Руководства, Инструкции, Бланки

Посреднический Договор На Коммунальные Услуги Образец img-1

Посреднический Договор На Коммунальные Услуги Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1679 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Считаются ли коммунальные платежи членов ТСЖ доходами товарищества?

Считаются ли коммунальные платежи членов ТСЖ доходами товарищества?

Вопрос от читателя Клерк.Ру Евгения (г. Казань)

Наше ТСЖ применяет УСН (доходы). В 2009 году в доходную часть мы не включали все платежи членов ТСЖ, т.к. считали их целевыми платежами на ведение уставной деятельности.

На данный момент с нас налоговая требует оплаты за 2009 год 128000 руб. налогов, т.к. они считают все платежи членов ТСЖ доходами. Что делать? Как объяснить, что мы не имеем при этом какого-либо дохода. Возможно ли перейти в течение года на систему доход минус расход.

В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. Такое правило закреплено п. 2 ст. 346.14 НК РФ.

Вопрос о том, являются ли доходами ТСЖ суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, на сегодняшний день является спорным. Из разъяснений Минфина РФ следует, что ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (см. н-р Письмо МФ РФ от 10 февраля 2010 г. N 03-11-06/2/16).

Однако арбитражная практика по данному вопросу сложилась в пользу товариществ. Судьи в один голос отказывают налоговым инспекциям в доначислении налога на прибыль (и единого налога, уплачиваемого при применении УСНО) с сумм обязательных платежей членов ТСЖ. Арбитры руководствуются пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ и квалифицируют обязательные платежи собственников помещений как целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации, относя обязательные платежи и взносы членов ТСЖ, связанные с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, к членским взносам (Постановления ФАС ВСО от 10.09.2007 N А19-26596/06-Ф02-6060/07, ФАС ПО от 20.11.2007 N А55-18916/2006-31, от 30.10.2007 N А55-408/2007-11, ФАС МО от 21.09.2007 N КА-А40/9504-07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 09АП-10127/2008-АК). В частности, в отношении коммунальных платежей, арбитры приходят к выводу, что ТСЖ не реализует коммунальные услуги, а осуществляет предусмотренную законом и уставом деятельность по обеспечению жильцов коммунальными услугами, фактически выступая посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Данная деятельность носит некоммерческий характер, и в отсутствие доказательств получения товариществом посреднического вознаграждения за сбор и перечисление коммунальных платежей нужно признать, что у ТСЖ не возникает экономической выгоды.

Следовательно, нет дохода, объекта налогообложения и налоговой базы (Постановление ФАС ВСО от 12.07.2007 N А33-1733/07-Ф02-3750/07.
Таким образом, учитывая положительную судебную практику, в случае вынесения в отношении Вашего ТСЖ решения налогового органа о доначислении налогов в сумме 128000 руб. Вам, скорее всего, удастся оспорить его в судебном порядке.

Если же споры с налоговиками не входят в Ваши планы, то можно заключить со всеми жильцами дома посреднический договор на перечисление платежей за жилищно-коммунальные услуги. Тогда в доходах товарищества нужно будет отразить только сумму посреднического вознаграждения по этим договорам (вознаграждение можно установить чисто символическим). Деньги же, поступившие в связи с исполнением посреднического договора, в налоговую базу посредника не включаются (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такую возможность для ТСЖ подсказывает сам Минфин РФ (н-р, в Письмах от 05.05.2006 N 03-03-05/8 и 10.02.2010. N 03-11-06/2/16).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнитьспециальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

директор департамента аудита ООО предприятие "КГ "Аюдар"

Специально для Клерк.Ру

посреднический договор-это замечательно.

Но насколько известно,по такому договору действия производятся в таком порядке:

1.заключается посреднический договор с жильцом

2.на основании поср.договора с жильцом заключается договор с поставщиком услуг на предоставление этих услуг.

и вот при соблюдении такой последовательности можно учитывать в составе доходов только сумму вознаграждения.

Почему такая последовательность?Так вытекает из самой формы посреднического договора и ГК.

Опасно давать такие советы ,какие даете Вы.Так ведь и под монастырь людей недолго подвести..Тех,кто кроме консультаций ,никаких нормативов не читает.

Что же мешает ТСЖ соблюсти известную всем последовательность заключения посреднического договора? Да и совет по его заключению даю не я, а Минфин в Письмах, ктр. я указала. Я же в этом вопросе полностью на строне арбитров. Нет экономической выгоды, значит не может быть и дохода

Мое мнение, у ТСЖ вообще нет дохода и нет расхода (при отсутствии коммерческой дейятельности). Предлагаю самый безопасный вариант - общая система налогообложения. Даже если налоговики предложат поставить в доходы, автоматический эти же суммы ставим в расходы. Налог на прибыль - ноль. Доходы минус расходы рискованнее, могут доначислить 1% от базы дохода.

Люди которым это нравится

Другие статьи

Организация расчетов по коммунальным услугам

Организация расчетов по коммунальным услугам Вопрос

Организация применяет ЕНВД, но при этом сдает в аренду собственное недвижимое имущество, в результате чего от полученного дохода по арендной плате уплачивает налог на прибыль. При этом по условиям договора аренды указано, что арендатор самостоятельно уплачивает коммунальные услуги (эл.энергию, водоснабжение и водоотведение на основании счетов коммунальных служб. Вопрос: имеет ли право арендатор самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги непосредственно поставщикам ком. услуг? Или же следует компенсировать ком. услуги арендодателю, а арендодатель сам осуществляет плату ком. услуг поставщикам коммунальных услуг? Как правильно сформулировать условие договора аренды, чтобы не было продажи коммунальных услуг? Как в этих случаях осуществляется налогообложение?

Ответ

Арендатор может напрямую заключить договор с коммунальными службами только на услуги электроснабжения и только с согласия арендодателя.

К услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. О других вариантах оформления расчетов по коммунальным услугам см. рекомендацию № 1 в обосновании.

О налогообложении этих операций у арендодателя подробно см. рекомендацию № 2.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

1. Рекомендация. Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.*

Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см. например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 ).

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 ).

Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420. 421. 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см. например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006 ).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615. ст. 420. 421. 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг

Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55 ).*

Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ ). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166. 168 ГК РФ).

Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545. 548 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.*

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 иСеверо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24 .

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02 .

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167. п. 2 ст. 548 ГК РФ ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.*

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.:

  • Как арендодателю отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество;
  • Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество.

2. Рекомендация. Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

Отражение операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, при расчете налога на прибыль зависит от выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг (по отдельному счету);
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг.

Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 4 ст. 250. ст. 249 НК РФ). Подробнее о налогообложении доходов арендодателя см. Как арендодателю отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет общую систему налогообложения.

Если доходы от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе выручки от реализации, то стоимость коммунальных услуг учтите в расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ ). Это –материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ).

Если поступления от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе внереализационных доходов, стоимость коммунальных услуг спишите в составе внереализационных расходов. Это расходы на содержание переданного по договору аренды имущества. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: как арендодателю отразить при расчете налога на прибыль операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг на основании отдельного счета

Сумму компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных доходов. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 27 августа 2012 г. № 03-03-06/4/88. от 24 марта 2009 г. № 03-03-05/47. Финансовое ведомство указывает, что арендодатель при получении от арендатора коммунальных платежей учитывает их в составе внереализационных доходов в соответствии с пунктом 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ. При этом стоимость услуг, потребленных арендатором, можно учесть в составе внереализационных расходов как расходы, связанные с получением доходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду у арендодателя признается объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, установленных договором (п. 1 ст. 154. ст. 105.3 НК РФ). В данном случае вся сумма арендной платы является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду. Поэтому арендодатель должен исчислить НДС с полной суммы арендной платы. На всю сумму арендной платы нужно выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ ). При этом в зависимости от условий договора арендная плата может включать в себя основную (постоянную) часть, которая складывается из стоимости переданной в аренду площади, и дополнительную (переменную) часть, состоящую в том числе из компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг. В этом случае арендодатель вправе указать в счете-фактуре единую стоимость услуги либо заполнить две строки с указанием отдельно постоянной и переменной частей. Такие разъяснения даны ФНС России в пункте 1 письма от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России).

Суммы входного НДС, относящегося к коммунальным услугам в составе арендной платы, арендодатель может принять к вычету, так как их приобретение относится к деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ. письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 ). При этом должны быть соблюдены все необходимые условия для принятия НДС к вычету. Такую же позицию высказали некоторые суды (см. например, определение ВАС РФ от 26 августа 2009 г. № ВАС-10032/09. постановления ФАС Центрального округа от 29 мая 2009 г. № А23-3029/2008А-14-202. Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2009 г. № А63-8994/2004-С4-9 ).*

Пример отражения арендодателем в бухучете и при расчете налога на прибыль расходов по коммунальным услугам. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации. Стоимость коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы

ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ему здании. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей в составе арендной платы.

В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.) (эту сумму арендатор компенсирует в составе арендной платы).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

Дебет 26 Кредит 76

– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 2797 руб. (3300 руб. – 503 руб.) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендатора;

Дебет 19 Кредит 76

– 1830 руб. – отражен входной НДС по коммунальным платежам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1830 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг.

Организация применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 10 170 руб. из них:

  • в состав внереализационных расходов 2797 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендатором);
  • в состав материальных расходов 7373 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендодателем).

Ситуация: вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86. от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86. от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340 ). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99. определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25) ). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07 ).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167. 171. 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606. 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Ситуация: может ли арендодатель принять к вычету НДС со всей стоимости коммунальных услуг, предъявленной снабжающими организациями. Арендатор компенсирует часть таких расходов, приходящихся на арендованное помещение, по отдельному счету

Официальная позиция финансового и налогового ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями. Следовательно, передача коммунальных услуг арендатору не является операцией, облагаемой НДС, а значит, сумму НДС со стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель к вычету принять не может. Сумму НДС, приходящуюся на коммунальные услуги, потребленные арендатором, арендодатель должен включить в стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором (п. 2 ст. 170 НК РФ. письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52. УФНС России по г. Москве от 16 июля 2007 г. № 19-11/067415 ). Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2006 г. № А52-353/2006/2 ). С остальной стоимости коммунальных услуг (которые потребляет арендодатель) НДС можно принять к вычету (п. 2 ст. 171. п. 1 ст. 172 НК РФ).

Регистрировать счета-фактуры, предъявленные арендодателю поставщиками услуг, потребленных арендатором, в книге покупок нужно без учета сумм налога по коммунальным платежам, которые были возмещены арендатором (письмо Минфина России от 6 сентября 2005 г. № 07-05-06/234. абз. 4 подп. «у» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям-арендодателям принимать к вычету входной НДС со всей суммы коммунальных услуг, даже если их часть компенсирует арендатор по отдельному счету. Они заключаются в следующем.

Договоры на поставку электроэнергии, тепла, воды и газа заключаются между коммунальными службами и арендодателями (ст. 539. 548 ГК РФ). Поэтому коммунальные службы предъявляют сумму НДС и выставляют счет-фактуру на его имя (п. 3 ст. 168 НК РФ ). При этом гражданское законодательство закрепляет за арендодателем обязанность по сдаче помещений в аренду в состоянии, пригодном для эксплуатации (ст. 611 ГК РФ ). Таким образом, приобретение коммунальных услуг является необходимым условием арендной деятельности. В связи с этим покупку коммунальных услуг арендодателем можно расценивать как приобретение услуг для целей деятельности, облагаемой НДС. Поскольку услуги по сдаче имущества в аренду являются объектом обложения данным налогом (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ ).

В этом случае арендодатель выполняет все условия, необходимые для применения налогового вычета по НДС со всей стоимости полученных коммунальных услуг (п. 2 ст. 171 ,п. 1 ст. 172 НК РФ). Тогда к возмещению арендатору он предъявляет стоимость коммунальных услуг без учета входного налога.

Есть примеры судебной практики, подтверждающие изложенную позицию (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 января 1998 г. № А56-8125/97 ,Центрального округа от 28 марта 2007 г. № А48-4688/06-19 ). Кроме того, в 2005 году аналогичной точки зрения придерживалось УФНС России по Московской области в письме от 3 февраля 2005 г. № 21-27/28632 .

Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России (например, письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 ) следование указанной точке зрения может привести к конфликту с проверяющими.

Арендодатель может одновременно использовать объект аренды в деятельности, облагаемой в рамках общей системы налогообложения, и деятельности, с которой организация платит ЕНВД. В этом случае расходы на коммунальные услуги, потребляемые непосредственно им, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ ). Расходы по коммунальным услугам, которые используются в каком-либо одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму входного НДС (выделенную в счете-фактуре) со стоимости коммунальных услуг, которые арендодатель потребляет сам, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см. Как принять к вычету «входной» НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.

К полученной доле коммунальных расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ ).

Что касается компенсации, полученной арендодателем в возмещение стоимости коммунальных услуг, то, как правило, всегда можно определить, к какому виду деятельности относятся такие поступления. Поэтому, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, суммы компенсации в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения необходимо учитывать раздельно в целях расчета налога на прибыль методом прямого счета (п. 9 ст. 274 НК РФ ).

Компенсация коммунальных услуг по деятельности, переведенной на ЕНВД, никак не отразится на определении налоговой базы по ЕНВД (п. 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ).

Для того чтобы учесть при расчете налога на прибыль суммы полученной компенсации на общей системе налогообложения, воспользуйтесь правилами, предусмотренными для этого режима.

Заключение с арендатором посреднического договора

Организация для осуществления операций по возмещению коммунальных расходов может заключить посреднический договор. О том, как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам в случае заключения посреднического договора с арендатором, см.:

  • Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика;
  • Как оформить счета-фактуры, журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок при посреднических операциях.

Расчеты по коммунальным платежам при аренде

ИП применяет УСНО, сдает в аренду помещения ,и перевыставляет ком услуги. Должен ли ИП выделять НДС в акте на ком услуги.ИП покупает коммунальные услуги. в документах НДС выделен, но мы себе на затраты ставим общей суммой вместе с НДС, потом мы перевыставлем эти услуги по агентскому договору, вот здесь мы должны перевыставлять с ндс или нет.Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг арендодателю.Счет фактуру мы не выставляем. Но у нас заключен агентский договор, при таком договоре мы не обязаны перевыставлять услуги с выделением НДС?

Будучи посредником, арендодатель вправе перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, но при условии, что посредническое соглашение подписано раньше, чем заключены договоры с коммунальными службами (письмо Минфина России от 14 сентября 2012 г. № 03-11-06/2/125). Дело в том, что позиция Минфина заключается в том, что агент должен совершить сделку с третьими лицами только после того, как заключит посреднический договор. И исключительно в интересах принципала. Так что вариант с агентским договором наверняка вызовет придирки со стороны налоговиков. Если же вы все-таки заключили такую сделку, то агенту нужно перевыставлять арендатору счета-фактуры поставщиков услуг. Кроме того, потребуется выписать счет-фактуру на свое вознаграждение. Арендатор, в свою очередь, заявит вычеты как по налогу с коммунальных платежей, так и с агентского вознаграждения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения. Налог на прибыль

Отражение операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, при расчете налога на прибыль зависит от выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:

Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 4 ст. 250. ст. 249 НК РФ). Подробнее о налогообложении доходов арендодателя см. Как арендодателю отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет общую систему налогообложения .

Если доходы от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе выручки от реализации, то стоимость коммунальных услуг учтите в расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ ). Это – материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ).

Если поступления от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе внереализационных доходов, стоимость коммунальных услуг спишите в составе внереализационных расходов. Это расходы на содержание переданного по договору аренды имущества. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как арендодателю отразить при расчете налога на прибыль операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг на основании отдельного счета (mod = 112, id = 63825)

Сумму компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных доходов. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 27августа 2012г. №03-03-06/4/88 . от 24марта 2009г. №03-03-05/47 . Финансовое ведомство указывает, что арендодатель при получении от арендатора коммунальных платежей учитывает их в составе внереализационных доходов в соответствии с пунктом 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ. При этом стоимость услуг, потребленных арендатором, можно учесть в составе внереализационных расходов как расходы, связанные с получением доходов (подп.20 п.1 ст.265 НКРФ ). *

НДС

Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду у арендодателя признается объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, установленных договором (п. 1 ст. 154. ст. 105.3 НК РФ). В данном случае вся сумма арендной платы является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду. Поэтому арендодатель должен исчислить НДС с полной суммы арендной платы. На всю сумму арендной платы нужно выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ ). При этом в зависимости от условий договора арендная плата может включать в себя основную (постоянную) часть, которая складывается из стоимости переданной в аренду площади, и дополнительную (переменную) часть, состоящую в том числе из компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг. В этом случае арендодатель вправе указать в счете-фактуре единую стоимость услуги либо заполнить две строки с указанием отдельно постоянной и переменной частей. Такие разъяснения даны ФНС России в пункте 1 письма от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России).

Пример отражения арендодателем в бухучете и при расчете налога на прибыль расходов по коммунальным услугам. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации. Стоимость коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы

ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ему здании. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей в составе арендной платы.

В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.) (эту сумму арендатор компенсирует в составе арендной платы).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

Дебет 26 Кредит 76
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;

Дебет 91-2 Кредит 76
– 2797 руб. (3300 руб. – 503 руб.) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендатора;

Дебет 19 Кредит 76
– 1830 руб. – отражен входной НДС по коммунальным платежам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1830 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг.

Организация применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 10 170 руб. из них:

  • в состав внереализационных расходов 2797 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендатором);
  • в состав материальных расходов 7373 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендодателем).

Ситуация: вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем (mod = 112, id = 63826)

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10февраля 2011г. №03-03-06/1/86 . от 14мая 2008г. №03-03-06/2/51 и ФНС России от 4февраля 2010г. №ШС-22-3/86 . от 23апреля 2007г. №ШТ-6-03/340 ). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАСРФ от 6апреля 2000г. №7349/99 . определение ВАСРФ от 29января 2008г. №18186/07 . постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28января 2009г. №Ф04-7965/2008(20062-А46-25) ). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАСРФ от 16февраля 2007г. №560/07 ).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету. *

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167 . 171 . 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606 . 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10марта 2009г. №6219/08 и от 25февраля 2009г. №12664/08 .

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см. например, постановления ФАС Уральского округа от 19июня 2008г. №Ф09-4255/08-С2 . от 29февраля 2008г. №Ф09-861/08-С2 . от 21января 2008г. №Ф09-11295/07-С2 . Московского округа от 26августа 2008г. №КА-А40/7882-08 . от 1октября 2007г. №КА-А41/10014-07 ). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см. например, определение ВАСРФ от 29января 2008г. №18186/07 . постановления ФАС Центрального округа от 14февраля 2008г. №А48-1629/07-6 , от 10октября 2007г. №А36-2553/2006 . Восточно-Сибирского округа от 19января 2009г. №А10-1581/08-Ф02-6877/08 . от 30октября 2008г. №А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08 . Поволжского округа от 4марта 2008г. №А65-8421/2007-СА1-37 . от 6февраля 2008г. №А55-6796/2007-53 . Западно-Сибирского округа от 28января 2009г. №Ф04-7965/2008(20062-А46-25) . от 27августа 2008г. №Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24марта 2008г. №Ф04-2074/2008(2736-А45-41) ).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10марта 2009г. №6219/08 и от 25февраля 2009г. №12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см. например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29июня 2009г. №А17-1804/2007 . Восточно-Сибирского округа от 23июня 2009г. №А33-12783/08-Ф02-2566/09 . Московского округа от 10июля 2009г. №КА-А40/6262-09 . Центрального округа от 29апреля 2009г. №А48-3884/08-17 . Поволжского округа от 7апреля 2009г. №А65-20968/2008 . Западно-Сибирского округа от 15сентября 2009г. №Ф04-5497/2009(19433-А45-29) . Северо-Западного округа от 16марта 2009г. №А52-3899/2008 . Уральского округа от 25февраля 2009г. №Ф09-10444/08-С2 ).

Ситуация: может ли арендодатель принять к вычету НДС со всей стоимости коммунальных услуг, предъявленной снабжающими организациями. Арендатор компенсирует часть таких расходов, приходящихся на арендованное помещение, по отдельному счету (mod = 112, id = 63827)

Официальная позиция финансового и налогового ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями. Следовательно, передача коммунальных услуг арендатору не является операцией, облагаемой НДС, а значит, сумму НДС со стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель к вычету принять не может. Сумму НДС, приходящуюся на коммунальные услуги, потребленные арендатором, арендодатель должен включить в стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором (п.2 ст.170 НКРФ . письма Минфина России от 3марта 2006г. №03-04-15/52 . УФНС России пог. Москве от 16июля 2007г. №19-11/067415 ). Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12сентября 2006г. №А52-353/2006/2 ). С остальной стоимости коммунальных услуг (которые потребляет арендодатель) НДС можно принять к вычету (п.2 ст.171 . п.1 ст.172 НК РФ).

Регистрировать счета-фактуры, предъявленные арендодателю поставщиками услуг, в книге покупок нужно без учета сумм налога по коммунальным платежам, которые были потреблены и возмещены арендатором (письмо Минфина России от 6сентября 2005г. №07-05-06/234 . п.13 раздела II приложения 4 к постановлению ПравительстваРФ от 26декабря 2011г. №1137 ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям-арендодателям принимать к вычету входной НДС со всей суммы коммунальных услуг, даже если их часть компенсирует арендатор по отдельному счету. Они заключаются в следующем.

Договоры на поставку электроэнергии, тепла, воды и газа заключаются между коммунальными службами и арендодателями (ст. 539 . 548 ГК РФ). Поэтому коммунальные службы предъявляют сумму НДС и выставляют счет-фактуру на его имя (п.3 ст.168 НКРФ ). При этом гражданское законодательство закрепляет за арендодателем обязанность по сдаче помещений в аренду в состоянии, пригодном для эксплуатации (ст.611 ГКРФ ). Таким образом, приобретение коммунальных услуг является необходимым условием арендной деятельности. В связи с этим покупку коммунальных услуг арендодателем можно расценивать как приобретение услуг для целей деятельности, облагаемой НДС. Поскольку услуги по сдаче имущества в аренду являются объектом обложения данным налогом (подп.1 п.2 ст.171 НКРФ ).

В этом случае арендодатель выполняет все условия, необходимые для применения налогового вычета по НДС со всей стоимости полученных коммунальных услуг (п.2 ст.171 . п.1 ст.172 НК РФ). Тогда к возмещению арендатору он предъявляет стоимость коммунальных услуг без учета входного налога.

Есть примеры судебной практики, подтверждающие изложенную позицию (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27января 1998г. №А56-8125/97 . Центрального округа от 28марта 2007г. №А48-4688/06-19 ). Кроме того, в 2005 году аналогичной точки зрения придерживалось УФНС России по Московской области в письме от 3февраля 2005г. №21-27/28632 .

Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России (например, письмо Минфина России от 3марта 2006г. №03-04-15/52 ) следование указанной точке зрения может привести к конфликту с проверяющими.

Заключение с арендатором посреднического договора

Организация для осуществления операций по возмещению коммунальных расходов может заключить посреднический договор. О том, как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам в случае заключения посреднического договора с арендатором, см.:

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Статья:3.3. Как платить налог, если арендатор компенсирует расходы на коммунальные платежи

При аренде помещений тоже есть вопросы насчет того, как правильно возместить расходы контрагенту. В данном случае речь идет о стоимости коммунальных услуг. В целом способы возмещения таких затрат и расчет НДС по ним принципиально не отличаются от компенсации стоимости доставки товаров (см. также таблицу ниже). Но есть свои особенности.

Как считать НДС, если арендатор компенсирует собственнику расходы на коммуналку

Варианты возмещения расходов