Руководства, Инструкции, Бланки

Таблица Шульте Инструкция img-1

Таблица Шульте Инструкция

Рейтинг: 4.0/5.0 (1693 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Тест Распределение и переключение внимания “

Тест"Распределение и переключение внимания “.

Направленность: Тест предназначен для диагностики свойств переключения и распределения внимания, темпа и сенсомоторных реакций.

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Материал: 4 таблицы Шульте, секундомер, указка.

Инструкция: На таблице нарисованы цифры, от 1 до25. Надо назвать как можно быстрее и показать по порядку все цифры.

Оценка результатов: Общее время поиска по всем четырем таблицам разделить на число 4.

и эксплуатацию. Примеры тестовдля проверки распределения и переключениявнимания показаны на рис. 2.3 и 2.4. В таблице (рис. 2.3). диагностики состояний оператора при выполнении данной деятельности. Структурная схема системы, предназначеннойдля.

сенсомоторнойреакции. переключениявнимания является одним из важных для практики направлений исследования характеристик внимания. теста «Незаконченные предложения», предложенного польскими психологами и предназначенногодля оценки эгоцентризма. Задание для.

Общая психология учебник для вузов. спб. питер, 2008. 583 с: ил. серия «учебник для вузов»

Учебник предназначендля. реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для. Длядиаг­ностики индивидуальных психических свойств. особое направлениевнимания на.

Руководство для врачей и медицинских психологов

Отыскивание чисел по таблицамШульте. Методика применяется для исследования темпасенсомоторныхреакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью.

Учебное пособие Под редакцией К. М. Гурев ича, Е. М. Борисовой Психологическая диагностика

больше внимания уделяется. диагностики. этапах ее становления, новых направлениях. частоты и распределения во времени. тестов. До Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах — чувствительности, быстроте реакции. предназначенныедля более.

Четкие реакции на биологи­чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные. Исследование распределениявнимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицыШульте.

Другие статьи

Методика «Таблицы Шульте» - Психологические тесты

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал


Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М. 1995, С.112-116.
Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета. которые Вам сейчас нравятся больше всего.

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Тесты по теме

концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания

мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость), восприятие (скорость, точность, отвлекаемость), внимание (распределение, переключаемость), речь (употребление языка, грамотность), воображение (пространственное)

уровень развития внимания

продуктивность внимания, устойчивость внимания

horoshij stimulnij material

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Уважаемые создатели сайта! Вопрос: какого размера должны быть таблицы (стимульный материал), предъявляемые испытуемому?

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Ориентировочно – А4. Наложите образец отсюда и подгоните до А4.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

если подгонять – качество таблиц ухудшается. ( (то же про таблицы из “корректурной пробы”)

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Ухудшается незначительно. Не делайте на копьютере – увеличьте на ксероксе. В ближайшее время обновление рисунков до формата А4 не запланировано.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Скажите, можно ли предложить этот тест 16-летнему ученику? Как в таком случае вычислить эффективность работы?

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Тест подходит для любого возраста. По поводу норм – посмотрите в специальной литературе (или в журнале Вопросы психологии через поиск).

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

to Antares1m: такую таблицу несложно сделать и самому, да хотя бы в ворде, это займет МАКСИМУМ 2 минуты вашего времени и качество будет отличное

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

“Основной показатель – время выполнения, а так же КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК отдельно по каждой таблице.” При расчете чего задействовано количество ошибок? И как их рассчитать? Нигде не могу найти. Везде только время.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

А меня интересует…ЭР если получилось 2 балла, что это значит?

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

если кому пригодится, таблицы должны быть 50*50 см.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

может, вы имели в виду 50мм (=5 см).
50см не может быть..

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Размер всей таблицы 60×60 см, а не А4

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

может
таблицы размером 50 на 50 см предоставляются на расстояние 70-75 см от испытуемого (он должен показывать число указкой и произносить его вслух)

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Файлы cookie обеспечивают работу сайта. Используя сайт, вы соглашаетесь с нашими правилами в отношении этих файлов.Да Подробнее

Методика «Таблицы Шульте»

Gurutestov.ru Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):

• эффективность работы (ЭР),
• степень врабатываемости (ВР),
• психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5. где

Тi – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники

Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М. 1995, С.112-116.

Расстройства внимания

Для подтверждения выявляемых клинических расстройств внимания наиболее адекватными патопсихологическими методиками являются оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проведения корректурной пробы и счета по Крепелину.

Таблицы Шульте

представляют собой набор цифр (от 1 до 25) расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке.

Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности.

Отмечаются следующие показатели:

  1. превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах
  2. динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно – в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно – в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчивое – в случае, если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из пяти таблиц.

Внимание неустойчивое – в случае, если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемое – в случае, если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемогоиспытуемым на каждую следующую таблицу.

Проверьте себя прямо сейчас: shulte Детскому психологу

Внимание у детей и взрослых не одинаково. У дошкольников – непроизвольное внимание. т. е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса – нет и внимания.

К 7 годам у ребенка постепенно формируется произвольное внимание - способность выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить. Это одно из условий для успешного обучения в школе.

В данном случае таблицы Шульте помогут проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.

Интерпретация результатов

Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы.

Затем постройте кривую утомляемости. которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.

Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:

Тi – время работы с i-той таблицей. i – это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)

Методика «Таблицы Шульте»

/ ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ / ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ / Методика «Таблицы Шульте»

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал (ПЯТЬ ТАБЛИЦ СМ. НИЖЕ)

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

Тi – время работы с i-той таблицей.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М. 1995, С.112-116.

С помощью таблиц расширяется угол зрения, возрастает концентрация и скорость передвижения зрачка. Для этого необходимо отодвигать таблицы на расстояние четкой видимости и смотря в центр отыскивать все цифры в прямом порядке, а так же в обратном. Зрение (глаза) за цифрами не водить! Глаза расслаблены и смотрят четко в центр, необходимо просто фиксировать цифры, но глаза смотрят в центр.

Самое важное при работе с таблицами Шульте одним взглядом охватывать все числа, как в верхней строчке, так и в нижней строчке, а не счет цифр. Перечисление чисел дается для тренировки внимания, а не как цель.

Повторюсь, что важно в первую очередь охватывать все поле, а не как можно быстрее находить все цифры.

САЙТЫ С ТАБЛИЦАМИ:

Либо см. Файл: ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ.xls

ЧАСЫ «СЕКУНДА»: простые часы с секундной стрелкой, смотрим на край секундной стрелки, не отрываясь и не отвлекаясь. Начинать с 5 минут постепенно увеличивать время до 20 минут (можно до часа).

ЧАСЫ «МИНУТА»: все тоже, но следим за минутной стрелкой. Начинать с 15 минут постепенно увеличивать время до 45 минут (можно до часа).

ЧАСЫ «ЧАС»: все тоже, но следим за часовой стрелкой. Начинать с 30 минут постепенно увеличивать время до часа и более.

Суть упражнения: чтобы ни происходило с сознанием необходимо следить за краем стрелки. Необычные состояния сознания необходимо научиться удерживать как можно дольше.

Таблицы Шульте и скорочтение

Вопрос о Таблицах Шульте

Меня интересует технология расширения поля зрения с помощью таблиц Шультедля овладения навыкомскорочтения. Я изучал информацию на сайте рассылки, и у меня возникли следующие вопросы:

1. Первая часть вопросов относится к физическим характеристикам таблиц: * их размер * количество элементов * размер элементов (цифр) * форма таблицы (квадрат или прямоугольник) * порядок чтения таблиц (прямо 1..25, или 25..1, или иное) * расстояние между таблицей и глазами.

2. Часть относится к содержимому таблицы Шульте. Дело в том, что, насколько я понял, суть тренинга в одновременном сканировании информации, расположенной на таблице, но в случае, когда за несколько ходов известно, какой будет элемент, теряется новизна. Решение этой проблемы возможно в установлении различных правил прохода таблицы: в обратном порядке, только четные и т.д. Вторая проблема в том, что в единицу времени воспринимается все же один элемент, хотя расширяется физическое поле зрения; ментальное поле зрения не расширяется.

У меня возникло предложение: в таблице цифры размещать парами, разбросанными по полю, и поиск осуществлять, находя соответственно по два элемента.

Ответ по поводу Таблиц Шульте:

Вот что говорится о таблице Шультев книге О.А. Андреева и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения":

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.

Зона ясного видения занимает 15 градусов.

Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц.

Главное не отыскать цифры, главное -- при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую цифры.

Тесты и упражнения на внимание: таблицы Шульте и - волшебные квадраты

Таблицы Шульте – один из самых простых в использовании психологических тестов. Его используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости (утомляемости)”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (поА.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источник
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М. 1995, С.112-116.

Вот я подготовила для вас 8 таблиц для тренировки:

А здесь 2 таблицы посложнее 10х10 клеток – это та самая детская игра ”В 100 квадратов”, про которую я писала в предыдущей статье .

Если еще хотите готовых таблиц, то можете найти их здесь .

Часто используют также буквенные аналоги таблиц Шульте, так называемые “квадраты букв”. Можно просто буквы по порядку, по алфавиту называть, можно слова и фразы по заданию друг друга читать, показывая в квадрате каждую букву, показывать ответы на вопросы и т.д.

А вот это задания из моей серии “осмысленных” упражнений на основе таблиц Шульте. (Квадраты только копируются в пост какими-то прямоугольными)

1. Выпишите все знаки по порядку и узнаете, что говорил Сенека о значении цели для человека.

Напишите, пожалуйста, какие задания вам больше нравятся, какие вы бы хотели еще получить. Я готовлю книгу с заданиями, и мне очень нужно знать ваше мнение.

"><a Дорогие друзья! Если блог "Развитие способностей в любом возрасте" оказался полезным и интересным для вас, введите свой e-meil в форму ниже. И вы будете получать анонсы новых статей на свою почту. Если вы раньше подписывались уже на обновления этого блога, то, пожалуйста, сделайте это повторно: мы перешли на новый сервис рассылок. Благодарю за понимание.

Поделиться в соц. сетях

Для детей

LiveInternet LiveInternet Для детей

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ Таблица Шульте

Данная таблица используется для того, чтобы расширить свое поле зрения.

Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).

Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.


«Добрый день. Меня зовут доктор Шульте.
Несколько лет назад я придумал одно развивающее упражнение. К моей радости это упражнение стало очень увлекательной игрой. Правила очень просты — в таблице перемешаны все ячейки от одного до девяти. Наша задача — на время перещелкать все ячейки в порядке возрастания: 1, 2, …9.
Признаюсь, я сам не ожидал такой хорошей отдачи от выполнения этого упражнения, но факт есть факт: большинство студентов, которым это упражнение нравилось, увеличили свою скорость чтения буквально на моих глазах в течение семестра. Этого, в принципе, и следовало ожидать, поскольку скорость чтения сильно зависит от так называемого «периферического» зрения.
Тогда же мне пришла идея расположить в ячейках не цифры, а цвета — здесь уже надо перебирать все цвета от красного до фиолетового. Я пока не могу сделать окончательный вывод о пользе этого упражнения (не собран ещё статистический материал), но могу сказать одно — это упражнение способствует развитию пространственного мышления и фантазии. Александр, один из моих способных студентов, на тренингах не мог представлять предметы различных цветов. Как он утверждал, сами предметы он может представить, но вот придать им цвет — это было для него непосильной задачей. Несколько дней тренировок — и он уже мог представлять цветные объекты. Его случай далеко не единственный.
В мнемотехнике, с помощью которой можно запоминать большой объем данных, умение манипулировать цветом в своей фантазии — это очень сильный инструмент. Не говоря уже о способности различать цвета по небольшим их признакам. А о высоком значении этого навыка в реальной жизни даже не и говорить — все мы это прекрасно знаем.
Я уверен, что игра принесет вам удовольствие от процесса, и радость от достигнутых результатов. Вы, как и мои студенты, почувствуете ту силу, которую дает вам эта незатейливая веселая игрушка. Успехов вам, идущие к совершенству.»

Доктор психологических наук Давид Шульте.

Shultz tables – случайно расположенные числа для тренировки скоростного их нахождения по-очереди. Обычно применяются для тренировки, развития исследования. психического темпа восприятия. в то числе скорости зрительных поисковых движений. Ориентировочные глазные движения являются основой быстрого чтения. Также позволют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Назначение теста: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов

Описание теста: испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту: испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Как сделать таблицу Шульте своими руками?

Таблица Шульте - это листок, на котором нанесен квадрат со сторонами 20см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в случайном порядке числа или другие объекты.

Немного дополнительной информации

Максимальная зона видения читателя занимает 30 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

При движении взгляда человека наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки. так называемой зоне ясного видения. Все, что находится за пределами зоны ясного виденья, на периферии, человеком видится не ясно. Широкое поле зрения сокращает время поиска важных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации. как показали исследования, можно значительно расширить, например, использованием таблицами Шультe.

Работа с таблицей Шульте развивает внимание. Важно – не рыскать взглядом, главное – при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть одномоментно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние левую и правую цифры.

При регулярном использовании Таблицами. расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения параллельного режима анализа печатных символов.

Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Правила использования таблиц Шульте
  • Находить цифры требуется беззвучным счётом в возрастающем порядке. Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 30 сек.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • Время занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширить поле зрения.

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте используются таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Если эти таблицы даются просто – пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

1. Разноцветные таблицы





2. Красно-черные таблицы Горбова-Шульте

Таблице Горбова-Шульте чаще всего применяются для оценки скорости переключения внимания. Таблицы Горбова-Шульте - это модификация обычной таблицы Шульте. Они представляют собой квадрат 7х7, в котором в беспорядка расположены черные числа от 1 до 25 и красные числа от 1 до 24. Цвета в таблице могут быть заданы двумя способами: цветом фона ячеек или цветом самих чисел

Задача занимающегося находить в возрастающем порядке черные числа, а в убывающем - красные. При этом числа из каждой цветовой группы необходимо находить поочередно - 1 черное 24 красное, затем 2 черное, 23 красное и т.д.