Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Обоснования Безопасности Машин И Оборудования img-1

Образец Обоснования Безопасности Машин И Оборудования

Рейтинг: 4.2/5.0 (1641 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обоснование безопасности машин и оборудования - МТК Эксперт

Новости

27.09.2016
Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин и ректоры ряда российских ВУЗов подписали соглашение о создании Сетевого университета в сфере ядерной, энергетической и промышленной безопасности. Подробнее >>

26.09.2016
Центробанк обнародовал проект обновленного положения о правилах обязательного страхования опасных объектов (ОСОПО).Подробнее >>

08.09.2016
Национальный лифтовый союз и общественный совет при Минстрое России разработали проект Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов. Подробнее >>

Нам доверяют Обоснование безопасности машин и оборудования

Закажите онлайн
скидка -15%

Технические устройства, которые применяются на ОПО и подпадают под действие технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», подлежат обязательному подтверждению соответствия. Одним из ключевых документов, которые подаются в специализированный орган при сертификации или декларировании соответствия, выступает обоснование безопасности машин и оборудования.

Обоснование безопасности (ОБ) машин, оборудования, изделий – это документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта (статья 2 ТР ТС 010/2011).

Обоснование безопасности машин и оборудования готовится на этапе проектирования (разработки) технического устройства. Оригинал ОБ хранится у разработчика/проектировщика, а копия – у изготовителя ТУ и эксплуатирующей организации (п. 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 и п. 25 раздела 4 ТР ТС 032/2013).

Различают полное и краткое обоснование безопасности машин и оборудования. Краткое ОБ носит декларативный характер, не содержит результатов испытаний (измерений) и разрабатывается в основном для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013.

Полное ОБ, напротив, включает результаты всех расчетов, испытаний, документальное подтвержденное обоснование установленных мер по обеспечению безопасности, а также комплект конструкторской и эксплуатационной документации. Такой вид документа используется при проведении процедур контроля и надзора.

Зачем разрабатывать обоснование безопасности машин и оборудования

Необходимость разработки обоснования безопасности машин и оборудования установлена техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (статья 4, п. 7) и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (раздел 4, п. 25).

ОБ входит в комплект обязательных документов, которые подаются в орган по сертификации при проведении подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям техрегламентов Таможенного союза. Другими словами, для того чтобы получить сертификат или декларацию соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013, заявитель должен предоставить в числе прочих технических документов на оборудование копию обоснования безопасности. Об этом говорят п. 10 статьи 8 ТР ТС 010/2011 и п. 16 раздела 4 ТР ТС 032/2013.

Однако требования закона (ТР ТС) – не единственная причина, по которой следует разрабатывать обоснование безопасности машин и оборудования. Так, в ходе испытаний удается узнать, какие риски могут быть при эксплуатации технического устройства. При этом разработка обоснования безопасности позволяет принять меры для их снижения и/или устранения. Кроме того, на основе ОБ делаются выводы о надежности и ремонтопригодности оборудования. Также документ позволяет составить требования к персоналу, который будет управлять техническими устройствами. Наряду с этим, ОБ позволяет оценить безопасность конкретного оборудования для окружающей среды и способы снижения рисков для нее как в процессе эксплуатации, так и после утилизации.

Надзор за соблюдением требований ТР ТС

Надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» применительно к техническим устройствам на ОПО осуществляет Ростехнадзор. Информация о ежегодных плановых проверках в этой области размещается на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора и составляет порядка 30% от общего числа проверок.
В ходе контрольных мероприятий специалисты Ростехнадзора проверяют весь набор разрешительной и технической документации на ТУ, включая наличие обоснования безопасности машин и оборудования.

Как разработать обоснование безопасности машин и оборудования

При разработке обоснования безопасности машин и оборудования следует руководствоваться требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

Для подготовки ОБ может быть использован национальный стандарт ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», который устанавливает структуру и содержание обоснования безопасности машин и оборудования.

Так, ОБ состоит из титульного листа, введения и 11 разделов:

Раздел 1. Основные параметры и характеристики оборудования.
Раздел 2. Общие принципы обеспечения безопасности оборудования.
Раздел 3. Требования к надежности оборудования.
Раздел 4. Требования к персоналу/пользователю оборудования.
Раздел 5. Анализ риска использования оборудования.
Раздел 6. Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию оборудования.
Раздел 7. Требования к управлению безопасностью при эксплуатации оборудования.
Раздел 8. Требования к управлению качеством при эксплуатации оборудования.
Раздел 9. Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования.
Раздел 10. Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования.
Раздел 11. Требования безопасности при утилизации оборудования.


Обоснование безопасности может содержать приложения с результатами расчетов, а также другую информацию (на усмотрение разработчика). В обосновании безопасности допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие нормативные документы, при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В зависимости от вида и назначения технического устройства ОБ может быть дополнено другими разделами (подразделами) либо в него могут не включаться отдельные разделы, либо отдельные разделы могут быть объединены в один.

Кратко охарактеризуем каждую из составных частей обоснования безопасности машин и оборудования.

1. Титульный лист – содержит наименование и/или символьное обозначение оборудования, обозначение ОБ, сведения о разработчике (проектировщике) оборудования и разработчике ОБ. Подробнее требования к Титульному листу ОБ описаны в п. 4.7 (раздел 4) ГОСТ Р 54122-2010. Образец титула ОБ приведен в приложении А указанного национального стандарта.

2. Ведение – содержит общую информацию: наименование оборудование, его назначение, область применения (при необходимости) и условия эксплуатации, сведения о разработчиках разделов ОБ и документах, подтверждающих квалификацию разработчиков (копии лицензий и т.п.) и т.д. Подробнее о содержании раздела «Введение» можно узнать в п. 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

3. Основные параметры и характеристики оборудования – содержание раздела описано в п. 6.2 ГОСТ Р 54122-2010. При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта оборудования, руководства по эксплуатации и т.д.

4. Общие принципы обеспечения безопасности оборудования – в этом разделе описываются общие мероприятия, произведенные проектировщиком (разработчиком) для реализации принципов безопасности. Чтобы подробнее ознакомиться с содержанием раздела 2 ОБ, обратитесь к п. 6.3 ГОСТ Р 54122-2010. Мы приведем несколько рекомендаций по составлению раздела.
К примеру, с целью реализации принципов пассивной безопасности в обосновании безопасности можно:
  • указать документы, в которых четко определена область применения оборудования;
  • указать конструктивные мероприятия (например, об ограничении зоны работ, предусмотренных блокировках, применении конкретных устройств безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия, предупреждающие потребителя об оставшемся риске и т.д.
Для реализации принципов экологической безопасности ОБ может включать:
  • информацию о принципах выбора отдельных элементов и узлов оборудования (например, с учетом содержания вредных веществ в воздухе, уровня шума, излучаемого в пространство, уровня электромагнитных излучений и т.п.);
  • сведения о максимально допустимом уровне внешнего шума от работы оборудования со ссылкой на соответствующий протокол измерений и т.д.
Чтобы реализовать принцип эргономичности, можно указать особенности выбора и расположения систем управления оборудованием, размеры и уровень освещенности рабочего места и т.д.

В разделе 2 обоснования безопасности важно разграничить ответственность между проектировщиком (разработчиком), изготовителем и потребителем (эксплуатирующей организацией). Закономерно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за применение мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной и продолжительной работы оборудования важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу, исключая тем самым риск неправильной эксплуатации ТУ.

5. Требования к надежности оборудования – структура и содержание раздела детально описаны в п. 6.4 ГОСТ Р 54122-2010. В разделе 3 ОБ целесообразно описать и выделить момент, при котором оборудование направляется на капитальный ремонт, а также состояние, при котором дальнейшая эксплуатация оборудования без капитального ремонта невозможна. В числе мер для обеспечения надежности можно указать сведения о том, что:
  • отдельные цепи управления могут быть дублированы;
  • владелец должен регулярно проводить техническое освидетельствование и работы по техобслуживанию;
  • персонал, проводящий техобслуживание, должен быть обучен и аттестован;
  • должны быть установлены только оригинальные запасные части (дополнительно привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ) и т.д.
6. Требования к персоналу/пользователю оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.5 ГОСТ Р 54122-2010. Например, можно дать характеристику лица, ответственного за эксплуатацию оборудования (оператор, машинист и проч.): не моложе 18 лет, обучен и аттестован в порядке, установленном законодательством в сфере промышленной безопасности. Указанные требования, включая ответственность, права и обязанности персонала, должны быть также прописаны в руководстве по эксплуатации оборудования.

7. Анализ риска использования оборудования – основные требования к содержанию раздела подробно описаны в п. 6.6 ГОСТ Р 54122-2010. Анализ риска в данном случае – это изучение на этапе проектирования технических требований к оборудованию. Проектировщик (разработчик ОБ) фактически должен описать все негативные (аварийные) ситуации, которые могут произойти с оборудованием на всех стадиях его жизненного цикла (от начала проектирования ТУ до его утилизации), определить, как часто это может произойти, и какие последствия это вызовет. Затем разработчик ОБ должен определить, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этих опасностей, на основании чего внести корректирующие и защитные меры в проект.

8. Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию оборудования – в этом разделе ОБ согласно п. 6.7 ГОСТ Р 54122-2010 указывается информация об организации, объеме, последовательности и сроках пусконаладочных работ и испытаний, которые осуществляются при вводе в эксплуатацию оборудования и всех его элементов, важных для безопасности. К примеру, следует обязательно указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил руководство по эксплуатации.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию, которые указываются в обосновании безопасности, зависят от особенностей оборудования. К типовым можно отнести следующие:
  • установка оборудования в месте, удобном для работы, проверка несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления оборудованием, особенности окончания работ и т.д.
9. Требования к управлению безопасностью при эксплуатации оборудования – содержание этого раздела ОБ подробно описано в п. 6.8 ГОСТ Р 54122-2010. Сведения для наполнения раздела можно взять из руководства по эксплуатации оборудования. К типовым примерам относятся:
  • указания по организации безопасной работы для владельца оборудования;
  • перечень указаний по технике безопасности;
  • специальные требования к персоналу;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.д.
10. Требования к управлению качеством при эксплуатации оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.9 ГОСТ Р 54122-2010 и взять материалы из руководства по эксплуатации оборудования. К типовым требованиям можно отнести:
  • минимально необходимые требования к квалификации персонала, эксплуатирующего оборудование;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в паспорте во время эксплуатации оборудования;
  • указания о необходимости своевременно выявлять и заменять неисправные устройства безопасности в оборудовании и т.д.
11. Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования – требования к содержанию раздела подробно описаны в п. 6.10 ГОСТ Р 54122-2010. Можно также использовать данные их руководства по эксплуатации. К типовым требованиям можно отнести конкретные:
  • указания о необходимости предотвращать попадание опасных веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, кислоты, аккумуляторов в законодательно установленном порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности и т.д.
12. Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.11 ГОСТ Р 54122-2010. Также рекомендуем разместить в обосновании безопасности и иной эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем (эксплуатирующей организацией) и предупредить его о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт оборудования без согласования с изготовителем и/или проектировщиком.

13. Требования безопасности при утилизации оборудования – раздел можно составить, ориентируясь на п. 6.12 ГОСТ Р 54122-2010. Дополнительно разработчик ОБ может при необходимости указать на то, что перед отправкой на утилизацию оборудование нужно разобрать, а его детали рассортировать. Разработчик ОБ может напомнить эксплуатирующей организации, что при разборке и утилизации компонентов оборудования нужно соблюдать общие правила техники безопасности (к примеру, персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты).

Надеемся, что информация в этой статье поможет вам ориентироваться в вопросах подготовки и применения обоснования безопасности машин и оборудования, а также в документах, которые регламентируют его разработку.

Другие статьи

Примеры оформления обоснования безопасности - сайт с формами

Обоснование безопасности машин и или оборудования


А пока нет других стандартов с требованиями к разработке обоснования сохранности на местности таможенного союза, советуем применять имеющийся государственный эталон русской федерации гост р 54122-2010. Гост 2.101-68 единая система конструкторской документации. Презентацию на тему: обоснование сохранности. Сертификация и декларирование продукции. Кто должен разрабатывать обоснование сохранности машин и либо оборудования и для что оно требуется. Оригинал обоснования сохранности оборудования должен храниться у разраба проектировщика, а копия. По данной нам причине понятия обоснование сохранности машин и либо оборудования и обоснование сохранности изделия в неких вариантах так же можно считать равнозначными. Разрабатывать обоснование сохранности на изделие импортного производства можно с внедрением имеющейся у изготовителя технической документации technical file for machinery or relevant technical documentation for partly completed machinery, наличие которой предвидено приложением VII Annex VII. Общие сведения и правила разработки. Документ, а также сведения из конструкторской, содержащий анализ риска, эксплуатационной, провождающий машинки и либо оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации опосля проведения капитального ремонта, технологической документации о мало нужных мерах по обеспечению сохранности. Мы надеемся, 2011, что вышеуказанные вопросцы будут сняты методом внесения конфигураций в гост р 54122-2010 и в список стандартов к тр тс 010. Оказывается, на местности 3-х государств существует лишь один эталон, содержащий требованиями к разработке обоснования сохранности машин и либо оборудования. Первых, изложения и дизайна обоснования сохранности, утвержденным постановлением правительства русской федерации от 15 сентября 2009 года № 753, эталон, установленные техническим регламентом «о сохранности машин и оборудования», распространяется только на требования сохранности, устанавливающий правила построения. Обоснование сохранности обязано разрабатываться при проектировании машинки и либо оборудования изготовителями, либо организациями, проектировщиками машин и либо оборудования, привлекаемыми для целей разработки конструкторской и эксплуатационной документации. Подробную информацию о сроках, стоимости и процедуре разработки обоснования сохранности вы сможете получить по телефону. Изготовителям и эксплуатирующим организациям необходимо уделить особенное внимание наличию эксплуатационной документации и обоснований сохранности на изготавливаемые и эксплуатируемые ими машинки и оборудование, 2011, подпадающие под действие тр тс 010. Разработка конструкторских и эксплуатационных документов. Для целей доказательства соответствия требованиям технического регламента таможенного союза о сохранности машин и оборудования обоснование сохранности предоставляется в неотклонимом порядке.

Примеры оформления обоснования безопасности

Примеры оформления обоснования безопасности

Группа: Пользователь
Сообщений: 15
Регистрация: 07.03.2012
Пользователь №: 14055
Спасибо сказали: 0 раз(а)

примеры оформления обоснования безопасности

Группа: Администраторы
Сообщений: 1311
Регистрация: 01.06.2007
Пользователь №: 1
Спасибо сказали: 656 раз(а)

Обоснование безопасности машин и оборудования

Обоснование безопасности машин и оборудования О документе

Cогласно регламенту «О безопасности машин и оборудования», «машина» - ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел приводится в движение с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединённых вместе для конкретного применения. В качестве примера можно привести обработку или переработку материала, его перемещение или упаковку.

Термину «оборудование» тоже стоит уделить внимание – это «применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения её основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему». При этом стоит учитывать ещё один документ – это ГОСТ ЕСКД 2.101-68. По Единой Системе Конструкторской Документации в некоторых случаях определения «машина» и «оборудование» равнозначны определению «изделие», приведённому в этом ГОСТе. Поэтому понятия «обоснование безопасности машин и (или) оборудования» и «обоснование безопасности изделия» в некоторых случаях можно также считать равнозначными.

Основная информация о документе

Обоснование безопасности (далее - ОБ) сопровождает машины и оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняется результатами оценки рисков после проведения капитального ремонта. Этот документ разрабатывается для обеспечения безопасности сотрудников на производстве, с целью предотвращения несчастных случаев, предотвращения причинения вреда здоровью человека и окружающей среде.

Обоснование безопасности разрабатывается изготовителями и проектировщиками машин и оборудования. Этим также может заняться специально привлечённая организация, к услугам которой заказчик прибегает для целей разработки конструкторской и эксплуатационной документации. Оригинал обоснования хранится у разработчика (проектировщика), а копия – у изготовителя и у организации, эксплуатирующей оборудование. Обоснование нужно предоставлять в обязательном порядке по требованию органов государственного контроля (надзора) - для подтверждения требований соответствующего Технического регламента.

Стоит обратить внимание на то, что Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» обязывает заявителей хранить декларацию о соответствии и доказательные материалы к ней в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии.

Краткое ОБ не содержит результатов измерений и испытаний и применяется для подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента. Оно носит скорее декларативный характер. Полное же ОБ, помимо включения результатов всех расчётов и испытаний, содержит документально подтверждённое обоснование установленных мер по обеспечению безопасности. Именно такая форма ОБ используется при проведении процедур контроля и надзора.

Разрабатывать обоснование безопасности на изделие импортного производства можно с использованием имеющейся у изготовителя технической документации. Однако подход к такой разработке потребуется самый серьёзный, ведь в ОБ должны содержаться не только основные параметры и характеристики машин и оборудования (МО), но и общие принципы обеспечения безопасности МО, требования к надёжности МО. Кроме того, в Обосновании рассматриваются и требования к персоналу или пользователю МО: это и анализ риска применения оборудования, и требования безопасности при вводе в эксплуатацию, требования к управлению качеством при эксплуатации МО и даже у охране окружающей среды при эксплуатации МО. Специалистам эта ситуация знакома, а для наших читателей поясним: в отличие от типичных процедур при сертификации, требования технических регламентов стремятся к тому, чтобы максимально полно и точно ужесточить соответствие заданным параметрам. Именно поэтому задаётся такая строгая система соответствия, в которой должно быть предусмотрены буквально все моменты обращения с машинами и оборудованием. При таком подходе учитываются все опасные производственные факторы, существующие на предприятии.

Обоснование должно фактически отражать состояние машины и (или) оборудования после ввода в эксплуатацию и при эксплуатации. Поэтому, если в проектную, конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности МО, то Обоснование тоже подлежит изменению и дополнению.

Независимо от страны происхождения машины и (или) оборудования, при разработке обоснования безопасности следует учитывать требования следующих стандартов:

  • ГОСТ ЕН 1070-2003 «Безопасность оборудования. Термины и определения».
  • ГОСТ Р 51344-99 «Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска».
  • ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности» - устанавливает требования к составу и содержанию Обоснования, полноте приводимой в нём информации, к порядку подготовки и оформления.
Зачем это необходимо

Обоснование безопасности (далее - ОБ) сопровождает машины и оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняется результатами оценки рисков после проведения капитального ремонта. Этот документ разрабатывается для обеспечения безопасности сотрудников на производстве, с целью предотвращения несчастных случаев, предотвращения причинения вреда здоровью человека и окружающей среде.

ООО «НПК ТехСервис» окажет Вашей организации все услуги по разработке и доработке Обоснования безопасности машин и оборудования. Наш Центр разрешительной документации также занимается разработкой проектной, конструкторской и эксплуатационной документации на машины и оборудование.

Необходимые Документы

Для разработки Обоснования безопасности в общих случаях необходимо предоставить следующие документы и информацию:

  • Руководство по эксплуатации на МО, выполненное согласно ГОСТ 2.610-2006.
  • Паспорт (-а) на оборудование, если Обоснование разрабатывается на конкретные МО.
  • Технические условия по ГОСТ 2.114-95, если МО производится на территории РФ по Техническим условиям.
  • Сертификаты соответствия на составные части МО.
  • План пуско-наладочных работ и результаты их выполнения.
  • Общие требования к персоналу: обязанности, права и ответственность персонала.
  • Мероприятия по защите персонала и населения в случае аварии, меры оказания помощи ппострадавшим.
  • Сведения о деятельности по обеспечению качества на месте эксплуатации МО (при проведении инспекционного контроля или испытаний, метрологическом обеспечении и др.).
  • Методы, способы, процедуры утилизации, нейтрализации, захоронения, переработки опасных материалов – если таковые присутствуют в составе машин и (или) оборудования.

Если эксплуатационная документация не содержит всю информацию, предусмотренную указанными стандартами, необходимо дополнительное рассмотрение перечня недостающих сведений.

Специалисты «НПК ТехСервис» могут оказать Вашей организации помощь в разработке недостающей инженерно-конструкторской документации.

г. Москва, Хибинский проезд, д.20, офис 501

ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ


Для оценки стоимости пришлите нам
Ваши документы, или позвоните!

ОБ – обоснование безопасности, документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта. «ГОСТ Р 54122-2010 Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности» (аналог technical file, используемого в Директиве ЕС 2006/42ЕС – безопасность машин). ГОСТ Р Настоящий стандарт распространяется на требования безопасности, которые устанавливаются в соответствии с техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года N 753 (аналогичный ГОСТ для ТР ТС разработан, еще не утвержден).

Учитывая, что документ ОБ был обязателен (с точки зрения законодательства. на практике запрашивать ОБ начали только после вступления в силу ТР ТС) еще при действии 753 постановления (национальный ТР), даже, если вступят технические регламенты ЕЭК, требования к наличию ОБ в нем не отменят.

Наличие документа обязательно при подтверждении соответствия (оформлении сертификатов/ деклараций) по ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013.

Из статьи 4 ТР ТС 010/2011 «п. 7. При разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование». Т.е. копия у вас должна хранится в любом случае.

Из статьи 8 ТР ТС 010/2011 п. 10. «При проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента, который включает:

  • обоснование безопасности ;
  • технические условия (при наличии);
  • эксплуатационные документы;
  • перечень стандартов, указанных в статье 6, требованиям которых должны соответствовать данные машины и (или) оборудование (при их применении изготовителем);
  • контракт (договор на поставку) (для партии, единичного изделия) или товаросопроводительную документацию (для партии, единичного изделия);
  • сертификат на систему менеджмента изготовителя (при наличии); сведения о проведенных исследованиях (при наличии);
  • протоколы испытаний машины и (или) оборудования, проведенных изготовителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя и (или) испытательными лабораториями (центрами) (при наличии);
  • сертификаты соответствия на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний (при наличии);
  • сертификаты соответствия на данные машины и (или) оборудование, полученные от зарубежных органов по сертификации (при наличии);
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие машин и (или) оборудования требованиям безопасности настоящего технического регламента (при наличии).


Из статьи 10 ТР ТС 010/2011 п. 4. «Заявитель обязан хранить декларацию о соответствии и доказательственные материалы в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии. Комплект документов, подтверждающих соответствие, должен предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованиям»

Согласно Статьи ТР ТС 010/2011 п. 10. Состав доказательственных материалов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии «1. В качестве доказательственных материалов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, используются документы, указанные в пункте 10 статьи 8 настоящего технического регламента.

Таким образом, Обоснование безопасности является документом, который имеет право затребовать Ростехнадзор для оборудования применяемого на ОПО.

Органы по сертификации могут предъявить замечания к ОБ, в случае сертификации оборудования. В случае регистрации декларации, согласно порядку регистрации декларации соответствия требованиям ТР ТС (Решение Коллегии ЕЭК "Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза" № 76 от 09.04.2013) ОС не дает замечаний по содержанию документов. Тем не менее в любом случае, при разработке обоснования безопасности в нашей организации, мы даем гарантию на разрабатываемый документ, и в случае замечаний от ОС (при декларировании или сертификации продукции не в нашем органе по сертификации) или замечаний со стороны контролирующих органов, наши эксперты в срок до 5 рабочих дней исправят полученные замечания.

ВЫСЛАТЬ ВАМ ПРИМЕР ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Документ - Обоснование безопасности

Электромагнитное реле по определениям не является машиной (электрооборудованием) или опасным производственным объектом (ОПО), поэтому
1. либо данный документ не требуется для него,
2. либо нужно смотреть не те нормы, которые рассматриваются здесь.

Подозреваю: кто-то необоснованно требует наличие данного документа (смотри п.1). Можете предоставить доказательство обратного?

Михайло Администратор Сообщения: 2946 Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Наше реле применяется в ж/д транспорте. Необходимо пройти декларирование на соответствие ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». А по требованию этого регламента необходимо наличие ОБ на составные части ж/д транспорта. Смущает только то что в регламенте не сказано, что ОБ необходимо составлять в соответствии с ГОСТ Р 54122-2010.

обоснование безопасности – документ, содержащий анализ риска, а
также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической
документации о минимально необходимых мерах по обеспечению
безопасности, сопровождающий продукцию на всех стадиях жизненного цикла
и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии
эксплуатации после проведения ремонта;

14. При декларировании соответствия на основании собственных
доказательств заявитель, принимающий декларацию о соответствии,
самостоятельно формирует комплект доказательственных материалов,
содержащий:
а) учредительные документы;
б) конструкторскую и технологическую документацию;
в) обоснование безопасности ;
г) акт отбора типовых образцов продукции.

Как написать обоснование безопасности

Как написать обоснование безопасности

Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 . введенного Решением Комиссии Таможенного союза 18 октября № 823, он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011:

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее – просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде сертификации или декларирования ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия.

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК. Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложенииVII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

ОБ должно содержать введение и разделы, расположенные в следующей последовательности:

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;
  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;
  • требования к надежности машины и (или) оборудования;
  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;
  • анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования ;
  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;
  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;
  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;
  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;
  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;
  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

ОБ может содержать приложения с результатами расчетов и другую информацию.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.

Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.
  • Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

    Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

    Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

    При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

    Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

    В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

    Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

    Требования к надежности машины и (или) оборудования

    Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

    Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

    Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

    Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

    Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

    Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.