Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Одкб img-1

Руководство Одкб

Рейтинг: 4.4/5.0 (1660 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Секретариат ОДКБ

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Квотная структура Секретарата Организации Договора о коллективной безопасности

(введена в действие 1 января 2012 года)

Руководство Секретариата:

Генеральный секретарь ОДКБ - Бордюжа Николай Николаевич (краткие биографические данные) - Российская Федерация.
Заместители Генерального секретаря ОДКБ.
* Бадалян Ара Генрихович (краткие биографические данные) - Республика Армения;
* Жанкулиев Аманжол Казбекович (краткие биографические данные) - Республика Казахстан
* Семериков Валерий Анатольевич (краткие биографические данные) - Российская Федерация.

В состав Секретариата входят следующие основные структурные подразделения:
Управление политического сотрудничества. Начальник Управления Рахимов Фозил Файзиевич - Республика Таджикистан;
Управление проблем военной безопасности. Начальник Управления Каримбеков Алик Жолдошмаматович - Кыргызская Республика;
Управление противодействия вызовам и угрозам. Начальник Управления Короневский Петр Аркадьевич - Республика Беларусь;
Управление информационных программ. Начальник Управления - Никишин Владимир Иванович, Российская Федерация ;
Управление делами. Начальник Управления Булидоров Александр Петрович - Российская Федерация.
Управления при необходимости включают в свой состав отделы и группы.

Кроме того, в составе Секретариата есть подразделения ведающие правовыми, финансово-экономическими и другими вопросами.
Количество квотных должностей в Секретариате закрепляются за государствами - членами ОДКБ пропорционально их взносам в бюджет.

Назначение должностных лиц на квотные должности Секретариата осуществляется Генеральным секретарем на ротационной основе через каждые три года по представлению государств-членов ОДКБ.

Другие статьи

Организация Договора о коллективной безопасности — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Организация Договора о коллективной безопасности

с 15 мая 1992 г. по 2 апреля 1999г.,
с 16 августа 2006 г. по 28 июня 2012 г.,
с 19 декабря 2012 г.

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано соглашение о присоединении Узбекистана к ОДКБ.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ). в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны(СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.

Секретариат ОДКБ выполняет функции постоянного рабочего органа.

Также постоянно действует Объединенный штаб ОДКБ .

Ссылки

Новости КСОР ОДКБ

Новости КСОР ОДКБ

Продолжается сотрудничество государств, участвующих в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одним из главных направлений такого сотрудничества является развитие Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которые при необходимости должны решать широкий спектр задач и обеспечивать защиту государств ОДКБ. Не так давно прошло очередное мероприятие, направленное на повышение боеспособности КСОР. В ближайшем будущем ожидаются новые важные события.

В минувшую среду 17 февраля в Смоленске состоялось очередное мероприятие, направленное на повышение боеспособности КСОР ОДКБ. Специалисты стран Организации прибыли в Россию для участия в Международной научно-практической конференции по вопросам организации противовоздушной обороны Коллективных сил оперативного реагирования. На конференцию было приглашено более 250 человек из всех стран ОДКБ. Помимо военных в мероприятии приняли участие представители оборонной промышленности, а именно предприятий, занимающихся созданием и производством новых систем ПВО. Представители государств-членов ОДКБ обсудили ряд важных вопросов, касающихся совместного осуществления ПВО и защиты своих стран. Были сделаны некоторые выводы и определены основные направления дальнейшего развития ПВО КСОР.

По результатам конференции начальник войск противовоздушной обороны сухопутных войск России генерал-лейтенант Александр Леонов рассказал, что в ходе мероприятия был выявлен ряд факторов, который в настоящее время и в перспективе должны оказать большое влияние на развитие теории и практики применения ПВО в совместных операциях КСОР ОДКБ. На развитие противовоздушной обороны влияют постоянное повышение значения средств воздушного нападения, в том числе малоразмерных, широкое распространение беспилотной авиационной техники, ложных целей и т.д.

В ходе конференции военачальники сделали некоторые не вполне приятные выводы. Так, подходы к организации работы разведки воздушных целей и зенитного прикрытия признаны не в полной мере отвечающими требованиям времени. Таким образом, эти элементы противовоздушной обороны нуждаются в развитии и обновлении в соответствии с требованиями нынешнего времени и предполагаемым дальнейшим развитием вооруженных сил.

А. Леонов полагает, что главные усилия в деле совершенствования системы ПВО КСОР ОДКБ должны быть сосредоточены на создании новых эффективных систем разведывательно-информационного обеспечения и управления. Кроме того, следует совершенствовать совместную оперативную и боевую подготовку формирований противовоздушной обороны, участвующих в Коллективных силах оперативного реагирования. К таким выводам пришли участники конференции по результатам обсуждения актуальных вопросов.

Помимо теоретических вопросов руководство КСОР занимается практикой. В самое ближайшее время должны пройти очередные совместные учения подразделений Коллективных сил из нескольких стран. На данный момент проходит подготовка к этим мероприятиям. Площадкой для очередных совместных учений станут полигоны Хатлонского гарнизона (Горный Бадахшан, Таджикистан). Целью маневров является отработка взаимодействия силовых и гражданских структур Таджикистана и гарнизона 201-й военной базы вооруженных сил России.

По имеющимся данным, в новых учениях примут участие порядка 50 тыс. военнослужащих и резервистов из Таджикистана. Будут задействованы бронетехника, артиллерия и авиация. Количество и состав участников учений с российской стороны пока не утверждены. Этот вопрос в настоящее время находится на стадии согласования военными ведомствами двух стран. Действуя совместно, подразделения двух стран отработают борьбу с условными террористами в предгорьях Восточного Памира. Кроме того, планируется осуществить мобилизацию резервистов и проработать некоторые другие вопросы организации обороны.

Пресс-служба Центрального военного округа вооруженных сил России сообщает, что одной из основных задач ближайших учений является организация единой системы связи и управления, объединяющей подразделения двух стран. Выполнение этой задачи позволит повысить эффективность взаимодействия двух армий.

Как сообщает «Красная звезда», российские военнослужащие 201-й базы уже начали подготовку к учениям. Так, экипажи транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ начали рекогносцировку районов, в которых пройдут учения. Собранные в ходе разведывательных полетов данные будут активно использоваться в будущих маневрах. В частности, сообщается о планах по высадке парашютного десанта в некоторых горных районах.

Новые совместные российско-таджикские учения в рамках КСОР должны пройти в начале марта. В самое ближайшее время вооруженные силы двух государств закончат подготовку и приступят к решению учебно-боевых задач. Примечательно, что это будет далеко не последнее учебное мероприятие в Центральной Азии. 18 апреля там же, в Хатлонской области Таджикистана, должны стартовать новые учения в рамках КСОР ОДКБ. В этих маневрах примут участие представители всех стран ОДКБ. Более 800 военнослужащих из разведывательных групп получат новые задания и будут выполнять их в горных условиях.

Сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности привело к появлению Коллективных сил оперативного реагирования, в состав которых вошли несколько подразделений из шести государств. Предполагается, что в случае возникновения угрозы на том или ином направлении подразделения КСОР выдвинутся в указанный район и выполнят поставленные боевые задачи. С целью повышения боеспособности КСОР регулярно проводятся учения, конференции и прочие мероприятия.

В ходе учений последних лет подразделениям-участникам КСОР удалось научиться эффективной совместной работе и полноценному решению поставленных задач. Тем не менее, до сих пор Коллективные силы не избавились от некоторых проблем, которые могут мешать полноценной учебной и боевой работе. В силу разных причин до сих пор не ликвидированы недостатки, избавиться от которых планируется еще со времен организации КСОР.

Одной из самых серьезных проблем в этом контексте является до сих пор не завершенная унификация вооружений и военной техники подразделений, занятых в КСОР. Являясь самой крупной и развитой страной в ОДКБ, Россия, в отличие от других стран Организации, располагает собственной полноценной оборонной промышленностью, которая позволяет ей модернизацию своих вооруженных сил. Как следствие, российские подразделения уже получили или получают современную материальную часть, тогда как зарубежные вынуждены пользоваться устаревшими системами.

К примеру, 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада ВДВ России, входящая в состав КСОР, еще в 2014 году была переведена на новые бронетранспортеры БТР-82. При этом белорусская 103-я мобильная бригада до сих пор эксплуатирует устаревшие БТР-70. Похожим образом дело обстоит и с другими образцами материальной части. Такая ситуация не делает совместную работу невозможной, но может серьезно затруднять ее. В силу объективных причин быстрое решение этой проблемы во всех Коллективных силах не представляется возможным.

Также присутствуют некоторые проблемы организационного характера, способные затруднить полноценную боевую работу подразделений КСОР на разных этапах решения поставленных задач. По-видимому, имеющаяся структура связи и управления нуждается в совершенствовании, которое позволит сделать из Коллективных сил оперативного реагирования по-настоящему мощную структуру, способную быстро и качественно решать имеющиеся вопросы.

Руководство ОДКБ и стран, участвующих в этой организации, понимает имеющиеся проблемы и пытается принимать соответствующие меры. Для совершенствования систем, нуждающихся в модернизации, проводятся научно-практические мероприятия, а найденные способы обновления в дальнейшем проходят проверку в ходе учений. Все это позволяет совершенствовать КСОР и повышать их боеготовность. Проведение новых научных и учебных мероприятий должно привести к соответствующим результатам и обеспечить безопасность нескольких государств региона.

    Использование любых материалов, размещённых на сайте,
    разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт www.vegchel.ru.

Казахстанский военный сайт

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.

Цели и задачи:
Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Члены ОДКБ:
Республика Армения (с 15 мая 1992)
Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)
Республика Казахстан (с 15 мая 1992)
Киргизская Республика (с 15 мая 1992)
Российская Федерация (с 15 мая 1992)
Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)
Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999; с 16 августа 2006, сейчас приостановила свое участие в организации).

Структура ОДКБ:
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Герб ОДКБ: Изображение четырехугольной фортеции (исторический символ оборонительного сооружения) символизирует ненаступательный характер ОДКБ. Золотой шар (символ монолитности и единства) отражает общность целей и ценностей, защищаемых армиями государств-членов ОДКБ. Лаврово-дубовый венок символизирует мужество и доблесть военнослужащих государств-членов ОДКБ.

Флаг ОДКБ: Изображение эмблемы ОДКБ символизирует обеспечение безопасности государств-членов от потенциальных угроз с любого направления. Синий цвет (традиционный символ чести, верности и мира) полотнище флага отражает миролюбие как основной принцип деятельности ОДКБ и ее ненаступательный характер.

Награды ОДКБ:
1) Почетная грамота Совета коллективной безопасности за подписью шести президентов (ранее - семи президентов) - высшая награда ОДКБ ;
2) Почетная грамота Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ);
3) Грамота "За активное участие в работе по укреплению военно-политической интеграции государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности";
4) Почетный знак ОДКБ;

Неофициальные награды "на тему ОДКБ" от частных организаций:
1) медаль "15 лет О.Д.К.Б.";
2) нагрудный знак "Объединённый Штаб ОДКБ";
3) нагрудный знак ОДКБ.


Квотная структура Секретарата Организации Договора о коллективной безопасности .
(введена в действие 1 января 2009 года)

Руководство Секретариата:
Генеральный секретарь ОДКБ - Бордюжа Николай Николаевич (краткие биографические данные) - Российская Федерация.
Заместители Генерального секретаря ОДКБ:
Бадалян Ара Генрихович (краткие биографические данные) - Республика Армения;
Базавлюк Александр Михайлович (краткие биографические данные) - Кыргызская Республика;
Семериков Валерий Анатольевич (краткие биографические данные) - Российская Федерация.

В состав Секретариата входят следующие основные структурные подразделения:
Управление политического сотрудничества. Начальник Управления Сыткин В.А. - Республика Казахстан.
Управление проблем военной безопасности. Начальник Управления - представитель Республики Беларусь.
Управление противодействия вызовам и угрозам. Начальник Управления Заитов З.С. - Республика Узбекистан.
Управление информационных программ. Начальник Управления Додожонов М. А.- Республика Таджикистан.
Управление делами. Начальник Управления Булидоров А.П. - Российская Федерация.

Управления при необходимости включают в свой состав отделы и группы.
Кроме того, в составе Секретариата есть подразделения ведающие правовыми, финансово-экономическими и другими вопросами.
Количество квотных должностей в Секретариате закрепляются за государствами - членами ОДКБ пропорционально их взносам в бюджет.
Назначение должностных лиц на квотные должности Секретариата осуществляется Генеральным секретарем на ротационной основе через каждые три года по представлению государств-членов ОДКБ.

Органы созданные в рамках ОДКБ



Казахстанские солдаты в составе КСОР ОДКБ на учениях "Взаимодействие"

Коллективные силы оперативного реагировения (КСОР) — совместные военные силы стран-участников ОДКБ. Предполагается, что Коллективные силы оперативного реагирования будут в состоянии постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику.

4 февраля 2009 года участники ОДКБ согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР. Их предполагается использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Планируется, что военная компонента КСОР должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Они будут способны к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также получит в своё распоряжение силы специального назначения, которые будут состоять из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Участники:
Армения
Белоруссия
Казахстан
Киргизия
Россия
Узбекистан
Таджикистан

Состав войск:
Россия:
98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново)
31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Ульяновск)
Казахстан:
37-я Десантно-штурмовая бригада Аэромобильных войск (Талдыкорган)
Батальон морской пехоты
Белоруссия:
1 бригада спецназа
Армения:
1 батальон
Киргизия:
1 батальон
Таджикистан:
1 батальон

В состав Коллективных сил также войдут подразделения МЧС и отряды спецназа МВД. От России в их состав могут войти отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер», от Белоруссии — специальный отряд быстрого реагирования бригады спецназа внутренних войск МВД, от Киргизии — специальный отряд быстрого реагирования МВД.

Размещаться подразделения будут в местах постоянной дислокации. Войска КСОР подчиняются исключительно национальным командованиям своих стран, в случае наступления момента выполнения своих союзнических обязательств действия войск союзников исполняются по согласованию сторон ОДКБ. Войсковые формирования КСОР оснащены единой камуфлированной формой и военным снаряжением, а также общими опознавательными знаками, выступают под флагами СНГ и ОДКБ.

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.


Учения войск ОДКБ:

1) Рубеж-2004, Рубеж-2005, Рубеж-2006, Рубеж-2007, Рубеж-2008, Рубеж-2009, Рубеж-2010, Рубеж-2011, Рубеж-2012;
2) Взаимодействие-2003, Взаимодействие-2006, Взаимодействие-2008, Взаимодействие-2009, Взамодействие-2010, Взаимодействие-2011, Взаимодействие-2012;
3) Центр-2008, Центр-2011.

Информация о форме ОДКБ - читать здесь .

Адрес: 103012, Москва, ул. Варварка, 7
E-mail: odkb@gov.ru
Телефоны: (495)625-7620, (495)606-9771

Пресс-секретарь Секретариата ОДКБ: Зайнетдинов Владимир Фаридович
E-mail: odkb-pressa@gov.ru
Телефоны: 698-77-75, 795-27-10, факс: 606-06-18.

Объединённая система ПВО государств-участников СНГ (ОС ПВО СНГ) создана на основе соглашения десяти стран содружества, подписанного 10 февраля 1995 в Алматы. В неё вошли Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Не являются участниками Азербайджан и Молдавия. Срок действия соглашения не ограничен, оно открыто для присоединения других стран, разделяющих положения Концепции охраны воздушного пространства государств — участников СНГ и Плана взаимодействия сил и средств Объединенной системы ПВО.
В 1997 Грузия и Туркмения фактически свернули своё участие в ОС ПВО СНГ, а Украина и Узбекистан сотрудничают с Россией исключительно на двусторонней основе.
В 2006 Россия и Белоруссия планировали создать единую региональную систему ПВО союзного государства.

Задачи ОС ПВО СНГ:
охрана воздушных границ государств СНГ,
совместный контроль за использованием воздушного пространства,
оповещение о воздушно-космической обстановке,
предупреждение о ракетном и воздушном нападении,
согласованное его отражение.

Для этого осуществляется автоматизированный обмен информацией о воздушной обстановке между командными пунктами ВВС и ПВО России, Белоруссии, Казахстана, Украины и Узбекистана. Обмен информацией с ПВО остальных стран-участниц происходит время от времени из-за отсутствия у них современных АСУ. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан осуществляют совместное боевое дежурство сил ПВО.

Руководство:
Согласованием деятельности и разработкой стратегии развития системы занимается Координационный Комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств — участников СНГ — в него входят командующие ПВО (ВВС и ПВО, СВО) государств-участников.
Председатель Комитета — Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич.

В состав ОС ПВО СНГ по состоянию на 2005 входит:
20 истребительных авиаполков (в том числе 11 российских, 2 белорусских и 1 казахстанский),
29 зенитных ракетных полков (11 российских),
22 радиотехнических подразделения (9 российских),
2 российских батальона радиоэлектронной борьбы,
На вооружении ПВО находятся зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-200 и С-300, истребительная авиация вооружена самолетами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27.

Испытания зенитного-ракетного вооружения войск ПВО стран СНГ и проведения войсковых учений с применением данного оружия проводятся на военном полигоне Ашулук в Астраханской области России.

Председатель Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ — генерал-полковник Зелин Александр Николаевич.

Заместитель Председателя Координационного Комитета по вопросам ПВО — генерал-лейтенант Разыграев Сергей Николаевич[источник не указан 167 дней].

Рабочим органом Координационного Комитета по вопросам ПВО является Управление по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ.

РЛС наблюдения за космическим пространством и СПРН:
На территории России находятся Штаб и КП системы СПРН в Солнечногорске, 2 командных пункта для приема информации со спутниковой группировки системы (западный в Серпухове-15 и восточный в Комсомольске-на-Амуре).

В состав наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении входит восемь отдельных радиотехнических узлов, пять из которых находятся за пределами территории России. Радиотехнический узел включает в себя одну или несколько РЛС. В России расположены РЛС Днепр/Даугава (Оленегорск), РЛС Днепр/Днестр-М (Мишелевка), РЛС Дарьял (Печора).

На Украине находятся две радиолокационные станции «Днепр» (в Мукачеве и Севастополе), построенные ещё при Советском Союзе, а с 1992 года находящиеся в собственности Украины и обслуживающиеся украинским военным персоналом. На основании соглашения между Россией и Украиной информация с этих РЛС, ведущих наблюдение за космическим пространством над Южной Европой и Средиземноморьем, поступает на центральный командный пункт Системы предупреждения о ракетном нападении, подчинённой космическим войскам России.

Ещё одна РЛС — «Дарьял» (Габала)— арендуется Россией у Азербайджана, хотя эта страна не входит в ОС ПВО СНГ.

В Казахстане — РЛС Днепр/Днестр-М (Балхаш).

В Беларуси в 2002 на опытно-боевое дежурство заступила РЛС «Волга» (Ганцевичи). Работы по её достройке и введению в эксплуатацию были активизированы после потери двух РЛС на узле в Скрунде (Латвия). «Волга» позволила восстановить единое радиолокационное поле на западном и северо-западном направлениях.

В Таджикистане действует оптико-электронный узел наблюдения за космическим пространством «Окно» (комплекс «Нурек») принадлежащий Космическим войскам России.
Единая система ПВО ОДКБ

Объединенная система ПВО СНГ является основой для создающейся Единой системы ПВО ОДКБ.

ЕС ПВО ОДКБ будет включать в себя системы ПВО отдельных регионов, а интеграция будет происходить по трем направлениям - Восточно-Eвропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском. Эти региональные системы ПВО являются первым шагом. В частности, по примеру региональной системы ПВО, созданной на сегодня РФ и Беларусью, создается аналогичная система ПВО между РФ и Казахстаном, переговоры должны закончиться до конца 2012 года. Одновременно с созданием двусторонних ПВО Россия-Беларусь, а затем Россия-Казахстан, будет создаваться объединенная система с Арменией.

Структура ОДКБ

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Организации Договора о коллективной безопасности

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности. который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении. Казахстана. Киргизии. России. Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка). на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности. которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

- Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

- Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

- Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

- Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

- Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

- Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

- Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

- Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

- Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков ;

- Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции ;

- Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям ;

- Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

- Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ ;

- Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ .

2. Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

3. Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность. используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

4. Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал». цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка). которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.


Поделиться в социальных сетях: