Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Хрия

Рейтинг: 4.7/5.0 (639 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Классический образец речи-рассуждения - Студопедия

Классический образец речи-рассуждения

А теперь обратимся к классическому образу речи — рассуждения, которая является не только основой мастерства оратора — политика, оратора — судьи, оратора — менеджера, но и фундаментом любой полемики, спора, дискуссии.

Рассуждение, в котором избирается дедуктивный метод, называется строгой хрией.

Оратор сначала формулирует тезис, который нужно доказать, а потом приводит аргументы. Однако можно успешно использовать и обратный ход мыслей — от частного к общему, т.е. индуктивный метод (искусственная хрия ). Этот метод используется, если аудитория не склонна благожелательно принимать оратора или она плохо подготовлена к восприятию речи. Приведем структуру строгой хрии.

Как говорить рассуждая (строгая хрия)

1. Приступ — похвала или описание

2. Парафразис, или разъяснение темы

3. Причина — доказательство тезиса: Это так, потому что…

4. Противное (если нет, то…)

8. Заключение — вывод.

«Владение структурой рассуждения поможет и в том случае, если вы будете заниматься собственно наукой, академической деятельностью: хорошо написанная современная научная статья, в какой бы области она ни была выполнена, использует именно классическую риторическую схему расположения содержания в речи-рассуждении» (21,188).

И все же остановимся подробнее на структуре современного публичного выступления.

Структура современного публичного выступления

Итак, в современной риторике требования к композиции во многом остались теми же, что и в классической риторике. Например, в речи должно быть три части — вступление, основная часть и заключение.

Каковы задачи оратора в каждой части выступления?

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

образец хрия:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему: Образец написания хрии

    Творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему:
    Образец написания хрии.

    Жадность – всякому горю начало.

    Эта пословица была создана великим русским народом. Честь и хвала краткости и меткости русского ума. Давайте возблагодарим русский народ за мудрый и полезный совет.

    В пословице характеризуется один из грехов человека. Будешь жадным – будешь несчастным, ведь именно из-за жадности к человеку начинают относиться без уважения, опасаться его. Почему же это так?

    Жадность делает человека слабым. Он становится скупым, корыстным. Он начинает зависеть от этого. Деньги, да что угодно, становятся главной целью его жизни. Человек готов умереть за копейку. Он никогда не поможет нуждающемуся человеку: а вдруг не вернет? Это постоянный вопрос жадины.

    Жадность как река: чем дальше, тем шире.

    Чем больше есть, тем больше надо.

    Жадному все мало.

    Если бы эта пословица была неверной, то жадность бы не считалась грехом и пороком. Если бы все люди были жадными, что творилось бы в мире. Началась бы война, ведь жадному мало всего и его мечта - заполучить чужое.

    В русской народной сказке «Каша из топора» старуха пожадничала и не стала кормить солдата. Но солдат был умный и хитрый. Сама не заметив того, она досыта накормила его. А в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» старуха своей жадностью обидела золотую рыбку, и та забрала у нее свои дары.

    Жадность губит человека. Она лишает человека достоинства. Но жадность нельзя искоренить, она была, есть и будет всегда.

    Предварительный просмотр:

    Кто чужого желает – скоро своё потеряет.

    Эту пословицу придумал народ. Давайте поблагодарим народ за эту пословицу про зависть! Создавая такую пословицу. Народ желал избавиться от этого порока.

    Не надо завидовать успехам, счастью, здоровью других людей, потому что, завидуя, можно утратить свое счастье, здоровье, успех.

    Завистники всегда чем-то огорчены, т.к. их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других. Из-за этого у них часто плохое настроение и озлобленность, они не умеют получать радость от жизни, поэтому много хорошего и доброго в своей жизни пропускают.

    Существует много пословиц, которые придумал народ.

    Хороша рыба на чужом блюде.

    На чужое добро и глаза разгораются.

    Глаза даны на пагубу человеку( что не видя, все бы захватили).

    Если бы пословица была неверной, то все люди завидовали друг другу – и никто бы сам не стремился к успеху. Тогда в мире бы царила разруха.

    Примером того, что зависть – порок, и он не приводит ни к чему хорошему, служит сказка «Морозко». Завистливая сестра захотела богатства и «получила» его от Мороза Ивановича, однако все богатство растаяло.

    Как говорил Кабус, таджикский поэт, если не хочешь страдать, не будь завистливым. А Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий ученый, сказал: «Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть».

    Зависть – порок, с которым надо бороться. Завистники никогда не могут понять побуждений людей, стремящихся к достижению каких-либо целей на благо общества. (244 слова)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный учебный материал представляет собой полную аннотацию работы с учащимися по теме "Реформация в Европе" и презентацию возможного проекта, как итог учебно-исследовательской деятельности по данному.

    по чувашскому языку "Пир?н тaрaхри пахча ?им??сем".

    ?Юман … куккук авaтать. Юман … канма лартaмaр. Юман … йeкел нумай. Ку кaмпана эпe юман …тупрaм. Вec, вec куккук, вec куккук, вaрман хeрне cитиччен. Вaрман хeрне cитсессeн юман … ларс.

    Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)

    Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее.

    Образец написания личного письма и эссе при подготовке к письменной речи на ЕГЭ по английскому языку

    Данный материал поможет учащимся правильно написать личное письмо и эссе для ЕГЭ по английскому языку, Дается план-схема, а также речевые еденицы, разговорные клише, а такжеграмматичекие структуры.

    План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

    Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации.

    Лекция Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Свободная хрия.

    Риторика как наука и древнейшая дисциплина, ее предмет и зачади

    15. Этос, пафос, логос как аспекты содержания речи.

    Термины этос, пафос, логос - основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации. Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса, с одной стороны, т. е. может реализовываться лишь в пределах ее листа и времени. Другими ограничениями пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления, контакта с получателем речи.

    Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует помимо воплощения замысла использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи. Этос создает условие для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса. Проиллюстрируем на примерах . Франциск Ассизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Это пример чистого пафоса. Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы – существа вежливые, они позволили Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Пример нужды в логосе. Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: Таскать вам - не перетаскать и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Пример этоса. Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другие.

    16. Диспозиция (расположение). Шесть «частей речи», определяющих ее линейную структуру: введение, предложение (теорема), повествование, подтверждение, опровержение, заключение. Современная трехчастная структура речи: введение, основная часть, заключение.

    Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение). Расположение или композиция материала. В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Основу канона «расположение» составило учение о хрии (развернутое рассуждение называется хрия – это такая модель расположения текста, которая основывается на схеме, рассуждение привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Структура хрии: 1. приступ (похвала темы и ораторов, которые ее раскрывали); 2. парафразис (интерпретация темы, разъяснение ее составляющих); 3. повествование (история развития темы, события из опыта автора речи, иллюстрирующее значимость темы); 4. тезис (точка зрения автора речи на предмет); 5. род и вид предмета речи; 6. свойства (существенные признаки понятия, лежащего в основе выступления; 7. примеры; 8. сравнения и аналогии; 9. свидетельства (цитаты); 10. заключение (резюме по каждому пункту, нерешенные вопросы, следствия решения проблемы), или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста. С точки зрения диспозиции, ритор использует «6 частей речи» (составные части): 1. Вступление (введение). Главная задача для оратора – привлечение внимания. 2. Предложение. определение темы 3. Повествование: изложение фактов, материалов к ним относящимся. 4. Подтверждение: система доказательств, расположение аргументов. Сильные аргументы в начале и в конце, а слабые – посередине. 5. Опрвержение: отрицательная оценка точки зрения оппонентов. 6. Заключение: вывод и возбуждение у аудитории желаемого для ритора эмоциональной реакции. Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех (вступление – основная часть – заключение) до семи (вступление – определение темы с ее подразделениями – изложение – отступление – аргументация или доказательство собственного тезиса – опровержение – заключение). К этим блокам можно добавить еще один блок – заглавие текста. 1. Заглавие. Как отдельный блок в традиционной риторике не выделялось. Значение заглавий возросло с развитием риторики массовой коммуникации. Здесь заглавие (или название телепрограммы) стало рассматриваться как средство привлечения внимания адресата к тексту газетной публикации или к телепередаче в условиях альтернативного выбора, связанного с постоянным увеличением числа поступающих к адресату сообщений. 2. Вступление. Его функции состоят в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы. Вступление рекомендуется строить так, чтобы сразу же заинтересовать слушателей темой и сформировать благоприятные психологические условия ее презентации. Для этого можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. В зависимости от вида аудитории, характера темы и ситуации коммуникации, автор должен выбрать одно из видов вступления: обычное (для некоторых типов текстов существует стандартная форма вступлений), краткое, сдержанное, нестандартное (парадоксальное), торжественное и др. Здесь же нужно заметить, что вступление, как и некоторые другие структурные блоки (например, аргументация), может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой подтемы. 3. Определение темы и подразделения ее. Здесь автор прямо определяет то, о чем он собирается говорить или писать далее, и перечисляет важнейшие вопросы, которые он хочет осветить (аспекты темы). В ряде жанров специальной коммуникации (учебная лекция, научная статья) здесь может быть предложен план дальнейшего сообщения. Подразделение темы должно отвечать ряду критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты темы. Если главной задачей является убеждение аудитории, риторика рекомендует строить подразделение по нарастающей: от наименее убедительных к наиболее убедительным аспектам темы. Определение темы и тезиса может следовать как перед изложением, так и после него, предваряя аргументацию. Прямое именование темы не обязательно для философских и художественных произведений. Более того, указание темы, особенно в самом начале, может негативно сказаться на эффективности воздействия подобного рода произведений на аудиторию. 4. Изложение. Последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. Различают два метода изложения: (1) естественный, сюжетный, исторический или хронологический метод, когда отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т.п.); (2) искусственный, фабульный или философский метод, когда автор отступает от естественной последовательности и следует созданной им самим логике развертывания темы, желая повысить занимательность, конфликтность сообщения, удерживать внимание аудитории с помощью эффекта нарушенного ожидания. При этом после сообщения о более позднем во времени событии может следовать сообщение о более раннем событии, после рассказа о следствиях – рассказ о причинах и т.д. 5. Отступление или дигрессия, экскурс. Здесь кратко характеризуется предмет, который связан с основной темой лишь косвенно, но о котором автор считает необходимым рассказать аудитории. Не является обязательной композиционной частью. Жестко место отступления в композиции также не зафиксировано. Обычно отступление располагается либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление может использоваться для снятия умственного напряжения, если тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора, или эмоциональной разрядки, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему. 6. Аргументация и опровержение. Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов. Опровержение – та же аргументация, но с «противоположным знаком», т.е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса, или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов. И у Аристотеля, и у неориторов аргументация (включая опровержение) считается важнейшим композиционным блоком, поскольку именно ей принадлежит главная роль в убеждении аудитории, а, следовательно, в достижении риторических целей как таковых. Учение об аргументации активно развивалось уже в старой риторике. В новой же риторике теория аргументации представляет главную ее часть. Важнейшее разграничение в теории аргументации – это разграничение между 7. Заключение. В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее.

    17. Виды введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Требования к введению. Планирование и тактика вводной части. Приемы внимания к речи. Заключение: планирование и тактика. Правила заключения.

    Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение). Диспозиция содержит введение в тему ("ангажирование сюжета") и развертывание ("приведение доказательств"). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения. 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать "нравы"; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) - необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы. Заключение. В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее.

    18. Классический образец речи рассуждения (хрия). Строгая хрия: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Свободная хрия. Искусственная хрия: от частного к общему (индуктивный способ рассуждения). Структура основной части рассуждения. Необходимость переходов между частями. Классический образец речи-рассуждения (хрия). Хрия – та модель расположения текста, которая основывается на цели рассуждения и привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Хрия – вид диспозиции (расположение материала). Строгая хрия имеет следующие части: 1. Приступ (похвала теме и организаторам). 2. парафразис – интерпретация темы, разъяснение её сопоставляющих. 3. Повествование – исторически развитые темы. Собираются из опыта, иллюстрируют значимость темы повествования. 4. Тезис – точка зрения автора речи на её предмет. 5. Род и вид предмета речи. 6. Свойства предмета речи – признак понимания выступления. 7. Примеры. 8. Сравнения и аналогии. 9. Свидетельства, цитаты. 10. Заключительные – резюме по каждому положению, применение вопросов. В свободной хрии могут отсутствовать некоторые части (например, свидетельство, подобие, пример) или др. их порядок. Искусственная хрия. Здесь сначала приводятся примеры и доказательства, а уже потом выдвигается тезис. Применение хрий зависит от характера расположенности аудитории к выступающему. Необходимы переходы между частями речи, чтобы для адресата были понятны логические связи. Переходы необходимы 1) во введении; 2) м\у темой и 1 позицией основной части; 3) м\у пунктами основной теории: упоминаются уже рассмотренные позиции и называются следующие. Хрия представляет собой сложный квазилогический аргумент, положение которого развернуто и обосновано рядом доводов, обеспечивающих защиту положения от возможных возражений. Порядок расположения аргументов по хрии определяется естественным развертыванием содержания мысли, при котором (1) положение сначала (2) изъясняется, затем посредством силлогизма или энтимемы обосновывается (3) причина его истинности (аксиология — собственно доказательство), далее предлагаются доводы (4) от противного, за которыми следует (5) сравнение, потом даются (6) примеры, вся последовательность завершается (7) свидетельством (аргументом к авторитету) и (8) заключением.Положение: “Видно, истина нужна миру, видно, нужно чрезвычайное о ней свидетельство, видно, не была бы она достойно и удовлетворительно засвидетельствована, если бы не свидетельствовал о ней воплощенный Бог-Слово”. Причина. “Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого”. Свидетельство: “Божественное откровение говорит в глубоком значении, что слово Божие, или истина Божия, есть хлеб жизии. Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих”. Подобие: “Подобно и естественный разум, хотя не в таком глубоком разумении, может сказать, что истина есть жизненная пища духа человеческого”. Противное: “Уничтожьте истину, в уме останется пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или не в обмороке от крайнего невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий блеск, но не заключающими в себе твердой истины, ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом, и жажда его останется неутолимой, и мука неисцельной. Пример: Что значит любопытство детей, их желание о всем спросить и все узнать?” Свидетельство — аргумент: “Но можно ли действительно находить истину? — должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признать себя лишенным жизни”.

    Образец хрия


    Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

    Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна — Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

    В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

    Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь.

    Всё для школы и для жизни - учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

    28 октября 2007 13 октября 2012

    Классический образец речи-рассуждения (хрия).

    Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.


    В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.


    Структура строгой (классической) или прямой хрии.


    Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

    Структура состоит из 8 частей:

    1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
    2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
    3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
    4. Противное – если нет, то…
    5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
    6. Пример.
    7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
    8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).


    Структура нестрогой (свободной) хрии.
    Доказательство – тезис.
    Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).

    Структура состоит из 5 частей:
    1. Приступ.
    2. Доказательство или аргумент.
    3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
    4. Формулировка тезиса (основной мысли).
    5. Заключение.

    Нужен пример хрии

    нужен пример хрии

    Анна Цветкова Знаток (384) 3 года назад

    «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть»

    «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть». — говорил Леонардо да Винчи. Он часто бывал во дворцах вельмож и видел пагубные последствия лести.

    Самому человеку трудно заметить ошибки в своих делах, последствия которых, например, на войне, могут быть ужасны. Поэтому надо быть благодарным тому, кто показывает тебе твои ошибки.

    Льстец старается приуменьшить, друзья скрывают твои ошибки, и ты не думаешь об их последствиях, противник же замечает малейшие промахи, ты их узнаёшь и не допускаешь больших.

    Предположим, что лесть лучше, чем правда. Тогда ты теряешь самоконтроль и думаешь, что у тебя, непогрешимого, ошибок нет, но так в жизни не бывает. Следовательно, наше предположение неверно.

    В электричестве, как известно, заряды двух знаков; чтобы понять свет, нужна тьма, чтобы были друзья, нужны и враги; для равновесия какого-то вида в природе нужны его враги, например, олени вырождаются, если нет волков.

    Иван Грозный известен современной истории и из переписки со своим врагом Курбским. Если бы её не было, все считали бы государя лишь невежественным извергом.

    В Евангелии сказано: «Возлюби врага своего». так как враг лучше, чем кто-либо покажет, где твоя слабость, и ты избежишь больших грехов.

    Друзей стоит выбирать не из тех людей, для которых ты авторитет, а правдивых и равных себе.

    Образец хрия


    Риторика. Схема строгой хрии

    Классический образец речи-рассуждения. Рассуждение, в котором избирается дедуктивный метод, называется строгой хрией. Оратор сначала формулирует тезис, который нужно доказать, а потом приводит аргументы.
    Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение темы предшествовали следствиям или частным выводам из тезиса. Эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Такой способ изложения получил название «аристотелевский».
    Как говорить рассуждая (строгая хрия)
    1. Приступ -- похвала или описание
    2. Парафразис, или разъяснение темы
    3. Причина -- доказательство тезиса: Это так, потому что…
    4. Противное (если нет, то…)
    5. Подобие
    6. Пример
    7. Свидетельство
    8. Заключение -- вывод.

    «Огромно то количество пословиц, которые оставлены нам в наследие народной мудростью. Многие из них стали крылатыми выражениями, будучи действительным отражением абсолютной истины…
    Одним из примеров может стать пословица
    «Кто рано встает, тому бог подает».
    Пословица утверждает, что тому, кто рано встаёт – Бог подаёт. Так ли это? Поразмышляем и убедимся в справедливости данного высказывания.
    Рассмотрим понятие «рано встаёт». Первое, что приходит на ум, это раннее свежее утро, когда в зарождающимся дне пульсирует живительная энергия. Всё живое просыпается утром – встаёт солнце, просыпаётся птицы, цветы поворачивают свои головки к солнышку. Люди, живущие в гармонии с природой, тоже начинают свой день в трудах. В деревнях людям особенно понятен смысл этой пословицы, потому что люди, которых не затронули «плоды цивилизации» не мыслят жизни, проведённой в праздности. Это так, потому что, если не подоить корову, не накормить цыплят, и всё хозяйство, то ничего «Бог не подаст».
    Если взглянуть на понятие «рано встаёт» с другой стороны, т.е. как процесс раннего пробуждения человека города, то можно также доказать, что это является своего рода мучением. Само по себе пробуждение является сложным физиологическим и психологическим процессом, сопряжённым с мучительным чувством. Очень актуальный контекст, связанный с леностью, — это сегодняшняя психология труда. Множество исследований посвящено психологическому феномену, который многие хорошо знают по собственному опыту: он обозначен термином прокрастинация — «откладывание на завтра». Эта болезнь, которой больны очень многие, а лекарства пока нет.
    Но, тем не менее, и городскому жителю нужно рано вставать, чтобы успеть переделать больше дел. А разве все мы не замечали, что чем позже встанешь, тем меньше успеешь сделать?
    Утопия, один из самых распространенных жанров в истории литературы, отмечен присутствием лени. Утопическое мышление, в сущности, оперирует желаниями. Одно из этих желаний — не работать. Его мы обнаруживаем уже в античных утопиях: у Феопомпа земля родит сама, урожай собирается без усилий, хлеб печется сам. Те же самые сюжеты мы видим в разных народных утопиях, которые существуют во всех национальных культурах. Это страна Шлараффия в немецкой народной мифологии, страна Кокань во французской, край с молочными реками и кисельными берегами в русской.
    Представления о рае всех религий полностью исключают труд.
    Как правило, добродетель относится к сфере желаемого, в то время как пороки — к сфере действительного. Трудолюбие выступает как некая желанная цель, в то время как лень — реальность, с которой мы имеем дело каждый день. Лекарство от лени только одно — работать, хотя этот совет похож на рецепт таблеток от жажды, которые надо принимать, запивая водой.
    «Рано встаёт» и «Бог даёт» – два понятия, которые тесно связаны, что даже если перевернуть это выражение зеркально, получим: «Бог даёт», тому, кто «Рано встаёт» и это лишь подтвердит смысл изречения. Эту мысль высказывали и иначе: «Праздность - мать пороков», «Работа черна, да денежка бела. Поваля, бог не кормит. Поп не устал, что рано к заутрени встал. Пусть невестка и дура, только б огонь поране дула. Рано вставать - некогда пировать. Раньше вставай да сам наживай! Скучен день до вечера, коли делать нечего. Спать долго - жить с долгом. Спишь до обеда, так пеняй на соседа, что рано встает да в гости не зовет! Сонливый да ленивый - два родные братца. Отсюда вытекает, что другими словами речь в этой пословице идёт о лени и трудолюбии. Таким образом, убеждаемся в точности и меткости пословицы. Эту мысль подтверждают и многие религии: Любая религия, так или иначе, осуждает лень. Известно, что в католичестве лень включена в число семи смертных грехов.
    Вспоминая слова Горация «Чему бы ни учил, будь краток», хочется сказать, что пословица «Кто рано встаёт – тому Бог даёт» являет собой образец краткости и в тоже время ёмкости, выразившейся в удивительном умении высказать истину».

    © Copyright: Наталья Дали. 2010
    Свидетельство о публикации №210061300718

    Хрия, сочинение

    Начать свое сочинение мне бы хотелось с определения хрии, которое дал этому термину Николай Федорович Кошанский. «Хрия, - писал он, - это частная комбинация одного из двадцати четырех так называемых топиков - «общих мест». Разбираясь в этимологии этого слова можно установить, что оно происходит от древне-греческого слова, которое обозначает «предмет обсуждения, вопрос, тема; изречение». Как особая форма рассуждения хрия известна со времен античности. Главной ее целью было объяснение какого-либо изречения. Возьмем, например, известное всем выражение Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть». Попробуем на примере этого выражения разобраться, что такое хрия. Но перед этим нужно разобраться, что именно включает в себя хрия и какие типы хрии выделяются.

    В общих чертах в хрии можно выделить три части: положение, обоснование и заключение. В свою очередь положение хрии может быть распространено путем изъяснения. Обоснование положения также включает две основные части: доказательство в виде причины (основания) и объяснение в виде доводов от противного, от подобия, от примера, от авторитета. Объяснение же может включать и иные доводы, например, уступление, прагматический аргумент, аргумент долженствования и другие. Заключение может повторять положение или содержать следствие из него.

    Хотелось бы отметить в своем сочинении еще один момент. Хрия присутствует во всех литературных текстах, данная работа - не исключение. Читая сочинение можно проследить за тем, как строиться мысль, как она меняться и какие доказательства своей мысли я привожу.

    Кроме этого, следует отметить, что выделяются два основных типа хрии. Первый из них - это строгая, она называется еще классическая или прямая хрия. Второй тип хрии - нестрогая, свободная. В моем сочинении мне бы хотелось обратиться к первому типу, поскольку он является наиболее сложным в понимании.

    Что же включает в себя классическая хрия? Строгая хрия требует, чтобы формулировка главного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса. Следовательно, должна быть выстроена простая цепочка, состоящая из тезиса, который доказывается дальше, в основном тексте. Структура классической хрии состоит из нескольких частей: приступ - начало речи, главной целью которого является привлечения внимания. Далее следует парафразис, где происходит разъяснение темы. Следующей частью является причина, здесь происходит доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что). Противное, обозначающее если нет, то что. Подобие, здесь происходит сравнение этого явления со смежными областями. Далее должен быть представлен пример или приведено свидетельство, в котором указывается ссылка на авторитет. После этого делается заключение или вывод, где высказывается своё отношение к теме.

    Вернемся к примеру, о котором мы говорили выше. «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть». Как должно выглядеть рассуждение, раскрывающее это выражение, если его построить по правилам построения классической хрии. Любое объяснение начинается с приступа. «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть», - так говорил Леонардо да Винчи. Он часто встречался с вельможами и видел все пагубные последствия их лести. Далее идет объяснение темы: человеку очень трудно самому заметить те ошибки, которые он допускает в своих делах. Некоторые из этих ошибок могут быть ужасны и привести к печальному исходу. Поэтому нужно научиться уважать и быть благодарным тем людям, которые указывают вам на ваши ошибки. После этого по законам хрии идут доводы: Человек, который льстит, приуменьшает твои ошибки и ты не замечаешь тех глобальных последствий, к которым они могут привести. Выражение, построенное от противного могло бы звучать так: предположим, что лесть лучше, чем правда. Слушая лесть, ты считаешь, что все делаешь правильно, безошибочно. Но так в жизни не бывает. Следовательно, наше предположение полностью не верно. Если бы мы захотели привести подобие, то нашей основной задачей бы стало найти то сравнение, которое заключает в себе две стороны: добро и зло. Помниться замечательное выражение: «Познай где свет, поймешь, где тьма» Для равновесия в природе должны быть два начала. Если приводить пример, то лучше всего обратиться к истории. Взять, например, Ивана Грозного и его врага Курбскаго. Говоря о свидетельстве, можно обратиться к Евангелии, где сказано: «Возлюби врага своего», так как враг лучше, чем кто-либо покажет, где твоя слабость, и ты избежишь больших грехов. Ко всему вышесказанному нужно привести заключение, в котором говорилось бы о том, что друзей стоит выбирать правдивых и равных себе.

    Изучение хрии в курсе риторики началось достаточно давно. Ораторы в древней Греции, готовя свое выступление, уделяли огромное значение построению своей речи. В Российской империи в начале 19 века составлением хрий было одно из любимых заданий профессоров, которые давали его студентам. Стоит ли упоминать имена студентов? Среди них были выдающиеся люди своего времени.

    Автор: Ирина Пономарева
    Категория: Литература
    URL:

    Занятие 5

    Занятие 5. Расположение. Построение речи по хрии. «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

    1. Расположение – вторая задача ритора. Изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме.

    2. Частями композиции речи являются: вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение.

    3. Цель вступления – приготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Основными способами начать вступление являются точное обозначение темы, цитата, неожиданный вопрос.

    4. Описание – изображение предмета в определенный момент его существования. Описание осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Энциклопедическое описание дает общую характеристику предмета, риторическое определение представляет предмет в яркой и образной форме, индивидуальной оценке.

    5. Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени, или цепь событий, связанных с предметом. Описание - статично, повествование - динамично. Жанрами повествования являются летописи, биографии, мемуары, дневники, в художественной литературе – романы, то есть все, что представляет событийное развитие во времени.

    6. Целью рассуждения является доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать – анализ и синтез, показ причины или следствия какого-либо положения.

    7. Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным.

    8. В заключении оратор добивается двух целей: 1) суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли; 2) воодушевляет чувства слушателей, призывает их к действию.

    В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.

    Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы (части речи).

    Хрия является своего рода упражнением для ученика, пытающегося построить рассуждение проверенными способами. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например:

    «Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин)

    «…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н.Толстой).

    Традиционный порядок хрии таков:

    1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.

    2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).

    3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

    4. Опровержение, то есть доказательство от противного.

    5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

    6. Пример (подтверждение мысли примером).

    7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

    8. Заключение (вывод).

    В классической русской школе учились писать по хриям – так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии - и, действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи.

    Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение.

    Моделью построения доказательной речи является хрия, предполагающая развитие рассуждения по следующей схеме:

    1. Вступление. 2. Определение. 3. Причина. 4. Опровержение. 5. Пример. 6. Сравнение. 7. Свидетельство. 8. Заключение. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально. Поэтому воспринимайте хрию прежде всего как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство.

    В качестве примера можем взять строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» - и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии.

    Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревает обмана со стороны друга, также влюбленного в музыку.

    Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина - русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением несмотря на упорство и трудолюбие.

    /Определение: кто такой гений, кто такой злодей/

    Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он – гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному.

    Напротив, злодейство связано с совершением именно человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного – противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «зло-дей» – означает «человек, делающий зло».

    Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то – злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества – добры, а другие – порочны.

    Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.

    /Доказательство от противного/

    Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой… Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны – вы уже не будете доверять такому человеку.

    В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли – все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела.

    Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков… Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта – это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» - противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство - это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое.

    Возьмем любого гения или злодея – мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он – не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов – как гениальный ученый? Чайковский – как гениальный композитор? Репин – как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, - разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла.

    С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или «гениального». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше… Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.

    Сократ говорил: «назначение гениев – быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям – наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.

    Пример гения у Сократа – бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.

    Итак, гений – это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности».

    Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда – не исключено – на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.

    Задание 42. Напишите речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), Напишите небольшую речь (3-5 минут), произнесите ее без опоры на текст .

    1. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).

    2. Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Толстой).

    3. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А.П.Чехов).

    4. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Василий Великий).

    5. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. (Д.Дидро)

    Написание речи может быть таким, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа – текст речи.