Руководства, Инструкции, Бланки

Отзыв На Исследовательскую Работу Учащегося Образец img-1

Отзыв На Исследовательскую Работу Учащегося Образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1685 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тест по экологии (6 класс) по теме: Рецензии на исследовательскую работу по экологии

Тест по экологии (6 класс) по теме:
Рецензии на исследовательскую работу по экологии.
Предварительный просмотр:

Рецензия на исследовательскую работу

ученика 6«Б» класса МБОУ СОШ №12

Для работы была выбрана тема «Простейшие методы исследования качества воды в домашних условиях». Тема рецензируемой работы весьма актуальна в настоящее время. Проблема здоровья населения нашей страны на сегодняшний день стоит на первом месте в общегосударственной политике - 2013 год Указом президента России В. В. Путина объявлен годом охраны окружающей среды - окружающая среда напрямую влияет на здоровье человека.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, четко сформулированы цель и задачи, имеются исследования научного характера и выводы по работе. Учеником исследован материал выходящий за рамки школьной программы, проделаны опыты, сопровождающиеся самостоятельными аналитическими выкладками. Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Автором использованы общенаучные термины.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться в факультативной практике для изучения практических заданий по школьной гигиене, на занятиях по экологии.

В работе ученик проявил исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.

Предварительный просмотр:

Рецензия на исследовательскую работу

ученицы 10«А» класса МБОУ СОШ №12

Для исследовательской работы была выбрана тема «Влияние музыки на рост и развитие семян растений». Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться в факультативной практике для изучения практических заданий по физиологии растений.

Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

В работе ученица проявила самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении. Автором использованы общенаучные термины.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются исследования научного характера и выводы по работе. Ученицей исследован материал, выходящий за рамки школьной программы, проделаны опыты, сопровождающиеся самостоятельными аналитическими выкладками.

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рецензия на исследовательскую работу

рцензия на работу районного конкурса исследовательских работ.

Рецензия на исследовательскую работу

Рецензия на исследовательскую работу по теме «Плюсы и минусы калькулятора в школе» Ученицы 6 В класса Сухоруковой Карины.

Исследовательская работа по экологии на тему: «Река Терек и ее охрана»

ВВЕДЕНИЕВода биокосна по своей природе, она – среда жизни. Но, в то же время, не слишком погрешим перед истиной, если скажем, что помимо трех физических состояний – жидкого, твердого и газообразного –.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, земл.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"

Презентация на тему. "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР".

Пример рецензии на исследовательскую работу ученика

Пример рецензии на исследовательскую работу ученика.

Учебно-практическая исследовательская работа по экологии «Исследование выброса вредных веществ автотранспортом в атмосферу в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты и его влияния на здоровье человека»

Определение выброса вредных веществ автотранспортом на территории гимназии №4 г.Усть-Джегуты, мкр. Московский и федеральной трассы Черкесск-Домбай, проходящей возле мкр. Московский, участка автомобиль.

Другие статьи

Отзыв руководителя об исследовательской работе ученика начальных классов - Рецензии на проекты учеников начальных классов - Рецензия на работу ученика

Отзыв руководителя об исследовательской работе ученика начальных классов

Работа (Ф.И) представляет собой исследование по изучению названий птиц ……. края. Актуальность работы заключается в том, что птицы везде: над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но о птицах, которые живут в лесу или в парке неподалеку от нашего дома, надо знать.

Содержание работы соответствует заявленной теме.

Текст работы изложен на 10 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося начальной школы.

Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.

В первой главе ведётся обзор литературы по данной теме. Во второй главе описывается исследование, а результаты оформлены в виде таблицы и диаграммы. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.

Работу (Имя) выполнял самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ему для исследования. Самостоятельно, при поддержке родителей, провел исследование названий птиц ……. края. Всё фиксировал в таблице. При выполнении работы проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, спо­собность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устранял замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Рекомендации: исследовательская работа (Ф.И) по теме:

«………» отвечает требованиям, предъяв­ляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.


Полный текст материала Отзыв руководителя об исследовательской работе ученика начальных классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Автор: Верховых Лариса Владимировна → шшшшш0790

учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" города Славгорода Алтайского края

Читайте новые статьи

В Тверском колледже сервиса и туризма с 2008 г. обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все началось с реализации Региональной благотворительной программы «С уверенностью — в завтрашний день», которая была нацелена на решение актуальных проблем воспитания и обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Тверской области. Проект был разработан при поддержке департамента образования и департамента социальной защиты Тверской области. Спонсором программы выступил филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Твери. На приобретение учебной мебели, компьютеров и на установку пандуса банк выделил денежную сумму в размере почти 300 тыс. рублей.

Среди всех искусств кино занимает особое место. Как сказал Альфред Хичкок: «Кино — это жизнь, из которой вырезано все скучное». Актеры и режиссеры-юбиляры 2016 года — это талантливые люди, достигнувшие вершин мастерства, и Год российского кино — достойный повод вспомнить об именинниках и еще раз насладиться результатами их гениальной работы.

Школа и отдельные учителя ищут пути информирования родителей, бывших выпускников и членов попечительского совета о новостях и событиях. Как лучше всего организовать такое информирование? Можно звонить, отправлять смс, пытаться найти заинтересованных посетителей сайта школы или в социальных сетях. Однако все эти способы имеют ряд недостатков и, как правило, не автоматизированы. Мы предлагаем организовать рассылку на электронные адреса. Об этом — наша статья.

Для работы нужен только компьютер с интернетом и WI-FI, телефон с камерой и QR коды-карточки. Ученики поднимают карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, и телефон учителя считывает коды сразу всех учеников. Тестирование моментально выявляет правильные и неправильные ответы каждого из учеников и онлайн отображает статистику ответов на тест по классу и пофамильно, при этом всю информацию легко и удобно вывести на экран при помощи проектора.

Как вы представляете себе типичного современного студента? Модная одежда, представляющая собой собирательных образ разных культур и направлений, ассиметричная прическа, пирсинг, чрезмерная раскованность и обязательный атрибут — наушники. Единственное, что зачастую отличает подростков друг от друга — музыка, которая из этих наушников доносится.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Требования к научно-исследовательской работе учащихся

Требования к научно-исследовательской работе учащихся

Требования к научно-исследовательской работе учащихся

Научно-исследовательская работа имеет свою специфику. Она должна удовлетворять целому ряду требований, которые необходимо соблюдать и в том случае, если речь идет об ученических опытах. Научное исследование представляет собой специфический вид познавательной деятельности, направленной на достижение нового результата. Процесс исследования имеет свою структуру и логику.

Структура и логика научного исследования

Научное исследование включает несколько этапов.

1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование его актуальности.
^ Определение цели, задач, предмета исследования.

Научная проблема выражает определенное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и решения проблемы.

Решение проблемы составляет цель исследования. Цель представляет собой научный результат, который должен быть получен в итоге его работы.

^ Предмет исследования - часть, отдельная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

  1. этап. Выбор опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

  2. этап. Построение гипотезы исследования. Гипотеза исследования -это
    научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей эксперимен­тальной и теоретической проверке.

  3. этап. Выбор методов исследования. Проведение эксперимента. который
    представляет собой научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.

5 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
Формулирование выводов.

6 этап. Выработка практических рекомендаций.


^ Требования к обоснованию темы

Приступая к работе, следует ознакомиться с научной литературой, имеющей отношение к теме исследования, и разработать научный аппарат исследования.

Первичное обоснование темы включает в себя два звена: первое - краткое описание состояния разработанности данной проблемы и выделение вопросов, которые разработаны слабо. Второе - запросы практики, которые не могут быть удовлетворены в связи с недостаточной разработкой этих вопросов.

Обоснование включает следующие элементы (научный аппарат исследования ):

1. Актуальность темы исследования, т.е. необходимость разработки данной проблемы.

2. ^ Проблема исследования. т.е. сформулированное противоречие между тем, что существует на практике, и уровнем разработки вопроса в науке. То, на что направлена деятельность исследователя; поиск путей, условий, что поможет «снять» противоречие.

З. ^ Цель исследования - конечный результат исследования (для чего предпринимается научный поиск ответа на поставленный вопрос).

4. Предмет исследования - сторона, аспект объекта исследования (связи и зависимости).

5. Гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме.


6. Задачи исследования - этапы достижения цели исследования, последовательность доказательства гипотезы. Первая задача должна раскрывать сущность изучаемого явления, т.е. является теоретической; вторая — важнейшие условия, которые обеспечивают развитие и становление данного явления и т.д. Задачи не должны дублировать друг друга, быть избыточными (лишними).

7. ^ Методика и процедура исследования - перечень способов (методов), с помощью которых будут решаться задачи данного исследования, проверяться гипотеза.

Суть процедуры исследования - получение фактов и обобщений, выводов с помощью доступных методов исследования. Процедура научного исследования школьника представляет собой поэтапную деятельность, на каждом из которых решается конкретная учебно-исследовательская задача, определяются содержание и методы исследования. В процедуре исследования важно отразить логику исследования. В соответствии с этим исследователь составляет программу исследования.

8. ^ Анализ полученных результатов, подведение итогов и определение выводов.

Задание на учебно-исследовательскую работу должно предусматривать использование учащимися общенаучных методов исследовательской работы, которые необходимо кратко раскрыть в методических рекомендациях в соответствии с их применимостью.

Эмпирические методы исследований направлены на выявление, точное опи­сание и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов. К этим методам относятся наблюдения, эксперимент.

Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент - это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Важное место при выполнении теоретических исследований занимают! способы дедукции и индукции, анализ, синтез .

Эти методы связаны между собой, их одинаково используют в научных исследованиях.

В теоретических исследованиях возможны два метода: логический и исторический. Логический метод включает в себя гипотетический и аксиоматический.

^ Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, научного предполо­жения, содержащего элементы и оригинальности. Гипотеза должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответство­вать общим законам диагностики и естествознания. Этот метод является основ­ным, наиболее распространенным в прикладных науках.

^ Аксиоматический метод основан на очевидных положениях, принимаемых без доказательств. По этому методу теория разрабатывается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распространение он получил в математике, математической логике и др.

^ Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных, главным образом, в исторических науках.

^ Математические методы и статистические приемы используются для обработки полученных с помощью эксперимента, опроса и других методов данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.


^ Сбор, обработка и анализ информации


Для эффективного анализа собранной информации следует знать методы ее учета, проработки и анализа.

Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография — это перечень различных информационных документов с указа­нием: фамилии и инициалов автора, названия источника, места издания, издатель­ства, года издания, объема источника в страницах. Библиографический перечень составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Это ускоряет поиск научной информации, который обычно прорабатывается в течение всего периода исследования.

Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию. Каждый источник должен быть тщательно проработан. Поэтому очень важно уметь работать с книгой, представлять её научный аппарат, а также работать со справочно-библиографической литературой, библиотечными каталогами.

Изучая научно-техническую информацию, помимо уже таких известных форм работы с текстом, как выписки, тезисы, конспекты, применяют аннотации.

Аннотация — это сжатое содержание первоисточника. Аннотации составляют на данный документ информации в целом. Их удобно накапливать на отдельных картах по различным вопросам прорабатываемой темы. С помощью аннотации можно быстро восстановить в памяти текст.

^ Анализ прорабатываемой информации — одна из важнейших задач. Всю информацию необходимо классифицировать и систематизировать в хронологическом порядке или по тематике анализируемых вопросов.

В первом случае всю информацию по теме систематизируют по этапам. Для этого целесообразно в истории разработки данной темы выделить научные этапы, которые характеризуются качественными скачками. На каждом этапе литератур­ные источники нужно подвергнуть тщательному практическому анализу. При таком анализе различные идеи, факты, теории сопоставляют друг с другом. Ценным является умение установить этап в истории исследуемого вопроса, определить рубеж, после которого в данной теме появились идеи, качественно изменившие направление исследований. Тематический анализ предполагает систематизацию информации по вопросам разрабатываемой темы.

Не менее важным умением в научно-исследовательской работе является умение правильно оформить результаты своего исследования.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ

В проекте должны быть :

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Абстракт (на трех языках).

  4. Введение.

  5. Исследовательская часть.

  6. Заключение.

  7. Список литературы.

  8. Аннотация (на трех языках).

  9. Отзыв научного руководителя (не подшивается).

  10. Отзыв научного консультанта.

  11. Журнал научных исследований.

Требования к печатному оформлению :

  1. Проект должен быть отпечатан на компьютере.

  2. Размер шрифта 14-ый.

  3. Поля: с левой стороны от 2 до 2,5 см,
    с остальных сторон - от 1,5 до 2 см.

На титульном листе указываются :

  1. Полное название организации, где выполнена работа, город,
    школа, научное учреждение.

  2. Фамилия, имя автора, класс.

  3. Название работы.

  4. Направление, на которое представлена работа, секция.

  5. Фамилия, имя, отчество руководителя.

  6. Город (где проводится соревнование), год.


Полное название организации, где выполнена работа

Выполнил: (фамилия, имя, класс, школа)


Лисаковск 2008 г.

Абстракт :

  1. Объем - не более 250 слов (на трех языках).

  2. Цель исследования.

  3. Гипотеза.

  4. Этапы, процедура исследования.

  5. Методика эксперимента.

  6. Новизна исследования и степень самостоятельности.

  7. Результаты работы и выводы.

  8. Области практического использования результатов.

Цель исследования заключается в.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что.

^ Процедура исследования состояла из следующих этапов.

В качестве методов исследования применялись.

Новизна исследования заключается в.

На основании полученных данных (результатов) авторы пришли к

Область практического использования результатов данной работы - это.

Требования к содержанию введения :

  1. Объем не более 2-х страниц.

  2. Вторая страница заполняется не менее чем на 3/4 (либо только одна
    заполненная до конца страница).

  3. Актуальность выбранной темы исследований, исторический ракурс.

  4. Цель, задачи данной работы.

  5. Кратко указать методы решения поставленной задачи.

  6. На какой стадии выполнения находится работа сейчас.

Требования к содержанию исследовательской части :

  1. Объем - не более 20-ти страниц.

  2. Текст может состоять из отдельных глав (параграфов).

  3. Аналитический обзор известных результатов по выбранной теме,
    позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и
    сформулировать её цель.

  4. Описание методов решения поставленной задачи.

  5. Результаты работы и их обсуждение.

  6. Иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки и т.д.).|

7. Иллюстративный материал располагать по ходу изложения материала.

8. Если цитируется материал из научной литературы, то обязательна

ссылка. Ссылки на использованную литературу следует давать в

квадратных скобках, например [4]. Нумерация должна быть

последовательной, по мере появления ссылок в тексте.

9. При использовании Интернета указывается сайт.

Требования к оформлению заключения :

  1. Объем не более одной страницы.

  2. Содержит основные результаты работы.

  1. Содержит сделанные на основании результатов выводы, рекомендации
    по использованию результатов работы в научных и
    практических целях.


Требования к оформлению списка использованной литературы :

1. Использованная литература приводится в конце работы общим списком в
следующем порядке:

  • фамилия и инициалы автора;

  • название статьи и журнала (для журнальных статей);

  • название книги (для цитат из книг);

  • место издания и издательство (для книг);

  • год издания, номер выпуска, страницы.

2. Название источника и издательства пишутся через точку, без кавычек. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (образец)

  1. Кардаш С. Измененные состояния сознания. - Днепропетровск: Сталкер,
    1998, с.140,133.

  2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М. Рольф, 2000,
    с. 115.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. - М. Мир, 1992, с. 48,103. 4.Гусляров Е. Суеверный Пушкин. - Алматы: Жалын, 1994, с. 51, 116.

  1. Сонник: Репринт, воспроизведение изд. 1896 г. - Алма-Ата: Жазушы,
    1990, с.6-7,10.

  2. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М. Просвещение, 1980,
    с. 16.

В аннотации указывается тема и суть работы в 3-4-х предложениях (на русском, казахском и английском языках). Располагаются эти листы после списка литературы.

на научный проект Ивановой Натальи. на тему…

Научный проект направлен на разработку рекомендаций по. В теоретическом разделе раскрыты теоретико-методологические аспекты. В частности, отражены роль, сущность и развитие.

В аналитико-конструктивной части выявлены особенности … ,

исследован уровень использования элементов. в. предложены
рекомендации по. совершенствованию, а также приведены результаты
анкетного опроса…


^ Отзыв научного руководителя :

1.Объем - одна страница, в работу не подшивается.

2. Отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов.

на научный проект…………….

Научный проект состоит из введения. глав, заключения и списка

Во введении авторы раскрывают актуальность проблемы, цель, задачи и

методы её достижения, научную новизну и практическую значимость

В первой главе. во второй …, в третьей - ….

Представляют интерес и имеют, на наш взгляд, особую значимость обоснованные фактическим материалом и исследованные авторами следующие научные результаты, обладающие научной новизной:

  • выявленные особенности….

  • результаты анкетного опроса….

Наряду с положительным, что было отмечено выше, в проекте имеются отдельные недостатки. Хотелось бы, в качестве замечания, отметить, что авторам следовало бы более детально осветить. Однако отмеченное не снижает достаточно высокого уровня работы.

В целом работа по актуальности соответствует требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность и допускается к защите.

Отзыв научного консультанта :

1.Объем - 1-2 страницы.

2.Пишется учителями другой школы или преподавателем вуза.

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ


II. Структура и содержание

учебно-исследовательской работы
Учебно-исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов, основными элементами которой являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

На титульном листе исследовательской работы указывается название темы, фамилия и имя учащегося, класс, учебное заведение; имя руководителя и его должность, ученая степень (если таковая имеется), год выполнения работы.

Титульный лист – часть строгого научного исследования, должен содержать только необходимые и достаточные сведения. Любое декорирование, грамматические и синтаксичес­кие ошибки недопустимы.

После титульного листа помещается оглавление (или содержание ), в котором приводятся названия всех разделов, подразделов, пунк­тов с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала.

Введение – первый раздел работы, дает оценку современного состояния изучаемой проблемы, степень ее разработанности. Следовательно, указывать научнуюновизну исследования. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Все это в краткой форме подтверждает актуальность исследования – причины выбора темы, объясняет назначение и необходимость проводимых исследований.

Актуальность обычно обосновываются обзором литературы по интересующей автора теме, который должен подвести читателя к нерешенным ещё проблемам и указать, какой пробел может воспол­нить данное исследование. Обзор литературы – не механическое переписывание фраз из разных книг и статей, сведения должны быть изложены словами автора. Если необходимо какую-то фразу процитировать дословно, текст берут в кавычки и точно указывают источник. В обзоре литературы следует приводить только те сведения, которые имеют прямое от­ношение к теме и цели исследования.

Во введении также формулируются объект и предмет исследования, необходимо указать цель и содержание поставленных задач. перечисляются избранные методы исследования. Вместе с тем сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов в контексте других исследований по данной проблеме.

Основная часть исследовательской работы должна состоять из нескольких структурных этапов или глав. которые в свою очередь делится на параграфы (разделы, подразделы, пункты, подпункты). Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце.

В этапах подробно обосновываются методика и техника исследования, даются описания диагностического и иного инструментария, получен­ных результатов. Содержание глав основной части должно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Название главы (и ее структурных компонентов) должно точно отражать ее содержание. Каждая глава завершается обобщением результатов, соотнесением их с целью исследования, одним или несколькими выводами.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, перечислить полученные результаты и дать предложения по их практическому использованию: составление инструкций, методик, диагностик, анкет, учебных материалов, пособий и т. д.

Также заключение содержит выводы из проведенного исследования. В выводах, по существу, повторяется то, что уже было сказано в конце глав, но формулируется сжато и лаконично, без подробных доказательств. Выводы должны быть именно выводами, а не кратким содержанием работы. Выводы располагаются в определённом порядке: от более общих – к частным, их можно пронумеровать:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Здесь же можно наметить основные направ­ления. по которым следовало бы продолжить исследования. Важ­но, чтобы при этом указывались конкретные пути получения от­вета определенный вопрос.

Список использованных источников (обязательно!) составляется в конце исследо­вания и располагается в порядке появления ссылок в тексте работы. Сведения об используемой литературе, включенной в список, даются на языке оригинала.

Приложение (по необходимости).

Приложения являются дополнительным иллюстративным материа­лом учебного исследования. Оформляются как продол­жение работы на следующих ее страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение».

Приложение должно иметь название, отражающее содержание ра­боты. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последова­тельно арабскими цифрами, например, «Приложение 1».
Конкурсноеучебное исследование предполагают наличие:

- одной или нескольких рецензий;

- оглавления (списка содержания работы);

- основной части (2-3 главы с указанием названий);

- списка сокращений, условных обозначений, символов и специальных терминов (при необходимости);

- списка использованных источников (литература, Интернет-ресурсы).

- приложений (в зависимости от специфики работы)


III. Требования к оформлению текстов

учебного исследования
Правила компьютерного оформления текста исследования и списка использованной литературы предполагают ряд обязательных условий. К учебно-исследовательской работе школьника предъявляются по существу те же требования, что и к любой научной статье или отчёту. Поэтому следует придерживаться тех стандартов, которые приняты в научной литературе.

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 с выравниванием по ширине, формат бумаги А4, межстрочный интервал одинарный. Разрешается вписывание формул в текст работы от руки (чёрные чернила – гелевая ручка). Работа переплетается (степлер, скоросшиватель, файлы и др.) и вкладывается в обложку.

Вокруг текста оставляются поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Материалы на конкурс или конференцию предоставляются на бумажном и электронном носителях. В начале листа необходимо указать фамилию и инициала автора или авторов, полное наименование учреждения, название работы.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке и тексте не допускается. Заглавия разделов печатаются прописными буквами, подразделов – строчными бук­вами (кроме первой) и выравниваются по центру.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

Новый крупный раздел, глава начинаются с нового листа. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер ставится в правом верхнем углу. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее сос­тав, сквозная.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

Иллюстрации (рисунки) по тексту (кроме таблиц) обозначаются словом (Илл./Рис.) и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций (рисунков), приведенных в приложении. Номер иллюстрации (рисунка) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (рисунка), разделен­ных точкой, и должен стоять под иллюстрацией (рисунком) перед ее названием.

Таблицы по тексту нумеруются последовательно арабскими буквами в пределах раздела. В правом верхнем: углу таблицы над соответствующим названи­ем подписывают слово «Таблица» с указанием ее номера. При переносе таблицы на другой лист пишется слово «продол­жение».

Нередко к тексту работы прилагается коллекция объектов исследования, каталог образцов и т.д. которые оформляются отдельно.

По окончании конференции работа возвращается автору.

Очень внимательно следует относиться к языку исследования. В отличие от художественной, в научной литературе вольности не допускаются. Научное сообщение должно быть предельно точным и однозначным.

О терминологии следует сказать отдельно. Если автор пользу­ется широко принятыми в исследуемой области терминами, пояснять их не сле­дует. Если применяется термин, принятый только в узкой области, лучше дать его объяснение. Стремясь к максимальной точности, не стоит перегружать текст излишней терминологией. Излишек терминологии придаёт работе не научность, а на­укообразность, которая у читателя может вызвать только раздра­жение. В то же время, не следует впадать и в противоположную крайность, совершенно избегать терминов. Это может привести к нечёткости, расплывчатости изложения.

Специальные термины. определения понятий могут располагаться в тексте исследования или выноситься в алфавитном порядке в отдельный раздел под названием «Словарь терминов» или «Тезаурус», который для удобства поиска размещен после «Заключения». Каждый термин выделяется черным шрифтом. Их определение обычно решает следующие задачи:

- отличить и отграничить предмет от всех иных;

- раскрыть сущность предмета.

Существует ряд правил определения:

- определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия.

- определение термина происходит через другие термины, смысл и значение которых известны, не должно содержать «порочного круга». Нельзя оп­ределять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него.

- определение должно быть ясным и четким. Это означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть доступными.

- определение понятий должны быть свободны от двусмысленнос­ти, недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.

Список сокращений. условных обозначений. символов, терминов предоставляется в виде отдельного списка на отдельных листах также в конце исследования перед «Библиографией».

Таблицы, графики, диаграммы – только материал для описания полученных результатов и размышлений, которые должны содержаться в тексте. Как описывать результаты – дело автора. В каждом конкретном случае это дела­ется различным образом.

Ссылки на источники и составление списка литерату­ры. Любая работа заканчивается списком, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг, Интернет-ресурсов. Важно составить этот список так, чтобы читатель мог найти любой источник по приведённым в списке данным, а потому при его оформлении нужно придерживаться определённого стандарта.

Статьи и книги в списке принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них

Важен не столько порядок, сколько то, чтобы были приведены все требуемые сведения. Если речь идёт не о статье, а о книге, обязательно указывается место из­дания и издательство. Если цитируется не вся книга, а только её часть, это делается таким образом:

«Михеев А. В. 1970. Отряд Чайки (Lari, или Lariformes). В кн. Жизнь животных, т. 5, М. Просвещение, с. 315-335.»

В этом случае понятно, что автор использовал не весь шеститомник «Жизнь животных», а только определённую, нужную ему главу.

Список литературы полезно пронумеровать. Нумерация особенно удобна в тех случаях, когда список достаточно велик, превышает десяток названий.

Долж­ны быть перечислены все цитированные и упомянутые в тексте статьи и книги. Иной раз полезно включить в список те работы, кото­рые автором в тексте нигде не упоминаются, но, по его мнению, должны быть известны читателю.
Правила оформления списка использованной литературы:

1. Все источники располагаются в списке в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, а при отсутствии автора – по первой букве названия книги, статьи, материала. Например:

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М. 1977. – 185 с.

Всеобщая декларация прав человека. – М. Юриздат, 1991. – 83 с.

Мильден В. И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. – 1996. – №3. – С. 28-31.

  1. Источники необходимо описывать по их титульному листу и библиографическим данным. При работе в библиотеке (конспектировании источников) рекомендуем точно переписать все данные источника, а также страницы, которые конспектировались. Целесообразно записывать библиотечный шифр источника для облегчения поиска при повторном обращении к этому источнику.

  2. Авторы-однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов.

  3. В книгах, авторами которых являются 2-3 человека, указываются фамилии всех авторов.

  4. Книги четырех и более авторов включаются в список литературы по заглавию книги. Например:

Проблемы развития легкой промышленности в Англии в XIX веке / В. Г. Лебедев, В. К. Полторыгин, А. Г. Гржгоржевский, В. И. Купин. – М. Мысль, 1977. – 271 с.

6. Описание многотомного издания может быть составлено на все многотомное издание в целом или на отдельный том. Например:

Толстой А. К. Собрание сочинений: в 4-х т. – М. Правда, 1980.

Сухомлинскйй В. А. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. – М. Педагогика, 1980. – 38 с.

Схемы описания литературных источников:

1. Описание отдельной книги (монографии). Автор. Заглавие. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

2. Коллективная монография (книга, имеющая нескольких авторов, составителя редактора). Заглавие / Редактор, составитель. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

3. Том многотомного издания. Автор. Заглавие. № тома. Название тома (если есть). – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

4. Описание статей:

  1. газетных – Автор. Заглавие // Название газеты. – Год выхода. – Дата использованного выпуска. – Страницы.

  2. журнальных – Автор. Заглавие // Название журнала. – Год выпуска. – №. – Страницы.

  3. сборника – Автор. Заглавие // Название сборника / Редактор, составитель (если есть). – Место издания: Издательство, год. – Страницы.


IV. подготовка отзыва и рецензии

на учебно-исследовательскую работу
Отзыв на учебное исследование готовится педагогом, который являлся консультантом и научным руководителем работы учащегося. Отзыв пишется после просмотра окончательного варианта учебного исследования не позднее, чем за месяц до проведе­ния научно-исследовательской конференции учащихся, в которой ученик намерен принять участие.

Отзыв руководителя учебно-исследовательской работы, как правило, не превышает 1 страницы печатного текста, имеет следующую форму, последовательность и содержание:

руководителя об учебно-исследовательской работе

учени… № класса № школы

Работа выполнена на тему …

В ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал:

- компетентность в избранной теме исследования;

- активность в научном поиске;

- владение исследовательскими методами:

- грамотность изложения материала;

- логичность построения содержания работы:

- качество оформления материалов.

По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит … характер.

Особое мнение, дополнительные характеристики.

Подпись руководителя и дата написания отзыва.


Рецензия учебно-исследовательской работы – необходимый компонент в процедуре защиты. Рецензентом исследования может быть не только школьный учитель, но и представители иных научных заведений и учреждений, которые участвовали в анализе исследовательской работы учени­ка. В таком случае, ученик может предоставить в жюри конференции несколько рецензий на одно и тоже исследование. Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.

Рецензент учебно-исследовательской работы определяется директором школы из числа педагогов школы или представителей партнерских организаций: вузов, музеев, предприятий, работающих со школой на договорной основе.

Рецензент получает учебно-исследовательскую работу не позднее, чем за 10 дней до конференции, письменный текст рецензии прилагается к работе ученика. Учащийся должен быть ознакомлен с текстом рецензии заранее (не позднее, чем за день до защиты работы).

На основе изучения представленных материалов по исследовательской работе рецензент оценивает:

- обоснованность выбора темы (объективная и личная актуальность, понимание учеником сущности исследуемой проблемы, соответствие темы решаемой проблеме);

- связь темы исследования с учебным материалом по предмету;

- характеристику реализации цели и задач исследования (правильность формулирования цели, определения задач исследования; правильность выбора ме­тодов решения задач и реализации цели исследования; соответствие выводов по главам решаемым задачам, а итоговых выводов – поставленной цели; оп­ределение характера работы: исследовательская или реферативная):

- степень обоснованности аргументов и обобщений (логичность доказательств и изложения материала, правильность формулировок, ссылки на использованные источники);

- качество и ценность полученных результатов (спорность или однозначность выводов; указание на возможность дальнейшего использования результатов исследования);

- степень завершенности учебно-исследовательской работы;

- качество оформления работы (грамотность изложения; использование графиков, таблиц и иллюстраций; наличие названий глав и параграфов; правильность составления библиографии; возможность проследить использование источников по ссылкам в тексте: качество внешнего оформления работы).

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы: следует обратить внимание на сомнительные выводы и утверждения, отметить вопросы, которые необходимо обсудить или уточнить в ходе защиты.

Рецензент может особо указать на характер работы: учебно-исследовательская (если полученные результаты являются новыми только для ученика), научно-исследовательская (если результаты являются объективно новыми, в этом случае дается расшифровка и обоснование новизны).

Рецензент оценивает работу по традиционной для образовательных учреждений бальной системе. Рецензент может отдельно оценить (указав оценку) разные компоненты работы (например, «выво­ды и заключение заслуживают самой высокой (отличной) оценки, однако оформление работы вызывает определенные нарекания и может быть оценено лишь на «хорошо»). Однако даже в этом случае отзыв рецензента завершается общей итоговой оценкой.

V. требования к оформлению тезисов исследовательской работы
Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат исследовательской работы. В тезисах необходимо в предельно лаконичной форме изложить основные положения исследовательской работы (без подробных комментариев) без указания списка использованной литературы.

Объем тезисов не должен превышать более 4 тысяч знаков – 2 страниц печатного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:

- объект учебного исследования;

- цель и задачи работы;

- указание объема текста и перечень разделов;

- указание количества иллюстраций, таблиц, используемой литературы;

- описание полученных результатов и их актуальности;

- краткие выводы автора по результатам работы.

Тезисы учебно-исследовательской работы должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок.

Текст должен быть набран на компьютере и распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4. Оформление производится в текстовом редакторе Microsoft Word через 1 интервал, шрифтом 12 пунктов с отступом от края сверху и снизу по 2 см (20 мм), слева – 2 см (20 мм), справа – 2 см (20 мм) и форматируется по ширине всего листа. Контуры полей не наносятся.

Заголовок текста тезисов печатается жирным прописным шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируется но центру листа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Фамилия и имя автора указываются полностью, школа, класс, фамилия научного руководителя (учителя) печатаются шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируются по центру.

Расстояние между заголовком тезисов, фамилиями авторов, школой и классом, научным руководителем и последующим текстом должно быть равно одному интервалу.

Школа, класс и научный руководитель указываются на двух строчках без пропуска строки между ними. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 1,25 мм (красная строка).

К печатному материалу тезисов прилагается компьютерная дискета с набранным текстом. Дискеты должны быть аккуратно подписаны разборчивым почерком (фамилия, имя, район, школа). Тексты тезисов на дискете оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word и записываются в формате RTF. Имя файла с тезисами должно соответствовать фамилии ученика, секции, названию учреждения образования, района. В одном файле должны быть записаны тезисы только одной работы. Одна дискета может содержать несколько файлов. Название в заявке, в тезисах, в исследовательской работе и на дискете должно быть одинаковым.
VI. Формы презентации

учебно-исследовательской работы
По результатам учебных исследований, как правило, проводятся ученические конференции или конкурсы работ. Без процедуры защиты исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из важных этапов обучения. О выполненной работе надо не просто рассказать, а как всякое настоящее исследование защитить публично. При этом о сообщение результатов важно не столько слушателям-адресатам, но, в первую очередь, автору исследования. В процессе защиты ученик последовательно излагает добытую информацию, аргументирует выводы, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

В рамках ученической конференции могут быть следующие формы презентации и рас­смотрения работ (которые отражаются в положении):

- «докладная» (устная) форма — поочередное прослушивание авторов с со­блюдением установленного регламента.

- «выставка» или стендовая форма – автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами;

- представление компьютерных презентаций (очное или заочное).
Требования к устной презентации работы.

Докладчик выступает по предварительно сформулирован­ной и заявленной в список выступлений теме.

Докладчик придерживается определённого заранее регла­мента выступления. В пределах регламента реплики и вопросы не допускаются. Председатель следит за соблюдением рег­ламента, в случае его превышения просит выступающего завер­шить доклад в течение одной минуты.

После выступления переходят к научной дискуссии – обсуждению доклада. Научная дискуссия представляет собой способ обсуждения науч­ных проблем, принятый в сообществе учёных. Предполагает ра­венство различных точек зрения на обсуждаемую проблему, от­сутствие заранее заданных приоритетов той или иной точки зре­ния. Главная цель научной дискуссии – высветить как можно больше мнений и точек зрения по поводу обсуждаемой проблемы.

Научной дискуссии соответствует ряд порядковых и этических норм. Сначала члены экспертной комиссии, затем слушатели из зала задают вопросы. Каждый вопрос должен быть чётко и до конца сформулирован. Смысл и назначение вопро­сов – разобраться в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные или спорные моменты доклада. Неэтичны вопросы, прямо направленные на выяснение знания автором тех или иных фактов или источников информации.

После завершения ответов на вопросы слушатели могут высказать своё мнение по поводу информации, содержащейся в докладе. Мнения не могут иметь оценочного и категоричного характера. Этично, если высказывания начинаются словами «С моей точки зрения. ».

Председатель подводит итог обсуждению, фиксируя наибо­лее значимые прозвучавшие в ходе дискуссии мнения. После этого переходят к следующему докладу.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и лучше всего составить его по следующей схеме, ответив на вопросы:

- почему избрана эта тема;

- какую цель преследовало исследование;

- какие ставились задачи;

- какие гипотезы проверялись;

- какие использовались методы и средства исследования;

- каким был план исследования;

- какие результаты получены;

- какие выводы сделаны по итогам исследования;

- что можно исследовать в этом направлении дальше.

Устная презентация имеет не только сложившуюся последовательность материала исследования, но и вербальные клише – это существенная помощь в публичных выступлениях для начинающих исследователей. Приведем примерную формулировку фраз при выступлении на защите учебно-исследовательской работы:

Уважаемые члены конкурсной комиссии!

Уважаемые эксперты, гости, участники!

Вашему вниманию предлагается учебно-исследовательская работа на тему (приводится полное название темы в соответствии с приказом директора, указывается дисциплина (дисциплины), по которой написана работа). Работа на избранную тему является актуальной в связи с. или: актуальность выбранной темы обусловлена.

Поднятая в работе проблема заинтересовала меня. (может быть представлена причина личного интереса к теме).

Целью данной работы является…

На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы…

В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников по теме, из которых. (представляется анализ (обзор) основных источников, возможно по главам, разделам, предметным областям). Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы. (сообщается как значение работы для автора, так и возможность дальнейшего применения материалов и выводов).

Учащийся также информирует, где были представлены доклады и сообщения по исследованию. Может высказать несколько слов в адрес руководителей и рецензентов. В заключении выступления благодарит за внимание. Защищающийся может несколько изменить порядок выступления, использовать иные формулировки.

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ

М мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение

10 09 2014
3 стр.

Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются структура реферата, методика подбора

07 10 2014
1 стр.

Методические рекомендации по оформлению письменных работ для студентов всех специальностей

02 10 2014
1 стр.

Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги" 2010-2011 номинация: "

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся

14 12 2014
6 стр.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу

П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост. Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу

11 10 2014
3 стр.

Методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) 4-е издание, исправленное

Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд. испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с

16 12 2014
1 стр.

Методические рекомендации по оформлению рукописей научной литературы Москва 2011

Методические рекомендации определяют порядок оформления и представления к изданию рукописей научной литературы

15 10 2014
1 стр.

Методические рекомендации «Родительская гостиная как форма организации совместной деятельности с семьей»