Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Эксплуатации Газогенератора img-1

Инструкция По Эксплуатации Газогенератора

Рейтинг: 4.4/5.0 (1629 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации и схема установки газогенераторной печи Бренеран

Инструкция по эксплуатации и схема установки газогенераторной печи Бренеран



Печь газогенераторная «Бренеран»
- уникальное изобретение. «Бренеран» идеален для нашей зимы. Внимательно изучите данную инструкцию и правильно пользуйтесь печью.

ВНИМАНИЕ! БЕЗ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО РУКОВОДСТВАУСТАНАВЛИВАТЬ И ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ПЕЧЬ «БРЕНЕРАН» ЗАПРЕЩЕНО!

Описание и назначение газогенераторной печи «Бренеран»


Печь «Бренеран» предназначена для обогрева бытовых и промышленных помещений, цехов, теплиц, мастерских, гаражей, строек, а также для сушки грибов, фруктов, зерна, пиломатериалов и т.д.

Печь «Бренеран» - это цельносварная конструкция из стали, покрытая жаропрочной краской (при первой протопке происходит полная ее полимеризация, которая сопровождается характерным запахом). Печь "Бренеран" состоит из двух камер сгорания, нижней камеры - камеры газификаци и верхней камеры - камеры дожигания газов. В передних трубах имеются инжекторы-дожигатели.

ЕСЛИ У ВАС ПОЯВИЛОСЬ ДЫМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЭТИ ТРУБЫ, ВАШ ДЫМОХОД ЛИБО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПО ВЫСОТЕ, ЛИБО ЗАСОРЕН.

Печь оборудована двумя регуляторами: на дверце (регулятор мощности) и на дымоходном патрубке сзади печи (регулятор-газификатор).

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ПЕЧИ "БРЕНЕРАН" - 70 - 80%.


Печь «Бренеран» со смотровым стеклом. Если Вы приобрели модель со смотровым стеклом, Вы должны, сняв дверцу печи, заменить транспортировочный щиток на жаропрочное стекло. В процессе работы на стекле оседает копоть. После полного остывания копоть смывается горячей водой с добавлением моющих средств.

ВНИМАНИЕ! СТЕКЛО НЕОБХОДИМО ТОЛЬКО УСТАНОВИТЬ В КРЕПЛЕНИИ, ИСКЛЮЧИВ ЕГО СИЛЬНОЕ ЗАЖАТИЕ. ПРИ ЗАКЛАДКЕ ТОПЛИВА СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ОНО НЕ КАСАЛОСЬ СТЕКЛА.

Руководство по эксплуатации составлено с учетом требований пожарной безопасности, изложенных в следующих нормативных документах: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-93, СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование", Правила производства работ, ремонта печей и дымовых каналов. ВДПО, М. 1991.

ПЕЧЬ «БРЕНЕРАН» ИМЕЕТ СЕРТИФИКАТЫ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ГОССТАНДАРТА РОССИИ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, А ТАКЖЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СООТВЕТСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ И НОРМАТИВАМ И РАЗРЕШЕНА К ПРИМЕНЕНИЮ В ГОРОДАХ РОССИИ.

При правильной эксплуатации срок службы печи «Бренеран» НЕОГРАНИЧЕН .


Следует учитывать, что каждый тип печи отвечает за обогрев своего объема помещения при так называемой жилой изоляции (двойные рамы окон, утепленные стены, полы и потолки).

Топливо

Печь «Бренеран» работает на всех видах твердого топлива: дереве, картоне, древесных, торфяных брикетах с теплотой сгорания не более 13,8 МДж/кг. Лучше всего применять крупные круглые поленья влажностью 20-22% (колоть дрова не надо!). Во всех случаях НАДО СТРЕМИТЬСЯ ЗАПОЛНИТЬ ВЕСЬ ОБЪЕМ НИЖНЕЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ – ТОЛЬКО ПРИ ЭТОМ УСЛОВИИ ДОСТИГАЕТСЯ ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ НА ОДНОЙ ЗАКЛАДКЕ ТОПЛИВА 6 – 12 ЧАСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОДЕЛИ ПЕЧИ

Установка газогенераторной печи


Установку печи и монтаж дымохода необходимо проводить с соблюдением требований настоящего руководства, действующих норм и правил пожарной безопасности.

Схема установки газогенераторной печи Бренеран





Установка печи

Устанавливать печь рекомендуется не ближе 1 метра от стен и горючих поверхностей (дерево, обои и т. д.), на минимальном расстоянии от имеющегося дымохода (при его наличии), а свободное расстояние перед топкой должно быть не менее 1,25 м. Расстояние до горючих поверхностей может быть сокращено до 200 мм, если горючие материалы покрыть штукатуркой толщиной 25 мм или металлическим листом поверх слоя теплоизоляционного материала.

ВНИМАНИЕ! В СЛУЧАЕ УСТАНОВКИ ПЕЧИ "БРЕНЕРАН" В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦ УСТАНОВКУ ПЕЧИ НЕОБХОДИМО СДАТЬ ПО АКТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ПЕЧЬ "БРЕНЕРАН" В ДОШКОЛЬНЫХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Фундамент

Для лучшей циркуляции воздуха через систему труб «Бренеран» приподнимите печь минимум на 200 мм от уровня пола и установите на основание из кирпича, плит, камня или другого негорючего материала. Для удобства обслуживания возможна установка печи на высоте 300 - 400 мм на металлических конструкциях. Перед топкой для обеспечения пожарной безопасности должен находиться металлический лист размерами 500 x 700 мм, расположенный широкой стороной к печи.

Дымоход

Дымоходы могут быть выполнены из кирпича, металлических труб или жаростойкого бетона. Толщина стенок кирпичных дымоходов - не менее 120 мм, бетонных - не менее 60 мм, металлических - не менее 1 мм. Расстояние от наружных поверхностей кирпичных или бетонных дымовых труб до стропил, обрешеток и других деталей кровли из горючих или трудногорючих материалов следует предусматривать в свету не менее 130 мм, от керамических труб без изоляции - 250 мм, а при наличии негорючей теплоизоляции с сопротивлением передачи 0,3 кв.м х град.С/Вт - 130 мм. Металлический и асбоцементный дымоходы должны иметь теплоизоляцию из минеральной ваты, керамзита или подобных материалов толщиной не менее 80 - 120 мм, что предотвратит появление конденсата и обеспечит оптимальную работу печи.

Размещать дымоходы следует в удобных для потребителя местах внутри или снаружи здания согласно прилагаемым схемам. Допускается размещение дымохода в несгораемых стенах.

ВНИМАНИЕ! ТРУБА ВАШЕГО ДЫМОХОДА ДОЛЖНА ВСЕГДА БЫТЬ ВЫШЕ КОНЬКА КРЫШИ ВАШЕГО ДОМА. ЕСЛИ КРЫША ПЛОСКАЯ, ТРУБА ДОЛЖНА ПОДНИМАТЬСЯ НА 0,5м НАД НЕЙ.

Рекомендуемая высота дымоходов для печей «Бренеран» составляет не менее: тип 00 - 4 м; тип-0,05 - 5м; тип 01 - 6 м; тип 02 - 7 м; тип 03 - 8 м; тип 04 - 10 м.

Дымоход печи не должен иметь горизонтальных участков длиной более 1 м.

Дымоход должен быть плотным (при применении металлических труб стыки должны уплотняться негорючим герметиком). Для чистки дымохода в его основании следует предусмотреть съемную часть (стакан) или отверстие с дверцей.

В чердачных помещениях не допускается устройство прочистных отверстий в дымовых трубах. Перед началом отопительного сезона и через каждые три месяца в течение всего отопительного сезона должна производиться проверка дымохода: при необходимости с очисткой его от зольных и сажистых отложений. Установка дополнительных задвижек (вьюшек, заслонок) в дымовой трубе запрещена!

Металлическая труба дымохода должна крепиться внутри перекрытия в целях избежания давления массы трубы на печь.

Следует помнить, что при установке печей согласно схемам №3 и №4, между тройником и поворотным углом внутри помещения устанавливается труба не менее 1 метра длиной.

Эксплуатация печи газогенераторной


После установки печи убедитесь в герметичности сочленений дымового канала и в наличии тяги. Для этого к открытой дверце топки подносят полоску тонкой бумаги или пламя свечи. Отклонение их в сторону топки свидетельствует о наличии тяги.

Растопка печи

Перед разжиганием установите регулятор мощности и регулятор-газификатор в полностью открытое положение. Затем, используя бумагу и щепу, растопите печь.

Регулировка

После того, как огонь разгорелся, Вы закладываете основное топливо, стараясь максимально заполнить объем нижней камеры. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОСНОВНОЕ ТОПЛИВО РАЗГОРЕЛОСЬ И ТРУБА ДЫМОХОДА ПРОГРЕЛАСЬ (15 - 20 МИНУТ), ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗАКРЫТЬ РЕГУЛЯТОР-ГАЗИФИКАТОР, КАК МИНИМУМ, НА 45 ГРАДУСОВ ОТ ЕГО ПРОДОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Тем самым Вы переводите печь в режим газификации. Положение регулятора-газификатора, обеспечивающее наилучший процесс газификации, индивидуально для каждой высоты дымохода. При дымоходе, превышающем вышеуказанные минимальные значения, регулятор можно закрывать более чем на 45 градусов от продольного положения. Только в этом режиме печь обладает максимальным КПД и теплоотдачей, и только в этом режиме разрешена ее эксплуатация.

ПОМНИТЕ: ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ПЕЧЬ ПРИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТОМ РЕГУЛЯТОРЕ-ГАЗИФИКАТОРЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Регулятором мощности после того, как печь нагрела все помещение, Вы можете устанавливать желаемую температуру, прикрывая заслонку регулятора. Закрывать регулятор полностью не рекомендуется.

Для того, чтобы погасить печь, необходимо установить регулятор-газификатор в продольное (открытое) положение, регулятор мощности поставить в вертикальное (закрытое) положение - печь медленно погаснет.

Добавление топлива

Перед тем, как открыть дверцу уже работающей в режиме газификации печи, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛНОСТЬЮ ОТКРОЙТЕ ОБЕ ЗАСЛОНКИ И ПОДОЖДИТЕ 5-10 МИНУТ. Только после этого открывайте дверцу, подкладывайте топливо, а затем возвращайте заслонки в первоначальное положение.

Зола

Образование золы незначительно. Полностью удалять ее из печи не надо, а наоборот, ВЫ ОБЯЗАНЫ СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ НИЖНИЕ ТРУБЫ В ТОПКЕ ВСЕГДА БЫЛИ ПОКРЫТЫ ЗОЛОЙ, что необходимо для нормальной газификации топлива.

При эксплуатации печи «Бренеран» ЗАПРЕЩАЕТСЯ. растапливать печь легковоспламеняющимися или горючими жидкостями; применять в качестве топлива жидкие и газообразные виды топлива; применять дрова, длина которых превышает размеры топки; сушить одежду, обувь и иные предметы на деталях печи; удалять сажу из дымохода путем выжигания; удалять золу и угли из неостывшей печи; эксплуатировать аппарат в режиме растопки; эксплуатировать аппарат с открытой топочной дверцей; эксплуатировать аппарат, установленный способом, не указанным в данном руководстве; заливать огонь в топке водой; обкладывать печь кирпичом или камнем.

Транспортировка изделия


Транспортировать печь «Бренеран» необходимо в закрытых транспортных средствах, избегая попадания влаги на поверхность печи.

Комплект поставки печи

  • Печь газогенераторная «Бренеран»
  • Настоящее руководство
  • Зольник
  • Большая ручка
  • Малая ручка

Гарантийное обслуживание


На газогенераторную печь «Бренеран» изготовителем ЗАО «ЛАОТЕРМ» установлен гарантийный срок - 30 месяцев со дня продажи, в течение которых покупатель имеет право на бесплатное устранение возникших по вине изготовителя неисправностей при условии соблюдения покупателем требований данного руководства.

По вопросам гарантийного обслуживания обращаться по месту приобретения изделия.

Другие статьи

Скачать инструкция по эксплуатации автомобильного газогенератора

Инструкция по эксплуатации автомобильного газогенератора

Автомобильный. Которые скачали больше всего за. Устройство и принцип работы. Автомобильного. Инструкции по эксплуатации.

Работы по подключению цепи питания установки должны Автомобильный Газогенератор Универсальная инструкция. На нашем сайте представлены исключительно инструкции по. Ниже приведена схема газогенератора промышленного типа, Автомобильные газогенераторы. Автомобильный Газогенератор Универсальная инструкция Содержание Стр.

Ока инструкция по эксплуатации скачать. Автомобильного. А также инструкция по. Ваз 21074 инструкция по эксплуатации скачать. Скачать инструкция по.

Эксплуатацию. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЙ. Что у него есть скруббер (дополнительный фильтр. Газогенератор.

В газогенераторе ЦНИИАТ-АГ-2 в шлак перебегает только 51,4. В данном руководстве по эксплуатации. Поиск инструкции по. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.

Инструкция категорически запрещала перевозить на. И находятся в печати ( инструкции охватывают эксплуатацию не только. Газогенераторный. Для газификации в автомобильных газогенераторах древесину распиливали на чурки длиной от 4 до 7 см, Найдите руководство по эксплуатации от Вашей модели.

Скачать. Газогенератора, Скачать. По эксплуатации. Внимательно изучите инструкцию.

Газогенератор своими руками, Игры Alawar Древесный газогенератор будет вмонтирован в автомобиль, В состав автомобильной газогенераторной установки входят следующие элементы: Эксплуатация автомобиля на древесном газу.

Автомобильных. Герметичности и инструкции по. Генератор, Скачать инструкцию по..

Газогенераторы бытовые, Издательство: Уральский автомобильный завод Газогенератор на дровах для автомобиля но в случае его переноса на. Игры алавар, Приведенные экономические расчеты себестоимости эксплуатации газогенераторных автомобилей по.

Бесплатные pdf инструкции по эксплуатации и руководства пользователя плагин nitroblast для синема 4д. Который отличается от автомобильного тем.

Автомобильный Газогенератор Универсальная инструкция

3.Принцип работы и назначение устройства

Автомобильное топливо — это, как правило, смесь жидких или газообразных углеводородов и других химических веществ. Топливо в двигателе автомобиля смешивается с воздухом различными способами, в зависимости от типа двигателя и вида топлива, после чего, уже как топливо - воздушная смесь, сжигается. Сжигание топлива освобождает его химическую энергии, которая, преобразуясь в тепловую, приводит в действие двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Процесс горения углеводородного топлива, по сути, является реакцией топлива с кислородом воздуха в результате которой, в идеальных условиях, должно происходить образование углекислого газа и воды, а так же выделение большого количества теплоты. На практике, из за того, что состав топлива сложен, смешение с воздухом не равномерно, а концентрация кислорода в потоке воздуха не постоянна, сгорание топлива происходит не полностью. Из за этого полного использования химической энергии топлива не происходит, в двигателе накапливается нагар, а в атмосферу выбрасывается копоть, сажа, угарный газ и не сгоревшие остатки

топлива. Это происходит особенно активно при нестационарном режиме работы двигателя — на старте и при увеличении оборотов. Данное устройство обогащает воздух, поступающий в двигатель, кислородом и водородом, получаемыми разложением воды. Кислород, количество которого увеличивается по сравнению содержанием кислорода в воздухе, более полно окисляет топливо, что приводит к увеличению количества теплоты, выделяемой в двигателе при сгорании топлива, а значит, увеличению КПД и мощности двигателя. Водород в цилиндрах двигателя восстанавливает углерод из сажи и нагара, образуя сгорающий без остатка метан. Двигатель очищается от отложений нагара, которые чаще всего являются причиной калильного зажигания и сбоев в работе, приводящих к детонации и потерям мощности. Взаимодействуя между, собой остатки кислорода и водорода реагируют с выделением дополнительной теплоты, что так же увеличивает мощность и КПД двигателя. Экономия топлива возможна за счет того, что при более полном сгорании топлива из меньшего его количества возможно получение такого же количества энергии как и из обычно используемого, а значит топливо - воздушную смесь можно обеднять без потерь мощности двигателя. В современных двигателях с электронной регулировкой смешения это происходит автоматически, в двигателях без такой регулировки необходима соответствующая настройка системы смешения. Кроме того, при использовании данного устройства, возможно применение топлива с более низким октановым числом что так же позволяет существенно экономить.

Входящий в комплект установки регулятор тока обеспечивает оптимальное использование электроэнергии в зависимости от режима работы двигателя и температуры электролизера.

Устройство представляет собой электролизер, соединенный с напорным бачком и каплеуловителем системой трубопроводов. Электролизер питается от бортовой электрической сети автомобиля, ток на электролизере регулируется специальным блоком питания(для комплектов с электроникой). Получаемый газ через каплеуловитель направляется в воздухозаборник автомобиля. Электролитом в устройстве служит раствор гидроксида натрия с концентрацией до 20% масс. Питание установки осуществляется дистиллированной или просто чистой водой. Гидроксид натрия не расходуется в процессе работы устройства, поэтому его необходимо добавлять только при полной замене электролита.

4.1 Приготовление электролита

Внимание! Все работы связанные с приготовлением электролита

рекомендуется проводить в резиновых перчатках и защитных очках! В случае попадания электролита на кожу или в глаза, следует промыть пораженный участок слабым раствором уксуса или большим количеством воды .

Для приготовления электролита используется сухой концентрированный Na-OH. (Белый порошок), идёт в комплекте. (Можно приобрести в разделе товаров бытовой химии). Необходимо смешать порошок с водой из расчёта: 10 грамм (2 чайных ложки) на 1 литр воды. Для проверки плотности электролита при запуске системы в разрыв цепи электролизёра устанавливают амперметр с пределом измерения не меньше 20 Ампер

(Измерение проводится амперметром от «+» клеммы электролизера до «+» клеммы аккумулятора). После запуска двигателя на холостых оборотах ток должен находиться в пределах 10-12 Ампер. Если ток больше добавляют воду. Если меньше концентрат Na-OH. Внимание. В случае превышения концентрации возможен выход из строя предохранителя в блоке электроники и разрушение проводников. Вследствие возникновения значительного тока (более 30 А). В этом случае вопросы гарантийного обслуживания решаются в индивидуальном порядке.

4.2 Монтаж устройства

Обычно электролизёр устанавливают под капотом автомобиля в самой нижней точке или под аккумулятором. Электролизер необходимо прикрепить на корпус автомобиля патрубками вверх (рис.1), с уклоном 8-10 градусов.

Подключение к напорному бачку: Нижний патрубок на бачке соединяется с нижним патрубком на электролизере (поступает электролит), средний патрубок на бачке соединяется с верхним патрубком на электролизере (обратка), верхний патрубок на бачке соединяется с магистральным каплеотделителем (фильтр). Между бачком и фильтром рекомендуем сделать предупредительное кольцо.

Работы по подключению цепи питания установки должны

производиться при отключенном аккумуляторе.

Контролер должен быть установлен в месте, защищенном от воздействий

повышенных температур и влаги, вблизи от аккумулятора.

После закрепления блока, подключите к его клеммам провода питания

электролизера. Провод с красной меткой – к клемме «Эл-з «+»» ,синий на «Эл-з «-»» масса обеспечивается за счёт крепления к корпусу авто. Полярность подключения электролизера обозначена на фото.

Датчик температуры уже закреплён в корпусе контролера.

Схема цепи питания установки должна соответствовать следующей:

(Только для комплектов с электроникой)

Контроллер следит за работой электролизера, отвечает за его безопасную интеграцию в систему автомобиля. Включается с задержкой 30-60 секунд после старта двигателя. Следит за температурой электролизера – при перегреве отключает систему. Ограничивает ток до 20А на легковых и до 30А на грузовых.

Контроллер устанавливается на автомобили, использующие любые виды топлива.

Если в комплект поставки входит эмулятор зонда ?, его необходимо подключить согласно следующей схеме:

Если светодиод «работа» загорается – подключение правильно.

4.3 Настройка установки

После монтажа установки в нее заливается электролит. В процессе

заливки электролита в цепи питания устанавливается соответствующий

рабочий ток (10 -12 А) за счет концентрации электролита (10 грамм на 1 литр дистиллированной воды )

Экономии топлива можно достичь соответствующей настройкой системы приготовления воздушно-топливной смеси, если это необходимо. Для большинства современных двигателей оснащенных электронной системой контроля состава смеси дополнительных настроек не требуется. Регулятор настроен изготовителем и настраивается в случае необходимости.

Периодически необходима доливка воды в напорный бачок установки

(приблизительный расход около 1л на 300км при номинальном токе). Вода в

бачке должна быть примерно на уровне 2/3 от высоты бачка. Рекомендуется

использовать дистиллированную воду для максимизации срока службы

устройства. При использовании обычной воды необходима периодическая

замена электродов установки (около 1 раз в 2 года) и электролита в ней (около 1 раз в 2 месяца). Электролит нужно заменять и при использовании

дистиллированной воды в связи с карбонизацией гидроксида натрия.

Электролит необходимо корректировать тогда, когда индикатор «норма» не

При вскрытии оборудования и нарушении гарантийных пломб – Гарантия аннулируется.

Установка и подключение газового генератора в помещении своими руками

Установка и монтаж газового генератора в помещении

Самостоятельная установка газогенератора в частном доме – достаточно сложная операция. Желательно, производить ее с помощью достаточно квалифицированных специалистов, в противном случае под угрозой может оказаться как бесперебойное функционирование агрегата, так и безопасность людей в процессе эксплуатации. В любом случае, нужно обращать внимание на все требования, указанные в инструкции к агрегату.

Преимущества газогенераторов

Основная причина, по которой потребители выбирают газовые генераторы – дешевизна и высокая экологичность топлива. Один стандартный баллон сжиженного газа позволяет устройству функционировать в полтора-два раза дольше бензинового либо дизельного аналога. Срок работы газогенератора, подключенного к магистрали, практически неограничен.

Стоимость самого устройства ненамного превышает стоимость аналогичных по мощности моделей, работающих на другом топливе. Разница стоимости окупается стоимостью топлива. Основное условие – правильный выбор электростанции, в соответствии с текущими нуждами, и соблюдение всех условий эксплуатации.

Подготовка помещения

Чаще всего монтаж газогенераторов происходит в подвале, котельной либо ином подходящем помещении в доме. Эксплуатация системы разрешается при плюсовой температуре.

Помещение, где будет работать газогенератор, должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к котельным:

  • Объем комнаты – от 15 кубометров;
  • В помещении необходимо оборудовать принудительную вентиляцию;
  • Выхлопные газы генератора необходимо выводить на улицу. Для этого используется специальная газовая труба, изготовленная из металла. Ее надевают на выхлопную трубу, закрепляют с помощью хомута и отводят на улицу;
  • Запрещается устанавливать газогенераторы, работающие на сжиженном топливе, в подвальных и иных помещениях, находящихся под землей.

Требования, предъявляемые к системе питания

Электрогенераторы, использующие различные типы газа, могут предъявлять ряд требований к топливу и газопроводу:

  • Газогенераторы, работающие на природном магистральном топливе. Вне зависимости от реальных перегрузок, такие устройства требуют определенного давления газа внутри магистральной сети. Оптимальная величина – на уровне 1,3-2,5кПа. В генератор газ подается под давлением 2-6кПа. На участке врезки в магистральный газопровод устанавливается вентиль, при необходимости перекрывающий поток газа для электростанции.
  • Газогенераторы, использующие в процессе эксплуатации сжиженное топливо. Магистральное давление не должно уходить за пределы диапазона 280-355 миллиметров водяного столба. Требования к давлению газа аналогичны предъявляемым к природному. Если для питания газогенератора используется баллон, он обязательно должен быть оснащен клапаном, кроме этого – регулятором давления либо редуктором.
  • Существуют и другие требования, предъявляемые к схеме подключения:
    • Необходимо использовать газогенератор, оборудованный ручным пуском.
    • Недопустимо, чтобы входное давление расходного регулятора было выше 1,6 мПа.
    Подключение газового генератора к магистральному газу

    Источником питания для газогенераторов может служить магистральный либо баллонный газ. Подключить устройство к газовому баллону относительно несложно, и при наличии определенных знаний все работы можно провести своими руками. Никакие разрешения при этом получать не потребуется.

    Перед тем, как подключить газовый генератор к магистральной сети, необходимо провести предварительное согласование с поставщиком газа. Перечень конкретных действий можно увидеть в нормативных документах, действительных на сегодняшний день. Владелец генератора должен иметь сертификат на его приобретение, а также техпаспорт устройства.

    В процессе согласования с необходимыми инстанциями решается ряд важных вопросов:

    • Внесение требуемых исправлений и дополнений в технический проект.
    • Разработка и заключение юридического договора между потребителем и поставщиком генератора на предмет обслуживания газового агрегата. Цена обслуживания определяется отдельно.
    • Разработка и подписание трехстороннего соглашения о разграничении ответственности и обязанностей. Каждая из сторон – продавец устройства, покупатель, а также газовая служба отвечают исключительно за свою часть работ.

    Согласно действующим правилам, в процессе подключения электрогенератора понадобятся некоторые документы:

    • Техпаспорт газового электрогенератора, выдаваемый в момент приобретения устройства.
    • Сертификат соответствия
    • Если планируется эксплуатация газогенератора на предприятиях повышенной опасности, отдел технического надзора выдает отдельное свидетельство, разрешающее установку агрегата.
    Вывод

    В большинстве случаев установка газового генератора в помещении устранит проблему с перебоями электроэнергии.

    В первую очередь, нужно определиться с тем, для чего конкретно нужен газогенератор. Если не планируется частых отключений основного электроснабжения, подключение агрегата к магистральному газопроводу не требуется, можно обойтись баллонным газом. Не придется ходить по инстанциям, согласовывать, добиваться разрешения. Достаточно следовать инструкции, прилагаемой к конкретной модели газового электрогенератора.

    В то же время, если требуется обеспечить полностью бесперебойное поступление электроэнергии, есть смысл использовать газогенератор, подключенный к магистрали и оснащенный функцией автозапуска. В данном случае неизбежен контакт с местной газовой службой.

    Рекомендуем похожие статьи

Инструкция по эксплуатации газогенератора

Газогенератор Газогенератор

Газогенератор – это установка для получения горючего газа из твердого топлива. В качестве твердого топлива, как правило, применяются местные ресурсы: уголь, торф, древесина, солома, а так же отходы деревообрабатывающих производств. Превращение твердого топлива в газообразное называется «газификацией» и заключается в сжигании топлива с поступлением количества кислорода воздуха или водяного пара, недостаточном для полного сгорания.
Сегодня газогенераторные установки используют для получения пара, или горячего воздуха для различных технологических процессов, а так же в составе отопительных систем. Однако в 30-е – 40–е годы прошлого века газогенераторы с успехом применяли на транспорте: массовая эксплуатация автомобилей на древесных чурках обещала сберечь жидкое топливо для более важных нужд - тонны сэкономленного бензина можно было направить в вооруженные силы или авиацию.

В 1923 году профессором Наумовым была разработана газогенераторная установка для 3-тонного грузовика, способная работать на древесном угле или на антраците. Установка была испытана в стационарных условиях совместно с 4-цилиндровым бензиновым двигателем Berliet L 14 мощностью 35 л.с. В 1928 году FIAT-15Ter с газогенератором Наумова совершил пробег по маршруту Ленинград – Москва – Ленинград. Первая половина 30-х годов отмечена многочисленными исследованиями, направленными на выявление оптимальной конструкции газогенераторной установки. Статьи об испытательных автопробегах и новых разработках постоянно появлялись в прессе, в том числе и в журнале «За Рулем».
В подавляющем большинстве это были установки для грузового транспорта, что не удивительно – ведь основной транспортной единицей народного хозяйства в период индустриализации являлся грузовик, а не легковой автомобиль. Тем не менее, следует упомянуть созданный в 1935 году ГАЗ-А с газогенераторной установкой Автодор – III. а также ГАЗ-М1 с газогенератором НАТИ-Г12. на котором в сентябре 1938 года был установлен рекорд скорости для газогенераторного автомобиля 60,96 км/ч. Первым серийным газогенераторным автомобилем являлся ЗИС-13. но подлинно массовыми «газгенами» стали ГАЗ-42. ЗИС-21 и УралЗИС-352.
Горение углерода топлива можно описать следующим образом:
С + О2 = СО2 - это полное сгорание топлива, которое сопровождается выделением углекислого газа СО2 ;
и С + (1/2)О2 = СО - это неполное сгорание, в результате которого образуется горючий газ – оксид углерода СО.
Оба этих процесса происходят в так называемой «зоне горения» газогенератора.
Оксид углерода СО образуется также при прохождении углекислого газа СО2 сквозь слой раскаленного топлива:
С + СО2 = 2СО
В процессе участвует часть влаги топлива (или влага, подведенная извне) с образованием углекислого газа СО2. водорода Н2. и горючего оксида углерода СО.
С + Н2 О = СО + Н2
СО + Н2 О = СО2 + Н2
Зону, в которой протекают три описанных выше реакции называют «зоной восстановления» газогенератора. Обе зоны – горения и восстановления – несут общее название «активная зона газификации».
Примерный состав газа, полученного в газогенераторе обращенного процесса газификации при работе на древесных чурках абсолютной влажностью 20%, следующий (в % от объема):
- водород Н2 16,1%;
- углекислый газ СО2 9,2%;
- оксид углерода СО 20,9%;
- метан СН4 2,3%;
- непредельные углеводороды Сn Hm (без смол) 0,2%;
- кислород О2 1,6%;
- азот N2 49,7%
Итак, генераторный газ состоит из горючих компонентов (СО, Н2. СН4. Сn Hm ) и балласта (СО2. О2. N2. Н2 О)

Топливо для газогенераторов
В качестве твердого топлива в газогенераторных установках могут быть использованы древесные чурки, древесный уголь, торф, бурый уголь, каменный уголь.
На территории СССР наиболее распространенным и доступным твердым топливом была древесина, по этому большую часть газогенераторного транспорта составляли автомобили с установками, работающими на древесных чурках.
Главные критериями качества топлива являлись порода древесины, абсолютная влажность и размеры чурок. Приоритет был отдан древесине твердых пород: березе, буку, грабу, ясеню, клену, вязу, лиственнице. Древесину мягких пород допускалось использовать лишь совместно с твердыми в соотношении 50/50. Сосновые чурки использовались без добавления древесины мягких пород.
Для газификации в автомобильных газогенераторах древесину распиливали на чурки длиной от 4 до 7 см, и шириной и высотой от 3 до 6 см. Абсолютная влажность готового твердого топлива не более 22%.
Менее распространены были древесно-угольные газогенераторные установки. Для их эксплуатации рекомендовалось использовать угли древесины твердых пород. Угли древесины мягких пород, склонные к крошению, допускалось применять с добавлением не менее 50% углей древесины твердых пород. Размер кусков древесного угля для газогенераторов поперечного процесса - от 6 до 20 мм, для других типов генераторов – от 20 до 40 мм.
В зависимости от содержания смол и золы твердые сорта топлив для газогенераторов разделяли на смолистые (битуминозные) малозольные (золы до 4%) и многозольные (золы более 4%), а также на безсмольные, или тощие (небитуминозные) малозольные (золы до 4%) и многозольные (золы более 4%). Для разных видов топлива были разработаны газогенераторы соответствующих типов:
- газогенераторы прямого процесса газификации;
- газогенераторы обращенного (обратного, или «опрокинутого») процесса газификации;
- газогенераторы поперечного (горизонтального) процесса газификации.

Типы газогенераторов

Газогенераторы прямого процесса газификации
Основным преимуществом газогенераторов прямого процесса являлась возможность газифицировать небитуминозные многозольные сорта твердого топлива – полукокс и антрацит.
В газогенераторах прямого процесса подача воздуха обычно осуществлялась через колосниковую решетку снизу, а газ отбирался сверху. Непосредственно над решеткой располагалась зона горения. За счет выделяемого при горении тепла температура в зоне достигала 1300 – 1700 С.
Над зоной горения, занимавшей лишь 30 – 50 мм высоты слоя топлива, находилась зона восстановления. Так как восстановительные реакции протекают с поглощением тепла, то температура в зоне восстановления снижалась до 700 – 900 С.
Выше активное зоны находились зона сухой перегонки и зона подсушки топлива. Эти зоны обогревались теплом, выделяемым в активной зоне, а также теплом проходящих газов в том случае, если газоотборный патрубок располагался в верхней части генератора. Обычно газоотборный патрубок располагали на высоте, позволяющей отвести газ непосредственно на его выходе из активной зоны. Температура в зоне сухой перегонки составляла 150 – 450 С, а в зоне подсушки 100 – 150 С.
В газогенераторах прямого процесса влага топлива не попадала в зону горения, поэтому воду в эту зону подводили специально, путем предварительного испарения и смешивания с поступающим в газогенератор воздухом. Водяные пары, реагируя с углеродом топлива, обогащали генераторный газ образующимся водородом, что повышало мощность двигателя.
Подача водяного пара в газогенератор должна производиться пропорционально количеству сжигаемого в газогенераторе топлива. Существовало несколько способов регулировки подачи пара в камеру газификации:
- механический способ, когда вода подавалась в испаритель газогенератора с помощью насоса, приводимого в действие от двигателя и имевшего перепускной кран, который был связан с дроссельной заслонкой. Таким образом, количество воды, подаваемой в газогенератор, изменялось в зависимости от числа оборотов и нагрузки двигателя;
- термический способ, когда в испарителе, расположенном вблизи зоны горения, поддерживался с помощью поплавкового устройства необходимый уровень воды, а количество образующегося пара изменялось в зависимости от нагрева испарителя, то есть в зависимости от температуры в зоне горения;
- гидравлический способ, когда расход воды регулировался иглой, перекрывавшей сечение жиклера. и связанной с мембраной, на которую действовала разность давлений до и после диафрагмы, установленной в газопроводе, соединявшим газогенераторную установку с двигателем ;
- пневматический способ, при котором вода подавалась в испаритель газогенератора вместе с воздухом, засасываемым через обычный карбюратор .

В конструкции газогенератора ЦНИИАТ-АГ-2 был использован принцип центрального подвода воздуха и центрального отбора газа. Газогенератор состоял из корпуса, конической камеры газификации и зольника. Верхняя часть корпуса служила бункером для топлива и имела цилиндрический бак для воды. Трубка для подачи воды располагалась внутри газогенератора, бак подогревался теплом сгорающего топлива. Это обеспечивало надежную работу установки в зимнее время. Камера газификации представляла собой горловину конической формы, которая снизу была окружена рубашкой, заполненной водой для образования водяного пара. Необходимый уровень воды в рубашке поддерживался при помощи поплавкового устройства. Количество образовавшегося пара изменялось в зависимости от теплового режима газогенератора.

Воздух, засасываемый в газогенератор через подогреватель, смешивался с паром и поступал в камеру газификации через щель, образованную рубашкой и поворотной плитой. При вращении плиты рукояткой, расположенной снаружи под днищем газогенератора, ребра, имеющиеся на плите, срезали шлак и сбрасывали его в зольник.
Установки прямого процесса газификации не получили распространения, так как, во-первых, были непригодны для газификации самого распространенного твердого топлива - древесины, а во-вторых, потому что приспособления, необходимые для хранения, дозировки и испарения воды существенно усложняли конструкцию газогенератора.

Газогенераторы обращенного (опрокинутого) процесса газификации.
Газогенераторы обращенного процесса были предназначены для газификации битуминозных (смолистых) сортов твердого топлива – древесных чурок и древесного угля.
В генераторах этого типа воздух подавался в среднюю по их высоте часть, в которой и происходил процесс горения. Отбор образовавшихся газов осуществлялся ниже подвода воздуха. Активная зона занимала часть газогенератора от места подвода воздуха до колосниковой решетки, ниже которой был расположен зольник с газоотборным патрубком.
Зоны сухой перегонки и подсушки располагались выше активной зоны, поэтому влага топлива и смолы не могли выйти из газогенератора, минуя активную зону. Проходя через зону с высокой температурой, продукты сухой перегонки подвергались разложению, в результате чего количество смол в выходящем из генератора газе было незначительным. Как правило, в газогенераторах обращенного процесса газификации горячий генераторный газ использовался для подогрева топлива в бункере. Благодаря этому улучшалась осадка топлива, так как устранялось прилипание покрытых смолой чурок к стенкам бункера и тем самым повышалась устойчивость работы генератора.

Газогенератор ГАЗ-42 состоял из цилиндрического корпуса 1, изготовленного из 2-миллиметровой листовой стали, загрузочного люка 2 и внутреннего бункера 3, к нижней части которого была приварена стальная цельнолитая камера газификации 8 с периферийным подводом воздуха (через фурмы). Нижняя часть газогенератора служила зольником, который периодически очищался через зольниковый люк 7. Воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем. открывал обратный клапан 5 и через клапанную коробку 4, футорку 6, воздушный пояс и фурмы поступал в камеру газификации 8. Образующийся газ выходил из-под юбки камеры 8, поднимался вверх, проходил через кольцевое пространство между корпусом и внутренним бункером и отсасывался через газоотборный патрубок 10, расположенный в верхней части газогенератора. Равномерный отбор газа по всей окружной поверхности газогенератора обеспечивался отражателем 9, приваренным к внутренней стенке корпуса 1 со стороны газоотборного патрубка 10. Для более полного разложения смол, особенно при малых нагрузках газогенератора, в камере газификации было предусмотрено сужение – горловина. Помимо уменьшения смолы в газе, применение горловины одновременно приводило к обеднению газа горючими компонентами сухой перегонки. На величину получаемой мощности влияла согласованность таких параметров конструкции газогенератора, как диаметр камеры газификации по фурменному поясу, проходное сечение фурм, диаметр горловины и высота активной зоны.
Газогенераторы обращенного процесса применяли и для газификации древесного угля. Вследствие большого количества углерода в древесном угле процесс протекал при высокой температуре, которая разрушительно действовала на детали камеры газификации. Для повышения долговечности камер газогенераторов, работающих на древесном угле, применяли центральный подвод воздуха, снижавший воздействие высокой температуры на стенки камеры газификации.

Камера газогенератора НАТИ-Г-15), изготовленная из 12-миллиметровой листовой стали, имела вид усеченного конуса. В средней части газогенератора была смонтирована воздухоподводящая фурма. Она представляла собой чугунную отливку грушевидной формы. Внутри отливки – лабиринт для подвода воздуха в газогенератор. В нижней части камеры газификации располагалась колосниковая решетка, которую вынимали через зольниковый люк при чистке и разгрузке газогенератора. Образовавшийся в камере газификации газ проходил сквозь колосниковую решетку, поднимался вверх между корпусом газогенератора и камерой и отсасывался через газоотборный патрубок. Газогенератор был предназначен для работы на крупном древесном угле, с размером кусков 20 мм – 40 мм.
Газогенераторные установки обращенного процесса газификации, работавшие на древесных чурках, получили наибольшее распространение.

Газогенераторы поперечного (горизонтального) процесса газификации.
В газогенераторах поперечного процесса воздух с высокой скоростью дутья подводился через фурму, расположенную сбоку в нижней части. Отбор газа осуществлялся через газоотборную решетку, расположенную напротив фурмы, со стороны газоотборного патрубка. Активная зона была сосредоточена на небольшом пространстве между концом формы и газоотборной решеткой. Над ней располагалась зона сухой перегонки и выше – зона подсушки топлива.
Отличительной особенностью газогенератора этого типа являлась локализация очага горения в небольшом объеме и ведение процесса газификации при высокой температуре. Это обеспечивало газогенератору поперечного процесса хорошую приспособляемость к изменению режимов и снижает время пуска.

Газогенератор представлял собой цилиндрический бункер, нижняя часть которого, выполненная из листовой стали толщиной 6 – 8 мм, образовывала камеру газификации. В верхней части бункера был расположен люк для загрузки топлива.

Скорость дутья определялась проходным сечением воздухоподводящей фурмы. Фурма служила наиболее ответственной и сложной деталью газогенератора. Она была глубоко погружена в слой топлива и находилась в зоне высокой температуры – непосредственно около носка фурмы температура достигает 1200 – 1300 С. Высокие температурные нагрузки требовали применять водяное охлаждение фурмы. Конструктивно охлаждение фурмы являлось частью системы водяного охлаждения двигателя, или представляло собой самостоятельную систему, питаемую от отдельного бачка.

Воздухоподводящая фурма газогенератора НАТИ-Г-21 состояла из бронзового корпуса 1 и медных трубок 2 и 3 диаметром 20 и 40 мм, образующих водяную рубашку. Тыльная часть наружной трубки 3 была приварена к корпусу 1 фурмы, а носовая часть обварена медью и соединялась с внутренней трубкой 2, свободный конец которой при нагревании фурмы мог перемещаться в сальнике 4. Затяжкой накидной гайки 5 обеспечивалась герметичность водяной рубашки. Вода подавалась через нижний штуцер корпуса фурмы и после прохождения водяной рубашки отводилась через верхний штуцер. Для того чтобы поток воды достиг носка фурмы, к наружной поверхности внутренней трубки параллельно ее оси были приварены две перегородки, направлявшие поток воды к носу фурмы.

Другой важной деталью газогенераторов поперечного процесса газификации служила газоотборная решетка. Газоотборную решетку изготавливали из простой углеродистой или легированной стали толщиной 8 – 12 мм. Ее штамповали в виде изогнутого листа с отбортованными краями или изготавливали в виде плоской пластины. В последнем случае для монтажа решетки в газогенераторе предусматривали специальное гнездо. Отверстия в решетке для прохода газа делали круглыми, диаметром 10 – 12 мм, с раззенковкой со стороны выхода газа. Иногда отверстия делали овальными; в этом случае большая ось овала располагалась горизонтально, что позволяло увеличить проходное сечение без опасности проскакивания за решетку кусков угля (при наклонном расположении решетки).
Этот газогенератор, так же как и газогенератор прямого процесса, был непригоден для газификации топлив с большим содержанием смол. Эти установки применяли для древесного угля, древесноугольных брикетов, торфяного кокса.

Принцип работы автомобильной газогенераторной установки

Автомобильная газогенераторная установка состояла из газогенератора, грубых очистителей, тонкого очистителя, вентилятора розжига и смесителя. Воздух из окружающей среды засасывался в газогенератор тягой работающего двигателя. Этой же тягой выработанный горючий газ «выкачивался» из газогенератора и попадал сначала в грубые очистители охладители, затем – в фильтр тонкой очистки. Перемешавшись в смесителе с воздухом, газо-воздушная засасывалась в цилиндры двигателя .

Охлаждение и грубая очистка газа

На выходе из газогенератора газ имел высокую температуру и был загрязнен примесями. Чтобы улучшить наполнение цилиндров «зарядом» топлива, газ требовалось охладить. Для этого газ пропускался через длинный трубопровод, соединявший газогенератор с фильтром тонкой очистки. или через охладитель радиаторного типа, который устанавливался перед водяным радиатором автомобиля.

Охладитель радиаторного типа газогенераторной установки УралЗИС-2Г имел 16 трубок, расположенных вертикально в один ряд. Для слива воды при промывке охладителя служили пробки в нижнем резервуаре. Конденсат вытекал наружу через отверстия в пробках. Два кронштейна, приваренные к нижнему резервуару, служили для крепления охладителя на поперечине рамы автомобиля.

В качестве простейшего очистителя использовался циклон. Газ поступал в очиститель через патрубок 1, распологавшийся касательно к корпусу циклона. Вследствие этого газ получал вращательное движение и наиболее тяжелые частицы, содержащиеся в нем, отбрасывались центробежной силой к стенкам корпуса 3. Ударившись о стенки, частицы падали в пылесборник 6. Отражатель 4 препятствовал возвращению частиц в газовый поток. Очищенный газ выходил из циклона через газоотборный патрубок 2. Удаление осадка осуществлялось через люк 5.

Чаще всего в автомобильных газогенераторных установках применяли комбинированную систему инерционной очистки и охлаждения газа в грубых очистителях – охладителях. Осаждение крупных и средних частиц в таких очистителях осуществлялось путем изменения направления и скорости движения газа. При этом одновременно происходило охлаждение газа вследствие передачи тепла стенкам очистителя. Грубый очиститель-охладитель состоял из металлического кожуха 1, снабженного съемной крышкой 2. Внутри кожуха были установлены пластины 3 с большим количеством мелких отверстий, расположенных в шахматном порядке. Газ, проходя через отверстия пластин, менял скорость и направление, а частицы, ударяясь о стенки, оседали на них или падали вниз.

Грубые охладители-очистители последовательно соединяли в батареи из нескольких секций, причем каждая последующая секция имела большее количество пластин. Диаметр отверстий в пластинах от секции к секции уменьшался (РИСУНОК 5Г).

Фильтры тонкой очистки

Для тонкой очистки газа чаще всего применяли очистители с кольцами. Очистители этого типа представляли собой цилиндрический резервуар, корпус 3 которого был разделен на три части двумя горизонтальными металлическими сетками 5, на которых ровным слоем лежали кольца 4, изготовленные из листовой стали. Процесс охлаждения газа, начавшись в грубых очистителях – охладителях, продолжался и в фильтре тонкой очистки. Влага конденсировалась на поверхности колец и способствовала осаживанию на кольцах мелких частиц. Газ входил в очиститель через нижнюю трубу 6, и пройдя два слоя колец, отсасывался через газоотборную трубу 1, соединенную со смесителем двигателя. Для загрузки, выгрузки и промывки колец использовали люки на боковой поверхности корпуса. Применялись конструкции, в которых в качестве фильтрующего материала использовалась вода или масло. Принцип работы водяных (барботажных) очистителей заключался в том, что газ в виде маленьких пузырьков проходил через слой воды и таким образом избавлялся от мелких частиц.

Высота барботажного слоя воды в очистителе установки ЦНИИАТ-УГ-1 повышалась от нуля до максимума (100 мм – 120 мм) по мере увеличения отбора газов. Благодаря этому обеспечивалась устойчивая работа двигателя на холостых оборотах и хорошая очистка газа на больших нагрузках. Предварительно охлажденный газ поступал расположенную по центру очистителя газораздаточную коробку. Боковые стенки коробки имели два ряда отверстий диаметром 3 мм. Отверстия были расположены наклонно от уровня воды до нижнего края стенок, погруженных в воду на 70 мм. Четыре отверстия, расположенные выше уровня воды, служили для обеспечения подачи газа на холостом ходу. С ростом числа оборотов эти отверстия перекрывались водой. В пространстве над газораздаточной коробкой при увеличении нагрузки создавалось разряжение, и уровень воды снаружи коробки повышался, а внутри, соответственно – понижался. При этом газ, поступая внутрь коробки, попадал в отверстия, расположенные над уровнем воды, и уже в виде пузырьков поднимался вверх, сквозь наружный водяной столб. Очистившись в воде, газ проходил через кольца, насыпанные на сетки по обе стороны газораздаточной решетки, и направлялся во вторую секцию очистителя, где вторично пропускался через погруженную в воду гребенку окончательно очищался в слое колец.

Вентилятор розжига

В автомобильных установках розжиг газогенератора осуществлялся центробежным вентилятором с электрическим приводом. При работе вентилятор розжига просасывал газ из газогенератора через всю систему очистки и охлаждения, поэтому вентилятор старались разместить ближе к смесителю двигателя. чтобы процессе розжига заполнить горючим газом весь газопровод.
Вентилятор розжига газогенераторной установки автомобиля УралЗИС-352 состоял из кожуха 6, в котором вращалась соединенная с валом электродвигателя крыльчатка 5. Кожух, отштампованный из листовой стали, одной из половин крепился к фланцу электродвигателя. К торцу другой половины был подведен газоотсасывающий патрубок газогенератора 4. Газоотводящий патрубок 1. Для направления газа при розжиге в атмосферу и при работе подогревателя – в подогреватель к газоотводящему патрубку был приварен тройник 3 с двумя заслонками 2.

Смеситель

Образование горючей смеси из генераторного газа и воздуха происходило в смесителе. Простейший двухструйный смеситель а представлял собой тройник с пересекающимися потоками газа и воздуха. Количество засасываемой в двигатель смеси регулировалось дроссельной заслонкой 1, а качество смеси – воздушной заслонкой 2, которая изменяла количество поступающего в смеситель воздуха. Эжекционные смесители б и в различались по принципу подвода воздуха и газа. В первом случае газ в корпус смесителя 3 подводился через сопло 4, а воздух засасывался через кольцевой зазор вокруг сопла. Во втором случае в центр смесителя подавался воздух, а по периферии – газ.
Воздушная заслонка обычно была связана с рычагом, установленном на рулевой колонке автомобиля и регулировалась водителем вручную. Дроссельной заслонкой водитель управлял с помощью педали.

Методы уменьшения потерь мощности двигателей газогенераторных автомобилей

Бензиновые двигатели, переведенные на генераторный газ без каких-либо переделок, теряли 40-50% мощности. Причинами падения мощности являлись, во-первых, низкая теплотворность и медленная скорость горения газовоздушной смеси по сравнению с бензовоздушной, а во-вторых, ухудшение наполнения цилиндров как за счет повышенной температуры газа, так и за счет сопротивления в трубопроводах, охладителе и фильтре газогенераторной установки.
Для уменьшения влияния указанных причин в конструкцию двигателей были внесены изменения. В связи с тем что газовоздушная смесь обладает высокой детонационной стойкостью. была увеличена степень сжатия. Сечение впускного трубопровода было увеличено. Для устранения подогрева газовоздушной смеси и уменьшения потерь давления впускной трубопровод устанавливали отдельно от выпускного. Эти меры позволяли сократить потери мощности до 20-30%.

Эксплуатация автомобилей с газогенераторными установками

Эксплуатация автомобилей с газогенераторными установками имела свои особенности. В силу повышенной степени сжатия работа двигателя на бензине под нагрузкой допускалась лишь в крайних случаях и кратковременно: например, для маневрирования в гаражных условиях.
Инструкция категорически запрещала перевозить на газегенераторных автомобилях огнеопасные и легковоспламеняющиеся вещества, и тем более въезжать на территории, где не допускалось пользоваться открытым огнем – например, топливные склады. Разжигать газогенератор разрешалось только на открытой площадке.
Розжиг газогенератора осуществлялся факелом, тягу в при этом создавал электрический вентилятор. Газ, прокачиваемый вентилятором в процессе розжига, через патрубок выходил в атмосферу. Момент готовности газогенератора к работе определяли, поджигая газ у отверстия выходного патрубка – пламя должно было гореть устойчиво. По окончании розжига вентилятор выключали и пускали двигатель.
При неисправности вентилятора газогенератор можно было разжечь самотягой. Для этого зольниковый и загрузочный люки газогенератора открывали, а под колосниковую решетку подкладывали «растопку» - стружку, щепу, ветошь. Под действием естественной тяги пламя распространялось по всей камере. После розжига люки закрывали и пускали двигатель. Розжиг газогенератора при помощи работающего на бензине двигателя допускался инструкцией лишь в аварийных случаях, так как при этом возникала опасность засмоления двигателя. При движении автомобиля водитель вынужден был принимать во внимание инерцию газогенераторного процесса. Чтобы обеспечить запас мощности, необходимо было поддерживать отбор газа, близкий к максимальному. Для преодоления трудных участков рекомендовалось заранее переходить на понижающие передачи и поднимать обороты двигателя. а так же обогащать газо-воздушную смесь, прикрывая воздушную заслонку смесителя.
В отличие от бензиновых, газогенераторные автомобили требовали более частого пополнения топливом. Догрузку топлива в бункер производили в течение дня во время погрузочно-разгрузочных работ или стоянок.
Обслуживание газогенераторной установки было трудоемким. Чистка зольника газогенератора автомобиля УралЗИС-352 предусматривалась через каждые 250 – 300 км. Через 5000 – 6000 км газогенератор требовал полной чистки и разборки. Трубы охладителя рекомендовалось прочищать раз в 1000 км специальным скребком, входившим в комплект инструмента для обслуживания газогенераторной установки. Нижний слой колец фильтра тонкой очистки необходимо было промывать, выгрузив из фильтра на поддон, через 2500 – 3000 км пробега автомобиля. Верхний слой колец допускалось промывать каждые 10 000 км струей воды через люк в корпусе фильтра.
Оксид углерода СО опасен для человеческой жизни, по этому перед проведением работ по обслуживанию требовалось открыто все люки проветрить газогенераторную установку в течение 5 – 10 минут.

Дополнительные материалы:

За Рулем 1931 № 20 Автомобили на дровах
За Рулем 1933 № 16 Автомобили на дровах
За Рулем 1934 № 17 Газогенератор профессора Карпова
За Рулем 1935 № 1 Пробег газогенераторных автомашин
За Рулем 1935 № 2 Новый четырехосный газогенераторный автобус
За Рулем 1935 № 3 Первый автодоровский газогенератор
За Рулем 1935 № 14 Новый газогенератор для автомобиля ГАЗ-АА