Руководства, Инструкции, Бланки

Приемка Товара По 44 Фз Инструкция img-1

Приемка Товара По 44 Фз Инструкция

Рейтинг: 4.2/5.0 (1602 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Можно ли наличие подписанного акта приемки товара либо заключения приемочной комиссии считать экспертизой силами заказчика в целях Федерального закона

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Госзакупки Можно ли наличие подписанного акта приемки товара либо заключения приемочной комиссии считать экспертизой силами заказчика в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Можно ли наличие подписанного акта приемки товара либо заключения приемочной комиссии считать экспертизой силами заказчика в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации наличие подписанного уполномоченными лицами акта приемки либо заключения приемочной комиссии (в случае создания такой комиссии) свидетельствует о проведении экспертизы предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Требования к процедуре проведения экспертизы силами заказчика законом не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1. ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ такая экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено законодательством (ст. 474. п.п. 2. 3 ст. 513. п.п. 1-3 ст. 720 ГК РФ), и при желании может проводиться специально созданной заказчиком приемочной комиссией (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Необходимость оформления заключения о результатах проведенной экспертизы предусмотрена лишь для случая проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организации (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). По смыслу положений ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае проведения экспертизы силами заказчика приемка результатов контракта оформляется любым документом о приемке (например актом), подтверждающим соответствие качества товара (работы, услуги) условиям контракта, который подписывается заказчиком (а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком). Иных документов для оформления результатов экспертизы составлять не требуется (смотрите также аналогичные разъяснения в п. 78 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 NN Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-188, письмо Минэкономразвития России от 23.07.2015 N Д28и-2130 и письмо Минэкономразвития России от 15.05.2015 N Д28и-1377).
Смотрите также следующий материал: Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Приемка товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Приемка товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Обязательна ли приемка товара. работы. услуги по 44-ФЗ и в каком случае?

Ответ

Да. обязательна. Из п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ следует. что приемка товаров. работ и услуг является обязательной частью исполнения обязательств из контракта. Причем приемка должна осуществляться во всех случаях. Документ о приемке обязательно прикладывается к отчету об исполнении контракта.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

« Статья 94. Особенности исполнения контракта

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер. реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком ( подрядчиком. исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом. в том числе:

1) приемку поставленного товара. выполненной работы ( ее результатов), оказанной услуги. а также отдельных этапов поставки товара. выполнения работы. оказания услуги ( далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом. включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара. результатов выполненной работы. оказанной услуги. а также отдельных этапов исполнения контракта*;

2) оплату заказчиком поставленного товара. выполненной работы ( ее результатов), оказанной услуги. а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком ( подрядчиком. исполнителем) при изменении. расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона. применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком ( подрядчиком. исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик ( подрядчик. исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств. в том числе о сложностях. возникающих при исполнении контракта. а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара. выполнения работы или оказания услуги. предусмотренные контрактом. при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком ( подрядчиком. исполнителем) результатов. предусмотренных контрактом. в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов. предусмотренных контрактом. может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты. экспертные организации на основании контрактов. заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов. экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги. если закупка осуществляется у единственного поставщика ( подрядчика. исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1−9. 14. 15. 17−23. пунктом 24 ( только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25. 26. 28−30. 32. 33. 36. 40. 41. 42 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов. экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и ( или) результаты инженерных изысканий. прошедшие государственную или негосударственную экспертизу. проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами. экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров. выполненных работ. оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги эксперты. экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика ( подрядчика. исполнителя) дополнительные материалы. относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения. которое подписывается экспертом. уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным. обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае. если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта. не препятствующие приемке поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги. в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений. в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги. результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта. а также поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки. которые установлены контрактом. и оформляется документом о приемке. который подписывается заказчиком ( в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику ( подрядчику. исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов. экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов. экспертных организаций. привлеченных для ее проведения.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара. работы. услуги условиям контракта. если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара. работы. услуги и устранено поставщиком ( подрядчиком. исполнителем).

9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта ( за исключением контракта. заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона), информация о поставленном товаре. выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете. размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта ( результаты отдельного этапа исполнения контракта. осуществленная поставка товара. выполненная работа или оказанная услуга. в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта ( с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях. которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

10. К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта. поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги ( в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта. поставленного товара. выполненной работы или оказанной услуги экспертов. экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

11. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета. указанного в части 9 настоящей статьи. форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта. осуществления поставки товара. выполнения работы или оказания услуги ( в том числе перечни дополнительной информации).»

Отказ в приемке товара по 44-ФЗ из-за несоотвествия страны происхождения

Отказ в приемке товара по 44-ФЗ из-за несоотвествия страны происхождения

Добрый день! Мы выиграли контракт по 44 ФЗ, в заявке указали страну происхождения Китай, по факту привезли товар полностью соответствующий характеристикам, но со страной производства Япония. заказчик отказывается принимать данный товар, аргументируя тем, что товар предлагаемый к поставке противоречит контракту.

Правомерно ли это и как нам сейчас поступить?

27 Июля 2016, 16:20 Андрей, г. Москва

Ответы юристов (2)

Правомерно ли это и как нам сейчас поступить?
Андрей

да правомерно. Вы должны поставить, товар, соответствующий заявке и документации.
Единственным выходом будет заключение дополнительного соглашения к контракту об изменении страны происхождения товара. Если получится, можете обосновать изменение тем, что характеристики японского товара являются улучшенными по сравнению с китайским.

27 Июля 2016, 17:29

Правомерно ли это и как нам сейчас поступить?
Андрей

да правомерно. Вы должны поставить, товар, соответствующий заявке и документации.
Единственным выходом будет заключение дополнительного соглашения к контракту об изменении страны происхождения товара. Если получится, можете обосновать изменение тем, что характеристики японского товара являются улучшенными по сравнению с китайским.

27 Июля 2016, 17:29

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Методика и формы для приемки по 44-ФЗ

Когда можно использовать рекомендации Департамента по конкурентной политике города Москвы?

а) при составлении внутренних регламентов, Положения о закупке

б) при практической организации работы по приемке

в) при оформлении первичных документов

Раздел 2 дает регламентацию работы Приемочной комиссии. Как и процедура оценки и рассмотрения заявок, приемка может требовать различных специальных знаний. Ими не всегда может обладать одно лицо. Кроме этого, коллегиальное решение всегда "размывает" ответственность конкретного должностного лица заказчика, исключает возможность подозрений в непрофессионализме или коррупционных связях.

Согласно рекомендаций комиссия может быть как постоянным, так и временным органом, т.е. создаваться под конкретный контракт. Согласно п. 2.15, Акт о приемке подписывается всеми членами комиссии. Полезный раздел, на заметку участникам приемки.

Раздел 3 как раз посвящен Акту приемки. Это документ, который имеет важное значение, "закрывает" контракт. Форма акта дана в Приложении 1 к рекомендациям.

Процесс приемки регламентирован довольно детально в Разделе 4. Наличие такого внутреннего регламента позволит представителям заказчика выполнять определенные, не всегда приятные для поставщика формальности, со ссылкой на внутренний нормативный акт.

Из приложений можно выделить Акт приемки этапа выполненных работ (оказанных услуг) который как раз будет являться документом закрывающим документом по этапу контракта, для размещения в реестре контрактов.

Приложение 2 по привлечению внешних экспертов будет использоваться в установленных 44-ФЗ случаях, когда есть обязанность по привлечению внешних экспертов. Ну и конечно Акт рекламации тоже может помочь как в досудебном, так и в сцдебном решении вопросов ненадлежащего исполнения контрактов.

Официальная публикация. Методические рекомендации по приемке на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.

44-online подготовлены формы документов (см. таблицу), которые используются при приемке, и сама методика, в формате doc. Нажмите кнопку Скачать материал ниже.

Акт приемки-передачи товара (партии товара)

Приемка товара по 44 фз инструкция

Вопрос - Ответ

Здравствуйте! Прошел аукцион на закупку кондиционеров. Победителем в первой части была указана конкретная модель кондиционера и его технические характеристики, соответствующие техническому заданию.
Вопрос: если на этапе приемки товара (после заключения контракта) выявится несоответсвие товара техническому заданию, каковы действия Заказчика.
Может ли Заказчик расторгнуть контракт с данным поставщиком и заключить его с другим поставщиком, который также участвовал в данном аукционе?

Юрий, служба тыла

Добрый день, Юрий!

Спасибо за Ваш вопрос.

При приемке товара в случае выявления несоответствия его технических характеристик, техническим характеристикам, указанным в заявке участника и техническом задании заказчику необходимо отказаться от приемки товара. При этом необходимо направить в адрес поставщика мотивированный отказ от приемки, который должен быть подписан сотрудником заказчика, ответственным за приемку или приемочной комиссией заказчика. В данном документе следует отразить выявленное несоответствие между поставленным товаром и заявленным в заявке участника, требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, а также срок, в который должен поставить в адрес заказчика требуемый товар.

После чего, если поставщик исполняет заявленное заказчиком требование, то у заказчика возникает право требования уплаты штрафа, пени, согласно условиям заключенного контракта.

Если же поставщик не исполняет требования заказчика, то заказчик, руководствуясь ч.9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе» № 44-ФЗ, вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом.

Порядок расторжения контракта после одностороннего отказа заказчика от исполнения регулируется нормами чч. 9 -18 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе» № 44-ФЗ.

Чтобы расторгнуть контракт необходимо:

1) Принять решение об одностороннем отказе (составляется в свободной форме с указанием основания принятия такого решения)

2) В течение трех рабочих дней с даты принятия решения, разместить решение на сайте zakupki.gov.ru.

3) В течение трех рабочих дней с даты принятия решения направить исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

При этом обращаем Ваше внимание, что если на основании ч.14 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы, решение об одностороннем отказе должно быть отменено.

К сожалению, положениями Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе» № 44-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч.ч. 8.1 ст. 9, ч. 13 ст. 41.12 данного Закона), возможность заключения контракта со вторым участником аукциона предусмотрена только в случае уклонения победителя от заключения контракта. В случае расторжения контракта с победителем аукциона возможность заключения контракта с данным участником, к сожалению, отсутствует.


Подпишитесь на самые актуальные ответы экспертов в наших группах Вконтакте и Одноклассниках.

Напишите свой комментарий:

Внутренняя экспертиза приемка по 44фз - Основной форум по госзакупкам - Форум о госзакупках и госзаказе, аукционах, конкурсах, тендерах

Anastasiya_2015 писал(а): Подскажите, в организации создана комиссия по приемке товаров, работ, услуг. необходимо ли по контрактам заключенным в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 (менее 100т.р) оформлять акт приема-сдачи и подписывать его всеми членами комиссии? или достаточно подписать акт вып.работ? но опять же если создана приемочная комиссия, то все должны подписать этот акт?


Создайте Положение о работе этой комиссии, в котором пропишите все эти моменты.

Anastasiya_2015 писал(а): Подскажите, в организации создана комиссия по приемке товаров, работ, услуг. необходимо ли по контрактам заключенным в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 (менее 100т.р) оформлять акт приема-сдачи и подписывать его всеми членами комиссии? или достаточно подписать акт вып.работ? но опять же если создана приемочная комиссия, то все должны подписать этот акт?


Заключение экспертизы необходима для закупок с извещениями, для п.4 ч.1 ст.93 размещение извещения на закупку не требуется, значит экспертиза не нужна, достаточно обычного акта приемки с подписями сторон.

курсант писал(а): Заключение экспертизы необходима для закупок с извещениями. для п.4 ч.1 ст.93 размещение извещения на закупку не требуется, значит экспертиза не нужна, достаточно обычного акта приемки с подписями сторон.


подскажите, пожалуйста, откуда такая информация?

курсант писал(а): Заключение экспертизы необходима для закупок с извещениями. для п.4 ч.1 ст.93 размещение извещения на закупку не требуется, значит экспертиза не нужна, достаточно обычного акта приемки с подписями сторон.


подскажите, пожалуйста, откуда такая информация?


Статья 94.п.4. фз-44
4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

Про закупки с извещениями не поняла. Экспертиза нужна в любом контракте ( ч.3 той же статьи). Только в одних случаях хватит подписи ответственного за проведение экспертизы на т/н или на акте сдачи-приемки работ/услуг, а в других нужно будет привлекать экспертов и составлять отдельное экспертное заключение.

Anastasiya_2015 писал(а): в организации создана комиссия по приемке товаров, работ, услуг..

вы спрашиваете про приемочную комиссию, а заголовок темы про экспертизу. На мой взгляд это вообще разные понятия.

курсант писал(а): Заключение экспертизы необходима для закупок с извещениями. для п.4 ч.1 ст.93 размещение извещения на закупку не требуется, значит экспертиза не нужна, достаточно обычного акта приемки с подписями сторон.


подскажите, пожалуйста, откуда такая информация?


Статья 94.п.4. фз-44
4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;


Уважаемый Курсант. Вы ошибаетесь в данной теме в двух главных моментах:
1) привлечение экспертов не имеет никакого отношения к созданию комиссии для приемки ТРУ;
2) привлечение экспертов и экспертных организаций - это внешняя экспертиза. А внутреннюю экспертизу Заки ОБЯЗАНЫ проводить в любом случае, независимо от пункта статьи 93, по которому заключен контракт.

Не буду думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра, ведь завтра будет новый день!

я была уверена что комиссия по приемке товаров, работ и услуг якобы осуществляет функции внутренних "экспертов" организации по аукционам, конкурсам и т.п. а вот что касается закупки у ед.поставщика по п.4 - необходимо ли также создавать акт от приемочной комиссии или достаточно руководителю подписать акт вып.работ?

Anastasiya_2015 писал(а): я была уверена что комиссия по приемке товаров, работ и услуг якобы осуществляет функции внутренних "экспертов" организации по аукционам, конкурсам и т.п.

ИМХО, экспертизу результатов осуществляет отдельно назначаемое по приказу лицо (или экспертная комиссия, если захотите несколько человек). Если у вашей приемной комиссии прописана обязанность осуществлять экспертизу, тогда она ее осуществляет. В этом случае подписаться должны ВСЕ члены комиссии (либо большинство ее, я не знаю, что у вас там по положению о комиссии написано).

Anastasiya_2015 писал(а): что касается закупки у ед.поставщика по п.4 - необходимо ли также создавать акт от приемочной комиссии или достаточно руководителю подписать акт вып.работ?

Акт приемки подписывает в любом случае руководитель, а вот отметку об экспертизе делает уже назначенный приказом эксперт (или комиссия, как я писала уже выше)

Не буду думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра, ведь завтра будет новый день!

Уважаемый Курсант. Вы ошибаетесь в данной теме в двух главных моментах:
1) привлечение экспертов не имеет никакого отношения к созданию комиссии для приемки ТРУ;
2) привлечение экспертов и экспертных организаций - это внешняя экспертиза. А внутреннюю экспертизу Заки ОБЯЗАНЫ проводить в любом случае, независимо от пункта статьи 93, по которому заключен контракт.[/quote]
Уважаемый STD83, признаю Ваши поправки, но обращаюсь к практике и логике:
У меня была проверка контр.органом, вопросов к отсутствию экспертизы не возникло, может быть мне повезло, хотя это не заметить нельзя. Итак на 93 ст.4.5 п. у меня кроме актов ничего нет, по аукционам ( кап ремонт) договор с экспертной организацией, но опять без экспертизы, только КС. Недавно обращался в контр. по вопросу зачем внутр. экпертиза если есть акты, и как я могу проверить что либо, да еще подписать бумажку, если я не являюсь профи в части этих закупок. Т.е заведомо подстава? да еще и 5 человек с собой прихватить. ( кстати которые вообще понятия не имеют о 44 фз) Считаю это неправильно и несправедливо. Контр.орган согласился с моими доводами! Но! Закон есть закон, хотя заверили, что это явная недоработка и наверняка в этой части скоро будут существенные изменения. Я буду делать внутреннюю экспертизу на приобретение основных средств ( закупаем кресла) и то, только потому. что это логично, это аукцион а не ед пост, и не будет КС с экспертной организацией.

Юридическая консультация

Сомнение — не повод…

Заказчиком был объявлен запрос котировок на поставку сплит-систем в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Победителем запроса котировок был признан участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара. Заказчик не против заключить контракт с указанным участником, однако у заказчика есть сомнения в том, что этот участник сможет осуществить поставку товаров с заявленными характеристиками по предложенной им цене. Контрактом предусмотрено право одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Каким образом поступить заказчику, если в момент поставки сплит-систем выяснится, что участник пытается поставить сплит-системы с характеристиками, отличающимися от предложенных им в своей заявке на участие в запросе котировок?

Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства (ст. 309 ГК РФ). Сказанное относится и к исполнению контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), который основан на нормах и Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).

По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 73, ч. 14 ст. 78, ст. 94, 95 Закона № 44-ФЗ, а также требований ст. 309, 469, 518, 531 ГК РФ, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики поставляемого поставщиком товара должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте. Исключение из данного правила предусмотрено ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которой при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Одной из мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком, является приемка поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Приемка поставленного товара (ее порядок, сроки, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки) в части соответствия его количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными контрактом (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Так как Законом № 44-ФЗ не определены последствия поставки товаров ненадлежащего качества, следует применять положения гражданского законодательства.

Последствия обнаружения недостатков товара перечислены в п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ, которые отчасти применимы и в случае исполнения контрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 531, п. 1 ст. 518 ГК РФ). Так, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

— потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Поэтому, если характеристики поставляемой сплит-системы не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям, он вправе отказаться от ее приемки и, так как положения п. 1 ст. 475 ГК РФ об уменьшении цены и устранении недостатков в данном случае неприменимы, потребовать замены товара или расторжения договора (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Сказанное, в частности, подтверждают положения ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара в случае выявления несоответствия этих результатов или товара условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов или товара и устранено поставщиком.

В связи с этим также отметим, что Законом № 44-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Во-первых, такой отказ возможен, только если подобное условие предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Во-вторых, если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В-третьих, в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан разместить принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе и направить его поставщику. Если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан отменить такое решение (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которые, в соответствии с гражданским законодательством, являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, прежде чем отказаться от исполнения контракта, заказчику необходимо соблюсти указанную процедуру, а также предоставить поставщику возможность в течение указанного десятидневного срока поставить товар надлежащего качества.

Надежда Верхова и Аркадий Серков,

эксперты службы правового консалтинга «ГАРАНТ»

Актуальные проблемы исполнения государственного (муниципального) контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг)

Актуальные проблемы исполнения государственного (муниципального) контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг)

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия подготовки главных специалистов» (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия 23Л01 № 0004151, регистрационный № 07303 от 13.11.2015 года) приглашает на обучающий двухдневный семинар на тему:

«Актуальные проблемы исполнения государственного (муниципального) контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг) »

Программа обучающего семинара для заказчиков по 44-ФЗ (3-4 февраля, с 10.00 до 18.00)

1. Обзор нововведений в системе госзаказа.
2. Изменения в процедурах планирования, мониторинга и аудита.
3. Новые правила в способах определения поставщиков.
4. Особенности осуществления отдельных видов закупок.
5. Нормативные новшества и ошибки заказчиков при заключении, исполнении, изменении, расторжении контрактов.
6. Проблемы исполнения контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг).
7. Контроль, аудит, проверки закупок.

В программе: ответы на вопросы, деловые игры, разбор проблемных ситуаций.

Несмотря на всю важность законодательного регулирования отношений по приёмке, в Законе № 44-ФЗ нормы, посвящённые приёмке, изложены законодателем крайне фрагментарно и небрежно, а регулирование в целом представляется неудачным.
Так, Закон № 44-ФЗ предоставляет право заказчику на создание приёмочной комиссии (ч. 6 ст. 94) (речь должна идти о комиссии по приёмке), однако не содержит перечень случаев, когда приёмочная комиссия должна создаваться заказчиком в обязательном порядке. Руководствуясь нормой ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ можно провести приёмку, например, построенного по контракту объекта капитального строительства, без создания комиссии по приёмке, т.е. единолично, что существенным образом увеличивает риски, связанные с недобросовестными действиями аффилированных заказчиков и поставщиков на стадии приёмки.
Из содержания ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ следует, что документ о приёмке подписывается заказчиком, а в случае создания приёмочной комиссии - подписывается членами комиссии и утверждается заказчиком.
Однако документ о приёмке может подписать или утвердить должностное лицо, специально уполномоченное заказчиком, но не сам заказчик, поскольку заказчик является государственным органом (органом государственной власти) (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), из чего следует вывод о некорректном определении законодателем субъекта правоотношений в лице заказчика.
Толкование рассматриваемой нормы ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ приводит к выводу о том, что документ о приёмке должен подписать только заказчик. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ приёмка должна быть оформлена актом, подписанным обеими сторонами контракта.
Несоответствие результатов исполнения обязательств по контракту условиям контракта не всегда может служить для заказчика основанием для отказа в приёмке. Критериями, при наличии которых заказчик «вправе не отказывать в приёмке» поставщику (ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), являются отсутствие препятствий в осуществлении приёмки и устранение поставщиком выявленных несоответствий.
Логично предположить, что если поставщик устранит выявленные заказчиком недостатки, то в принципе не может существовать какого-либо несоответствия между условиями контракта и результатом исполнения обязательств по контракту, которое тем не менее не создает препятствий для приёмки.
Именно поэтому критерии допустимости проведения приёмки, сформулированные законодателем в ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, не могут применяться в совокупности, так как являются взаимоисключающими.
Единственным критерием правомерности осуществления приёмки может быть устранение поставщиком выявленных заказчиком нарушений, но и здесь отсутствует какая-либо правовая определенность в вопросе о сроке устранения нарушений, допущенных поставщиком.
Расплывчатость формулировок ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ вместе с наделением заказчика правом «не отказывать в приёмке» приведёт к росту злоупотреблений со стороны заказчиков на стадии приёмки, поскольку порядок устранения нарушений поставщиком в Законе № 44-ФЗ не определен.
Отрицательной оценки заслуживает и общая норма Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой порядок и сроки приёмки должны быть определены в контракте (ч. 7 ст. 94), что также создает основания для нарушений заказчиками порядка приёмки, поскольку правила о проведении приёмки в Законе № 44-ФЗ сформулированы фрагментарно.
В отсутствие норм, регулирующих отношения по приёмке на уровне закона, заказчикам и поставщикам приходится руководствоваться нормативными правовыми актами советского периода, действие которых распространяется на отношения по исполнению обязательств по контрактам только в случае, если стороны контракта согласовали применение указанных актов.
Несмотря на объективно существующее несоответствие советских нормативных актов о приёмке потребностям современного гражданского оборота, тем не менее определенные положения данных актов выгодно их отличают от норм Закона № 44-ФЗ о приёмке.
Так, в соответствии с п. 13 Инструкции о приёмке по качеству приёмка проводится руководителем предприятия-получателя или его заместителем в соответствии с компетенцией указанных лиц, а не самим предприятием (заказчиком по аналогии с ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
В отношении случаев отсутствия представителей инспекции по качеству в местонахождении предприятия-получателя в Инструкции, в частности, предусматривалась проверка по качеству, выполнять которую были обязаны компетентные представители общественности предприятия-получателя (подп. «б» п. 20 Инструкции).
Показательно, что в Инструкции содержится прямой запрет в отношении отдельных категорий лиц на участие в проверке по качеству в качестве представителей общественности предприятия (руководитель предприятия, его заместитель, работники отдела технического контроля, товароведы, осуществляющие учёт, хранение, приёмку и отпуск материальных ценностей и т.д.) (п. 22 Инструкции). Вместе с тем в Законе № 44-ФЗ какие-либо требования к порядку определения лиц, осуществляющих приёмку и связанные с указанной деятельностью ограничения, не предусмотрены.
Регламентированы в обеих Инструкциях и сроки приёмки продукции (п. 6 Инструкции о приёмке по качеству, п. 9 Инструкции о приёмке по количеству), в то время как указанные сроки в Законе № 44-ФЗ отсутствуют.
Отсутствие надлежащего правового регулирования отношений на стадии приёмки делает очевидным необходимость определения в законе порядка и сроков осуществления приёмки в зависимости от специфики товаров, работ и услуг, ведение перечня лиц, которые не вправе осуществлять приёмку, определение закрытого перечня случаев обязательного создания комиссии по приёмке.
Немаловажной проблемой, остро стоящей на практике, является запрет на одностороннее расторжение контракта и возможность расторгнуть контракт только по соглашению сторон либо в судебном порядке (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
В очередной раз приходится констатировать, что нормы Закона № 94-ФЗ входят в прямое противоречие с нормами ГК РФ, допускающими в определенных случаях одностороннее расторжение договора (ст. 450, 451, 534, 715 ГК РФ).

Ведущий семинара: Алексеева Мария Сергеевна.
Эксперт федерального уровня. Старший преподаватель Академии подготовки главных специалистов, зам.гендиректора по тендерным вопросам специализированной организации ООО «Бартон». Консультант по закупкам ряда государственных и коммерческих организаций.

Стоимость обучения 1 человека:

- участие в двухдневном очном семинаре (с 3 по 4 февраля).

- участие в очном семинаре с параллельным или последующим прохождением дистанционного обучения по курсу повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / »Управление государственными и муниципальными закупками» в объёме 144 часов и выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

- участие в очном семинаре с паралелльным или последующим прохождением дистанционного обучения по курсу повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»« / »Управление государственными и муниципальными закупками» в объёме 260 часов и выдачей диплома о профессиональной переподготовки установленного образца с присвоением квалификации «Специалист в сфере закупок» или «Эксперт в сфере закупок».

Для участия в семинаре необходимо прислать на электронный адрес kurs@rosakademia.ru ФИО участников и платежные реквизиты и заключить договор. Справки по бесплатному телефону: 8 800 55 000 23.

КЦ «Диалог», Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9.