводчиком, то до подписи гражданина либо до удостоверительной надписи производится запись о том, что переводчик подтверждает достоверность перевода. Запись заверяется подписью переводчика. На оформляемом документе под текстами на белорусском (русском) и иностранном языках совершается одна удостоверительная надпись установленной формы.

Инструкцией определены общие условия удостоверения сделок, порядок удостоверения и отмены завещаний и доверенностей, а также порядок удостоверения:

  • договоров отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности;
  • договоров об отчуждении жилых помещений;
  • договоров купли-продажи приватизируемых жилых помещений;
  • договоров ренты;
  • договоров о залоге;
  • договоров об отчуждении транспортного средства;
  • брачных договоров;
  • соглашений о содержании детей;
  • договоров суррогатного материнства;
  • согласий.

Отдельные главы инструкции посвящены вопросам принятия мер по охране наследства и управлению им, заключения договоров доверительного управления наследственным имуществом, порядку оформления наследственных прав и принятия наследства, выдаче свидетельства о праве на наследство.

Также отдельно оговорен порядок удостоверения факта нахождения гражданина в живых, удостоверения факта нахождения гражданина в определенном месте, удостоверения тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, удостоверения времени предоставления документов, порядок совершения исполнительных надписей и пр.

Постановление № 15 вступает в силу с 15 февраля 2015 года.

Новая Инструкция О Порядке Совершения Нотариального Действия В Рб Электронная версия

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2007 г. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и N 241 пункт 2 настоящей Инструкции изложен в новой редакции.

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 октября 2004 г. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий (далее.

Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий

Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утверждена постановление.

Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 апреля 1976 г. № 7. Государственные нотариусы при совершении нотариальных действий.

На основании Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий. 2. Распространить действие Инструкции о порядке совершения нотариальных действий на уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов.

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.01. 2015 № 15 в новой редакции изложена Инструкция о порядке.

Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и полномоченными должностными лицами

Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и полномоченными должностными лицами

Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

12) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке. установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящих Основ

16) совершают морские протесты;

17) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

18) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в Федеральную нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке. утвержденном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Федеральная нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 38 настоящих Основ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ в статью 39 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 г.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ в статью 39 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Статья 39. Порядок совершения нотариальных действий

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом юстиции.

ГАРАНТ:

Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне

См. комментарии к статье 39 настоящих Основ

Проблемные вопросы, возникающие при совершении главами и уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий

Проблемные вопросы, возникающие при совершении главами и уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий

26 мая 2016 года

АННОТАЦИЯ. Возможность совершения нотариальных действий специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления является гарантией защиты прав и законных интересов граждан в сельских поселениях, где отсутствует нотариус. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие на практике в связи с совершением нотариальных действий вышеназванными должностными лицами, а также предлагаются пути их решения. Ключевые слова: нотариат; органы местного самоуправления; нотариальные действия; Минюст России; нотариальные действия, совершаемые специально уполномоченными должностными лицами.

П.В. Сокол,
доцент кафедры гражданского и предпринимательского
права Самарского университета,
заместитель начальника
Управления Минюста России по Самарской области,
кандидат юридических наук

А.А. Анисимова,
главный специалист — эксперт отдела по контролю и надзору
в сфере нотариата, адвокатуры, государственной
регистрации актов гражданского состояния
Управления Минюста России по Самарской области

Нотариат, как следует из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[1] (далее — Основы), призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия имеют право совершать не только нотариусы, но также и должностные лица органов местного самоуправления в случае отсутствия в сельском поселении нотариуса (ст. 1 Основ).

Говоря об отсутствии нотариуса в населенном пункте, подразумевается не временное его отсутствие (отпуск, болезнь либо иные уважительные причины временного неисполнения своих полномочий), а отсутствие либо государственной нотариальной конторы, либо нотариуса, занимающегося частной практикой.

Компетенция должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий значительно уже компетенции нотариусов. Перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, установлен в статье 37 Основ и включает в себя 13 видов нотариальных действий:

— удостоверение завещаний;

— удостоверение доверенностей;

— принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

— свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

— свидетельствование подлинности подписи на документах;

— удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

— удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

— удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

— удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

— удостоверение времени предъявления документов;

— удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;

— удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.

Однако на практике стремление законодателя обеспечить доступ населения к нотариальным услугам приводит к определенным проблемам, которые мы хотели бы осветить в настоящей статье.

Первое. Проблема квалификации лиц, осуществляющих в органах местного самоуправления нотариальные действия.

Законодателем должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие нотариальные действия в пределах своих полномочий, фактически приравниваются к нотариусам.

Это проявляется в следующем:

— нотариальные документы, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления, не только обладают равной юридической силой с документами, совершенными нотариусами, но и влекут равнозначные юридические последствия;

— требования к нотариальным документам и правила их совершения идентичны как для должностных лиц органов местного самоуправления, так и для нотариусов;

— должностные лица органов местного самоуправления используют гербовую печать только при совершении нотариальных действий, что подчеркивает особый статус возложенной на них государственной функции[2]. как, в свою очередь, и нотариусы, которые имеют личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы.

Однако согласно части 1 статьи 2 Основ к лицу, желающему стать нотариусом, предъявляются серьезные квалификационные требования, такие как:

— наличие высшего юридического образования, полученного в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

— наличие стажа работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

— достижение возраста 25 лет (но не старше 75 лет);

— сдача квалификационного экзамена.

Но помимо квалификационных требований для лиц, претендующих на должность нотариуса, существует ряд ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 2 Основ.

Подобные требования и ограничения не установлены для глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, глав местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

В связи с чем целесообразно было бы дополнить Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] статьей, устанавливающей следующие квалификационные требования для должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий: обязательное наличие высшего юридического образования и прохождение подготовки на специальных курсах по обучению совершению нотариальных действий, программа которых утверждена федеральным органом юстиции.

Кроме этого, необходимо установить, что правом совершать нотариальные действия должностные лица уполномочиваются главой администрации на срок, не превышающий срока своих полномочий.

Из 14 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в 13 нотариальные действия осуществляются специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления.

В Республике Мордовия органы местного самоуправления нотариальные действия не совершают в связи с достаточным количеством нотариусов в нотариальных округах и доступностью нотариальных услуг для населения.

За 2013, 2014 годы, первое полугодие 2015 года должностными лицами местного самоуправления Приволжского федерального округа совершено 618 724 нотариальных действия, что составляет всего 6% от общего количества нотариальных действий, совершенных нотариусами ПФО только за 2014 год (10 319 234)[4] .

В Самарской области внесено сведений о совершенных нотариальных действиях главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в Единую информационную систему нотариата России в рамках требований статьи 37 Основ за 2014 год — 1965, за 2015 год — 5171, за 2016 год (по состоянию на 23 марта 2016 года) — 701.

Качество и законность совершаемых органами местного самоуправления действий являются предметом судебных споров, о чем свидетельствует судебная практика.

Например, согласно апелляционному определению Верховного суда Чувашской Республики от 24.08.2015 по делу № 33-3710/2015 органами местного самоуправления был нарушен порядок составления завещания. В частности, завещание было записано не со слов завещателя, а с использованием заготовленного образца, по требованию завещателя изменения в текст документа внесены не были, его окончательный текст не был оглашен должностным лицом местного самоуправления и подписан завещателем не в его присутствии, что, по мнению суда, привело к невозможности определения волеизъявления наследодателя. Апелляционным определением Верховного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 по делу № 33-3127/15 установлено, что завещание было удостоверено ненадлежащим должностным лицом, поскольку распорядительные документы о возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на управляющего делами администрации сельского поселения отсутствовали, что привело впоследствии к признанию завещания недействительным.

В Республике Башкортостан должностным лицом органа местного самоуправления были нарушены требования действующего российского законодательства к нотариальной письменной форме гражданско-правовой сделки: удостоверена доверенность от имени инвалида I группы по зрению без участия и подписи рукоприкладчика, что повлекло в итоге признание недействительной не только доверенности, но и договора дарения, составленного от имени представляемого[5] .

Согласно апелляционному определению Красноярского краевого суда от 28.01.2015 по делу № 33-678/2015, А-57 должностное лицо органа местного самоуправления, не удостоверившись в дееспособности представляемого, а также в соответствии действительности его волеизъявления о передаче своего права на заключение договора купли-продажи, действуя умышленно, используя свое служебное положение, удостоверило и выдало доверенность, которая была признана судом недействительной.

В Астраханской области, как указано в апелляционном определении Астраханского областного суда от 22.01.2014 по делу № 33-63/2014, должностным лицом органа местного самоуправления был нарушен порядок удостоверения доверенности, что выразилось в том, что доверенность не была прочитана вслух в полном объеме, должностным лицом не разъяснено истцу содержание доверенности, ее смысл, а также юридические последствия совершаемого юридически значимого действия.

В итоге доверенность признана судом недействительной, что привело к признанию недействительным также договора дарения земельного участка и квартиры, в котором одна из сторон действовала по недействительной доверенности.

Помимо нарушений, связанных с законодательством о нотариате, наиболее распространенными являются нарушения налогового законодательства, а именно: размер взимаемой госпошлины не соответствует требованиям статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) или взимается без учета особенностей, установленных статьей 333.25 НК РФ[6] .

При проведении анализа нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления, выявлены случаи нарушений законодательства, по факту совершения которых к должностным лицам применены меры прокурорского реагирования.

Например, главой одного из сельских поселений взыскана государственная пошлина за удостоверение доверенности на распоряжение недвижимым имуществом в размере 200 рублей вместо 500 рублей от каждого доверителя (всего 141 доверитель). Таким образом, бюджетом недополучено государственной пошлины 42 300 рублей.

Зачастую органами местного самоуправления нарушаются следующие нормативно-правовые акты:

— Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (ст. 4): на нотариальных актах, исполненных должностными лицами органов местного самоуправления, воспроизводится изображение Государственного герба Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 185, 186, 550): удостоверяются доверенности на сопровождение несовершеннолетнего ребенка в поездке по территории России, при этом никаких полномочий доверителем по доверенности не передается, отношения представительства отсутствуют; доверенность содержит неправомерные полномочия (зарегистрировать договор купли-продажи); доверенность содержит два различных описания срока действия доверенности;

— Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст. 20): удостоверяются доверенности на выезд несовершеннолетних детей за границу России, тогда как данный документ оформляется согласием, удостоверять которое должностные лица органов местного самоуправления не вправе;

— Основы (ст. 45.1, 22.1, 44): в тексте нотариально оформляемого документа относящиеся к его содержанию суммы и сроки не указаны словами; нотариальный тариф за удостоверение доверенности вне помещения администрации сельского поселения взыскан без учета положений, установленных пунктом 2 статьи 22.1; доверенность не подписана одним из доверителей;

— Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 333.24, 333.38): взыскан тариф при удостоверении доверенности на получение пенсии, неверно взыскана государственная пошлина за удостоверение доверенностей на распоряжение земельным участком (размежевание, выделение).

Таким образом, недостаточная квалификация должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, может приводить к ситуациям использования гражданами своих прав недозволенными способами, противоречащими назначению права. Например, когда за совершением нотариального действия обращается лицо, ранее получившее отказ у нотариуса в связи с наличием нарушений законодательства.

Законодателем приняты меры по уменьшению возможностей возникновения подобных ситуаций. Введен территориальный принцип: органы местного самоуправления теперь имеют право совершать нотариальные действия только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. Подобное ограничение появилось с принятием Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу только с 1 января 2016 года. Тогда как ранее таких ограничений не существовало.

Территориальными органами юстиции осуществляется учет сведений о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий в соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов».

Сведения размещаются на официальных сайтах территориальных органов юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе.

Целесообразно было бы дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положениями, предусматривающими применение санкций в отношении должностных лиц местного самоуправления, не представивших в течение десяти рабочих дней в территориальный орган юстиции сведения по установленной форме о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

Считаем необходимым дополнить приказ Минюста России от 30.12.2015 № 324.

Второе. Статья 17 Основ устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, а также за реальный ущерб и за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса. В связи с этим деятельность нотариуса подлежит обязательному страхованию в порядке, установленном статьей 18 Основ. В случае же отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям Основ до дня заключения такого договора деятельность нотариуса подлежит приостановлению с учетом особенностей, указанных в статье 14.1 Основ.

Таким образом, законодатель предусмотрел действенные механизмы защиты имущественных прав граждан при оказании им нотариальных услуг частнопрактикующими нотариусами.

Однако для органов местного самоуправления имущественная ответственность прямо не предусмотрена действующим законодательством при совершении ими нотариальных действий.

В то же время статьей 1069 ГК РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Положения вышеназванной статьи устанавливают, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, нормы статьи 1069 ГК РФ являются важной гарантией имущественных прав граждан при обращении за совершением нотариальных действий.

Третье. Деятельность глав администраций и специально уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий подлежит всестороннему контролю со стороны государства.

В соответствии с частью 1 статьи 33.1 Основ территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц, органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, проводит проверку в порядке. установленном федеральным органом юстиции.

В случае выявления нарушений законодательства органом местного самоуправления при проведении проверки территориальным органом юстиции последний имеет право:

— вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

— внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

— направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий (ч. 3 ст. 33.1 Основ).

Порядок проведения проверок регламентируется приказом Минюста России от 22.01.2016 № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов».

При этом законодательством предусмотрено проведение только внеплановых проверок по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации только в случае наличия информации о нарушении законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности, содержащейся в обращениях и жалобах граждан и организаций, поступивших в территориальный орган Минюста России; публикациях в средствах массовой информации; запросах Минюста России, обращениях и запросах других органов государственной власти Российской Федерации[7] .

Проведение плановых, повторных, а также проведение проверок по истечении года с даты назначения на должность лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, действующим законодательством не предусмотрено.

В свою очередь, для нотариусов, занимающихся частной практикой, действующим законодательством предусмотрено проведение плановых, внеплановых проверок, повторных проверок (в случае выявления грубых нарушений законодательства в ходе проведения плановой проверки), а также проведение проверок организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, через год после наделения его полномочиями нотариуса[8] .

Таким образом, налицо дифференциация принципов контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами и органами местного самоуправления, уполномоченными на совершение нотариальных действий, что является третьей проблемой, которую мы обозначили в нашей статье.

Четвертое. Важными проблемами, на наш взгляд, являются наличие пробелов в законодательстве (неурегулированность) ряда вопросов, а также противоречие некоторых специальных нормативных правовых актов действующему законодательству о нотариате.

Например, в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденную приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 (далее — Инструкция), последние изменения вносились только в 2009 году[9] .

Однако законодательство о нотариате находится в постоянной динамике и некоторые положения действующей Инструкции вступают в противоречие, например, со статьями 182–189 ГК РФ, регулирующими правоотношения представительства и удостоверения доверенностей; с изменениями, внесенными в Основы, касающимися порядка совершения нотариальных действий, требований к оформлению нотариальных документов, осуществления контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, представления сведений о совершенных нотариальных действиях для внесения в Единую информационную систему нотариата.

Говоря о неурегулированности некоторых вопросов, в качестве примера можно привести проблему порядка уничтожения органами местного самоуправления нотариальных документов в связи с истечением срока хранения. Данный вопрос в отношении нотариусов (как государственных, так и частнопрактикующих) регулируется Правилами нотариального делопроизводства, которые, в свою очередь, должны применяться и органами местного самоуправления. Однако те положения Правил нотариального делопроизводства, которые регулируют данный вопрос, не могут применяться по аналогии к органам местного самоуправления в абсолюте, так как возникает противоречие действующего законодательства.

Например, Правилами нотариального делопроизводства предусмотрено, что для организации проведения экспертизы ценности документов, оказания нотариусам методической помощи при проведении экспертизы ценности документов, согласования актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, создается экспертная комиссия. В состав созданной для выполнения указанных функций экспертной комиссии входят представители нотариальной палаты и территориального органа. По согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области архивного дела в состав экспертной комиссии включаются представители учреждения системы Росархива. Экспертная комиссия действует на основании положения, утверждаемого приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой.

Однако нотариальные палаты не являются контролирующим органом в отношении органов местного самоуправления, для нотариальной палаты обязанность участия в экспертной комиссии прямо не предусмотрена, и большие объемы нотариальных документов, подлежащих уничтожению, а также многочисленность сельских поселений сводят на нет реальную возможность проведения таких экспертиз. В связи с чем считаем необходимым внести изменения в Инструкцию, описав порядок уничтожения нотариальных документов в органах местного самоуправления, предусмотрев состав экспертной комиссии из должностных лиц администрации сельского поселения.

Для разрешения подобных проблем необходимо привести Инструкцию в соответствие с законодательством о нотариате, исключив возможность существования объективных коллизий.

В Инструкцию необходимо включить положения о порядке совершения следующих нотариальных действий, предусмотренных статьей 37 Основ: удостоверения факта нахождения гражданина в живых, удостоверения факта нахождения гражданина в определенном месте, удостоверения тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, удостоверения времени предъявления документов, удостоверения тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, удостоверения равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.

Еще одной актуальной проблемой, на наш взгляд, является нарушение порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность.

Это проявляется в представлении органами местного самоуправления нотариальным палатам в рамках приказа Минюста России от 29.06.2015 № 156[10] недостоверных сведений, а также в нарушении установленных законодателем сроков и способа представления; также имеют место ошибки при использовании программного обеспечения, предназначенного для шифрования и расшифровывания данных, создания и проверки электронной цифровой подписи.

Считаем необходимым осуществлять систематический контроль за соблюдением органами местного самоуправления порядка представления сведений в рамках приказа Минюста России от 29.06.2015 № 156 в адрес нотариальных палат со стороны органов юстиции при взаимодействии с нотариальным сообществом.

Также, на наш взгляд, оказание всесторонней методической помощи для должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, путем проведения обучающих семинаров с участием представителей нотариального сообщества, издания брошюр и ведения специальных разделов на официальных сайтах территориальных органов юстиции способно значительно улучшить качество совершаемых нотариальных действий.

ISSUES OCCURRED WHILE PERFORMING NOTARIAL ACTIONS BY THE GOVERNORS AND AUTHORIZED PUBLIC OFFICERS OF INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNING

PhD, assistant professor, Samara university, city of Samara,

Deputy Chief Officer of the Samara Regional Department

of the Ministry of Justice of Russia

Chief Specialist — Expert of the Department

of control and supervision of notaries, lawyers,

state civil registration of the Samara Regional Department

of the Ministry of Justice of Russia

ANNOTATION. Ability of performing notarial actions by the authorized public officers of institutions of local governing is the guarantee of rights and legitimate interests of the citizens in the countryside where the scrivener is not available. The ability to perform notarial actions by the public officers of institutions of local governing is the guarantee of rights and legitimate interests provided to the citizens in the countryside where the scrivener is not present. The article reviews the main issues occurred when the notarial actions are performed by the officers mentioned above along with their decisions.

Keywords: notarial, institutions of local governing, notarial actions, Ministry of Justice of Russian Federation, notarial actions performed by the authorized public officers.

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-I) // Российская газета. 1993. № 49.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 2000. № 32.

3. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 202.

4. Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 94.

5. Приказ Минюста России от 27.12.2007 № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» // Российская газета. 2008. № 3.

6. Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // Российская газета. 2014. № 95.

7. Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность» // URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. Приказ Минюста России от 22.01.2016 № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов» // URL: http://www.pravo.gov.ru.

9. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.01.2015 по делу № 33-678/2015, А-57.

10. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.08.2015 по делу № 33-3710/2015.

11. Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 по делу № 33-3127/15.

12. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.09.2015 № 33-14732/2015.

13. Права граждан и права государства на одних весах // URL: www.npso.ru/news/node/3730.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-I) // Российская газета. 1993. № 49.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 94.

[3] Российская газета. 2003. № 202.