Руководства, Инструкции, Бланки

Методика Личностный Дифференциал Инструкция img-1

Методика Личностный Дифференциал Инструкция

Рейтинг: 4.0/5.0 (1700 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

МЕТОДИКА Личностный дифференциал

/ ОПП 2 / семантический диффер / МЕТОДИКА Личностный дифференциал

«ЛИЧНОСТНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»

Назначение. Данная методика является реализацией психосемантического подхода к исследованию сознания и личности. Метод семантического дифференциала при­надлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения семантических про­странств. Он был разработан в 1952 г. группой американ­ских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом самосозна­ния и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, ме­тод позволяет измерять так называемое коннотативноезначение — те состояния, которые следуют за восприя­тием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близ­ким аналогом коннотативного значения в понятийном ап­парате отечественной психологии является понятие личностного смысла, выражающего пристрастное, эмоци­онально ценностное отношение субъекта к себе, миру, другим людям. С помощью этого метода можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о значимых для него явлениях культуры, об эмоционально насыщенных физических стимулах. И наконец, о самом себе и других людях. Метод является комбинацией метода кон­тролируемых ассоциаций и процедур шкалирования.

Ис­следуемый объект семантического дифференциала (слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме) испытуемый должен оценить, соотнеся его с точкой на 5-балльной или 7-балльной шкале, полюса которой заданы при помощи антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью фактор­ного анализа удается выделить пучки таких высоко кор­релирующих шкал, сгруппировать их в факторы.

На основе факторного анализа шкалы были сгруппированы Ч. Осгудом в три основных фактора, интерпретированных как «сила», «активность» и «оценка», и несмотря на то, что в дальнейшем другие исследователи в ходе факторизации демонстрировали возможность выделения других факторов, полученные факторы принято считать универсальными. Так была показана идентичность полученных Осгудом структур не только у представителей различных культур, но и у больных шизофренией. Универсальный трехфакторный семантический дифференциал не надо каждый раз строить заново, а можно использовать уже полученные результаты группировки шкал в факто­ры. В дальнейшем метод нашел свое применение не толь­ко в психологии, но и в социологии, искусство в семиологии и других гуманитарных дисциплинах.

Методика «Личностный семантический дифференциал» (адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1992) основана на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда и является его частной модификацией. Ее разработка nредполагала создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе.

Стимульный материал методики личностного диффе­ренциала содержит 21 шкалу, отражающую определенные личностные характеристики. Шкалы заполняются обсле­дуемым с инструкцией оценить самого себя по представ­ленным шкалам. Эти шкалы соответствуют классической трехфакторной модели Ч. Осгуда. Методика предназна­чена для выявления образа «Я» (реального, актуально­го, идеального, профессионального и т. д.), а также обра­зов других значимых людей (мать, отец, друг), в том чис­ле обобщенные и идеальные образы (мужчина, женщина, идеальный друг).

Личностный дифференциал может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений обследуемого к себе или к другим людям. В этом отношении методика сопоставима с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометриче­скими шкалами. От личностных опросников она отлича­ется краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью личностного дифференциа­ла. Уровень самоуважения, доминантности — тревожно­сти и экстраверсии — интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, диффе­ренциальная диагностика, исследование динамики состо­яния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет исполь­зовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов личностный диффе­ренциал отличается многомерностью характеристик от­ношений и большей их обобщенностью. Как метод полу­чения взаимных оценок методику можно рекомендовать к применению в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии личностный дифферен­циал может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как по­вышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления различных представлений о членах семьи (например, о ребенке) между собой, кото­рую представляет личностный дифференциал, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональ­ной привлекательности, статуса доминирования — подчи­нения и уровня активности членов семьи (например, су­пругов). Полезным может оказаться варьирование пред­метов оценки (например, «каким должен быть отец?», реальная женщина», «моя жена думает, что я. ») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным образами, ожидаемым и реальным и т. д. Личностный дифференциал может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими отношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте. Оборудование, стимульный материал. Для однократ­но обследования необходим бланк для ответов.

Инструкция: «Вам предлагается список из 21 пар противоположных личностных черт. Оцените, пожалуйста, наличие у себя этих черт, пользуясь шкалой 3 2 1 0 1 2 3. Отметьте на бланке ответов одну из цифр 1, 2, 3 справа или слева в зависимости от того, насколько вам свойственна та или иная черта из пары, или 0, если вы утрудняетесь ответить».

Обработка. Обработка результатов осуществляется следующим образом:

перевод шкал в восходящие (12 3 4 5 6 7) или нисходящие (7 65432 1);

подсчет суммы баллов по шкалам «Сила», «Оценка», «Активность».

Полученные с помощью личностного дифференциала баллы по шкалам «Сила», «Оценка», «Активность» можно представлять графически, располагая полученные образам результаты на трех осях личностного семантического пространства.

Свидетельствует об уровне самоува­жжения, привлекательности которым обладает один человек в восприятии другого.

Высокиезначения говорят о том, что обследуемый принимает се­бя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, со­циально-желательных характерис­тик, в определенном смысле удов­летворен собой.

Низкие значения указывают на кри­тическое отношение к самому себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недо­статочный уровень принятия само­го себя.

Шкала 7-1: №5, 11, 17

Свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, как они осо­знаются самим обследуемым.

Вы­сокие значения говорят об уверен­ности в себе, независимости, склонности рассчитывать на соб­ственные силы в трудных ситуа­циях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспо­собности держаться принятой ли­нии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие значения указывают на астенизацию и тревожность.

Шкала 1- 7: № 6, 12, 18

Шкала 7-1: №3,9,15,21

Интерпретируется как свидетель­ство экстравертированности лично­сти.

Высокие значения указывают на высокую активность, общитель­ность, импульсивность,

низкие — на интровертированность, определяю­щие пассивность, спокойные эмоци­ональные реакции

13.02.2016 102.91 Кб 7 Бланк - СД.doc

Видео

Другие статьи

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. в. м. бехтерева

Начальник Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники
А. А. Бабаян
4 января 1983 г.

Настоящие методические рекомендации составлены руководителем лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева профессором Е. Ф. Бажиным и старшим лаборантом А. М. Эткиндом.

Среди психологических методов исследования отношений особое место занимает семантический дифференциал. Этот метод получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии — в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникации и т.д. Семантический дифференциал, как правило, оказывается полезен там, где требуется количественно описать индивидуальное, субъективное отношение испытуемого к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. С помощью этого метода можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о значимых для него явлениях культуры, об эмоционально насыщенных физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы, позволяющие моделировать личность не как совокупность формальных измерений, по как систему личностных смыслов или отношений, являются наиболее созвучными методологическим установкам отечественной психологии.

Семантический дифференциал основан на использовании следующей процедуры. Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший — плохой, спокойный — возбужденный, острый— тупой и т. д. с инструкцией оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семибалльной. Оцениваемыми стимулами может быть все что угодно: люди, слова, картинки и т. д. При этом для шкал семантического дифференциала характерно существенное ограничение, состоящее в метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. Семантический дифференциал составляется таким образом, чтобы не допустить такого их сочетания, при котором ответы испытуемого были бы буквальными, отражающими объективные качества стимулов, а не субъективные отношения к ним испытуемых. Система шкал, составленная из одних только личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений. Название «личностный дифференциал» подчеркивает и сходство, и отличие предлагаемого метода от семантического дифференциала.

Методика личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений и социальной перцепции, который мог бы быть применен как в клинико-психологической и психодиагностической работе, так и в социально-психологических исследованиях широкого профиля.

Из толкового словаря русского языка под редакцией Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Их этого исходного набора отобраны… Случайным образом исходный набор черт разбит на шесть списков по 20 черт.… 1. Оценка испытуемыми по 100-балльной шкале вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает…

Факторная структура ОСА задает некоторое универсальное семантическое, пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан весь… В работах по семантическому дифференциалу факторизации подвергаются обычно… Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по данным чертам личности. Матрица интеркорреляций…

Конструктивная валидность оценок по шкалам и факторам ЛД демонстрируется их связями с характеристиками личности, изме­ренными одним из классических… Корреляции между факторами ЛД и Опросника Кеттела при­ведены в приложении 2. … Приложение 2

Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об… Фактор Активности в самооценках интерпретируется как сви­детельство… В некоторых экспериментальных и прикладных задачах может возникнуть необходимость анализа результатов по отдельным…

От социометрических методов исследования отношений в малых группах ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью.… В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких… В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи…

Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала Введение Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерова. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике. Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического дифференциала. Задачи. 1. Оценить с помощью методики семантического дифференциала "мое настоящее Я", "мое идеальное Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь"; 2. Провести сравнительный анализ характеристик по трем основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах самооценок; 3. Вычислить семантическое расстояние между понятиями "Я" и "мое идеальное Я", "Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь". Сравнить полученные показатели. Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ; форма с инструкцией для испытуемого. Порядок проведения эксперимента Испытуемому раздаётся бланк-анкета и объясняется характер задания. В частности, было сказано, что в случае затруднения в оценке, испытуемому нужно ориентироваться на свое первое впечатление. Обработка полученных результатов Анализ полученных результатов включает в себя: 1. Вычисление числового значения по факторам "оценки", "силы" и "активности" по трем вариантам сомооценочных суждений. Сравнение данных характеристик, с использованием интерпретации факторов ЛД. 2. Вычисление семантического расстояния между "Я" и "идеальным Я", "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь". 3. Анализ и сравнение полученных результатов. 1. В таблице №1 приведены числовые значения по трем вариантам самооценочных суждений: Таблица №1? Числовые значения по факторам "оценки", "силы" и "активности"

Таким образом, результаты значения фактора "Оценки" имеют достаточно высокое значение - 17. Это свидетельствует о том, что я принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой (данные характеристики я оценили в 2 балла).

Значения фактора "Силы" среднее - 10. Это свидетельствует о том, что я достаточно независима, самостоятельна и склонна рассчитывать на собственные силы. Вместе с тем, у меня средняя самооценка, я требовательна к себе и мнительна, что вызывает постоянное напряжение и объясняет мою суетливость. Также я склонна к анализу своего поведения, зацикливаюсь на результате, думаю о последствиях, меня огорчают мои неудачи, поэтому мне всегда трудно решиться на какой-либо поступок, тем не менее, если я вижу крайнюю необходимость, могу принять решение и проявить инициативу в отношении с другими людьми. Также считаю, что такая характеристика как упрямство свойственна мне, но в низкой степени. Я умею отстаивать свою позицию, но также иду на компромисс.

Фактор "Активности" также имеет среднее значение. Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости. Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в различных мероприятиях и т.д.

2. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились следующие результаты:

1) Семантическое расстояния между "Я" и "Я идеальным":

2) Семантическое расстояния между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь":

Таким образом, семантическое расстояние между "Я" и "Я идеальным" не слишком велико (8,3). В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы хотелось иметь более высокие значения по фактору "Активности", а именно быть более энергичной и открытой.

Семантическое расстояние между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь" достаточно велико (48). Возможно, это свидетельствует о том, что я достаточно требовательна к себе и хочу осознавать себя как носителя наиболее положительных, социально приемлемых и желаемых качеств.

3. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.

Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность. Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.

Бланк ЛД и ключ "Я"

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

О + 1. Обаятельный

Выводы В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена самооценка с помощью методики специфического дифференциала. Также были проанализированы и изучены свойства и качества личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен собой, но желает иметь более высокие значения по фактору "Активности".

Размещено на Allbest.ru

Работа, которую точно примут

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Личностный дифференциал

Личностный дифференциал

Методика личностного дифференциала была разработана на базе русского языка с целью выяснить особенности менталитета и сформированной в русскоязычной культуре структуры личности. Позже методика была адаптирована для исследования личности и ее восприятия.

Методика личностного дифференциала - когда она нужна?

Личностный дифференциал важен в тех случаях, когда требуется узнать отношение испытуемого к людям или самому себе. Этот метод лежит посередине между методиками, использующими опросники, и методиками, использующими социометрические шкалы, поэтому он так прост, быстр и удобен в использовании. Используя эту методику, можно легко выяснить самые разные данные – и тревожность, и общительность, и многое другое. Этот метод можно использовать в комплексе с другими процедурами, поскольку методика отличается краткостью и очень проста.

Личностный дифференциал - создание

Метод личностного дифференциала предполагает выборку слов, которые описывают черты личности, что позволяет изучить своеобразную модель личности.

Для этого из словаря Ожегова были выбраны 120 слов, обозначающих активность, силы и оценки. Они случайно сформированы в 6 списков по 20 черт, а испытуемым было необходимо их классифицировать:

  1. Человек должен по 100-балльной шкале оценить вероятность того, что личность, у которой есть один набор качеств, может иметь и второй предложенный.
  2. Человек должен по 5-бальной шкале оценить наличие и выраженность у него следующих качеств.
  3. Человек по 7-бальной шкале оценивает качества по 3-м дифференциальным признакам.

После этого и была отобрана из общего списка 21 черта в бланк личностного дифференциал.

Личностный дифференциал - инструкция

Испытуемому предлагают бланк, в котором представлены отобранные качества человека. Положительные и отрицательные их стороны соответственно отмечены знаками «+» и «-». Работа с тестом проста:

  • человек выбирает знак того или иного качества;
  • оценивает степень его проявленности (3 – сильно и часто, 2 – заметно, 1 – редко и слабо, 0 – трудно сказать).

Отобранные характеристики выделяются в бланке ответов. Важно быть внимательным, чтобы уследить за сменой положительных и отрицательных черт.

Тест личностный дифференциал - интерпретация

Определяют результаты, обращаясь к бланку-ключу. Сначала нужно подсчитать значения оценки, силы и активности – от +21 до -21.

Уровень определяется так:

  • 17-21 - высокий уровень;
  • 8-16 - средний уровень;
  • 7 и менее - низкий уровень.

Исходя из этого, определяют и результаты. Интерпретировать личностный дифференциал необходимо с разных точек зрения. Если фактор оценки заслуживает высоких баллов, значит, у человека хорошая самооценка, человек доволен собой. Если же здесь наблюдаются низкие оценки – человек слишком самокритичен. Слишком низкие значения указывают на личностные проблемы. Во взаимных оценках это укажет на отношение к другому человеку.

Фактор Силы в самооценках указывает на показатель волевых сторон личности, не как они есть, а как их оценивает испытуемый. Если показатели высокие, то человек уверен в себе и считает, что все проблемы ему по плечу, а если показатель низкий, то у человек слабо развит самоконтроль и он зависим в своем поведении. Слишком низкие показатели говорят о сильной тревожности личности. Во взаимных оценках этот показатель говорит об отношениях доминирования и подчинения.

Фактор Активности в самооценках следует интерпретировать как показатель экстраверсии. Чем выше показатель, тем более деятелен и общителен человек. Если же оценки низкие, человек пассивен и направлен на себя. Во взаимных оценках этот показатель отражает восприятие людьми особенностей друг друга.

Не забывайте о том, что данный метод указывает именно на субъективные оценки испытуемого, а не на реальное положение дел. Впрочем, как показывает практика, именно этот показатель имеет реальную важность.

Личностный дифференциал

Личностный дифференциал

Методика личностного дифференциала (ЛД) создана и проработана на основе современного русского языка, поэтому отображает существующие в нашей культуре представления о личности и ее структуре. Сотрудники психоневрологического института им. В.М.Бехтерева успешно адаптировали данную методику к нашему менталитету.

Методика личностного дифференциала была создана как компактный и валидный инструмент, направленный на изучение свойств личности и ее межличностных отношений. Цель данной методики заключается в возможности ее использования прежде всего в психодиагностической практике, а также в клинической и социально-психологической работе.

Процедура отбора шкал для теста личностного дифференциала

Методика личностного дифференциала сформирована путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, который описывает черты личности с дальнейшим изучением существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности».

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. По 100-бальной шкале испытуемые оценивали вероятность того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить по 5-балльной шкале наличие их у испытуемого.

3. По 3-ом 7-балльным шкалам испытуемые оценивали 120 черт личности, представляющие факторы семантического дифференциала, в последующем оценки были усреднены.

В методике личностного дифференциала отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы личностного дифференциала заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Инструкция к тесту личностного дифференциала

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком плюс «+», а отрицательные знаком минус «-». Их степень оценивается по 7-балльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в выборе знака того или иного качества и определении степени его проявления по баллам:
— 3- проявляется очень сильно и очень часто;
— 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
— 1 — проявляется иногда и слабо;
— 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Бланк для теста и ключи к тесту личностного дифференциала

Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______

Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

— 17-21 — высокий уровень;

— 8-16 — средний уровень;

— 7 и менее — низкий уровень.

Интерпретация факторов личностного дифференциала

При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора Оценки (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании методики личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор Оценки (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор Силы (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Использование метода личностного диффернциала

Личностный дифференциал может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении личностный дифференциал сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.

От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью личностного дифференциала.

Уровень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов личностный дифференциал отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок личностный дифференциал можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии личностный дифференциал может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет личностный дифференциал, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов).

Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я…») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. Личностный дифференциал может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Калягин В

Методика личностного дифференциала (ЛД)

Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие. — Самара, 1998.-С. 269-281.

Личностный (семантический) дифференциал, основанный на самооценке функционального состояния, является высоко значимой методикой для перевода получаемой объективной информации на язык субъективно-рефлексивных черт личности — на язык самого испытуемого. Этот метод с наибольшей полнотой позволяет проникнуть именно во внутренний мир личности, систему его «психических координат».

Предлагаемый здесь классический вариант методики (разработан в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева) ориентирован на выделение «фактора оценки» (О) — самочувствия, «фактора силы» (С) — настроения и «фактора активности» (А) — активности. Процедура обследования заключается в следующем.

Испытуемым выдаются бланки, на которых в двух колонках помещены полярные значения, характеризующие самочувствие, настроение и активность, между колонками помещены цифры, обозначающие степень выраженности этих характеристик. Например, самочувствие:

Инструкция: выберите полюс характеристики своего состояния на настоящий момент и отметьте степень его выраженности, подчеркнув ту или иную цифру. Неопределенному состоянию соответствует цифра «0»,максимально выраженному - «3». Во избежание стереотипизации ответов позитивные и негативные полюсы располагаются в списке как слева, так и справа, например, «Счастливый — несчастный» и «Рассеянный — внимательный».

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людямВ этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности— тревожности и экстраверсии— интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

Личностный дифференциал

Личностный дифференциал

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом

положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я. ») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

См. также