Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Выступления Перед Аудиторией img-1

Образец Выступления Перед Аудиторией

Рейтинг: 4.9/5.0 (1630 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Что такое ораторская речь? Пример выступления

Что такое ораторская речь? Пример выступления

January 21, 2015

Ораторская речь – это образец ораторского искусства, искусства публичного выступления, включающего в себя риторику и мастерство подачи информации. Давайте разберемся, какой должна быть по строению ораторская речь. Примеры ее рассмотрим.

Когда зародилось искусство публичного выступления

Зародилось искусство красноречия в Древней Греции, где очень быстро развивалось и достигло своего расцвета. Однако из-за вечного соперничества между Грецией и Римом великие ораторы появлялись в обоих государствах.

Действительно, только в Греции, где слово составляло неотъемлемую часть жизни каждого гражданина, могло возникнуть ораторское искусство. Первым древнегреческим оратором называют Перикла. Его ораторская речь – пример логики, четкости, стройности подачи информации.

Что же касается Древнего Рима, то там риторика появилась лишь после завоевания Греции. Римская манера выступления отличалась излишними стилистическими украшениями, метафорами, притчами и была не столь всестороння и философична. Однако один из величайших ораторов - Цицерон - принадлежит этому государству.

Падение Рима стало закатом ораторского искусства древности, так как оно может иметь успех только там, где процветают свободные институты.

Как написать ораторское выступление

Что нужно для того, чтобы получилась грамотная ораторская речь? Примеры темы вашего выступления должны быть выбраны в соответствии со следующими принципами:

  1. Вы должны ориентироваться в теме лучше аудитории.
  2. Тема должна быть актуальной.
  3. Аудитории интересно то, о чем вы собираетесь рассказать.

Определившись с тем, о чем будете говорить, придумайте название выступления. Оно должно, с одной стороны, точно отражать суть речи, а с другой – привлекать внимание. Ораторская речь примеры названий имеет такие: рабочее – «Как алкоголь и никотин разрушают наш организм»; для выступления – «Разрешенные яды».

Также заранее нужно определить цель своего выступления. Она может быть разной в зависимости от аудитории. Например: объяснить, информировать, убедить, вызвать интерес и т. д.

Выбранная цель определит вид вашей речи:

  • Информационный.
  • Агитационный.
  • Сокровенный.
  • Развлекательный.

Определившись с целью и видом речи, можно приступать к формулировке основной идеи выступления и темы.

План выступления

План помогает сделать выступление логичным, четким, максимально лаконичным и информативным. Он позволяет полностью осветить проблему, поднятую в выступлении. Составлять план надо с момента начала работы. Постепенно он, разумеется, будет меняться, но от этого только выиграет. Давайте посмотрим, как будет выглядеть план, когда нашей целью является информационная ораторская речь. Пример:

  1. Описываем явление или проблему.
  2. Причина, по которой возникло явление или проблема.
  3. Определяем закономерность или случайность возникновения проблемы или явления.
  4. Как взаимосвязаны и взаимодействуют разные составляющие этой проблемы.
  5. Определяем перспективы решения проблемы или развития явления.
  6. Вывод или практическое предложение.

Если ваша задача – доказать что-либо, то распространенным приемом является движение от противного. То есть сначала вы высказываете утверждение, а потом опровергаете его, приводя слушателей к противоположной истине. Однако надо помнить, что вы должны использовать не веские аргументы для переубеждения. Не просто информировать, но и что-то доказать можно, лишь приведя достаточно веские основания. Подбирать подобные аргументы нужно, исходя из того, перед какой аудиторией вам предстоит выступать. Тогда только возымеет действие ваша ораторская речь.

Примеры, как писать ораторское выступление, можно найти в специальной литературе. Но существует два закона ее построения, которые не должны нарушаться: чтобы донести главную идею, используйте как можно меньше средств; аудитория должна постоянно находиться в напряжении.

Подготовка к выступлению

Перед самым выступлением следует задать себе всего три вопроса:

  1. Кем является моя аудитория?
  2. Что она от меня ждет?
  3. Какова задача моей речи?

При этом у вас в голове должен быть план выступления. Для облегчения можно выписать на карточки ключевые слова.

Ораторская речь. Пример Стива Джобса

Речь Стива Джобса 12 июня 2005 года в Стэндфордском университете уже вошла в историю и стала ярчайшим примером риторического искусства, но почему?

Начнем с заголовка: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Эти фразы вызывают сразу несколько эмоций: интерес, удивление, некоторое непонимание. Но в любом случае – узнать, что скрывается за этой темой. Цель достигнута – аудитория заинтригована.

Эта ораторская речь – пример простоты и открытости. Она изобилует речевыми оборотами, простыми предложениями. Стиль речи - разговорный, что сближает оратора с аудиторией – выпускниками, вчерашними студентами. Постоянные паузы дают осмыслить сказанное, но не заскучать.

Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора». Его утверждение правомерно и сегодня. Особенно в наше время, когда соглашения предпочтительнее войн.

Другие статьи

Публичное выступление: как подготовить свою речь?

Публичное выступление: как подготовить свою речь?

На сегодняшний день любому человеку, который стремится преуспеть в карьере, и для которого важен личностный рост, необходим навык публичных выступлений. Хотите вы рассказать новым сотрудникам о миссии и целях компании, выступив с отчетом, или провести презентацию своего проекта – сделать это нужно на самом высоком уровне.

Если ваш доклад будет не только содержательным, но и прекрасно донесенным до слушателей, то в этом случае вы будете выглядеть профессионалом в своей сфере и увеличите кредит доверия со стороны вашей аудитории.

Выступающий, который уверенно и спокойно держится на сцене, всегда выглядит и звучит более убедительно, чем тот, который нервничает. постоянно заглядывает в свои записи и не имеет четкой логической структуры своего публичного выступления.

Как же сделать свои выступления интересными, привлекающими внимание и запоминающимися?

Вот некоторые подсказки, которые помогут вам в этом.

  • Четко определите основную мысль, которую вы хотите донести до аудитории.

Это поможет вам четко сформулировать цель своего публичного выступления, а слушателям будет легче вас понять, усвоить полученную информацию и сформировать свое отношение к предмету обсуждения. Планируя речь, определитесь с тем, о чем вы хотите проинформировать слушателей.

  • Определите логическую структуру выступления.

Основываясь на главном тезисе доклада, подготовьте вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение могут составлять 20% всего доклада. Не стоит пренебрегать этими важными составляющими, иначе новая информация «свалится» на слушателей, как «снег на голову».

Вступление можно начать с небольшой истории, вопроса, или интересного факта. В заключение публичного выступления можно подытожить и кратко повторить идеи, уже озвученные в основной части. Поместив главные пункты доклада в основную часть, воспользуйтесь данными ниже рекомендациями.

  • Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами.

Такой способ широко применяется в бизнес-презентациях и служит отличным доказательством слов докладчика. Чтобы аудитории было легче воспринять новую информацию, вместо «64,3%» лучше скажите «почти 2/3». Используя статистическую информацию, помните, что она должна быть достоверной.

Если презентация содержит много статистических данных, их лучше разместить на слайдах. Диаграммы и графики хорошо привлекают внимание и запоминаются. Также на слайдах можно разместить основные пункты выступления, которые, на ваш взгляд, очень важны для запоминания аудиторией. Помещая данные на слайдах, сделайте их четкими, разборчивыми. Они должны быть видны всем присутствующим. Шрифт должен быть крупным и по цвету резко отличаться от фона.

  • В своем публичном выступлении изложите ровно столько информации, сколько нужно, чтобы раскрыть тему .

Есть докладчики, которые исключительно из добрых побуждений пытаются выложить все, что знают о данной проблеме. На слушателей обрушится шквал информации, из которого они не смогут извлечь ничего полезного.

Так что для обеих сторон будет намного проще, если докладчик в своем публичном выступлении сжато подаст информацию по принципу «меньше, да лучше». Поэтому заранее, еще во время подготовки речи, продумайте, что именно важно рассказать слушателям в контексте рассматриваемой темы.

Вне зависимости от того, сколько времени отведено для выступления, и перед какой по численности и составу аудиторией вы планируете выступить, важно пробудить интерес слушателей к своей теме. Сделать это можно, овладев инструментарием подготовки публичных выступлений. И помните, что, обладая навыком легко заинтересовывать или убеждать в чем-то большую аудиторию, в более узком кругу использовать свои навыки хорошего спикера вам удастся с легкостью!

ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКОВЕДА-ЛЕКТОРА) - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 года)

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика. Понятие «риторика» (от греч. rhetorike techne - ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Почему мы начали именно с науки риторики неудивительно. Это одна из основополагающих наук в деятельности музыковеда-лектора. Ведь музыковед должен не только заниматься исследовательской работой, много читать и все свободное время отдавать изучению нотного текста того или иного произведения. Одним из главнейших критериев музыковеда-профессионала является умение все свои знания донести до слушателя (часто не музыканта) в понятной и адаптированной форме, да еще и «красивыми» словами. В связи с этим, проблему донесения знаний можно назвать основной в публичной деятельности музыковеда-лектора.

Для того чтобы раскрыть эту проблему, необходимо коснуться вопроса специфики публичного выступления.

Принято считать, что публичная речь – это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Но как это понять – «речь, обращенная, прежде всего к самому себе»? Ведь по природе своей человеческая речь диалогична, так как создана для общения: убеждения, побуждения, получения или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины.

Публичный монолог возник в Древней Греции. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы.

Публичная речь – монолог по форме, а по существу – диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение – лингвистическое, или языковое. Необходимость охватить более обширное тематическое содержание усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Публичное выступление – устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм. Еще одна отличительная особенность – это живая интонация разговорной речи, то есть возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

При всех специфических особенностях публичного выступления возникает еще одна важная проблема в деятельности музыковеда-лектора. Это страх и волнение перед выступлением. И она знакома многим. В том числе и знаменитым артистам сцены.

Многие выдающиеся музыканты, такие как, например, виолончелист Пабло Казальс, пианисты Артур Рубинштейн и Гленн Гульд, певец-баритон Дитрих Фишер-Дискау перед выходом на сцену постоянно испытывали сильный страх перед публикой. Тенор Карузо до самого завершения своей карьеры оперного певца также обычно волновался перед выступлениями – он всегда нюхал апельсиновую эссенцию перед выходом на сцену, потому что верил, что та поможет ему успокоить нервы. Каждый исполнитель, в том числе и лектор (так как является тоже своего рода исполнителем) пытается найти собственный способ побороть волнение и страх. И прежде чем перейти к практическим советам, которые могут помочь в преодолении страха и волнения, тем самым обеспечивая высокий процент восприятия речи, хотелось бы немного глубже окунуться в вопрос – в связи с чем возникают панические страхи перед выступлениями вообще.

Проблема снижения уровня ситуативного волнения уже давно стала предметом научного исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Это связано с тем обстоятельством, что волнение как психический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, снижает продуктивность текущей деятельности и разрушает представления об ее эффективности.

Особенно актуальной эта проблема становится в период обучения студентов-музыкантов в вузе, так как именно в этот период продолжают осваиваться умения публичной музыкально-исполнительской деятельности, и формируется профессиональное самоопределение студентов. Основная концепция взаимообусловленности волнения и страха в условиях публичной исполнительской деятельности музыкантов, в том числе и музыковедов-лекторов и типологических свойств нервной системы субъекта, разработанная в рамках отечественной школы, состоит в том, что человек испытывает определенный уровень влияния тревожностного паттерна на эффективность публичной деятельности в связи с индивидуальной типологией нервной системы [2].

Также необходимым, мы считаем, затронуть вопрос воли. Ведь воля абсолютно необходима в любом виде художественно-творческой деятельности; необходима она для достижения успеха и в профессии учителя музыки, и в творческой практике композитора, исполнителя и т. д. Не будет преувеличением сказать, что воля как особое свойство психики человека входит в качестве специфической составляющей в целостную структуру художественно-творческих способностей. Достижений без волевых усилий не бывает, а без достижений, без реальных свершений нет оснований говорить о наличии у человека соответствующих способностей – музыкальных или каких-то других.

Взять, к примеру, профессию музыканта-исполнителя. Вряд ли надо доказывать, что она требует повседневного, регулярного труда, предполагает каждодневную работу вне зависимости от настроения, самочувствия, стечения обстоятельств.

Однако профессия музыканта требует не только больших затрат времени, сил, нервной энергии и т.д. профессия предполагает в качестве обязательного условия «умную», логичную организацию работы, рациональное использование творческих потенций, устремленность в ходе работы в нужном направлении, т.е. точность ориентировки. «Всякое волевое действие является целенаправленным действием». Это, конечно, верно, а потому верно и обратное – всякое целенаправленное действие в основе своей является волевым.

Иными словами, воля определяет и обусловливает не только регулярность творческой работы, ее объемы и масштабы, но и качество этой работы, ее содержательность и продуктивность.

Наконец, важнейшее требование профессии, можно сказать, атрибутивное свойство ее – умение музыканта владеть собой в условиях публичного выступления. Причем выступают «на людях», не только гастролирующие артисты, профессиональные исполнители; «выступают» в известном смысле и музыковеды-лекторы, и преподаватели различных исполнительских дисциплин, проводящие занятия в форме мастер-классов. Внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизованность психофизических ресурсов, хорошо отлаженная саморегуляция – все это необходимые психологические условия успешности музыкально-исполнительской деятельности в различных ее ипостасях. Практически везде и во всем здесь необходима воля, дабы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, свое Я в любой стрессовой ситуации [1].

Теперь же вернемся к практическим советам, которые помогут справиться с волнением и страхом.

Проблема публичного выступления встречается очень и очень часто. Есть только небольшая категория людей, которые не испытывают страх аудитории. Кроме того, есть волнение, а есть самый настоящий страх, который парализует волю. Поэтому необходимо выяснить, что у вас, и в какой степени выражено. Подумайте, что могло стать причиной этого страха, так как обычно страх публичных выступлений – это зависимость от чужого мнения, боязнь, что тебя обсмеют, не будут слушать, что ты говоришь. Такие симптомы могут возникнуть даже в школе. И это неудивительно – школа нам дает много знаний, но вот выражать знания нас не учит, получается ситуация: знаю, а сказать не могу. Да и в ВУЗах по большей части студенты пишут лекции, участие в семинарах в плане обратной связи студентов минимально.

Ниже приведем несколько рекомендаций психолога Светланы Сушинских, которые помогут побороть страх и волнение:

1. Не очень хорошо, когда преобладает «установка на успех». Когда человек выходит «за аплодисментами», он заведомо обрекает себя на большие трудности. Настройтесь на искренность по отношению к тем, перед кем вы будете выступать, и будьте готовы увидеть даже и каменные лица.

2. Не нужно зацикливаться на том, как вас будут оценивать. Нужно думать не о том, как вы выглядите в глазах слушателей, а сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, на достижении цели выступления. Думающий о деле забывает бояться.

3. Очень важно отключить внимание от источника опасности. Учитесь управлять своим вниманием. Помните, что когда вы волнуетесь, то ваше внимание «разбросано». Иногда, уже в момент высказывания, вдруг настигает нас волна страха. Например, что-то забыли. Не паникуйте. Соберите внимание на каком-то предмете (лист бумаги на столе), успокойте дыхание. Подержите паузу. За это никого еще не убивали. Спокойно произнесите свою последнюю фразу. Ваш мозг работает в эти секунды в ускоренном режиме. Вы найдете нужное решение. Но не давайте страху овладеть вами. И вообще, знайте, что слушатели вашего волнения не замечают. Это нам только кажется, что все смотрят и радуются, видя, как мы «дрожим».

4. Очень помогает сконцентрировать внимание на понравившемся вам лице. Как только заметили волнение, тут же переводите взгляд на то лицо, глядя на которое вы чувствуете себя уверенно.

5. Очень важно научиться снимать напряжение мышц. Научитесь расслабляться. Перед выходом к публике успокойте дыхание, сделайте несколько неглубоких равномерных вдохов и выдохов, дышите животом. Подвигайтесь в спокойном ритме, походите ритмично.

И самое главное: чтобы преодолеть свой страх, нужно чаще выступать. Так как вырабатывается навык публичных выступлений и вы сами не заметите, насколько легко и интересно общаться с аудиторией.

Теперь же необходимо коснуться еще одного важного момента – как подготовиться к публичному выступлению, чтобы оно надолго осталось в памяти аудитории.

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале необходимо сделать «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя? Выделите главную идею вашей речи. Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей. Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления. Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, для зрительного закрепления информации.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер – время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость – сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух-трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности . – М. 1997.

Сенцова А. Г. Ситуативная тревога в исполнительской деятельности студентов-музыкантов и ее зависимость от компонентов эмоциональной сферы личности. Автореф….канд. дисс. – Иркутск, 2006.

Перейти к обсуждению работы

Как начать выступление: 10 идей

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям

Как придумать мощное, яркое начало для выступления перед аудиторией? Вот несколько способов дать своей речи эффективный старт. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света.

Начните с позитивного утверждения. Можете сообщить своим слушателям, что им понравится ваше выступление. Например, можете заявить: «Вам действительно придется по душе то, как мы проведем время вместе сегодня. Я собираюсь поделиться с вами некоторыми из самых интересных идей и важных открытий в этой области».

Упомяните некое актуальное событие. Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка — вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли — привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Перескажите недавний разговор. Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление. Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Начните с анекдота — если уместно. Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Позабавьте аудиторию. Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой — с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну — одновременно всем присутствующим.

Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос. Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?».

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!». После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом — с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте заявление и задайте вопрос. Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

«Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?»

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще.

Начните с истории. Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были. ».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина. » Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией. Одна из самых важных задач вступительной части речи — налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня — или когда-то в прошлом — вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе. Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

  • Поблагодарите организаторов
  • Похвалите слушателей
  • Вспомните некое историческое событие
  • Процитируйте слова известного человека
  • Приведите данные новейшего исследования
  • Начните с проблемы

Выступление перед аудиторией, требования - Бизнес журнал

Выступление перед аудиторией, требования

Д ля того чтобы выступать перед аудиторией необходимо знать и придерживаться некоторых простых требований, тогда все слова будут услышаны и ваша речь произведет должный эффект на слушателей.

Итак, какие же основные требования к выступлению перед аудиторией, во-первых, выступающий перед аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос - от этого очень сильно зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму и к чувствам слушателей. Невозможно передать всю глубину содержания, воздействовать на аудиторию и эмоционально, и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный.

Выступление перед аудиторией

Речь должна быть сбалансирована по темпу. Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффективна, т. к. вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия: возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие.

Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова. Несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления. Излишне выспренные выражения смешат, тривиальные — раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.

Выдающийся русский юрист и оратор А.Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: «Стоит переставить слова в народном выражении «кровь с молоком» и сказать «молоко с кровью», чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного не на свое место».

Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отношении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать запасу знаний слушателей и в некоторой степени характеру их ожиданий — социальных установок.

Образец гибкого следования письменной речи за меняющейся обстановкой можно найти у академика Е.В. Тарле, который приводит наблюдение над спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период «Ста дней»).Первая публикация: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», вторая — «Людоед идет к Грассу», третья — «Узурпатор вошел в Гренобль», четвертая — «Бонапарт взял Лион», пятая — «Наполеон приближается к Фонтенбло», шестая — «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже». Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними — слова.

Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность. Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н.Г. Чернышевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утверждение «человек, говорящий нашим языком, — наш человек».

Современный русский литературный язык быстро развивается. Опытные преподаватели — это люди, учившиеся говорить и получившие представление о языковой норме 20-30 лет назад. Они сохраняют представление о такой норме и поныне. Молодежь овладевает уже изменившимся языком, у нее формируется иное представление о речевой норме. Отсюда и ряд психологических трудностей: «старшие» поколения относятся с непониманием, а нередко и с возмущением к речевой норме молодежи; молодежь стремится отстоять свою речевую самостоятельность.

Очень важно помнить, что функции распределения значений слов могут не совпадать у вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут, а там, где вы говорите о серьезных вещах, могут засмеяться. Учет этих моментов существен для успешности лекторской и преподавательской работы.

Слова-паразиты

Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов («так сказать», «значит», «ну», «как бы» и т. д.) отталкивающе действует на слушателей, и речь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Эмоциональная напряженность выступающего специфически искажает его речь, в ней появляется «мусор» типа слов «это», «какой-то», «этот самый», «вот» и паузы с наполнителями типа «э-э-э. »

Сильное волнение лектора может сделать его выступление излишне категоричным, увеличив количество слов с четкой позитивной и негативной ориентацией («очень», «совершенно», «прекрасный»), участить повторы слов и склонность к использованию стереотипов и терминов.

Доступность

Язык выступления должен быть простым. Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей. Манера сложно излагать очевидно простой материал — сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления о том, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.

Известный физик В. Гейзенберг писал: «Для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области». Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой работы над формой, но и углубленного знания предмета.

Штампы и стереотипы

Допустимо ли использовать в речи штампы и стереотипы? Совместная жизнь и сотрудничество людей формируют общие для них стереотипы мышления. Мысленным штампам соответствуют и языковые стереотипы в форме нормативных оборотов речи. Многие люди считают, что лучше обходиться без штампов, но ведь штампы экономят время на восприятие, позволяя быстро просматривать материал для обобщенной оценки его значимости.

Краткость

Говорите кратко. Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после этого победил».Желательно выражаться точнее.

Известный физик П. Дирак говорил точно и требовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?» — «Я не понимаю, как Вы получили это выражение», — сказал один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, — произнес Дирак, — вопросы есть?»

Точность и образность

Необходимо выражаться не только точно, но и образно. Вот пример из книги врача-гипнолога Буля. Человеку в гипнозе внушалось: «Вы съели жирную пищу». Затем экспериментально изучали процессы в желчном пузыре, но никаких результатов, сходных с картиной реального насыщения жирной пищей, не обнаружили. Тогда изменили формулу внушения: «Вы видите перед собой на столе много вкусных питательных жирных блюд — яичницу с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном. Вы начинаете есть, выбирая то, что вы любите. » Рентгеновские снимки желудка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возникает после реального насыщения подобной пищей.

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи. Так, в газете писали о том, как режиссер научно-популярного фильма «Воздуху и воде быть чистыми» сдавал его заказчику. Дикторский текст начинался словами: «Ученые формулируют эту проблему просто: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей». Два почтенных специалиста-заказчика усмотрели в этом крамолу и исправили текст так: «Ученые формулируют эту проблему просто: или люди обеспечат достаточную очистку выбросов в атмосферу и водоемы, или фауна и флора, будут подвержены уничтожению». И стало скучно.

Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф.О. Шехтель как-то обратился к своим слушателям с такими словами: «Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор, как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы. ». Слушатели надолго запомнили это выступление.

Прямые обращения

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, т. к. они, тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем.

Начало речи Цицерона против Каталины, на которой училось много поколений ораторов, звучало так: «Доколе же ты, Каталина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться над нами?»

Выражения типа: «Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами», «А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны. », «Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения», «Что мы знаем об этом деле?», «И что же мы видим? » приглашают слушателя к активному взаимодействию с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, принятые в разговорной речи.

Требования к речи:
  1. Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).
  2. Последовательность и четкость объяснения.
  3. Убедительность и логичность приводимых доводов.
  4. Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).
Требования к форме речи:
  1. Отчетливое произношение.
  2. Нормальный и средний темп.
  3. Соразмерность силы голоса.
  4. Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.
  5. Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.