Руководства, Инструкции, Бланки

Лист Самооценки Ученика На Уроке В Начальной Школе Образец img-1

Лист Самооценки Ученика На Уроке В Начальной Школе Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1623 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка на тему: Формы и приемы самооценки на уроке

Методическая разработка на тему:
Формы и приемы самооценки на уроке
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Учитель начальных классовМБОУ « Еланская СОШ № 3». Еланского муниципального района Волгоградской областиКозинская Л.А.

Слайд 2
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Слайд 3
*
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Оценка и самооценка

Слайд 4
Формы самооценки:1.Речевые2.Знаковые письменные ( цифры, смайлики )3.Знаковые внешние ( оценка с помощью пальчиков, различных карточек )4. Шкалы5.Таблицы

Слайд 5
Обучение оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого.Оценка не должна носить обобщающий характер. Должны быть выработаны объективные качественные критерии оценки.Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Приёмы обучения детей оцениванию:

Слайд 6
Приемы самооценки:1. Словесные приемыа) Вариант организации работы по самооценки в конце урока задаются следующие вопросы: -Кто доволен своей работой? -У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).

Слайд 7
б ) – Что ты узнал на уроке?– Чему научился?– За что себя можешь похвалить?– Над чем еще надо поработать?– Какие задания тебе понравились?– Какие задания показались трудными?– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Слайд 8
в) Вариант организации работы по самооценки в оценивании своих достиженийСегодня на уроке я …Мне удалось…Я могу похвалить…Я недостаточно…Я старался….

Слайд 9
г) 3.Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы*Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что……………………………………*Наиболее трудным мне показалось……………………………*Я думаю, это потому что…………………………………… *Самым интересным было………………………………………*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделалследующее………………………………………………………*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….

Слайд 10
2.Знаковые письменные

Слайд 11
Рисунки
«Светофор».Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок.Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок.

Слайд 12
2. «Говорящие рисунки»
Все получалось, рисуй улыбающееся лицо.На уроке было временами непросто, не все получалось, рисуй спокойное лицо. Было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Слайд 13
Символы
3. «Карточка сомнений» + - «Я понял все»; - - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;? – «Не понял».

Слайд 14
Символы
4. + - НОВОЕ. – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

Слайд 15
«Портфолио» ученика
Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию

Слайд 16
Лист самооценки
Лист самооценки № 1Моя успешность на урокеВид работы Знак (. ) ( +, -)1.2.3.4. Достигли ли я поставленной цели на уроке. ________Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?______

Слайд 17
Лист самооценки
Лист самооценки № 2Моя успешность на урокеВид работы Знак (. )1.2.На уроке я работал активно/пассивноСвоей работой я доволен/недоволенУрок для меня показался коротким/длиннымМое настроение стало лучше/стало хужеМатериал урока мне был понятен/непонятенПолезен/бесполезенИнтересен/неинтересенДомашнее задание легкое/трудноеИнтересное/неинтересноеПолезное/бесполезное

Слайд 18
Лист самооценки
Лист самооценки № 3 Ф. И. _______________________Сегодня на урокеЗнаю/умеюХочу знать/научиться

Слайд 19
3.Знаковые внешние
«Дерево успехов» Яблоко – все удалось. Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось. Листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Слайд 20
Самооценка с помощью карточек

Слайд 21
Самооценка с помощью пальчиков

Слайд 22
4.Шкалы «Волшебные линеечки»
Крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании.

Слайд 23
5.Таблицы

Слайд 24
Таблицы
Карта знаний
Начало урока
Рефлексия
Я знаю, что такое наречие.
Я знаю, что обозначает наречие
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола.
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия.
Я знаю, каким членом предложения может быть наречие.
Я знаю ,как наречие связано с другими словами.
Я знаю, как образуются наречия.
Я знаю, правило написания гласных в конце наречий

Слайд 25
Карта знаний
Этот прием, помогает отделить, известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Провести заключительный этап- Рефлексия деятельности, что позволяет увидеть объём полученных знаний по данной теме. Организовать систему повторения и закрепления изученного материала, увидеть связь данного урока с предыдущими уроками. Сделать каждому самооценку результатов деятельности; при этом формируется вера в свои силы и возможности и приводит к адекватному пониманию причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Повышается результативность, осуществляется контроль знаний.

Слайд 26
Вывод
Самооценка должна сопровождать весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности.

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у.

"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"

Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме.

Методы и приемы используемые на уроках музыки

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки.

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте.

выступление на республиканской конференции "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Материал знакомит с сутью интерактивноего обучения, интерактивными методами.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи.

Видео

Другие статьи

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности

включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

Примеры вопросов для самооценивания:(Слайд 2)

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…

Что такое оценивание?

(Слайд 3) Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

(Слайд 4) Оценивание может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке.

Виды оценочной деятельности.

(Слайд 5) Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного “Я” ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.

Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.

Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.

Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.

(Слайд 6) Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Родители задают исходный уровень в формировании самооценки, хотя редко задумываются о том, что думает ребенок о самом себе.

Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.

При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.

Из опыта работы.

Результаты исследования самооценки и ее влияния на учебу дали следующие результаты.

Группа детей с высокой адекватной самооценкой, характеризующейся уверенностью в себе, высокими умственными способностями, волевыми качествами, настойчивостью, ответственностью составляет 3 человека, их отличает самодисциплина и готовность оказать товарищу посильную помощь, четкое разграничение своих прав и обязанностей.

Дети из группы со средней самооценкой характеризуются отсутствием лидерских амбиций, желанием не выделяться, держаться усредненных позиций. К ним относятся 16 учеников.

Дети из группы с низкой самооценкой обнаруживают отсутствие собственного достоинства, неумение постоять за себя, боязнь ответственности, безразличие к учебной и другим видам деятельности. Таких в классе 2 ученика.

Два ученика имеют устойчиво завышенную самооценку, два ученика – крайне неустойчивую. (По данным школьного психолога).

(Слайд 7) Уже в 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках ОП “Школа 2100”:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.

Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках, разработанных авторами ОП “Школа 2100”.

(Слайд 8) Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

  • Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
  • Насколько он увлек вас?
  • Какие задания вам понравились, а какие – нет?
  • Что вы хотите посоветовать учителю?
  • К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?

– При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • упорству, старанию, труду;
  • достигнутому успеху;
  • личной позиции ученика;
  • мотиву, побуждению, стремлению;
  • возможностям ребенка достичь большего результата.

– Поощрение в ребенке:

  • смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • готовности защищать свою точку зрения;
  • творческого подхода;
  • пытливости, любознательности;
  • самоконтроля, способности оценить свою работу;
  • стремления находить и исправлять свои ошибки.

(Слайд 9) Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку применяю следующий прием: на листочек ребенок списывает небольшой текст из тетради по чистописанию под заголовком “Я умею писать красиво”. Этот листочек прикрепили на обложку тетради. В начале урока обязательно обращается внимание учащихся на этот эталон, написанный каждым из них. Выполняя классную или домашнюю работу, в конце ребенок сравнивает написанное со своим же образцом, на полях чертит вертикальную шкалу, на которой отмечает крестиком уровень каллиграфии. При проверке тетради, если согласна, крестик обвожу, если нет – ставлю свой или выше, или ниже отметки ученика. В результате такой работы каллиграфия улучшилась у 28 % учащихся.

При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
громкость, последовательность, выразительность, темп.

Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.

Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.

При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, но более охотно оценивают других.

На уроках математики использую “Тематический оценочный лист”.

В него внесены основные требования программы. Ребенок берет карточку по определенной теме, выполняет ее и цветом обозначает уровень выполненного задания. Если сделано без ошибок – ставится зеленый, если с ошибками – желтый. Есть возможность исправить, поработав над данной темой, и снова выполнить контрольную карточку.

(Слайд 10) В 3-ем классе была проведена анкета по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса.

1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне
а ) легко – 21%;
б ) трудно – 37,5%;
в ) интересно – 21%;
г ) неинтересно – 4%;
д ) хочу продолжать этому учиться – 12%;
е ) не хочу этим заниматься – 4%.

2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…
а ) легко – 41%;
б ) трудно – 4%;
в ) интересно – 41%;
г ) неинтересно – 8%;
д ) хочу продолжать этому учиться – 4%;
е ) не хочу этим заниматься – 0%.

Кроме индивидуального самооценивания и взаимооценивания на уроках пытаюсь формировать у детей умение оценивать собственную работу и работу одноклассников в рамках групповой деятельности.

Например: (Слайд 11)

Тема урока: Животные. Обобщающий урок. Приложение 2.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о признаках классов животных.

(За отведенное время на самостоятельную работу две группы заполнили столбики только по классу животных, который выбрали. Одна группа – две графы, еще одна – три. Две группы заполнили таблицу полностью. Очень хорошо, что многие ребята попросили оставить себе эти таблицы.)

Во время окончательного оценивания совместно с учениками решается, сколько баллов (“+”), на основе полученных знаков, получает каждая группа. Ученики обязательно обосновывают свое решение. В случае необходимости, особенно на первых порах, нужно обращать внимание детей на те моменты, которые были ими упущены, но имели большое значение во время работы. Обсуждаются аспекты работы, важные для будущей оценочной деятельности: что положительное было в каждой группе; с какими трудностями столкнулись; как можно было справиться с этими трудностями. Таким же образом обсуждается работа каждого участника группы, выставляется отметка.

При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание. Данная деятельность будет способствовать развитию критического мышления учащихся.

(Слайд 12) В чем заключается преимущество данного вида оценивания?

  1. Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то, скорее всего, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
  2. Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и дает возможность влиять в ходе урока на оценку, а так же настраивает на здоровое соревнование.
  3. Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
  4. Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.
  5. Такое оценивание способствует развитию позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.
  6. Формируются навыки сотрудничества.
  7. Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе “умение сотрудничать” появляется “–”. Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.
  8. Формируется наблюдательность.
  9. Развивается чувство ответственности.
  10. Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса, как это часто бывает при фронтальной работе с целым классом. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, их познавательного интереса.

(Слайд 13) Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Список используемой литературы.

  1. Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г. 3–2005 г. 2–2007. 12–2003 г. 4–2004 г. 6–2005 г. 6–2003 г.
  2. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М. Аркти. 2006.
  3. Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.

Методические материалы Нестеровой Зинаиды Юрьевны (2)

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нестерова З.Ю.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
учитель начальных классов

Изменения, происходящие в сфере образования на современном этапе, вызваны потребностью общества в новом социальном заказе – подготовке личности, «умеющей учиться», т.е. самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, а именно: 1) умеющей планировать предстоящую деятельность; 2) организовывать ее выполнение своими силами и в процессе намеченного осуществлять самоконтроль на разных этапах обучения.

Среди важнейших общеучебных умений и навыков в государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяется самооценка. Самооценка (по словарю С.И. Ожегова) – «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков».

В основе самооценки лежит «контроль» и «оценка» – важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки.

Изучение самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психолого-педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н.И. Гуткин), подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В. Апухтина, Л.Ф. Федорова). В литературе акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при обучении именно младших школьников, разрабатываются специфические приемы самоконтроля при формировании вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материале изучения конкретных тем.

Ученик владеет самоконтролем если умеет: сознательно подчинять свои действия комплексу требований (правил); изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности; планировать состав действий, определяя субъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через систему условий или материально.

Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления их результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Самооценка имеет следующие основные функции:
1) констатирующую (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
2) мобилизационно-побудительную (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
3) проектировочную (чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…).

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы:

1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания;
2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов;
3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;
4. составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения.

Переход от оценки учителя к самооценке ученика важен для превращения последнего в активного субъекта обучения. Одна из основных функций учителя в обучении – это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из нее, он планирует учебно-познавательную деятельность, мотивирует ее, ставит цели, осуществляет контроль, регулирование и оценку. Преимущества самооценки как для того, кто учится, так и для учителя очевидны. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает ему формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения педагога. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, или наоборот – неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств – уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.

Принято различать адекватную самооценку (реалистичную) и неадекватную (завышенную или заниженную). Самооценка не остается стабильной и, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных факторов, имеет тенденцию меняться.

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу детей, учитель должен давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Предпосылки формирования неадекватной самооценки у младших школьников:

1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только учением, не имеют других увлечений и занятий, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничения контактов со сверстниками. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуация в которой требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия или совершить нужный поступок. А это служит причиной неадекватной самооценки.

2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми.

3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызвать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

4. Случайные успехи и неуспехи (везение и невезение).

Все перечисленные факторы являются экзогенными, т.е. носят внешний по отношению к ребенку характер. К эндогенным (внутренним) факторам формирования неадекватной самооценки можно отнести: 1) отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта; 2) ранее сформированные заниженные или завышенные критерии самооценки.

Дети с неадекватной самооценкой нуждаются в постоянной педагогической поддержке. Следует использовать всякий удобный случай, чтобы фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать к активному наблюдению за этим поведением, формировать объективные критерии оценки, привлекать к совместной оценке, подчеркивать продвижение ребенка вперед, его моральный рост.

Для сформированности самооценки можно выделить следующие уровни:

1. Адекватно – ретроспективная (знаю). Умеет самостоятельно оценивать действия и содержательно обосновывать правильность и ошибочность результата, соотнося со схемой действий.

2. Потенциально адекватная прогностическая оценка (знаю, умею). Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценивать свои возможности в ее решении, учитывая изменения способов действий.

3. Актуально-адекватная, прогностическая оценка (знаю, умею, предвижу результат). Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценивать свои возможности в ее решении, учитывая изменения способов действий.

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности относятся:

1.Работа с «картой знаний» учащихся. «Карта знаний», с одной стороны является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой стороны, становится листом фиксации в начальной школе – коллективного пути, в основной школе – индивидуальных образовательных маршрутов (траектории), где приводятся: «лист открытий», «лист ловушек (трудностей), «лист вопросов», «лист возвратных ходов» и т.д. Имея такую карту, в конце учебного года учащиеся могут пробовать восстанавливать по ней (в письменной форме) свой путь продвижения в учебном материале. Подобная работа является началом долгого пути к созданию индивидуальной образовательной программы через построение индивидуальных образовательных траекторий.

2. Разновозрастное сотрудничество учащихся 1 – 5-х классов. Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя». Чтобы научиться учить себя быть учителем самого себя, школьнику надо поработать в позиции «учителя» по отношению к другому. В рамках разновозрастного сотрудничества центральными являются уроки, цель которых – организация контроля и оценки младших школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовятся учащимися другого класса. Например: пятиклассники готовят урок для второклассников. Эффекты разновозрастного сотрудничества крайне важны для становления учебной самостоятельности уже в подростковом возрасте: повышение учебной мотивации, условия для апробирования, рефлексия и обобщение известных школьниками средств и способов действия в подростковом возрасте, формирование способности понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека с разными точками зрения.

3. Место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Одним из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносятся учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. Подобные «уроки» (например, по литературе «праздник читательских удовольствий», в курсе «Окружающий мир» мини-конференции по результатам проведенных экспериментов и исследований, в курсе математики или русского языка – предъявление результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п.) должны проводится регулярно по итогам самостоятельной работы учащихся.

Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация. «Учебное портфолио» представляет собой один из способов формирования у учащихся способности к объективной самооценке, которая позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течении года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научиться анализировать собственную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. В такой работе повышается ответственность за свой труд.

4. Организация самостоятельной работы учащихся. Такая работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая, прежде всего, задачи коррекции знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса. Для организации подобной работы необходимы следующие средства: набор разнообразных карточек по отдельным темам курса на столе «заданий», стол «помощников», лист открытого учета выполнения заданий для самостоятельной работы учащихся (отдельно на каждый месяц), который вывешивается по каждому предмету в классе; время и место предъявления результатов самостоятельной работы, указанные в листе открытого учета, специальная тетрадь для самостоятельных работ, а также специальные тетради по отдельным дисциплинам (например, «Мои достижения по русскому языку»). Для педагога важно чтобы ребенок сам, по собственной инициативе, выбирал карточки с заданием разного объема и сложности, выполняя их, оценивал, фиксировал их выполнение в листе учета, хотел и желал предъявлять результаты своей работы.

5. Организация и проведение учебных занятий. Такой тип работы проводится с малой группой детей и по времени может не быть жестко регламентирован. Инициатива по цели, способу работы, результату, времени окончания своего участия в занятии принадлежит ребенку, в отличие от урока, где цель, способы ее достижения, результат и время является одинаковым для всего класса. Учебные занятия, прежде всего в начальной школе, становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения работают: над операционным контролем по заданному алгоритму, образцу; над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек», над взаимоконтролем и взаимооценкой; над умением фиксировать свои достижения, трудности и проблемы; над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.д. Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможности для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самопродвижения школьника в учебной материале.

Некоторые педагогические приемы, помогающие формировать адекватную самооценку младших школьников в начальной школе:

1) Прием «волшебной линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
2) Прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
3) Прием «задание-ловушка» (готовая «ловушка» на рефлексию освоения способа действия);
4) Прием «составление заданий с ловушками» (определение или выделение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
5) Прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операционный состав действия);
6) Прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленения существенного в представлении задачи);
7) Прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
8) Прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
9) Прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
10) Прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
11) Прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработки проверочных заданий);
12) Прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
13) Прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
14) Прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологическое рассуждение при решении той или иной задачи);
15) Прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
16) Прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю …».

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Реализация современного социального заказа невозможна без перехода на механизм самооценки и самоконтроля.

2. Содержание ученической самооценки детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя.

3. Особое внимание следует обращать на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.

4. Формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьезной работы учителя по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний. Только наличие положительной оценки создает у детей переживания эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Упражнения для формирования самоконтроля

1 класс. Дети учатся:
1.Сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме.
2.Воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителям.
3.Выполнять действия по развернутой инструкции.
4.Осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта.
5.Использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

2 класс. Детям предлагается:
1.Сравнивать промежуточный результат с эталоном.
2.Перечислять последовательность действий и операций контроля.
3.Корректировать памятки.
4.Выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья.
5.Осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта.
6.Участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем алгоритмов к правилам и определениям.

3 класс. Дети тренируются в:
1.Сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий.
2.Составлении проверочных заданий для самоконтроля.
3.Коллективно-распределенном составлении алгоритмов.
4.Выполнении действий по инструкции с ограничениями.
5.Самопроверке по плану с отсутствующими звеньями.
6.Составление модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

4 класс. Дети упражняются в:
1.Сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности.
2.Определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей.
3.Выполнении действий по общей инструкции.
4.Самопроверке по плану с отсутствующими (не доопределенными) звеньями.
5.Самостоятельном корректировании плана проверки.
6.Целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.