Руководства, Инструкции, Бланки

Образцы Родительского Уголка Группа Будильник img-1

Образцы Родительского Уголка Группа Будильник

Рейтинг: 4.9/5.0 (1682 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тематические уголки в детском саду в средней группе: правила и идеи оформления

Тематические уголки в детском саду в средней группе: правила и идеи оформления

February 3, 2015

Для правильного развития пятилетних малышей педагоги устраивают уголки в детском саду в средней группе. Тематика их может быть разнообразной, но общепринятыми являются уголки здоровья, дежурства, природы. Кроме этого, полезную нагрузку несут информационные стенды для родителей.

Уголок здоровья

В спортивно-оздоровительном воспитании большую роль играет уголок здоровья, в котором и дети, и родители могут почерпнуть полезную информацию о том, как сохранить физическое здоровье на долгие годы, причем донести это можно в яркой, красочной и доступной форме. Для этого достаточно учесть некоторые нюансы.

Как правильно оформить уголок здоровья

Уголок здоровья в детских садах должен находиться в таком месте, чтобы быть всегда на виду, и отличным выбором станет раздевалка. Именно здесь родители имеют возможность ознакомиться с полезной информацией, пока ожидают своего ребенка.

Для заголовка следует выбирать яркие цвета, которые привлекут внимание, и достаточно крупный шрифт, чтобы облегчить восприятие. И, конечно же, самое главное – это смысловая нагрузка, суть информации, которую требуется донести до читательской аудитории. Подготовленный материал должен быть свежим, интересным, важным, поэтому необходимо его периодически обновлять.

Составляющие уголка здоровья в детских садах

Уголки в детском саду в средней группе обязательно должны содержать простые рекомендации для родителей, направленные на укрепление здоровья малышей. Это могут быть элементарные меры профилактики, о которых мы иногда забываем, или что-то новое, о чем будет интересно узнать.

Обязательным компонентом уголка здоровья должна быть информация и для самих воспитанников, а поскольку в столь юном возрасте их можно заинтересовать красивыми картинками, то детская рубрика обязательно должна содержать яркие иллюстрации. Герои мультфильмов и сказочные персонажи должны пропагандировать правильный образ жизни и изображаться, к примеру, во время зарядки, утреннего умывания и т.д. Детские странички уголка здоровья должны находиться в зоне видимости малышей. Будет интересным разнообразить стенд рисунками или поделками воспитанников на тему здоровья.

Также физкультурный уголок в детском саду должен освещать информацию о проведенных или запланированных спортивных мероприятиях, эстафетах, соревнованиях, викторинах, поддерживающих тему охраны здоровья. Это могут быть фотографии детей и показательные спортивные результаты.

Основные темы для оформления уголка здоровья

Темы уголка здоровья должны помогать родителям в воспитании у детей элементарных правил здорового образа жизни. Приведем наиболее популярные:

  1. Какую выбирать одежду для прогулки?
  2. Что нужно знать родителям о прививках?
  3. Важность соблюдения правильного режима дня.
  4. Рацион питания ребенка средней группы.
  5. Профилактика простуды и вирусных заболеваний.
  6. Ежедневная физкультура.
  7. Профилактика кариеса.
  8. Безопасное поведение на воде.
  9. Защита от клещей и др.

Уголки в детских садах (фото некоторых мы представляет далее) наверняка помогут малышам быстрее освоить правила личной гигиены, а молодым родителям – узнать много нового о своих детях.

Уголок природы

Дети очень любят природу с ее удивительным многообразием растений и животных, а непосредственное общение с теми или иными видами - это самые яркие эмоции и наглядность, которые не сравнить с изучением картинок и описаний в книжках. Именно поэтому уголки природы в детских садах имеют такое большое значение в качестве обучающего пособия и украшения группы. Они доставляют несравненное удовольствие малышам, которые могут самостоятельно ухаживать за растениями и забавными питомцами, развивая чувство ответственности и любовь к природе.

Выбор обитателей живого уголка

Для эффективности образовательного воздействия на детей следует учитывать некоторые нюансы при выборе растений и животных, чтобы правильно оформить уголок в детском саду. Так, растения предпочтительны:

  • с выразительным, ярким внешним видом, чтобы удержать неустойчивое внимание малышей-дошколят;
  • неприхотливые, безопасные для здоровья;
  • разных видов, чтобы подвести детей к пониманию разнообразия и индивидуальности.

Важно размещать растения таким образом, чтобы уголки природы в детских садах выглядели эффектно и создавали дополнительный уют в помещении группы. Кроме этого, нужно учитывать их требования к освещенности, влажности и пр. Например, фиалка и бегония не любят прямых солнечных лучей, а кактус и герань предпочитают много света. И не забывайте, что дети должны иметь свободный доступ к «подопечным» растениям, чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

Живой уголок группы в детском саду можно пополнить такими растениями, как колючий алоэ и довольно мясистая агава, плетущийся красивым ветвями аспарагус, красочная бегония и др. Дети средней группы вместе со своим воспитателем могут ухаживать сразу за 6-8 видами комнатных цветов.

Что касается животных, то уголки в детском саду в средней группе могут стать домом для черепашек, ящерицы или стайки аквариумных рыб. Можно завести небольшого пушистого грызуна - потешную морскую свинку, хомячка или мышку, которые неприхотливы в уходе и вызывают умиление. К тому же у этих зверьков легко вырабатываются рефлексы на различные сигналы, что, несомненно, забавляет малышей.

Навыки ухода за живым уголком в средней группе

Воспитатели помогают детям овладеть такими простыми навыками, как правильный полив, выращивание растений в чистоте. Наблюдая за комнатными цветами с разной формой и размерами листьев, «пятилетки» развивают способность замечать многообразие цвета, формы, особенности поверхности растений и т.д. Дети средней группы находят сходства и различия отдельных видов, группируют их по общим признакам, начинают запоминать необходимые условия для их жизни.

Ребенок этой возрастной группы запоминает также особенности внешнего вида питомцев, начинает отличать зависимость движений от строения лап и наличия хвоста. Приобретаются навыки опрыскивания комнатных растений с мелкими листьями из пульверизатора и обтирания крупной листвы тряпочкой, а шершавых поверхностей – щеткой. Воспитатель обучает выбирать способ ухода в зависимости от хрупкости и количества листьев и т.д.

Разные виды рыб отличаются не только по внешним признакам, но и своими повадками, на которых воспитатель акцентирует внимание детей. Некоторые группы заводят поющую канарейку или парочку веселых пестрых попугайчиков.

Уголок дежурства в детском саду

Тематические уголки в детском саду в средней группе с раннего возраста приобщают воспитанников к самодисциплине и труду. В частности, уголок дежурства детей, составленный педагогом и красочно оформленный, играет важную роль в этом организационном процессе. Не обязательно для этого приобретать готовый стенд из поливинилхлорида, его можно сделать самостоятельно из плотного картона и установить в помещении группы.

Для хорошего восприятия детьми уголок дежурства украшают яркими символичными картинками с доступной информацией. Такое наглядное пособие приучает воспитанников к дисциплине, порядку, аккуратности, способствует развитию самостоятельности, превращая обычную помощь по наведению чистоты в группе в увлекательный процесс.

Уголок дежурства должен быть оснащен специальными прозрачными «кармашками», в которые вставляются разноцветные карточки с именами детей, их фотографиями, картинками, которые демонстрируют определенное действие очередного дежурного. Дополнительно можно закрепить на стенде крючки для фартуков.

Уголок родителя

Не менее важны родительские уголки в детских садах, которые также должны быть оборудованы в каждой возрастной группе. Подобные стенды устанавливаются, как правило, в раздевалках, где у родителей есть время ознакомиться с новой информацией. Это могут быть общие новости по детсаду, распорядок дня, дата проведения утренника, родительского собрания или любого другого события из жизни группы и юных воспитанников.

Информационные стенды для родителей могут использоваться и с другой целью – если медицинским специалистам необходимо сообщить оперативную информацию о проведении прививок, медосмотров, о специфике ухода за малышами, развития в данном периоде, тонкостях в общении и т.д.

Уголок родителя в детском саду удобно снабдить «кармашками» для того, чтобы вкладывать в них информационные листы. Украшением такого стенда могут стать лучшие рисунки и аппликации детей, что прекрасно дополнит оформление интерьера садовской группы.

Уголок информации в детском саду

Уголок информации в детском саду – это своего рода доска объявлений, красочная и яркая, притягивающая взгляды, дающая четкие сведения о событиях детского сада и отдельной группы. Отличием от уголка родителей является только то, что предлагаемая тематическая информация касается не только их, но также других работников дошкольных общеобразовательных учреждений.

В качестве примера можно назвать стенды с объявлениями для воспитателей, информационные уголки с упорядоченными методическими указаниями, перечень медицинских рекомендаций и профилактических мер, всевозможные аттестационные стенды и многие другие. Такого рода информацию принято размещать в холлах и коридорах дошкольных учреждений, которые являются максимально проходными местами.

Таким образом, тематическое оформление групп детского сада является неотъемлемой частью гармоничного воспитания детей, представляя собой яркое наглядное пособие для приобретения и закрепления определенных навыков и важный источник информации для родителей. Особенно важно по возможности, приобщать малышей к оформлению стендов, развивая в них элементы творчества.

Видео

Другие статьи

Родительский уголок в детском саду

Родительский уголок в детском саду

Родительские уголки в детских садах в обязательном порядке должны иметься в каждой группе. Их основное назначение – оповещение мам и пап о том, что делают детки в садике. На таких стендах очень удобно размещать различные объявления, поздравления с днем рождения, меню.

В настоящее время можно приобрести готовые наборы для размещения информации для родительского уголка, а можно сделать его своими руками. В последнем случае, главное – придумать интересный и необычный сюжет, который затем нужно будет реализовать. Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы.

Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками

В детском саду оформление родительского уголка – задача педагогов и методистов. В нашей статье мы опишем, как оформить родительский уголок «Поезд».

Во-первых, нужно подготовить все необходимое: потолочную плитку, плотный картон, самый узкий потолочный плинтус для окантовки, цветная самоклеющаяся бумага, клей, канцелярский нож, пластиковые карманы для помещения в них листов формата А4 с информацией.

Потолочная плитка будет вырезаться по форме, наклеиваться на картон для прочности и оклеиваться клеящейся бумагой. По краям прикрепляется потолочный плинтус. Он также может использоваться для окантовки размещаемых изображений. Пластиковые карманы прикрепляются степлером или клеем.

Во-вторых, на подготовленной по форме потолочной плитке готовим локомотив с изображением кота-водителя. Вместо картинки кота можно поместить фото воспитателя.

В-третьих, делаем «вагончики» для размещения информации о расписании занятий и меню группы на каждый день. В виде связки между вагончиками используем цветочки разных цветов.

В-четвертых, изготавливаем вагончик под фото группы с использованием картона, самоклеящейся бумаги и карманов. Можно также сделать вагончики для размещения иных важных сведений. Всю композицию можно дополнить солнышком, бабочками, папками передвижки. Готовый паровозик помещаем на стену в раздевалке группы.

Важно успевать вовремя обновлять информацию на нем. В частности, нужно обновлять меню и все важные объявления. Такой стенд легко и быстро выполняется, не требует больших материальных затрат. Он изготавливается в первые учебные дни и служит целый год или даже больше.

Оформление родительских уголков в детском садике

LiveInternet LiveInternet Осенние фоны (детские) Детские фоны для оформления Детские фоны-шаблоны для стендов Безопасное Лето - загадки по ОБЖ для детей (в помощь воспитателю). МАГИЯ ОВОЩЕЙ. Фоны png Супер. ч. 2 и последняя ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ: Я НЕ БЬЮ, Я ПРОСТО ШЛЕПАЮ. ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ. Как научить ребенка играть самостоятельно? Детские открытки ИНФОРМАЦИЯ В УГОЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уговорушки. Прививаем привычку детям чистить зубы с использованием игр ( советы для родителей) КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ Демонстрационный материал "Режим дня" ОСЕНЬ ИНФОРМАЦИЯ В УГОЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Для уголка ВРЕМЕНА ГОДА ОСЕНЬ РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Андреева Наталья

Оформляем родительский уголок:
новые формы и подходы
Стенды-путешественники

Мы работаем в большом детском саду, в котором двенадцать групп. В нашем коллективе, кроме воспитателей, есть разные специалисты: педагог-психолог, дефектолог, инструктор по физической культуре. И всем требуется донести до родителей воспитанников садика важную и полезную информацию. Подбирать материал для родительских уголков — особая работа. И сделать это двенадцать раз, согласитесь, непросто.

Поэтому специалисты объединились и придумали стенды-путешественники. Разработали макеты, красочно оформили и отправили путешествовать по группам.

Для каждого этажа существует свой стенд-путешественник. По младшим группам «плавает» кораблик, по группам для детей среднего и старшего возраста «ездят» паровозики. Мы постарались оформить стенды с учетом интерьеров групп разных возрастов.

В раздевалке каждой группы на этаже стенд-путешественник делает остановку на неделю, а затем отправляется в следующий пункт назначения. После того как стенд «проехал» по всему назначенному маршруту, информация на нем обновляется.

Только для одного стенда сделали мы исключение. Это стенд, посвященный проблемам сохранения и укрепления здоровья детей, обращен ко всем педагогам детского сада. Он прочно обосновался в спортивном зале. Педагоги приводят сюда детей на утреннюю гимнастику и на физкультурные занятия и имеют возможность познакомиться с вывешенной на стенде информацией.

Софья Молявко, педагог-психолог
детского сада «Золотая рыбка»,
г. Абакан, Республика Хакасия

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.Stander.ru. Посетив сайт проекта www.Stander.ru, Вы сможете по выгодной цене купить штендер любых форм и размеров, изготовленный опытными профессионалами с использованием современных высокопрочных материалов. На Ваш выбор большой ассортимент штендеров любых форм и размеров, который включает в себя прямоугольные, квадратные, арочные и меловые штендеры, а так же штендеры стойки и стационарные информационные стенды. Возможность заказать срочное изготовление штендеров оптом и доставка приобретенной продукции позволят выгодно сэкономить Ваши деньги и время.

Пять правил оформления родительского уголка

Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим воспитатель помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.
Уголки для родителей — привычный и давно используемый способ знакомства родителей с жизнью группы. Но как часто нам не хватает времени и возможностей для их грамотного оформления!
В уголках висят никому не нужные, написанные мелким шрифтом статьи из неизвестных журналов, обязательное меню и скупые слова программного содержания занятий, которые пугают родителей педагогическими терминами. В результате родители просто игнорируют эти уголки.
Чтобы родительские уголки в нашем детском саду действительно выполняли свои функции, мы придерживаемся следующих простых правил.

Родительский уголок в детском саду № 1 «Золотой ключик», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

1. Выбираем статьи небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию и вызывающие у родителей желание продолжить общение с педагогом по этой теме.

2. Не используем непонятные для родителей термины.

3. Располагаем информацию на уровне глаз родителей. В печатных материалах используем кегль не менее 14-го.

4. Статьи дополняем красочными рисунками, фотографиями или картинками.

5. В уголке для родителей выделяем следующие рубрики: «О наших детях», «Советы и рекомендации», «Наши занятия», «Чем живет группа». В плотную папку с файлами помещаем всю информацию о детском саде.

Елена Горбунова,
заместитель заведующей детским садом № 100,
г. Астрахань

Родитель под зонтиком

Как привлечь внимание родителей к важной информации?
Мы отказались от традиционных плоскостных стендов, на которые родители частенько просто не обращают внимание, и используем в качестве информационных носителей зонтики. Да, да, зонтики Мэри Поппинс.
На потолке в разных зонах группы и раздевалки мы прикрепляем металлические крючки, на которые можно легко и просто подвешивать зонтики. Такой способ размещения информации, с одной стороны, не загромождает пространство, а с другой, позволяет представить гораздо больше материалов.
К зонтикам крепятся творческие работы детей, фотографии экскурсий и праздников, поздравительные открытки именинникам, поздравления мамам и папам в дни праздников.
Есть у нас и зонтики, на которых родители вместе с детьми могут найти инструкции в картинках о правильном поведении в лесу, правила обращения с острыми и колющими предметами, предостережения относительно детских игр с огнем и другое.
А на зонтике под названием «Интересные встречи» мы вывешиваем фотографии, сделанные во время посещения детей на дому, оригинальные родительские решения по организации домашних книжных уголков, аквариумов, мест для хранения игрушек.
Какую бы информацию мы не вывешивали на зонтиках, она неизменно привлекает внимание родителей. И родители очень любят рассматривать зонтики вместе с детьми.

Людмила Балаценко,
Алла Мусинцева, воспитатели
детского сада № 110 «Дельфиненок»,
г. Братск Иркутской области

Кто сегодня именинник?

В г. Фокино Приморского края провели смотр-конкурс «Оригинальный родительский уголок». В задачи конкурса входило побудить педагогов детских садов к поиску новых форм взаимодействия с родителями, сделать так, чтобы вывешиваемая в уголках информация действительно доходила до мам и пап.
Родительский уголок, считают педагоги младшей группы детского сада № 35, должен не только исполнять функции информационного стенда, но и быть элементом дизайна, соответствующим возрастным особенностям детей группы.
Поэтому в качестве основы родительского уголка взяли хорошо известный малышам образ —
теремок.

Сам теремок сделан из оргалита, а крыша — из настоящей соломы. Нужная информация располагается в окошках домика и на чердаке.

А на противоположной стене — железная дорога. По дороге едет поезд. В каждом вагончике — забавная мордашка. Это не герои сказок или мультфильмов. Это — дети группы. Их портреты с любовью и юмором сделали сами родители: кто слепил из соленого теста, кто связал, кто сшил, кто нарисовал. В пути веселый поезд сопровождают вязаные бабочки. Если на чей-нибудь портрет уселась такая бабочка, значит, этот ребенок сегодня именинник. Желающие принять участие в праздновании дня рождения приобретают билетики в специальной кассе. Билетики выдаются бесплатно, но потом присутствующий должен внести свою лепту — сказать имениннику добрые слова.

По материалам Натальи Андреевой, заместителя заведующей
детского сада № 35, г. Фокино (п. Дунай) Приморского края

Презентация по оформлению родительского уголка в ДОУ - Наша группа

В группе на стене расположен стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

Некоторая информация ежемесячно добавляется и меняется.

Родители каждый день могут видеть, какое меню у его ребёнка сегодня.

Советы доктора помогут родителям вовремя предупредить разные болезни.

Дополнительно для родителей у нас в группе имеется отдельная папка с интересной и полезной информацией.

Каждый день родители могут любоваться ежедневным творчеством своих детей.

Сейчас тема в нашей группе: «В е с н а»

Дополнительно мы предлагаем родителям полезную информацию по ОБЖ и ПДД.

Спасибо за внимание!

В детском садике детишки -
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! — несется с горки Петя.

Два! — за ним летит Ванюша.
Три! — на карусели Ксюша.
А четыре! — в доме Коля.
Пять! — стоит с ведерком Оля.

Шесть! — с мячом играет Митя.
Семь! — с коня слезает Витя.
Восемь! — с куклою Наташа.
Девять! — рядом скачет Маша.

Десять! — по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! — на велосипеде

По дорожке едет Федя!
Девять! — бойко скачет Маша.
Восемь! — c куклою Наташа.
Семь! — с коня слезает Витя.

Шесть! — бросает мячик Митя.
Пять! — ведерком машет Оля.
А четыре! — в доме Коля.
Три! — на карусели Ксюша.

Два! — с горы летит Ванюша.
Раз! — внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

Дошкольник.РФ

Материал по теме: Материал для родителей

Материал по теме:
Материал для родителей. Информационный уголок в детском саду.
Предварительный просмотр:

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК — ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает, возможно, подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

Девочка Л. пила только клюквенный морс и воду, отказываясь от любой другой жидкости. Однако, в какой-то момент родители обратили внимание на стремление Л. попробовать жидкость красного цвета. Оказалось возможным давать другие виды сока красного цвета, и таким образом немного расширить рацион.

В некоторых случаях аутичный ребенок распознает присутствие нежелаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание. Например, если ребенок не ест молочных продуктов и фруктов, но пьет фруктовый морс, то в первую очередь, желательно добавить в его рацион что-нибудь молочное, а на остальном временно не акцентировать внимание.
Сначала ребенка поощряют любимым лакомством всякий раз, когда он съедает совсем чуть-чуть новой пищи, даже просто оближет ложку. Одну девочку, которая очень любила картофельные чипсы, научили пить кефир следующим образом. При виде чипсов она открывала рот и в этот момент удавалось дать ей ложку кефира и почти одновременно — кусочек чипса.

Хотя во время первых попыток она сначала кричала и стремилась выплюнуть кефир, но уже через несколько ложек начала проглатывать. Постепенно стало возможным давать чипсы уже через 2-3 ложки, а затем обходиться уже без них.
Интересно, что та же девочка, невзирая на предлагаемые чипсы наотрез отказалась есть творог. Протест в этом случае выражался сильнее, при виде ложки с творогом она мгновенно стискивала зубы и даже лишение обещанных чипсов не влияла на ее решимость. Заставить ребенка есть в подобной ситуации бывает чаще всего невозможно. Поэтому, научив ребенка, как в вышеприведенном примере, есть кефир и йогурт, можно не настаивать еще на одном дополнительном молочном продукте.
Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес.

Иногда успешной попытке ребенка попробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, «чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке», пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: «ах, какая клубника сладкая и сочная». Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане.

Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу. Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка удается расширить.
Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку.

Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Мальчик И. 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц — полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и няня), чтобы он ел сам: сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, — полная самостоятельность.

Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов. Перед ними стоит задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.
Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.
Умение аккуратно есть, сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию аутичного ребенка, его участие в жизни семьи и сверстников.

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК — ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте.

Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.
В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка — купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Хорошо, если ребенок мог понаблюдать, как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту.

Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено.

Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

1. Включить воду
2. Открыть пасту
3. Взять зубную щетку и смочить ее
4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
5. Почистить зубы слева
6. Почистить зубы справа
7. Почистить зубы спереди
8. Положить щетку
9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
10. Поставить стакан на место
11. Вымыть щетку и поставить в стакан
12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
13. Умыться
14. Закрыть кран
15. Вытереть лицо и руки
16. Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу, несмотря на сохранившиеся трудности поведения».

Предварительный просмотр:

Большой" туалетный тренинг - как решить эту проблему при аутизме?

Многие дети в дошкольном и подростковом возрасте, испытывают трудности с испражнениями в туалете. Столь щекотливая тема часто становится серьезной проблемой для самого ребенка и его окружающих.
Некоторые родители пытаются использовать различные средства, чтобы решить эту проблему собственными силами, и могут не обращаться к специалистам. У ребенка могут развиться фобии и страхи туалета, или появиться сугубо нежелательные поведения, как размазывания кала, игра с калом, и т.д. Окружающие ребенка - сверстники, воспитатели и учителя не могут выстроить с ребенком социальных и приятных отношений, если он ходит "по-большому" в штаны", и данная проблема часто становится серьезным препятствием для социализации и инклюзии ребенка.

Как и при коррекции любой другой поведенческой проблемы, следует воспринимать ее не как симптом аутизма или умственной отсталости, а как проблематичное поведение. Отсюда, первым шагов в решении этой проблемы будет сбор и анализ данных.

На начальном этапе следует записывать данные в течение как минимум двух недель, на ежедневной основе. Следует записывать:
1. Дату и точное время всех испражнений (а также время всех приемов пищи).
2. Место, в котором ребенок испражнялся
3. Во что ребенок был одет.
4. Консистентность стула.

После того, как данные были собраны, следует провести анализ, и определить, по какой из причин возникает данная проблема:

  1. 1. Медицинские причины
  2. 2. Отсутствие навыка (либо отсутствие обобщения уже обученного навыка мочеиспускания в туалете)
  3. 3. Отказ от сотрудничества
  4. 4. Наличие ритуалов и стереотипий, связанных с дефекацией.

У детей, у которых проблемы с дефекацией в туалете связанны с медицинскими причинами. обычно присутствуют нетипичные признаки - слишком частый и жидкий стул, или наоборот, слишком редкий и твердый. В данном случае следует обратиться к педиатру, и если действительно существует проблема, то педиатр даст направление к соответствующему специалисту. В данном случае, следует последовательно выполнять те рекомендации, которые предоставит специалист в данной области.

Если ребенок "ходит "по-большому" в штаны" из- за того, что навык испражняться в туалете отсутствует. из анализа данных будет заметно, что нет каких-либо специфических характеристик или стереотипий, связанных с этим процессом. В данном случае следует применять процедуру коррекции, основанную на проактивных и реакцивных методах.

Прежде всего, следует удостовериться, что ребенок умеет сидеть продолжительное время на унитазе. Если ребенок не сидит на унитазе, или сидит очень напряженных, всего несколько секунд - в данном случае нет никакой возможности, чтобы ребенок смог испражняться в туалете. В данном случае следует выстроить обучение сидения на унитазе - как отдельное упражнение. Для обучения можно использовать физические подсказки и поощрения или жетоны.

Кроме обучения сидеть на унитазе, следует выстроить график посещений туалета. Исходя из начальных данных, следует выбрать время, которое наиболее близко к тому времени, когда ребенок обычно испражняется. Следует отвести ребенка в это время в туалет и помочь ему сидеть на унитазе в течение 5 минут. Если ничего не произошло - ребенок может выйти из туалета, но после этого вы будете отводить ребенка в туалет каждые 10 минут.


Если у ребенка получится сходить "по-большому" в туалете - вам необходимо предоставить ему самый желанный и мотивационный приз.

Если ребенок все же умудрился испачкать штаны - здесь рекомендуется применение реактивной процедуры - либо "Сверх-коррекция" (например, почистить и постирать свою одежду), либо "Стоимость реакции" (лишение каких-либо привилегий, например, запрет на просмотр мультфильмов в течение вечера).

Иногда достаточно одного лишь мотивационного поощрения, но ввиду того, что испражнения не происходят так часто как мочеиспускания, то для того, чтобы привести обучающий процесс к продвижению, иногда требуются дополнительные реактивные процедуры.

Если инциденты происходят, потому что ребенок отказывается сотрудничать - это станет заметно, когда ребенок начнет зажиматься и активно удерживать «стул» при вашей просьбе пойти в туалет. Подобное поведение обычно характеризует ребенка не только в том, что связано с туалетом, но и в других областях повседневных требований тоже.
В таких случаях эффективным средством часто оказывается использование медицинских средств, как глицериновые свечи или клизмы. Но к ним желательно прибегнуть как вспомогательным методам. в то время как процедура поведенческой коррекции будет основной. В данном случае, поощрение за успешную дефекацию в туалете должно быть очень значительным. Иногда можно использовать следующую технику - предотвратить доступ ко всем значительным поощрениям в течение двух недель перед введением этой программы. Это позволит повысить мотивационную ценность поощрения, и обусловить получение этого поощрения испражнением в туалете.

Когда избегание дефекаций в туалете связанно с рутинами и стереотипиями (например, ребенок испражняется только дома, и только в подгузник, и только стоя за диваном) - данную рутину очень сложно прекратить или прервать. В данном случае более эффективным методом будет постепенное и медленное формирование новой рутины. которая будет приближенной к поведению дефекации в туалете. При формировании данной рутины требуется поощрение каждой новой приближенной формы реакции. Важно не торопиться и не продвигаться слишком быстро, иначе это может привести к запорам и дополнительным затруднениям.
При условии, что ребенок всегда испражняется в подгузник, стоя за диваном можно выстроить следующие этапы:

  1. 1. Помочь ребенку стоять перед диваном, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но перед диваном - он получает поощрение.
  2. 2. Помочь ребенку стоять в коридоре перед туалетом, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в коридоре перед туалетом - он получает поощрение.
  3. 3. Помочь ребенку стоять в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в туалете - он получает поощрение.
  4. 4. Помочь ребенку сходить "по-большому" в подгузник сидя на унитазе в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но сидя на унитазе в туалете - он получает поощрение.
  5. 5. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете с приспущенным подгузником до колен, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но с приспущенным подгузником до колен - он получает поощрение.
  6. 6. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, держа подгузник в руках, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но держа подгузник в руках - он получает поощрение.
  7. 7. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, без подгузника, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но без подгузника - он получает поощрение.


Следует помнить, что выбирать этапы и шаги для обучения ребенка дефекации в туалете следует на основе его индивидуальных способностей и нужд. Для некоторых детей будет необходим более постепенный процесс, или другой способ прекращения использования подгузника (например, не приспускать подгузник, а оставлять подгузник на ребенке, но прорезать в нем заранее дырку, и постепенно ее увеличивать, пока в подгузнике отпадет надобность).

Для успешного проведения процедуры "большого" туалетного тренинга требуется:

1. Закрепление навыков "малого" туалетного тренинга - т.е. ребенок должен уже уметь мочиться в туалете.

2. Запись данныx на постоянной основе. Не прекращать ведение записей пока ребенок полностью не освоит данный навык.

3. Последовательное применение процедур для обучения - требуется как минимум 3 недели последовательного применения процедуры для оценки ее эффективности. Дети, которые годами ходят "по-большому" в штаны не могут отучиться от этого в течение двух-трех дней.

Следовательно, и процесс обучения и закрепления альтернативного навыка, т.е. испражнения в туалете может происходить продолжительное время. Поэтому, очень важно применять процедуру последовательно и вести записи, для того, чтобы можно было отследить динамику процесса.