Руководства, Инструкции, Бланки

Нормативные Образцы Личности В Этике Кратко img-1

Нормативные Образцы Личности В Этике Кратко

Рейтинг: 4.7/5.0 (1629 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, Виды этической теории

В результате освоения данной главы студент должен:

• основные виды этических теорий и их роль в жизни человека и общества;

• содержание и отличительные черты гуманитарной и авторитарной этики;

• содержание и особенности индивидуальной и социальной этики;

• различать этические теории, определяющие и мотивирующие реальные поступки и поведение людей в различных жизненных ситуациях;

• анализировать и выделять особенности правового и морального регулирования отношений в обществе;

• ставить задачу на выявление факторов, определяющих модели поведения людей в зависимости от разделяемых ими этических установок и теорий;

• навыками творческого применения знания этических теорий для прогнозирования поведения руководителя и подчиненного в сфере государственного и муниципального управления.

Виды этической теории. Утилитаристская и абсолютистская этика

Какую роль играют этические учения, теория морали в практической деятельности и поведении людей, в какой мере они нужны человеку и нужны ли вообще?

Вопрос отнюдь не риторический, если учесть, что в реальной жизни нравственные представления и усталовки формируются в процессе социализации личности под влиянием многих конкретных обстоятельств, являются личным достоянием каждого человека.

Для того чтобы ответить на него, следует вспомнить, что этика как наука о морали не просто выражает мораль, но и формирует ее. Она, конечно, не дает и не может давать каких-либо конкретных рекомендаций, но она формирует принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и решения.

Моральные знания как знания о должном, которые человек приобретает на основе своего личного нравственного опыта, важны, но недостаточны. Это связано с тем, что следование моральным представлениям и принципам всегда сопряжено с принятием сложных решений. Моральные принципы могут быть ясными, а правильный путь к их достижению – сложным и извилистым. Зачастую достойная с точки зрения морали цель достигается порочными с моральной точки зрения средствами. Как, например, оценить поступок человека, потерявшего работу и решившего, чтобы прокормить семью, распространять наркотики? Иногда человек идет на нарушение буквы морального закона, чтобы сохранить его дух, чтобы не навредить, не сделать хуже (например, сокрытие правды от смертельно больного человека о состоянии его здоровья и т.п.).

Хотя этика не может прямо научить морали, знание этики помогает человеку в решении многих сложных вопросов морали, позволяет ему лучше разбираться в себе и других, правильно оценивать свои поступки, корректировать собственные чувства и мысли. Конечно, окончательный выбор всегда остается за человеком, как единственным субъектом нравственного решения и поступка. Однако знание того, что есть добро, а что зло, порок и добродетель и какие ответы на эти вопросы давали выдающиеся представители этической мысли, много и активно размышлявшие над проблемами нравственности, оставившие человечеству богатейшее и оригинальное этическое наследие, всегда полезно и часто необходимо. Оно не только обогащает внутренний мир человека, но и позволяет ему более осознанно осуществлять моральный выбор, распознавать ситуации, где он неминуем.

Ранее нам уже приходилось говорить о существовании в истории этики многочисленных этических школ и направлений, по-разному определявших поведение как моральное, с различных позиций раскрывающих природу и сущность морали, формы и способы ее воздействия на человека. Для того чтобы разобраться во всем многообразии существующих подходов и взглядов на проблемы морали в научной литературе по вопросам этики используются определенные критерии, с помощью которых можно выделить некоторые типы и разновидности этической теории, базирующиеся на некоторых общих основаниях и установках.

Как уже отмечалось, основным вопросом этики является вопрос о смысле и цели жизни, о том, что следует считать высшим благом, к которому человек должен стремиться.

Используя этот критерий, можно условно разделить все этические теории и концепции морали на утилитаристские и абсолютистские. по-разному определяющие понятие высшего блага или вообще отказывающиеся от такого определения.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

К утилитаристским этическим системам обычно относят те учения, которые ориентируются на достижение утилитарного блага и, как правило, не связывают его достижение с моральным благом. В данном случае поступок или деяние оправдывается достижением пользы, удовольствия, оценивается по результату. Так, гедонизм, как одно из самых древних этических учений, в качестве высшего блага предлагает считать удовольствие, к которому человек, как земное существо, естественно стремится. Эвдемонистические концепции (от греч. eudaimonia – счастье) считают высшим благом для человека стремление к счастью, рассматривают его как систему жизни, в которой удовольствия должны перевешивать страдания. 3. Фрейд рассматривал принцип удовольствия в качестве важнейшего регулятора человеческой жизни и психики.

Изучите приведенный ниже материал, излагающий достоинства и недостатки утилитаристских этических теорий, и ответьте на поставленные вопросы.

Установки сторонников утилитаристских гедонистических и эвдемонистических концепций морали всегда являлись предметом острых дискуссий, вызывали серьезные возражения.

Попытки свести высшие блага к удовольствию (гедонизм), сделать удовольствие самоцелью, подвергались критике эпикурейцами, считавшими, что человек должен стремиться к умеренности в наслаждениях и ограничивать свое стремление к удовольствиям, за которые ему приходится платить излишними страданиями.

С точки зрения стоиков, человеку лучше вообще избегать удовольствий и учиться переносить неизбежные страдания.

По мнению некоторых современных ученых, стремление к удовольствию не может быть отнесено к разряду этических категорий, так как моральная оценка наступает лишь в тех случаях, когда перед человеком стоит осознанный выбор между добром и злом, что никак нельзя назвать удовольствием. Кроме того, человек может получать удовольствие не только от того, что он счастлив, имеет хорошую работу, друзей, нужен людям, обществу, но и от тех вещей, которые вряд ли можно отнести к полезным (например, от наркотиков и др.).

Сказанное, однако, ни в коем случае не означает отрицания самого принципа утилитаризма как важнейшей составляющей поведения современного человека в различных областях его жизни и деятельности. Как считают специалисты, теория утилитаризма является сегодня одной из самых влиятельных в этике бизнеса, в практике деловых отношений. Ее положения о пользе и вреде тех или иных действий на интуитивном уровне используются человеком для оценки моральности поведения. Так, используя принципы утилитаризма, можно легко доказать, что обманывать и предавать нехорошо потому, что ложь и предательство подрывают доверие людей друг к другу, искажают связи между людьми, ведут к распаду целого.

1. Какие возражения, начиная с античности, вызывали установки сторонников гедонизма? Какие аргументы и примеры из личной жизни вы можете привести в поддержку критиков гедонистических концепций морали?

2. Согласны ли вы с мнением некоторых современных ученых о том, что стремление к удовольствию не может быть отнесено к разряду этических категорий? Почему? Приведите примеры.

3. В чем заключается положительное значение принципа и теории утилитаризма для современного человека? В каком смысле принцип утилитаризма может быть использован для оценки морального поведения?

В противовес установкам утилитаристской этики сторонники этического абсолютизма исходят из убеждения, что наибольшую пользу для общества и самого человека приносит его стремление к добродетелям, ориентация на достижение морального блага. К указанному типу абсолютистских теорий морали обычно относят этику Аристотеля и этическое учение Им. Канта, отличающиеся друг от друга различной степенью доктринальности.

Деонтология (от греч. "должный") – отрасль профессиональной этики, изучающая проблемы долга, моральных норм и требований в контексте "долженствования" как проявления социальной необходимости.

Характерной чертой этического учения Канта (этика долга или деонтическая этика) является его жесткая установка на доктринальный характер морали и значительная доля этического ригоризма, происходящего, как и учения древних стоиков, из утверждения об автономности, независимости морали, от стремления реального человека к удовлетворению своих практических потребностей и интересов. Человек, по мнению Канта, должен вне зависимости от обстоятельств выполнять требования морали, которая не только не нуждается в оправдании пользой, но и не совпадает с пользой, ибо ее законы абсолютны. Но в этом и состоит одна из слабых сторон позиции Канта, этический ригоризм которого, по замечанию философа А. Швейцера, не оставляет места для "обычного, нравственного опыта", противоречит глубине этической интуиции человека.

В отличие от этики Канта, построенной на оценке поступка и моральном долге как нравственном императиве, учение Аристотеля имеет менее нормативный характер. Главное внимание в нем сосредоточивалось на стремлении человека к совершенству, формировании нравственной личности, что соответствовало представлениям античной этики об этической самостоятельности личности, ее свободе выбора. Аристотель считал, что реальное благо – это благо, достигаемое самим человеком, осуществляемое в его конкретных действиях и поступках.

Особый интерес представляет учение Аристотеля о добродетелях. имеющее непреходящее значение с точки зрения построения реалистической этики, нацеленной на реального человека. Аристотель не только впервые в истории осуществил классификацию и дал анализ основных человеческих добродетелей, в том числе важнейшей из них – умеренности (благоразумия), особенно необходимой в наших условиях, но и обосновал принцип их реализации в реальном поведении человека. Суть этого принципа, названного философом принципом золотой середины, состоит в нахождении середины в человеческих действиях и чувствах и в выборе середины между их избытком и недостатком. Речь при этом идет не просто о среднем в хорошем, так как не всякое среднее может быть нравственным, нравственным может быть только наилучшее в хорошем. Середина, по Аристотелю, превышает недостаток, но является недостатком по отношению к избытку. Например, мужество – это добродетель, так как представляет собой наилучшее в хорошем. Являясь серединой между безрассудством (избыток) и трусостью (недостаток), оно в то же время не есть крайность по отношению к трусости, а есть середина. Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью, точно так же как щедрость – середина между расточительностью и скупостью, а благоразумие – между распущенностью и бесчувствием. Но не бывает избытка мужества и благоразумия, так же как не может быть хорошего бесстыдства, добродетельного воровства и жадности, середины между убийством и трусостью.

Говоря о ряде принципиальных различий между утилитаристскими и абсолютистскими этическими теориями, следует иметь в виду, что их противопоставление во многом условно. Каждое из этих направлений имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, утилитаристская этика, наряду с упоминавшимися выше позитивными положениями о пользе и вреде тех или иных действий, может провоцировать использование недоброкачественных средств для достижения утилитарного блага. Крайность свойственна и абсолютистской этике, особенно когда она приобретает форму этического ригоризма. Являясь в отличие от утилитаризма бескорыстной в своей основе, она в то же время отказывает человеку в удовлетворении самых необходимых жизненных потребностей, в том числе в чувстве удовлетворения от исполненного долга. Поэтому главная проблема состоит в том, чтобы создать такую этическую систему, которая сочетала бы в себе достоинства и утилитаристской, и абсолютистской этических систем и исключала бы их крайности. Иначе говоря, как сделать так, чтобы, с одной стороны, человек получал удовлетворение от следования высшим моральным ценностям, с другой – эти ценности не допускали бы использование недоброкачественных средств?

В качестве выхода из этого затруднительного положения ряд ученых и философов предлагают вернуться к традициям античной этики, заложенным Аристотелем, и исходить из разумной сущности самого человека, способного адекватно понимать действительность и отвечать за свои поступки. Ни общество, ни коллектив, ни политические лидеры не вправе отнимать у человека его право на свободу волеизъявления, право выбирать между добром и злом и нести ответственность за этот самостоятельный выбор. Важно только, чтобы человек оставался в согласии с реальной действительностью, был верным собственной человеческой сущности, сознательно относился к миру. Это требует от него соразмерять свои поступки и мысли с высшей духовной реальностью, с общественными условиями, интересами окружающих, велениями совести и правильно понимать свои собственные интересы.

Такой реалистичный подход был особенно свойственен гуманистическим направлениям в этике, отдающим предпочтение не внешнему авторитету, а индивидуальному сознанию, нашему собственному "я", реализации человеком своих возможностей. Наиболее яркое воплощение эти установки нашли в творчестве Э. Фромма и, в частности, в его книге "Человек для себя", ставшей образцом классического изложения основ гуманистической этики.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Глава 1

/ Глава 1

1. ЭТИКА КАК НАУКА И ЯВЛЕНИЕ

1.1. Понятие об этике и этикете. 1.2. История этики и нормативные образцы личности. 1.3. Виды этики. 1.4. Категории этики. 1.5. Понятие «профессиональная этика».

1.1. Понятие об этике и этикете

В настоящее время в мировой туристской индустрии главным условием конкуренции является качество сервиса, которое определяется во многом строгим соответствием нормам и требованиям профессиональной этики и профессионального этикета. Нарушение или несоблюдение, а иногда просто незнание профессиональной этики и этикета, в частности делового и речевого, проявляется в форме неуважительного отношения к клиентам и приводит к довольно печальным последствиям в профессиональной деятельности.

Таким образом, чтобы быть успешным в своей профессии, необходимо следовать требованиям профессиональной этики и профессионального этикета.

Слово «этика » греческого происхождения и на греческом языке означает обычай, нрав, характер. Впервые данный термин употребил Аристотель более 2300 лет назад, указывая и описывая, что должны люди делать, какими быть и к чему стремиться, чтобы со­вершать правильные, нравственные поступки. В своих книгах «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» он подробно рассматривал различные добродетели и подчёркивал их важность в жизни людей.

В современном мире этика рассматривается как учение о морали, в частности, о правилах и нор­мах человеческого поведения, об обязанностях людей по от­ношению друг к другу.

Мораль (от лат. - нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Поэтому мораль — важ­нейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, науке, труде и т. д. Именно в этических нормах и ценностях вы­ражаются наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности нашего поведения и поступ­ков других людей. И каждый из нас, так или иначе, сознательно или неосознанно опирается на эти представления, руководствуется ими в своей личной и профессиональной жизни. Но многое в поведении и общении человека зависит от того, как он понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени с ними считается. Поэтому очень важно знать основные правила этики и этикета, в том числе профессиональной и деловой этики.

Со временем этика перешла от описания нравов, и превратилась в теоретическую дисциплину – философию морали.

Мораль и нравственность – синонимы, по латыни mores– нравы. Таким образом, этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой – соотношение добра и зла.

Этика, как наука о морали изучает также этикет, историю возникновения тех или иных его норм.Этикет (франц. etiquette — «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном об­ществе. В настоящее время мы используем почти автоматически многие правила, веками выработанные человечеством. Выполнять предписания этикета означает прини­мать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. С помо­щью этикета можно «измерить» отношения между людьми: отношения близкие и далекие, теплые и прохладные, дружес­кие и натянутые, равные и неравные. Взаимное расположение людей в торжественной или траурной церемонии, место за столом легко получает этикетное значение и передает равенст­во или неравенство участников церемонии.

Значение равенства или неравенства имеет об­щий характер и выражает также различия по полу, возрасту, служебному положению и другим характеристикам общаю­щихся людей. Общаясь с людьми, мы, так или иначе, оцениваем от­ношения с ними, подводим под определенный тип, регулиру­ем их — и помогают нам в этом средства этикета.

История этики и нормативные образцы личности

Мораль – понятие историческое, возникшее вместе с человеком и обществом, и она в зависимости от уровня развития общества подразделяется на типы, соответствующие типам общественных систем. Следовательно, можно выделить первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы морали и

мораль современного информационного общества.

Таким образом, понятие этики исторически изменчиво, т. к. менялись и меняются морально-нравственные ориентиры в жизни людей. Формирование и развитие этики как науки проходит сквозь всю историю культуры, общества и человека. Этика трансформировалось, приобретала и приобретает новые значения на разных этапах человеческого развития.

Ещё на заре человечества людей беспокоили вопросы, что можно считать добром, а что злом, какие добродетельные качества необходимы человеку для хорошей жизни, что такое счастье и в чём его сущность, что такое справедливость, честь, совесть, как человек должен поступать в тех или иных случаях жизни и т.д. Этика, как особая философская наука, связанная с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни, не только даёт знания в области морали, но раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных форм поведения в различных жизненных ситуациях.

Именно этика является основополагающим элементом культуры, общества. Замечательный гуманист XXвека, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» указывал, что этическое является конструирующим элементом культуры.

В жизни первобытного общества этика ближе всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые подчёркивали принадлежность человека к ценностной системе его племени, которая была едина для всех членов этого объединения. В то же время эти обычаи, ритуалы, в рамках которых протекала жизнь человека, и которым он безоговорочно следовал, воспринимались им и другими людьми его сообщества как единственно верный и возможный способ жизни.

Но со временем человек начал более глубоко задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, и наступил совершенно иной этап в развитии и понимании этики.

Первые этические знания появились в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) и Древней Греции. Уже в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» впервые проявились этические представления древних греков. Эти произведения наполнены религиозно-мифологическим мировоззрением. Главный и непререкаемый источник морали здесь боги.

В античной этике нашли яркое воплощение идеалы греческой культуры. В первую очередь, это - гармония человека с действительностью, равновесие духовного и телесного, здоровое отношение к богатству, счастье человека и основные способы и условия его достижения. Основными этическими добродетелями в Древней Греции считали мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость).

Греческие герои – это люди, физически сильные и красивые, мужественные и благоразумные, доброжелательные и справедливые. Эти добродетели не только провозглашались на словах, им старались следовать как важнейшим жизненным принципам. Люди, обладающие этими добродетелями, вызывали искреннее восхищение и рассматривались в качестве образца для молодёжи в достижении жизненных успехов.

Практически во всех культурах носителями наилучших добродетелей обычно выступают народные герои и святые. Именно носителей добродетелей обычно называют нормативными образцами личности. Каждый народ в своей стране выдвигает свои образцы личности, которым подражают и которыми восхищаются. Таким образом, понятие нормативной личности опирается на народный идеал, возникающий и развивающийся из народных представлений о правде и лжи, о хитрости и уме, о смелости и трусости, всегда связан с народной историей, языком, религией, народным бытом, общественно-политическим устройством.

Средневековье представляет другой этап развития этики и морально-нравственных ориентиров. В средневековой Европе на основе христианской религии выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Жизнь человека на земле – это только подготовка к жизни небесной. Христианская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о которых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди.Нормативный образец личности в это время – человек, глубоко верующий, аскетичный, смиренный, бескорыстный.

Эпоха средневековья, которая обычно отождествляется с периодом феодализма, охватывает V-XVвв. Героями средневековья являются не только святые и добрые христиане, но и рыцари. Кодекс рыцаря включал следующие добродетели: хорошо владеть шпагой, мечом, копьём; быть отличным наездником; играть в шахматы, уметь плавать; знать все способы псовой и соколиной охоты; уметь слагать стихи для «прекрасной дамы». А вот читать, владеть грамотой было не обязательно. Три основных положения составляли рыцарский кодекс: дав клятву верности сюзерену, до смерти хранить её; помогать угнетённым, обиженным, незаслуженно оскорбляемым; нанесённое оскорбление человеком, равным ему, рыцарь должен смыть его кровью.

Первые два требования нередко нарушались, а третье чаще всего соблюдалось, но не из-за отчаянной храбрости рыцарей, а в силу общего презрения и изгнания из среды рыцарей того, кто был оскорблён, но не бросал перчатку, вызывая на дуэль. Традиция дуэлей перешла к дворянству.

Новое в развитие этики внесла эпоха Возрождения (14-15 вв.) – принцип гуманизма. Главным эпоха Возрождения провозгласила не любовь к богу, а любовь к человеку. Суровую религиозную мораль Средневековья сменили прямо противоположные моральные нормы и ценности Возрождения. Вместо строгого религиозного аскетизма – радостное жизнелюбие, ханжеского ограничения - откровенная свобода нравов, самоотречения как личности - интерес к проявлению человеческой индивидуальности. В настоящее время широко используется выражение «человек эпохи Возрождения», когда хотят отметить яркость личности, которая выступает активным творцом своей жизни и судьбы, сама определяет своё место в окружающем мире и свои отношения с ним.

В Новое время (18-19 века) в этических идеалах вновь проявляется гуманистическая направленность. Зародившаяся буржуазия придерживается протестантских религиозных позиций и демонстративно отказывается от старых представлений о нравственности. Паразитический образ жизни аристократии, сословные привилегии дворянства и духовенства осуждаются. Приветствуются в качестве положительных нравственных ориентиров протестантские ценности гражданского общества: труд, бережливость, скромность, воздержание, честность. Труд рассматривается как основа жизни и главное средство личностного обогащения. Воздержание и скромность рассматриваются как компоненты сохранения и приумножения богатства. Честность приветствуется в качестве основного принципа деловых отношений

Нравственный идеал того времени – энергичный трудолюбивый буржуа, собственными силами и честным путём добивающийся богатства и положения в обществе.

Позднее этические проблемы стали всё более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Многое сделал для развития этики того времени немецкий философ И. Кант (1724-1804). В одной из своих работ он отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству».

Интересно, что именно в это время происходят значительные изменения в ранее тождественных понятиях этики, морали и нравственности. Теперь каждое из них приобретает своё специальное значение. Этика является теорией, а мораль и нравственность отражением реальных явлений в жизни человека и общества. Из них нравственность – это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Иначе говоря, соблюдение общепринятых пра­вил, традиций, следование нормативному образцу.

Мораль – это то, что и как должно быть. Таким образом, можно утверждать, что этика является наукой о «должном». Она выступает ориентиром для человека в его жизненном пространстве, показывает, как он «должен» поступать в том, или ином, случае.

В XIX-XXвеках одним из главных направлений этического поиска исследователей становится проблема проявления самостоятельности в выборе и его этического измерения, осознания морали как сферы самостоятельного выбора. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и другие учёные стремятся познать тайные (иногда порочные) мотивы поведения человека.

Следует отметить, что с античных времен практически до конца XIXвека всё внимание философов сосредоточено было на описании образа достойного человека и достойного общества, т.е. на поиски нормативного образца личности и общества. Но вXXвеке внимание философов именно на критическом анализе человека и общества сосредоточилось, характерным является отсутствие таких образов, положительный образ человека лишь подразумевается. Исключение здесь представляет Советский союз, где нормативными положительными образцами личности являлись пламенные революционеры, герои гражданской войны, герои Великой Отечественной войны, активные строители коммунизма, на примере которых официально вос-

питывались подрастающие поколения.

Следует помнить, что система ценностей того или иного периода никогда не является однородной, потому что в общение вступают люди, принадлежащие к разным группам и разным культурам. Особенно наглядно проявилась пестрота моральных воззрений, ценностей и идеалов в конце XXи началеXXIвв.

В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

- история морали и этических учений

- теория морали: структура и функции

- нормативная этика и высшие моральные ценности

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XXвека широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассматривать как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой – уровнем их нравственной культуры. Таким образом, прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией».

В прикладную этику входят:

Экологическая этика. рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика. отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности. разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения. изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика. вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет. как свод правил общения и поведения людей.

Основные категории этики

Все человеческие поступки оцениваются через понятия добра и зла. Гегель писал: «Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным».

Чувства, мысли, намерения, поступки могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла или к нему ведущими. Поэтому добро и зло - главные категории этического сознания, предельные полярные характеристики человеческого мира, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Таким образом, добро, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Великий русский писатель Л.Н. Толстой указывал: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта - качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Довольно часто для всеобщего добра надо отступиться от своего маленького «добра», от своей корыстной пользы и добровольно принести их в жертву интересам рода, этим помогая человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. А вот отношения полезности часто базируются на принципе: ты - мне, я – тебе.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то з ло - всегда уничтожение, разрушение, унижение. Зло ведёт к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Великий богослов Августин Блаженный говорил, что «зло – это отсутствие добра».

Философы утверждают, что в основном зло, существующее

в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это - физическое или природное зло. Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла - собственно нравственное зло. Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла - враждебность ираспущенность. Проявления враждебности бывают разные. В первую очередь, это - агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть. Чувство зависти вызывает у человека желание неудачи, несчастья другим людям. Именно зависть считается одним из самых тяжких грехов, т. к. все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие также является злом, которое проявляется в неуважительно-презрительном, надменном отношении к людям. Данное зло направлено от человека к другим людям. Оно сознательно, активно, энергично, стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Злобный человек, человек для которого зло является нормой, а иногда и удовольствием, как бы мстит другим более успешным людям за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в личной жизни, в профессиональной и общественной деятельности.

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям. Ещё Августин Блаженный утверждал, что один из трёх главных грехов человека – это похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Распущенный человек легко поддаётся соблазнам. У него нет чувства ответственности за себя и свои поступки, а тем более за других людей.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) писал в своих работах, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью, что оно вырастает на экономическом основании. Центральной осью, вокруг которой строится человеческая личность, Руссо считал совесть. Она выражает себя не в суждениях, а в чувствах. Цивилизация разрушает человеческую эмоциональность. Процесс развития общества - это процесс отчуждения, установления враждебных отношений людей по отношению друг к другу, а вот доброжелательность и сочувствие - их природное стремление. Классовое расслоение, неравенство и противостояние, сопровождающая всё это ненависть, ухудшает и искажает нравы. По мнению Руссо в человеке есть две первоначальные способности: стремление к самосохранению (в классовом обществе оно преобразуется в себялюбие) и стремление к сочувствию. Это - естественные добродетели, они порождают и ограничивают друг друга. Ведущим, однако, по его мнению, является сочувствие.

Интересны этические взгляды на моральное зло К. Маркса (1818 – 1883) и В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). В основе их этических учений находилась совокупность идей, тесно связанных с главной целью - построением коммунистического общества, к которому вела мировая революция. С их точки зрения, моральное зло как составная часть социального зла исторически возникает и ярко проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Эти понятия исторические, они зависят от реальных, конкретных общественных отношений и обстоятельств. Например, в первобытном обществе добром считалось всё, что способствовало выживанию рода. Таким образом, добродетелью могло быть не только мужество и храбрость, но и коварство, хитрость и даже жестокость.

Добро и зло – понятия не только ценностные, но и оценочные. И поэтому они несут в себе элемент человеческой субъективности, личных пристрастий и эмоциональности. Субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире.

Русский философ Н.О. Лосский указывал, что зло всегда относительно и утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра, например в смерти. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Другую точку зрения высказывал русский философ С.Л. Франк. Он писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Известный философ Ницше утверждал, что зло необходимо так же, как и добро: они являются необходимым условием человеческого существования и развития. Однако, их единство – это единство противоположностей. И в то же время между добром и злом идёт непрерывная борьба. Эта постоянная борьба не может завершиться окончательной победой одной из сторон.