Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Написания Сипр По Фгос img-1

Образец Написания Сипр По Фгос

Рейтинг: 4.7/5.0 (1682 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СИПР 3 - ФГОС - Каталог материалов - ГБОУ УСКОШИ №8 VIII вида

Утверждаю:
директор ГБОУ ЦЛП

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Григорий
Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:
8 лет (дд.мм.гггг.)
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в школьном отделении ЦЛП: 2
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 1

2. Структура СИПР.

Содержание Стр.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке 1
2. Структура СИПР 2
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года 3
4. Индивидуальный учебный план 4
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 5
6. Содержание образования: 8
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 9
6.2. Внеурочная деятельность 8
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР 9
8. Программа сотрудничества с семьей 9
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 11
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения 11

3.1. Психолого-педагогическая характеристика
на начало учебного года.

Григорий посещает школьное отделение ЦЛП с 1 сентября 2013 года.
Семья неполная, состоит из 3-х человек. Мама – предприниматель. Старшая сестра учится в общеобразовательной школе. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Папа не проживает с семьей, но оказывает помощь в воспитании ребенка. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у Гриши тяжелая умственная отсталость, ДЦП, плоско-вальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит на инвалидной коляске с полной фиксацией. В течение 2-3-х секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует.
Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик вокализацией.
Гриша воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Спокойно реагирует на воду, краску, сыпучие, твердые и вязкие материалы. Предметно-практическая деятельность не сформирована.
Не понимает обращённую речь, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словестных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь не развита.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
Ребенок относится к 2 группе. Требуется полная постоянная помощь.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Сенсорное развитие.
2. Двигательное развитие.

4. Индивидуальный учебный план.

Предмет Групповые занятия Индивидуальные занятия
учитель класса воспита
тель логопед учитель
физ-ры учитель музыки
Речь и альтерн.(доп.)
коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Человек
Адаптивная физкультура
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Домоводство
Профильный труд
Сенсорное развитие 3 2
Предметно-практич. действия
Двигательное развитие 3 2
Альтернативная и дополнительная коммуникация 3
Коррекционно-развивающие занятия 1 1
Всего 7 6 2
Внеурочная деятельность 5

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
8.45-9.25 9.30-10.10 10.15-11.00 11.00-11.40 11.45-12.25 12.30-13.30 13.30-14.10 14.15-14.55
пн Завтрак
уход

Гигиенические процедуры
уход Обед
уход

Гигиенические процедуры
уход
вт Завтрак
уход

Гигиенические процедуры
уход Обед
уход

Гигиенические процедуры
уход
ср Завтрак
уход

Гигиенические процедуры
уход Обед
уход

Гигиенические процедуры
уход
чт Завтрак
уход

Гигиенические процедуры
уход Обед
уход

Гигиенические процедуры
уход
пт Завтрак
уход

Гигиенические процедуры
уход Обед
уход

Гигиенические процедуры
уход

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники, салфетки.

6. Содержание образования.
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание 1 полугодие 2 полугодие

Слуховое восприятие
- локализация неподвижного источника звука, расположенного:
• на уровне уха (справа/слева)
• на уровне плеча (справа/слева)
-
-

Кинестетическое восприятие
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)
Спокоен, иногда улыбается


- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по:
• температуре (холодный, теплый, горячий)

• фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и т.д.)

• вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.)

колючие материалы не нравятся

- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
улыбается при воздействии на кисти рук

- положительная реакция на давление на поверхность тела
избегает

Восприятие своего тела в статике и движении
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей (надувной батут, ковровое покрытие, гимнастический мат) спокойная реакция, страх отсутствует

Восприятие вкуса
-адекватная реакция на продукты, различные:
• по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)
• по консистенции (жидкий, вязкий)
не нравится банан, печень, морщится на горький, кислый, иногда выплевывает

Восприятие запаха
- адекватная реакция на запахи (цитрусовые, пищевые, парфюмерные) Спокойно реагирует, на пищевые запахи открывает рот, нравится запах лавандового мыла

- удерживание головы:
• в положении лежа на спине
• в положении лежа на животе
• в положении на боку (правом, левом)
• в положении сидя
дд
дд
дд
дд

- выполнение движений головой:
• наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)
• повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)
• «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
-

- выполнение движений пальцами рук:
• сгибать фаланги пальцев
• разгибать фаланги пальцев
• сгибать пальцы в кулак
• разгибать пальцы
-
-
-
-

- изменение позы в положении лежа:
• поворот со спины на живот
• поворот с живота на спину
-
-


Альтернативная и дополнительная коммуникация

адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
спокойно реагирует
адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека
улыбается, наблюдается двигательная активность
адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания
Иногда хмурится, чаще улыбается

6.2. Внеурочная деятельность.

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии
«1 сентября – День Знаний»
присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте
присутствовал на линейке, праздничном завтраке, слушал праздничный концерт

«Мама, папа, я – спортивная семья»
присутствие на спортивном мероприятии отсутствовал на мероприятии
«Декада инвалидов»
присутствие на мероприятии
отсутствовал на мероприятии
«Новый год»
участие в новогоднем празднике
Гриша участвовал на новогоднем празднике и праздничном завтраке.
«Пасха»
присутствие на мероприятии

сенсорные игры в сенсорной комнате, шариковом бассейне

присутствие на богослужении

Прогулки на улице

игры с парашютом, в сенсорном саду, экскурсия в лес, парк


7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учителя класса, учитель физкультуры, воспитатели.

8. Программа сотрудничества с семьей

Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
• индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка», «Двигательное развитие детей с ДЦП».

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации • участие родителей в разработке СИПР
• посещение родителями уроков/занятий;
• консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
• домашнее визитирование
Елена А. (мама) принимала участие в разработке и обсуждении СИПР.
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения • информирование электронными средствами;
• личные встречи, беседы;
• ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
• просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.
Обмен информации о ребенке осуществлялся посредством информирования электронными средствами, записей в дневнике; в ходе личных встреч.
организация участия родителей во внеурочных мероприятиях • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
? «1 Сентября – День Знаний»
? «Новогодний праздник»
? «Последний учебный день»
? Посещение храма Не присутствовали на празднике «Мама, папа, Я – спортивная семья».
Елена А. вместе с ребенком принимала участие в новогоднем празднике.

9. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.

• Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
• Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
• Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, коврики,
• Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)
• Подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты;
• Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубенцы, яйца)

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

_
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого дд
- с частичной помощью взрослого д
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) ди
- по подражанию или по образцу до
- самостоятельно с ошибками сш
- самостоятельно с

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует -
2. Не выявить наличие представлений.
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке пп
- использование с косвенной подсказкой (изображение) п
- самостоятельное использование +

Подписи специалистов и родителей:

Учителя класса:
Учитель-логопед:
Учитель физкультуры:
Учитель музыки:
Воспитатели:
Родители:

Другие статьи

Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями

Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями

Понятием «тяжелые множественные нарушения развития» (ТМНР) обозначаются такие нарушения развития, когда существует три и более первичных нарушения, каждое из которых имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребёнка (например, умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи). Тяжесть нарушения развития ребенка в целом определяется степенью выраженности интеллектуального дефекта.

Разноуровневый характер психического развития детей с ТМНР, когда каждому уровню соответствует своя картина социального, когнитивного, эмоционального развития, значительно осложняет работу педагогов и специалистов по обеспечению специальных образовательных условий для детей с комплексными нарушениями.

Практика обучения и воспитания детей с ТМНР характеризуется определенными трудностями. Во-первых, в настоящее время в детской популяции отмечается полиморфизм интеллектуальных расстройств, что требует исключительно индивидуального подхода к организации образовательной среды, планированию содержания образования и оценке образовательных достижений детей, имеющих такие нарушения. Во-вторых, педагоги зачастую не готовы к преобразованию собственного профессионального опыта. Это касается и педагогов специальных образовательных учреждений, чей профессиональный опыт преимущественно связан с обучением и воспитанием отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и педагогов массовой школы, которые чаще всего не имеют опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития. Приверженность общепринятому классно-урочному построению учебного процесса, доминирование методов, направленных преимущественно на развитие когнитивной сферы, использование традиционных способов оценивания образовательных достижений обучающихся, — это далеко не полный перечень причин, осложняющих процессы трансформации профессионального мышления педагогов, так необходимой для эффективного планирования и реализации процесса образования обучающихся с ТМНР.

В отечественной практике образования впервые появились нормативные документы, регламентирующие на государственном уровне требования к содержанию, условиям и результатам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с ТМНР. Так, с 01 сентября 2016 г. применяются к правоотношениям в сфере образования федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарты). Вариативность содержания и организационных форм получения образования обучающимися с ТМНР определены:

– во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ — для глухих, слепых детей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, которые помимо основного дефекта имеют другие нарушения развития, в том числе, умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени (варианты адаптированных основных общеобразовательных программ 1.4, 3.4, 6.4, 8.4) [3];

– во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью — для детей с интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести (вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью) [4].

В указанных Стандартах используется новое понятие «специальная индивидуальная программа развития» (СИПР). Это образовательная программа, разрабатываемая на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями, с учетом специфических индивидуальных образовательных потребностей обучающихся указанных категорий [3; 4].

СИПР — это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги специалистов и родителей в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития. Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение обучающихся с ТМНР в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач [3; 4].

В рамках экспериментальной апробации новых Стандартов для детей с ОВЗ организации-пилотные площадки осуществляли проектирование и реализацию СИПР в течение 2014/15, 2015/16 учебных лет. Практика разработки СИПР показала, что у педагогов и специалистов возникают затруднения при проектировании данного документа, которые связаны, прежде всего:

– с отбором содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) и примерными адаптированными основными общеобразовательными программами в его соотнесении с индивидуальными возможностями обучающегося с ТМНР;

– с определением содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, с ориентацией на индивидуальные образовательные потребности обучающегося с ТМНР и в соотнесении с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА);

– с выбором форм реализации содержания образовательных областей с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ТМНР;

– с планированием ожидаемых результатов и проектированием системы оценки достижений обучающихся с ТМНР.

В условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ специальная индивидуальная программа развития представляет собой механизм обеспечения качества образования детей с ТМНР. При проектировании СИПР необходимо учитывать структуру нарушений, особые образовательные потребности и потенциальные возможности конкретного обучающегося. При разработке СИПР необходимо руководствоваться следующими общими требованиями к образованию детей с ТМНР, которые обозначены в Стандартах:

– уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка;

– значительно редуцирован «академический» компонент и максимально расширен компонент «жизненной компетенции»;

– образовательная среда и учебное место организуются в соответствии с индивидуальными особенностями развития конкретного ребенка;

– обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других);

– личностные и предметные планируемые результаты освоения специальной индивидуальной программы развития рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся;

– содержание коррекционно-развивающей области включает обязательные коррекционные курсы и дополняется организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида;

– проектирование и реализация СИПР — совместная работа различных специалистов (педагогов, дефектологов, специальных психологов, социальных работников, специалистов здравоохранения и др.) и родителей обучающихся.

При разработке СИПР необходимо использовать примерные АООП начального общего образования для глухих, слепых детей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и примерную АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых представлена структура и общие требования к содержанию СИПР и созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ТМНР [2]. Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с ТМНР, в том числе, вопросы проектирования СИПР, подробно рассмотрены в п.5 Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07) [1].

Реализация СИПР предполагает формирование у ребенка с ТМНР жизненных компетенций, которые рассматриваются в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в настоящий момент в обыденной жизни. Основная функция жизненных компетенций — обеспечить ребенка необходимым в повседневной жизни объемом знаний, умений и навыков, формирующим основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что достигается благодаря последовательному введению ребенка во все более сложное жизненное окружение, соответствующее зоне его ближайшего развития.

При этом следует учесть, что Стандарты и примерные АООП не содержат перечня жизненных компетенций, поскольку их определение возможно лишь индивидуально для каждого ребенка с ТМНР. В нормативных документах содержатся перечни примерных предметных и личностных результатов обучения, поэтому проектирование формируемых жизненных компетенций должно осуществляться с опорой на эти перечни, на основе комплексного изучения особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося и с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА.

Оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций целесообразно проводить с использованием метода экспертной оценки, и в качестве экспертов привлекать разных специалистов, реализующих СИПР, а также членов семьи ребенка с ТМНР. Задача экспертной группы — выработка согласованной позиции в отношении оценки освоенных ребенком жизненных компетенций на основе анализа результатов обучения ребенка и динамики его развития. Важно учесть, что трудности обучающегося с ТМНР в освоении отдельных учебных предметов или предметных областей не должны квалифицироваться как показатель неуспешности обучения и развития [2; 3; 4].

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психофизического развития и состояния конкретного ребенка с ТМНР. В связи с этим программу оценки результатов разрабатывает образовательная организация с учетом контингента обучающихся. Компоненты оценки и рекомендуемые оценочные показатели представлены в примерных АООП [2].

Таким образом, работа в образовательной организации по проектированию СИПР должна быть организована таким образом, чтобы ее содержание полностью обеспечивало, с одной стороны, требования ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, а с другой, — было направлено на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ТМНР для обеспечения качества их образования.

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.
  2. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с ОВЗ. Одобраны решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 03.05.2016).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [офиц. сайт]. URL: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 (дата обращения 29.04.2015).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [офиц. сайт]. URL: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1599 (дата обращения 29.04.2015).
Похожие статьи

Методическая разработка по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР) - ФГОС-ОВЗ - Каталог статей - Личный сайт Казанцевой Татья

Сайт Казанцевой Татьяны Викторовны Каталог статей

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост числа детей с множественными, тяжелыми нарушениями в развитии, нуждающимися в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания и в получении специальной психолого-педагогической помощи. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного общества.

При разработке АООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) учитываются особенности психического и (или) физического развития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающие развитие жизненных компетенций в рамках различных социальных сфер (социальной, образовательной, досуговой, трудовой и др.).

Основные направления сопровождения ребёнка с МТНР состоят в следующем:

  • В образовательной области:
  • Организация системы доступного обучения на основе изменения содержания, вариативности АООП, разработке и реализации СИПР;
  • Использование специфических методов и средств обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей.
  • В коррекционно-развивающей области:
  • определение наиболее адекватных и оптимальных путей развития ребёнка с ТМНР специалистами и педагогами школы;
  • Взаимодействие и сотрудничество специалистов сопровождения, педагогических и медицинских работников, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития;
  • Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с целью ее воздействия на развитие ребенка с МТНР.
  • В воспитательной области:
  • Формирование типологических свойств и качеств личности через инвариантные виды деятельности (трудовую, коммуникативную, игровую и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Структура специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) для обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами и педагогами разработана карта специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Основная цель ведения СИПР – установление уровня зоны актуального психического развития ребенка, выявление зоны ближайшего развития, личностных особенностей школьника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также в определенной мере, результаты своего труда. Специальная индивидуальная программаразвития должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Рассмотрим подробнее разделы карты.

В первой части даются персональные данные ребенке и его родителях или лиц заменяющих родителей (опекунов), о составе семьи и ее социальном статусе, об отношении родителей к образованию ребенка. Целесообразно отметить сведения о родителях (образование, возраст, место работы). Также в раздел входят медицинский анамнез ребенка, состояние зрительных функций, сопутствующие заболевания.

Во второй части дается характеристика обследования ребенка на момент начала обучения в школе. Данные предоставляются на основе диагностического обследования педагогом, медицинским работником и имеющимися специалистами в школе. Вывод – какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка.
В индивидуальном учебном плане представлен образовательный компонент, в котором прописывается, какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка: (основные образовательные области, предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности; условия выполнения программы: форма организации занятий, специальный режим. Индивидуальный учебный план раскрывает содержание образования на определенном году обучения с включением программы учебных предметов, других программ (формирования базовых учебных действий, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности.

Содержание образования в условиях организации школы и семьи содержит рекомендации, которые предлагаются педагогом и специалистами по целенаправленному общению с ребенком в семье через игру, чтение, культурные выходы; занятия физкультурой, посильным трудом; интересы ребенка к той или иной проблеме, ситуации и т.д.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре за ребенком в период занятий обсуждаются с родителями. Указывается степень самостоятельности ребенка. Составляется индивидуальный график расписаний с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр.

В раздел о перечне специалистов, участвующих в реализации СИПР вносится коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

В раздел взаимодействия и сотрудничества с родителями вносится воспитательный компонент, который содержит раздел учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей, мероприятия, способствующие социализации и адаптации ребенка в школе.

В перечень технических средств обучения и дидактического материала вносятся сведения о необходимости их применения учащегося с МТНР для реализации СИПР.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т.д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.

СИПР для детей с ОВЗ

СИПР для детей с ОВЗ Специальные индивидуальные программы развития Федерального стандарта образования

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. На основе стандарта разрабатываются примерные адаптированные основные образовательные программы детей и специальные индивидуальные программы развития.

Одной из задач ФГОС является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Для этого внедряются СИПР (специальные индивидуальные программы развития) для детей с ОВЗ. Цель такой программы – поэтапно включить подопечного в систему образования путем формирования и развития коммуникации и санитарно-гигиенических навыков. СИПР предполагает дифференцированный подход, пошаговое обучение и обязательную индивидуализацию процесса обучения, развития интеллекта детей.

Основой стандарта, базой специальных индивидуальных программ развития для детей с умственной отсталостью стал опыт Псковского Центра лечебной педагогики под руководством А. М. Царева. Центром предусмотрены учебные области, которых нет в основных уроках. Например, для тяжелых детей, у которых на момент поступления в школу не сформирована речь и чьи потребности трудно установить, практикуются предметы «Речь», « Альтернативная коммуникация », «Человек».

Особенность СИПР для детей с ОВЗ и заключается в том, что программа предусматривает не только обучение, но и все сферы человеческой жизни, и постепенное формирование элементарных социально-бытовых умений, навыков самообслуживания обучаемого.

На группу детей или на класс предусмотрены, кроме обычного учителя, как минимум два специалиста: ассистент-помощник и тьютор – педагог, осуществляющий индивидуализацию образовательного процесса ребенка. Роли тьютора в реализации специальной индивидуальной программы развития ребенка отводится значимое место. Этот специалист помогает ребенку освоиться на уроке и во внеурочной деятельности, совершает вместе с учащимся достаточно много разных действий.

Детям с умственной отсталостью необходимо обеспечить определенный присмотр и уход, связанный с отсутствием элементарной возможности самостоятельно себя обслуживать. В связи с этим СИПР для детей с ОВЗ имеет жесткие требования к материально-техническим условиям образовательной организации и к санитарно-гигиеническому оснащению помещений и оборудования, в том числе к местам общего доступа.

Одним из аспектов СИПР для детей с ОВЗ, детей с тяжелыми множественными нарушениями, является обучение в разновозрастных группах. Подбор, комплектование учеников в группах зависит от педагогической задачи специалистов, от базового уровня сформированности конкретного навыка учащегося, а не от возраста ребенка.

Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ с умственной отсталостью предусматривают возможность гибкой смены педагогических подходов. На основании итоговой комплексной оценки личностных и предметных результатов усвоения программы и заключения психолого–медико-педагогической комиссии программу можно сменить на более простую по сравнению с первым вариантом. Такой подход обоснован тем, что учебные действия в СИПР не универсальны. Неумение применять сформированные действия в новой ситуации – реальная сложность, с которой сталкиваются дети с ОВЗ. В связи с этиv формирование базовых учебных занятий требует большой работы и над конкретными учебными предметами, и в целом над коррекционно-развивающей деятельностью всей образовательной программы.

Семья и образовательная организация:важное партнерство в реализации СИПР для детей с ОВЗ

Для категории детей с интеллектуальными нарушениями принципиальным является психологическое сопровождение ребенка. Залог его качественного обеспечения – установление взаимодействия семьи и образовательной организации, их совместного равнозначного партнерства. Сегодня для реализации СИПР для детей с ОВЗ на нормативном уровне в адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ закреплена необходимость выстраивать такое взаимодействие.

Перенос тех умений и навыков, которые формируются у ребенка непосредственно в школе, должны быть обязательно подкреплены тем, что происходит дома. Работу по закреплению навыков также обеспечивают тьютор, ассистент, педагог-психолог и учитель-дефектолог. Такие специалисты сопровождения могут включаться в жизнь ребенка не только в образовательной организации, но и в специальных центрах.

Таким образом, специальные индивидуальные программы развития предполагают, что совместные усилия семьи и образовательной организации позволят воплотить полноценную коррекционно-развивающую работу и успешно сформировать разного рода социальные компетенции у детей с интеллектуальными нарушениями.

Методическая разработка по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР) - Методическое сопровождение - ФГОС - Каталог статей - Сай

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост числа детей с множественными, тяжелыми нарушениями в развитии, нуждающимися в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания и в получении специальной психолого-педагогической помощи. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного общества.

При разработке АООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) учитываются особенности психического и (или) физического развития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающие развитие жизненных компетенций в рамках различных социальных сфер (социальной, образовательной, досуговой, трудовой и др.).

Основные направления сопровождения ребёнка с МТНР состоят в следующем:

  • В образовательной области:
  • Организация системы доступного обучения на основе изменения содержания, вариативности АООП, разработке и реализации СИПР;
  • Использование специфических методов и средств обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей.
  • В коррекционно-развивающей области:
  • определение наиболее адекватных и оптимальных путей развития ребёнка с ТМНР специалистами и педагогами школы;
  • Взаимодействие и сотрудничество специалистов сопровождения, педагогических и медицинских работников, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития;
  • Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с целью ее воздействия на развитие ребенка с МТНР.
  • В воспитательной области:
  • Формирование типологических свойств и качеств личности через инвариантные виды деятельности (трудовую, коммуникативную, игровую и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Структура специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) для обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами и педагогами разработана карта специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Основная цель ведения СИПР – установление уровня зоны актуального психического развития ребенка, выявление зоны ближайшего развития, личностных особенностей школьника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также в определенной мере, результаты своего труда. Специальная индивидуальная программаразвития должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Рассмотрим подробнее разделы карты.

В первой части даются персональные данные ребенке и его родителях или лиц заменяющих родителей (опекунов), о составе семьи и ее социальном статусе, об отношении родителей к образованию ребенка. Целесообразно отметить сведения о родителях (образование, возраст, место работы). Также в раздел входят медицинский анамнез ребенка, состояние зрительных функций, сопутствующие заболевания.

Во второй части дается характеристика обследования ребенка на момент начала обучения в школе. Данные предоставляются на основе диагностического обследования педагогом, медицинским работником и имеющимися специалистами в школе. Вывод – какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка.
В индивидуальном учебном плане представлен образовательный компонент, в котором прописывается, какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка: (основные образовательные области, предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности; условия выполнения программы: форма организации занятий, специальный режим. Индивидуальный учебный план раскрывает содержание образования на определенном году обучения с включением программы учебных предметов, других программ (формирования базовых учебных действий, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности.

Содержание образования в условиях организации школы и семьи содержит рекомендации, которые предлагаются педагогом и специалистами по целенаправленному общению с ребенком в семье через игру, чтение, культурные выходы; занятия физкультурой, посильным трудом; интересы ребенка к той или иной проблеме, ситуации и т.д.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре за ребенком в период занятий обсуждаются с родителями. Указывается степень самостоятельности ребенка. Составляется индивидуальный график расписаний с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр.

В раздел о перечне специалистов, участвующих в реализации СИПР вносится коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

В раздел взаимодействия и сотрудничества с родителями вносится воспитательный компонент, который содержит раздел учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей, мероприятия, способствующие социализации и адаптации ребенка в школе.

В перечень технических средств обучения и дидактического материала вносятся сведения о необходимости их применения учащегося с МТНР для реализации СИПР.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т.д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.